Главная Другое
Экономика Финансы Маркетинг Астрономия География Туризм Биология История Информатика Культура Математика Физика Философия Химия Банк Право Военное дело Бухгалтерия Журналистика Спорт Психология Литература Музыка Медицина |
страница 1 Министерство образования Республики Коми Государственное автономное учреждение Республики Коми дополнительного образования детей «Республиканский центр детско-юношеского спорта и туризма» ![]() Компетентностный подход в дополнительномобразовании детей ![]() Министерство образования Республики Коми Государственное автономное учреждение Республики Коми дополнительного образования детей «Республиканский центр детско-юношеского спорта и туризма» Компетентностный подход в дополнительномобразовании детей Сыктывкар 2009
Отзывы и предложения, а также любая информация принимается по адресу: Республика Коми, 167016, г.Сыктывкар, ул. Катаева, 5, Государственное автономное учреждение Республики Коми дополнительного образования детей «Республиканский центр детско-юношеского спорта и туризма». Телефон/ факс:31-15-04, 24-73-91 E-mail: turcentr@mail.ru http://www. komiturcenter.ru © Вотякова Л.Е., Беляева О.М, 2009 г. © АУ РК «Детско-юношеский центр спорта и туризма»
Пояснительная записка ………………………………………………………..……5 Дополнительное образование как средство развития ключевых компетентностей обучающихся …………………………….6 Компетентностный подход к оценке эффективности реализации программ дополнительного образования детей………………….….8 Расширение взаимодействия основного и дополнительного образования в рамках профильного обучения …………..…..13 Литература …………………………………………………………………………17 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Дополнительное образование предоставляет человеку не столько путь расширения общего образования (его углубления, совершенствования) в рамках действующей образовательной системы, сколько право на участие в поиске смысла свой жизни. Правительственная Стратегия модернизации образования предполагает, что в основу обновленного содержания образования будут положены «ключевые компетентности». Компетентности формируются в процессе обучения, но не только в школе, а под воздействием семьи, друзей, работы, дополнительного образования и др. В связи с этим, реализация компетентностного подхода зависит в целом от всей образовательно-культурной ситуации, в которой живет и развивается школьник. В этой логике, дополнительное образование детей не просто элемент, структурная часть существующей системы общего образования, а самостоятельный источник образования, способствующий достижению ключевых компетентностей в различных сферах жизненного самоопределения ребенка. Основная задача правительственной Стратегии модернизации образования состоит в достижении нового качества – качества, которое отвечает требованиям, предъявляемым к личности в современных быстро меняющихся социально–экономических условиях. Эти требования заключаются в достижении выпускником средней школы системы универсальных ключевых компетентностей, позволяющих реализовать себя в условиях информационного общества. В информационном обществе изменяются культурные и социально-экономические условия, которые приводят к изменению системы ценностных ориентаций. Соответственно меняется идеология системы образования, которая должна ориентироваться на высшую ценность – человека, реализующего свой творческий потенциал во взаимодействии с миром: природой, обществом. В этой связи необходимо реализовать субъектный подход в обучении, в рамках которого каждый ребенок наделяется безусловным правом активно выбирать и самостоятельно конструировать свою школьную и внешкольную жизнь. При этом существенным образом изменятся роль педагога. Педагог должен перейти к проектированию индивидуальной траектории интеллектуального и личностного развития каждого ребенка, развитию его компетентностей. Достижение поставленной цели будет возможно, если будет учитываться тот факт, что компетентности школьника формируются не только в школе: абсолютно новый вектор развития школьника обеспечивает система дополнительного образования детей. В нашем сборнике раскрывается роль дополнительного образования в развитии ключевых компетентностей обучающихся, а также представлены материалы по формированию компетентностей учащихся разного возраста в познавательной и предметной деятельности, в социально-культурной, гражданской и информационно – коммуникативной сфере. ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ Главной задачей модернизации российского образования является обеспечение современного качества содержания образования. В решении этой задачи дополнительное образование играет роль наиболее эффективной формы развития склонностей, способностей, интересов, социального и профессионального самоопределения детей и молодежи. Основная задача правительственной Стратегии модернизации образования состоит в достижении нового качества – качества, которое отвечает требованиям, предъявленным к личности в современных быстро меняющихся социально – экономических условиях. Эти требования заключаются в достижении выпускником средней школы системы универсальных знаний и умений, или ключевых компетентностей, позволяющих реализовать себя в условиях информационного общества. В информационном обществе изменяются культурные и социально-экономические условия, которые поводят к изменению системы ценностных ориентаций. Соответственно меняется идеология системы образования, которая должна ориентироваться на высшую ценность - человека, реализующего свой творческий потенциал во взаимодействии с миром: природой, обществом. В этой связи необходимо реализовать субъективный подход в обучении, в рамках которого каждый ребенок наделяется безусловным правом активно выбирать и самостоятельно конструировать свою школьную и внешкольную жизнь. При этом существенным образом изменяется роль педагога: от трансляции знаний и способов деятельности он должен переходить к проектированию индивидуальной траектории интеллектуального и личностного развития каждого ребенка, развитию его компетентностей. Достижение поставленной цели будет возможно, если будет учитываться тот факт, что компетентности школьника формируются не только в школе: абсолютно новый вектор развития школьника обеспечивает система дополнительного образования детей. Компетентностный подход в образовании – это своеобразный ответ на вызовы времени, его проблемы, в котором происходит, прежде всего, становление индивидуальности, свободной личности гражданского общества, а затем уже и личности мира рыночной экономики. Образование с точки зрения компетентностного подхода не сводится исключительно только к приобретению суммы «познавательных» и профессиональных навыков, а предполагает развитие способности постоянно учиться. Единицей обучения при компетентностном подходе является не порция знаний, а проблема, задача в определенном контексте во всей ее жизненной полноте и противоречивости. При компетентностном подходе образовательный процесс выполняет роль главного условия и основного средства целенаправленной подготовки человека к самообразованию. Только при сформированном опыте самообразовательной деятельности человек, являясь субъектом своей познавательной деятельности, может достигнуть тех высоких целей, которые ставит перед ним жизнь, экономическая ситуация в обществе, развивающийся рынок труда. Построенный таким образом образовательный процесс на основе компетентностного подхода позволяет подготовить человека к жизни в условиях неопределенности. Реализация идей компетентностного подхода проявляется в ориентации основных результатов школьного образования на достижение ключевых компетентностей. Для системы дополнительного образования интерес представляет подход к пониманию компетентности британского психолога Дж. Равена. У Дж. Равена компетентность выступает в качестве ведущего содержательного основания, позволяющего сформулировать четыре важнейших следствия о необходимости:
Понятие «компетентность», как описание образовательного результата, появилось как реакция образования на вызов со стороны общества, производства, на предъявление работодателями более прагматичного заказа. Знания и умения как единицы образовательного результата необходимы, но недостаточны для того, чтобы быть успешным в современном информационном обществе. Для человека чрезвычайно важна не столько энциклопедическая грамотность, сколько способность применять обобщенные знания и умения для разрешения конкретных ситуаций и проблем. Под компетентностью принято понимать способность решать проблемы и типичные задачи, возникающие в реальных жизненных ситуациях, с использованием знаний, учебного и жизненного опыта, ценностей и наклонностей. Понимая «способность», не как «предрасположенность», а как «умение», «способен», т.е. «умеет делать». Сущностными признаками компетентности являются следующие положения:
Для каждого возраста школьников выделены следующие компетентности:
Предполагаемый подход к определению ключевых компетентностей соответствует пониманию фундаментальных целей и задач образования, сформулированных в документах ЮНЕСКО – научить получать знания (учить учиться); научить работать и зарабатывать (учение для труда); научить жить (учение для бытия); научить жить вместе (учение для совместной жизни). Ценностным основанием выделения компетентностей является ориентация на создание максимально благоприятных условий для саморазвития, самоопределения учащихся в образовательном процессе. Следует учитывать, что для каждого возраста характерна своя система ценностей, которая проявляется в позициях, социальных ролях, значимых проблемах. Для каждого возраста характерно свое предметное содержание деятельности, круг познавательных задач и соответствующие им способы решения, освоение которых обеспечивает достижение компетентностей школьниками. Эти различия представлены в таблице.
РАСШИРЕНИЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОСНОВНОГО И ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РАМКАХ ПРОФИЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ Важнейшая проблема современного образования – его эффективность для общества и личности. Сегодня существует потребность в воспитании активных, организованных, проблемно – мыслящих, гибких и способных к сотрудничеству молодых людей. Поэтому необходимы изменения в философии образования, нужны нововведения в педагогическую теорию и практику. Одним из направлений модернизации образования является профилизация старшей ступени общеобразовательной школы. В условиях профильного обучения старшекласснику предстоит сделать жизненно важный выбор, который, как правило, определяет дальнейшее образование, будущую профессиональную карьеру и соответственно связанно с выбором образа жизни. На сегодняшний день достаточно полно освещена теория вопроса организации, актуальности предпрофильной и профильной подготовки обучающихся. Во всех регламентирующих документах по реализации Концепции профильного обучения подчеркивается, что школа не должна рассматривать себя как единственный, монопольный источник информаций, знаний, образовательного развития подростка, рекомендуется создать единое образовательное пространство путем интеграции разных типов образовательных учреждений, оптимальное использование их ресурсного потенциала в интересах личности ребенка. Особую роль в этом процессе могут и должны сыграть учреждения дополнительного образования детей. Индивидуальная траектория развития учащихся, свобода выбора, вариативность программ, их практическая направленность, эти термины определяют содержание концепции профильного обучения, но они же являются принципиальными ориентирами дополнительного образования детей, а следовательно, опыт, накопленный системой дополнительного образования детей, может обогатить систему общего образования. Проблема помощи подрастающему поколению в поиске себя, в социально – профессиональном самоопределении была актуальна для системы дополнительного образования на всех этапах его развития. В настоящее время поиск новых подходов обусловлен рядом факторов: специфика социально – экономической ситуации в России; сложность проблемы профессионального самоопределения; отсутствие социального заказа на подготовку будущего профессионала. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года в качестве одного из приоритетных направлений образовательной политики определяет создание системы специализированной подготовки (профильного обучения) в старших классах общеобразовательной школы, ориентированной на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся. Как отмечают авторы Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования проблема определения целей, задач содержания предпрофильной подготовки очень остра. В Концепции модернизации российского образования подчеркнута особая роль учреждений дополнительного образования детей, как одного из определяющих факторов развития склонностей, способностей и интересов, социального и профессионального самоопределения детей и молодежи. В перспективе востребованность дополнительного образования детей возрастет еще в большей степени в связи с введением профильного обучения в старшей школе, необходимостью совершенствования профильной и профессиональной ориентации. Естественно, данный аспект модернизации образования основан на содержательно процессуальных изменениях его характера, на реализации компетентностно – ориентированного подхода. В документах по модернизации российского образования предполагается, что в число формируемых и развиваемых в школе ключевых компетенций должны войти информационная, социально – правовая и коммуникативная. Понимание ключевых образовательных компетенции, формируемых в учреждении дополнительного образования, основана на выделении ценностно - смысловой, общекультурной, учебно – познавательной, информационной, коммуникативной, социально – трудовой компетенции и компетенции личностного самосовершенствования. Данная позиция представляется продуктивной, так как выделение не просто социальный, а социально трудовой компетенции позволяет конкретизировать состав опыта и личностных смыслов учащегося, приобретаемых в результате учебной деятельности. Необходимыми социальными детерминантами реализации компетентностного