Главная
страница 1страница 2страница 3страница 4

Содержание дисциплины



Тема 1. Введение. Место социальной психологии в системе научного знания Специфика и содержание социальных коммуникаций

Пограничный характер социальной психологии. Специфика границ социальной психологии с «родительскими» дисциплинами. Предмет социальной психологии. Противопоставление социологического и психологического способов познания мира и человека. Проблема теоретической самостоятельности социальной психологии (теории, предмет, категории, принципы, закономерности, методы). Функции социальной психологии в обществе.


Количество часов аудиторной работы - 2 часа.

Общий объем самостоятельной работы - 6 часов.
Распределение самостоятельной работы для разных видов подготовки студента:

  • для выполнения заданий по текущему контролю (подготовка к коллоквиуму 1- 1 час).

  • для чтения и анализа заданной к семинарскому занятию литературы - 2 часа.

  • для выполнения индивидуальной домашней работы - 3 часа



Основная литература

  1. Андреева Г.М., Богомолова Н.Н., Петровская Л.А. Зарубежная социальная психология XX столетия. М.: Аспект Пресс, 2001, c. 9-47

  2. Аронсон Э. Общественное животное. М.: Аспект Пресс, 1998, с. 27-36.

  3. Московичи С. Введение. Область социальной психологии // Социальная психология / Под ред. С. Московичи. СПб.: Питер, 2007, с. 18-29.


Дополнительная литература

  1. Росс Л., Нисбетт Р. Человек и ситуация. М.: Аспект Пресс, 1999, с. 32-61.

  2. Шихирев П.Н. Современная социальная психология. М.: Ин-т психологии РАН, 1999, с. 39-89, 199-210.

  3. Ярошевский М.Г. Социальная и культурно-историческая психология // Социальная психология. Хрестоматия / Под ред. Е.П. Белинской, О.А. Тихомандрицкой, М. : Аспект-Пресс, 1999. С.30-37.

  4. Якимова Е.В. Социальная психология: проблемы маргинальности // Социальная психология: саморефлексия маргинальности: Хрестоматия / Составитель Е.В. Якимова. М.: ИНИОН, 1995, с. 3-22.

  5. Hogg M. A., Vaughan G.M. Social psychology. Pearson Education, 2008.

  6. Fiske S.T., Gilbert D.T., Lindzey G. Handbook of social psychology. John Wiley and Sons, 2010.


Формы и методы проведения занятий, применяемые учебные технологии:

  • Групповая дискуссия;



Тема 2. История развития социальной психологии

Развитие социально-психологических идей в философских школах древности и нового времени. Место социально-психологического знания в социологических концепциях XIX века.

Социальные и теоретические предпосылки выделения социальной психологии в самостоятельную науку. Первые попытки создания социально-психологических теорий: «Психология народов» М. Лацаруса и Г. Штейнталя и специфический подход В. Вундта; «Психология масс» (Г. Тард, С. Сигеле и Г. Лебон); «Теория инстинктов социального поведения» В. МакДуголла. Ограниченность этих теорий: спекулятивный характер, отсутствие экспериментальной практики.

Дискуссия 20-х годов о предмете социальной психологии. Начало экспериментального развития социальной психологии в США в первые годы XX в. «Американизм» подхода: переоценка малой группы как основного объекта исследования и лабораторного эксперимента как основного метода. Роль позитивистской философии в утрате интереса к теоретическому знанию. Возрастание значения прикладных исследований и их специфика в США. Обозначение основных теоретических ориентации: бихевиоризм, психоанализ, когнитивизм, интеракционизм.



Особенности обретения социальной психологией своей идентичности во второй половине двадцатого столетия. Результаты теоретического самоанализа современной западной социальной психологии (60-90 г.). Кризис американской социальной психологии (социологической и психологической). Кризис теоретической и экспериментальной социальной психологии («кризис доверия»). Активизация социальной психологии в Европе после второй мировой войны и современная полемика между европейской и американской традициями в социальной психологии. Поиски «новой парадигмы» для социальной психологии XXI в. Посткризисное развитие социальной психологии.
Количество часов аудиторной работы - 8 часов.

Общий объем самостоятельной работы - 16 часов.
Распределение самостоятельной работы для разных видов подготовки студента:

  • для выполнения заданий по текущему контролю (подготовка к коллоквиуму 1- 2 часа).

