Главная
страница 1
Государственное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа № 243

Адмиралтейского района Санкт-Петербурга

Утверждено на заседании

педагогического совета
от 12.01.2011 г.


________________________

Программа развития

на период 2011 – 2015 годы
Перспективная школа:

«Расширение образовательного пространства для устойчивого развития»


2010-2011 учебный год

Содержание:


  1. Паспорт программы развития школы

  2. Концептуальные положения программы

  3. Этапы реализации программы

  4. Анализ ситуации и приоритетные направления реализации программы

  5. Критерии эффективности реализации программы

  6. Планируемые результаты выполнения программы

  7. Ожидаемые риски при реализации программы


I. Паспорт программы

Настоящая программа развития определяет концепцию, основные направления развития школы, меры по ее реализации.




Наименование

Программы




Программа развития ГОУ СОШ № 243 на период 2011 – 2015 годы Перспективная школа:

«Расширение образовательного пространства для устойчивого развития»

.


Основания для разработки программы

• Конституция Российской Федерации; закон РФ «Об образовании» и Концепция проекта нового федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»;

•Указ Президента РФ от 12 мая 2009 года № 536 «Об основах стратегического планирования в Российской Федерации»;

• Указ Президента РФ от 12 мая 2009 года №537 «О стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года»

• Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 17.11.2008 г. № 1662-р;

• Основные направления деятельности Правительства РФ на период до 2012 года, в редакции распоряжения Правительства РФ от 02.11.2009 № 1622-р;

• Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», утвержденная Президентом РФ 04.02.2010г., Пр-271;

• Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ № 373 от 6 октября 2009 г.

• План действий по модернизации общего образования на 2011-2015 годы, утвержденный распоряжением Правительства РФ от 07 сентября 2010 года N 1507-р;

• Концепция социально-экономического развития Санкт-Петербурга до 2025 года, утвержденная постановлением Правительства Санкт-Петер-бурга от 20.7.2007 N 884

• План мероприятий по модернизации общего образования, направленных на реализацию в 2011-2015 годах национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» в Санкт-Петербурге», утвержденный Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 08 июня 2010 года N 750

• Стратегия развития системы образования Санкт-Петербурга 2011-2020гг. («Петербургская школа 2020»)

• Устав школы

• Локальные акты школы


Разработчик программы

Педагогический коллектив ГОУ СОШ № 243

Основные исполнители программы


Администрация, педагогический коллектив школы, общественность школы

Социальные и образовательные партнеры

• Учредитель образовательного учреждения в лице Администрации Адмиралтейского района


Цель программы

Цель создания программы: определить общую стратегию и создать условия для эффективного развития школы

Стратегическая цель реализации программы: «Расширение образовательного пространства школы для устойчивого развития»
Модель выпускника школы

Ученик школы представляется конкурентоспособным человеком, который может адаптироваться к быстро меняющимся условиям в окружающей среде, в социуме.



Осознает:

  • разнообразие жизненных ценностей (знания, свобода, сотрудничество, уважение другой личности);

  • себя как личность;

  • собственное здоровье как ценность;

  • собственное развитие в процессе деятельности, действие с другими и для других.

Способен

  • планировать свою жизнь в соответствии с целями;

  • легко адаптироваться в любом социуме и активно влиять на него;

  • быть толерантным;

  • принимать самостоятельные решения в ходе работы.

Имеет

  • стремление к теоретическому осмыслению получаемой информации;

  • опыт учебно-исследовательской деятельности;

  • жизненный опыт деятельности в группе: под руководством, самостоятельно, в паре, с книгой, с документами, с приборами, компьютером;

  • желание овладевать различными способами применения своих знаний и умений, творческих способностей.

Умеет

  • осуществлять выбор и нести ответственность за свои решения;

  • жить и работать в разновозрастном коллективе;

  • осуществлять самостоятельный поиск решения проблем;

  • давать оценку происходящим событиям и поведению людей;

  • использовать современные информационные технологии и иностранные языки;

  • совершенствовать собственную познавательную деятельность.




