Главная Другое
Экономика Финансы Маркетинг Астрономия География Туризм Биология История Информатика Культура Математика Физика Философия Химия Банк Право Военное дело Бухгалтерия Журналистика Спорт Психология Литература Музыка Медицина |
страница 1страница 2страница 3 ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР ПО НАРОДНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ ГОЛОВНОЙ СОВЕТ ПРОГРАММЫ «ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ» ОБРАЗ ЖИЗНИ И ЗДОРОВЬЯ УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ
социологического исследования (октябрь-ноябрь 1989 г.)
Москва 1990 СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ЗДОРОВЬЕ УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ: ОБЩЕСТВЕННОЕ БОГАТСТВО ИЛИ ОБЩЕСТВЕННЫЕ ТЯГОТЫ? В цивилизованном обществе здоровье является национальным достоянием, охраняемым государством, которое делает все для поддержания здоровья своих граждан. Все это значит, что в обществе высшей ценностью является человек, самым эффективным для общества вложением его ресурсов является человек. Здоровье отдельного человека − это здоровье общества, нации. Состояние здоровья людей, в этой связи, всегда есть следствие социальных причин. Бессмысленно искать причины ухудшения здоровья в рамках поведения личности, ее ценностных представлений о здоровом образе жизни. Бессмысленны и пути улучшения здоровья средствами просвещения, пропаганды, агитации. Здоровье есть фактор социальный, и определяется оно общественным укладом, который в свою очередь, обуславливает положение личности в обществе. Негуманность общественного строя, в котором человек является средством достижения идеологических миражей, продуктом, но никак не творцом жизни и истории, не началом и мерилом жизни, а придатком, “винтиком” политического и экономического механизмов, является причиной исчезновения личности из общественной жизни. В обществе, в котором ничтожна роль реальной личности, трудно найти доказательства ценности и такой ее компонент как здоровье. В самом деле, политика, ориентированная на “светлый образ” человека (некий идеологический фантом) не могла допустить мысли о существовании проблемы здоровья. Ведь этот фантом жил в мифическом мире самого передового общественного строя… Политика и действия органов власти, не ориентированные на реального человека, его потребности и заботы, деформировали личность. Отчуждение от политических и экономических институтов предопределило ряд проблем, на поверхности воспринимаемых как социальная апатия, инфантилизм и иждивенчество молодежи. В то время более глубокие проблемы остаются за кадром. К ним относятся проблемы ценности человеческой жизни, суверенитета личности по отношению к государству. На протяжении десятилетий официальная политика подчеркивала приоритетность здоровья народа и молодежи в практике строительства социализма и коммунизма. Это положение сохраняется и поныне, когда провозглашена особая озабоченность судьбами реального человека. Однако, реальных сдвигов не происходит, и заявления о приоритетности были и есть демагогическими. Следствием является то, что сфера укрепления здоровья является второстепенной, обслуживающей сферой, своеобразным придатком к мотору экономического прогресса, заключенному в так называемой “производительной” сфере. Примитивность и ложность теории расчленения целостного общественного механизма на производительную и непроизводительные сферы, которая реально исповедуется и сегодня, не оставляет никаких шансов для крупных сдвигов в областях образования, культуры и здоровья. Более того, видно, что Правительство пытается решить проблемы экономического оживления, структурных перекосов за счет сокращения социальных программ, за счет образования, культуры и здоровья народа. Бесперспективность таких подходов уже доказана нашей прошлой историей. Каково же представление студентов и учащихся о своем здоровье? В таблице 1 приведены ответы на этот вопрос. Оптимизма они не вызывают: молодые люди, традиционно воспринимаемые как самая здоровая часть общества, считают, что только у 53% отличное и хорошее здоровье. В то же время здоровье, как социальная ценность студентами определена крайне низко, она стоит на 15 месте в списке жизненных ценностей студентов. Пренебрежение к собственному здоровью, однако, не причина, а следствие. Следствие отчуждения личности, которое захватило и сферу внутреннего отчуждения, распада личности. В таблице 2 учащиеся и студенты оценили поведение своих коллег. По