Главная
страница 1страница 2 ... страница 9страница 10
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

МОСКОВСКИЙ ИНСТИТУТ ОТКРЫТОГО ОБРАЗОВАНИЯ
КАФЕДРА СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫХ ДИСЦИПЛИН

О ПРЕПОДАВАНИИ ИСТОРИИ

В 2009-2010 УЧЕБНОМ ГОДУ

Методическое пособие

Москва

МИОО

ОАО «Московские учебники»

2009

О преподавании истории в 2009/2010 учебном году. Методическое по­собие. Под ред. Козленко С. И. и Саплиной Е.В. - М.: МИИО, 2009 - с.


Сведения об авторах-составителях:

Авакова Н.В. - учитель истории ГОУ ЦО №936, почетный работник общего образования;

Алексашкина Л.Н. – зав. лабораторией истории ИСМО РАО, доктор педагогических наук;

Безносов А.Э. – методист Центра исторического образования МИОО:

Бондарь С.В. – доцент кафедры социально-гуманитарных дисциплин МИОО, кандидат исторических наук;

Ведерникова А.А. – учащаяся 11 класса ГОУ СОШ №1290 с углубленным изучением иностранного языка, победитель Всероссийских олимпиад школьников по истории (2008, 2009 гг.) и обществознанию (2008, 2009 гг.);

Ганелина М.Г. – учитель истории ГОУ СОШ №684;

Захарова Е.Н. – доцент кафедры социально-гуманитарных дисциплин МИОО, почетный работник высшего профессионального образования;

Козленко С.И. – зав. кафедрой социально-гуманитарных дисциплин, директор Центра исторического образования, профессор МИОО, кандидат педагогических наук, заслуженный учитель РФ;

Костюченкова Е. И. – учитель истории ГОУ СОШ № 566;

Пучков Д.Ю. – лаборант кафедры социально-гуманитарных дисциплин, студент исторического факультета МГПУ;

Саплина Е. В. – доцент кафедры социально-гуманитарных дисциплин, зам. директора Центра исторического образования МИОО, кандидат педагогических наук, почетный работник общего образования;

Старобинская Г.И. – доцент кафедры социально-гуманитарных дисциплин МИОО, заслуженный учитель РФ;

Тороп В.В. – доцент кафедры социально-гуманитарных дисциплин МИОО, кандидат исторических наук;

Хинтинская Е.Г. – учитель истории ГОУ СОШ «Школа надомного обучения»

№ 526;


Шейнина О.Э. – учитель истории Московской гимназии на Юго-Западе № 1543.
СОДЕРЖАНИЕ
Общие вопросы

С.И. Козленко. Вступление……………………………………………….с.

Школьные учебники истории в 2009-2010 уч. г………………………… с.

Л. Н. Алексашкина. Проект. Концепция исторического образования

в средней школе……………………………………………………………..с.



В. В. Тороп. К вопросу об использовании возможностей Интернета в преподавании истории……………………………………………………… с.

С.И. Козленко. Курсовая система повышения квалификации

работников образования кафедры социально-гуманитарных дисциплин

МИОО на 2009-10 учебный год…………………………………………….с.
К 65-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.

С.И. Козленко. Изучение темы «Великая Отечественная война

1941-1945 гг.»…………………………………………………………………с.


К 1150-летию Великого Новгорода

Г.И. Старобинская, С.И. Козленко. Методические рекомендации по

проведению мероприятий в образовательных учреждениях



к 1150-летию Великого Новгорода. С.В. Бондарь, Д. Ю. Пучков,

В.В. Тороп. Информационно-справочные материалы………………………с.

А.А. Ведерникова. Сочинение-эссе об исторической роли варягов

на Руси………………………………………………………………………… с.


Из опыта работы

Е.И. Костюченкова. Нетрадиционные приёмы организации познавательной деятельности учащихся на уроке………………………………………………...с.

Е.Г. Хинтинская. Использование информационных технологий в

преподавании истории……………………………………………………………с.



М.Г. Ганелина. Интерактивные методы обучения истории………………….с.

О.Э. Шейнина. Музейная педагогика – средство расширения возможностей учителя в учебной и воспитательной деятельности в профильной школе……с.

А.Э. Безносов. Символика России и гражданско-патриотическое

воспитание в работе учителей социально-гуманитарных дисциплин………..с.


Подготовка учащихся к ЕГЭ по истории

Е.Н.Захарова. Подготовка к единому государственному экзамену………… с.

Е.В. Саплина. ЕГЭ по истории: проблемы, трудности, пути преодоления…..с.


Н.В. Авакова. Проектирование современных уроков истории

и обществознания в условиях профильной школы ……………………………..с.