Основные направления программы

1. Расширение образовательного пространства современной школы:

1.1. Увеличение контингента обучающихся до 350 человек .

1.2 Рост количественного и качественного состава педагогического персонала.

2. Создание комфортного и безопасного образовательного пространства в условиях современной школы: 

2.1. Развитие форм государственно-общественного управления школой и социального партнерства;

2.2. Развитие и укрепление кадрового потенциала школы, сохранение и развитие ученического контингента;

2.3. Создание в рамках школы открытого информационного образовательного пространства;

2.4. Организация здоровьесберегающей среды и обеспечение медико-социально-психолого-педагогического сопровождения учащихся.

3. Модернизация содержательной и технологической составляющей образовательного процесса.

4. Создание условий, обеспечивающих личностный рост всех субъектов образовательного процесса.

Субъекты программы





  • Администрация школы

  • Педагоги

  • Родители обучающихся

  • Учащиеся

  • Социальные и образовательные партнеры.

Сроки реализации программы

2011-2015 гг.

Объемы и источники финансирования

Финансирование программы осуществляется за счет средств бюджета, благотворительных и спонсорских взносов.

Ожидаемые результаты

- Устойчивое функционирование модели «Школа – комфортное и безопасное образовательное пространство», удовлетворяющей государственным требованиям, социальному заказу учащихся и их родителей.

  • Достижение устойчивого уровня качества образования в школе, развитие личности и индивидуальности ученика.

  • Достижение устойчивого роста мотивации получения качественного образования, повышение уровня профессионального и профильного самоопределения учащихся школы.

  • Достижение устойчивого уровня профессиональной компетентности педагогов.

Организация контроля за исполнением программы

Контроль за исполнением программы осуществляется на уровне педагогического совета школы, учредителя образовательного учреждения в лице Администрации Адмиралтейского района. 

Механизм реализации программы

Программа реализуется за счет взаимодействия всех заинтересованных лиц, на основе планирования и дополнительного создания программ и проектов деятельности



II. Концептуальные положения программы

Целеполагание
В настоящее время образовательное учреждение располагает необходимым образовательным продуктом, востребованным учащимися, общественностью, системой образования. Вместе с тем расширение доступности этого продукта сдерживается существующими институциональными ограничениями школы. Дальнейшее сдерживание открытости и доступности  школы может привести к постепенной деградации, потере ее конкурентного преимущества и лидерской позиции в системе образования Адмиралтейского района.
Актуальность
Решение о разработке программы развития было принято коллективом и администрацией школы с учетом сложившейся в данный момент ситуации, которая характеризуется:

• осознанием необходимости системных преобразований в школе;

• недостаточностью и высокой степенью нестабильности ресурсного обеспечения;

• стремлением к достижению высоких, в идеале — оптимальных (максимально возможных для данных конкретных обстоятельств и ограничений) результатов жизнедеятельности;

• объективной необходимостью вовлечения в работу широких слоев школьного сообщества и партнеров школы и невозможностью обойтись только усилиями нескольких руководителей.

Перечисленные выше аргументы подтверждают актуальность и своевременность принятия решения о разработке Программы развития как особой разновидности общешкольного плана работы, способствующего преодолению неопределенности и упорядочению совместной деятельности.



III. Этапы реализации Программы

I. Диагностико-конструирующий (2011 г.) - выявление перспективных направлений развития школы и моделирование ее нового качественного состояния в условиях модернизации современной школы.

Он предполагает:

1.  Изучение микросреды школы, потребностей обучающихся и их родителей.

2.  Анализ состояния образовательного процесса в школе с целью выявления противоречий в его содержании и организации с учетом установленных потребностей обучающихся, их родителей и педагогов.

Ожидаемый результат

Разработанная программа развития школы.


II. Основной этап (2012-2014 гг.) - переход образовательного учреждения в новое качественное состояние.

Он предполагает:

1. Переход на автономный (или бюджетный) тип функционирования образовательного учреждения.

2. Создание новых организационно-педагогических условий функционирования школы

3. Модернизацию учебного плана и корректировку учебных программ в соответствии с ФГОС второго поколения.

4. Создание  системы диагностики.

