Главная
страница 1страница 2 ... страница 7страница 8
"ГроссМедиа", 2008

"РОСБУХ", 2008
ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ВНЕШНЕТОРГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В.А.Ершов
Глава 1. ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

ВНЕШНЕТОРГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Основы государственного регулирования внешнеторговой деятельности, а также отношений, непосредственно связанных с такой деятельностью, определяются Федеральным законом от 8 декабря 2003 г. N 164-ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности". Внешнеторговая деятельность определяется здесь как деятельность по осуществлению сделок в области внешней торговли товарами, услугами, информацией и интеллектуальной собственностью.

Основными принципами государственного регулирования внешнеторговой деятельности в соответствии со ст. 4 указанного Федерального закона являются:

защита государством прав и законных интересов участников внешнеторговой деятельности, а также прав и законных интересов российских производителей и потребителей товаров и услуг;

равенство и недискриминация участников внешнеторговой деятельности, если иное не предусмотрено федеральным законом;

единство таможенной территории РФ;

взаимность в отношении другого государства (группы государств);

обеспечение выполнения обязательств РФ по международным договорам РФ и осуществление возникающих из этих договоров прав РФ;

выбор мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности, являющихся не более обременительными для участников внешнеторговой деятельности, чем необходимо для обеспечения эффективного достижения целей, для осуществления которых предполагается применить меры государственного регулирования внешнеторговой деятельности;

гласность в разработке, принятии и применении мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности;

обоснованность и объективность применения мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности;

исключение неоправданного вмешательства государства или его органов во внешнеторговую деятельность и нанесения ущерба участникам внешнеторговой деятельности и экономике РФ;

обеспечение обороны страны и безопасности государства;

обеспечение права на обжалование в судебном или ином установленном законом порядке незаконных действий (бездействия) государственных органов и их должностных лиц, а также права на оспаривание нормативных правовых актов Российской Федерации, ущемляющих право участника внешнеторговой деятельности на осуществление внешнеторговой деятельности;

единство системы государственного регулирования внешнеторговой деятельности;

единство применения методов государственного регулирования внешнеторговой деятельности на всей территории РФ.

К субъектам соответствующих отношений отнесены российские и иностранные лица, занимающиеся внешнеторговой деятельностью.

К российским лицам отнесены следующие субъекты:

юридические лица, созданные в соответствии с законодательством РФ;

физические лица, имеющие постоянное или преимущественное место жительства на территории РФ, являющиеся гражданами РФ или имеющие право постоянного проживания в РФ либо зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей в соответствии с законодательством РФ.

Под иностранным лицом понимается физическое лицо, юридическое лицо или не являющаяся юридическим лицом по праву иностранного государства организация, которые не являются российскими лицами.

Закон ввел разграничение внешнеторговой деятельности в области внешней торговли товарами, услугами, информацией и интеллектуальной собственностью.

Внешняя торговля товарами определена как импорт и (или) экспорт товаров. Под импортом товара понимается ввоз товара на таможенную территорию РФ без обязательства об обратном вывозе. Соответственно, экспорт товара представляет собой вывоз товара с таможенной территории РФ без обязательства об обратном ввозе. При этом перемещение товаров с одной части таможенной территории РФ на другую часть таможенной территории РФ, если такие части не связаны между собой сухопутной территорией РФ (Калининградская область), через таможенную территорию иностранного государства не является внешней торговлей товарами.

Под внешней торговлей услугами понимается оказание услуг (выполнение работ), включающее в себя производство, распределение, маркетинг, доставку услуг (работ) и осуществляемое одним из следующих способов:

- с территории РФ на территорию иностранного государства;

- с территории иностранного государства на территорию РФ;

- на территории РФ иностранному заказчику услуг;

- на территории иностранного государства российскому заказчику услуг;

- российским исполнителем услуг, не имеющим коммерческого присутствия на территории иностранного государства, путем присутствия его или уполномоченных действовать от его имени лиц на территории иностранного государства;

- иностранным исполнителем услуг, не имеющим коммерческого присутствия на территории РФ, путем присутствия его или уполномоченных действовать от его имени иностранных лиц на территории РФ;

- российским исполнителем услуг путем коммерческого присутствия на территории иностранного государства;

- иностранным исполнителем услуг путем коммерческого присутствия на территории РФ.

