Главная
страница 1 ... страница 2страница 3страница 4

Библиографический список





  1. Ананьич Б.В. Кризис власти в России. Реформы и революционный процесс 1905 – 1917 г. // История СССР. – 1991. - № 2.

  2. Бабашкин В.В. Крестьянская революция в России и концепция аграрного развития // Общественные науки и современность. – 1998. - № 2.

  3. Борьба за массы в трех революциях в России. – М., 1981.

  4. Булдаков В.П. Красная смута. Природа и последствия революционного насилия. – М. РОССПЭН, 1997.

  5. Власть и общественные организации в России в первой трети XX столетия. – М., 1993.

  6. Власть и реформы. От самодержавной к советской России. – СПб., 1996.

  7. Гальперина Б.Д. Февральская революция и права солдат // Вопросы истории. – 2000. - № 10.

  8. Герасименко Г.А. Трансформация власти в России в 1917г. // Отечественная история. – 1997. - № 1.

  9. Данилов А.А. Политические партии России. Конец XIX – начало XX века // Вопросы истории. – 1997. - № 2.

  10. Деникин Л.И. Очерки русской смуты. - М., 1991.

  11. Ершова Э.Б. Революция, реформы и российская творческая интеллигенция в первой пол. XX в. // Вопросы истории. – 2001. - № 6.

  12. Знаменский О.Н. Интеллигенция накануне Великого Октября (февраль-октябрь 1917 г.). – Л.: Наука, 1988.

  13. Зоркальцев В.И. Кризис российской экономики 1914 – 1921 гг. // ЭКО. – 2000. - № 9.

  14. Измозик В. Временное правительство. Люди и судьбы // Вопросы истории. – 1994. - № 6.

  15. Клейн Б.С. Россия между реформой и диктатурой (1961 – 1920 гг.) // Вопросы истории. – 1991. - № 9-10.

  16. Леонов С.В. Партийная система России (конец XIX в. – 1917 год) //Вопросы истории, 1999, №11-12.

  17. Леонтьева Т.Г. Вера и бунт: духовенство в революционном обществе России начала XX в. // Вопросы истории. – 2001. - № 1.

  18. Малышева С.Ю. Временное правительство России. Современная отечественная историография. - Казань: Хэтер, 2000.

  19. Миллер В. 1917-й: взлет и падение меньшевиков //Свободная мысль. – 1995. - № 10.

  20. Могильницкий Б.Г. Бердяев Н.А. о Русской революции //Новая и новейшая история. – 1995. - № 6.

  21. Непролетарские партии в трех революциях. - М., 1989.

  22. Рабинович А. Большевики приходят к власти. – М., 1990.

  23. Рейман М. Заметки по интерпретации 1917 г. // Отечественная история. – 1994. - № 4-5.

  24. Троцкий Л.Д. К истории русской революции. - М., 1990. - Т. 1, 2.

  25. Февральская революция 1917 г. Сборник документов и материалов. - М.: РГГУ, 1997.

  26. Чокаев М. Революция в Туркестане. Февральская эпоха // Вопросы истории. – 2001. - № 2.

  27. Шишкин В.А. Власть. Политика. Экономика. Послереволюционная Россия (1917 - 1928). - СПб., 1997.


Методические рекомендации
1. При подготовке к первому вопросу занятия необходимо, прежде всего, уяснить причины Февральской буржуазно-демократической революции. Это в определенной степени является повторением материала, связанного с изучением системного кризиса, поразившего страну в результате незавершенности капиталистической модернизации экономики. Следует также вспомнить поражение Первой русской революции, которая не сумела разрешить вопросы ликвидации феодально-крепостнических пережитков, создания условий для свободного развития капиталистических отношений и явилась основной причиной обострения социальных противоречий в стране, что в конечном счете привело к новой революции. Свою роль сыграла и Первая мировая война, которая явилась мощнейшим катализатором революции в России.

Далее необходимо определить соотношение организованной борьбы против самодержавия и фактора стихийности в февральских событиях 1917 г. Следует иметь в виду, что позиции царизма были существенно подорваны действиями либеральной и радикальной оппозиции, однако свержение самодержавия произошло по незапланированному сценарию, по воле рабочих и солдат Петрограда, что подчеркивает демократичный характер революционного движения. Детально рассмотрите хронику событий конца февраля 1917 г., действия правительственного лагеря и оппозиционных партий в этих условиях.

Следующим важным аспектом темы является возникновение системы двоевластия в стране. При его изучении необходимо учесть спонтанность процесса образования Временного правительства и Советов рабочих и солдатских депутатов, что наложило свой отпечаток на функционирование новой политической системы. Оба учреждения своими действиями зачастую парализовали друг друга, что в конечном итоге привело к нарастанию хаоса в стране. В этих условиях на развитие политического процесса оказывали влияние и другие силы: фабрично-заводские комитеты, профсоюзы, кооперативные учреждения и т.д. На Кубани роль этой силы выполняла казачья Рада.

Определенную устойчивость Временному правительству в первые месяцы его существования обеспечивала поддержка руководства Советов, в состав которого входили меньшевики и эсеры. Важно понять причину такой позиции умеренных социалистов, которая заключалась в давлении на правительство с целью скорейшего проведения демократических преобразований, создании условий для свободного развития капиталистических отношений. Только тогда, по их трактовке марксовой теории, мог встать вопрос о "мирном врастании капитализма в социализм". Соглашательская политика умеренных социалистов также способствовала утверждению системы двоевластия.



2. При рассмотрении второго вопроса следует детально остановиться на политических программах основных политических партий, таких как партия конституционных демократов, социалистов-революционеров, РСДРП(м) и РСДРП(б). Об идейных установках партий умеренных социалистов уже шла речь. Что касается партии кадетов, то после свержения самодержавия она стала правящей партией, представители которой преобладали в правительстве. Следуя своей программе, кадеты через правительство провели ряд прогрессивных преобразований, характеристике которых нужно уделить внимание при подготовке вопроса.

Вместе с тем ошибочная позиция правительства в вопросе о войне стала для него поистине роковой, так как все благие намерения кабинета министров разбивались о недовольство народных масс продолжающейся войной. Через призму данного обстоятельства необходимо проанализировать сущность трех кризисов Временного правительства, причину неудач кадетов в попытках стабилизировать обстановку.

Другая сторона вопроса должна касаться нарастания стихийного недовольства деятельностью правительства со стороны широких масс рабочих, крестьян и солдат, самочинных действий последних по решению насущных проблем. Приведите примеры массовых забастовок рабочих, крестьянских бунтов, антиправительственных выступлений солдат и матросов.