  • для чтения и анализа заданной к семинарскому занятию литературы - 4 часа.

  • для выполнения индивидуальной домашней работы (анализ массового стихийного поведения) - 4 часа

  • для выполнения групповой домашней работы (дебаты) – 6 часов


Основная литература

  1. Андреева Г.М. К истории становления социальной психологии в России // Вестник Моск. Ун-та. сер.14. Психология. 1997. №  4, с. 6-17, или Социальная психология. Хрестоматия / Составители Е.П. Белинская, О.А. Тихомандрицкая. – М.: Аспект Пресс, 1999, с.5-21.

  2. Андреева Г.М., Богомолова Н.Н., Петровская Л.А. Зарубежная социальная психология XX столетия. М.: Аспект Пресс, 2001, c. 9-47, 48-54, 90-98, 157-161, 179-181, 221-233, 223-249, 256-269.

  3. Грауманн К. Историческое введение в социальную психологию // Введение в социальную психологию: Европейский подход / Под ред. М. Хьюстона, В. Штребе. М. : Экспо, 2004. с.3-22.


Дополнительная литература

  1. Андреева Г.М. В поисках новой парадигмы: традиции и старты ХХI века // Социальная психология в современном мире / Под ред. Г.М. Андреевой, А.И. Донцова. М.: Аспект Пресс, 2002, с. 9-26.

  2. Вундт В. Задачи и методы психологии народов // Социальная психология. Хрестоматия / Составители Е.П. Белинская, О.А. Тихомандрицкая. М.: Аспект Пресс, 1999, с. 37-42.

  3. Герген К. Дж. Социальная психология как история // Социальная психология: Саморефлексия маргинальности. М., 1995, с. 23-49 или Социальная психология. Хрестоматия / Составители Е.П. Белинская, О.А. Тихомандрицкая. М.: Аспект Пресс, 1999, с. 22-30.

  4. Лебон Г. Душа толпы // Лебон Г. Психология народов и масс. СПб., 1995, с. 156-185 или Социальная психология. Хрестоматия / Составители Е.П. Белинская, О.А. Тихомандрицкая. М.: Аспект Пресс, 1999, с. 42-49.

  5. Мак–Гайр У. Дж. Ин и Янь прогресса в социальной психологии: семь принципов // Современная зарубежная социальная психология. Тексты / Под ред. Г.М. Андреевой и др. М.: МГУ, 1984, с. 32-49.

  6. Московичи С. Век толп. Исторический трактат по психологии масс. М.: Центр психологии и психотерапии, 1996, с. 80-144.

  7. Московичи С. Общество и теория социальной психологии // Современная зарубежная социальная психология. Тексты / Под ред. Г.М. Андреевой и др. М.: МГУ, 1984, с. 208-229.

  8. Ольшанский Д.В. Психология масс. СПб.: Питер, 2001, с. 13-32, 33-50.

  9. Почебут Л.Г. Социальная психология толпы. СПб.: Речь, 2004, с. 10-86.

  10. Сигеле С. Преступная толпа // Преступная толпа. М.: Ин-т психологии РАН, 1998, с. 31-62, 110-116.

  11. Тэшфел А. Эксперименты в вакууме // Современная зарубежная социальная психология. Тексты / Под ред. Г.М. Андреевой и др. М.: МГУ, 1984, с. 229-243.

  12. Шихирев П.Н. Современная социальная психология. М.: Ин-т психологии РАН, 1999, с. 39-89, 199-210.

  13. Якимова Е.В. Социальная психология: проблемы маргинальности // Социальная психология: саморефлексия маргинальности: Хрестоматия / Составитель Е.В. Якимова. М.: ИНИОН, 1995, с. 3-22.

  14. Greenwood J. D. Disappearance of the Social in American Social Psychology. Сambridge University Press, 2004

  15. Jahoda G. A history of social psychology: from the eighteenth-century enlightenment to the Second World War. Cambridge University Press. 2007


Формы и методы проведения занятий, применяемые учебные технологии:

  • Групповая дискуссия;

  • Дебаты;

  • Анализы кейсов (массовое стихийное поведение)



Тема 3. Социальная установка

Понятие социальной установки. Значение исследований установки в школе Д.Н.Узнадзе для изучения социальных установок. Традиция исследования социальных установок - аттитюдов - в западной социальной психологии.

