Главная
страница 1
Министерство образования и молодежной политики Чувашской Республики

Муниципальное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №3 с углубленным изучением отдельных предметов» г.Ядрина

ГЕОГРАФИЯ



ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК


НА ТЕМУ «КЛИМАТ»
ГЕОГРАФИЯ-ИНФОРМАТИКА


УЧИТЕЛЬ ГЕОГРАФИИ: ГАЛКИНА С.В.


ЯДРИН,2008



Ученики должны знать: понятие «климат», «климатообразующие факторы».

Ученики должны уметь: работать с климатическими и физическими картами. Строить графики, работать с графическим редактором «Illustrator».

Оборудование: карты атласа 7 класса, физические и климатические карты мира, компьютеры.
ХОД УРОКА

1.Организационный момент.

Географ: Сегодня мы с вами встретились на не совсем обычном уроке.

Сегодня вам будут предъявлены двойные требования. Для меня важно то, как вы, применяя знания, полученные на уроке информатики, будете использовать компьютер для изучения темы «Климат».


II. Разминка.

а) Что такое климат ?

б) Какие климатические пояса мы называем основными, а какие переходными?

в) Какие климатические пояса вы знаете?

г) От чего зависит климат прежде всего?

д) Как мы называем условия, влияющие на климат?(Климатические факторы.)



III. Обобщение знаний.

Географ: Вспомним, какое влияние оказывает климатообразующие факторы на климат той или иной местности.

  1. Географическая широта (чем ближе к экватору, тем теплее).

Воспользуемся возможностями электронных таблиц , а именно MACROSOFT EXEL.

Задание 1: Перед вами таблица, которую вы должны заполнить, используя климатическую карту атласа ( стр. 10-11)

Таблица 1.

Город

Температура в июле

Температура в январе



Белен (Южная Америка)

+16

+16

Нью-Юорк(Сев. Америка)

+16

0

Екатеринбург (Россия)

+16

-16

Остров Северная Земля

0

-32

А теперь более сложная задача. По этим данным постройте график температуры января и июля для этих городов. Ведь графика передает более четкую картину явления, легче читается и анализируется. Загружаем эту программу, заносим данные в таблицу и строим диаграмму в видеграфика.




Т0

25

20

15 июль



10

5

0

-5 Белен Нью-Йорк Екатеринбург Сев.Земля

-10


-15 январь

-20


-25

-30



  1. Близость или удаленность от океана (чем ближе к океану, тем больше осадков).

Таблица 2.

Город

Осадки (мм)

Париж

500-100

Волгоград

250-500

Якутск

100-250

3) Рельеф (если у побережья находятся горы, то все осадки выпадают в горах, так как с поднятием вверх воздушных масс происходит конденсация водяного пара. А на равнины воздух приходит уже сухим).



Таблица 3.

Город

Рельеф

Осадки

Джуно

Горы Кордильеры

2000-3000

Черчилл

Равнина

250-500


Задание2: А теперь представьте, что в результате мощных движений земной коры западного материка Евразия выросли горы высотой до 5000 метров. Смоделируйте, как изменится климат Европы.

Воспользуемся зависимостью содержания водяного пара в воздухе от температуры, которая понижается с поднятием вверх (на 1 км – температура падает на 60. Для этого в виде изменяющихся входных параметров возьмите температуру воздуха + 200 С с влажностью 70% ( при влажности 100% в 1 кубическом метре воздуха при температуре + 200 С содержится 17 г воды, а при температуре -100 С – 2,5 г воды). Результаты будут изменяться на графике в зависимости от значений электронной таблицы.



T0 км













-10 5 км



-4 4 км



+2 3 км



+8 2 км
+14 1 км


70% - 12 г воды

+20
ВЫВОД: осадки будут выпадать на наветренных склонах гор в виде дождя и снега, а, перевалив горы, воздух начнет опускаться вниз, нагреваясь при этом, и все более удаляясь от точки насыщения. Поэтому подветренные склоны гор осадки получать не будут, т.е. при подъеме в гору происходит конденсация водяного пара, на самых высоких точках выпадет снег или дождь, а уже при спуске - воздух будет сухим.




  1. Морские течения:

Теплые – приносят осадки.

Холодные – осадков не приносят.



Таблица 4.


Город

Течение

Осадки (мм)

Юма (Сев. Америка)

Холодное

менее 100

Новый Орлеан (Юж.Америка)

Теплое

1000-2000




  1. Общая циркуляция атмосферы.

Пассаты – ветры , дующие к экватору.

Западные ветры – ветры, дующие в сторону 60-х широт.

Эти ветры приносят осадки.
Ребята, а вы знаете, что земная кора сложена из литосферных плит, которые «плавают» по мантии относительно друг друга. И вот, представьте, что африканская литосферная плита уплыла далеко на юг и, экватор стал пересекать Африку не по середине, а на севере.

Как узнать, где этот материк,

Путешественник без карты не привык.

Выйдем просто мы из положения,

Карту создадим в одно мгновение.

Задание3: Смоделируйте эту ситуацию на ЭВМ. Покажите:

а) как распределяются пояса атмосферного давления;

б) в каких местах будут выпадать осадки;

в) где будет сухо;

г) где у берегов Африки будут проходить теплые течения, а где холодные.

