Главная Другое
Экономика Финансы Маркетинг Астрономия География Туризм Биология История Информатика Культура Математика Физика Философия Химия Банк Право Военное дело Бухгалтерия Журналистика Спорт Психология Литература Музыка Медицина |
страница 1страница 2страница 3 Русской Православной Церкви «27» июля 2011 г. Журнал № 76 СТАНДАРТ ПРАВОСЛАВНОГО КОМПОНЕНТА НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО, ОСНОВНОГО ОБЩЕГО, СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО) ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Отдел религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви 2011 г. СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка Введение Стандарта православного компонента начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования (далее Стандарт православного компонента общего образования) обусловлено особенностями перемен, происходящих в современном обществе, основной доминантой которых является сфера образования как важнейшее пространство осуществления целей, идеалов и ценностей его дальнейшего развития и духовного оздоровления. Обновление сферы образования предполагает переход от «знаниевого подхода» к «умению учиться» на основе качественного улучшения духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения, его социализации и формирования универсальных учебных действий. Русская Православная Церковь является хранительницей традиционных для государств ее канонического присутствия целей, идеалов и ценностей, поэтому сегодня особо возрастает ее значение в осуществлении национальных программ модернизации обществ, духовно ею окормляемых. Стандарт православного компонента общего образования является нормативным документом, который, с одной стороны, определяет место православного образования в сфере среднего образования на основе существующего законодательства (все общеобразовательные учреждения Русской Православной Церкви выполняют ФГОС и действуют в рамках Закона «Об образовании»), с другой стороны, определяет степень участия Русской Православной Церкви, важнейшего общественного института как субъекта образовательного процесса, выполняющего социальный заказ православных верующих граждан государств, находящихся на ее канонической территории, в процессе духовно-нравственного обновления государственного образования. В современных условиях система религиозного образования не может существовать автономно, вне рамок законодательства в сфере образования, а государственная система образования нуждается в историческом, педагогическом, духовно-нравственном опыте Русской Православной Церкви для решения задач стратегического значения, обеспечивающих дальнейшее устойчивое развитие общества, сохранение национального единства российского государства, здорового нравственного и духовного пространства стран СНГ. Стандарт православного компонента общего образования представляет концептуальные параметры восполнения духовно-нравственной составляющей общего среднего образования, православного обучения и воспитания в общеобразовательных учреждениях Русской Православной Церкви, иных образовательных организациях. Стандарт православного компонента общего образования разработан на основе православного вероучения и христианской антропологии, с учетом педагогических целей и традиций, воспитательных идеалов и ценностей, существующих в странах, духовно окормляемых Русской Православной Церковью. Основы систематического обучения на Руси были заложены со времен принятия христианства. Первая летописная книга «Повесть временных лет» свидетельствует, что первые училища в Киеве и Новгороде были созданы Крестителем Руси, cвятым равноапостольным князем Владимиром. За более чем тысячелетний период православная педагогика накопила многоценный опыт в деле образования и духовно-нравственного воспитания детей и молодёжи. В середине XVIII века, составляя регламент обучения и правила поведения воспитанников первых гимназий в России, М.В. Ломоносов фактически сформировал православный компонент гимназического обучения. Научно-педагогические принципы нравственно-развивающего обучения в 60-е годы XIX века были сформулированы великим русским педагогом К.