Внешняя торговля интеллектуальной собственностью определяется как передача исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности или предоставление права на использование объектов интеллектуальной собственности российским лицом иностранному лицу либо иностранным лицом российскому лицу.

Внешняя торговля информацией, хотя и отграничена от названных видов внешней торговли, ее самостоятельного вида не образует, поскольку при наличии определенных законом условий подпадает под тот или иной вид. Внешняя торговля товарами является одновременно внешней торговлей информацией, если информация является составной частью этих товаров, а внешняя торговля интеллектуальной собственностью, если передача информации осуществляется как передача прав на объекты интеллектуальной собственности.

Методами государственного регулирования внешнеторговой деятельности являются:

- таможенно-тарифное регулирование (установление ввозных и вывозных таможенных пошлин);

- нетарифное регулирование;

- установление запретов и ограничений внешней торговли услугами и интеллектуальной собственностью;

- принятие мер экономического и административного характера, способствующих развитию внешнеторговой деятельности.

Нетарифное регулирование осуществляется в следующих формах.

Установление количественных ограничений. По общему правилу экспорт и импорт осуществляются без количественных ограничений, однако Правительство РФ в исключительных случаях может устанавливать:

- временные ограничения или запреты экспорта товаров для предотвращения либо уменьшения критического недостатка на внутреннем рынке РФ продовольственных или иных товаров, которые являются существенно важными для внутреннего рынка РФ. Перечень товаров, являющихся существенно важными, определяется Правительством РФ;

- ограничения импорта сельскохозяйственных товаров или водных биологических ресурсов, ввозимых в РФ в любом виде, если необходимо:

а) сократить производство или продажу аналогичного товара российского происхождения;

б) сократить производство или продажу товара российского происхождения, который может быть непосредственно заменен импортным товаром, если в РФ не имеется значительного производства аналогичного товара;

в) снять с рынка временный излишек аналогичного товара российского происхождения путем предоставления имеющегося излишка такого товара некоторым группам российских потребителей бесплатно или по ценам ниже рыночных;

г) снять с рынка временный излишек товара российского происхождения, который может быть непосредственно заменен импортным товаром, если в РФ не имеется значительного производства аналогичного товара, путем предоставления имеющегося излишка такого товара некоторым группам российских потребителей бесплатно или по ценам ниже рыночных;

д) ограничить производство продуктов животного происхождения, производство которых зависит от импортируемого в РФ товара, если производство в РФ аналогичного товара является относительно незначительным.

Распределение квоты. При принятии решения о введении квоты Правительство Российской Федерации определяет метод распределения квоты и в соответствующем случае устанавливает порядок проведения конкурса или аукциона. Распределение квоты основывается на равноправии участников внешнеторговой деятельности в отношении получения квоты и их недискриминации по признакам формы собственности, места регистрации или положения на рынке.

Лицензирование в сфере внешней торговли товарами. Лицензирование устанавливается в следующих случаях:

- введение временных количественных ограничений экспорта или импорта отдельных видов товаров;

- реализация разрешительного порядка экспорта и (или) импорта отдельных видов товаров, которые могут оказать неблагоприятное воздействие на безопасность государства, жизнь или здоровье граждан, имущество физических или юридических лиц, государственное или муниципальное имущество, окружающую среду, жизнь или здоровье животных и растений;

- предоставление исключительного права на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров;

- выполнение международных обязательств РФ.