С учетом данной обстановки следует рассматривать процесс усиления авторитета большевистской партии. Признавая безусловную роль лидера партии (В.И. Ленина), нужно отметить объективную оценку политической обстановки в стране, данную им в "Апрельских тезисах", ставших политической программой большевиков по подготовке социалистической революции, рациональные подходы к путям завоевания власти.

Далее следует проследить, каким образом большевики использовали неудачную политику кадетов и умеренных социалистов, нарастание народного недовольства в целях укрепления своих позиций. Следует остановиться на событиях корниловского мятежа, поведении большевиков и их политических оппонентов. Анализ последствий мятежа позволит лучше понять особенности политической обстановки в стране осенью 1917 г.

ТЕМА II

Октябрьская революция 1917 года и проведение

коренных преобразований в Советской России
1. Причины обострения системного кризиса осенью 1917 г. и роста революционных настроений.

2. Октябрьская революция и различные исторические оценки этого события.



3. Процесс формирования нового государства и общественной модели в конце 1917- первой половине 1918 г.
Библиографический список


  1. Аксенов В.Б. Милиция и городские слои в период революционного кризиса 1917 года. Проблемы легитимности // Вопросы истории. – 2001. - № 8.

  2. Аникин В. А. Элементы сакрального в русских революционных теориях (К истории формирования советской идеологии) // Отечественная история. – 1995. - № 1.

  3. Ананьич Б.В. Кризис власти в России. Реформы и революционный процесс 1905 – 1917 гг. // История СССР. – 1991. - № 2.

  4. Бабашкин В.В. Крестьянская революция в России и концепция аграрного развития // Общественные науки и современность. – 1998. - № 2.

  5. Борьба за массы в трех революциях в России. – М., 1981.

  6. Булдаков В.П. Красная смута. Природа и последствия революционного насилия. - М. РОССПЭН, 1997.

  7. Власть и реформы. От самодержавной к советской России. – СПб., 1996.

  8. Власть и общественные организации в России в первой трети XX столетия. – М., 1993.

  9. Гросул В.Я. Истоки трех русских революций // Отечественная история. – 1997. - № 6.

  10. Данилов А.А. Политические партии России. Конец XIX - начало XX века // Вопросы истории. - 1997. - № 2.

  11. Знаменский О.Н. Интеллигенция накануне Великого Октября (февраль-октябрь 1917г.). - Л.: Наука, 1988.

  12. Зоркальцев В.И. Кризис российской экономики 1914 – 1921 гг. // ЭКО. – 2000. - № 9.

  13. Зайнетдинов Ш.Р. Революция, насилие, прогресс // Отечественная история. – 1995. - № 5.

  14. Злоказов Г.И. Переговоры об "однородном социалистическом правительстве" после Октябрьской революции // Отечественная история. – 1996. - № 5.

  15. Карр Э. История Советской России. Большевистская революция 1917-1923. - М.: Прогресс, 1990. - T.1, T.2.

  16. Куренышев А.А. Крестьянство России в период войны и революции (1917-1920гг.) // Вопросы истории. – 1999. - № 4-5.

  17. Клейн Б.С. Россия между реформой и диктатурой (1961 – 1920 гг.) // Вопросы истории. – 1991. - № 9-10.

  18. Леонов С.В. Партийная система России (конец XIX в. – 1917 год) // Вопросы истории. – 1999. - № 11-12.

  19. Леонов С.В. Рождение советской империи: государство и идеология, 1917-1922 гг. - М.: Диалог, МГУ, 1997.

  20. Миллер В. 1917-й: взлет и падение меньшевиков //Свободная мысль. – 1995. - № 10.

  21. Петров Ю.А. Москва революционная // Отечественная история. – 1996. - № 2.

  22. Пименов Р.И. Россия без центральной власти (1917-1921). - Сыктывкар, 1998.

  23. Протоколы Центрального комитета Партии социалистов-революционеров с комментариями Чернова В.М. // Вопросы истории. – 2000. - № 7-10.

  24. Рабинович А. Большевики приходят к власти. – М., 1990.

  25. Томпкинс С. Триумф большевизма: революция или реакция? // Отечественная история. – 1995. - № 5.

  26. Шишкин В.А. Власть. Политика. Экономика. Послереволюционная Россия (1917 – 1928). – СПб., 1997.


Методические рекомендации
1. При рассмотрении первого вопроса необходимо вспомнить предыдущий материал, связанный с углублением общенационального кризиса, неудачными попытками Временного правительства стабилизировать политическую ситуацию, нарастанием революционной активности масс. Следует привести данные о дальнейшем ухудшении экономической обстановки в стране осенью 1917 г. Так валовая продукция за этот год уменьшилась на 36%, добыча угля - на 24%, доменное производство - на 50%. Государственный долг России составлял около 50 млрд. руб. В сельском хозяйстве валовый сбор хлеба уменьшился на 1/3 по сравнению с 1914 г. Нарастала угроза массового голода.

В условиях экономического и политического кризиса, роста народного недовольства существовали три реальные альтернативы дальнейшего развития страны: установление диктатуры правых сил, диктатуры леворадикальных сил и продолжение демократического процесса. Проявлениям этих альтернатив осенью 1917 г. необходимо уделить внимание при подготовке вопроса.

При этом следует продемонстрировать бесперспективность демократической альтернативы в сложившейся обстановке. В качестве доказательств можно привести неудачные попытки Временного правительства по консолидации демократических сил на Всероссийском Демократическом совещании, недееспособность вновь созданных органов власти, таких как Совет пяти и Временный Совет Российской республики. В этих условиях становилась реальной альтернатива установления диктатуры правого или левого толка.

2. Приступая к изучению второго вопроса, следует остановиться на подготовке большевиками свержения Временного правительства, показать сложную обстановку в руководстве РСДРП(б) при обсуждении этого вопроса, точность политического расчета В.И. Ленина, который настаивал на немедленном проведении вооруженного восстания. Внимательно изучите принятый на заседании ЦК РСДРП(б) 16 октября план вооруженного восстания, который определял действия восставших.

Необходимо познакомиться с хроникой событий 24-25 октября 1917 г., в ходе которых восставшими были захвачены все важнейшие объекты Петрограда, взят штурмом Зимний дворец и арестовано Временное правительство. Постарайтесь ответить на вопрос: "С чем связано отсутствие больших жертв при проведении восстания?"

Далее следует рассмотреть основные решения II съезда Советов, такие как провозглашение Советской власти, декреты о мире и земле, создание новых органов власти.

Следует учесть, что в состав Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета (ВЦИК) помимо большевиков вошли левые эсеры. В то же время последние отказались участвовать в Советском правительстве, настаивая на примирении большевиков с покинувшими съезд правыми эсерами и меньшевиками. Создание большевиками однородного правительства стало первым предвестником однопартийной системы в стране.

