Главная
страница 1страница 2
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
КАЗАХСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСТИТЕТ имени АЛЬ-ФАРАБИ

ПРОГРАММА И МАТЕРИАЛЫ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОГО СЕМИНАРА



ПРОБЛЕМЫ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

12 марта 2003 года



Алматы

Казахстан

Организационный комитет



Председатель-

ректор КазНУ им. аль-Фараби, профессор Т.А. Кожамкулов.


Зам. председателя-

первый проректор КазНУ им. аль-Фараби, профессор З.А. Мансуров.



Члены оргкомитета-




  • Проректор по учебно-методической работе КазНУ им. аль-Фараби, профессор Ж.Д. Дадебаев

  • Зав. кафедрой экономико-математических методов Б.М. Мухамедиев.


  • Зав. кафедрой информатики Балакаева Г.Т.

  • Начальник отдела международных связей А.А. Нурмагамбетов.

  • Начальник учебно-вычислительного центра У.А. Тукеев.
  • Доцент кафедры геоморфологии А.А Ульман.




Ответственный секретарь

Б.Б.Шолпанбаев.



Программа научного семинара

Вступительное слово –

первый проректор, профессор З.А. Мансуров.


Доклады:

  • «Единое пространство телекоммуникационной инфраструктуры университета»- У.А.Тукеев -директор учебно-вычислительного центра.

15 минут

  • «Виртуальный университет Европы и Центральной Азии» Б.М.Мухамедиев - зав. кафедрой экономико-математических методов 15 минут

Выступления: (до 10 минут)


  • «Интернет система электронного каталога научной библиотеки»- К.К.Мамбеталиев ведущий инженер-программист отдела разработки программных средств учебно-вычислительного центра.

  • «О некоторых итогах эксперимента по внедрению технологий ДО». М.М. Сарсембаев Серикбаев В.Б.–Казахстанско-Российский университет.

  • «Развитие научно-образовательной сети региона для создания системы открытого образования» Д.К.Сулеев, Г.З.Казиев, Е.К.Балафанов КазНТУ имени К.И.Сатпаева

  • «Из опыта создания электронных учебников» Ж.В. Вагина–доцент каф. ТСМИиМ Казахской головной архитектурно-строительной академии.

  • «Электронная библиотека» Г.М. Мусагалиева -зав. отделом новых информационных технологий научной библиотеки.

  • Особенности построения Образовательных Web порталов- доцент Ульман А.А.

  • «Использование технологий ДО на кафедре информатики» Балакаева Г.Т.- зав. каф. информатики, ст.преп каф. информатики Боранбаев С.А.


ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО
ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В КАЗАХСКОМ НАЦИОНАЛЬНОМ УНИВЕРСИТЕТЕ ИМ.АЛЬ-ФАРАБИ
З.А.Мансуров

(Казахский национальный университет им.аль-Фараби, Алматы, Казахстан)


Интернет давно и прочно вошел во все сферы экономической и социальной жизнедеятельности Республики Казахстан. Сейчас практически нет крупных организаций которые бы не имели web-сервера и/или собственного почтового сервера. В Казахском национальном университете уже давно существует разветвленная ЛВС протяженностью белее 9 км с собственными почтовым, web-, прокси и локальными серверами. Подобная техническая база создает прекрасные предпосылки для развития новейших технологий, в том числе Интернет-технологий. Одним из наиболее актуальных направлений внедрения новейших технологий является создание и развитие на базе КазНУ технологии Дистанционного Образования (ДО).

Имеется современный компьютер центр с развитой сетью, значительная часть сотрудников которого обучалась в ведущих центрах Франции и Германии. Накоплен опыт по созданию электронных учебников. На образовательном web-портале univer.kz уже размещены 8 учебников по экономическим и 5 по юридическим дисциплинам.

С целью расширения международного сотрудничества и повышение его эффективности в последние годы наш университет активно внедряет технологии дистанционного образования в учебный процесс. Созданы и поддерживаются ряд образовательных web-сайтов, проводиться работа по развитию совместных проектов ДО с другими странами - Китай и Россия, внедряются новейшие технологии мультимедиа в проекты по обучению языкам иностранных студентов.

Преподаватели университета активно участвуют в различных конкурсах.

По нашему мнению применение ДО в Казахстане наиболее эффективно при организации повышения квалификации, второго высшего образования, а также переподготовки лиц с высшим образованием, но не востребованных в настоящее время рынком труда.

Хочется отметить, что КазНУ им. аль-Фараби при организации ДО широко использует опыт зарубежных университетов. Наш университет в данной области активно работает с университетами США(ОГУ), Франции(университет Роберта Шумана) , ФРГ(технический университет г. Дармштадт).

КазНУ им. аль-Фараби планирует открыть казахстанско-индийский центр по новым информационным технологиям, где также будут использованы методологии ДО.

В октябре 2002 года впервые проведена видеоконференция с представителями Министерства Образования и НСРР.

Сегодня мы собрались для обсуждения нынешнего состояния в КазНУ им. аль-Фараби и университетов города Алматы для того, чтобы наметить планы на ближайшее время для осуществления ДО.