5. Формирование и планирование деятельности творческих групп по реализации ведущих целевых программ и проектов.

6. Отслеживание, корректировку и обобщение результатов нововведений.

7. Оформление промежуточных результатов развития.

8. Обеспечение необходимых ресурсов для основного этапа реализации программы.

 Ожидаемый результат



    1. Структурные и системные изменения финансово-экономической деятельности образовательного учреждения.

    2. Создание новых форм государственно-общественного управления школой.

    3. Обеспечение общедоступного и качественного образования.

    4. Решение проблемы укрепления и сохранения здоровья участников образовательного процесса.

    5. Создание эффективной, постоянно действующей системы непрерывного образования педагогов, способных на со­временном уровне решать общую педагогическую задачу обучения и воспитания в соответствии с основными направлениями модернизации образования в РФ.

    6. Воспитание социально - активной личности, имеющей опыт личного участия в социально значимой деятельности, способной к успешной самореализации в обществе, гражданина, патриота своей Родины.



III. Обобщающий (2015 г.) - анализ достигнутых результатов и определение перспектив дальнейшего развития школы, фиксация созданных положительных образовательных практик и их закрепление в локальных нормативных актах школы.

Он предполагает:

Проблемно-ориентированный анализ состояния школы на 2015 год.



Ожидаемый результат

1. Анализ.

2. Рекомендации по дальнейшему развитию школы.


IV. Анализ ситуации и приоритетные направления реализации программы


Оценка внутреннего потенциала школы

Мероприятия по реализации направлений

1. Расширение образовательного пространства современной школы.

Создание образовательной модели школы связывающей учебное, информационное, рефлексивное пространство, и пространство самореализации учащихся, ориентированной на личностное развитие ребенка.

• Выравнивание возможностей доступа всех школьников к получению качественных образовательных услуг посредством

- обеспечения пространственной доступности образовательных услуг;

- повышения уровня финансово-материальной обеспеченности ОУ за счет использования различных источников финансирования.

• Увеличение контингента обучающихся до 350 человек

• Рост количественного и качественного состава педагогического персонала.


2. Создание комфортного и безопасного образовательного пространства в условиях современной школы 

2.1. Развитие форм управления школой и социального партнерства – менеджмент качества (школьная автономия, самоуправление, участие общественности в управлении, паблик менеджмент)

Совершенствование механизма самопроектирования школой своей дальнейшей жизнедеятельности


• Переход школы к статусу автономного образовательного учреждения.

• Разработка системы самооценки результатов и условий деятельности школы.

• Дальнейшее формирование пакета нормативных документов, регламентирующих деятельность образовательного учреждения.


Становление школы

• как открытого общественно-активного учреждения социального и гражданского образования учащихся и их родителей посредством развития системы государственно-общественного управления

• как эффективного ОУ, успешно работающего в современных условиях рыночных отношений


• Выстраивание и реализация эффективно действующей модели общественно-государственного управления образовательным процессом в школе

• Создание постоянно действующей рабочей группы по проблеме «Комфортная школа» с участием учащихся и родителей



Совершенствование структуры управления ОУ и методов ее осуществления с учетом возможностей интерактивных средств

• Дальнейшее развитие школьной локальной сети

• Использование обновленного варианта системы управления ОУ с учетом новых структурных компонентов и изменения функциональных связей:

- модель мобильной методической службы

- виртуальный методический кабинет предметной кафедры

- наличие разноплановых баз данных для оперативного и эффективного управления образовательным процессом


• Поиск ресурсов для расширения социального партнерства школы.

• Совершенствование механизма взаимодействия школы с социальными партнерами



Создание системы скоординированного взаимодействия школы с партнерами, учреждениями образования, здравоохранения, культуры района и города

2.2. Развитие и укрепление кадрового потенциала школы, сохранение и развитие ученического контингента

• Недостаточная включенность членов педагогического коллектива в инновационные процессы в школе.

• Разработка и внедрение критериев оценки профессиональной компетентности персонала в свете ФГОС второго поколения.

• Совершенствование механизма управления качеством образования.