В заключение подготовки вопроса следует обратиться к различным оценкам Октябрьской революции. Среди них выделяется сложившееся в советской историографии определение этого события как Великой Октябрьской социалистической революции, ставшей исторической вехой на пути движения человечества к свободе, равенству и прогрессу.

Этой точке зрения противостоит определение западных политологов и части современных российских историков, которые характеризуют Октябрь 1917 г. как государственный переворот, приведший к Гражданской войне, многочисленным страданиям населения, тупиковому варианту развития страны. Постарайтесь выработать собственное мнение по этой проблеме.



3. При подготовке третьего вопроса необходимо рассмотреть процессы создания органов Советской власти в центре и на местах, осуществления экономических и политических преобразований. Необходимо уделить внимание складыванию однопартийной политической системы в Советской России. В контексте данной проблемы рассмотрите систему мер большевистской партии по уничтожению своих политических оппонентов, разгон Учредительного собрания, подавление левоэсеровского мятежа в июле 1918 г.

В качестве примера своеобразия политической обстановки на окраинах России изучите развитие политического процесса на Кубани, деятельность казачьей, а затем Законодательной Рады, попытки краевого правительства консолидировать коренное и иногороднее население в рамках Кубанской республики. В то же время здесь, как и в целом по стране, проявлялось влияние Советской власти, что в конечном итоге привело к обострению политической обстановки.

Следует также уделить внимание экономической политике Советской власти, которая представляла собой первый "большевистский эксперимент" по утверждению государственной собственности на основные средства производства как основы развития экономики. В связи с этим изучите процесс национализации крупных предприятий и банков, получивший название "красногвардейской атаки на капитал", введение рабочего контроля и продовольственной диктатуры. Дайте оценку этой политике с точки зрения объективных потребностей развития России в этот период.

ТЕМА III

Новая экономическая политика

и внутрипартийная борьба
1. Причины общего кризиса в стране после окончания Гражданской войны. Начало и сущность новой экономической политики, основные направления и проблемы ее реализации.

2. Внутрипартийная борьба: причины разногласий, теоретические платформы группировок, ход и результаты.


Библиографический список


  1. Бажанов Б. Воспоминания бывшего секретаря Сталина. – М., 1990.

  2. Бухарин Н.И. Проблемы теории и практики социализма. – М., 1989.

  3. Вишневский А.Г. Серп и рубль: Консервативная модернизация в СССР. – М.: ОГИ, 1998.

  4. Гимпельсон Е.Г. НЭП и советская политическая система, 20-е гг. - М.: ИРИ, 2000.

  5. Демчик Е.В. Предпринимательская деятельность нэпманов в Сибири // Вопросы истории. - 1999. - № 7.

  6. Есиков С.А., Протасов Л.Г. "Антоновщина": новые подходы // Вопросы истории. – 1992. - № 6-7.

  7. Кабанов В.В. Кооперация, революция, социализм. - М., 1996.

  8. Кронштадская трагедия 1921 года // Вопросы истории. – 1994. - № 4-6.

  9. Лютов Л.Н. Государственная политика в годы НЭПа. 1921 – 1923. – Саратов, 1996.

  10. Мау В.А. Реформы и догмы. 1914-1929. - М., 1993.

  11. Назаров О.Г. Проблемы планирования в контексте борьбы за власть в условиях НЭПа // Отечественная история. – 2000. - № 4.

  12. НЭП: приобретения и потери. – М., 1994.

  13. Осокина Е.А. За зеркальной дверью Торкина // Отечественная история. – 1995. - № 2.

  14. Павлюченков С.А. Крестьянский Брест или предыстория большевистского нэпа. – М., 1996.

  15. Павлюченков С.А. Военный коммунизм в России: власть и массы. – М., 1997.

  16. Поляков Ю.А. Советская страна после окончания Гражданской войны. – М.: Наука, 1996.

  17. Население России в XX веке. Исторические очерки
    В 3-х т. /Т.1. 1900 – 1939 гг. – М.: РОССПЭН, 2000.

  18. Такер Р. Сталин. Путь к власти. - М., 1991.

  19. Тяжельникова B.C. Самоубийства коммунистов в 1920-е годы // Отечественная история. – 1998. - № 6.

  20. Троцкий Л.Д. Моя жизнь. - М., 1990.

  21. Фельштинский Ю.Г. Разговоры с Бухариным. Комментарии. - М., 1993.

  22. Фельштинский Ю.Г. Тайна смерти Ленина // Вопросы истории. – 1999. - № 1.

  23. Цакунов С.В. В лабиринте доктрины: из опыта разработки экономического курса в 1920-е гг. - М., 1994.


Методические рекомендации
1. Причины политического и экономического кризисов в стране после окончания Гражданской войны должны быть вам понятны по предыдущему занятию. При подготовке данного вопроса необходимо повторить этот материал и, кроме того, конкретизировать данные о хозяйственной разрухе в начале 1921г. В частности, уровень производства упал до 14% довоенного, из-за отсутствия топлива стояло большинство заводов и фабрик, продукция сельского хозяйства сократилась по сравнению с довоенным временем на треть.

Покажите примеры негативных демографических и социальных изменений в составе российского общества: ухудшения демографических показателей, массовой эмиграции и миграции населения внутри страны, люмпенизации пролетариата и т.д. Обратите внимание на катастрофическое положение деревни, массовый голод и эпидемии.

В этой обстановке продолжение политики "военного коммунизма" поставило страну на грань национальной катастрофы. Ответом широких масс населения стало сильнейшее недовольство большевистским правлением, что все чаще выливалось в открытые вооруженные выступления.

Рассмотрите примеры наиболее опасных для большевиков крестьянских выступлений: в Тамбовской губернии, Западной Сибири, Северном Кавказе, в том числе и на Кубани. Дайте характеристику идеологии повстанческого движения, конечных целей, к которым стремились его участники. Отдельно остановитесь на восстании моряков в Кронштадте в марте 1921 г. Покажите ход борьбы большевиков с восставшими, карательный характер подавления антибольшевистских выступлений.

Приступая ко второй части вопроса, раскройте значение X съезда РКП(б) как поворотного момента в историческом развитии страны. Наряду с освещением принятых на съезде мер по укреплению единства партии, покажите суть начавшихся перемен в политике правящей партии. Конкретизируйте 1) понятие "новая экономическая политика" 2) отличие нэпа от политики "военного коммунизма". При этом обратите внимание на либерализацию экономических отношений, допущение элементов свободы рынка и товарно-денежного обращения. Рассмотрите основные направления нэпа: введение хозрасчетных отношений в промышленности, "оздоровление" финансовой системы, расширение сферы государственного капитализма и привлечение иностранного капитала, разрешение деятельности частного капитала, развитие кооперативного движения, стимулирование различных видов хозяйствования в городе и деревне на основе принципов материальной заинтересованности.

