Главная
страница 1
Профессия: ПЕДАГОГ-ПСИХОЛОГ
Презентация профессии

Современное образование на всех его уровнях — от детского сада до старшей школы и высших учебных заведений — представляет собой динамично развивающуюся систему. Цели образования в России сформулированы в таких новейших документах как Инициатива Президента РФ «Наша новая школа», Стратегия развития России — 2020, в Федеральных государственных образовательных стандартах. Это, помимо интеллектуального развития человека, развитие личности, позитивного социального мышления и позитивных социальных взаимодействий, развитие творческого мышления, способности создавать команды и реализовывать идеи, желание соуправления, самомененджмент.

Психолог образования (педагог-психолог) в этой связи является тем профессионалом, который призван выполнять интереснейшую и ответственную работу — создавать психологические условия, особый психологический климат, позволяющий формировать новые качества личности, помогая человеку и людям в образовательных учреждениях находить психологические ресурсы для решения различных жизненных и профессиональных задач.

Сегодня принято говорить о процессе психологического сопровождения детей в образовании, что поручено специальному институту — службе практической психологии образования.

Профессия психолога в образовании, или педагога-психолога, достаточно новая (в российском образовании ей всего 20 лет) и востребованная. Представитель этой профессии должен быть в каждом детском саду, школе, лагере, других образовательных учреждениях. Только этот специалист может найти психологическую причину проблемы ребенка и помочь с ней справиться.

Сферами деятельности современного педагога-психолога также могут быть: семья — с ранним психологическим сопровождением ребенка и детско-родительских коммуникаций; частное (негосударственное) образование — дошкольное, школьное, дополнительное; психологические центры, а также психологические службы различных организаций, - все, где требуется глубокое знание и понимание человека, психологических технологий развития людей и организаций.


Тип и класс профессии

Профессия «педагог-психолог» (психолог образования) относится к типу «Человек — Человек». Главное содержание профессии составляют взаимоотношения с людьми, направленные на качественную помощь людям, включенных с сферу образования, на обеспечение психологических возможностей и выявление ресурсов их развития и саморазвития.

Педагог-психолог — творческая профессия: множество ситуаций взаимодействия с людьми, включая ситуации обучения и воспитания, требуют творческого, индивидуального подхода.
Содержание деятельности

Социальную значимость профессии психолога образования (педагога-психолога) невозможно переоценить. Профессия имеет огромное значение в жизни ребёнка, его родителей, педагогов, руководителей образования. Родители и даже педагоги, даже если видят отклонения в развитии ребенка, проблемы в общении со сверстниками, отставание от учебных программ или «просто» особые потребности детей, проблемы морального выбора, выбора образовательного профиля и другие, часто не могут предложить точной и тонкой помощи. На помощь в решении сложных ситуаций приходит педагог-психолог, который в силу своей специальной подготовки вырабатывает — индивидуально или в сотрудничестве с другими специалистами — эффективные формы помощи.

Психолог в образовании — профессия, предполагающая такие виды деятельности как психологическое просвещение, психологическая профилактика, психодиагностика, психологическая коррекция и развивающая работа, психологическое консультирование. Это значит, что педагог-психолог должен быть высоким профессионалом, помогающим решать личностные, социальные, коммуникативные проблемы участников образовательных сообществ — как детей, так и родителей и педагогов.

Психолог в образовании, кроме этого, призван экспертировать и обеспечивать адекватное детским возрастам психологическое содержание педагогической деятельности, взаимодействие различных специалистов и родителей для решения проблем своих подопечных.

Психолог образования является для педагогов и учащихся не только носителем психологических знаний — его оценивают как носителя идеального образа человека, способного вырабатывать и предлагать людям позитивные результаты и социальные отношения.
Требования к знаниям и составу компетенций

Педагог-психолог должен знать:


  • Конституцию Российской Федерации,

  • Международную Конвенцию о правах ребенка,

  • Закон об образовании в РФ,

  • государственные образовательные стандарты,

  • содержание Инициативы Президента РФ «Наша новая школа»,

  • содержание и современную проблематику дисциплин, составляющих образовательную программу по направлению «Психолого-педагогическое образование», а именно: общая, возрастная, социальная, педагогическая психология, конфликтология и др.,

  • диагностический инструментарий психолога-практика.

Педагог-психолог за время обучения в вузе должен приобрести следующие компетенции:

  • коммуникативную: внимательное слушание, подготовка устных выступлений и письменных текстов на профессиональном языке, партнерское общение, позитивные социальные взаимодействия, вербализация содержания психических состояний,

  • социально-проектную,

  • аналитическую,

  • прогностическую,

  • рефлексивную — в отношении своей личности и профессиональной деятельности,

  • способность к саморегуляции,

  • способность к саморазвитию.