ЕДИНОЕ ПРОСТРАНСТВО ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ УНИВЕРСИТЕТА

Тукеев У.А., КазНУ им. аль-Фараби
Современная парадигма обучения предполагает использование компьютеризированных лекционных, практических и лабораторных занятий, внедрение и развитие технологии дистанционного обучения, компьютерный мониторинг качества обучения. Парадигма обучения с использованием компьютеризированных лекционных, практических и лабораторных занятий позволяет существенно повысить коэффициент полезного действия занятий за счет использования современных компьютерных технологий таких как мультимедиа, моделирование, аннимация. Парадигма обучения с использованием компьютеризированных лекционных, практических и лабораторных занятий является методологической и технологической базой для дистанционного обучения.

Реализация современной парадигмы обучения требует создания современной информационной инфраструктуры образовательного процесса.

Понятие информационной инфраструктуры можно подразделить на две составляющие (слои): телекоммуникационную инфраструктуру и инфраструктуру прикладных приложений и информационных ресурсов(информационную систему).

В КазНУ им. аль-Фараби настоящее время создана телекоммуникационная инфраструктура (единая компьютерная сеть) университета на современном уровне.



В настоящее время к единой компьютерной сети университета подключены все факультеты, большинство кафедр. Схема компьютерной сети университета охватывает все учебные корпуса. Длина основной оптоволоконной магистрали (backbone) сети порядка 9 км, объединяющей все факультеты университета, количество подключенных точек к сети – более 1000.
Физическая архитектура сети.

Схема, поясняющая физическую архитектуру сети КазНУ, приведена на рис.1.

Рисунок 1 Физическая архитектура ЛВС КазНУ
Двадцать пять сетевых коммутаторов фирмы Alcatel на восьми коммутационных узлах объединены между собой при помощи волоконно-оптических линий связи по стандарту Ethernet 100 Base-FX, образуя опорную сеть университета с пропускной способностью 100 Мбит/сек. К опорной сети подключаются как сети подразделений, так и отдельные пользователи ( на схеме не показаны ). Места расположения коммутаторов опорной сети выбраны таким образом, чтобы потенциальный пользователь, в какой бы точке здания он не располагался, мог бы быть подключен к порту коммутатора без нарушения рекомендации стандарта EIA / TIA 568 по максимальной длине кабеля (<100 м).

Логическая архитектура сети.



Одним из важнейших свойств оборудования для построения больших сетей является возможность создания так называемых виртуальных подсетей(VLAN). Причин для деления сети на виртуальные подсети может быть две: во-первых, для ограничения широковещательного трафика, приводящего к снижению реальной пропускной способности сети (особенно в сети, построенной на коммутаторах и мостах), и, во-вторых, для разделения групп пользователей по соображениям сетевой безопасности. Обе эти причины явились основанием для логического структурирования сети КазНУ с применением виртуальных подсетей. Логическая архитектура поясняется рис.2. Из него видно, что сеть КазНУ разбита на три основных подсети, которые называются: Administration («Администрация»), Finance («Финансы»), Research («Исследователи») и Students («Студенты»).
Рисунок 2. Логическая архитектура ЛВС КазНУ.
В VLAN Administration входят пользователи управленческого аппарата университета. Эта сеть имеет в своем составе основные серверы университета. Ее пользователи имеют высокий приоритет и могут пользоваться всеми ресурсами сети, и могут связываться с пользователями всех других VLAN. Здесь же располагаются узлы управления сетевым оборудованием. Группа немногочисленна. VLAN Research и Students являются самыми многочисленными, поэтому они разделены на три части (S1, S2, S3 и R1, R2, R3) каждая. Между частями производится маршрутизация. Это сделано с целью ограничения широковещательного трафика. Маршрутизация производится только на трех коммутаторах: Switch R, Switch K, Switch H (см. рис.1). Кроме трех основных VLAN существуют также:

  • подсеть Sysadmin, объединяющая PROXY-сервер для выхода в INTERNET, SMS-сервер, серверы службы имен, почты и рабочие станции сетевых администраторов;

  • подсеть Web-Design, включающая в себя университетскую службу Web-дизайнеров с Web-сервером КазГУ;

  • Подсеть Finance, объединяющая компьютеры финансово-экономического управления и отдела кадров;

  • Подсеть Library, которая обеспечивает работу информационной службы библиотеки университета.

На рис.3 представлена структура сети с привязкой корпуасам университета.

В настоящее время корпоративная информационная система КазНУ им. аль-Фараби включает в себя:

  • систему управления учебным процессом;

  • систему тестирования знаний студентов(мониторинга качества обучения);

  • систему управления планово-финансовой и бухгалтерской деятельностью;

  • систему управления «Кадры»;

  • INTRANET-система по базе данных контингента студентов и их успеваемости;

  • INTRANET-система обслуживания читателей по электронному каталогу библиотеки КазНУ и книгообеспеченности дисциплин;

  • информационную систему научно-информационной и патентно-лицензионной деятельности университета.

Корпоративные информационные ресурсы университета включают:

  • базу данных по контингенту студентов;

  • базу данных по успеваемости студентов;

  • базу данных по учебным планам дисциплин;

  • базу данных по финансам университета: госбюджету и внебюджетному финансированию;

  • базу данных по материально-технической части университета;

  • базу данных кассовых расходов и банковских поручений;

  • базу данных заявок на приобретение материалов и оборудования;

  • базу данных доходов по коммерческим студентам;

  • базу данных электронного каталога библиотеки КазНУ;

  • базу данных научно-информационной и патентно-лицензионной деятельности КазГУ.