Оценивая преимущества новой экономической политики, обратите внимание на ее изначально противоречивый характер. Дело в том, что, допуская определенную свободу экономических отношений, большевистская партия полностью сохраняла монополию политического руководства, не делая реальных шагов к созданию правового гражданского общества, не меняя по сути свои идеологические установки. Как следствие, имел место постоянный мучительный выбор руководства партии между рыночным нэпом и бестоварным социализмом, что нашло отражение в ходе внутрипартийных дискуссий 1920-х гг.



2. При рассмотрении второго вопроса постарайтесь разобраться в причинах идейных разногласий партийных группировок в РКП(б)-ВКП(б). Их суть, прежде всего, в различных подходах к социалистическому строительству и осуществлению индустриализации как его основе. Решение проблемы накопления средств для проведения индустриализации и стало камнем преткновения во внутрипартийных дискуссиях.

Внимательно проанализируйте теоретические платформы сторонников форсированного проведения индустриализации (группа Троцкого, троцкистско-зиновьевская оппозиция) и предлагаемые ими методы "первоначального накопления капитала" за счет перекачки средств из аграрного сектора. Сравните их с экономической программой сторонников сбалансированного развития хозяйства на основе нэпа (большинство - в ЦК партии, главным идеологом был Н.И. Бухарин). Сформируйте собственное мнение о правильности позиций партийных группировок в вопросе осуществления индустриализации.

Следует иметь в виду, что за спорами о путях строительства социализма скрывались стремления лидеров партийных группировок завоевать руководство в партии. Познакомьтесь с характеристиками участников этой борьбы: И.В. Сталина, Л.Д. Троцкого, Г.Е. Зиновьева, эволюцией их идейных взглядов и политической деятельностью.

Рассмотрите ход внутрипартийной борьбы, обратив внимание на беспринципность ее участников в вопросах верности своим идеалам, в использовании любых средств для завоевания власти. Объясните причины победы Сталина, выделив в качестве основной возможность Сталина манипулировать кадрами и органами государственной власти в качестве Генерального секретаря ЦК ВКП(б). В заключение укажите негативное влияние внутрипартийной борьбы на развитие советского общества и государства.



ТЕМА IV

Развитие промышленности и сельского хозяйства

в СССР в 1920-е гг.


  1. Проблема накопления средств для осуществления индустриализации и попытки ее решения.

  2. Основные направления и результаты индустриального развития СССР в 1920-е гг.

  3. Главные проблемы развития сельского хозяйства и попытки их решения в условиях НЭПа.


Библиографический список


  1. Аграрная история Дона и Северного Кавказа: Сборник трудов. – Ростов-на-Дону, 1980.

  2. Аграрная политика Коммунистической партии на Дону и Северном Кавказе (1920-1937 гг.). – Ростов-на-Дону, 1985.

  3. Виноградов С.В. НЭП: опыт создания многоукладной экономики. – М., 1996.

  4. Гимпельсон Е.Г. Советские управленцы: политический и нравственный облик (1917-1920гг.) // Отечественная история. – 1997. - № 5.

  5. Голанд Ю.М. Кризисы, разрушившие нэп. - М., 1991.

  6. Гребениченко С.Ф. Поливариантность эволюции и управление хозяйственными процессами // Мир России. – 1995. - № 3-4.

  7. Данилов А.А. История России XX в. Сравнительные материалы. - М., 1996.

  8. Зеленин И.Е. Первая советская программа массового освоения целинных земель (20-30-е гг.) // Отечественная история. – 1996. - № 2.

  9. Ибрагимова Д.Х. НЭП и перестройка. Массовое сознание сельского населения в условиях перехода к рынку. – М.: РОССПЭН, 1997.

  10. Исаев И.А. Переходная экономика нэпа // История СССР. – 1990. - № 2.

  11. Мухин М.И. Эволюция системы управления советской оборонной промышленностью в 1921-1941 годах и смена приоритетов "оборонки" // Отечественная история. – 2000. - № 3.

  12. НЭП: завершающая стадия. Соотношение экономики и политики. – М., 1998.

  13. НЭП: приобретения и потери. – М., 1994.

  14. Пайпс Р. Россия при большевиках. - М., 1997.

  15. Панарин А.А. Развитие сельскохозяйственной кооперации на Дону, Кубани и Ставрополье в 1921-1929 гг. – Армавир, 2000.

  16. Плотников И.Е. Крестьянские волнения и выступления на Урале в конце 20-х - начале 30-х годов // Отечественная история. – 1995. - № 2.

  17. Поляков Ю.А. Переход к нэпу и советское крестьянство. – М., 1967.

  18. Секушкин В.И. Отторжение. НЭП и командно-административная система. – Л., 1990.

  19. Серова Е.В. Сельскохозяйственная кооперация в СССР. – М., 1991.

  20. Симонов Н.С. Военно-промышленный комплекс СССР в 1920-50-е годы. – М., 1996.

  21. Устиновский И.В. Ленинская аграрная программа и ее осуществление на Северном Кавказе (октябрь 1917 – 1929 гг.). – Ростов-на Дону, 1989.

  22. Файн Л.Е. Отечественная кооперация: исторический опыт. – Иваново, 1995.


Методические рекомендации


  1. При рассмотрении первого вопроса следует уяснить сущность индустриализации как процесса создания крупного машинного производства в экономике страны, показать объективную необходимость индустриализации в СССР.

Далее определите существенные трудности, при которых осуществлялся процесс индустриализации в СССР. К ним следует отнести отсутствие надежных источников накопления средств из-за ограниченности собственных возможностей и нежелание западного капитала оказывать СССР экономическую помощь.

На прошлом занятии вы познакомились с двумя противоположными подходами к решению этой проблемы, проявившимися в ходе внутрипартийной борьбы. В ходе подготовки данного вопроса изучите, каким образом решалась проблема накопления средств на основе принципов нэпа.

В связи с этим используйте материалы XIV съезда ВКП(б), который поставил задачи всемерного развития государственного сектора как основы социалистической экономики, внесения в управление народным хозяйством планового начала, установления новых взаимоотношений между городом и деревней с учетом расширения крестьянского спроса не только на продукты потребления, но и на средства производства, сокращения непроизводительного потребления, с тем, чтобы сэкономленные средства направить на строительство заводов и фабрик.

Реализация этих задач позволяла направить экономическое развитие СССР по относительно плавному пути развития, без перекосов и дисбаланса между различными отраслями народного хозяйства при сохранении социального мира в стране. Однако использование принципов нэпа не позволяло осуществить индустриализацию в кратчайшие сроки, чего требовали объективные потребности развития страны и международная обстановка.



