Безукладникова И.В.
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Лицей № 2»
«Утверждаю» «Согласовано» «Рассмотрено»
Директор ОУ зам. директора по УВР на заседании кафедры
____________ __________________ протокол №_____
«___»________2011г. «___»_________2011г. «____»__________2011г.
Рабочая программа
учебного курса истории
для 11 класса
составлена учителем Безукладниковой И.В.
МОУ «Лицей № 2» г.Камень-на-Оби
Срок реализации программы – 1 год
Составлена на основе федерального компонента стандарта
среднего (полного) общего образования по истории,
Примерной программы среднего (полного) общего образования
по истории (базовый уровень),
программы курса истории для 10-11 классов
Загладина Н.В., Козленко С.И., Загладиной Х.Т.,
базисного учебного плана МОУ «Лицей №2»
г. Камень-на-Оби
2011 год
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного курса истории для 11 класса (далее – Рабочая программа) составлена на основе федерального компонента стандарта среднего (полного) общего образования по истории, примерной программы среднего (полного) общего образования по истории (базовый уровень), программы курса истории для 10-11 классов Загладина Н.В., Козленко С.И., Загладиной Х.Т., учебного плана МОУ «Лицей №2».
В соответствии с базисным учебным планом, курс «История» входит в состав учебных предметов, обязательных для изучения на ступени среднего (полного) общего образования. Содержание программы направлено на освоение учащимися знаний, умений и навыков на базовом уровне, что соответствует Образовательной программе школы. Она включает все темы, предусмотренные федеральным компонентом государственного образовательного стандарта основного общего образования по истории и авторской программой учебного курса.
Рабочая программа построена на основе концентрического подхода, курс предназначен для школьников второго концентра обучения.
Цель изучения курса: формирование систематизованных знаний об историческом прошлом на основе ознакомления учащихся с социокультурным опытом человечества периода с середины XIX века до начала XXI века для понимания исторической обусловленности явлений и процессов современного мира.
Задачи:
-
воспитание гражданственности, национальной идентичности, развитие мировоззренческих убеждений учащихся на основе осмысления ими исторически сложившихся культурных, религиозных, этнонациональных традиций, нравственных и социальных установок, идеологических доктрин;
-
освоение систематизированных знаний об истории человечества, формирование целостного представления о месте и роли России во всемирно-историческом процессе;
-
овладение умениями и навыками поиска, систематизации и комплексного анализа исторической информации;
-
формирование исторического мышления.
Основные содержательные линии примерной программы реализуются в рамках двух курсов – «Истории России» и «Всеобщей истории». Предусматривается их последовательное изучение: вначале курс «Всеобщей истории», затем курс «Истории России». Изучение каждого из этих курсов основывается на проблемно-хронологическом подходе с приоритетом учебного материала, связанного с воспитательными и развивающими задачами, важного с точки зрения социализации школьника, приобретения им общественно значимых знаний, умений, навыков.
С учетом социальной значимости и актуальности содержания курса истории Примерная программа устанавливает следующую систему распределения учебного материала и учебного времени:
Классы
|
Объем учебного времени (федеральный
|
Разделы Примерной программы
|
Резерв учебного времени
|
|
компонент)
|
История России
|
Всеобщая история
|
|
XI класс
|
70 ч
|
История России
(вторая половина XIX в. – начало XXI вв.) – не менее 36 ч
|
Всеобщая история
(вторая половина XIX в. – начало XXI вв.) – не менее 24 ч
|
10 ч
|
В соответствии с учебным планом МОУ «Лицей №2», рассчитанным на 34 учебных недели, настоящая рабочая программа рассчитана на 68 часов из расчета 2 часа в неделю. В том числе программа предусматривает 4 часа повторительно-обобщающих уроков, 2 часа - контрольных работ, 2 часа - резерва.
Реализация программы предполагает определенную специфику межпредметных связей. С учетом небольшого объема учебного времени, отведенного на изучение истории на базовом уровне, профиля классов, в которых осуществляется преподавание (социально-экономический, универсальный), принципиально важны межпредметные связи с курсом обществознания, экономики, права. Предполагается не только использование учащимися понятийного аппарата, усвоенного в рамках обществоведческого курса, но и тесная взаимосвязь предметов в формировании и развитии умений и навыков, важных для познавательной, информационно-коммуникативной, рефлексивной деятельности учащихся.
УМК:
-
Загладин Н.В., Козленко С.И., Загладина Х.Т. Программа и тематическое планирование курса «История. История России и мира». 10-11 классы. – 3-е изд., испр. – М.:ООО «ТИД «Русское слово-РС», 2007.