Предоставление исключительного права на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров. Право на осуществление внешнеторговой деятельности может ограничиваться путем предоставления исключительного права на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров. Перечни отдельных видов товаров, на экспорт и (или) импорт которых предоставляется исключительное право, а также организации, которым предоставляется исключительное право на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров, определяются федеральными законами.

Исключительное право на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров осуществляется на основе лицензии. Сделки по экспорту и (или) импорту отдельных видов товаров, совершенные без лицензии на осуществление исключительного права на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров, являются ничтожными.

Организации, которым предоставлено исключительное право на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров, совершают сделки по экспорту и (или) импорту отдельных видов товаров, основываясь на принципе недискриминации и руководствуясь только коммерческими соображениями.

Принятие специальных защитных мер, антидемпинговых и компенсационных мер. В соответствии с федеральным законом могут вводиться специальные защитные меры, антидемпинговые меры и компенсационные меры при импорте товаров для защиты экономических интересов российских производителей товаров.

В соответствии с международными договорами РФ и федеральными законами, исходя из национальных интересов, могут вводиться меры, затрагивающие внешнюю торговлю услугами, если эти меры:

- необходимы для соблюдения общественной морали или правопорядка;

- необходимы для охраны жизни или здоровья граждан, окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений;

- необходимы для выполнения международных обязательств РФ;

- необходимы для обеспечения обороны страны и безопасности государства;

- необходимы для обеспечения целостности и стабильности финансовой системы, защиты прав и законных интересов инвесторов, вкладчиков, держателей полисов, исполнителей финансовых услуг;

- направлены на обеспечение равного или эффективного установления или сбора налогов в отношении иностранных исполнителей услуг и (или) способов оказания услуг;

- являются мерами по реализации положений договора об избежании двойного налогообложения;

- необходимы для обеспечения соблюдения не противоречащих положениям Федерального закона "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" нормативных правовых актов РФ, касающихся в том числе:

а) предотвращения и расследования преступлений, а также судопроизводства и исполнения судебных решений в отношении этих преступлений;

б) предотвращения недобросовестной практики или последствий невыполнения договоров, предметом которых является оказание услуг;

в) защиты от вмешательства в частную жизнь отдельных лиц в отношении обработки и распространения сведений личного характера и защиты конфиденциальной информации о личности и личных счетах.

В соответствии с международными договорами РФ и федеральными законами могут вводиться меры, затрагивающие внешнюю торговлю интеллектуальной собственностью, если эти меры необходимы для соблюдения общественной морали или правопорядка, охраны жизни или здоровья граждан, окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений, выполнения международных обязательств РФ, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Федеральный закон "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" устанавливает принцип национального режима в отношении внешней торговли товарами и услугами (ст. ст. 29, 34), содержание которого состоит в следующем.

В соответствии с законодательством о налогах и сборах не допускается установление дифференцированных ставок налогов и сборов (за исключением ввозных таможенных пошлин) в зависимости от страны происхождения товаров.

Технические, фармакологические, санитарные, ветеринарные, фитосанитарные и экологические требования, а также требования обязательного подтверждения соответствия применяются к товарам, происходящим из иностранного государства, таким же образом, каким они применяются к аналогичным товарам российского происхождения.

Товарам, происходящим из иностранного государства или групп иностранных государств, предоставляется режим не менее благоприятный, чем режим, предоставляемый аналогичным товарам российского происхождения или непосредственно конкурирующим товарам российского происхождения в отношении продажи, предложения к продаже, покупки, перевозки, распределения или использования на внутреннем рынке РФ. Данное положение не препятствует применению дифференцированных платежей, связанных с перевозкой и основанных исключительно на стоимости эксплуатации транспортных средств, а не на происхождении товара.

Товарам, происходящим из иностранного государства или групп иностранных государств, которые не имеют международных договоров с РФ о предоставлении товарам российского происхождения национального режима, в соответствии с законодательством РФ может предоставляться иной режим регулирования.

