Главная
страница 1страница 2страница 3
5.Инновационный характер деятельности школьной библиотеки

5.1 Наличие и результаты реализации программы развития школьной библиотеки

ПРОГРАММА

РАЗВИТИЯ ШКОЛЬНОЙ БИБЛИОТЕКИ.

Название программы:

Программа развития школьной библиотеки в направлении формирования целостной информационной медиасистемы, отвечающей в первую очередь, за информационное обеспечение учебно-воспитательного процесса.

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ


Наименование программы

«Библиотечный медиацентр – часть единого школьного информационного образовательного пространства».

Основание для разработки программы

Программа разработана в соответствии с

«Законом о библиотечном деле»

«Положением о медиацентре»


Заказчик программы

Муниципальное образовательное учреждение «Вохомская средняя общеобразовательная школа»

(п. Вохма Костромской обл.)



Разработчик программы

Ирисова Лариса Викторовна,

заведующая школьной библиотекой



Исполнители программы

Муниципальное образовательное учреждение «Вохомская средняя общеобразовательная школа»

(п. Вохма Костромской обл.)



Цель программы

Создание на базе школьной библиотеки целостной информационной медиасистемы,

в первую очередь отвечающей за информационное обеспечение учебно-воспитательного процесса



Задачи программы



  1. организация доступа к информации;

  2. участие библиотеки как части школьного медиацентра в обеспечении учебно-воспитательного процесса школы и самообразования учащихся путем формирования школьного информационного банка на различных видах носителей и его максимального использования; информационно-библиотечного обслуживания пользователей;

  3. качественное изменение содержания справочно-библиографической работы;

  4. выявление информационных потребностей и максимально полное удовлетворение тематических запросов, справок, включая ретроспективный аспект и использование мировых электронных ресурсов;

  5. обеспечение пользователям - участникам образовательного процесса возможность овладения навыками работы в различных информационно-поисковых системах, пользования электронными каталогами различных библиотек.

Сроки и этапы реализации программы

I этап (февраль 2007г) = Подготовительный - разработка программы «Библиотечный медиацентр – часть единого школьного информационного образовательного пространства», утверждение программы; назначение ответственных;

II этап (2007г. – второе полугодие) -



- экспериментальный

экспериментальное внедрение данной программы в работе с отдельными группами учащихся и с заинтересованными педагогами

III этап (2008 - 2010 гг.) –

полномасштабное внедрение рограммы


Ожидаемые конечные результаты

  1. оперативное получение актуальной информации всеми пользователями;

  2. обеспечение доступа пользователей к различным базам данных (БД);

3) создание комплексной структуры, включающей в себя функции абонемента и читального зала с фондом на традиционных носителях и информационного центра, объединяющего источники информации на всех видах носителей.

Контроль за исполнением программы

Осуществляет директор школы, заслуженный учитель РФ - Валентина Николаевна Чигарева.

1, Руководитель несет ответственность за все стороны деятельности библиотеки - медиатеки.

2. Руководитель утверждает нормативные и технологические документы, планы, отчеты о работе медиацентра.

3. Годовые планы и отчеты о работе библиотеки заслушиваются на педагогическом совете и утверждаются директором школы; являются частью плана общешкольного медиацентра и часть общешкольного плана.

5. График работы устанавливается в соответствии с правилами внутреннего распорядка. Два часа рабочего времени – на выполнение внутренних работ, 1 день в месяц – санитарный.

6.Штаты, размер оплаты труда – в соответствии с нормативными документами и объемом выполняемых работ.

7. Администрация школы обеспечивает условия для повышения квалификации, само- и профобразования сотрудника.

10.Систематическое информирование сотрудников и учащихся о работе библиотеки.





Введение.

Конец ХХ – начало ХХ1 века характеризуется созданием мировой информационной структуры, развитием информационных технологий. Важным компонентом среды обитания человека становится информационное пространство.

Поэтому реалии современного общества требуют от его членов умений и навыков работы с информацией. Неслучайно одной из самых актуальных проблем образования в последнее 10-тилетие стало повышение информационной грамотности учащихся

Информационную грамотность можно определить как совокупность знаний, умений и навыков, позволяющих находить, оценивать и использовать информацию для решения проблем, принятия решений и непрерывного совершенствования.

Ключевая роль в формировании информационной грамотности в образовательном учреждении отводится библиотекам как медиацентрам.

Школьные библиотечные медиацентры – подразделения, которые:



  • координируют и обеспечивают доступ к информациям

  • строят свою деятельность совместно с учителями и учащимися, приучая последних к самостоятельности.

Актуальность проблемы.

Формирование библиотеки – медиатеки - это наиболее научно разработанный в настоящее время путь развития библиотек. Применение разнообразных возможностей Интернета знаменует собой начало важного этапа в развитии библиотечного дела. Использование в библиотеке одних только бумажных изданий уже не может отвечать всем потребностям современного читателя, через несколько лет такой подход станет абсолютно неприемлем. В информационный век формы работы библиотеки меняются. Возникают качественно новые подразделения – медиатеки и медиацентры.