подхода в дополнительном образовании детей является: - профессионализация сферы организации свободного времени детей и подростков и других видов деятельности, выполняющих функцию регулирования социальных отношений в обществе (что определяет проблематику формирования социально – трудовых, учебно – познавательных компетенций учащихся); - развитие сферы детского благополучия в соответствии с требованиями построения социального и правового государства (формирование гражданской, коммуникативной, общекультурной информационной компетенции); - преобразование общеобразовательного пространства в интересах детей и подростков в соответствии с требованиями гуманизации жизни общества (формирование ценносто – смысловой компетенции, компетенции личностного самосовершенствования). Социально – трудовая компетенция означает владение знаниями и опытом в гражданско – общественной деятельности (выполнение роли гражданина, наблюдателя, избирателя, представителя), в социально – трудовой сфере (право потребителя, покупателя, клиента, производителя), в области семейных отношений и обязанностей, в вопросах экономики и права, в профессиональном самоопределении. В эту компетенцию входят, например, умения анализировать ситуацию на рынке труда, действовать в соответствии с личной и общественной выгодой, владеть этикой трудовых и гражданских взаимоотношений. Ученик овладевает минимально необходимыми для жизни в современном обществе навыками социальной активности и функциональной грамотности. В качестве теоретической основы конструирования программ дополнительного образования, направленных на формирование социально – трудовой компетентности учащихся, мы выделяем следующие компоненты данной компетентности: мотивационно – ценностный, когнитивный, деятельностный. Мотивационно – ценностный компонент определяем как совокупность доминирующих мотивов социально – трудового поведения; осознание общественной значимости труда, сформированная установка на постоянное самообразование и самовоспитание; эмоционально – положительное отношение субъекта к деятельности в целом либо к выполнению отдельных профессиональных функций. Когнитивный компонент: владение знаниями в гражданско – общественной (гражданин, избиратель, представитель…), социально – трудовой (потребитель, покупатель, работник…) деятельности; в экономике и праве; в области профессионально самоопределения. Деятельностный компонент выражается в подготовленности к выбору конкретной направленности деятельности и состоит в умении анализировать ситуацию на рынке труда, действовать в соответствии с личной и общественной выгодой; во владении этикой трудовых и гражданских взаимоотношений; в навыках социальной активности и функциональной грамотности. Социально – трудовая компетентность позволяет воспроизводить и творчески перерабатывать в своей деятельности присвоенный социальный опыт, формируя тем самым социальные позиции личности.
ЭЛЕКТРОННЫЕ АДРЕСА 1. Лебедев О.Е. Компетентностный подход в образовании http://www.nekrasovspb.ru/publication/cgi-bin/publ.cgi?event=3&id=22 2. Лебедев О.Е. Компетентностный подход в образовании //Школьные технологии, 2004. – № 5. – С. 3-12. http://www.orenipk.ru/seminar/lebedev.htm 3. Философское размышление о компетентностном подходе в образовании http://www.nekrasovspb.ru/publication/cgi-bin/publ.cgi?event=3&id=28 4. Зеер Э. Ф. Компетентностный подход к образованию http://www.urorao.ru/konf2005.php?mode=&exmod=zeer Смотрите также: План закупки товаров (работ, услуг)
130.68kb.
1 стр.
Государственное автономное учреждение Республики Коми
233.76kb.
1 стр.
Академия наук республики башкортостан государственное автономное научное учреждение
678.71kb.
8 стр.
Название Адрес
48.67kb.
1 стр.
Государственное задание
80.62kb.
1 стр.
Государственное задание
261.08kb.
1 стр.
Государственное образовательное автономное учреждение
954.28kb.
19 стр.
Информация по исполнению Правительством Республики Коми в 1 полугодии 2012 года Плана мероприятий по реализации Регионального соглашения по социально-экономическим вопросам между Правительством Республики Коми
1639.18kb.
6 стр.
Доклад о деятельности уполномоченного по правам человека
688.92kb.
4 стр.
Академия наук республики башкортостан государственное автономное научное учреждение
3761.04kb.
17 стр.
Финансово-хозяйственной деятельности
118.37kb.
1 стр.
Согласован о 212.92kb.
1 стр.
|