Определение социальной установки и ее структура: когнитивный, эмоциональный, поведенческий компоненты. Функции социальных установок в регуляции социального поведения личности. Соотношение социальных установок и реального поведения. Эксперимент Лапьера (феномен расхождения установки и реального поведения). Современные интерпретации этого феномена (А. Айзен и М. Фишбайн, Л. Райтсмен). Новый подход к проблеме связи социальной установки и поведения (Д. Бем).

Иерархическая структура диспозиций личности и место социальных установок в этой иерархии (концепция В.А. Ядова). Проблема изменения социальных установок.


Основная литература

  1. Аронсон Э., Уилсон Т., Эйкерт Р. Социальная психология. Психологические законы поведения человека в социуме. СПб.: прайм – ЕВРОЗНАК, 2004, с. 216-224, 224-231 (убеждающая коммуникация), 231-241.

  2. Белинская Е.П., Тихомандрицкая О.А. Социальная психология личности. М.: Аспект Пресс, 2001, с. 136-210.

  3. Бонер Г. Установки // Введение в социальную психологию / Под ред. М. Хьюстона и В. Штребе. М.: Юнити, 2004, с. 231-241, 241-256, 256-274.


Дополнительная литература

  1. Асмолов А.Г., Ковальчук М.А. О соотношении понятия установки в общей и социальной психологии. М.: МГУ, 1977, с.143-163 или Социальная психология. Хрестоматия / Составители Е.П. Белинская, О.А. Тихомандрицкая. М.: Аспект Пресс, 1999, с. 377-393 или Социальная психология. Хрестоматия / Составители Е.П. Белинская, О.А. Тихомандрицкая. М.: Аспект Пресс, 2008, с. 343-353.

  2. Андреева Г.М. Психология социального познания. М.: Аспект Пресс, 2000, с. 146-155.

  3. Майерс Д. Социальная психология. СПб.: Питер, 1997, с. 153-195 или Социальная психология. Хрестоматия / Составители Е.П. Белинская, О.А. Тихомандрицкая. М.: Аспект Пресс, 1999, с. 393-416 или Социальная психология. Хрестоматия / Составители Е.П. Белинская, О.А. Тихомандрицкая. – М.: Аспект Пресс, 2008, с. 354-371.

  4. Шихирев П.Н. Современная социальная психология. М.: Ин-т психологии РАН, 1999, с. 100-120 или Социальная психология. Хрестоматия / Составители Е.П. Белинская, О.А. Тихомандрицкая. М.: Аспект Пресс, 1999, с. 364-377.

  5. Ядов В.А. О диспозиционной регуляции социального поведения личности // Методологические проблемы социальной психологии. М.: Наука, 1975, с.89-105 или Социальная психология. Хрестоматия / Составители Е.П. Белинская, О.А. Тихомандрицкая. М.: Аспект Пресс, 1999, с. 416-432.

  6. Гулевич О.А., Безменова И.К. Аттитюды и их взаимосвязь с поведением. Реферативный обзор. М.: РПО, 1999.

  7. Зимбардо Ф.Д., Эббесен Э.Б., Маслач К. Практическое применение принципов изменения установок и поведения // Практикум по социальной психологии / Под ред. Э. Пайнс и К. Маслач. СПб: Питер, 2000, стр.79-92.

  8. Томас У., Знанецкий Ф. Методологические заметки // Американская социологическая мысль: Тексты / Под В. И. Добренькова, М.: МГУ, 1994, с. 441-470.

  9. Тихомандрицкая О.А. Социальные изменения и изменения социальных установок // Социальная психология в современном мире / Под ред. Г.М. Андреевой и А.И. Донцова. – М.: Аспект Пресс, 2002, с. 162-181 или Социальная психология. Хрестоматия / Составители Е.П. Белинская, О.А. Тихомандрицкая. М.: Аспект Пресс, 2008, с. 372-383.

  10. Фестингер Л., Рикен Г., Шехтер С. Когда пророчества не исполняются // Практикум по социальной психологии / Под ред. Э. Пайнс и К. Маслач. СПб: Питер, 2000, с. 93-105.