• Наличие у директора и заместителей управленческой подготовки, подтвержденной документом о профессиональном образовании.

• Создание профессиональной команды, эффективно решающей задачи развития образовательной системы в школе.

• Ресурсное обеспечение процессов развития и саморазвития педагогического коллектива

• Разработка системы управления качеством образования педагогов через организацию блочно-рейтинговой оценки деятельности.

• Совершенствование механизма материального и морального стимулирования педагогического труда.


Сохранение и развитие ученического контингента.

• Создание системы профилактики неуспеваемости школьников в условиях перехода на ФГОС второго поколения.

• Формирование новой образовательной культуры (обучение через деятельность, компетентностный  подход, проектные  технологии, развитие исследовательской культуры и самостоятельности и т.д.)

• Создание и информационное наполнение базы данных «Талант»

• реализация программы «Одаренные дети»

• реализация программы «Открытость и доступность образования»

• реализация программы «Воспитания и социализации»

• реализация программы «Социальное партнерство»

• реализация программы «Школьная медиатека»

• реализация программы «Здоровое поколение»


2.3. Создание в рамках школы открытого информационного образовательного пространства

Недостаточность подготовки учителей к использованию в образовательном процессе информационных технологий

Прохождение учителями курсов по освоению современных информационных технологий, по использованию персонального компьютера и ресурсов глобальных информационных сетей 

Недостаточность материальной базы для комплексного внедрения модели образовательного процесса на основе интерактивной технологии обучения с применением ИКТ

Укрепление материально-технической базы школы (достижение высокого уровня технологичности образовательного процесса)

Оптимизация системы методического обеспечения образовательного и воспитательного процессов

Дальнейшее формирование ВМК предметных кафедр (создание сценарных уроков на основе интерактивной технологии обучения с применением ИКТ)

Расширение развивающего образовательного пространства

• Реализация программы «Школьная медиатека»

• Дальнейшее развитие школьной локальной сети

• Реализация возможности выбора индивидуальной образовательной траектории за счет формирования открытого информационного образовательного пространства, организации дистанционного обучения, применения Интернет-технологий и технологий компетентностного подхода, участия школьников в различных сетевых программах и проектах, в том числе и в сети Интернет


• Расширение информированности участников ОП с целью наиболее полной реализации прав граждан на образование

• формирование имиджа ОУ

• организация обобщения и распространения передового педагогического опыта.


Информирование социума о деятельности школы через Школьный сайт, базу данных «Параграф» и информационные материалы (видео, публикации, ТВ и др.)

2.4. Организация здоровьесберегающей среды и обеспечение медико-социально-психолого-педагогического сопровождения учащихся

• Недостаточность материальной базы для организации здоровьесберегающего пространства комфортной Школы

• Не в полном объеме решены вопросы экологизации школьного пространства: требует улучшения состояние питьевого режима, оснащений помещений ОУ современной разноуровневой мебелью, оборудованием по очистке воздуха, воды, ионизации воздуха и т.д.



• Разработка бизнес-плана по привлечению бюджетных и внебюджетных средств для создания комфортной образовательной среды

• Дальнейшее развитие, оснащение и совершенствование служб сопровождения (медицинской, психологической, школьной столовой, охранной службы обеспечения условий безопасности, инженерно-технических кадров ОУ, развитие школьных средств СМИ)

• Реализация проекта «Новая начальная школа»


• Перегруженность содержания базовых курсов школьных предметов, приводящих к ослаблению психосоматического здоровья учащихся

• Тенденция роста заболеваемости учащихся



• Создание системы информированности родителей о результатах анализа состояния здоровья учащихся

• Реализация программы «Здоровое поколение»



Оптимизация деятельности психолого-социальной службы школы.

Повышение профессионального методического  уровня педагога-психолога, социального педагога через участие в семинарах, курсах повышения  квалификации, научно-практических конференциях, создание программ исследований.

3. Модернизация содержательной и технологической составляющей образовательного процесса

Обновление образовательной программы школы в соответствии с ФГОС второго поколения.