мнению ребят, большинство (или многие) студентов и учащихся имеют вредные привычки (так считают 57%), а, по мнению почти трети молодых людей, большинство (или многие) ведут образ жизни, подрывающий здоровье. Нормативное же восприятие резко отличается от реального поведения: 87% учащихся и студентов считают, что следует самому всегда заботиться о своем здоровье. В реальности же ценность здорового образа жизни прослеживается весьма слабо. Так, 41% учащихся и студентов курят, 57% употребляют спиртные напитки, 13% потребляли (и употребляют?) наркотические вещества. В целом 79% юношей и девушек считают, что они не достаточно уделяют внимания своему здоровью. С чем же связано явное противоречие в отношении здоровья у учащейся молодежи: с одной стороны пониманием необходимости следить за своим здоровьем и, с другой стороны − явным не желанием (или не возможностью) реализовать нормы здорового образа жизни? В главном, причина состоит в том, что здоровье, не являясь общественной ценностью, перестало быть и индивидуальной ценностью. Второсортность индустрии поддержания здоровья предопределила то, что 69% ребят не удовлетворены состоянием здравоохранения, спортивно-оздоровительных учреждений в своих учебных заведениях. Третья часть считает, что у них нет никаких условий для поддержания здоровья. Только каждый пятый студент и учащийся питается регулярно. Возможность рационально питаться имеется у 10% учащихся наших учебных заведениях. Стоит ли удивляться уровню заболеваемости в школах, вузах, если 23% ребят не умеют плавать, 45% − кататься на коньках, а 29% − на лыжах (это в нашей, северной стране!), 14% ребят не могут ездить на велосипеде, 32% не играют в футбол или волейбол. За этими фактами стоит не только не развитость и, порой, просто отсутствие условий для укрепления здоровья, но и иждивенчество ребят. Пропаганда бесплатности медицины как социального завоевания, диктат всеобщего, сводившее личное, особенное на уровень низменного, не достойного и презираемого официальной пропагандой, сформировали в общественном мнении стереотип презрения человека к своему личному здоровью, в частности, и уверенность, что в трудную минуту государство, общество, облагодетельствует и пойдет навстречу недугам человека. Мифология такового представления прослеживается во многом: не ценно здоровье человека для самого человека (собственное здоровье не имеет ценности для человека). Нет явных стимулов и желания поддерживать свое здоровье. Таблица 1 Оценка учащимися и студентами состояния своего здоровья, %
Таблица 2 Оценка поведения учащихся и студентов, %
В такой системе координат не популярна ценность молодости, более значимо стремление быстрее стать взрослым. Молодость не модна. Молодежь тяготится молодостью. Стремление быстрее “проскочить” молодые годы, которые не являются жизнью, а воспринимаются как подготовкой к настоящей жизни, порождает презрение молодежи к своему здоровью, возбуждая иллюзию, что после окончания института, школы, техникума начнется настоящая жизнь, в которой можно заняться и здоровьем. Поэтому то 31% учащихся и студентов явно страдают гиподинамией, 19% ребят по 1-2 часа в неделю имеют активную физическую нагрузку, 77% ребят не делают элементарных закаливающих процедур (холодный душ, ванна для ног), более половины не делают утренней гимнастики (только 7% делают это регулярно). Эффективность пропаганды здорового образа жизни крайне низка. Только 17% ребят считают, что они удовлетворены источниками информации о методах, системах поддержания здоровья. Самыми авторитетными для молодых людей, в решении вопросов, касающихся здоровья, являются родители и родственники: так считают 73% ребят. Если учесть, что 69% студентов и учащихся оценивают свои отношения с родителями как хорошие, то становится очевидным, что истоки здорового образа жизни лежат в семье. Вывод, в общем-то, банальный. Но столь же известно, что семья как общественный институт, переживает кризис. Для нас здесь важно одно: престиж семьи, ее социальная роль является важнейшим условием сохранения здоровья людей, здоровья наций и народа. Напомним слова Гегеля: “Только семья как целое составляет личность”. Гуманистическая направленность перестройки общественного устройства естественно обозначает личность человека как основу, системообразующее ядро общества. Таблица 3 Оценка психологического состояния учащихся и студентов
