Главная
страница 1

Государственное учреждение

дополнительного образования детей

Центр

дополнительного

образования

для детей

350000 г. Краснодар,

ул. Красная,76

тел./факс 259-84-01

E-mail: cdodd@mail.ru



КРАЕВЫЕ ЗАОЧНЫЕ КУРСЫ «ЮНИОР»
Кубановедение

6 класс

работа № 1, 2011-2012 учебный год




Дорогие шестиклассники, мы предлагаем совершить увлекательное путешествие в мир истории родной Кубани. Это путешествие Вам помогут совершить Хранитель

времени и Ваш ровесник Гриша Козаков. В итоге Вам необходимо будет, решить ряд задач.



Навеки вместе

Гриша: Хранитель, я знаю этот памятник. Он находится в городе Майкопе и называется «Навеки вместе». Посвящён он русско-кавказскому боевому сотрудничеству. Здесь изображены адыгский и русский воины.

Хранитель: Поводом к созданию памятника послужили события ХVI века, связанные с героической борьбой адыгских народов с Крымским ханством и Турцией, в которой Россия выступила союзником адыгов.

Бескрайними далями простерлись земли Черкески. Как и ранее привлекали они другие народы, особенно кочевников. С конца XV века ногайские татары в союзе с султанской Турцией стали теснить вольнолюбивых адыгов на левый берег Кубани. Это сопровождалось уничтожением аулов, садов и посевов, угоном скота, обращением людей в рабство. Адыги мужественно сопротивлялись, но силы были неравными.



Гриша: судя по карте, турки создают в это время свои крепости здесь, в том числе на месте древней Тмутаракани.

Хранитель: Сведения о сопротивление адыгов татарским и турецким захватчикам содержаться в многочисленных документах того времени. Как бы то ни было к середине XVI века правобережье Кубань - реки стало составной частью Крымского хамства, зависимого от Турции. В конце 1550-х годов основным населением стали ногайцы - потомки татарских и монгольских племён, входивших в улус золотоордынского хана Ногая.

Гриша: Это же совсем другой народ. У них и занятия, наверное, были другие, чем у адыгов?

Хранитель: Конечно, Адыги были земледельцами, вели оседлый образ жизни. Ногайцы же народ кочевой, жили в кочевых стойбищах, разводили скот. У кого скота было больше, тот считался богаче. Нередко ногайцы совершали набеги на соседей, захватывая разнообразную добычу: от продуктов до пленных. В основном, свою добычу, особенно рабов, они вывозили в Крым. Небольшая торговля с русскими носила меновый характер. Гриша: А между собой ногайцы как жили?

Хранитель: Среди ногайских татар выделялись те, кто стоял во главе орд: султаны, мурзы и другие. Они были хозяевами пастбищ, степных рек и простые крестьяне-кочевники безоговорочно им подчинялись. Частью ногайской знати были представители мусульманского духовенства: ахуны, кадии, другие. Они осуществляли суд, совершали необходимые религиозные обряды. За это они получая соответствующее награждение.

Гриша: Так ногайцы - это татары. Но были ещё и крымские татары. В чём же разница между ними?

Хранитель: И те и другие - подданные крымских ханов Гиреев. Но одни жили в Крыму, а другие сначала оказались в Нижнем Поволжье, затем переселились в Приазовье и на Дон, а уже оттуда - на Кубань. Первые были правоверными мусульманами, ногайцы же, подчиняясь официальным исламским законам, в обыденной жизни оставались Язычниками. Тех и других объединяло одно - кочевой образ жизни и вековая приверженность к набеговой системе, главной целью которой был захват рабов.

Гриша: Управлять такими своевольными подданными как ногайцы было возможно?

Хранитель: Система управления была достаточно сложной. Само Крымское ханство находилось в вассальной зависимости от Турецкого султана, который контролировал территорию Кубани через глав турецких гарнизонов находившихся здесь крепостей и азовского бея. Крымский же хан направлял сераскира, резиденция которого находилась недалеко от современного Славянска-на-Кубани. Но и такой двойной контроль не всегда себя оправдывал.