-
Загладин Н.В., Симония Н.А. «История. История России и мира с древнейших времён до конца XIX века»: Учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений. М.: ООО «ТИД «Русское слово-РС», 2007-2011.
Учебник утвержден на заседании городского МО учителей истории, соответствует концепции курса, образовательной программе ОУ. Используемая в преподавании курса авторская программа содержит пояснительную записку, в которой отражены цели курса, особенности его изучения. В программе по каждой теме приведен список рекомендуемой дополнительной литературы, перечень понятий и терминов, персоналий. В используемом тематическом планировании курса отдельная графа содержит рекомендации по планированию уроков. Авторская программа Загладина Н.В., Козленко С.И., Загладиной Х.Т. скорректирована в связи с тем, что Примерная программа предусматривает изучение истории в 11 классе с середины XIX, а учебник – с начала ХХ века. Поэтому ряд тем, не включенных в учебник, изучается на основе электронного учебника и мультимедиа презентаций, созданных учителем.
Ведущими технологиями в преподавании курса являются личностно ориентированные технологии обучения. В преподавании курса применяются как традиционные на старшей ступени формы (информационные, диалогические, проблемные, обзорные лекции, беседы), так и активные и интерактивные формы и методы в целях содействия будущим выпускникам в овладении ключевыми компетенциями.
Преобладающей формой текущего контроля выступает письменный (самостоятельные работы, тесты, исторические диктанты, эссе) и устный опрос (устный ответ, собеседование, работа с картой). По итогам изучения курса запланирована контрольная работа.
Календарно-тематический план
Сроки
|
№
п/п
|
Наименование разделов и тем
|
Всего часов
|
Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
Декабрь
Январь
Февраль
Март
Апрель
Май
|
Новейшая история
-
Мир в индустриальную эпоху.
|
24
14
|
1.
|
Научно-технические достижения и прогресс индустрии в начале XX в.
|
|
3.
|
Социально-политические последствия модернизации.
|
|
4.
|
Новый этап развития колониальных и зависимых стран.
|
|
6.
|
Международные отношения в начале XX в. Первая мировая война.
|
|
7.
|
Последствия Первой мировой войны.
|
|
8.
|
Государства демократии – США, Англия, Франция в 1920-1930-е гг.
|
|
9.
|
Фашизм в Италии и Германии, милитаристское государство в Японии.
|
|
10.
|
Возникновение очагов военной опасности в Азии и Европе
|
|
11.
|
Начальный период Второй мировой войны
|
|
12.
|
СССР и страны Запада во Второй мировой войне.
|
|
13.
|
Итоги и последствия Второй мировой войны
|
|
-
Мир на пути к информационному обществу
|
10
|
14.
|
Социально-политическое развитие индустриальных стран после Второй мировой войны.
|
|
15.
|
Кризис индустриального общества на рубеже 1960–1970-х гг.
|
|
16.
|
Страны Азии, Африки и Латинской Америки: проблемы модернизации.
|
|
17.
|
Поиск путей выхода из системного кризиса стран социалистического блока.
|
|
18-19
|
Становление информационного общества в странах Запада.
|
|
20.
|
Модернизационные процессы в США и Западной Европе в 1980-1990-х гг.
|
|
21.
|
Итоги и перспективы мирового развития в начале XXI в.
|
|
22.
|
Мировая культура XX в.
|
|
23.
|
Повторительно-обобщающий урок «Мир в ХХ веке»
|
|
24.
|
Контрольная работа «Мир в ХХ веке»
|
|
История России.
|
36
9
|
-
Российская империя на пути модернизации.
|
25
|
Эпоха Великих реформ.
|
|
26.
|
Социально-экономическое и общественно-политическое развитие России в пореформенный период.
|
|
27.
|
Внешняя политика России в последней трети XIXв.
|
|
28.
|
Россия на рубеже XIX-XX вв.
|
|
29.
|
Русско-японская война и революция 1905-1907 гг.
|
|
30.
|
Развитие политической системы России в начале XX века.
|
|
31.
|
Столыпинские реформы. Россия накануне I мировой войны.
|
|
32.
|
Россия в Первой мировой войне.
|
|
33.
|
Духовная жизнь российского общества на рубеже веков XIX-XX веков.
|
|
-
Революция 1917 г. и Гражданская война в России.
|
6
|
34.
|
Февральская революция в России.
|
|
35.
|
Развитие революционного процесса в России: от февраля к октябрю.
|
|
36.