Д. Ушинским, полагавшим веру христианскую и русские православные культурно-исторические традиции залогом правильного воспитания школьников как свободных и ответственных граждан России. В первые послереволюционные годы (1918-1920) православный компонент образования был изъят из системы общего образования Декретом об отделении Церкви от государства и школы от Церкви (январь 1918 г.). Со знаменательного празднования 1000-летия Крещения Руси (1988 г.) началось возрождение общеобразовательной деятельности Русской Православной Церкви. При православных приходах стали открываться первые воскресные школы. Новый Закон «Об образовании» 1992г. в Российской Федерации предоставил зарегистрированным религиозным организациям право на создание дошкольных и общеобразовательных учреждений, что положило начало их формирования при приходах, епархиях Русской Православной Церкви, православных братствах. В национальном законодательстве стран СНГ в области образования и свободы вероисповедания также было закреплено право религиозных организаций на образовательную деятельность (Закон Украины «Об образовании» от 23.05.1991 г. № 1060-XII, Закон Украины «О свободе совести и религиозных объединениях» от 23.04.1991 г., Закон Республики Беларусь «Об образовании» от 29.10.1991 г., № 1202-XII, Закон Республики Беларусь «О свободе вероисповедания и религиозных организациях» от 17.12.1992 г., Закон Республики Молдова «Об образовании» от 21.07.1995 г. № 547-XII, Закон Республики Молдова «О культах» от 24.03.1992 г. № 979-XII). Важным основанием для рассмотрения вопроса о введении Стандарта православного компонента общего образования явились изменения в Законодательстве Российской Федерации, отраженные в Постановлении Правительства Российской Федерации от 04.10.2000 г. № 751 «О национальной доктрине образования в Российской Федерации» (опубликовано в Бюллетене МО РФ, 2000 г., № 11). Доктрина определяет цели воспитания и обучения, пути их достижения посредством государственной политики в области образования, ожидаемые результаты развития. К стратегическим целям образования Доктрина относит «создание основы для устойчивого социально-экономического и духовного развития России, обеспечение высокого качества жизни народа и национальной безопасности». Принятие нового Федерального государственного образовательного стандарта призвано обеспечить духовно-нравственное развитие, воспитание и социализацию обучающихся. Это задачи первостепенной важности, которые предусмотрены в структуре основной образовательной программы: в концепции духовно-нравственного воспитания и примерной программе воспитания и социализации обучающихся, как дополнении к основному содержанию образования. Духовно-нравственное развитие, воспитание и социализация обучающихся должны быть интегрированы во все виды деятельности и формировать уклад школьной жизни. Поручение Президента Российской Федерации от 2 августа 2009 года № Пр-2009 и Правительства Российской Федерации от 11 августа 2009 года № ВП-П44-4632, и издание Распоряжения Правительства Российской Федерации от 29 октября 2009 года № 1578-р о проведении мероприятий по апробации комплексно учебного курса для общеобразовательных учреждений «Основы религиозных культур и светской этики» в 2009-2011 годах, стало одним из важных моментов в принятии решения о разработке и внедрении Стандарта православного компонента общего образования. Участвуя в апробации комплексного предмета «Основы религиозных культур и светской этики», Русская Православная Церковь содействует введению в систему общего образования Российской Федерации нового для современной российской школы учебного предмета «Основы православной культуры». Разработка и апробация православного компонента общего образования как системы непрерывного православного образования и воспитания в общеобразовательных учреждениях государств, находящихся на канонической территории Русской Православной Церкви, позволит целенаправленно и комплексно решать задачи духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения в интересах государства и общества. Стандарт православного компонента общего образования призван удовлетворить запросы в сфере образования православных родителей (законных представителей детей), для которых развитие религиозного самосознания их детей и воспитание в духе исторически сложившихся православных традиций является важнейшим компонентом образования. Введение и реализация Стандарта православного компонента общего образования обеспечит:
Введение Стандарта православного компонента в начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование опирается на:
Функции Стандарта православного компонента общего образования: правовая: обеспечение прав православных обучающихся, верующих родителей на религиозное образование и воспитание в соответствии с их собственными убеждениями в едином образовательном пространстве; системообразующая: построение целостной системы непрерывного православного образования на принципах Христоцентричности, преемственности, единства, верности традиции; контрольно-регулятивная: определение критериев и показателей результативности образовательного процесса в целях контроля и оценки эффективности деятельности православных образовательных организаций, качества и результатов православного образования, уровня подготовки выпускников; педагогическая: создание возможности для формирования православной образовательной и воспитательной среды для правильного духовного и нравственного развития каждой личности. Цели внедрения Стандарта православного компонента общего образования: правовая – создание правового