Гриша: Значит, Адыги оказались меж двух огней - с одной стороны, турки, с другой - татары Крымского ханства. Как же они могли сопротивляться такому натиску?

Хранитель: Методы были самыми различными. Одни предпочли признать крымское господство, получив известные привилегии. Например, адыгское племя бесленеевцы стали даже воспитывать крымских царевичей. Другие предпочли переселиться за Кубань, подальше от своих гонителей. Некоторые обратили свои взоры к свому могучему соседу-государству Российскому.

Гриша: Выходит, среди адыгов не было единства так же, как и на Руси периода феодальной раздробленности. Интересно, адыгские племена отличались друг от друга по образу жизни, ведению хозяйства, обычаям?

Хранитель: Различия, конечно, были. Часть адыгских племён расселялась в залиманеной местности, другие освоили черноморское побережье, третьи располагались по горным склонам. Соответственно, различными были и формы земледелия – от развитого пашенного до крайне трудоёмкого на террасах. Отличались в связи с этим обстоятельством и образ жизни, и диалекты, и одежда, и другие элементы культуры.

Гриша: Общественное устройство адыгов было столь же различно?

Хранитель: Во-первых, Адыги чётко разделялись на две группы по принципу географического проживания: западные (адыги или черкесы) и восточные (кабардинцы). Однако общественное устройство и у тех, и у других было приблизительно одинаково. Выделялись, если можно так выразиться, аристократические и демократические племена,

отличие между которыми определялось степенью власти князей, называемых «пши». Высшая знать занималась, в основном, военным делом, охотой, набегами. Князья имели

дружины, состоявшие из нескольких сотен и тысяч вооружённых всадников. Кстати, такой тяжеловооружённый воин, пользуясь виртуозным владением оружием, безудержной

храбростью, мог в лесистой местности в одиночку обратить в бегство до двухсот татар. Именно такой воин изображён на памятнике рядом с русским ратником.



Гриша: Понятно, в аристократических племенах князья пользовались непререкаемым авторитетом. Это было закреплено законом?

Хранитель: У адыгов были неписанные законы, опиравшиеся на народные обычаи - адаты. Ими-то и определялся статус князя.

Гриша: Каким образом отличались демократические племена?

Хранитель: Названия эти весьма условны. Даже обозначение «князь», «дворяне» в большей степени характерны для Западной Европы, что затрудняет полное отождествление их с сословными группами адыгского общества.

Гриша: И всё - таки, употребление термина «демократия» имеет по собой реальную основу?

Хранитель: В известной мере, да. В племенах, которые называют демократическими, тоже были князья. Но они не имели реальной власти. Основные вопросы жизни общества решались народным собранием, где главная роль принадлежала общинной верхушке- тфокотлям.

Гриша: Почему же Адыги, славные воины, трудолюбивые земледельцы, не смогли остановить натиск недругов на земле Черкесии?

Хранитель: Они оказывали сопротивление, но из-за разобщённости и усобиц не могли дать врагам должного отпора. Поэтому они вынуждены были обратиться за помощью. В середине XVI века Российскому государству удалось разгромить основных наследников Золотой Орды – казанских и астраханских татар, союзников Турции и Крымского ханства. Вполне естественно, что кабардинцы и частъ адыгов Кубани отправили посольство царю Ивану IV.

Гриша: Россия не проявляла внешнеполитической активности на Северном Кавказе в это время. Как она могла помочь адыгам?

Хранитель: Россия, так или иначе, столкнулась с необходимостью поиска союзников в отражении агрессии татар Крымского ханства. К тому же последних, против России поддерживала Польша, старый соперник Российского государства. И обращение кабардинцев и адыгов заинтересовало российское правительство.

Гриша: Этот интерес проявился в заключении договоров, или в совместных военных действиях?

