Главная
страница 1страница 2 ... страница 17страница 18
Ананьев Борис Герасимович



ЧЕЛОВЕК КАК ПРЕДМЕТ ПОЗНАНИЯ

3-е издание



Серия «Мастера психологии»

Главный редактор В. Усманов

Зав. психологической редакцией А. Зайцев

Ведущий редактор Л. Панич

Корректор С. Иванов

Художник обложки В. Шимкевич

Иллюстрации А. Борин

Оригинал-макет подготовила Л. Панич



ББК 88.37 УДК 159.923 Ананьев Б. Г.

А64 Человек как предмет познания — СПб.: Питер, 2001. — 288 с. — (Серия «Мастера психологии»)



ISBN 5-272-00315-2

Книга выдающегося отечественного психолога, основателя Санкт-Петербургской школы психологии Бориса Герасимовича Ананьева (1907-1972 гг.) посвящена психологическим проблемам, имеющим принципиальное значение для развития всей системы наук о человеке. Автор уделяет внимание изучению основных характеристик человека как индивида, личности и индивидуальности в связи с филогенезом и'историей человечества. В особый раздел выделены вопросы психофизиологии, эволюции человека и генетических методов познания человека.

Книга рассчитана на студентов, аспирантов и преподавателей психологических факультетов и вузов, на всех, интересующихся проблемами философии и психологии.

© Ананьева Н. Б., 2000

© Серия, оформление. Издательский дом «Питер», 2001

Глава 1


Проблема

человека


в современной

науке


1. Многообразие подходов

к изучению человека

и дифференциация научных

дисциплин

Современная наука все более полно охватывает многообразные отношения и связи человека с ми­ром (абиотические и биотические факторы при­роды → человек; общество и его историческое развитие ↔ человек; человек ↔ техника; человек ↔ культура; человек и общество Земля и кос­мос).

В системе тех или иных связей человек изу­чается то как продукт биологической эволю­ции — вид Homo sapiens, то как субъект и объект исторического процесса — личность, то как есте­ственный индивид с присущей ему генетиче­ской программой развития и определенным диа­пазоном изменчивости. Исключительно важное значение имеет исследование человека как ос­новной производительной силы общества, субъ­екта труда и ведущего звена в системе «человек-машина», как субъекта познания, коммуникации и управления, как предмета воспитания и т. д.

Подобного многообразия подходов к изу­чению человека еще никогда не знала история науки. Все возрастающее многообразие аспек­тов человекознания — специфическое явление

Человек как предмет познания

современности, связанное со всем прогрессом научного познания и его приложения­ми к различным областям общественной практики.

Эти приложения связаны с так называемыми человеческими факторами в про­мышленном и сельскохозяйственном производствах, в системах управления народ­ным хозяйством, транспортом, строительством и т. д. На основе учета такого рода фак­торов достигаются научная организация труда, оптимизация управления и массового обслуживания населения, повышение эффективности воспитания и образования, ле­чения и профилактики заболеваний, особенно нервно-психических и сердечно-сосу­дистых, в наибольшей мере зависящих от человеческих взаимоотношений.

В настоящее время складывается сложно разветвленная система теоретического и практического человекознания, значение которого для будущности человечества не менее велико, чем значение фундаментальных наук о природе, с которыми связа­но овладение силами природы, ее энергетическими и пищевыми ресурсами, освоение космоса и т. д.

Для социального прогнозирования необходимы научные знания о резервах и ре­сурсах самого человеческого развития, об истинных потенциалах этого развития, еще крайне недостаточно использующихся обществом.

Благодаря крупным достижениям в научном познании человека и ускорению про­гресса в этой области уже в настоящее время жизнь обогащается более эффективными средствами организации производства, градостроительства, массовых коммуникаций и обучения на всех уровнях образования, здравоохранения, социального обеспечения и т. д. Не меньшее значение имеет оптимальное сочетание такого их взаимодействия в образе жизни людей, которое в наибольшей мере соответствует структуре человеческого развития.