Цель создания школьного медиацентра (в рамках разработанной программы) –

удовлетворение потребностей педагогов, учащихся, их родителей в оперативном предоставлении педагогической информации, сведений об учащихся, каталогов учебных информационных материалов, баз данных, нормативно-правовых документов, внедрения форм дистанционного обучения и новых информационных технологий в преподавание различных предметов, накопления и тиражирования различных фондов информационных материалов, наиболее полного использования возможностей корпоративных сетей образования всех уровней, глобальных сетей России и всего мира.

Библиотека как часть школьного медиацентра участвует в реализации программ развития школы, информатизации, государственных программ «Информатизация России», «Одаренные дети» и т.д., в выполнении научно-технических программ, формирует и выполняет в установленном порядке собственные, утвержденные для школы научно0технические и образовательные программы.

Исходя из этого, библиотекарь в нашей школе должен быть человеком:

- накапливающим любого вида учебную и образовательную информацию на любого вида носителях в соответствии с потребностями данной конкретной школы и государственных стандартов, и отражающий ее в электронном каталоге локальной сети школы;

- развивающим наполнение библиотечно-медиатечного модуля школы медиаобъектами, электронными учебниками, электронными энциклопедиями и справочниками, репродукциями, видео- и фонозаписями и т. д. в соответствии с запросами пользователей;

- предоставляющим информационные услуги всем участникам образовательного процесса;

- консультирующим всех участников образовательного процесса по вопросам отбора необходимой информации, в том числе на электронных носителях;

- наравне с учителями, работающий с учащимися в рамках различных учебных телекоммуникационных проектов, олимпиадах и викторинах.

Эти требования и обусловили актуальность разработки данной программы развития библиотеки в условиях нашей школы.



Цель программы развития библиотеки Вохомской средней школы можно определить:

- поэтапный переход к новому уровню библиотечного обслуживания электронных ресурсов;

- создание в библиотеке информационной среды, обеспечивающей повышение качества выполнения читательских запросов;

- эффективное использование справочно-информационного потенциала библиотеки с применением источников на электронных носителях.



Задачи программы:

- обеспечение библиотеки средствами доступа к глобальным информационным ресурсам;

- предоставление пользователям свободного доступа к информационным ресурсам, программным средствам (библиотекам, электронным книгам, фонотекам…)

- применение Интернет-технологий, мультимедийных справочников для выполнения читательских запросов;

- разработка и внедрение новых электронных средств, основанных на новых информационных технологиях (электронные каталоги, базы данных, веб-сайты, презентации, публикации, буклеты) адаптация их к традиционным библиотечным формам работы, библиотечным мероприятиям;

- информационно-ресурсное взаимодействие со школьными библиотеками района (и области);

- участие в обучающих семинарах по информационно-библиотечному обслуживанию с использованием ИКТ.
Основные направления реализации Программы.


  • предоставление интеллектуального и физического доступа к материалам во всех форматах;

  • обеспечение обучения, усилений компетенций и стимулирования интереса к чтению, использование информации и идей;

  • совместная деятельность с другими учителями по созданию стратегий ради удовлетворения индивидуальных потребностей учащихся.

Этапы и сроки реализации программы

Первый этап

Подготовительный (2007год февраль)

Цель - определить конкретные формы работы, план мероприятий по реализации программы, ответственных.

План мероприятий

  1. осуществлять планирование информационно-библиотечного и справочно-библиографического обслуживания всех категорий пользователей;

ответственный - библиотекарь

  1. участие в организации текущего и перспективного планирования деятельности общешкольного медиацентра;

ответственный - библиотекарь, медиаспециалист

  1. формирование информационных и справочно-библиографических ресурсов как единого справочно-информационного фонда;

ответственный - библиотекарь, медиаспециалист, информспециалисты

  1. комплектование фонда библиотеки учебными, научно-популярными и художественными изданиями на традиционных и нетрадиционных носителях;

ответственный - библиотекарь совместно с медиаспециалистами, специалистами методического кабинета РОО;

  1. пополнение фонда за счет информационных ресурсов Интернет, баз и банков данных других библиотек школ района (области);

ответственный - библиотекарь, совместно с медиаспециалистом

  1. осуществление аналитико-синтетической переработки информации;

ответственный - библиотекарь совместно с медиаспециалистом

  1. организация и ведение электронного каталога, баз данных;

ответственный - библиотекарь

  1. использование телекоммуникационных технологий в решении задач информационной поддержки учебной деятельности;

ответственные - информспециалисты

  1. Разработка программы ББЗ в помощь формированию информационной культуры всех участников образовательного процесса в условиях школьного обучения (см. приложение 2.1);

формирование у учащихся представлений об информационной культуре мира; создание тематических картотек накопления источников информации по данной теме;

ответственный - библиотекарь совместно с районной библиотекой

10) разработка критериев оценки информационной культуры школьников

11) разработка и внедрение в практику кодекса информационно - культурной грамотности;

ответственный - библиотекарь совместно с районной библиотекой и методистомМК РОО (Татьяной Алексеевной Шадриной).

