Главная
страница 1
Влияние речевых нарушений

на формирование личности ребёнка.

Полноценное развитие личности ребёнка невозможно без воспитания у него правильной речи. Чем богаче и правильнее речь у ребёнка, тем легче высказать ему свои мысли, тем шире его возможности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.

Формирование личности детей с нарушениями речи связано с характером их дефектов. Невозможность полноценного речевого общения, бедный словарный запас и другие нарушения отражаются на формировании самосознания и самооценки ребёнка. У детей могут возникнуть замкнутость, неуверенность в себе, негативизм. В свою очередь, отклонения в развитии личности ребёнка с нарушениями речи в известной мере усугубляют речевой дефект. Такие дети, как правило, либо стараются меньше говорить, либо замыкаются совсем. В результате нарушается одна из основных функций речи – коммуникативная, что в ещё большей степени затормаживает речевое развитие.

Как известно, дети с нормальной речью на протяжении дошкольного возраста усваивают необходимые для учения в школе словарный запас, и языковые грамматические формы, подготавливаются к овладению звуковым и морфологическим анализом слов. Однако у детей с различными формами речевой патологии эти процессы замедляются. В специальных исследованиях, проведённых в лаборатории логопедии НИИ дефектологии АПН, была установлена зависимость между состоянием речевого развития ребёнка и возможностью усвоения им школьных знаний. Выявлено, что 1/3 учащихся с дефектами речи являются неуспевающими или слабоуспевающими по родному языку и чтению., Школьники с недостатками произношения в среднем делают в 2-5 раз больше ошибок, чем учащиеся с нормальной речью.

Ребёнка, неправильно выговаривающего звуки, в детском коллективе часто передразнивают, что создаёт дополнительные психологические проблемы.

Нарушение речи говорит о том, что у ребёнка есть отклонения в развитии психических функций (например, внимания, слухового восприятия и памяти, самоконтроля), а также о том, что он испытывает определённые психологические трудности.



Ненормативное звукопроизношение создаёт определённые трудности у подростков и взрослых. Любое речевое расстройство обязательно сказывается на общении человека с другими людьми, особенно тогда, когда в результате нарушенного произношения, речь звучит неряшливо, некрасиво или невнятно. Неправильная речь может утомлять собеседника, а иногда вызывать у него осознанную или неосознанную, направленную на партнёра по общению, отрицательную реакцию. Кроме того, правильная речь всегда звучит убедительнее, чем нарушенная, а нормативное произношение интеллигентно и нейтрально, что очень важно, например, в деловом общении. И , наконец, для некоторых профессий правильная речь обязательна.


Смотрите также:
Влияние речевых нарушений на формирование личности ребёнка
19.06kb.
1 стр.
Консультация для родителей «Причины речевых нарушений у детей»
64.85kb.
1 стр.
Причины проявления речевых нарушений, приемы логопедического обследования детей раннего возраста
63.61kb.
1 стр.
Влияние физической культуры и спорта на формирование личности школьника
160.88kb.
1 стр.
Мкдоу «дс №6» на 2012-2013 г г. Избербаш
977.61kb.
6 стр.
Содействие максимальному развитию личности ребенка в зоне его потенциальных возможностей; формирование механизмов адаптации, самореализации, способности к самооценке, к саморазвитию
385.91kb.
3 стр.
При лаборатории психодиагностики факультета социальных коммуникаций (фск)
38.33kb.
1 стр.
Для чего нужны музыкальные занятия?
28.65kb.
1 стр.
Сценарий новогоднего праздника «хоровод у ёлки»
122.24kb.
1 стр.
Контрольные вопросы по курсу «Психология развития и возрастная психология»
43.77kb.
1 стр.
Психическое здоровье ребенка
79.63kb.
1 стр.
Насилие в семье: его виды и влияние на развитие ребенка
76.77kb.
1 стр.