В ближайшее десятилетие теоретическое и практическое человекознание станет одним из главнейших центров научного развития. Об этом можно судить по трем важ­ным особенностям развития современной науки, связанным именно с проблемой че­ловека. Первой из них является превращение проблемы человека в общую проблему всей науки в целом, всех ее разделов, включая точные и технические науки. Вторая особенность заключается во все возрастающей дифференциации научного изучения человека, углубленной специализации отдельных дисциплин и их дроблении на ряд все более частных учений. Наконец, третья особенность современного научного раз­вития характеризуется тенденцией к объединению различных наук, аспектов и мето­дов исследования человека в различные комплексные системы, к построению синтети­ческих характеристик человеческого развития.

Эти особенности связаны с возникновением новых пограничных дисциплин и со­единением посредством их многих, ранее далеких одна от другой областей естество­знания и истории, гуманитарных наук и техники, медицины и педагогики.)

Во второй половине XX в. значительно изменяются взаимосвязи между разными науками, изучающими человека как организм и личность, явление природы и исто­рии, предмет воспитания и т. д. Непосредственно соприкасаются естествознание и общественные науки, медицина и педагогика, экономические и технические науки. С возникновением кибернетики к изучению человека приближаются и науки физико-математические. Успехи биохимии делают все ощутимее общий вклад естествознания в изучение саморегулирующихся систем человеческого организма.

Глава 1. Проблема человека в современной науке

На границах между биохимией, эндокринологией, физиологией высшей нервной деятельности и пси­хологией возникает психофармакология. Подобным же образом на стыках между ки­бернетикой, биологией, физиологией и психологией возникает бионика с ее главным отделом — моделированием мозговых систем, особенно анализаторов внешней среды. На границах между кибернетикой, физиологией, психологией и педагогикой начина­ет развиваться теория программированного обучения.

Взаимные переходы между разными науками, которые отнюдь не всегда были смежными, означают глубокие изменения в общей структуре науки. «Смежность» наук — явление историческое. Чем больше научное познание проникает в общие зако-, ны бытия, тем явственнее вырисовывается картина единства материального мира и умножается число смежных наук. Относительность обособления наук сказывается в непрерывном преобразовании их границ и взаимосвязей, которое следует учитывать в целях правильного прогноза и управления движением науки.

«Смежность» представляет собой своего рода преобразование прикладных функ­ций одной науки по отношению к другой. Такое преобразование, сохраняя и совер­шенствуя в определенной мере эти функции, вместе с тем открывает для науки новую область познания. Так было, например, с биофизикой и биохимией, которые начали свое существование с приложения физических и химических методов к изучению живой природы, а затем стали важными самостоятельными отраслями, не только пограничными, но и объединяющими биологию с науками о более общих законах при­роды.

Принципиально новые возможности научного изучения человека открылись с воз­никновением биофизики (включая молекулярную биофизику), биохимии и совре­менного моделирования в биологии.

Кибернетический подход к изучению человека как сложнейшей саморегулирую­щейся и самонастраивающейся системы проложил пути математизации антрополо­гии. Теперь уже невозможно представить себе эту область без физического, химиче­ского и математического изучения природы человека и его связей с окружающим ми­ром.

Тот факт, что математика, физика, химия, а вслед за ними и технические науки непосредственно занялись изучением человека, имел важное значение и для их соб­ственного развития.

Дело в том, что фронтальное внедрение физики и химии в естествознание челове­ка и математизация антропологических наук повлекли за собой участие фундамен­тальных областей естествознания в исследовании различных параметров человече­ского развития — своеобразную антропологизацию точных и технических наук.