Требования к индивидуальным особенностям специалиста / бакалавра

Новейшие требования к качеству психологической среды образования, высочайшая социальная значимость профессии задают и требования к личностным качествам педагога-психолога. Педагог-психолог должен быть доброжелательным и терпеливым, должен вызывать доверие, уметь сопереживать, находить варианты решения проблем, ориентировать в них людей. У педагога-психолога должен быть гуманитарный и аналитический склад ума, для того чтобы точно анализировать психологическую информацию и прогнозировать развитие событий. Психолог-практик должен обладать высоким уровнем общей культуры, постоянно работать над развитием своей личности, которая, как говорят профессионалы, является важнейшим ресурсом при взаимодействии с людьми.


Условия труда

Педагог-психолог работает в коллективе образовательного учреждения или психологического центра, состоящего из разных специалистов: руководителей, педагогов, социальных педагогов, специалистов по защите прав ребенка. Часто они работают во взаимосвязи, что требует согласования профессиональных действий.

Работа педагога-психолога требует тщательного ведения специальной документации, а также соблюдения этических и правовых норм психолога образования. Педагог-психолог несет личную моральную ответственность за профессиональные действия и решения.

Предполагается общение с различными категориями населения, высокая степень эмоционального напряжения, высокий уровень контроля за своим поведением, реализация в различных профессиональных ролях — исполнителя, инициатора профессиональных действий, лектора, руководителя проектов, партнера, эксперта, консультанта.

Рабочий день может быть ненормированным.
Медицинские ограничения и противопоказания

Медицинским ограничением для педагога-психолога являются психические заболевания



Базовое образование

Профессия педагога-психолога предполагает наличие высшего профессионального образования.

Профессия требует систематического повышения квалификации, а также личностной психологической терапии. Для приобретения личностных и профессиональных ресурсов актуальным является также участие в терапевтических профессиональных группах.
Пути получения профессии

Получить высшее образование по профессии педагога-психолога можно в ФГБОУ ВПО «Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева» (КГПУ им. В.П. Астафьева) в Институте психолого-педагогического образования. Направление подготовки - «Психолого-педагогическое образование», образовательный профиль - «Психология образования».


Области профессиональной деятельности

Педагог-психолог может работать:

в психологических службах различных государственных (муниципальных) образовательных учреждений — детских садов, школ, вузов;

в психологических центрах — государственных и негосударственных;

в негосударственных образовательных учреждениях, в том числе дополнительного образования;

в профилакториях, оздоровительных лагерях.


Перспективы карьерного роста

Специализация. При получении дополнительных квалификаций педагог-психолог может работать в различных организациях, в службах развития персонала, кадровых службах, а также иметь частную практику. Особо важной в современном социуме является конфликтная компетентность психолога и возможность освоения психологом профессиональной роли медиатора (посредника) в конфликтах и переговорах.

Освоение смежных областей. Психологическое знание является чрезвычайно значимым для успешной деятельности в таких областях как медицина, психотерапия, с одной стороны, а с другой — в управлении организацией (в маркетинге, стратегических коммуникациях, стратегическом, проектном менеджменте). По получении квалификации психолога-педагога можно получить дополнительную квалификацию в психотерапии, клинической психологии, либо на программах профессиональной переподготовки — квалификации, связанные с управлением организацией.

Управленческая деятельность психологом-педагогом может быть освоена в образовательных и других учреждениях, где система управления и профессиональная карьера предполагает уровни управления (менеджер среднего звена — ведущий специалист, начальник отдела, топ-менеджер) или проектное управление (проектный менеджер). Возможно ведение собственного образовательного или консалтингового бизнеса в различных формах с реализацией своих профессиональных компетенций.


Смотрите также:
Презентация профессии
111.63kb.
1 стр.
Воспитание любви к профессии как средство повышения качества профессиональной подготовки рабочих кадров
78.7kb.
1 стр.
Классный час "Все профессии нужны, все профессии важны"
76.07kb.
1 стр.
Презентация профессии
69.5kb.
1 стр.
Православная икона в профессии
82.97kb.
1 стр.
1 Профессии в сфере Бизнеса, финансов и менеджмента
208.12kb.
1 стр.
Все профессии важны, все профессии нужны. Рейтинг 35 лучших колледжей Москвы
26.76kb.
1 стр.
Карточка профессии
31.52kb.
1 стр.
Некоторые результаты маркетинга профессии менеджер на рынке труда г. Челябинска (2010 г.)
134.77kb.
1 стр.
Первокурсник кгту: мотивы выбора вуза и профессии
131kb.
1 стр.
Правила выбора профессии (в помощь выбирающему профессию) значение правильного выбора профессии
625.02kb.
4 стр.
Здоровье и выбор профессии
139.39kb.
1 стр.