12) знакомство с программой и помощь в освоении педагогов, готовых реализовать данную образовательную и воспитательную задачу;



ответственный - заместитель директора по учебно-методической работе Елена Анатольевна Худякова.

13) формирование работы библиотеки как базы для проведения практических занятий для школьных библиотекарей района по использованию ИКТ в их деятельности.



ответственный - библиотекарь совместно с методистом РОО Татьяной Алексеевной Шадриной.

14) оформление результатов практико-ориентированного проекта



ответственный - библиотекарь совместно с медиаспециалистом школы.

Второй этап - экспериментальный (2007г. – второе полугодие);

Цель - экспериментальное внедрение данной программы в работе с отдельными группами учащихся и с заинтересованными педагогами.

ответственные - заместитель директора по учебно-методической работе, информспециалисты, библиотекарь.

Мероприятия.

- выделение групп активных читателей, педагогов, имеющих определенную базу подготовки, заинтересованных в эксперименте: работа с выделенными группами по всем направлениям, перечисленным выше;

- определение результативности в конце эксперимента.

Показателем эффективности внедрения ИКТ в практику работы библиотеки могут служить показатели посещаемости, книговыдачи качество учебной деятельности в группах учащихся, участвовавших в эксперименте, до начала этапа и по окончании.



Уровень успеваемости

Уровень количества посещений библиотеки

Уровень книговыдачи

Степень участия читателей в библиотечных мероприятиях

Анкетирование, проведенное среди читателей показало, что они удовлетворены, тем, как организована программа внедрения ИКТ в практику школьной библиотеки (так как на данный вопрос положительно ответили 92% читателей, участников эксперимента).



Третий этап – (2008 – 2010 годы) -

полномасштабное внедрение программы в работу школьной библиотеки.



Техническое и нормативно-правовое обеспечение.

1) Подготовка помещения для размещения компьютерной техники и организация работы библиотеки согласно санитарно-гигиенических и противопожарных норм;

2) вести работу в соответствии с:


  • Законом о библиотечном деле

  • Положением о компьютерной информационной образовательной сети в п. Вохма и Вохомском районе

  • Положением о медиацентре

  • Положением о школьном медиацентре в МОУ Вохомская средняя общеобразовательная школа Костромской области;

3) осуществлять систематический контроль за целостным использованием программных средств.

Повышение квалификации и профпереподготовка библиотекаря:

  1. работа с Интернет ресурсами по вопросам использования ИКТ в школьных библиотеках;

  2. использование ИКТ в проведении библиотечного мониторинга, выполнении статистических и информационных отчетов;

  3. участие библиотеки в сетевых проектах, различных конкурсах, основанных на электронных ресурсах портала;

  4. обучение на курсах повышения квалификации в

г. Кострома (1р. в 5 лет);

  1. чтение методических пособий, профессиональных журналов;

  2. участие в семинарах, М/О школьных библиотекарей (по обмену опытом).

Прогнозируемые результаты.

- С открытием медиатеки появится возможность планомерного комплектования фонда электронными ресурсами в соответствии с профилем образовательной деятельности: компакт диски, видеокассеты, электронные издания разных типов (справочные, учебные, учебно-методические, периодика, информационно-библиографические и полнотекстовые базы данных).

- Медиатека призвана оказывать помощь в поиске информации, сканировании документов печати, копировании информации на дискеты, компакт-диски; оказывать услуги проката видеокассет, предоставление доступа к электронной почте (отправка, получение писем) использование ресурсов сети Интернет и др.

- В перспективе образовательное учреждение может планировать развитие такой, сравнительно новой для библиотеки услуги, как электронная доставка документов (ЭДД).

- Дальнейшее обеспечение всех школьных библиотек компьютерами, принтерами (цветным и черно-белым), сканером, ксероксом, мультимедийным проектором. Централизованное обеспечение лицензионным, прошедшим научно-медицинскую экспертизу, компьютерным программным обеспечением, в том числе компакт-дисками-энциклопедиями, справочниками, медиаобьектами, художественными текстами. Подключение всех библиотечных компьютеров к глобальной сети Интернет.

- Учеба школьных библиотекарей на курсах повышения квалификации по освоению возможностей ИКТ в их деятельности.

- Развитие активной деятельности школьных библиотекарей, связанное с освоением ИКТ, через проекты, конкурсы, проводимые совместно с учителями и учащимися.