Примечательно, что технические науки «антропологизировались» прежде всего в двух направлениях. Одно из них, первоначально связанное с техникой связи (особен­но радио и телевидением), сосредоточилось на исследовании и техническом воспро­изведении процесов коммуникации, в том числе оптимальных условий приема и пере­дачи информации по определенным каналам. Ряд современных понятий кибернетики и теории информации (например, понятий и терминов «шумы», «помехи», «каналы связи», «надежность») непосредственно связан с техникой связи. Именно передача и прием по каналам с в я з и человеческой речи поставили ф у н д а м е н т а л ь н ы е проблемы

Человек как предмет познания

современности, связанное со всем прогрессом научного познания и его приложения­ми к различным областям общественной практики.

Эти приложения связаны с так называемыми человеческими факторами в про­мышленном и сельскохозяйственном производствах, в системах управления народ­ным хозяйством, транспортом, строительством и т. д. На основе учета такого рода фак­торов достигаются научная организация труда, оптимизация управления и массового обслуживания населения, повышение эффективности воспитания и образования, ле­чения и профилактики заболеваний, особенно нервно-психических и сердечно-сосу­дистых, в наибольшей мере зависящих от человеческих взаимоотношений.

В настоящее время складывается сложно разветвленная система теоретического и практического человекознания, значение которого для будущности человечества не менее велико, чем значение фундаментальных наук о природе, с которыми связа­но овладение силами природы, ее энергетическими и пищевыми ресурсами, освоение космоса и т. д.

Для социального прогнозирования необходимы научные знания о резервах и ре­сурсах самого человеческого развития, об истинных потенциалах этого развития, еще крайне недостаточно использующихся обществом.

Благодаря крупным достижениям в научном познании человека и ускорению про­гресса в этой области уже в настоящее время жизнь обогащается более эффективными средствами организации производства, градостроительства, массовых коммуникаций и обучения на всех уровнях образования, здравоохранения, социального обеспечения и т. д. Не меньшее значение имеет оптимальное сочетание такого их взаимодействия в образе жизни людей, которое в наибольшей мере соответствует структуре человеческого развития.

В ближайшее десятилетие теоретическое и практическое человекознание станет одним из главнейших центров научного развития. Об этом можно судить по трем важ­ным особенностям развития современной науки, связанным именно с проблемой че­ловека. Первой из них является превращение проблемы человека в общую проблему всей науки в целом, всех ее разделов, включая точные и технические науки. Вторая особенность заключается во все возрастающей дифференциации научного изучения человека, углубленной специализации отдельных дисциплин и их дроблении на ряд все более частных учений. Наконец, третья особенность современного научного раз­вития характеризуется тенденцией к объединению различных наук, аспектов и мето­дов исследования человека в различные комплексные системы, к построению синтети­ческих характеристик человеческого развития.

Эти особенности связаны с возникновением новых пограничных дисциплин и со­единением посредством их многих, ранее далеких одна от другой областей естество­знания и истории, гуманитарных наук и техники, медицины и педагогики.)

Во второй половине XX в. значительно изменяются взаимосвязи между разными науками, изучающими человека как организм и личность, явление природы и исто­рии, предмет воспитания и т. д. Непосредственно соприкасаются естествознание и общественные науки, медицина и педагогика, экономические и технические науки. С возникновением кибернетики к изучению человека приближаются и науки физико-математические. Успехи биохимии делают все ощутимее общий вклад естествознания в изучение саморегулирующихся систем человеческого организма. На границах меж-

Глава 1. Проблема человека в современной науке

ду биохимией, эндокринологией, физиологией высшей нервной деятельности и пси­хологией возникает психофармакология. Подобным же образом на стыках между ки­бернетикой, биологией, физиологией и психологией возникает бионика с ее главным отделом — моделированием мозговых систем, особенно анализаторов внешней среды. На границах между кибернетикой, физиологией, психологией и педагогикой начина­ет развиваться теория программированного обучения.