Если иное не предусмотрено международными договорами РФ, федеральными законами и другими нормативными правовыми актами РФ в отношении мер, затрагивающих внешнюю торговлю услугами, иностранным исполнителям услуг и, этим услугам предоставляется режим не менее благоприятный, чем режим, предоставляемый аналогичным российским исполнителям услуг и, оказываемым ими на территории РФ услугам. Режим считается менее благоприятным, если он изменяет условия конкуренции в пользу российских исполнителей услуг или оказываемых ими на территории РФ услуг по сравнению с аналогичными иностранными исполнителями услуг.

Положения о национальном режиме в отношении внешней торговли товарами и услугами не применяются к поставкам товаров, оказанию услуг (выполнению работ) для государственных или муниципальных нужд.
Глава 2. ИСТОЧНИКИ РЕГУЛИРОВАНИЯ ОТНОШЕНИЙ В ОБЛАСТИ

МЕЖДУНАРОДНОЙ КУПЛИ-ПРОДАЖИ (ПРИМЕНИМОЕ ПРАВО)
Внешнеторговый договор представляет собой соглашение двух или нескольких лиц, одно (или более) из которых является российским, а другое (другие) - иностранным лицом (в понимании Федерального закона "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности"), об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей.

Отношения, связанные с таким договором, регулируются нормами Гражданского кодекса РФ, указанного Федерального закона "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности", а также международных договоров РФ.

Международные договоры могут носить универсальный, региональный, а также рекомендательный (lex mercatoria) характер.

Универсальный характер носит Венская конвенция ООН 1980 г. о договорах международной купли-продажи товаров. Данная Конвенция применяется к договорам купли-продажи товаров между сторонами, коммерческие предприятия которых находятся в разных государствах:

- когда эти государства являются участниками Конвенции;

- когда согласно нормам международного частного права применимо право государства - участника Конвенции.

Состав государств-участников и степень их участия приводится в Статусе Конвенции (прилагается). Российская Федерация является участником, однако ратифицировала Конвенцию с оговорками.

То обстоятельство, что коммерческие предприятия сторон находятся в разных государствах, не принимается во внимание, если это не вытекает ни из их договора, ни из имевших место до или в момент его заключения деловых отношений или обмена информацией между сторонами. Ни национальная принадлежность сторон, ни их гражданский или торговый статус, ни гражданский или торговый характер договора не принимаются во внимание при определении применимости Конвенции.

Конвенция регулирует только заключение договора купли-продажи и те права и обязательства продавца и покупателя, которые возникают из такого договора. В частности, поскольку иное прямо не предусмотрено в Конвенции, она не касается действительности самого договора или каких-либо из его положений или любого обычая, а также последствий, которые может иметь договор в отношении права собственности на проданный товар. Кроме того, Конвенция не применяется в отношении ответственности продавца за причиненные товаром повреждения здоровья или смерть какого-либо лица.

Конвенция не применяется к продаже:

- товаров, которые приобретаются для личного, семейного или домашнего использования, за исключением случаев, когда продавец в любое время до или в момент заключения договора не знал и не должен был знать, что товары приобретаются для такого использования;

- с аукциона;

- в порядке исполнительного производства или иным образом в силу закона;

- фондовых бумаг, акций, обеспечительных бумаг, оборотных документов и денег;

- судов водного и воздушного транспорта, а также судов на воздушной подушке;

- электроэнергии.

Стороны могут исключить применение Конвенции либо при условии соблюдения ст. 12 отступить от любого из ее положений или изменить его действие.

Рекомендательный характер в сфере регулирования внешнеторговых отношений носят, например, Принципы международных коммерческих договоров, разработанные Международным институтом унификации частного права (УНИДРУА), имеющим статус межправительственной организации, членом которой является также и Российская Федерация.

