Конспект урока с использованием информационно – коммуникационных технологий (ИКТ)
Предмет: музыка, повторительно - обобщающий
Тема: «Куда ведут нас три «кита»?»
Продолжительность: 1 урок, 45 минут
Класс: 2 класс
Технология: Интернет – ресурсы, мультимедиа, компьютерная презентация, работа обучающихся в парах, игра обучающихся на шумовых инструментах.
Аннотация: Урок по данной теме является десятым в теме №3 «Куда ведут нас три «кита»?» (№26 в году) согласно рабочей программы по музыке, составленной по авторской программе Д.Б. Кабалевского (сборник программ общеобразовательных учреждений «Музыка. 1-8 классы», 2007 г). На уроке идет повторение и обобщение материала по пройденной теме. Используются материалы из Интернета: музыкальные фрагменты из балетов П.И Чайковского «Лебединое озеро», «Щелкунчик», С.С. Прокофьева «Золушка», оперы П.И Чайковского «Евгений Онегин», концерта № 1 для фортепиано с оркестром С.В.Рахманинова, музыка «Богатырская симфония» А.П. Бородина. Обучающиеся играют по ходу урока на шумовых инструментах.
Практическая реализация: Урок в такой форме проходит второй год. В 2008 году данный урок, как открытый, прошёл в рамках методического дня в МОУ «ООШ №8». На уроке присутствовали родители обучающихся 2 класса.
Отзывы родителей:
Ольшанская Н.Н.: «Мне урок понравился. Не разу не была на балете, а тут увидела его на большом экране. Очень понравился уро!»
Отзывы обучающихся:
Митенин А.«Такого урока ещё не было! Здорово!»
Отзывы учителей:
М.М. Гаврилишина «Урок был интересным и познавательным. Ребята были активными и стремились показать свои знания. Радовались победе. Для меня урок был как праздник души. Спасибо за урок!»
Цель: закрепить и обобщить знания по теме №3 «Куда ведут нас три «кита»?».
Музыкальный материал:
- кассета с русской народной песней «Уж, как по мосту-мосточку»;
- музыкальный фрагмент + видеофрагмент П.И.Чайковский – опера «Евгений Онегин»;
- видеофрагмент П.И.Чайковский – балет «Лебединое озеро»;
- видеофрагмент П.И.Чайковский – балет «Щелкунчик»;
- видеофрагмент А.П.Бородин «Богатырская симфония»;
- видеофрагмент С.В.Рахманинов – концерт на фортепиано с оркестром.
Оборудование:
- портрет П.И.Чайковского;
- портрет Д.Б.Кабалевского;
- портрет С.С.Прокофьева;
- раздаточный материал «Задание № 1», «Задание № 2»;
- таблица эмоциональных настроений, отображающая;
- рисунки трёх «китов»
Организация перед началом урока:
- построение перед классом;
- вход в класс под музыку марша Дунаевского из к-ф «Весёлые ребята».
Ход урока:
I. Организационный момент - 2 минуты:
- настрой детей;
- музыкальное приветствие «Здравствуйте!»;
- приветствие гостей
II. Основные этапы урока:
Вид деятельности учителя
|
Вид деятельности ученика
|
Учитель:
Ребята тема нашего урока «Куда ведут нас три «кита»?»
Цель: закрепить знания, полученные в 1,2,3 четвертях
Учитель:
1. Какие три «кита» музыки вы знаете?
2. Что мы подразумеваем по «китом»?
|
Ответ ученика:
Песня, танец, музыка.
Жанры музыки.
|
Учитель:
Почему мы называем П, Т, М – «китами» и утверждаем, что на них держится вся музыкальная страна?
|
Ответ ученика:
Кит, т.е. – основа, фундамент музыки. Без трёх «китов» не обходится ни один человек: ни взрослый, ни малыш. Потому что нет на Земле человека, не спевшего песни, не станцевавшего танца, не маршировавшего.
|
Учитель:
А куда приводят нас три «кита»?
|
Ответ ученика:
В оперу, балет, симфонию, концерт
|
Учитель:
Правильно! Благодаря трём «китам», трём жанрам (П, М, Т) мы с вами смогли войти в большой музыкальный мир – в Большой театр оперы и балета!!!
Учитель показывает слайд № 1 презентации. См. на экран ------- «Большой театр в Москве»----
|
Сообщение ученика
Почти в каждом крупном городе России есть театр оперы и балета. В Москве это известный во всём мире Большой театр. Зал Большого театра рассчитан на 2150 мест. Огромна и сцена этого театра, на ней иной раз находится около 300 участников, но она не кажется тесной. Большой театр оперы и балета – это мир сказок, удивительных приключений и превращений, мир добрых и злых волшебников. Лучшие музыканты, дирижёры, певцы, танцоры, режиссёры, художники участвуют в постановке опер и балетов
|
Учитель:
Что такое ОПЕРА?
|
Ответы
|
Учитель:
Молодцы! В оперу нас приводят все три «кита»?
А самый главный какой «кит»?
|
Ответ ученика:
Да.