|
Установление Советской власти в России
|
|
37.
|
Гражданская война в России.
|
|
38.
|
«Военный коммунизм».
|
|
39.
|
Повторительно-обобщающий урок по теме «Революция 1917 г. и Гражданская война в России».
|
|
-
СССР в 1920-1930-е гг.
|
|
40.
|
Переход к новой экономической политике и создание СССР.
|
5
|
41.
|
Выбор путей развития СССР в 1920-е гг.
|
|
42.
|
Коллективизация и индустриализация.
|
|
43.
|
Советское общество в 1930-е гг.
|
|
44.
|
Внешняя политика СССР накануне Второй мировой войны.
|
|
-
Великая Отечественная война
|
5
|
45.
|
СССР в первый период Великой Отечественной войны (1941-начало 1942).
|
|
46.
|
Советский союз в переломный период Второй мировой войны (1942-1943).
|
|
47.
|
Советский Союз на завершающем этапе Второй мировой войны.
|
|
48.
|
Итоги Великой Отечественной войны. Цена Победы
|
|
49.
|
Повторительно-обобщающий урок по теме Великая Отечественная война
|
|
-
СССР в конце 1940-х – начале 1980-х гг.
|
6
|
50.
|
СССР в первые послевоенные годы.
|
|
51.
|
СССР после смерти И.В.Сталина.
|
|
52.
|
СССР в конце 1950-х – начале 1960-х гг.
|
|
53.
|
Кризис советской системы в 1970-х гг.
|
|
54.
|
Период партнёрства и соперничества между СССР и США.
|
|
55.
|
Советская культура середины 1960-х - начала 1980-х гг.
|
|
-
«Перестройка» и распад СССР.
|
3
|
56.
|
Перестройка в СССР.
|
|
57.
|
«Новое политическое мышление».
|
|
58.
|
Распад СССР.
|
|
-
Российская Федерация в 1990-е гг. – начале XXI века.
|
5
|
59.
|
Становление новой российской государственности.
|
|
60.
|
Экономические реформы: цели и итоги преобразований.
|
|
61.
|
Духовная жизнь российского общества в 1990-е гг.
|
|
62.
|
Россия в начале XXI века.
|
|
63.
|
Россия и международные отношения в начале XXI века.
|
|
Повторение и контроль
|
3
|
64.
|
Повторительно-обобщающий урок по теме «Россия в ХХ веке».
|
|
65.
|
Итоговая контрольная работа «Россия в ХХ веке».
|
|
66
|
Итоговый повторительно-обобщающий урок «Место России во всемирно-историческом процессе».
|
|
67-68.
|
Резерв.
|
2
|
|
|
Всего часов
|
68
|
Требования к уровню подготовки обучающихся.
В результате изучения истории на базовом уровне ученик 11 класса должен
знать/понимать
-
основные факты, процессы и явления, характеризующие целостность и системность отечественной и всемирной истории;
-
периодизацию новейшей всемирной и отечественной истории;
-
современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и всемирной истории с середины XIX века до начала ХХI века;
-
историческую обусловленность современных общественных процессов;
-
особенности исторического пути России с XIX века до начала ХХI века, ее роль в мировом сообществе;
уметь
-
проводить поиск исторической информации в источниках разного типа;
-
критически анализировать источник исторической информации (характеризовать авторство источника, время, обстоятельства и цели его создания);
-
анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд);
-
различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения;
-
устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых исторических процессов и явлений;
-
участвовать в дискуссиях по историческим проблемам, формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения;
-
представлять результаты изучения исторического материала в формах конспекта, реферата, рецензии;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-
определения собственной позиции по отношению к явлениям современной жизни, исходя из их исторической обусловленности;
-
использования навыков исторического анализа при критическом восприятии получаемой извне социальной информации;
-
соотнесения своих действий и поступков окружающих с исторически возникшими формами социального поведения;
-
осознания себя как представителя исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества, гражданина России.
Конкретный перечень понятий, дат, персоналий, которые должен знать учащийся 11 класса содержится в авторской программе Загладина Н.В., Козленко С.И., Загладиной Х.Т.. Перечень структурирован по разделам и темам.
Критерии и нормы оценки ЗУН обучающихся.