Рис.3. СХЕМА КОМПЬЮТЕРНОЙ СЕТИ УНИВЕРСИТЕТА



Виртуальный университет Европы и Центральной Азии
Мухамедиев Б.М.
В мире происходят процессы формирования единого образовательного пространства. Принципиальное значение для вовлечения в получение образования все большего количества людей имеет цифровая технология, позволяющая создавать и применять новые мощные средства обучения. Становится возможной реализация распределенных образовательных структур, которые для передачи знаний используют Интернет.

Основу таких структур составляет специализированная информационно-образовательная среда, которая позволяет реализовывать технологии дистанционного обучения. Отмечается, что технологии ДО сочетают в себе возможность совмещения учебы с работой и относительно низкую стоимость. Важной особенностью дистанционного обучения является то, что оно предоставляет возможность для непрерывного обучения, для выбора своей траектории обучения, которая наиболее полно соответствует профессиональным потребностям и индивидуальным способностям обучаемого.

Оставшаяся в наследство со времен союзного государства система заочного образования в странах СНГ испытывает трудности из-за нежелания работодателей предоставлять отпуска своим работникам для прохождения учебных сессий, а также из-за возросших цен на транспорт и проживание в другом городе. Отдельными вузами предпринимаются попытки перехода к дистанционному образованию, но они не смогли создать систему ДО.

В то же время все более становится необходимой координация и объединение усилий университетов на основе Интернет-технологий для дистанционного обучения, что обусловлено ростом образовательных потребностей населения, отставанием в использовании современных информационных технологий в образовании от мировой практики, развалом прежней системы повышения квалификации преподавателей, ослаблением связей между университетами.

В 1997 году Институт Всемирного Банка запустил программу внедрения новых информационных технологий и дистанционного обучения в университетах России и стран Центральной Азии. В мае-июне 2000 года в Москве состоялся семинар по подготовке кадров по дистанционному образованию, в котором приняли участие преподаватели и технические специалисты из университетов Казахстана, Кыргызстана, России, Таджикистана, Узбекистана, в том числе 3 представителя из Казахского Национального университета.

В рамках семинара университетам была передана оболочка Виртуальная Обучающая Среда (VLE), а также вводные курсы «Микроэкономика» и «Макроэкономика», разработанные Лондонской школой экономики и российскими университетами. Преподаватели и технические специалисты были обучены работе с VLE и с возможностями, которые она предоставляет в преподавательской деятельности.

Преподавателями, участвовавшими в этом семинаре (Мухамедиев Б.М., Сырлыбева Б.Р.), в 2000-2002 годы проводились занятия в компьютерных классах для 6 групп по микроэкономике и по макроэкономике для студентов-экономистов. Всего обучались около 140 студентов. В общении преподавателя со студентами использовались «Электронная почта», «Электронная конференция», «Виртуальный класс» и другие инструменты. Можно было обращаться к «Учебным материалам», «Конкретным ситуациям», проводить самотестирование и тестирование по разделам курса.

Этот опыт был положительно воспринят студентами, однако, как выяснилось, увеличивает нагрузку на преподавателя. В то же время, обучение в режиме on-Line повышает эффективность обучения, усиливает активность студентов.

В 2001 году студенческая команда КазНУ имени аль-Фараби приняла участие в Первой Евразийской студенческой научной Интернет-конференции «Становление информационно-сетевой экономики», на которой она представила доклад «Internet-экономика РК: проблемы и перспективы развития». В работе конференции приняли участие студенческие команды МГУ имени М.В.Ломоносова, университетов Санкт-Петербурга, Омска, Башкирии, Саратова, Казахстана, Кыргызстана, Узбекистана и др. Каждая команда поместила в Интернете свои доклады, по которым в течение двух недель шла дискуссия, задавались вопросы, обсуждались общие проблемы. Доклад команды КазНУ получил высокую оценку. По результатам конференции в издательстве МГУ был выпущен сборник с докладами, всем командам-участницам были вручены сертификаты Института Всемирного Банка.

Были проведены обучающие семинары по использованию оболочки VLE для преподавателей КазНУ, экономистов и юристов, а также преподавателей других вузов г. Алматы: Международной Академии Бизнеса, Алматинской Школы Менеджмента, Международной Бизнес-школы.

В декабре 2000 года в Бишкеке состоялся второй семинар Института Всемирного Банка «Составление и разработка курсов для дистанционного обучения». На нем в течение пяти дней участники обменялись опытом использования технологий дистанционного обучения, заслушали доклады об основополагающих принципах определения структуры эффективного дистанционного обучения, выполняли практические упражнения по конвертированию лекционных курсов в формат ДО.

На завершающей стадии данной программы Института Всемирного Банка в июне 2001 года в Москве, на базе Института ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании, состоялась учредительная конференция по созданию Виртуального университета, в которой приняли участие ректоры (проректоры) и ведущие преподаватели по ДО университетов России и Центральной Азии. На ней были приняты основные документы: Учредительный договор, Устав, Концепция и определено название: Ассоциация «Виртуальный университет Европы и Центральной Азии» (ECAVU).

В состав Ассоциации вошли 4 университета из Казахстана, 6 университетов из Кыргызстана, 15 университетов из России, 2 университета из Таджикистана, 8 университетов из Узбекистана. Впоследствии к ней присоединился 1 вуз из Украины. Были избраны руководящие органы Ассоциации. От КазНУ имени аль-Фараби один представитель вошел в состав Президиума и один представитель – в состав Экспертного совета.