механизма встраивания религиозного (православного) компонента в структуру ФГОС в рамках существующего законодательства Российской Федерации, в национальные образовательные стандарты стран канонического присутствия Русской Православной Церкви; социальная – обеспечение социального доверия граждан государств канонического присутствия Русской Православной Церкви к системе православного образования, обеспечение способности системы православного образования чутко реагировать на запросы православных верующих, желающих обучать и воспитывать своих детей на традициях Православия, снижение рисков социально-психологической напряженности между различными религиозными группами населения в сфере образования; педагогическая – целенаправленное развитие духовно-нравственной сферы обучающихся, обеспечение высокого уровня православного образования, формирование у обучающихся целостного христианского мировоззрения, развитого религиозно-нравственного чувства, национального самосознания и гражданской ответственности. Задачи Стандарта православного компонента общего образования:
Стандарт православного компонента общего образования вводится на основании принципа:
Реализация данного принципа возможна при следующих условиях:
Область применения Стандарта православного компонента общего образования: педагогические коллективы православных общеобразовательных учреждений, иных общеобразовательных учреждений; обучающиеся, родители (законные представители) обучающихся православного вероисповедания или желающие приобщить своих детей к культурно-историческим традициям Православия; Епархиальные Отделы религиозного образования и катехизации. I. Общие положения
Православный компонент общего образования (для иных образовательных организаций, выбирающих его в качестве основы духовно-нравственного, гражданского и патриотического воспитания) – это учебные курсы, дисциплины, предметы, модули, содержание которых соответствует вероучению, нравственным принципам, историческим и культурным традициям Русской Православной Церкви, реализуемые в общеобразовательных учреждениях путем включения в основные образовательные программы общего образования.
Требования к результатам, структуре и условиям освоения православного компонента основных образовательных программ общего образования учитывают возрастные и индивидуальные особенности обучающихся на всех ступенях образования.
содействует формированию и обеспечению единого духовно-нравственного, образовательного и культурного пространства; направлен на:
10. В соответствии с православным компонентом общего образования осуществляется:
II. Правовой аспект введения Стандарта православного компонента общего образования. Приоритетное право верующих родителей на религиозно-нравственное образование и воспитание своих детей зафиксировано в целом ряде актов международного права. Изначально оно было закреплено Международной конвенцией «О борьбе с дискриминацией в области образования». Эта Конвенция была принята в Париже 14 декабря 1960 года; наша страна присоединилась к этой Конвенции в 1962 году1. 5-я статья этой Конвенции гласит, что государства, являющиеся сторонниками настоящей Конвенции, должны гарантировать родителям и, в соответствующих случаях, законным опекунам возможность обеспечивать образование их детей в соответствии с их собственными религиозными и моральными убеждениями. Впервые о духовно-нравственном воспитании как приоритете российской системы образовании Правительством Российской Федерации было заявлено в «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года», принятой в 2001 году. В этом программном документе было отмечено следующее: «Воспитание как первостепенный приоритет в образовании, должно стать органичной составляющей педагогической деятельности, интегрированной в общий процесс обучения и развития. Важнейшие задачи воспитания — формирование у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры».2 Важным шагом на пути реализации этой Концепции стало принятие статьи 1 Федерального Закона № 309 (от 1 декабря 2007 г.) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения понятия и структуры государственного образовательного стандарта». В числе других изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об образовании» были внесены новые требования к воспитанию обучающихся в российской школе. Пункт 6 статьи 9 («Образовательные программы») новой редакции Федерального Закона «Об образовании» гласит, что учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие учебные материалы призваны обеспечивать «духовно-нравственное развитие, воспитание» российских школьников, получающих начальное общее, основное общее и среднее (полное) общее образование. Пункт 2 статьи 14 («Общие требования к содержанию образования») в новой редакции Закона дополнен требованием, которое подчеркивает, что содержание образования должно быть ориентировано на «формирование