2. С учетом этих обстоятельств следует рассматривать ход и результаты промышленного развития СССР в 1920-е гг. Данный процесс необходимо разделить на три этапа. Первый из них включает 1921 - 1925-е гг., на протяжении которых происходило восстановление хозяйства. Продемонстрируйте примеры восстановительных работ на предприятиях пищевой и легкой промышленности, отдельных объектов крупного производства. Второй этап, начавшийся с середины 1920-х гг., как уже отмечалось, стал попыткой осуществления индустриализации на принципах нэпа. На первых порах эта политика дала ощутимые результаты. Уже в 1926 г. в стране было построено 4 крупные электростанции и пущено 7 новых шахт, а в 1927 г. – еще 14 электростанций, среди них - Днепрогэс, и 16 шахт.

Осветите начальный этап индустриализации на Кубани. При этом имейте в виду своеобразие промышленного развития в крае, которое объяснялось аграрным характером хозяйства Кубани. Поэтому основное внимание здесь уделялось предприятиям пищевой и перерабатывающей промышленности. Однако в крае имелись и крупные промышленные предприятия, такие как армавирский завод "Армалит", новороссийские цементные заводы и завод "Молот", туапсинский "Юрмез" и крупные предприятия г. Краснодара (более 40).

Третий этап промышленного развития СССР в рассматриваемый период охватывает 1928-1929 гг. Следует отметить, что в это время ход индустриализации стал замедляться. Причиной явились хлебозаготовительные трудности, возникшие зимой 1928 г., следствием чего стало уменьшение средств, получаемых за счет продажи хлеба за границу. В этих условиях сталинское руководство применило чрезвычайные меры, фактически вернувшись к политике "военного коммунизма" по отношению к деревне.

Этот шаг предопределил скорую ликвидацию нэпа, и возобновление насильственных мер по отношению к крестьянству при использовании неэквивалентного обмена между городом и деревней. Дальнейшее осуществление индустриализации происходило в условиях господства административно-командной системы, что будет рассмотрено на одном из последующих занятий.



3. При рассмотрении третьего вопроса необходимо определить главные проблемы развития сельского хозяйства в 1920-е гг. Среди них можно выделить проблемы, которые достались Советской власти в наследство от самодержавной России, прежде всего архаический характер производительных сил в аграрном секторе экономики и возникшие в условиях новой экономической политики.

К числу последних следует отнести проблему хозяйственной разрухи и, как следствие, несоответствие цен на промышленные товары сельскохозяйственного назначения покупательной способности крестьянства (так называемые "ножницы цен").

Следует рассмотреть меры, принимаемые Советским правительством по решению данных проблем в развитии сельского хозяйства. Необходимо обратить внимание на такие из них, как замена продразверстки продналогом, стимулирование материальной заинтересованности крестьян в результатах своего труда, упорядоченность налогового обложения, принятие Земельного кодекса, регулирующего отношения между государством и сельским производителем, проведение землеустройства крестьянских хозяйств, развитие различных видов хозяйства и кооперации в деревне, снижение цен на промышленные товары и повышение государственных закупочных цен на сельхозпродукты.

Следует подчеркнуть значение политики "лицом к деревне", провозглашенной на октябрьском 1924 г. пленуме ЦК РКП(б), внимательно изучить материалы пленума по этому вопросу в Хрестоматии. Дайте характеристику мерам большевистской партии и Советского государства по укреплению экономического сотрудничества с крестьянством, развитию инициативы и самодеятельности последнего в целях повышения производительности сельскохозяйственного производства.

Из предыдущего занятия вам уже известна суть резкого поворота в политике большевистской партии зимой 1928 г., связанная с трудностями в проведении хлебозаготовок. Определите основные причины, по которым сократились объемы поступления хлеба, дайте собственную оценку применения чрезвычайных мер, сталинского курса на проведение сплошной коллективизации сельского хозяйства, насаждения административно-командной системы хозяйствования.

ТЕМА V

"Великий перелом" конца 1920-х гг. и утверждение

административно-командной системы управления
1. Внутрипартийная борьба сталинской и бухаринской группировок, их позиции по вопросу о дальнейшем строительстве социализма. Курс на форсирование темпов социалистического строительства.

2. Основные черты административно-командной системы управления в 1930-е гг. Причины и проявления культа личности в общественной жизни страны.



Библиографический список




  1. Биггард Дж. Бухарин, "культурная революция" и истоки сталинизма // Отечественная история. – 1994. - № 2.

  2. Бугай Н.Ф. 20-40-е гг.: депортация населения с территории Европейской России // Отечественная история. – 1992. - № 4.

  3. Волкогонов Д.А. Сталин. – М., 1992. - Т.1-2.

  4. Геллер М. Машина и винтики. История формирования советского человека. - Лондон, 1985.

  5. Гимпельсон Е.Г. "Орабочивание" советского государственного аппарата: Иллюзии и реальность // Отечественная история. – 2000. - № 3.

  6. Голанд Ю Кризисы, разрушившие НЭП. - М., 1991.

  7. Зевелев А. Истоки сталинизма. – М., 1990.

  8. Коржихина Т.П. Советская номенклатура: становление, механизмы действия // Вопросы истории. – 1993. - № 4.

  9. НЭП: завершающая стадия: соотношение экономики и политики. - М., 1998.

  10. Павлова И.В. Механизм политической власти в СССР в 20-ЗО гг. // Вопросы истории. – 1998. - № 11-12.

  11. Павлова И.В. Сталинизм: становление механизма власти. – Новосибирск, 1994.

  12. Романовский Н.В. Люди Сталина: этюд к коллективному портрету // Отечественная история. – 2000. - № 4.

  13. Ссылка крестьян на Урал в 1930-е годы // Отечественная история. – 1995. - № 1.

Методические рекомендации
1. Прежде всего, необходимо проанализировать обстановку, сложившуюся в экономике страны к концу 1920-х гг., вспомнить рассмотренную на предыдущих занятиях проблему накопления средств для проведения индустриализации. После этого будет легче уяснить суть разногласий, возникших по этому и другим принципиальным вопросам социалистического строительства между группами Сталина и Бухарина.

Внимательно изучите теоретические платформы участников внутрипартийной борьбы, ее ход и результаты. Объясните причины столь резкого поворота в политике сталинского руководства от относительной либерализации общественных отношений к утверждению административно-командной системы управления. Определите социальную опору сталинской политики в лице заинтересованных слоев советского общества.

Дайте оценку решениям ноябрьского (1929 г.) пленума ЦК ВКП(б), который положил начало коренным изменениям в жизни советского общества. Раскройте содержание курса форсирования темпов социалистического строительства. При этом познакомьтесь с историей принятия первого пятилетнего плана, которая отражает динамику перемен в политической ориентации руководства страны. Возросшие в несколько раз по волевому решению Сталина плановые показатели наглядно демонстрируют проявление субъективизма и волюнтаризма в управлении экономикой, что вскоре станет нормой советской действительности.