Целью создания Ассоциации является координация деятельности ее членов в направлениях:



  • Консалтинг развития систем дистанционного образования;

  • Обеспечение качества предоставления образовательных услуг в различных регионах;

  • Маркетинг образовательных услуг;

  • Разработка курсов дистанционного обучения;

  • Поддержка интегрированной информационно-технологической инфрастуктуры системы дистанционного образования;

  • Подготовка кадров для системы дистанционного образования;

  • Совместная образовательная деятельность;

  • Организация взаимодействия между университетами, донорскими организациями и корпоративными заказчиками курсов;

  • Защита интеллектуальной собственности участников Ассоциации;

  • Организация системы взаиморасчетов;

  • Организация системы повышения квалификации и переподготовки кадров;

  • Организация системы непрерывного образования «обучение в течение всей жизни».

Ассоциация не является юридическим лицом. Ее деятельность базируется на законодательстве стран-членов Ассоциации.

Согласно Концепции Ассоциация университетов, работающая на основе общей инфраструктуры и технологий преподавания, разработки курсов, механизмов аккредитации, процедуры маркетинга и совместного планирования, будет являться наиболее эффективным решением проблемы внедрения новых технологий в обучение и предоставит своим участникам:

- Доступ к технологии разработки и преподавания курсов ДО;

- Доступ к ресурсам, необходимым для финансирования разработки курсов ДО;

- Возможности подготовки кадров для своей системы дистанционного образования;

- Механизмы поощрения преподавателей, внедряющих новые методы обучения.

Участие Казахского Национального университета в Ассоциации ECAVU оказало положительное влияние для применения информационных технологий в учебном процессе, дало возможность преподавателям получить опыт в использовании технологий ДО, создало основу для разработки системы дистанционного образования.

ИНТЕРНЕТ - СИСТЕМА ЭЛЕКТРОННОГО КАТАЛОГА НАУЧНОЙ БИБЛИОТЕКИ


Мамбеталиев К.К., КазНУ им. аль-Фараби,

E-mail: kamchy@kazsu.kz


Состояние автоматизации библиотечных работ в Казахстане характеризуется в основном разработкой и внедрением автоматизированных систем каталогизации новых поступлений. Сформированные базы электронных каталогов чаще всего используются библиотекарями для статистической обработки. Как обычно, из-за отсутствия или нехватки автоматизированных рабочих мест читателей в библиотеках электронные каталоги остаются недоступными для широкого круга читателей.

Активное развитие современных Internet-технологий открывает реальные возможности для эффективных путей реализации библиотечных систем информационного обслуживания пользователей в режиме удаленного доступа. Создание Web-систем библиотечных ресурсов позволяет повысить культурный и образовательный уровень пользователей за счет максимально быстрого и своевременного получения необходимой информации, улучшает уровень обслуживания читателей, способствует формированию единого информационного и культурного пространства страны, интеграции казахстанских информационных ресурсов в международное информационное пространство.

Разработанная нами Web-система удаленного доступа к библиографическому фонду литературы имеет две модификации или вариации: Web-система удаленного доступа к локальному электронному каталогу отдельной библиотеки (Web-система ЛЭК) и Web-система удаленного доступа к центральному серверу электронных каталогов сети вузов Республики Казахстан.

Эксплуатация Web-системы локального электронного каталога в отдельных вузах в некоторых случаях может оказаться невозможной или неэффективной. Причиной может быть: отсутствие локальной сети и современной компьютерной техники; отсутствие доступа к сети Internet или качество связи с Internet не отвечает требованиям Web-сервера. Альтернативным и более экономичным вариантом является размещение каталога вуза на центральном Web-сервере, так как для конечного пользователя не важно, где расположен сервер, а важно, как он работает. Для этого все, что требуется от библиотеки - это регулярное обновление базы электронного каталога, удаленного или непосредственно расположенного на сервере с помощью специальной программы конвертирования. Поиск литературы в центральном каталоге удобен и для пользователей - можно получить результаты поиска сразу по нескольким библиотекам.

Архитектура Web-системы электронного каталога построена на базе глобальной сети Интернет и корпоративных сетей Интранет. Серверная часть системы разработана с использованием технологий Active Server Pages (ASP) и Component Object Model (COM, ActiveX), которая позволяет легко строить приложения из компонентов, допуская их совместное и повторное использование, а также перемещение по сети.

Используется четырехуровневая архитектура распределения вычислений по схеме Web-броузер <=> Сценарий ASP <=> COM-компонент <=> Сервер баз данных. Поскольку в предлагаемой архитектуре большинство логических вычислений инкапсулированы в отдельном COM-компоненте, в сценариях ASP пишутся минимальные коды. Задача ASP сценариев - это поддержка связи между броузером и серверным компонентом ActiveX. Эта задача в ASP реализуется очень легко по сравнению с программированием в ISAPI или CGI. COM-компонент представляет собой откомпилированную программу DLL, которая упрощает доступ к серверу базы данных электронного каталога. Такая программа обрабатывает входные параметры, полученные от вызываемой программы (ASP-сценария) и на этой основе формирует свой запрос к базе данных с параметрами, необходимыми для доступа к данным на сервере. Компонент также обрабатывает результаты запроса, формирует ответ в нужном формате и передает его обратно вызываемой программе (ASP-сценарию). Производительность программы компонента достигается из-за того, что она является уже откомпилированным кодом; загружается в память только один раз; выполняется в адресном пространстве вызываемой программы; использует средства быстрого доступа к данным.