  11. Штальберг Д., Фрей Д. Установки: структура, измерение и функции // Перспективы социальной психологии / Под ред. М. Хьюстона, В. Штребе, Дж.М. Стефенсона. М.: Эксмо, 2001, с. 228-264.

  12. Штребе В., Джоунас К. Принципы формирования установок и способы их измерения // Перспективы социальной психологии / Под ред. М. Хьюстона, В. Штребе, Дж.М. Стефенсона. М.: Эксмо, 2001, с. 265-302.

  13. Hogg M. A., Vaughan G.M. Social psychology. Pearson Education, 2008.

  14. Fiske S.T., Gilbert D.T., Lindzey G. Handbook of social psychology. John Wiley and Sons, 2010.



Количество часов аудиторной работы - 4 часа.

Общий объем самостоятельной работы – 10 часов.
Распределение самостоятельной работы для разных видов подготовки студента:

  • для выполнения заданий по текущему контролю (подготовка к коллоквиуму 1- 1 час).

  • для чтения и анализа заданной к семинарскому занятию литературы - 4 часа.

  • для выполнения индивидуальной домашней работы (поиск и анализ видеоматериалов) – 3 часа

  • для выполнения групповой домашней работы (подготовка презентации по анализу видеоматериалов) – 2 часа


Формы и методы проведения занятий, применяемые учебные технологии:

  • анализ кейсов (подготовленных группой видеоматериалов);

  • групповая дискуссия.


Тема 4. Социальная идентичность
Развитие представлений о социальной идентичности в социально-психологических концепциях. Структура социальной идентичности. Функции социальной идентичности. Проблемы формирования социальной идентичности. Современные исследования социальной идентичности.
Количество часов аудиторной работы - 2 часа.

Общий объем самостоятельной работы - 6 часов.
Распределение самостоятельной работы для разных видов подготовки студента:

  • для выполнения заданий по текущему контролю (подготовка к коллоквиуму 1- 1 час).

  • для чтения и анализа заданной к семинарскому занятию литературы - 4 часа.

  • для выполнения индивидуальной домашней работы – 1 час


Основная литература

  1. Аронсон Э. Общественное животное. М.: Аспект Пресс, 1998, с. 338-340, 362-394, 218-221.

  2. Агеев В.С. Социальная идентичность личности // Агеев В.С. Межличностное взаимодействие: социально-психологические проблемы. М.: МГУ, 1990, с. 201-211 или Социальная психология. Хрестоматия / Составители Е.П. Белинская, О.А. Тихомандрицкая. М.: Аспект Пресс, 1999, с.349-356 или Социальная психология. Хрестоматия / Составители Е.П. Белинская, О.А. Тихомандрицкая. М.: Аспект Пресс, 2008, с. 308-316.

  3. Белинская Е.П., Тихомандрицкая О.А. Социальная психология личности. М.: Аспект Пресс, 2001, с. 238-259.


Дополнительная литература

  1. Андреева Г.М. Психология социального познания. М.: Аспект Пресс, 2000, с. 181-205, 227-255.

  2. Аронсон Э., Уилсон Т., Эйкерт Р. Социальная психология. Психологические законы поведения человека в социуме. СПб.: прайм – ЕВРОЗНАК, 2004. с. 168-178 или Социальная психология. Хрестоматия / Составители Е.П. Белинская, О.А. Тихомандрицкая. М.: Аспект Пресс, 2008, с. 297-301.

  3. Белинская Е.П. Исследования личности: традиции и перспективы // Социальная психология в современном мире / Под ред. Г.М. Андреевой и А.И. Донцова. – М.: Аспект-Пресс, 2002, с. 42-60 или Социальная психология. Хрестоматия / Составители Е.П. Белинская, О.А. Тихомандрицкая. М.: Аспект Пресс, 2008, с. 302-308.

  4. Майерс Д. Социальная психология. СПб.: Питер, 1997, с. 64-98 или Майер Д. Социальная психология. СПб.: Питер, 2008, с. 48-98 или Социальная психология. Хрестоматия / Составители Е.П. Белинская, О.А. Тихомандрицкая. М.: Аспект Пресс, 2008, с. 288-296.

  5. Brown R. Prejudice :its social psychology. 2004. Blackwell Publishing

  6. Fiske S.T., Gilbert D.T., Lindzey G. Handbook of social psychology. John Wiley and Sons, 2010.

  7. Hogg M. A., Vaughan G.M. Social psychology. Pearson Education, 2008.



Формы и методы проведения занятий, применяемые учебные технологии:

  • Анализ кейсов;

  • Групповая дискуссия.