Восприятие социально-политической ситуации в стране, оценка собственного статуса предопределяет психологическое состояние человека, его настроение. Каково же оно у учащейся молодежи страны? В таблице 3 дан ответ на этот вопрос. Явно виден сдвиг в область плохого, грустного, раздражительного и озлобленного настроения. Согласимся с оценками наших иностранных гостей, полагающих, что в СССР они встречаются с одним из самых угрюмых народов. Согласимся и с тем, что хорошие дела можно делать только с хорошим настроением. Пока же следует признать, что настроение учащийся молодежи к хорошим делам не располагает. ГЛАВА 2. ОБРАЗ ЖИЗНИ И ЗДОРОВЬЕ СТУДЕНТОВ И УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ “В здоровом теле − здоровый дух”? Состояние души и нравственности человека народная мудрость связывает с состоянием тела. В условиях, когда тихо умерла громко провозглашенная идея всеобщей и полной диспансеризации населения, единственным контролером здоровья становится сам человек. Во время опроса 87% молодых людей приняли тезис: “каждый человек всегда должен заботиться о поддержании и укреплении своего здоровья”. Как видим, большинство учащихся школ, профессионально-технических училищ, студентов средних специальных и высших учебных заведений готовы предупредить заболевание своей постоянной заботой о здоровье. Более зрелыми в своих суждениях о здоровье выглядят студенты высших учебных заведений: здесь 89% считают своим личным долгом заботиться о поддержании и укреплении здоровья. В профтехучилищах молодежь менее ответственна в своих суждениях о здоровье (так считают 21%). Однако, оценки самочувствия, данные учащимися профтехучилищ, не выше, чем в других группах молодежи. Речь идет, по- видимому, о простой правде. Это же касается и школьников. Взросление меняет оценки. Не задумывались о проблеме здоровья 8% школьников, 9% учащихся ПТУ, 5% студентов ссузов и 3% студентов вузов. Респондентам было предложено выступить в роли своеобразных экспертов отношения их сверстников к своему здоровью: только 14% экспертов считает правильным, здоровым образ жизни большинства своих сверстников. Значит, предыдущие суждения о заботливом отношении к себе являются благим пожеланием, не подкрепленным практически. Эксперты из профтехучилищ более снисходительны к своим сверстникам в оценках их образа жизни, 20% участников опроса из профтехучилищ считают, что подавляющее большинство из их окружения берегут свое здоровье. По другим видам учебных заведений оценки образа жизни сверстников жестче. Так образ жизни большинства друзей, знакомых признают правильным только 10% респондентов из числа студентов вузов. Представители профтехучилищ считают, что их сверстникам в меньшей степени присущи вредные привычки, плохо влияющие на здоровье. Но в оценки образа жизни своего окружения, в процессе которого молодые люди подрывают свое здоровье, школьники, учащиеся профтехучилищ, студенты единодушны. От 21% до 26% из них считают, что многие (или подавляющее большинство) ведут вредный для здоровья образ жизни. По объективной логике главным авторитетом в вопросах сохранения и укрепления здоровья должны быть самые компетентные в своих вопросах люди – врачи и ученые – медики, но опрос выявил, что для учащейся молодежи всех видов учебных заведений самое авторитетное лицо по проблемам здоровья – это мать (46% всех респондентов) (см. табл. 4). Для более взрослых – студентов вузов авторитет матери в вопросах сохранения и укрепления здоровья несколько ниже (44%),чем для других групп учащихся. Свыше трети (35%) молодых людей считают, что только они сами могут решать вопросы своего здоровья. Врачи, специалисты, к сожалению, находятся в “табели о рангах” лишь на третьем месте (26% респондентов в среднем). Таблица 4 Авторитеты в вопросах здоровья по оценкам учащихся и студентов
Из такого размещения авторитетов возникает несколько проблем: повышение доверия к медикам и медицине, ликвидация фактов самолечения студентов и учащихся, своевременное обращение заболевших к врачу, доступность врача, а также проблемы нравственной оценки работы медиков, их компетентности. Можно констатировать, что все категории учащихся и студентов предоставлены сами себе. Это наглядно видно из таблицы 5. 