Песня.
|
Учитель показывает слайд № 2, дети должны назвать композиторов и оперы, которые они написали
|
Ответы
|
Учитель:
Послушайте музыкальное произведение (звучит русская народная песня «Уж, как по мосту-мосточку» - используется магнитофонная запись)
Назовите его.
|
Слушают
После прослушивания дают ответ: это русская народная песня, которая приводит нас в оперу «Евгений Онегин» П.И.Чайковского
|
Учитель:
- когда звучит такая мелодия?
- какой цвет этой песне подойдёт?
- давайте сыграем эту русскую народную песню с нашими шумовыми инструментами в таком настроении, которое мы ей дали – весёлом, радостном… (раздать инструменты). Давайте исполним песню так, чтобы ноги сами заходили!
|
По командам
Ответы:
- на свадьбах, гуляньях, праздниках
- розовый, жёлтый, красный, белый, т.е. тёплые тона
Исполнение русской народной песни
|
Слайд № 3
Учитель:
Сейчас мы увидим видеосюжет «Евгений Онегин» - «Письмо Татьяны»
|
|
Физ.минутка «Весёлые дети»
Учитель:
Какой это «кит»?
|
Ответ ученика:
ТАНЕЦ
|
Учитель:
В какую область музыки нас приводит этот главный «кит»?
|
Ответ ученика:
БАЛЕТ
|
Учитель:
Что такое БАЛЕТ?
|
Ответ
|
Учитель:
Название каких балетов вы знаете и кто эти произведения писал?
|
Ответы
|
Слайд № 4
Учитель:
Молодцы! Вы правильно дали ответы!
Сейчас мы увидим видеофрагмент из балета «Лебединое озеро» П.И.Чайковского
|
|
Слайд № 5
|
Смотрят
|
Учитель:
И ещё один видеофрагмент из балета «Щелкунчик»
|
|
Слайд № 6
|
Смотрят
|
Учитель просит составить название балетов «Щелкунчик» и «Золушка» из букв (работа в парах)
Задание № 1
1. Составьте из букв название балета П.И.Чайковского
НИКЩЛЕУЧК
2. Составьте из букв название балета С.С.Прокофьева
АОЛКШУЗ
|
Учащиеся выполняют задание
|
Смотрим на экран
Слайд № 7
Симфонический оркестр.
Концертный зал Московской Государственной консерватории им. П.И.Чайковского
|
|
Симфонический оркестр?
Дирижёр?
|
Сообщение обучающегося.
Во всём мире известен Большой зал Московской Государственной консерватории им. П.И.Чайковского, созданный в 1895-1901 годах. Лучшим музыкальным коллективам и солистам представляется право выступать здесь, где каждый концерт превращается в настоящий праздник музыкального искусства. Вот уже более 40 лет здесь один раз в четыре года проводится встреча музыкантов – исполнителей всех стран мира. Пианисты, скрипачи, виолончелисты приезжают, чтобы принять участие в этом конкурсе. Пианисты обязательно исполняют Первый концерт для фортепиано с оркестром П.И.Чайковского. На сцене этого зала торжественно возвышается один из крупнейших в мире органов.
|
Учитель:
Что такое КОНЦЕРТ? (Музыкальное произведение, в исполнении которого принимают участие солист и оркестр)
Сейчас прозвучит Концерт № 1 для фортепиано с оркестром С.В.Рахманинова
|
Ответ обучающихся
Слушают
|
Учитель:
Что такое СИМФОНИЯ? (Сочинение для оркестра, которое состоит из нескольких частей).
«…Погас свет в зрительном зале, к дирижёрскому пульту прошёл дирижёр. Взмах дирижёрской палочки.. и в затихшем зале полились звуки СИМФОНИИ
|
Ответ обучающихся
|
«Богатырская симфония» А.П.Бородина
|
Слушают
|
Задание № 2
1. Воспринимая на слух слова, запомни их первые буквы, из которых сложи новые слова
а) КОТ, ОРЁЛ, НЕБО, ЦАПЛЯ, ЕЛЬ, РАКЕТА, ТРАВА
б) СОЛЬ, ИГЛА, МОРЕ, ФИАЛКА, ОЛЬХА, НИТКА, ИРА, Я
|
Выполняют задание
|
III. Релаксация.
Звучит музыка релаксации.
Оценки в дневники
|
Отдыхают
|
IV. Подведение итогов урока
(обращаемся ещё раз к доске)
Куда приводят нас три «кита» - ПЕСНЯ, ТАНЕЦ, МАРШ?
Учитель:
Ну, вот и подошёл наш урок к концу. Надеюсь, что вам было интересно на уроке!
Я благодарю вас всех за этот прекрасный урок. Встреча с музыкой, с прекрасным – это всегда праздник!!!
Постарайтесь сделать МУЗЫКУ частью вашей жизни – это залог формирования всего лучшего в человеке!
До свидания.
Выход из класса под музыку «Наш край»
|
Ответ ученика:
В ОПЕРУ, СИМФОНИЮ, КОНЦЕРТ, БАЛЕТ
|