Тема 5. Структура и средства человеческой коммуникации

Недопустимость механического применения информационного подхода для анализа коммуникативной стороны общения. Специфика обмена информацией между людьми: активная позиция партнеров по коммуникации, проблема смысла, способы воздействия в этом процессе. Понятийный аппарат для описания коммуникативной ситуации. Виды коммуникации: аксиальная и ретиальная коммуникация.

Средства коммуникации. Использование различных знаковых систем. Речь как важнейшее средство вербальной коммуникации. Проблема тезауруса. «Движение» информации и смена коммуникативных ролей («коммуникатора» и «реципиента») в диалоге.

Проблема кода и декодификации информации партнерами как общая методологическая проблема невербальной коммуникации. Коммуникативные барьеры и способы их преодоления. Понятие коммуникативной компетентности и возможности ее развития. Проблема толерантности в диалоге.



Количество часов аудиторной работы - 4 часа.

Общий объем самостоятельной работы - 10 часа.
Распределение самостоятельной работы для разных видов подготовки студента:

  • для выполнения заданий по текущему контролю (подготовка к коллоквиуму 1- 1 час).

  • для чтения и анализа заданной к семинарскому занятию литературы - 4 часа.

  • для выполнения индивидуальной домашней работы (поиск примеров) – 3 часа

  • для выполнения групповой домашней работы – 2 часа


Основная литература

  1. Аронсон Э. Общественное животное. М.: Аспект Пресс, 1998, с.77-133.

  2. Гулевич О.А. Психология коммуникация. М.: НОУ ВПО Московский психолого-педагогический институт, 2008, с. 5-31, 32-68, 99-142, 148-206.


Дополнительная литература

  1. Богомолова Н.Н. Эффективность массовой коммуникации: смена подходов // Социальная психология в современном мире / Под ред. Г.М. Андреевой и А.И. Донцова. М., 2002. С.220-237.

  2. Вердербер Р., Вердербер К. Общение. СПб. : Прайм-Еврознак, 2003, с. 15-28, 58-70.

  3. Куницына В.Н., Казаринова Н.В., Погольша В.М. Межличностное общение. СПб.: Питер, 2001, с. 68-84.

  4. Леонтьев А.А. Психология общения. М.: Смысл, 1997. с. 10-26, 234-240, 249-257.

  5. Майерс Д. Социальная психология. СПб.: Питер, 1997, с. 315-339 или Социальная психология. Хрестоматия / Составители Е.П. Белинская, О.А. Тихомандрицкая. М.: Аспект Пресс, 1999, с. 49-71 или Социальная психология. Хрестоматия / Составители Е.П. Белинская, О.А. Тихомандрицкая. М.: Аспект Пресс, 2008, с. 58-73.

  6. Риме Б. Язык и коммуникация // Социальная психология / Под ред. С. Московичи. 2007, с. 429-459.



Формы и методы проведения занятий, применяемые учебные технологии:

  • анализ кейсов;

  • групповая дискуссия;

  • ролевая игра.


Тема 6. Убеждающая коммуникация
Необихевиористкий подход к убеждающей коммуникации (Модель К. Ховланда, Модель социальной оценки М. Шерифа и К. Ховланда). Когнитивный подход к убеждающей коммуникации (Вероятностная модель анализа информации Р. Пети и Дж. Качоппо, Эвристико-систематическая модель Ш. Чейкен). Экспериментальные процедуры проверки когнитивных моделей.
Количество часов аудиторной работы - 4 часа.

Общий объем самостоятельной работы - 10 часов.
Распределение самостоятельной работы для разных видов подготовки студента:

  • для выполнения заданий по текущему контролю (подготовка к коллоквиуму 1- 1 час).

  • для чтения и анализа заданной к семинарскому занятию литературы - 4 часа.

  • для выполнения индивидуальной домашней работы (поиск примеров) – 3 часа

  • для выполнения групповой домашней работы – 2 часа


Основная литература

  1. Аронсон Э., Пратканис Э. Р. Эпоха пропаганды: Механизмы убеждения, повседневное использование и злоупотребление. СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2003, с. 49-55, 64-82.