-
Устный, письменный ответ:
Отметка «5» выставляется в том случае, если учащийся в полном объеме выполняет предъявленные задания и демонстрирует следующие знания и умения:
-
осуществлять поиск информации, представленной в различных знаковых системах;
логично, развернуто отвечать как на устный вопрос, так и на вопросы по историческому источнику;
-
соотносить исторические события, процессы с определенным периодом истории России и всеобщей истории, определять их место в историческом развитии страны и мира;
-
анализировать, сравнивать, обобщать факты прошлого и современности, руководствуясь принципом историзма;
-
давать оценку исторических событий и явлений, деятельности исторических личностей (значение, уроки, вклад в мировую историю, соответствие критериям нравственности);
-
сопоставлять различные точки зрения на исторические события, обосновывать свое мнение;
-
применять исторические знания при анализе различных проблем современного общества;
-
толковать содержание основных терминов исторической и общественно-политической лексики;
-
демонстрировать знание основных дат отечественной истории;
-
составлять краткий (тезисный) план предлагаемого к изучению материала;
-
оформлять контурную карту в соответствии с полнотой требований заданий (легенды);
-
читать карту, ориентируясь в историческом пространстве и времени;
-
преобразовывать текстовую информацию в иную (график, диаграмма, таблица);
Отметка «4» выставляется в том случае, если учащийся показывает предъявляемые требования, как и к ответу на «отлично», но при ответе допускает неточности, не искажающие общего исторического смысла:
-
демонстрирует знание причинно-следственных связей, основных дат;
-
дает определения прозвучавшим при ответе понятиям;
-
не достаточно полно и уверенно владеет хотя бы 1-2 требуемыми практическими умениями при работе с исторической картой и историческим источником.
Отметка «3» выставляется в том случае, если учащийся
-
демонстрирует общие представления об историческом процессе, но путается в датах, допускает неточности в определении понятий;
-
показывает верное понимание отдельных элементов исторического содержания на основе частичного использования необходимых умений;
-
отсутствует логически построенный и продуманный ответ;
-
не умеет сопоставлять исторические события в России с событиями всеобщей истории;
-
не показывает знание различных точек зрения, существующих по проблеме;
Отметка «2» выставляется в том случае, если учащийся не продемонстрировал никаких знаний либо отказался отвечать.
-
Нормы оценок работы с историческим источником
Отметка «5» выставляется в том случае, если учащийся
-
установил тип источника и время (дату) его появления; извлек из источника историческую информацию, на основе которой сформулировал и раскрыл поднятую в тексте проблему;
-
сопоставил факты нескольких исторических источников;
-
применил контекстные знания и базовые знания смежных предметных областей (география, искусство и т.д.) для объяснения содержания исторического источника;
-
дал теоретическое обоснование информации источника и прокомментировал ее с использованием научной терминологии;
-
привел собственную точку зрения на рассматриваемую проблему;
-
аргументировал свою позицию с опорой на исторические факты и собственный жизненный опыт.
Отметка «4» выставляется в том случае, если учащийся
-
определил тип источника и историческую эпоху его появления;
-
извлек из источника историческую информацию, на основе которой обозначил и пояснил поднятую в тексте проблему;
-
сопоставил факты нескольких исторических источников;
-
применил контекстные знания для объяснения содержания исторического источника;
-
прокомментировал информацию источника с использованием научной терминологии;
-
привел собственную точку зрения на рассматриваемую проблему, но затруднился ; с аргументацией свою позиции.
Отметка «3» выставляется в том случае, если учащийся
-
не узнал тип источника, но указал примерное время его появления;
-
на основе информации источника увидел проблему, но не смог ее сформулировать;
-
попытался раскрыть проблему, пользуясь общими рассуждениями при слабой опоре на информацию источника;
-
не сформулировал собственную точку зрения (позицию, отношение) при ответе на вопросы и задания к тексту источника.
Отметка «2» выставляется в том случае, если учащийся
-
не указал тип источника, но сделал попытку ответить на поставленные вопросы;
-
не увидел проблему и не смог ее сформулировать;
-
пересказал текст источника без его комментирования, или дал ответ не в контексте задания.
-
Нормы оценок работы с исторической картой
Отметка «5» выставляется в том случае, если учащийся
-
читает легенду карты, правильно описывает расположение стран (государств), используя соответствующую терминологию;
-
раскрывает сущность исторических процессов и явлений (войн, революций и пр.), пользуясь языком карты;
-
правильно и в полном объеме выполняет задания по контурной карте.
Отметка «4» выставляется в том случае, если учащийся
-
допускает неточности при чтении легенды карты, описывает расположение стран (государств), искажая или не в полном объеме используя картографические термины, затрудняется в применении карты при анализе сущности исторических процессов и явлений;
-
не в полном объеме выполняет задания по контурной карте.