Принципы УНИДРУА устанавливают общие нормы для международных коммерческих договоров и подлежат применению в случае, если стороны согласились, что их договор будет регулироваться этими Принципами. Они могут применяться, когда стороны согласились, что их договор будет регулироваться "общими принципами права", "lex mercatoria" или аналогичными положениями. Кроме того, Принципы используются для решения вопроса, возникающего в случае, когда оказывается невозможным установить соответствующую норму применимого права. Они могут использоваться для толкования и восполнения международных унифицированных правовых документов, а также служить моделью для национального и международного законодательства.

В качестве примера регионального регулирования можно привести Киевское соглашение об обязательных условиях поставки товаров между организациями государств - участников СНГ от 20 марта 1992 г.

Кроме того, важное значение в системе регуляторов внешнеторговой деятельности имеют признаваемые источником права обычаи делового оборота. В качестве примера можно привести правила Инкотермс (последняя редакция принята в 2000 г.), представляющие собой систематизированный свод международных правил толкования торговых терминов, наиболее часто используемых во внешней торговле.

Одним из общепризнанных принципов правового регулирования внешнеторговой деятельности является свобода сторон выбора права, применимого к их отношениям. Данный принцип постулируется всеми упомянутыми международно-правовыми источниками, а также закреплен ст. 1210 ГК РФ. Согласно данной норме стороны договора могут при его заключении или в последующем выбрать по соглашению между собой право, которое подлежит применению к их правам и обязанностям по этому договору. Выбранное сторонами право применяется к возникновению и прекращению права собственности и иных вещных прав на движимое имущество без ущерба для прав третьих лиц.

Соглашение сторон о выборе подлежащего применению права должно быть прямо выражено или должно определенно вытекать из условий договора либо совокупности обстоятельств дела. Если из совокупности обстоятельств дела, существовавших на момент выбора подлежащего применению права, следует, что договор реально связан только с одной страной, то выбор сторонами права другой страны не может затрагивать действие императивных норм страны, с которой договор реально связан.

При этом стороны договора могут выбрать подлежащее применению право как для договора в целом, так и для отдельных его частей. Выбор сторонами подлежащего применению права, сделанный после заключения договора, имеет обратную силу и считается действительным, без ущерба для прав третьих лиц, с момента заключения договора.

Таким образом, нормы права иностранных государств можно рассматривать в качестве регуляторов внешнеторговой деятельности с участием российских лиц. Более того, стороны могут своей волей вообще исключить из применимого к их отношениям права какие-либо нормы (кроме императивных), которые, не будь на то воли сторон, подлежали бы применению. Например, заменить положения ГК РФ нормами Германского гражданского уложения, даже если ни одна из сторон субъектом германского права не является.

следующая страница >>
Смотрите также:
Правовые основы внешнеторговой деятельности в. А. Ершов
2347.34kb.
8 стр.
Закон кыргызской республики о государственном регулировании внешнеторговой
305.4kb.
1 стр.
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Правовые основы оперативно-розыскной и частно-детективной деятельности» для специальности 021100
438.34kb.
2 стр.
Василий Васильевич Ершов Практика полетов на самолете Ту-154 В. В. Ершов
2411.83kb.
12 стр.
I. правовые основы местного самоуправления
2259.52kb.
18 стр.
I. правовые основы местного самоуправления
2378.86kb.
18 стр.
Правовые основы предпринимательской деятельности
81.07kb.
1 стр.
Закон республики беларусь 8 ноября 2006 г. N 175-з об охранной деятельности в республике беларусь
281.23kb.
1 стр.
Закон республики казахстан о телерадиовещании
301.79kb.
1 стр.
Глава Конституционно-правовые основы деятельности
2491.39kb.
10 стр.
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Основы оперативно-розыскной и частной детективной и охранной деятельности» печатается по решению кафедры «Уголовно-правовые дисциплины»
1534.79kb.
9 стр.
Ббк 74. 584(2) Правовые основы грифования электронных изданий учебной литературы
542.52kb.
3 стр.