  2. Богомолова Н.Н. Современные когнитивные модели убеждающей коммуникации // Мир психологии. 1999, № 3, с.46-52 или Социальная психология. Хрестоматия / Составители Е.П. Белинская, О.А. Тихомандрицкая. М.: Аспект Пресс, 2008, с. 74-79.

  3. Гулевич О.А. Психология коммуникация. М.: НОУ ВПО Московский психолого-педагогический институт, 2008, с. 32-68, 99-142.


Дополнительная литература

  1. Аронсон Э. Общественное животное. М.: Аспект Пресс, 1998, с.77-133.

  2. Богомолова Н.Н. Эффективность массовой коммуникации: смена подходов // Социальная психология в современном мире / Под ред. Г.М. Андреевой и А.И. Донцова. М.: Аспект-Пресс, 2002, с. 220-237.

  3. Богомолова Н.Н. Социальная психология массовой коммуникации. М.: Аспект Пресс, 2008. с. 11-29.

  4. де Монмолен Ж. Изменение установок // Социальная психология / Под ред. С. Московичи. СПб.: Питер, 2007, с. 100-140.

  5. Петти Р.Э., Качоппо Дж. Т. Зависимость реакции на количество и качество аргументов от актуальности проблемы: центральные и периферийные пути к убеждению // Практикум по социальной психологии / Под ред. Э. Пайнс и К. Маслач. СПб: Питер, 2000, с. 62-78.

  6. Hogg M. A., Vaughan G.M. Social psychology. Pearson Education, 2008.

  7. Fiske S.T., Gilbert D.T., Lindzey G. Handbook of social psychology. John Wiley and Sons, 2010.


Формы и методы проведения занятий, применяемые учебные технологии:

  • анализ кейсов;

  • групповая дискуссия;

  • ролевая игра.



Тема 7. Невербальная коммуникация
Основные средства невербальной коммуникации и ее функции. Оптико-кинетическая система знаков (жесты, мимика, пантомима) и ее культурная обусловленность. Попытки построения «словаря» выразительных движений человека и создания методики (FAST) для прочтения мимических проявлений партнеров по коммуникации. Пара- и экстралингвистическая система (интонация и невербальные включения) и ее значение для придания выразительности речи. Пространственно-временная система (организация пространства и времени коммуникативного процесса); хронотопы. Визуальный контакт (контакт глазами) и его роль в коммуникативном процессе.
Количество часов аудиторной работы - 2 часов.

Общий объем самостоятельной работы - 6 часов.
Распределение самостоятельной работы для разных видов подготовки студента:

  • для выполнения заданий по текущему контролю (подготовка к коллоквиуму 1- 1 час).

  • для чтения и анализа заданной к семинарскому занятию литературы - 3 часа.

  • для выполнения индивидуальной домашней работы (поиск примеров) – 2 часа


Основная литература

  1. Лабунская В.А. Психология экспрессивного невербального общения: основные понятия // Лабунская В.А. Экспрессия человека: общение и межличностное познание. Ростов-на-Дону, 1999, гл. 1 или Социальная психология. Хрестоматия / Составители Е.П. Белинская, О.А. Тихомандрицкая. М.: Аспект Пресс, 2008, с. 136-151 или Социальная психология. Хрестоматия / Составители Е.П. Белинская, О.А. Тихомандрицкая. М.: Аспект Пресс,1999, с. 84-111.

  2. Гулевич О.А. Психология коммуникация. М.: НОУ ВПО Московский психолого-педагогический институт, 2008, с. 148-206.


Дополнительная литература

  1. Аронсон Э. Общественное животное. М.: Аспект Пресс, 1998, с.77-133.

  2. Куницына В.Н., Казаринова Н.В., Погольша В.М. Межличностное общение. СПб.: Питер, 2001, с. 68-84.

  3. Риме Б. Язык и коммуникация // Социальная психология / Под ред. С. Московичи. 2007, с. 429-459.



Формы и методы проведения занятий, применяемые учебные технологии:

  • Анализ кейсов;

  • Групповая дискуссия;



Тема 8. Социальное взаимодействие и взаимоотношения

Способы описания структуры взаимодействия. Основные понятия транзактного анализа: позиция, ситуация, стиль. Типы взаимодействия: кооперация и конкуренция. Психологическое содержание кооперации. Формы и уровни конкурентного взаимодействия; продуктивная конкуренция.