- Пользователь, придя в такую библиотеку, обратившись к нужной БД, сможет найти необходимую литературу, какую-то работу, учебник. Обратившись к аннотированному каталогу, познакомиться с краткой информацией об этой работе. Телекоммуникационная связь позволит подключаться к другим центрам информации, что позволит воспользоваться литературой из других фондов.

- Бибилоитека-медиатека будет являться центром учебно-методической информации на уровне школы. В ней накапливается и систематизируется информация по учебным предметам, отдельным разделам, темам уроков.

Реализация данной программы позволит библиотеке как части общешкольного медиацентра добиваться формирования информационной грамотности как гарантии интеллектуального доступа учащихся к информации. Обучение должно строиться на самостоятельной исследовательской деятельности учащихся, на конкретных примерах и всех доступных современных ресурсах.

ИТОГИ.
Программа еще реализуется, но некоторые итоги мы уже можем определить

Реализация программы способствует тому, что библиотека становится частью школьной коммуникативной информационно - образовательной среды, единого школьного информационного образовательного пространства. В основе его структуры в нашей школе лежат три составляющие:

- «Неэлектронное» информационное образовательное пространство школы: библиотека и читальный зал, учебные кабинеты, лаборантские, помещения для кружковой и факультативной работы, спортивный и актовый залы.

Интернет: сервер и внутренняя локальная сеть, охватывающая два компьютерных класса, компьютеры администрации, кабинетов, медиатеки.

Интернет: предоставляет бесплатный доступ к информации, размещенной на школьном образовательном сервере, бесплатный выход в Интернет из любого компьютера, включенного в локальную сеть. На общеобразовательном сервере находится зеркало школьного сайта, размещенного в Интернет, разделы с информацией для ученика, учителя, конференции, ссылки.

В настоящее время в локальную сеть подключено 2 компьютера Celeron 466 с мониторами Samtron 56 E, которые имеют выход в Интернет. Обслуживание CD-ROM-дисками осуществляется как в режиме удаленного доступа через CD-ROM-сервер, так и локально, выполняется комплекс услуг по копированию и распечатке информации. В медиатеке оборудовано 3 автоматизированных рабочих места для пользователей, 22 места для работы с книгами и журналами. Достаточно популярна наша видеотека с видеофондом: в ней более 5 десятков фильмов по предметам. 22 художественных (по программным произведениям), 14 CD, 1 диск с каталогом ресурсов РОСПЦ и др.

Учителя, поработав с каталогом, вносят в специальный «Журнал заказов на просмотр видеокассет» заявки на учебный год и на этом основании мы создаем сетку видеопроката для всей школы. Для индивидуальных, групповых и коллективных видеопросмотров функции видеозала выполняет читальный зал. В нем используется телевизор и видеомагнитофон. В будущем планируем организовать отдельный видеозал.

В библиотеке установлен персональный компьютер. Поставлена программа: система (АИБС) «MARC SOL». Есть первоначальная база данных (библиографические данные на новые поступления вносятся в течение 7 лет).

Библиотечный компьютер подключен к локальной сети «Интернет», что делает более удобным пользование ЭК для учеников и педагогов посредством от компонентов других подразделений.

Для школьников разработана программа уроков ББЗ по поиску информации, куда включен лекционный материал и практические занятия.

Расширяются возможности (для учителей) использования большего количества дополнительных материалов на уроках.

Повышается заинтересованность школьников в процессе внедрения новых форм обучения.

Главным итогом реализации программы должна стать перспектива, чтобы потенциал школьной библиотеки как части информационного школьного пространства способствовал формированию культурного, информационно грамотного выпускника, способного ориентироваться в современном информационном обществе, адаптироваться в различных условиях, способного к сотрудничеству и саморазвитию, конкурентно способного на рынке труда.



5.2 Наличие образовательных проектов, реализованных на базе библиотеки за текущий учебный год
Содержание:
1. КОНКУРС




2. БИБИЛИОТЕЧНАЯ СТЕНГАЗЕТА




1. КОНКУРС



Цель работы:

Повышение уровня читательской культуры, развития навыков вдумчивого аккуратного пользователя, заинтересованного в конечных результатах общения с библиотекой.



Задачи:

Мотивация скуки и пустоты, незаполненности жизненно-смыслового пространства характеризует современную ситуацию детей и подростков. Поэтому сегодня стоит важная педагогическая задача – научить детей использовать книгу не только как один из информационных источников, но прежде всего, как «строительный материал для взращивания души»

Конкурс проводится 6-й год. Отбор кандидатов ведет читательский актив.

1 этап – выбор кандидатов.

Выбирают лучших по данным записей в формулярах, показателям поведения в библиотеке. Основные критерии выбора:

систематичность посещений, своевременный возврат книг, работа в читальном зале, участие в библиотечных мероприятиях, соблюдение норм и правил хорошего поведения при посещении.

2 этап – конкурс кандидатов.