Информация о конкурсе…………………………………………………………..с.


Общие вопросы

С.И. Козленко
Вступление
Историческое образование в школе занимает особое место. В этом находит отражение внимание к истории, прежде всего истории Отечества, российского общества, властей, практически любого российского гражданина.

Заинтересованность в историческом образовании учащихся обусловлено тем, что оно:



  • во-первых, является системообразующим в решении задач становления учащихся как патриотов своей страны, граждан России в наиболее важный период их социализации;

  • во-вторых, уровень исторического образования человека в значительной степени определяет его общекультурный уровень;

  • в-третьих, вопросы исторического прошлого страны являются полем формирования единых мировоззренческих позиций школьников со старшими поколениями российских граждан;

  • в-четвертых, именно с повышением качества исторического образования учащихся как основой будущего страны связаны ожидания обществом стабильности в его развитии, согласия в социуме.


О содержании методического пособия
Эволюция учебного предмета «История» в последнее десятилетия XX и в первое десятилетие XXI вв. несомненна, но противоречива и дискуссионна.

В ближайшее время общественности, профессионалам будет предложен для обсуждения школьный стандарт нового поколения, программы преподавания предметов, составляющих основу общего среднего образования.

Предложенное методическое пособие подготовлено в сроки, которые не позволили отразить в нем перечисленные материалы.

Но в данном в издании дается для ознакомления и обсуждения проект «Концепции преподавания истории в средней школе», написанный известным специалистов Л.Н. Алексашкиной – зав. лабораторией истории ИСМО РАО, доктором педагогических наук. Данный проект несомненно вызовет интерес учителей истории, даст богатую пищу для размышления.

В методическом пособии нашел отражение факт введения ЕГЭ по истории в штатном режиме после нескольких лет эксперимента. В него включены материалы, которые, по мнению составителей, помогут педагогам в организации практики подготовки учащихся к ЕГЭ.

Центральной темой урочной и внеурочной работы в новом учебном году по истории будет 65-летие Победы Советского Союза в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. В пособие включены материалы по ее планированию в 9 и 11 классах в курсе истории России. Здесь же представлен обширный список литературы по содержанию темы и методике ее раскрытия.

Другой важной исторической датой является 1150-летие Великого Новгорода. Методические рекомендации, данные в этой книге, выходят за рамки работы учителя истории. Они могут использоваться в работе классного руководителя, независимо от того предмета, который он ведет в школе. С целью информирования педагогов о данной разработке ее предлагается разместить на сайте МИОО: http://www.mioo.ru/

В методическом пособии нашли отражение традиционно важные для учителя материалы по современным образовательным технологиям, применяемым в школе.

Кафедра социально-гуманитарных дисциплин МИОО полагает очень важным осознанный выбор учебной группы среди тех, которые открываются в новом учебном году, педагогами, готовящимися к обучение в нашем институте. Поэтому значительное внимание уделено в книге формированию курсовой системы повышения квалификации учителей истории, обществознания и права.

Надеемся, что найдутся учителя, которых заинтересует информация о предполагаемом открытии на факультете переподготовки МИОО отделения истории. Профессиональная переподготовка специалистов в МИОО проводится по учебным планам и программам, рассчитанным на 1000–1600 часов аудиторных занятий (на базе имеющегося высшего образования). Выпускники факультета получают диплом о профессиональной переподготовке установленного образца, который удостоверяет право специалиста на ведение профессиональной деятельности в сфере образования с присвоением соответствующей квалификации.


О месте истории в Базисном учебном плане Москвы на 2009-2010 уч. г.
В новом учебном году образовательные учреждения Москвы будут работать на основе Базисного учебного плана (БУПа), созданного в соответствии с Федеральным БУПом, который использовался два последних года. В связи с этим напомним его основные положения, касающиеся предмета «История».

В основной школе образовательная область «Социальные науки» предполагает изучение учебных предметов «История», «Обществознание», «География» и может включать в себя со­держательные разделы «Москвоведение», «Экономика», «Пра­во», «ОБЖ».



Минимальный объем изучения предмета «История» при этом составляет 340 часов за все классы основной школы при та­ком распределении по годам обучения:

  • 5 класс - 2 часа в неделю;

  • 6 класс - 2 часа в неделю;

  • 7 класс - 2 часа в неделю;

  • 8 класс - 2 часа в неделю;

  • 9 класс - 2 часа в неделю.

В старшей школе реализуется модель профильного обуче­ния Федерального БУПа. Все предметы, которые изучаются уча­щимися при этой модели, делятся на три части:

  1. Базовые.

  2. Профильные (профильными и базовыми предметами являются разные дисциплины в зависимости от избранного профиля).