Отметка «3» выставляется в том случае, если учащийся
-
допускает ошибки при чтении легенды карты, искажающие смысл исторической информации;
-
не соотносит историческую информацию с картой;
-
не может обозначить изучаемые исторические объекты (явления) на контурной карте.
Отметка «2» выставляется в том случае, если учащийся
-
не умеет читать легенду карты;
-
не распознает историческую информацию, представленную на карте;
-
отказался работать с контурной картой.
Контроль уровня обучения
Основными видами диагностики и текущего контроля знаний, умений и навыков на данном этапе обучения являются:
-
Устный опрос (собеседование и проч.);
-
Публичные выступления (высказывания, монолог, дискуссия, полемика);
-
Исторические диктанты: понятийные (терминологические), хронологические, комплексные и др.
-
Различные виды работ с исторической картой;
-
Анализ исторических источников (поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа, извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.), отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации, передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно), перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.);
-
Тесты (с выбором вариантов ответа, с открытым ответом, комплексные);
-
Тексты с лакунами (пропусками);
-
Историческое сочинение, эссе и т.п.
-
Рефлексия по итогам самостоятельной и групповой работы, участия в ролевых, имитационных играх (как письменная, так и устная).
По итогам изучения курса предусмотрена контрольная работа в виде комплексного теста с заданиями 3-х уровней сложности.
Перечень учебно-методического обеспечения образовательного процесса
УМК:
-
Загладин Н.В., Козленко С.И., Загладина Х.Т. Программа и тематическое планирование курса «История. История России и мира». 10-11 классы. – 3-е изд., испр. – М.:ООО «ТИД «Русское слово-РС», 2007.
-
Загладин Н.В., Симония Н.А. «История. История России и мира с древнейших времён до конца XIX века»: Учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений. М.: ООО «ТИД «Русское слово-РС», 2007-2011.
Дополнительная литература для учителя:
-
Агафонов С.В. Использование учебно-методического комплекса по истории издательства «Русское слово»/ http://www.russkoe-slovo.ru/ Сайт издательства «Русское слово».
-
Данилов А.А. История России: пособие для подг. к Единому гос. экзамену и устным экзаменам по истории/ А.А. Данилов. – М.: Просвещение, 2006. - 319с.
-
Изучение истории на профильном уровне в современной школе: сборник учебно-методических материалов/ Под ред. доктора педагогических наук Е.Е.Вяземского. – М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2006. – 264с.
-
История России. 11 класс: Методическое обеспечение уроков (лекции, опорные конспекты, тесты, схемы) Авт.-сост. Н.С. Кочетов. – Волгоград: Учитель, 2003. – 144с.
-
Кишенкова О.В. Новейшая история. 9, 11 классы. Метод. пособие. – М.: Дрофа, 2001.
-
Лобанова Е.Н., Максимов Ю.И. ЕГЭ. Репетитор. История. Эффективная методика. – М.: Издательство «Экзамен», 2005. – 320с.
-
Настольная книга учителя истории. 5-11 классы/ Авт.-сост. М.Н.Чернова. – М.: Эксмо, 2006. – 624с.
-
Нетрадиционные уроки по истории России ХХ века в 9, 11 классах/Автор-сост. Корнева Т.А. – Волгоград: Учитель, 2004.
-
Петрович В.Г., Петрович Н.М. Уроки истории: Всеобщая история. 10-11 класс: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2004.
-
Справочник учителя истории. 5-11 классы/Авт.-сост. М.Н.Чернова. – М.: Издательство «Экзамен», 2008г.. – 574с.
-
Степанищев А.Т. Методика преподавания и изучения истории: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. завед: в 2 ч. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002.
-
Уткина Э.В. История России. Единый государственный экзамен. Анализ исторического источника (задания типа С). – М.: Айрис-пресс, 2006. – 176с.
Электронные пособия:
-
Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки отечественной истории. XIX – XXвв.
-
Учебное электронное издание «Всеобщая история». «1С» Образовательная коллекция (Кордис&Медиа).
-
Программа «Энциклопедия истории России 862-1917». - «Интерактивный мир». АО Коминфо.
Ресурсы Интернет
http://fcior.edu.ru/ Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов.
http://school-collection.edu.ru/ Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.
http://innvik.ucoz.com/ Персональный сайт учителя Безукладниковой И.В.
Лист регистрации изменений, вносимых в рабочую учебную программу.
-
Номер изменений
|
Дата
|
Страницы
с изменениями
|
Основания для внесения изменений
|
Содержание
откорректированных
разделов (тем)
|
Подпись
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|