2. При рассмотрении второго вопроса раскройте сущность административно-командной системы, характер централизованного управления, роль властной верхушки, бюрократического аппарата и карательных органов в этой системе. Покажите принципиальную разницу между директивными и экономическими методами руководства, практикой принятия решений в годы нэпа и в условиях административно-командной системы. Дайте анализ сталинскому варианту модернизации экономики страны.

Раскройте причины возникновения культа личности в СССР. При этом выделите причины объективного порядка, связанные с многовековой традицией персонификации власти, сложностью внутренних проблем, переживаемых советским обществом, опасностью потери национальной независимости во враждебном окружении капиталистических государств.

Обратите внимание и на субъективную причину, которая заключалась в личных чертах характера И.В. Сталина. В связи с этим познакомьтесь с его биографией, постарайтесь определить влияние происхождения, детских и юношеских лет жизни, политической деятельности Сталина на формирование таких качеств, как подозрительность, жестокость, абсолютизация собственной точки зрения, стремление к подавлению оппонентов и установлению единоличной власти.

Перечислите предпосылки возникновения культа личности в конце 1920-х г. Среди них отметьте такие, как сложность внутренней и международной обстановки, наличие широкой социальной базы культа в лице маргинальных слоев населения, уничтожение основных политических противников Сталина внутри партии.

Рассмотрите процесс становления культа с конца 1920-х гг. Приведите примеры возвеличивания Сталина в дни празднования его 50-летнего юбилея (21 декабря 1929 г.) и на XVI съезде ВКП(б) (июнь-июль 1930 г.).

В то же время покажите, что и в этих условиях сопротивление культу продолжалось. Рассмотрите деятельность антисталинских групп Сырцова-Ломинадзе, Рютина, Смирнова-Толмачева-Эйсмонта, предполагаемые попытки смещения Сталина при проведении выборов в ЦК ВКП(б). Покажите меры, принятые Сталиным для упрочения своей власти: массовые репрессии против инакомыслящих и подозрительных режиму лиц, периодические чистки в рядах партии, усиление идеологической обработки масс и т.п.

Дайте общую оценку господства административно-командной системы и культа личности в 1930-е гг., их влияния на экономическое развитие страны, социально-политические отношения в советском обществе, внешнюю политику Советского государства.

ТЕМА VI

Основные направления и результаты экономического

развития СССР в конце 1920-х - начале 1940-х гг.


  1. Осуществление технической реконструкции хозяйства в годы первых пятилеток. Пути решения проблемы материальных и людских ресурсов при проведении индустриализации.

  2. Сущность, средства, ход и результаты сплошной коллективизации сельского хозяйства.



Библиографический список




  1. Гинцберг Л.М. Массовый голод в сочетании с экспортом хлеба в начале 30-х годов. По материалам "особых папок" Политбюро ЦК ВКП(б) // Вопросы истории. – 1999. - № 10.

  2. Зеленин И.Е. Был ли "колхозный неонэп?" // Отечественная история. – 1994. - № 2.

  3. Зеленин И.Е. Политотделы МТС - продолжение политики "чрезвычайщины" (1933-1934гг.) // Отечественная история. – 1992. - № 6.

  4. Ивницкий Н.А. Коллективизация и раскулачивание (нач. 30-х годов). - М.: Интерпракс, 1994.

  5. Осокина Е.А. СССР в конце 20-х - первой половине 30-х годов. Торговля? - Распределение! // Отечественная история. - 1992. - № 5.

  6. Осокина Е.А. Легенда о мешке с хлебом: Кризис снабжения 1936/37 года // Отечественная история. – 1998. - № 2.

  7. Попов В.П. Хлеб как объект государственной политики в СССР в 1940-е гг. // Отечественная история. – 2000. - № 2.

  8. Сиполе В.Я. Торгово-экономические отношения между СССР и Германией в 1939-1941гг. в свете новых архивных документов // Новая и новейшая история. – 1997. - № 2.

  9. Решения партии и правительства по хозяйственным вопросам. - М., 1968. - Т.2.


Методические рекомендации
1. Приступая к изучению темы, следует уяснить комплексный характер экономических мер, осуществляемых сталинским руководством в 1930-е гг. В связи с этим индустриализацию промышленности и сплошную коллективизацию сельского хозяйства необходимо рассматривать как две стороны одного процесса - ускорения темпов экономического развития и осуществления сталинского варианта модернизации экономики.

На предыдущем занятии вы познакомились с показателями первого пятилетнего плана, выполнение которого требовало колоссальных средств и неимоверного напряжения сил. В частности, по итогам пятилетки предусматривался рост производительности труда на 110%, снижение себестоимости продукции на 35%.

Рассмотрите основные принципы осуществления индустриализации:


  1. концентрацию материальных, финансовых и людских ресурсов в целях развития тяжелой промышленности;

  2. широкое использование достижений мировой науки и техники;

  3. оперативное распространение передового опыта при помощи директивного руководства.

Укажите основные источники накопления средств для проведения индустриализации (помимо уже известных по предыдущим занятиям государственных хлебозаготовок).

Раскройте содержание основных факторов проведения индустриализации:



  1. влияние административно-командной системы управления на повышение уровня партийной, государственной и плановой дисциплины;

  2. использование революционной идеологии и моральных принципов строителей коммунизма в деятельности трудовых коллективов;

  3. деятельность карательных органов и использование массового труда заключенных.

Рассмотрите ход и результаты индустриального строительства в 1930-е гг., в том числе и на Кубани. Приведите основные итоговые показатели капитального строительства, развития различных отраслей тяжелой промышленности. Покажите негативные последствия "индустриального рывка" для сельского хозяйства, пищевой и легкой промышленности, социальной сферы, судеб миллионов советских людей.

2. Раскройте причины осуществления сплошной коллективизации сельского хозяйства. Одна из них вам уже известна – это использование сети колхозов для беспрепятственной выкачки зерна из аграрного сектора. Однако следует учитывать и такие причины, как стремление к моделированию колхозов по типу крупнопромышленной организации труда и, следовательно, унификации системы хозяйствования в масштабах страны; массовое "перевоспитание" крестьянства в рамках колхозов в духе коммунистического мировоззрения.

Рассмотрите основные документы, посвященные организации сплошной коллективизации: материалы ноябрьского пленума ЦК ВКП(б) 1929 г., постановление ЦК ВКП(б) от 5 января 1930 г. "О темпе коллективизации и мерах помощи государства колхозному строительству", постановление ЦК ВКП(б) от 14 марта 1930 г. "О борьбе с искривлениями партлинии в колхозном строительстве".

Дайте характеристику основным методам осуществления сплошной коллективизации: запугиванию, налоговому прессу, идеологической обработке. Раскройте сущность политики ликвидации кулачества как класса. Ответьте на вопрос: "Какие цели при этом преследовало сталинское руководство?"