духовно-нравственной личности». Законом Российской Федерации «Об образовании» воспрещается формирование в государственном и муниципальном образовательном учреждении централизованной или местной религиозной организации, равно как воспрещается создание там организационных структур политических партий и движений. Однако светский характер государства не противоречит праву на получение религиозного образования, поэтому апробация и введение православного компонента образования не воспрещается. Национальным законодательством Украины также предполагается в качестве целей образования сохранение национальных культурных традиций, духовное и нравственное развитие личности. В качестве принципов образования упоминается его светский характер и независимость школы от религиозных организаций (ст.9 Закона Украины «Об образовании» от 23 мая 1991г. № 1060-XII). Преподавание вероучительных дисциплин в общеобразовательных школах возможно при наличии письменного заявления родителей и без ущерба для реализации государственного образовательного стандарта. Законодательство Республики Беларусь предусматривает, что учреждения образования в вопросах воспитательной деятельности на основании письменных заявлений законных представителей детей во внеучебное время могут взаимодействовать с зарегистрированными религиозными организациями с учетом их влияния на формирование духовных, культурных, государственных традиций белорусского народа (ст.1 Закона Республики Беларусь «Об образовании» от 29.10.1991г. № 1202-XII). В принятом в 2010 году Кодексе Республики Беларусь об образовании содержатся следующие положения: «2. Основными направлениями государственной политики в сфере образования являются: 2.10. Обеспечение деятельности учреждений образования по осуществлению воспитания, в том числе по формированию у граждан духовно-нравственных ценностей, здорового образа жизни, гражданственности, патриотизма, ответственности, трудолюбия». «4. Учреждения образования в вопросах воспитания на основании письменных заявлений обучающихся (законных представителей несовершеннолетних обучающихся) во внеурочное время могут взаимодействовать с зарегистрированными религиозными организациями с учетом их влияния на формирование духовных, культурных и государственных традиций белорусского народа. Порядок, условия, содержание и формы такого взаимодействия определяются Правительством Республики Беларусь по согласованию с Президентом Республики Беларусь» (Кодекс Республики Беларусь об образовании, Раздел 1, глава 1, ст. 2, принят Палатой представителей 2 декабря 2010 года, одобрен Советом Республики 22 декабря 2010 года.) Закон Республики Молдова «Об образовании» № 547-XIII от 21.07.1995г. в ст.4 предусматривает, что духовно-нравственное воспитание в системе государственного начального образования является обязательным учебным предметом, а в системе среднего и высшего образования - факультативным. Кроме того, предусматривалась возможность морально-религиозного образования в государственных школах всех уровней (ст.43 Закона Республики Молдова «О культах» от 24.03.1992г. № 979-XII). Таким образом, на сегодняшний день, национальное законодательство Украины, республики Беларусь и Молдовы содержит в себе предпосылки для реализации вероучительных дисциплин в общеобразовательных организациях, в том числе, включая государственные. Требования Стандарта обязательны для образовательных организаций, расположенных на территории данных государств, в части, не противоречащей национальному законодательству. Адаптация стандарта к местным формам и особенностям его реализации осуществляется соответствующими централизованными религиозными организациями на местах. Смотрите также: Пояснительная записка 3 Общие положения 11
428.88kb.
3 стр.
Методическое пособие для определения энергоэффективности по внедряемым мероприятиям в отрасли культура
538.46kb.
3 стр.
Пояснительная записка к годовой бухгалтерской отчетности за 2011 год
912.73kb.
14 стр.
Пояснительная записка. Общие положения
270.66kb.
1 стр.
«Памятник природы «Долина реки Сходни в Алабушево» Краткая пояснительная записка Общие положения
120.27kb.
1 стр.
Пояснительная записка Том Положения о территориальном планировании н/с II
637.49kb.
4 стр.
Пояснительная записка Общие сведения 1 Блок фцп: Генерация знаний
190.11kb.
1 стр.
Пояснительная записка Общие сведения 1 Блок фцп: Генерация знаний
155.31kb.
1 стр.
Пояснительная записка Том II положения по территориальному планированию (Утверждаемая часть) Директор института
1888.81kb.
11 стр.
Пояснительная записка ОАО «автоэкспресс» за 2008 год раздел «Общие сведения об организации»
44.09kb.
1 стр.
Пояснительная записка к проекту актуализированного сниПа 12-03-2001 «Безопасность труда в строительстве. Часть Общие требования»
49.26kb.
1 стр.
Пояснительная записка (Положения о территориальном планировании) барнаул 2012 892.97kb.
5 стр.
|