Взаимные переходы между разными науками, которые отнюдь не всегда были смежными, означают глубокие изменения в общей структуре науки. «Смежность» наук — явление историческое. Чем больше научное познание проникает в общие зако­ны бытия, тем явственнее вырисовывается картина единства материального мира и умножается число смежных наук. Относительность обособления наук сказывается в непрерывном преобразовании их границ и взаимосвязей, которое следует учитывать в целях правильного прогноза и управления движением науки.

«Смежность» представляет собой своего рода преобразование прикладных функ­ций одной науки по отношению к другой. Такое преобразование, сохраняя и совер­шенствуя в определенной мере эти функции, вместе с тем открывает для науки новую область познания. Так было, например, с биофизикой и биохимией, которые начали свое существование с приложения физических и химических методов к изучению живой природы, а затем стали важными самостоятельными отраслями, не только пограничными, но и объединяющими биологию с науками о более общих законах при­роды.

Принципиально новые возможности научного изучения человека открылись с воз­никновением биофизики (включая молекулярную биофизику), биохимии и совре­менного моделирования в биологии.

Кибернетический подход к изучению человека как сложнейшей саморегулирую­щейся и самонастраивающейся системы проложил пути математизации антрополо­гии. Теперь уже невозможно представить себе эту область без физического, химиче­ского и математического изучения природы человека и его связей с окружающим ми­ром.

Тот факт, что математика, физика, химия, а вслед за ними и технические науки непосредственно занялись изучением человека, имел важное значение и для их соб­ственного развития.

Дело в том, что фронтальное внедрение физики и химии в естествознание челове­ка и математизация антропологических наук повлекли за собой участие фундамен­тальных областей естествознания в исследовании различных параметров человече­ского развития — своеобразную антропологизацию точных и технических наук.

Примечательно, что технические науки «антропологизировались» прежде всего в двух направлениях. Одно из них, первоначально связанное с техникой связи (особен­но радио и телевидением), сосредоточилось на исследовании и техническом воспро­изведении процесов коммуникации, в том числе оптимальных условий приема и пере­дачи информации по определенным каналам. Ряд современных понятий кибернетики и теории информации (например, понятий и терминов «шумы», «помехи», «каналы связи», «надежность») непосредственно связан с техникой связи. Именно передача и прием по каналам связи человеческой речи поставили фундаментальные проблемы

Человек как предмет познания

теории коммуникации, впоследствии не ограничившиеся акустико-слуховым каналом и включившие в коммуникационные системы оптико-зрительные (телевизионные) средства в сочетании с акустико-слуховыми.

Другое направление «антропологизации» технических наук связано с автомати­ческим регулированием машин и механизмов. Технический прогресс в наибольшей мере проявился в быстрых темпах развития средств автоматического регулирования. Благодаря этому в колоссальной мере возросла производительность оборудования, а управление производством получило новые неограниченные возможности.

Человек как важнейшее звено системы управления машинами и механизмами при­нимает сложнейшую информацию о ходе технологических процессов .и состоянии механизмов, осуществляя управление системой определенных действий и движений (дозировочных, следящих и т. д.) посредством так называемых органов управления. Положение человека в области материального производства, конечно, изменялось неоднократно. Было время, когда физическая сила человека была основным энерге­тическим фактором производства. По мере использования все более мощных источ­ников энергии природного окружения на смену энергетическим функциям человека пришли технологические функции — инструментальная и ручная работа на станках, машинах и других механизмах. С развитием машин и оборудования со сложными системами, с автоматическим управлением и технологические функции передаются техническим средствам, а человек корректирует и направляет их деятельность. Эта регулирующе-контрольная функция человеческого труда автоматизируется с помо­щью кибернетических устройств, и, таким образом, вслед за автоматизацией физиче­ского труда приходит автоматизация труда умственного. Однако в любых системах автоматического регулирования человек остается решающим звеном, а поэтому при проектировании самых совершенных машин учитываются критерии взаимосоответ­ствия человека и машины.