Рассмотрите основные этапы проведения сплошной коллективизации, активные и пассивные формы протеста крестьян, не желающих вступать в колхозы. Изучите ход осуществления коллективизации на Кубани. Определите, какие меры приняло большевистское руководство для усмирения протестующей части деревни.

Дайте оценку результатам и последствиям проведения сплошной коллективизации. В качестве непосредственных последствий рассмотрите резкое падение уровня сельскохозяйственного производства, истребление деревни в результате применения преступных мер при проведении хлебозаготовок 1932/33 гг. и наступившего в это время массового голода, в том числе на Кубани.

В качестве долговременных последствий изучите длительный кризис отечественного сельского хозяйства, объясняемый пагубным влиянием директивных методов руководства, выхолащиванием у крестьян чувства хозяина, отсутствием у сельских производителей материальных стимулов к труду. В тоже время процесс раскрестьянивания объективно способствовал приобщению российской деревни к городской культуре, повышению образовательного уровня крестьянства.




ТЕМА VII

Начальный этап Великой Отечественной войны.

Мобилизация сил советского народа на борьбу с врагом


  1. Просчеты И.В. Сталина и другие причины поражений Красной Армии в начале войны. Основные направления перестройки жизни страны на военный лад.

  2. Сражение под Москвой и военно-политическое значение победы Красной Армии.



Библиографический список




  1. Васильев И.Ф. Имелись ли объективные причины поражения Красной Армии в 1941 году? // Вопросы истории. – 1994. - № 4.

  2. Великая Отечественная война 1941 – 1945 гг.: Военно-исторические очерки: В 4 т. – М., 1995. - Т. 1-2.

  3. Великая Отечественная война 1941 – 1945. – М., 1965.

  4. Война. Народ. Победа. 1941 –1945 В 3 кн. / Сост. И.М. Данишевский, В.И. Радин. – М.: Политиздат, 1980.

  5. Гареев М.А. О военной науке и военном искусстве в Великой Отечественной войне // Новая и новейшая история. – 1995. - № 2.

  6. Гитлер и Сталин перед схваткой. - М., 2000.

  7. Глантц Д. Операция "Марс" (ноябрь-декабрь 1942) // Вопросы истории. – 1997. - № 8.

  8. Жуков Г.К. Воспоминания и размышления В 3-х т. - М., 1985.

  9. Золотарев В.А. Проблемы изучения истории Великой Отечественной войны // Новая и новейшая история. – 2000. - № 2.

  10. Кожурин В.С. Народ и власть. 1941 – 1945. Новые документы. – М., 1995.

  11. Комаров Н.Я. Государственный Комитет Обороны постановляет. Документы, воспоминания, комментарии. - М., 1990.

  12. Москва военная 1941-45гг. Мемуары и архивные документы. - М., 1995.

  13. Павлов А.Г. Военная разведка СССР в 1941-45гг. // Новая и новейшая история. – 1995. - № 2.

  14. Переписка Председателя Совета Министров СССР с президентами США и премьер-министрами Великобритании во время Великой Отечественной войны. - М., 1989.

  15. Печенкин А.А. Государственный Комитет Обороны в 1941 году // Отечественная история. – 1994. - № 5.

  16. Самсонов А.М. Московская битва. - М., 1991.

  17. Соколов Б.В. Цена победы. Великая Отечественная: неизвестное об известном. – М., 1991.

  18. Степаков В.Н. Ладожская трагедия 1941г. // Вопросы истории. – 2001. - № 5.

  19. Хоффман И. Подготовка Советского Союза к наступательной войне 1941 // Отечественная история .- 1993. - № 4.


Методические рекомендации
1. При рассмотрении первого вопроса проанализируйте международную обстановку и расстановку сил СССР и фашистской Германии. Изложите замыслы гитлеровского руководства в отношении нашей страны, используя положения плана "Ост". Дайте характеристику плана ведения военных действий "Барбаросса", предусматривающего быстрый разгром Красной Армии и окончания войны.

Рассмотрите основные причины тяжелых поражений Красной Армии в первые месяцы войны, определив роль Сталина в военно-стратегических просчетах, ослаблении обороноспособности страны. Ответьте на вопрос: "Почему врагу удалось за короткий период времени оккупировать большую часть европейской территории страны, уничтожить значительное количество боевой техники и воинов Красной Армии?"

Вторую часть вопроса следует посвятить мерам, принятым руководством страны по организации отпора врагу. Прежде всего раскройте сущность перестройки деятельности партийно-государственных органов управления, осуществления принципа максимальной централизации политического, хозяйственного и военного руководства.

Раскройте роль чрезвычайных органов военного времени: Государственного Комитета Обороны, Ставки Верховного Главнокомандующего, Совета по эвакуации. Определите Ваше отношение к этим мерам, а также концентрации в руках Сталина высшей политической и военной власти.

Оцените результативность мер руководства страны по созданию системы оперативного управления армией, осуществлению мобилизационной кампании, укреплению кадрового офицерского состава, переоснащению армии новейшей техникой и вооружением.

Дайте характеристику мерам по переводу экономики на военные рельсы: решению проблемы трудовых и материальных ресурсов, обеспечению строжайшей трудовой дисциплины, развитию рационализации производства и социалистического соревнования за повышение производительности труда. Рассмотрите ход и результаты эвакуации значительной части производительных сил в восточные районы страны.



2. При рассмотрении второго вопроса дайте оценку обстановки, сложившейся на советско-германском фронте к осени 1941 г. Познакомьтесь с ходом и результатами оборонительных сражений, предшествующих Московской битве. Какую роль сыграли эти сражения в достижении победы под Москвой?

Изложите суть гитлеровского плана "Тайфун", предусматривающего окружение и захват столицы. Изучите начальный этап сражения и нарастание угрозы падения Москвы в результате вражеского наступления.

Дайте характеристику комплексу мер, предпринятых руководством страны для осуществления отпора врагу. Оцените значение основных факторов, предопределивших победу над врагом: верный расчет и умелое руководство проведением операции со стороны Верховного командования; провал "блицкрига" и его последствия для противника, связанные с неготовностью перехода к обороне и ведением боевых действий в условиях холодной зимы; достигнутый к началу битвы перевес в пользу Красной Армии в боевой технике и живой силе, вступившие в бой свежие соединения из резерва Ставки; мужество и героизм советских воинов.

Рассмотрите основные этапы Московской битвы: оборону столицы при проведении первого вражеского наступления в октябре 1941 г.; организацию отпора противника при проведении второго вражеского наступления в середине ноября 1941г.; контрнаступление советских войск в декабре 1941г. – феврале 1942 г. Дайте оценку результатам контрнаступления и положению на советско-германском фронте к весне 1942 г.