Состав функций системы. Система состоит из двух частей: программа администрирования баз данных и Web-система поиска литературы по запросу с Web-страниц. Программа администрирования запускается администратором и выполняется только на сервере. Сеансы Web-системы удаленно запускаются пользователями и выполняются на сервере при каждом посещении сайта электронного каталога. Сеанс закрывается при закрытии броузера на машине пользователя.

Функции администрирования Web-системы и баз данных:



  • администрирование баз данных электронных каталогов (безопасность, оптимизация, обеспечение целостности, архивирование);

  • импортирование базы электронного каталога библиотек с формата АБИС;

  • экспортирование базы данных электронного каталога вузовских библиотек в формат UNIMARC;

  • индексирование слов значений полей библиографического описания.

Функции Web-системы поиска литературы:



  • поддержка языка составных запросов;

  • поиск ключевых слов по всем и по отдельным полям библиографического описания;

  • поиск документов по тематической рубрике;

  • поиск документов на нескольких каталогах библиотеки;

  • поиск документов по интервалу года издания;

  • поиск документов по дате поступления;

  • поиск и показ полнотекстовых документов;

  • управление формой показа результатов поиска;

  • поддержка ввода, поиска и вывода казахских текстов;

  • возможность работы с любым количеством баз данных;

  • помощник пользователя для работы с поисковой системой;

  • вложенный поиск - возможность поиска в результатах предыдущего поиска;

  • возможность просмотра результатов поиска по каждому слову составного запроса из нескольких слов;

  • возможность фрагментации показа списка найденных документов;

  • возможность подбора отдельных документов из списка для составления "списка литературы" или "листов заказа".

Поскольку можно использовать стандартные броузеры, реализованные в настоящее время для практически любой платформы, информационная система некритична к выбору типа компьютеров, используемых в качестве клиентских мест. Благодаря использованию Web-технологий нет необходимости писать специальную программу для клиентской части, и тем более, устанавливать её на каждой клиентской машине. Для этой цели используется имеющийся практически на каждом компьютере Web-броузер, на котором большинство пользователей умеют работать. Кроме того, отсутствуют требования к техническим характеристикам клиентских машин, достаточно наличия Web-броузера, поддерживающего стандарт HTML-языка.

Гипертекстовые файлы Web-страниц, кроме текстовой и графической информации, содержат коды программ - скриптов на языке JavaScript. Эти программы выполняются на машине клиента и предназначены для управления некоторыми элементами Web-страницы. Многие из них активизируются при взаимодействии пользователя с элементами формы. Благодаря использованию клиентских скриптов достигается общая производительность Web-системы, так как эти программы выполняются моментально на компьютере пользователя без передачи через сеть на сервер.

На форме приведены элементы для управления способом показа результатов поиска: вид библиографического описания (полный/краткий/простой), количество показываемых документов в одной странице, сортировка документов по значению некоторых полей описания (автор, заглавие, место издания, год издания). Если требуется, в первую очередь, просмотр новых изданий, то надо установить сортировку по убыванию года издания. Тогда в результатах поиска первыми появятся свежие книги.

Для поддержки информации на казахском языке в Internet разработана уникальная технология, основанная на международной кодировке символов Unicode. Unicode рассчитана именно для Internet и является единственным стандартом, поддерживающим казахские символы.

Результаты поиска отображаются на отдельной странице броузера. В начале страницы отображается информационно - навигационный блок. В этом блоке находятся: элементы для осуществления вторичного поиска; нормализованная строка ключевых слов; статистика поиска каждого слова; количество документов, удовлетворяющих всем условиям поиска; навигатор для просмотра части списка по порядковым номерам документов.

Далее отображаются библиографические карточки найденных документов, согласно ГОСТ и указанному виду просмотра описаний. Если в качестве просмотра не выбран полный вид, то на углу каждой карточки появляется маленький рисунок, при нажатии на который полное описание документа формируется в отдельном окне. В качестве шифра показывается один из полей, в зависимости от типа расстановки: форматная, УДК, ББКн, ББКм. Реализованы средства показа списка найденных документов на разных форматах библиографического описания.

На каждой карточке есть элемент, предназначенный для отметки нужных документов и записи их в отдельный "листок". Допустим, что в результате поиска найдены 20 документов. Но только восемь из них нужны пользователю. В этом случае пользователь отмечает нужные документы и нажимает кнопку "Отправить в листок", и эти восемь документов отображаются на отдельной странице. Можно добавить в список документы из других поисков, можно очистить и заново сформировать, можно составить список литературы или листы заказа, а также распечатать.

Предусмотрена возможность "искать в найденном", позволяющая искать литературу по новым ключевым словам в результатах предыдущего поиска. Для этого при повторном поиске надо установить элемент "Искать в найденном". Есть возможность объединения результатов двух поисков. Повторяющиеся документы автоматически исключаются из результата.



Рис. Форма задания параметров поиска и страница отображения результатов
Реализована возможность отображения списка документов по результатам поиска отдельных слов. Например, при поиске "перспектива Internet" в статистике поиска слов показано: перспектива-109, Internet -47, количество отображенных по запросу документов - 0. Это значит, что ни в одном документе не встречаются оба слова. Но если пользователь желает посмотреть список документов по отдельным словам, то достаточно нажать в информационном блоке на эти слова.