Включает задания по выполнению (тематических и информационных) справок с использованием различных источников информации, в т. ч. на электронных носителях:


- задания по реставрации книг

- игровые моменты

- творческие (создать словесный портрет идеально читателя, кто из известных тебе литературных героев мог бы им стать? Придумай эмблему библиотеке…)

На наш взгляд, этот конкурс – один из наиболее значимых в работе библиотеке, так как имеет преимущества:

- способствует активизации чтения детей и подростков

- привлекает в библиотеки новых читателей

- повышает авторитет школьной библиотеки.

Результаты:

- положительная динамика книговыдачи, посещаемости.

Ребята стали чаще посещать читальный зал не ради праздных бесед, а для работы с книгами (энциклопедиями, словарями…)

- значительно снизилось количество книг, списываемых по ветхости. Отремонтировать книгу стало престижно! С каждым годом снижается количество задолжников. Уже 2-й год нет необходимости дворового обхода задолжников.

О положительном влиянии конкурса на читателей свидетельствует его развитие: по их предложению проводится дополнительный конкурс «Лучший читатель месяца».

Все победителя получают грамоты и призы либо на общешкольной линейке, либо в кабинете директора.

Сведения о победителях конкурсов помещаются в разделе библиотечной стенгазеты -



Материалы конкурса:


Лучший читатель – 2009




ЛУЧШИЙ ЧИТАТЕЛЬ ЯНВАРЯ – 2009




за помощь библиотеке в обработке новых книг, оформлении книжных выставок, рубрик библиотечной стенгазеты, аккуратное систематическое чтение, хорошее поведение при посещении библиотеки постоянным помощницам:
Алешковой Анастасии - 7 «А»

Герасимовой Елене - 8 «Б»

Зайцевой Наталье - 8 «Б»


Большую помощь в обработке новинок и оформлении

календаря литературных дат

оказали библиотеке девочки из 7 «Б» класса:

Герасимова Мария

Прахова Кристина

Смирнова Светлана.
В январе самыми читаемыми книгами были

произведения

Аркадия Петровича

Гайдара.


Наибольшее количество мероприятий со школьной библиотекой в январе провели ребята из

6 «А» классА!

Ребята не только слушали библиотекаря, но и активно участвовали в подготовке литературных гостиных:

читали стихи, делились впечатлениями по теме.

М О Л О Д Ц Ы !

Так держать!

Проект - библиотечная стенгазета




Выпуск библиотечной стенгазеты занимает важное место в работе школьной библиотеки. Знания должны приходить к ребенку не только путем заучивания. Работая над выпусками, ребята получают возможность приобщиться к писательскому творчеству, что позволяет не только расширить интеллектуальный горизонт, но и научиться думать, сопоставляя свои мысли, наблюдения с авторитетными суждениями. В стенгазете юные корреспонденты выступают как посредники в ситуации встречи читателей с новыми знаниями. В дальнейшем, способы поиска и переработки информации, полученные в процессе деятельности, становятся достоянием самого ребенка. Работа над газетой дает компетентность в книжных новинках, отводит от переживаний или наоборот, заставляет задуматься над существующими проблемами, выводит на более глубокий уровень осознания происходящих с ним и вокруг него событий.


Периодичность выпусков – 1 раз в четверть. Иногда чаще, (спецвыпуски к юбилейным датам, праздникам 8 Марта, Новый год…)
Газета довольно эффективна. Например, спецвыпуск к юбилею края

позволил представить творчество местных писателей и публицистов, книги о костромских авторов: А. Смердова, Е. Герасимова, Е. Голубева.

Прекрасные книги вохмичей: А. Смердова, Герасимова, писателя- костромича Евгения Голубева рассказывают о достопримечательностях маленькой родины. Ребята «открыли» в них много неожиданного об истории края, его людях. Многие, познакомившись с материалами стенгазеты, решили продолжить краеведческое чтение. В результате значительно повысилась книговыдача из краеведческого отдела.

Подростковый возраст – период, когда человек совершает сложнейшую работу в самоопределении, сопровождающуюся, порой, драматическими переживаниями. Библиотекарь, ненавязчиво предлагая поработать над материалом для стенгазеты, дает возможность самостоятельной деятельности, несущей позитивный смысл, большой потенциал нравственного влияния.



Преимущества стенгазеты:

- культура

- грамотность

- кругозор

- круг чтения.

Позиция в школе: значимость и уважение.

Благодаря стенгазете, совместное заочное чтение и обсуждение прочитанного становится популярным и даже модным, что важно, особенно для подростков. Вовлечение читательского коллектива в совместную деятельность, приобщение к чтению, дискуссии, создает положительный психологический климат, повышает культуру.

С другой стороны, письменная работа с печатным словом требует не просто усилий, а серьезного труда ума и души. Но для тех, кто сделал первые пробы сотрудничества в нашей стенгазете, они становятся любимым занятием. Данные опросов показали, что стенгазета принесла полное удовлетворение 25% читателей и частичное – 50%.