3) Элективные курсы (включенные в компонент образова­тельного учреждения), которые учащиеся могут выбирать в со­ответствии с индивидуальным профилем образования.

Количество часов, которые предлагаются для преподавания предмета «История» в старшей школе следующее:



  • на базовом уровне за два года 10-11 класса – 170 часов, т.е. 5 недельных часов за два года. Рекомендуется, учитывая особую сложность материалов истории ХХ - начала XXI века, сложив­шуюся практику, при которой задания ЕГЭ по истории за курс средней школы на 50% выстраиваются по содержанию названно­го периода, необходимости предэкзаменационного повторения в выпускном классе, распределить учебные часы таким образом: 2 часа в неделю в 10 классе; 3 часа в неделю в 11 классе.

  • на профильном уровне за два года 10-11 класса – 272 часа, т.е. 8 недельных часов за 10-11 классы. Распределение часов по годам зависит от избранного профиля, но рекомендуется и в этом случае учитывать факторы, которые были названы при рассказе о базовом уровне преподавания курса в старших классах.

При определении содержания, форм и методов, выборе пе­дагогических технологий преподавания истории на профильном уровне важно исходить как из общих целей исторического обра­зования на обоих уровнях изучения истории, среди которых на первом месте – вопросы патриотического, гражданского и нрав­ственного воспитания учащихся, так и из отличий исторической подготовки учащихся в профильной школе:

  • выработки у учащихся более развитых способностей ос­мысливать события прошлого и настоящего в историческом контексте;

  • развития умений выпускников анализировать события про­шлого и настоящего с привлечением источниковедческих и историографических знаний;

  • развития у учащихся навыков определения и аргументации своего отношения к историческим версиям и оценкам, опы­та рассмотрения и обсуждения дискуссионных проблем ис­тории и современности;

  • подготовки учащихся к профессиональному образованию посредством обучения формам и методам учебного процес­са, проведения текущей и итоговой аттестации, на которые ориентирована высшая школа;

  • ознакомления школьников с профессиями, относящимися к социально-гуманитарному направлению человеческой дея­тельности, наиболее выдающимися их представителями.

Вопросы источниковедческих знаний в стандарте по исто­рии профильной школы четко определены через умения работы с историческими источниками:

  • проводить комплексный поиск исторической информации в источниках разного типа;

  • осуществлять внешнюю и внутреннюю критику источника (характеризовать авторство источника, время, обстоятель­ства, цели его создания, степень достоверности);

  • классифицировать исторические источники по типу ин­формации;

  • использовать при поиске и систематизации исторической информации методы электронной обработки, отображе­ния информации в различных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд) и перевода информации из одной знаковой системы в другую;

  • различать в исторической информации факты и мнения, описания и объяснения, гипотезы и теории.

Важно обратить внимание на формулирование в действую­щем стандарте дискуссионных проблемы истории России и Все­общей истории:

История России - дискуссии о:



  • прародине славян;

  • происхождении Древнерусского государства;

  • уровне социально-экономического развития Древней Руси;

  • путях и центрах объединения русских земель;

  • характере опричнины;

  • причинах Смуты;

  • характере социальных движений в России во второй поло­вине XVII веке;

  • новом периоде русской истории и предпосылках преобра­зования общественного строя;

  • месте и роли петровских реформ в истории России;

  • движении декабристов;

  • роли и месте России в мировой экономике начала XX века;

  • причинах, характере и хронологических рамках Граждан­ской войны;

  • новой экономической политике;

- роли СССР во Второй мировой войне и решении вопросов
о послевоенном устройстве мира;

  • «холодной войне», о ее причинах и характере. Дискуссии о Всеобщей истории:

  • о проблеме прогресса в истории.

  • о проблеме современных концепциях происхождения че­ловека и общества.

  • о проблеме религиозных версиях протоистории человече­ства.

  • о проблеме цивилизационного синтеза (эллини­стический мир; Рим и варвары).

  • о проблеме уникальности европейского средневекового общества.

  • о проблеме исторической природе процесса модернизации.

  • о проблеме понятии «Новейшая история».

  • о проблеме тоталитаризме.

  • о проблеме периодизации научно-технической революции.

  • о проблеме «мирового Юга».

  • о проблеме кризисе политической идеологии и представи­тельной демократии на рубеже XX-XXI веков.

Перечисленные дискуссионные вопросы не исчерпывают те проблемы, которые могут и должны быть вынесены на обсужде­ния на школьных занятиях.

Обращаем внимание на то, что в объяснительной записке к Московскому региональному БУПу указано, что в старших клас­сах: «В предмете «История» могут быть выделены предметы «История России» и «Всеобщая история». Рекомендуется вести раздельную аттестацию по указанным предметам».