Предусмотрена возможность отображения результатов поиска по частям с переходом между ними. Если, например, результат поиска состоит из 2000 документов, то просмотр всех в одной странице практически невозможен. Поэтому список разбивается на куски и отображается по 30 документам. Предусмотрена строка навигации для перехода (назад, вперёд) на другие куски списка.

Предусмотрена программа для реализации составных запросов из нескольких ключевых слов. Ключевые слова вводятся на специальном языке запросов, совместимых с языками многих поисковых серверов Internet-ресурсов:


Запрос:




Ищет документы, которые содержат:

Демократический

-

Слово демократический в любом месте описания, без учета регистра

Дипломат*

-

Любые слова, которые начинаются с дипломат, например дипломат, дипломатия, дипломатический.

Нефть и Казахстан

-

И слово нефть, и слово Казахстан. Вместо "и" можно использовать "+" или просто пробел: "нефть + Казахстан", "нефть Казахстан"

Алма-Ата или Алматы

-

Или слово Алма-Ата, или слово Алматы (или оба вместе). Вместо "или" можете использовать запятую: "Алма-Ата, Алматы", "Internet, Интернет".

Для построения сложных выражений из составных запросов используются скобки. Примеры построения сложных составных запросов:

  • (теори* вероятност*)или(математи* статистик*) - поиск литературы по теории вероятностей или математической статистике;

  • программ* + (Internet*, Интернет, Интранет, Intranet, Web), Java, javascript, jscript, vbscript, perl, cgi - поиск литературы по программированию для Internet.

Серверная часть Web-системы устанавливается и эксплуатируется на Intel-совместимых персональных компьютерах с операционной системой Windows NT/2000. Пользовательская эксплуатация системы со стороны клиента возможна на компьютерах с любым HTTP-броузером.

Об опыте Казахстанско-российского университета

по внедрению в казахстане технологии дистанционного обучения
Сарсенбаев М.М., Серикбаев В.Б.

Казахстанско-Российский университет.


Сегодня в Казахстане уже ни у кого нет сомнений в необходимости внедрения и активного развития современных технологий в образовании. Об этом свидетельствует, в частности, эксперимент по дистанционному обучению, проводимый Министерством образования и науки Республики Казахстан на базе Казахстанско-Российского Университета (КРУ).

КРУ и его филиалы были выбраны в качестве вузов-участников этого эксперимента, по-видимому, не случайно. В то время (апрель 2000 г.) КРУ активно работал «в единой связке» с СГУ (г.Москва), который был одним из участников эксперимента по дистанционному обучению, проводимому Министерством образования Российской Федерации с мая 1997г. и был также задействован в этом эксперименте.

Технология дистанционного обучения СГУ и КРУ опирается на использование информационных технологий и средств связи, которые включают в себя: учебное спутниковое телевидение, с помощью которого студенты слушают лекции профессоров Москвы, Санкт-Петербурга и Кембриджа, видеолекции, аудиокурсы, специально разработанные обучающие компьютерные программы по всем изучаемым дисциплинам, Интернет, электронная библиотека. Посредством Интернет наши студенты получают консультации и ответы на свои вопросы у любого из лекторов и преподавателей. Получение и передача всех материалов между Москвой и Казахстаном осуществляется по системе информационно-спутниковой образовательной технологии (ИСОТ). Для осуществления данного проекта закуплено 3 спутниковых канала. Установлено специализированное оборудование: в базовом ВУЗе простроен собственный телепорт и оптоволоконная линия связи для передачи данных; во всех учебных центрах – оборудование для приема и трансляции данных в учебном процессе. На усовершенствование своего технического оснащения СГУ ежегодно направляет 5 млн. долларов США. За 10 лет его функционирования эта цифра приблизилась к 50 млн. долларов. Если учесть, что по данным зарубежных источников для конкурентоспособности ВУЗа нужна приблизительно такая сумма, то можно утверждать, что это вполне относится к СГУ. Об этом свидетельствует тот факт, что в 2002 году вошел в пятерку лучших ВУЗов России.

Работа в режиме эксперимента оказала свое положительное влияние на всестороннее укрепление КРУ и его филиалов: материально-технической, информационной, методической, телекоммуникационной и нормативной баз дистанционного обучения. За относительно небольшой период своего существования КРУ стал стабильно функционирующим негосударственным ВУЗом республики, на сегодняшний день число студентов составляет 13 тысяч человек. 23 аспиранта и 21 соискатель обучаются в аспирантуре СГУ (г.Москва).

Мы имеем свыше 700 персональных компьютеров, 8000 наименований электронных учебников, 240 учебных видеофильмов, 144 аудиолекций, 260 слайд-лекций и 1124 телелекций, специально разработанные компьютерные обучающие программы по всем изучаемым дисциплинам. База данных иллюстративной печатной продукции составляет более 5000 наименований.

В структуре университета созданы Издательско-полиграфическая база, цех по тиражированию аудио- и видеоматериалов, телестудия, цеха по сборке персональных компьютеров, цифровых компьютеризированных лингафонных кабинетов.

Разрабатываются оригинальные рабочие учебники, осуществляется их перевод на государственный язык. Разрабатываются рабочие (поюнитные) учебные планы по казахстанским общеобязательным образовательным стандартам.