• Разработка образовательной программы начальной школы

• Разработка программы формирования УУД в начальной школе

• Разработка образовательной программы основной и сред-ней школы

• Разработка программы воспитания и социализации

• Переход на новый учебный план. Корректировка учебных программ. Обновление программ элективных курсов.


Сложность апробации новых учебно-методических комплексов, реализующих ФГОС второго поколения.

Повышение квалификации учителей, работающих по новым учебно-методическим комплексам.

• Отсутствие методологически выверенного подхода к проектированию и организации образовательного процесса, обеспечивающего развитие компетентностей.

• Интенсификация научно-исследовательской педагогической деятельности и научно-методических разработок учителей.



Компетентность – способность к эффективному результативному действию. Условием ее появления у ученика является не только усвоенное знание, но приобретение опыта самостоятельного эффективного действия, опыт организации собственной деятельности как обеспечивающей достижение результата, опыт анализа полученных продуктов, оценка их соответствия поставленной задаче и т.д.

Следовательно, общим условием формирования компетентности является создание в образовательном процессе пространств самостоятельного, продуктивного, ответственного действия ребенка.



Мероприятия

Организация работы по разработке и внедрению в практику работы школы модели образовательного процесса развития актуальных компетентностей учащихся на основе интерактивных технологий обучения.

Формируемые компетенции учителя

• понимают, как следует создавать условия для развития актуальных компетентностей учащихся;

• умеют проектировать содержание, методы и формы педагогического процесса развития актуальных компетентностей учащихся

• применяют интерактивные педагогические технологии, адекватные компетентностному подходу в образовании:

- разработка апробация и внедрение кейсов для организации самостоятельной работы ученика по самообразованию;

- разработка апробация и внедрение системы проектных задач в соответствии со спецификой ступени образования

- реализация проектной задачи на основе web-квест технологии;

- модель творческой мастерской.



Оптимизация учебно-воспитательного процесса.


Активизация системы научно-методической работы, развитие в инновационном направлении посредством функционирования новых структурных подразделений:

• мобильной методической службы;

• виртуального методического кабинета предметной кафедры.


4. Создание условий, обеспечивающих личностный рост всех субъектов образовательного процесса

4.1. Личностный рост учителя, повышение профессионализма педагогов как условие личностной самореализации в рамках культурно-образовательного пространства школы

• Оптимизация деятельности педагогов школы для реализации ФГОС второго поколения

• Рост социально-профессионального статуса педагогов школы

• Подготовка к новой форме аттестации

• Неготовность части учителей работать в условиях эксперимента

• Повышение качества образования

• Активизация участия педагогов в конкурсном движении





Создание гибкой адаптивной системы повышения профессионального мастерства педагогов в процессе педагогической деятельности на базе школы за счет

• использования модели мобильной методической службы

• организации сопровождения педагогов – участников профессиональных конкурсов различного уровня

• участия педагогов в ОЭР

• индивидуальных консультаций для педагогов по опытно-экспериментальной и методической работе

• организации помощи в подготовке и выпуске методических пособий по актуальным темам

• разработки методического сопровождения программ курсов в условиях профильной школы с точки зрения компетентностного подхода

• разработки методического сопровождения программ вариативной части учебного плана для начальной школы с точки зрения компетентностного подхода.



4.2. Личностный рост учащихся. Сознание в рамках школы культурно-образовательного пространства как условие личностной самореализации и проявления детских инициатив

Унификация  деятельности учащихся 

• Организация личностно-деятельного, компетентностного подхода к обучению за счет

- комплексного применения интерактивных технологий

- организации работы учащихся в малых группах

• Внедрение модели «мягкой» профилизации в начальной и основной школе

• Внедрение модели дифференциации при изучении профильных предметов с гибким учебным планом

• Реализация программы «Одаренные дети»

• Разработка апробация и внедрение кейсов для организации самостоятельной работы ученика по самообразованию

• Реализация программы «Воспитания и социализации»



Личностно-ориентированный подход к содержанию образования и оценке учебных достижений учащихся

• Оценивание результатов обучения не только на основе анализа знаний, умений и навыков, но и по совокупности компетенции и личностных качеств, приобретенных школьниками.