Наблюдения, проведенные через 2 года, показали, что 75% читателей стенгазеты стали читать больше, 50% стали читать лучше, 55% стали лучше учиться, а у 27% возрос интерес к чтению.

Корреспонденты нашей стенной печати отмечают, что научились лучше работать с текстовой информацией самостоятельно, что способствует усвоению учебного материала, улучшению успеваемости, помогает приобрести уверенность в собственных силах.

В «Приложении» можно познакомиться с выпуском:



«Земли моей лицо живое»

(к 85-тилетию Вохомского района)
См. Приложение1

Приложение1.
Слово редактора.

Нельзя стать достойным гражданином России, не зная и не уважая историю, культуру, традиции своего края. Обо всем этом и рассказывает краеведческая литература , о которой состоится наш заочный разговор.

В подготовке спецвыпуска участвовали наши постоянные корреспонденты:

Анастасия Алешкова 7 «Б» класс

Михаил Гончаров 7 «Б» класс

Елена Герасимова 8 «Б» класс

Наталья Зайцева 8 «Б» класс

Этот спец выпуск мы назвали -







Вохомскому району

85 славных лет


Край любимый!

Сердцу снятся

Скирды солнца в водах лонных,

Я хотел бы затеряться

В зеленях твоих стозвонных.

По меже, по переметке,

Резеда и риза кашки.

И вызванивают в в четки

Ивы – кроткие монашки.

Курит облаком болото,

Гарь в небесном коромысле,

С тихой тайной для кого-то

Затаил я эти мысли.

Все встречаю, все приемлю,

Рад и счастлив душу вынуть….


Край ты,

край мой родимый,

Вечный пахарь и вой,

Словно Вольга под ивой,

Ты поник головой.

Встань, пришло исцеленье,

Навестил тебя Спас.

Лебединое пенье

Нежит радугу глаз.




(Вохомскому району – 85 лет)
Рубрику ведет - Наталья Зайцева 9 «Б» класс.

Евгений Голубев.

«Над Вохмой-рекой».

( Кострома: книгоиздат, 1958.- 54 с.)
Летом 1957 г. писатель-костромич Евгений Голубев с другом И. И. Колосницыным совершили двухнедельное путешествие по рекам Вохме и Ветлуге, пройдя весь Вохомский район от северных границ до южных.

Цель путешествия – сбор материала о прошлом и настоящем глухого некогда района, показ роста его экономики, культуры и быта за 40 лет. Во время поездки исследователи побывали на 3-х лесопунктах, в 3-х МТС, во многих колхозах. Встретились с доброй сотней интересных людей. В результате появился данный очерк.

Первая глава «О чем шумят мохнатые ели» рассказывает о давней истории края.

«Леса, леса, леса… Извилистые, петляющие ленты рек и речек, многочисленные озерца-старицы, мхи, болота, снова леса, непроглядные, непробудные.

Лесная полоса тянется широким фронтом, захватывает весь север Костромской области. В районе изумительно красивой реки Вохмы, бегущей с севера на юг к своей сестре Ветлуге, лесная полоса пересекает северо-восточную границу области и уходит дальше, на северо-восток к нашим соседям: вологодцам, кировцам, жителям Коми – в глухие, некогда «зырянские» края», - таким красивым, поэтичным описанием начинает автор свой очерк.

Территория Вохомского района нашей области не так давно была «медвежьим углом», глухоманью. До -колонизации края славянами берега рек заселяли коренные жители – коми. Об этом свидетельствуют как сохранившиеся старые поселения, городища, так и финно-угорские названия рек и речушек.

Река Вохма берет начало из одного болотца с текущей на север рекой Югом, образующей при слиянии с рекой Сухоной Северную Двину. Притоки Вохмы: Парюг, Нюрюг, Карюг и впадающий в Ветлугу Пыщуг можно считать младшими братьями реки Юга. Бесспорно, что корень у названий рек водораздела Вохмы и Ветлуги родствен корню текущей на север реки Юг.

А далее – описание по красоте похоже на сказку: «… Вот склонились над красавицей Вохмой молодые подростки – плакучие ивы, а выше, на другом берегу, уткнули в небеса свои зеленые шлемы-пики могучие вековые приречные ели. Шумят, ведут степенный, рассудительный разговор с ветром лохматые великаны. Им не пристало бахвалиться, нести разную околесицу, всякой бывальщины повидали они на своем веку, многое знают и ведают зеленобородые. А век их немалый - второе столетие отсчитывают.

Не подслушать ли нам, о чем шумят вековые лохматые ели! Может расскажут, как жили здесь люди раньше, чем славен и богат здешний край? А ну, послушаем.