К настоящему времени заложена необходимая нормативная база: в рамках эксперимента разработаны и утверждены МОН РК «Положение о проведении эксперимента в области дистанционного обучения в КРУ» и 15 основных нормативных и инструктивных документов, регулирующих вопросы организации учебно-воспитательного процесса в учреждениях образования, использующих технологию дистанционного обучения.

В рамках эксперимента в КРУ был открыт НИИ проблем дистанционного образования, разрабатывающий научно-исследовательскую тему «Исследование и анализ социально-психологических и педагогических особенностей технологии дистанционного обучения на примере КРУ и разработка программы ее реализации и адаптации в Республике Казахстан».

На основе созданной нами базы в настоящее время совместно с СГУ (г.Москва) разработана соответствующая программа и ведется подготовка для обучения с будущего года инвалидов и лиц, находящихся в пенитенциарных заведениях. Именно применяемая нами технология обучения позволяет вести обучение этих лиц и при этом решать важнейшую социальную задачу.

Основные промежуточные результаты трехгодичного широкомасштабного эксперимента по дистанционному обучению на базе Казахстанско-Российского Университета сводятся к следующим основным моментам:

1. Создана широкая разветвленная сеть учебных центров КРУ в 17 крупных городах Казахстана.

2. Разработан комплекс основных нормативных и инструктивных документов, регулирующих вопросы организации учебно-воспитательного процесса в ВУЗах, работающих по технологии дистанционно-модульного обучения. Этот пакет документов утвержден Министерством образования и науки Республики Казахстан.

3. Эксперимент позволил создать большую учебно- методологическую базу в виде интегрированных и поюнитных рабочих учебных планов по казахстанским специальностям и направлениям подготовки, разработанных на научной основе с использованием балансирования учебного времени.

4. Несомненные достижения и успехи в проведении эксперимента способствовали созданию Республиканского учебно-методического объединения (совета) по дистанционному обучению на базе Казахстанско-Российского Университета.

5. Доказано высокое качество обучения с применением нашей технологии. Такими доказательствами являются, во-первых, государственная аттестация университета, проведенная в период действия эксперимента и подтвердившая соответствие знаний студентов государственным стандартам и, во-вторых, государственная аккредитация, полученная университетом в этот же период.

6. Развитие эксперимента позволило поставить крупные научно-технологические и дидактические задачи, опирающиеся на современные средства коммуникации. Начато внедрение первой в Казахстане спутниковой системы цифрового образовательного телевидения, для чего оборудованы спутниковые терминалы в 17-ти городах.

7. Разработано 47 рабочих учебников (юнит) по дисциплинам казахстанских образовательных стандартов.

8. Во всех учебных центрах созданы «виртуальные» библиотеки, фонд которых составляет 8000 наименований электронных учебников, причем количество экземпляров равно количеству компьютеров, на которых они установлены.

9. В рамках эксперимента положено начало самым полномасштабным, объемным и комплексным научным исследованиям в Казахстане, связанных с новейшими технологиями в образовании. Их результаты будут представлять собой целостную картину социально-психологических и педагогических особенностей новых технологий в образовании и позволят предложить действенную программу их адаптации к образовательной системе Казахстана.

10. Проведение полномасштабного эксперимента по внедрению технологии дистанционного обучения на базе КРУ способствовало и способствует формированию позитивного восприятия казахстанским обществом новых технологий в образовании и популяризации идеи дистанционного образования. Все заметнее становится рост интереса и доверия к нему со стороны преподавателей, абитуриентов, в целом, населения различных регионов Казахстана. Свидетельством тому служит тот факт, что всего лишь за 2 года почти вдвое возросла численность студентов КРУ (с 5500 человек 199/2000 учебном году до 10200 – в 2001/2002г.).

11. Достигнутые результаты эксперимента могут служить основой для формирования собственной, оптимальной для Казахстана модели дистанционного обучения.

В итоге следует отметить, что нами сформирована высокотехнологичная система получения знаний для граждан нашей станы, не выезжая из своего родного города. В комплексе это позволяет за более короткий срок с наименьшими экономическими затратами дать качественное образование. По мнению международных экспертов затраты на обучение по данной технологии вдвое меньше в сравнении с традиционной.

РАЗВИТИЕ НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СЕТИ РЕГИОНА ДЛЯ СОЗДАНИЯ СИСТЕМЫ ОТКРЫТОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Д.К.Сулеев, Г.З.Казиев, Е.К.Балафанов

КазНТУ имени К.И.Сатпаева
Мы живем в эпоху перехода от индустриального к постиндустриальному обществу. Философами и экономистами предложены ряд моделей постиндустриального общества, одна из которых именуется информационным обществом. Главными факторами стратифицированного описания информационного общества становятся культура, наука, образование и профессионализм.

Изменилась парадигма образования от «Образования на всю жизнь» к «Образованию через всю жизнь», которая определяет специфику новой системы образования, ее способности не только вооружать знаниями обучающегося, но и формировать потребность в непрерывном самостоятельном овладении ими, развивать навыки и умения самообразования. Это обеспечивается путем развития открытого образования с использованием технологии дистанционного образования, которая формулируется как технология открытого дистанционного образования.

Развитие открытого образования, в частности дистанционного, не представляется возможным без создания и развития научно-образовательной компьютерной сети региона (пилотная зона), образовательных порталов и информационных ресурсных центров.