• Разработка и внедрение модели портфолио ученика.



• Отсутствие возможности свободного выбора и самореализации в образовательном процессе школы

• Отсутствие системы внеурочной деятельности по ряду учебных дисциплин



• Развитие и расширение исследовательской деятельности обучающихся, внедрение проектных технологий, уровневой дифференциации, расширение спектра образовательных услуг (кружки, факультативы, дистанционное образование).

• Организация органа печати для публикации аннотаций ученических исследовательских работ.




V. Критерии эффективности реализации программы

Критериями эффективности реализации программы будут выступать:



1. Соотнесение процесса развития школы с критериями эффективности

образовательными (достижение высокого качества знаний и овладение гуманистическими ценностями);

психолого-педагогическими (устойчивость условий эмоциональной комфортности участников образовательного процесса, личностный рост);

показателями условий (рост материально-технического и ресурсного обеспечения образовательной системы школы).



2. Согласованность основных направлений и приоритетов развития школы с Федеральной и городской программами развития образования.

3. Рост личностных достижений всех субъектов образовательного процесса.

4. Влияние образовательной системы школы на развитие образовательного пространства района.

5. Удовлетворенность всех участников образовательного процесса уровнем и качеством образовательных услуг (наличие практики выявления общественного мнения).
VI. Планируемые результаты выполнения программы

Устойчивое функционирование модели «Школа – комфортное и безопасное образова-тельное пространство», удовлетворяющей государственным требованиям, социальному заказу учащихся и их родителей.

● Достижение устойчивого уровня качества образования в школе, развитие личности и индивидуальности ученика.

● Достижение устойчивого роста мотивации получения качественного образования, повышение уровня профессионального и профильного самоопределения учащихся школы.

● Достижение устойчивого уровня профессиональной компетентности педагогов.
VII. Ожидаемые риски при реализации программы

К числу возможных рисков можно отнести:

- Неприятие инноваций частью педагогического коллектива.

- Непонимание частью родителей учащихся целей и задач инновации, как следствие, повышение чувства тревоги за результат в изменившихся условиях педагогического процесса.

- Снижение комфортности самочувствия учащихся, связанное с затруднениями делать выбор и нести за него ответственность.

- Недостаточный уровень методологической, методической компетентности педагогов.

- Локальные ошибки исполнителей.

- Возможные перегрузки учащихся и педагогов.



- Снижение уровня поддержки социальными партнерами.


Смотрите также:
Программа развития на период 2011 2015 годы Перспективная школа
246.5kb.
1 стр.
Программа развития на 2010-2015 гг
1252.67kb.
7 стр.
Программа развития с(к)ош №439 на период с 2011 года по 2015 год Программа развития С(к)ош №439 на период с 2011 по 2015 г
500.07kb.
3 стр.
Программа социально-экономического развития Сморгонского района на 2011-2015 годы глава 1
352.49kb.
1 стр.
Информация по основным параметрам районного бюджета на 2011-2013 годы
160.47kb.
1 стр.
Программа развития мадоу детский сад ов №14 на 2011-2015 годы Паспорт Программы г. Боровичи
301.67kb.
1 стр.
Программа развития муниципального общеобразовательного учреждения
1077.12kb.
7 стр.
Программа развития на 2011-2015 гг. Мбдоу «црр детский сад №1 Города Буйнакска» Утверждена
723.46kb.
4 стр.
О реализации целевой программы автономного округа «Чистая вода» на 2011-2013 годы и на период до 2015 года»
83.54kb.
1 стр.
Программа социально-экономического развития Бугульминского муниципального района на период 2011-2015 гг. Бугульма, 2011 год
769.49kb.
7 стр.
Стратегия развития торговли Волгоградской области на 2011–2015 годы и период до 2020 года
680.03kb.
5 стр.
Отчет об объемах выполненных работ в разрезе мероприятий Республиканской целевой программы «Развитие автомобильных дорог Республики Башкортостан (2010-2015 годы)» за 2010-2011 годы и прогнозе на 2012-2015 годы
135.04kb.
1 стр.