Проблема конфликта в социальной психологии. Продуктивные и деструктивные конфликты. Структура конфликта. Виды конфликтов. Способы разрешения конфликта. Психологическое содержание переговорного процесса и достижения компромисса.

Социальные дилеммы. Теория «диадического взаимодействия» (Р. Тибо и Г. Келли) и попытки применения математического аппарата теории игр для анализа стратегии партнеров («дилемма узника»). Проблемы взаимодействия в символическом интеракционизме (концепция Дж. Мида ).


Количество часов аудиторной работы - 4 часа.

Общий объем самостоятельной работы - 10 часов.
Распределение самостоятельной работы для разных видов подготовки студента:

  • для выполнения заданий по текущему контролю (подготовка к коллоквиуму 1- 1 час).

  • для чтения и анализа заданной к семинарскому занятию литературы - 4 часа.

  • для выполнения индивидуальной домашней работы (поиск примеров) – 3 часа

  • для выполнения групповой домашней работы – 2 часа


Основная литература

  1. Андреева Г.М., Богомолова Н.Н., Петровская Л.А. Зарубежная социальная психология XX столетия. М.: Аспект Пресс, 2001, c. 70-87, 179-193 или Социальная психология. Хрестоматия / Составители Е.П. Белинская, О.А. Тихомандрицкая. М.: Аспект пресс, 1999, с. 111-116 или Социальная психология. Хрестоматия / Составители Е.П. Белинская, О.А. Тихомандрицкая. М.: Аспект Пресс, 2008, с. 94-104.

  2. Ван Ланге П., Де Дре К. Социальное взаимодействие: кооперация и конкуренция // Введение в социальную психологию / Под ред. М. Хьюстона и В. Штребе. М.: Юнити, 2004, с. 332-360.

  3. Гришина Н.В. Конфликтное взаимодействие // Гришина Н.В. Психология конфликта. СПб.: Питер, 2005, с. 209-278 или Социальная психология. Хрестоматия / Составители Е.П. Белинская, О.А. Тихомандрицкая. – М.: Аспект Пресс, 2008, с. 105-118.

  4. Келли Г., Тибо Дж. Межличностные отношения. Теория взаимозависимости // Современная зарубежная социальная психология. Тексты / Под ред. Г.М. Андреевой и др. М.: МГУ, 1984, с. 61-81.

  5. Петровская Л.А. О понятийной схеме психологического анализа конфликта // Теоретические и методологические проблемы социальной психологии. М.: МГУ, 1975, с. 126-143 или Социальная психология. Хрестоматия / Составители Е.П. Белинская, О.А. Тихомандрицкая. М.: Аспект пресс, 1999, с. 116-126 или Социальная психология. Хрестоматия / Составители Е.П. Белинская, О.А. Тихомандрицкая. М.: Аспект Пресс, 2008, с. 119-127.


Дополнительная литература

  1. Аронсон Э. Общественное животное. М.: Аспект Пресс, 1998, с. 256-302.

  2. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. М.: Прогресс, 1988, с.8-55.

  3. Блумер Г. Общество как символическая интеракция // Современная зарубежная социальная психология. Тексты / Под ред. Г.М. Андреевой и др. М.: МГУ, 1984, с.173-179.

  4. Вердербер Р., Вердербер К. Общение. М., 2003, с. 136-148.

  5. Доценко Е.Л. Психология манипуляции: феномены, механизмы и защита. – М.: Черо, 1997 или Межличностное общение. Хрестоматия / Составители Н.В. Казаринова, В.М. Погольша. СПб.: Питер, 2001, с. 246-274, 277-285.

  6. Крижанская Ю.С., Третьяков В.П. Грамматика общения. М.: Смысл, 1999, с. 175-266.

  7. Майерс Д. Социальная психология. СПб.: Питер, 1997, с. 483-531, 588-601.

  8. Ойстер К. Социальная психология групп. СПб.: прайм – ЕВРОЗНАК, 2004, с. 163-182, 183-197.

  9. Рубин Д., Пруйт Д., Ким С.Х. Социальный конфликт. Эскалация, тупик, разрешение. СПб.-М., 2003. с. 260-337.