72% школьников, 73% учащихся ПТУ, 82% студентов средних специальных учебных заведений, 80% студентов вузов нуждаются в информации по отдельным и многим вопросам сохранения здоровья. Остается открытым вопрос – кто же сможет обеспечить нуждающихся достаточной информацией? Частично ответа на поставленный вопрос подсказывается самой молодежью. Респонденты указали на те проблемы, по которым они испытывают информационный голод. Пик такого голода приходится на проблему гармоничных сексуальных отношений. Названная проблема возвышается над другими во всех рассматриваемых видах учебных заведений. Но все-таки острее она проявляется в школе. Ее отметили 60% респондентов из числа учеников школ. Представляется, что полный ответ школьникам на поставленный вопрос смогут дать только специалисты – сексологи, социальные психологи, медики. Остро не хватает учащейся молодежи информации по проблемам становления семьи, рационального питания (на уровне 43% и 41% соответственно). Более развита потребность в информации о становлении семьи в студенческой среде (45% респондентов из вузов). Таблица 5 Оценка учащимися и студентами достаточности у них информации
В целом молодежь ориентируется на получение информации по проблемам здоровья из кино и видеофильмов (54% всех респондентов). На втором месте, с небольшим разрывом в семь пунктов находятся книги и брошюры. Специальные лекции, беседы, наряду с телепередачами привлекают внимание менее трети всех опрошенных (31%). В меньшей степени ориентированы на указанный источник учащиеся ПТУ (23%). Обнаружилось существенное отличие молодежной аудитории из профтехучилищ от других групп учащихся в их ориентации на источники информации. Во-первых, среди респондентов из ПТУ выше популярность видео и киноканалов. Во-вторых, получился большой разрыв между уровнем интереса учащихся ПТУ к видео информации и уровнем их интереса к брошюрам и книгам на медицинские темы. Он достигает 30 пунктов. Либо у респондентов из профессионально- технических училищ нет устойчивой привычки к чтению, либо соответствующая литература им не доступна. В других группах молодежи школ, средних специальных учебных заведений указанного выше разрыва в уровнях интереса к разным источникам не наблюдается. В вузах же, наоборот, студенты более склонны к прочтению медицинских книг, брошюр, чем к просмотру видео и киносюжетов на темы сексуальной гармонии, построение семьи и др. Ответы представителей учащейся молодежи на вопрос об организации специальных занятий по проблемам здорового образа жизни выявили не только согласие многих из них (62%). Оказалось, что подобные занятия в учебных заведениях просто не проводятся. Более взрослые респонденты из группы студентов вузов в меньшей степени согласны с организацией таких специальных занятий, чем представители других групп учащихся и студентов. Это хорошо видно из таблицы 6. По ответам 29% учеников школ и 25% студентов высших учебных заведений в их учебных заведениях проводится диспансеризация. Очевидно, речь идет о каких-то элементах полной диспансеризации – флюрограммах, внешних осмотрах. Несколько забыты в отношении диспансеризации учащиеся ПТУ и ССУЗов. Там она проводится реже (по ответам 13% респондентов из ПТУ и 14% респондентов из ССУЗов). Неудовлетворенность уровнем медицинского обслуживания вынуждает многих молодых людей открыто заявить об этом. Острее всего нужда в улучшении медицинского обслуживания ощущается в школах (84% респондентов указали на необходимость этого шага). Вряд ли на высоком уровне находится медобслуживание в ПТУ и ССУЗах. Там 56% и 66% учащихся соответственно, указали на необходимость улучшения медицинского обслуживания. Четвертая часть респондентов из профтехучилищ (27%), средних специальных учебных заведений (27%), высших учебных заведений (25%) не имеет никакого представления о состоянии медицинского обслуживания по месту учебы. Таблица 6 Мнение респондентов о необходимости организации специальных занятий по проблемам здоровья
“ Смотрите также: День здоровья в кгкоу «Минусинский детский дом»
22.22kb.
1 стр.
Здоровый образ жизни и спорт
82.77kb.
1 стр.
Образ жизни и здоровья
461.5kb.
3 стр.
Цели: Пропагандировать здоровый образ жизни
169.43kb.
1 стр.
Программа «Здоровый образ жизни»
158.9kb.
1 стр.
«Мы за здоровый образ жизни»
92.16kb.
1 стр.
Здоровый образ жизни и здоровье Думается, ни у кого нет сомнения в том, что
31.48kb.
1 стр.
Здоровый образ жизни. Выбор пути. Введение. Физическая культура и физическое бескультурье. Человека Разумного сменяет Человек Ленивый
246.46kb.
1 стр.
Инструкция №1 по охране жизни и здоровья детей в детском саду
315.32kb.
1 стр.
Духовно-нравственное и физическое здоровье: параметры взаимозависимости
66.18kb.
1 стр.
Уровень смертности в России вдвое выше среднего по оэср
37.17kb.
1 стр.
Вопросы в иерархии в культуре здоровья 33.71kb.
1 стр.
|