Чу, вот и заговорили, зашумели старые: Вся восточная часть сплошь была покрыта лесами. Через дремучий лес вьется чуть проезженная дорога, а на этой дороге, на протяжении 150-ти верст нет ни деревушки, ни поселочка, а стоят лишь четыре «истопочки», четыре жалкие «зимовки» - живое подобие сказочных избушек на курьих ножках. По берегам рек и речек, около больших разъезжих дорого видны селенья, небольшие луга, поля – скудные трофеи, отвоеванные в борьбе с лесным царством… Лесу много, лес пропадает даром от густоты, от валежника и бурелома. В тени дремучих лесов привольно живут медведи, волки, рысь, росомаха, лисица, выдра, песец, куница, ласка, горностай, заяц, белка, олень. В лесной чаще гнездятся тетерева, рябчики, куропатки».

- А вы расскажите, как люди-то здесь жили?

Насупились лохматые, пошумели островерхими головами и сумрачно продолжали:

- Губернские чиновники в Вологде говорили:

- О, это благодатная сторонка, уж такая сторонка, что просто и сказать нельзя! Сокровища природы там неисчислимы, неистощимы! Рябчики, стерлядь, орехи – чего хочешь, то и просишь! И все-то дешево! Меха нипочем! Мужики занимаются выгодными промыслами… Просто золотое дно!...»

- Ну, а на самом-то деле, как жил мужик?

- Нехватка пахотной земли, болезни, усиленная смертность, краткость жизни, слабый прирост населения, катары, лихорадки, ревматизм, чесотка, дизентерия, оспа, тиф. Медицинская часть в забросе. Народ лечился у знахарей. Школьное дело в застое. Существовавшие школы не оказывали никакого влияния на крестьянскую среду.

Вот типичная картина:

«В оконце видна внутренность избы: черные, закоптелые стены, на полатях старуха с прялкой сидит. По избе дым ходит. Прикрытая какими-то лохмотьям, висит колыбель. Тут же бродят свиньи и тычут в колыбель мордой. Грязно, смрадно. А вот и хозяин этой избушки. Идет он по лесу с винтовкой. Его серая собака тявкает. В ответ на ее тявканье показывается на ветви белка. Прогремел выстрел…

Вот мерещится серая поверхность реки … Плывет плот, быстрым течением несет его на отмель. Рабочие засуетились. Один из них поскользнулся. Отрывистый крик пронесся над рекой, человек исчез…

Бедность… не бьет в глаза, не выступает рельефно, потому что нет контрастов. Широкой волной, повально разлилась она по всему краю. Только кое-где кулаческое довольство режет глаза, привыкшие к сумраку курной избы. У иных хватает совести и ума упрекать жителей, но если у людей нет хлеба, нет времени подлатать старую избу, если староста вымогает подать и прошлую недоимку , если люди должны думать лишь о завтрашнем дне, чтобы не умереть с голода, когда думать о культуре, быте, …

Автор, Евгений Голубев, отмечает, что все описанное выше – свидетельство очевидца, хорошего знатока северного лесного края, писателя П. В. Засодимского. Уроженец Великого Устюга, он исколесил

Почти всю Россию, хорошо знал Вологодскую губернию, не раз проезжал по Вохомской земле. Писатель - народник правдиво описал жизнь лесной стороны второй половины прошлого века, но не находил выхода, не знал, куда – к прогрессу или регрессу пойдет «лесное царство». В шуме лохматых елей он слышал порой и погребальный звон, панихиду всему светлому, чистому, что имелось в крае.

Прошли годы. Вековые ели качаясь на ветру, спустя 80 лет, смотрят на преображенный лесной край.

Как изменилась жизнь, как возмужали люди – не все знают!

«Так пусть же старые ели расскажут нам и об этом!» – продолжает автор.

В марте 1918 г. в Вохме была провозглашена Советская власть и избран первый совет крестьянских депутатов. Председателем волисполкома избрали рабочего Путиловского завода Петра Ивановича Тарасова, заместителем – крестьянина из Малой Тарасихи – Николая Павловича Ушакова, активное участие в работе первого совета принимал приехавший в Вохму из Москвы большевик Анатолий Власович Носков.

Интересны биографии этих людей.

Семья, где вырос Н. П. Ушаков, - из 15-ти человек, а земельный надел - мизерный. Поэтому, после избрания в Совет, он энергично принялся за передел земли по едокам. Это не понравилось местным «толстосумам», владевшим окрестной землей.

В августе 1918г. в Вохме вспыхнуло политовское кулацкое восстание. Организаторы его (эсер Кузнецов М., монах И. Кузнецов, сыновья местных купцов И. Шестаков, В. Наумов) очевидно надеялись на помощи местных белогвардейцев и интервентов. В это время Колчак подходил к Перми, англичане вступили в Архангельск, капитан Орлов с войском подступал к Котласу.