Карта Африки


-

+ - - низкое давление



+ - высокое давление

- осадки



- сухо

южные

тропики


_

умеренные



широты

Задание 4: Ребята, вы знаете, что капитан Врунгель использовал современный вид связи и прислал послание нам с помощью модема через Internet. Чтобы найти эти записки, в Excel откроем файл Vrungel, в котором даны климатограммы для разных городов мира в беспорядке. Ваша задача соединить соответствующую городу климатограмму, определив для этого по климатической карте основные параметры.

Письмо Врунгеля

Здравствуйте, ребята! Много я путешествовал по свету и вот к какому выводу пришел: трудно приходиться без знаний географии. Недавно я отправился в кругосветное путешествие на корабле вокруг земного шара. Но в начале заехал в МГУ на географический факультет и попросил географический атлас, чтобы проанализировать климатические карты. Ведь нужно же знать, какую одежду с собой прихватить. Но вот беда, атлас был старым, и листочки рассыпались и перепутались. Ребята, помогите мне определить с помощью климатограмм климат городов, где я решил побывать.


В олгоград

T 0 С мм



30











20











10












0











-10











-20












500

400
300

200
100
0

я м м и с н
г. Дарвин (Австралия)

Т0 мм


30











20











10












0











-10











-20












500



400
300

200
100
0

я м м и с н

Лондон

Т0 мм



30











20











10












0











-10











-20












500

400
300

200
100
0

я м м и с н
г.Икике (Юж.Америка)

Т0 мм


30













20











10












0











-10











-20












500

400
300

200
100
0

я м м и с н
г. Дебунджа (Африка)




1500



30











20











10












0











-10











-20











Осадки выпадают в следующей зависимости:

500

Волгоград – 325 мм; Лондон – 621 мм;

400 г.Дарвин (Австралия) – 2573 мм;

г.Икике (Юж.Америка) – 2760 мм;

300 г.Дебунджа (Африка) - 9655 мм .

Лондон – 621 мм.

200
100

0

Для разрядки поиграем,

Тест любимый разгадаем.

Задание 5: Этот тест графический. Если утверждение верное – на графике вы рисуете полукруг вверх. Если утверждение неверное – полукруг, острием вниз.

Для этого вам необходимо войти в файл TEST, время на обдумывание каждого вопроса – 1 минута. По окончании машина выставит вам оценку.



Тест

1.Климат – это многолетний режим погоды, характерный для данной местности.

2. Температура воздуха зависит от угла падения солнечных лучей.

3. Годовое количество осадков и их распределение зависит от географического положения местности, отношения к океану или морю, от преобладающих ветров.

4. Погода – это изменение влажности в течение суток.

5. Оба полушария всегда освещены по-разному.

6. Климат, характеризующийся очень высокой амплитудой колебаний температур и очень маленьким количеством осадков, называется морским.



Какой главный вывод можем сделать на сегодняшнем уроке?



Предполагаемый ответ-вывод: Климат – это многолетний режим погоды, характерный для какой-либо местности и повторяющийся из года в год. На климат в большей степени оказывает влияние географическая широта, а также близость или удаленность от побережий, общая циркуляция атмосферы, характер подстилающей поверхности.

А в завершении урока мне хотелось бы подвести итоги.



Оценки за тест вам выставил компьютер. Молодцы, вы очень хорошо поработали на сегодняшнем уроке. Спасибо за урок.

IV. Домашнее задание. Начертить климатограмму для г. Чебоксары, используя данные атласа.


Смотрите также:
Интегрированный урок на тему «климат» география-информатика
128.41kb.
1 стр.
Интегрированный урок-путешествие ( география математика информатика), 2 урока, 5 класс «Путешествие по удивительным островам»
297.37kb.
1 стр.
Интегрированный урок Тема: "Welcome to Australia".
22.05kb.
1 стр.
Интегрированный урок география и английский язык Учителя: Галина Владимировна Шутова (география)
135.69kb.
1 стр.
Интегрированный урок во 2-м классе (физическая культура + окружающий мир) в форме веселых стартов на тему "Джунгли зовут" Задачи
24.14kb.
1 стр.
Урок по теме. Тема Климат и климатические ресурсы (4ч.) Урок 12. От чего зависит климат нашей страны
153.73kb.
1 стр.
Тесты по географии geo2000. nm ru География
645.82kb.
3 стр.
Интегрированный урок география + информатика: «Особенности эгп ростовской области с использованием программы Microsoft Access»
83.65kb.
1 стр.
Ушанёва Татьяна Владимировна учитель изобразительного искусства и технологии высшей категории мбоу сош №10 интегрированный урок
61.1kb.
1 стр.
Интегрированный урок-концерт в 9-м классе Карымова Валентина Алексеевна, учитель русского языка и литературы Статья отнесена к разделу
108.19kb.
1 стр.
Интегрированный урок географии и литературы в 11 классе Орловская Светлана Петровна, учитель географии
127.37kb.
1 стр.
Интегрированный урок «математика изобразительное искусство»
196.15kb.
1 стр.