Хранитель: Иван IV принял посольство благосклонно и отпустил послов на Родину, направив вместе с ними русское посольство во главе с боярином Андреем Щепотьевым, который должен был выяснить обстановку на месте, в Черкесии. Вернувшись, А.Щепотьев подтвердил просьбу и обещаний недавних гостей. Тогда же в Москву прибыло и новое посольство, представлявшее интересы почти всех адыгов. Иван IV щедро наградил черкесских посланников и обещал им военную помощь против Крымского ханства. Причём, он сдержал своё обещание и не раз посылал войска против хана, предотвращая набеги крымцев и ногайцев на земли Черкесии. В некоторых случаях, русские воины рука об руку с черкесами били общих врагов.

Гриша: Значит, Адыги перешли в русское подданство.

Хранитель: В русское подданство западные и восточные адыги были приняты Иваном Грозным после их третьего посольства. Акт был совершен на условиях сохранения прав местных князей как удельных, обязанных военной службой царю. В титуляре царя появились наименование «государь кабардинской земли, черкесских и горских князей», что означало кроме всего защиту означенных территорий русским царем. Придавая большое значение адыго – русским связям для укрепления южных границ Российского государства, Иван Грозный посватался к дочери черкесского князя Сибока, а этот брак не состоялся он женился на дочери кабардинского князя Темрюка Идарова, получившей при венчании имя Мария.

Гриша: Означал ли этот брак вместе с принятием в подданство черкесов и кабардинцев, что их территории вошли в состав Российского государства? И можно ли говорить об их добровольном вхождении в состав России?

Хранитель: Во-первых, воля людей иногда опережает поступательный ход истории. Принятие подданства в то время не означало немедленного вхождения в состав России. Во-вторых, о добровольности вхождения адыгов в состав России можно говорить весьма условно. Не все князья этого хотели, к тому же, с народом никто не советовался. Тем не менее связи Черкессии с Россией существовали. Прежде всего, это были религиозные, культурные связи, не только военные. Однако дальнейшее давление Крыма и Турции, происки польской дипломатии привели к ослаблению, а, затем, и прекращению русско-адыгских отношений. Брак с Марией Темрюковной был недолгим и не оставил потомства. С 1558 года в течение двадцати пяти лет происходила разорительная и кровопролитная Ливонская война, отвлекшая внимание Ивана IV и его правительства от событий, которые происходили на Северном Кавказе, что стимулировало османско- крымские притязания на этот регион.

Гриша: Итак, если сказать, что в XVI веке была предпринята попытка установления тесных связей между адыгами и Россией - это будет правильно. Попытка эта не привела к достижению поставленной цели, так как военно - политические задачи не могут служить основой крепкого объединения.

Хранитель: Но память в народе об общей борьбе с врагами жива. Такие памятные события как совместные походы на Кафу и Азов в XVI веке стоят, чтобы их помнили. Этот памятник и стал свидетельством того, что выстраданные русско-кавказское военное содружество чтут потомки.
Задания:

  1. Где находится памятник, посвященный русско-адыгской дружбе? Найдите его изображение.

  2. Почему адыги обратились к русскому царю за помощью?

  3. Нанесите на контурную карту места расселения восточных и западных адыгов.

  4. Расскажите о верованиях и быте адыгов.

  5. Что Вы знаете о занятиях и общественном строе адыгов?


Смотрите также:
Краевые заочные курсы
41.83kb.
1 стр.
Краевые заочные курсы
19.19kb.
1 стр.
Краевые заочные курсы
29.5kb.
1 стр.
Краевые заочные курсы
29.73kb.
1 стр.
Краевые заочные курсы
93.5kb.
1 стр.
Краевые заочные курсы
76.56kb.
1 стр.
Краевые заочные курсы
17.99kb.
1 стр.
Краевые заочные курсы
60.57kb.
1 стр.
Краевые заочные курсы
70.62kb.
1 стр.
Краевые заочные курсы
21.22kb.
1 стр.
Краевые заочные курсы
128.18kb.
1 стр.
Информация о целевых программах и фактических результатах их реализации, соответствии целей и задач этих программ
694.43kb.
4 стр.