Повстанцам удалось схватить работников волисполкома (П. А. Тарасова, Н. П. Ушакова…) Мятежники приговорили их к расстрелу, но арестованные пригрозили неминуемым отмщением местному священнику. Произошло замешательство, время было выиграно. Вскоре прибывший из Вологды отряд моряков Балтийского флота (под командой матроса Яблочкова и судьи Хотинского) быстро ликвидировали мятеж и освободили активистов.

Не мене интересна судьба Ляпугина Николая Ивановича. В 1938г. ушел из родного Шубота на заработки в Нижний Новгород. Работал на ж/д, на заводе. В 1905-7 г.г участвовал в стачках. Затем перебрался на Урал, работал на знаменитой Мотовилихе чернорабочим, сверлильщиком, слесарем. Февраль 1917-го встретил в Петрограде, в 88-й Вологодской воинской дружине.

Затем вернулся на родину, стал членом Лапшинского волисполкома, организатор комитета крестьянской взаимопомощи, работал в продотрядах, вел агитационно-разъяснительную работу.

Далее Евгений Голубев знакомит читателей с биографией Филиппа Ивановича Фатиева – паромщика колхоза им. Сталина. Обуховского с/совета. Старый солдат, побывавший в первую мировую в плену у немцев, вернувшись домой, не сдал свою винтовку. Ф. И. Фатеев в составе 2-го отдельного Всероссийской чрезвычайной комиссии эскадрона прошел многие тысячи верст военных дорог. В годы Гражданской участвовал в подавлении Ярославского мятежа, служил по охране внутреннего порядка в Москве, в Харькове, преследовал в Екатерининской, Полтавской, Херсонской губерниях банды Махно, Яблоньки, Маруси.

Не менее интересны, полны опасностей судьбы земляков Николая Васильевича Алешкова, Степана Федоровича Матвеева и других активистов, не раз бывавших на волосок от смерти.

«Но кровь была пролита не зря, - читаем далее,- глухой лесной край расцвел, ожил зазвенел радостной песней, поднялся, говоря словами А. Пушкина, «из тьмы лесов, из топей блат».

Среди векового таежного бурелома пролегли узкоколейки, лесную тишь уже прорезывали гудки паровозов, лесовозов, тракторов, электропил, передвижных электростанций. Лесные поселки выросли среди тьмы лесов и топей болот. В бывшем «медвежьем углу» разгоралась новая жизнь.

В следующих главах очерка Евгений Голубев рассказывает о жизни первых колхозов, об истории малых деревень, как все дальше и дальше отступала глухомань, в деревнях появлялись благоустроенные домики на 2-х – 4-х жильцов, школы, детские сады, магазины, пекарни, бани… Повсеместно организовывались лесопункты. Страна остро нуждалась в древесине. Сплав по реке Вохме достигал 700-800 тыс. кубометров в год.

И вновь имена прославленных земляков:

Николай Федорович Хлупин – первый столб в Талице забил, Воробьевицу строил, старейшины вохомских лесных строек, плотники - Николай Баринов, Николай Ленев, Алексей Харинов, столяр Григорий Зайцев.

Шли годы. Менялись кадры строителей. Ушел в армию подававший большие надежды Алексей Харинов, на военную службу были призваны и другие молодые плотники. На их место из Голышей и Полдневицы прибывали новые группы.

Другой махнул бы рукой – ну их, одни шалости. Но Николай Федорович Хлупин кропотливо возился со своими воспитанниками, наставлял, заботливо растил будущих мастеров. Около 200 молодых строителей подготовил он к будущей работе.


следующая страница >>
Смотрите также:
Программа развития школьной библиотеки. Название программы
529.16kb.
3 стр.
Школьной библиотеки на 2012-2013 учебный год. Задачи школьной библиотеки
187.54kb.
1 стр.
Говорят, что такой юбилей, как 40 лет, не справляют, а ведь именно столько лет я проработала в школьной библиотеке, но это будет в 2012 году, а сейчас только тридцать девять лет
30.29kb.
1 стр.
Анализ деятельности школьной библиотеки боу смр «Коробицынская оош» за 2011-2012 учебный год
72.93kb.
1 стр.
Города москвы
35.82kb.
1 стр.
Правила пользования школьной библиотекой Общие положения
68kb.
1 стр.
Программа развития библиотеки гоу нпо пл. №17 Наименование программы
33.73kb.
1 стр.
Библиотеки на 2012 -2013 учебный год. Основные функции библиотеки
76.34kb.
1 стр.
Школьной библиотеки на 2012 2013 учебный год. Миссия библиотеки
212.85kb.
1 стр.
Анализ работы школьной библиотеки за 2011 2012 учебный год
73.94kb.
1 стр.
Семинара-практикума «Информационный, образовательный и воспитательный аспекты деятельности современной школьной библиотеки»
32.3kb.
1 стр.
Паспорт программы развития мбоу сош №4 имени А. С. Пушкина ст. Каневская Краснодарский край Наименование Программы Программа развития мбоу сош №4 ст
371.91kb.
3 стр.