  10. Смелзер Н.Дж. Социология. М.: Феникс, 1994, с. 130-167 (Гл.5. Социальное взаимодействие).

  11. Hogg M. A., Vaughan G.M. Social psychology. Pearson Education, 2008.

  12. Fiske S.T., Gilbert D.T., Lindzey G. Handbook of social psychology. John Wiley and Sons, 2010.


Формы и методы проведения занятий, применяемые учебные технологии:

  • анализ кейсов;

  • групповая дискуссия;

  • ролевая игра.



Тема 9. Аффилиация, аттракция и близкие отношения

Эмоциональная сторона межличностного восприятия - феномен аттракции. Симпатия, дружба, любовь как различные уровни аттракции. Практическое значение исследований аттракции. Ситуации, способствующие аффилиации. Мотивы аффилиации (социальное сравнение, уменьшение тревоги, поиск информации). Эффекты аффилиации. Аттракция и развитие дружеских отношений. Близкие отношения: удовлетворенность и распад.

Специфика решения проблемы точности межличностного восприятия в социальной психологии (ограниченные возможности личностных тестов и экспертных оценок). Практические средства повышения точности межличностного восприятия.
Количество часов аудиторной работы - 2 часа.

Общий объем самостоятельной работы - 6 часов.
Распределение самостоятельной работы для разных видов подготовки студента:


  • для выполнения заданий по текущему контролю (подготовка к коллоквиуму 1- 1 час).

  • для чтения и анализа заданной к семинарскому занятию литературы – 3 часа.

  • для выполнения индивидуальной домашней работы – 2 часа


Основная литература

  1. Буунк Б.П. Аффилиация, аттракция и близкие отношения // Введение в социальную психологию / Под ред. М. Хьюстона и В. Штребе. М.: Юнити, 2004, с. 361-388.

  2. Мэзоннев Ж., Любомир Л. Избирательные отношения // Социальная психология/ Под ред. С. Московичи. СПб. : Питер, 2007. С. 180 – 207.


Дополнительная литература

  1. Тейлор Ш. Пипло Л. Сирс Д. Социальная психология. СПб. : Питер, 2004. С. 352-396.

  2. Майерс Д. Социальная психология. СПб.: Питер, 1997, с. 483-531, 588-601.

  3. Hogg M. A., Vaughan G.M. Social psychology. Pearson Education, 2008.

  4. Fiske S.T., Gilbert D.T., Lindzey G. Handbook of social psychology. John Wiley and Sons, 2010.


Формы и методы проведения занятий, применяемые учебные технологии:

  • Групповая дискуссия

  • Анализ кейсов.

<< предыдущая страница   следующая страница >>
Смотрите также:
Программа дисциплины Социальная психология (2 -3 курс) для направления 030300. 62 «Психология» подготовки бакалавра
603.2kb.
5 стр.
Программа дисциплины Социальная психология (2 курс) для направления 030300. 62 «Психология» подготовки бакалавра
411.4kb.
4 стр.
Программа дисциплины Основы организационной психологии для направления 030300. 62 «Психология»
187.29kb.
1 стр.
Программа дисциплины Психология межличностного взаимодействия для направления 030300. 62 «Психология» подготовки бакалавра
107.76kb.
1 стр.
Программа дисциплины Организационная психология для направления 030300. 68 «Психология»
207.33kb.
1 стр.
Программа дисциплины Методика преподавания психологии для направления 030300. 62 «Психология» подготовки бакалавра
297.98kb.
1 стр.
Программа дисциплины институциональная экономика для направления 030300. 62 «Психология» подготовки бакалавра
180.46kb.
1 стр.
Рабочая программа дисциплины история психологии направление подготовки 030300 психология профиль подготовки
1076.36kb.
6 стр.
Программа разработана в соответствии с: Образовательным стандартом ниу вшэ по направлению подготовки 030300. 62 "Психология"; Образовательной программой направления
889.12kb.
5 стр.
Программа дисциплины Организационная психология  для направления 080100. 62 Экономика (подготовка бакалавра) Курс: 3
143.47kb.
1 стр.
Программа дисциплины Психология лидерства для направления 080500. 62 «Менеджмент»
274.61kb.
1 стр.
Программа дисциплины «Психология» для направления 080200. 62 «Менеджмент»
468.29kb.
3 стр.