Таким образом, в технике коммуникации и автоматического регулирования про­изводственных процессов, т. е. в сферах общения и труда, в двух решающих областях человеческой деятельности, произошла встреча технических и антропологических наук. Обе группы наук не только развиваются рядом, но и все глубже взаимопрони­кают друг в друга. К ним присоединяется еще одна новейшая область техники — вы­числительная в широком смысле слова, включающая разнообразные электронно-вы­числительные устройства, «думающие» машины, автоматические средства экономи­ческого управления, планирования и учета, научного исследования и моделирования творческой деятельности человека.

Теперь технические науки входят в третью, главнейшую сферу человеческой дея­тельности. Вслед за трудом (автоматизация производства) и общением (средства ком­муникации) техника вплотную подошла к познанию, усиливая, таким образом, самые важные сущностные силы человека как субъекта труда, общения и познания. Обра­зование этих новых связей между техническими и антропологическими науками — весьма примечательное явление современности. Вряд ли кто-либо из антропологов в начале нашего столетия допускал возможность таких связей. Даже сравнительно недавно антропология и другие специальные науки о человеке (психология, анатомия и физиология человека, гигиена и т. д.) представляли собой обособленную систему наук, располагавшуюся на периферии биологии и истории.



Глава 1. Проблема человека в современной науке

В середине нашего столетия изменилось, причем весьма существенно, положение антропологических наук в общей системе биологического знания. Прежде всего сле­дует отметить формирование в качестве крупной антропологической науки теорети­ческой медицины и синтезирование в ней важнейших достижений всех биологических наук применительно к норме и патологии человеческого организма. Можно сказать, что через теоретическую медицину и все медицинские науки биология в целом все более вовлекается в научное познание человека. Вместе с тем общебиологическая и антропологическая направленность медицинских наук приводит к некоторым сущест­венным дополнениям ее предмета. Не только патология, соизмеряемая с эталонами нормы, но и сама норма, или природа здоровья, становятся предметом медико-биологических исследований, специализирующихся на анализе тех или иных пара-метров'человеческого развития. Эволюционные и генетические концепции современ­ной биологии применяются к изучению этих параметров при помощи ее аналитиче­ских методов, глубоко проникающих в природные свойства человеческого развития. Особенно важно отметить прогресс биологических наук в изучении отдельных онто­генетических свойств индивидуального развития, связанных с наследственной про­граммой и структурой филогенетического развития.

В естественных науках накоплены данные об отдельных классах природных свойств человека. Достаточно сослаться на ряд научных дисциплин, возникших в на­ше м столетии, каждая из которых точно соответствует одному из видов этих свойств.

Первой из них является возрастная физиология и морфология, именуемая иногда возрастной биологией, онтофизиологией и т. д. В ее структуру включается серия уче­ний о росте и созревании, зрелости, старении и старости (геронтология). Специальное изучение возрастных особенностей и основных фаз онтогенетического развития, как известно, составляет важную область современной психологии, подразделяющейся на «детскую», «возрастную», «генетическую». Углубленное биохимическое, биофизи­ческое, морфологическое, экспериментально-генетическое исследование возрастных особенностей позволяет определить их как первичные свойства индивида, обна­руживаемые на всех уровнях жизнедеятельности, включая молекулярный.

Второй специальной дисциплиной новейшего времени является сексология, т. е. изучение закономерностей полового диморфизма в филогенезе — онтогенезе, вклю­чая сложнейшие психофизиологические характеристики этого диморфизма у челове­ка, связанные с историей естественного разделения труда, брака и семьи, с воспитани­ем и т. д. Несомненно, на развитие сексологии сильно повлияла психоаналитическая концепция Фрейда. Однако было бы ошибочным полагать, что вся сексология содер-. жит гипертрофию либидо и состоит лишь из спекулятивных теорий. Благодаря успе­хам экспериментальной генетики, эмбриологии, эндокринологии, биохимии и других наук механизм образования пола, периодизация полового диморфизма и его влияние на общесоматическое и нервно-психическое развитие человека раскрываются с боль­шой глубиной. Имеются основания считать, что эти свойства индивида непосред­ственно связаны с его генотипической организацией и проявляются на всех уровнях жизнедеятельности и поведения.