В заключение раскройте историческое и военно-политическое значение разгрома немецко-фашистских войск под Москвой. Определите влияние победы советских войск на повышение международного авторитета СССР, укрепление антифашистской коалиции, будущие успехи Красной Армии в борьбе с врагом.

ТЕМА VIII

Завершающий этап Великой Отечественной войны.

Значение Победы и итоги войны





  1. Наступательные операции Советской Армии в 1944-1945 гг. Берлинская операция и поражение фашистской Германии. Участие СССР в разгроме милитаристской Японии.

  2. Итоги Великой Отечественной и Второй мировой войн.



Библиографический список





  1. Великая Отечественная война 1941 – 1945 гг.: Военно-исторические очерки: В 4 т. – М., 1995. - Т.1-2.

  2. Великая Отечественная война 1941 – 1945. – М., 1965.

  3. Война. Народ. Победа. 1941 –1945 В 3 кн. / Сост. И.М. Данишевский, В.И. Радин. – М.: Политиздат, 1980.

  4. Гареев М.А. О военной науке и военном искусстве в Великой Отечественной войне // Новая и новейшая история. – 1995. - № 2.

  5. Жуков Г.К. Воспоминания и размышления В 3-х т. - М., 1985.

  6. Золотарев В.А. Проблемы изучения истории Великой Отечественной войны // Новая и новейшая история. – 2000. - № 2.

  7. Кожурин В.С. Народ и власть. 1941 – 1945. Новые документы. – М., 1995.

  8. Первышин В. Г. Людские потери в Великой Отечественной войне // Вопросы истории. – 2000. - № 7.

  9. Переписка Председателя Совета Министров СССР с президентами США и премьер-министрами Великобритании во время Великой Отечественной войны. - М., 1989.

  10. Соколов Б.В. Цена победы. Великая Отечественная: неизвестное об известном. – М., 1991.


Методические рекомендации
1. Раскройте предпосылки окончательной победы над врагом, сложившиеся после достижения коренного перелома в ходе войны. Дайте анализ расстановки сил антигитлеровской коалиции и стран фашистского блока в начале 1944 г. Аргументируйте вывод о том, что СССР в это время нес на себе основное бремя войны. Объясните причину упорного нежелания союзников открыть второй фронт в Европе, изучив при этом материалы Тегеранской конференции.

Рассмотрите ход и результаты основных военных операций Советской Армии в 1944 г.: Корсунь-Шевченковской (январь-февраль), Крымской (апрель-май), операции по освобождению Белоруссии под названием "Багратион" (июнь-август), Ясско-Кишеневской (август), боев за освобождение других областей, оккупированных противником.

Дайте определение характера Великой Отечественной войны на заключительном этапе. Ответьте на вопрос: "Какие цели преследовал СССР во время освобождения от фашизма стран Европы?" Рассмотрите содержание и формы сотрудничества стран антигитлеровской коалиции в этот период. В связи с этим изучите решения Ялтинской конференции, позиции руководства СССР, США и Англии по вопросам окончания Второй мировой войны и послевоенного устройства мира.

Рассмотрите ход и результаты Берлинской операции, содержание акта о полной капитуляции фашистской Германии. Изучите решения Потсдамской конференции, которая подвела итоги войны с Германией. Ответьте на вопросы: "В чем проявились разногласия между СССР и союзниками в решении германской проблемы?" "Какие признаки обострения отношений между СССР и западными странами были отмечены на конференции?"

Дайте характеристику участию СССР в разгроме милитаристской Японии. Рассмотрите основные военные операции Советской Армии на Дальнем Востоке, взаимодействие нашей армии с войсками союзников. Раскройте основные положения акта о капитуляции Японии 2 сентября 1945 г., ставшего окончательной точкой в истории Второй мировой войны.

2. При рассмотрении второго вопроса подведите итоги Великой Отечественной и Второй мировой войн, важнейшим из которых стал разгром фашистской Германии и ее союзников. Отметьте также основные геополитические изменения, оцените роль и место СССР в послевоенном мире, повышение авторитета нашей страны в мировом сообществе.

Определите основные причины Победы советского народа в Великой Отечественной войне, оцените руководящую роль партийно-государственных органов власти, лично И.В. Сталина, полководческое мастерство военачальников, уровень боеспособности Советской Армии с точки зрения вооружения и морально-боевой подготовки воинов, состояние военно-экономического потенциала, мужество и героизм советских людей на фронте и в тылу, помощь, оказанную советскому народу со стороны союзников и всех антифашистских сил мира.

Определите тяжелую цену Победы. Приведите основные данные потерь, понесенных страной: более 27 миллионов погибших советских людей, уничтожение фашистами 1710 городов и рабочих поселков, свыше 70 тыс. сел и деревень, 32 тыс. промышленных предприятий, 65 тыс. км железнодорожных путей, свыше 100 тыс. колхозов, совхозов и МТС.

Раскройте всемирно-историческое значение Победы, которая освободила планету от "коричневой чумы" и способствовала обретению свободы и независимости порабощенными фашизмом народами, консолидации прогрессивных сил человечества. Окончание Великой Отечественной и Второй мировой войн открыло начало новому периоду истории нашей страны.







<< предыдущая страница  
Смотрите также:
Курс лекций по русской истории Петроград. 5 Августа 1917 г. Печатный источник: С. Ф. Платонов. Полный курс лекций по русской истории. Издание 10-е ocr, Spellcheck: Максим Пономарёв
11932.66kb.
86 стр.
Рабочая программа по предмету «История» 11 класс Разработчик: Малючков О. В. учитель истории, обществознания первая категория
485.56kb.
4 стр.
История россии (1 курс) история россии (2 курс)
483.34kb.
7 стр.
Пояснительная записка программа составлена на основе государственного стандарта среднего (полного) общего образования по истории (профильный уровень). Используется технология модульного обучения
321.99kb.
1 стр.
Курс "Истории России"
770.97kb.
4 стр.
Конкурсу русской кухни «Русское раздолье»
18.11kb.
1 стр.
Программа экзамена по истории румын и всеобщей истории гимназический курс IX класс 2012-2013 учебный год
427kb.
2 стр.
Итоговый тест по истории России за курс 7 класса Отметьте правильный ответ
119.87kb.
1 стр.
Реферат по истории Тема: аграрная реформа п. А. Столыпина сорокин Константин Эдуардович 1 курс, юридический \заочный\ ф-т
187.31kb.
1 стр.
Открытого урока по истории в 8 м классе. 21. 12. 09 Тема : Итоговое занятие по курсу Новой истории
338.05kb.
1 стр.
Приглашаем ваших учеников в вузы Екатеринбурга
12.08kb.
1 стр.
Программа курса "культура речи "
118.29kb.
1 стр.