Для того, чтобы решить, какой будет развивающаяся научно-образовательная компьютерная сеть, какие функции она сможет выполнять, на какой технической базе она будет реализована, какие финансовые затраты потребует реализация данного проекта, необходимо проведение системотехнического анализа и специальных исследований для выбора оптимального проектного решения.

Представляется целесообразным проводить систематический анализ и исследование проблемы развития научно-образовательной компьютерной сети Республики Казахстан, которая является сложной нелинейной открытой динамической системой, в последующем с применением Интернет2 в технологиях открытого образования на основе синергетического подхода.

Предлагается разработка моделей (проектных решений) научно-образовательной компьютерной сети и требований к образовательным порталам и ресурсным центрам (в первую, очередь: 8 университетов с особым статусом, НАН РК, НБ РК, МОиН), выработка рекомендаций по использованию протоколов обмена данными научно-образовательной сети для системы открытого образования [1,2,3].



Дистанционное образование – это открытая, распределенная система непрерывного, дуального, личностно-ориентированного, высококачественного и эффективного образования, организованного средствами Интернет-мультимедиа в виртуальном научно-образовательном пространстве в виде единой распределенной электронной базы знаний и автоматизированных обучающих систем.

Раскроем каждое понятие в определении более подробно:



  • открытая - система обучения, обеспечивающая равные права каждому гражданину на получение качественного и престижного образования, максимально соответствующего его творческим, культурным и интеллектуальным запросам вне зависимости от места жительства;

  • распределенная - дающая право выбора в получении более качественных знаний и их аттестации с выдачей сертификатов по отдельным дисциплинам престижных вузов, «лучшие лекции от лучших профессоров» по схеме Всемирного технического университета (ВТУ), Открытых университетов Центральной Европы и Великобритании (ЛИНК) и др.;

  • непрерывное - обучение и повышение квалификации на протяжении всей жизни, создание интеллектуального фундамента для творческого саморазвития личности;

  • дуальное - обучение параллельно с работой на производстве в соответствии с планом делового роста, карьеры;

  • личностно-ориентированному - ориентация на интересы личности и учет ее индивидуальных физиологических, психологических и познавательных особенностей;

  • высокоэффективная и качественная - в смысле отношения эффект-затраты, т.е. «лучшие лекции у лучших профессоров», но затраты сравнимы с заочной формой обучения;

  • Интернет-мультимедиа – это совершенно новые возможности для реализации отдельных видов или этапов учебной деятельности, организованной через глобальную сеть Интернет. Это видеоконференции, электронные презентации и почта, мультимедиа-курсы, по своим дидактическим и изобразительным средствам превосходящие любые учебники, хрестоматии, энциклопедии, сборники задач и тестов. «Хороший» мультимедиа-курс с педагогической точки зрения эффективнее «слабого» преподавателя-транслятора учебника;

  • виртуальный - способность средствами информационных технологий отобразить или смоделировать практически любой объект и процесс при изучении учебных дисциплин: виртуальные физика, химия, биология, а также кейс-стади (конкретные ситуации), деловые и стратегические игры, модели в экономике, социологии, психологии и других гуманитарных дисциплинах;

  • научно-образовательном пространстве – доступ к любым уровням непрерывного образования на основе новейших достижений науки, техники и технологии;

  • единой распределенной электронной базы знаний – общепризнанное множество знаний, соотнесенное с международными или отечественными стандартами высшей школы;

  • автоматизированных обучающих систем – дидактически-ориентированные системы управления процессом познавательной деятельности студентов и слушателей, вобравшие в себя все достижения педагогической информатики.

В настоящее время находит свою практическую реализацию создание корпоративной пилотной сети АЛМАНЕТ, которая внедряется в рамках единой научно-образовательной компьютерной сети Казахстана – KAZRENA по проекту Научного комитета НАТО «Виртуальный Шёлковый Путь».

Современная система образования и науки Республики Казахстан характеризуется следующим:



  1. Масштабностью и распределённостью структуры.

  2. Разнообразием парка вычислительных средств, сетевого оборудования и, в особенности, базового программного обеспечения.

  3. Большим количеством приложений специального назначения созданных на основе различного базового программного обеспечения.

следующая страница >>
Смотрите также:
Программа и материалы научно-практического семинара " проблемы дистанционного образования " 12 марта 2003 года
431.65kb.
2 стр.
Развитие домашнего образования в россии: проблема подготовки кадров
113.75kb.
1 стр.
Доклады и сообщения международного научно-практического семинара 2 июля 2009 года
18.77kb.
1 стр.
Программа российско-канадского научно-практического семинара
64.23kb.
1 стр.
Программа дисциплины «Научно-исследовательского (научно-практического) семинаров»
264kb.
1 стр.
Некоторые принципы индивидуального подхода в вокально-хоровой подготовке студентов на музыкально-педагогических факультетах
54.36kb.
1 стр.
Программа Научно-практического семинара
31.1kb.
1 стр.
Программа научно-исследовательского семинара "Актуальные проблемы международного права"
415.47kb.
3 стр.
Владивостокский центр изучения организованной преступности при юи двгу
3887.03kb.
22 стр.
Программа дисциплины «Научно-исследовательского (научно-практического) семинаров»
539.04kb.
7 стр.
Программа научно-практического семинара Коллекционеры советского периода: вклад коллекционеров в формирование музейного фонда России
110.7kb.
1 стр.
Отчет о работе научно-практического семинара
88.18kb.
1 стр.