Третья научная дисциплина новейшего времени — соматология, учение о целост­ности человеческого тела, его структурно-динамической организации, типах телосложения и т. д. В отличие от прежних учений о конституциональных типах, в



Человек как предмет познания

которых преобладало психоморфологическое параллелистическое представление, конституциональную структуру телосложения человека ныне рассматривают как со­единение гуморально-эндокринных и метаболических характеристик с более точным комплексным определением параметров морфологической структуры человеческого тела. Все большее значение придается корреляции между общесоматическими и ней-ропсихическими особенностями человека, ведущей роли центральной нервной систе­мы в общей системе нейрогуморального регулирования. В связи с развитием комп­лексных подходов к изучению человечества соматология, как и сексология, несо­мненно займет надлежащее место в системе изучения человека и законов его онтогенетического развития.

Ч е т в е р т а я научная д и с ц и п л и н а — типология высшей нервной деятельности — пол­ностью обязана своим возникновением и развитием советской науке. Физиологиче­ские и психологические исследования нейродинамических свойств человека открыли эпоху в познании природных особенностей личности. Без преувеличения можно ска­зать, что типология высшей нервной деятельности составляет самую общую основу таких наук, как психология, медицина и педагогика.

Имеются основания считать, что объекты онтофизиологии и возрастной психоло­гии, сексологии, соматологии и типологии высшей нервной деятельности — опре­деленные свойства индивида — являются исходными, первичными особенностями человеческой природы. Поэтому комплексное изучение природы человека располага­ет сводом знаний, накопленных каждой из этих дисциплин. Однако при комплексном изучении человека как индивида нельзя ограничиться суммированием сводных дан­ных, взятых из каждой дисциплины порознь. Основная и самая сложная задача — об­наружить взаимосвязи между первичными природными свойствами. Эта задача яв­ляется одной из очередных для современной прикладной антропологии, поскольку исследования разнородных взаимосвязей между первичными природными свойства­ми открывают пути для управления ими в процессе воспитания, лечения и охраны здоровья человека, а также в целях обеспечения необходимой структуры потребления в системах массового обслуживания населения.


следующая страница >>
Смотрите также:
Ананьев Борис Герасимович человек как предмет познания 3-е издание Серия «Мастера психологии»
5865.84kb.
18 стр.
Современные социологические теории 5-е издание Серия «Мастера психологии»
11055.64kb.
49 стр.
История психологии. Ответы на вопросы к экзамену 2010
791.47kb.
12 стр.
Учебная программа тем по курсу «Юридическая психология» Содержание: Тема Предмет юридической психологии
120.22kb.
1 стр.
Курс лекций Минск 2003 Содержание I. Предмет и задачи кризисной психологии 4 II. Система основных понятий кризисной психологии 5 Кризисное событие 5
3231.02kb.
40 стр.
Министерство науки и образования
351.5kb.
1 стр.
Отдел справочно-библиографической работы
58.25kb.
1 стр.
Семинаров по общей психологии 2 семестр Раздел II. Человек как субъект деятельности тема Человек и его изучение в психологии Вопросы для обсуждения
83.31kb.
1 стр.
Серия «Мастера психологии» Главный редактор Заведующий редакцией Ведущий редактор Литературный редактор Художественный редактор Обложка Корректоры Оригинал-макет
6456.54kb.
29 стр.
Методическое пособие. Тема Психология как наука. Отрасли психологии. Предмет психологии
110.12kb.
1 стр.
Тема 1 «Биология как наука. Методы научного познания. Признаки и уровни организации живой природы»
269.48kb.
1 стр.
Предмет, задачи и структура педагогической психологии
2271.14kb.
10 стр.