Школьные учебники истории в 2009-2010 уч. г.
Федеральный перечень учебников утвержден приказом Министерства образования и и науки Российской Федерации от 9 декабря 2008 г. № 379.

Обращаем внимание на то, что в соответствии с норматив­ными документами учащимся должна быть обеспечена возмож­ность работать только с учебниками, входящими в Федеральный перечень на соответствующий учебный год.



Федеральные перечень включает учебники, «рекомендован­ные» и «допущенные», что не является результатом сравнительной характеристики их качества, а показывает завершенность линии издательства в выпуске учебников для преподавания предмета на стадии общего образования (учебники рекомендованные) или незавершенность этой линии (учебники допущенные).
ИЗ ФЕДЕРАЛЬНОГО ПЕРЕЧЕНЯ УЧЕБНИКОВ,

РЕКОМЕНДОВАННЫХ МИНИСТЕРСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ В

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ, НА 2009/2010 УЧЕБНЫЙ ГОД


№ п/п

Авторы, название учебника

класс

Издательство

ОСНОВНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ

История

508

Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С. История Древнего мира

5

Просвещение

509

Агибалова Е.В., Донской Г.М. История Средних веков

6

Просвещение

510

Юдовская А.Я., Баранов П.А., Ванюшкина Л.М. Всеобщая история. История нового времени

7

Просвещение

511

Юдовская А.Я., Баранов П.А., Ванюшкина Л.М. Всеобщая история. История нового времени

8

Просвещение

512

Сороко-Цюпа О.С, Сороко-Цюпа А.О. Всеобщая история. Новейшая история

9

Просвещение

513

Головина В.А., Кошеленко Г.А., Уколова В.И. и др. под ред. Бонгард-Левина Г.М. Всеобщая история. История Древнего мира.

5

Мнемозина

514

Сухов В.В., Морозов А.Ю., Абдулаев Э.Н. под ред. Данилевского И.Н. и Волобуева О.В. Всеобщая история. История Средних веков

6

Мнемозина

515

Намазова А.С, Захарова Е.Н. Всеобщая история. История нового времени

7

Мнемозина

516

Намазова А.С., Захарова Е.Н. Всеобщая история. История нового времени

8

Мнемозина




517

Алексашкина Л.Н. Всеобщая история. Новейшая история

9

Мнемозина




518

Данилов Д.Д. и др. Всеобщая история. История Древнего мира

5

Баласс




519

Данилов Д.Д. и др. Всеобщая история. История Средних веков

6

Баласс




520

Данилов Д.Д. и др. Всеобщая история. История Нового времени.

7

Баласс




521

Данилов Д.Д. и др. Всеобщая история. История Нового времени.

8

Баласс




522

Данилов Д.Д., Кузнецов А.В., Кузнецова С.С. и др. Всеобщая история. История новейшего времени

9

Баласс




523

Колпаков С.В., Селунская Н.А. Всеобщая история. История Древнего мира

5

Дрофа




524

Пономарев М.В., Абрамов А.В., Тырин С.В. Всеобщая история. История Средних веков

6

Дрофа




525

Ведюшкин В.А., Бурин СН. Всеобщая история. История Нового времени

7

Дрофа




526

Ведюшкин В.А., Бурин С.Н. Всеобщая история. История Нового времени

8

Дрофа




527

Шубин А.В. Всеобщая история. Новейшая история

9

Дрофа




528

Михайловский Ф.А. Всеобщая история. История Древнего мира

5

Русское слово




529

Бойцов М.А., Шукуров P.M. Всеобщая история. История Средних веков

6

Русское слово




530

Дмитриева О.В. Всеобщая история. История Нового времени

7

Русское слово




531

Загладин Н.В. Всеобщая история. История Нового времени

8

Русское слово




532

Загладин Н.В. Всеобщая история. Новейшая история

9

Русское слово




533

Уколова В.И., Маринович Л.П. под ред. Чубарьяна А.О. История Древнего мира

5

Просвещение




534

Ведюшкин В.А. под ред. Чубарьяна А.О. История Средних веков

6

Просвещение




535

Ревякин А.В. под ред. Чубарьяна А.О. Всеобщая история. История Нового времени

7

Просвещение




536

Ревякин А.В. под ред. Чубарьяна А.О. Всеобщая история. История Нового времени

8

Просвещение




537

Сергеев Е.Ю. под ред. Чубарьяна А.О. Всеобщая история. Новейшая история

9

Просвещение




538

Данилевский И.Н., Андреев И.Л. История России

6

Мнемозина




539

Андреев И.Л., Данилевский И.Н. История России

7

Мнемозина




540

Ионов И.Н., Захарова Е.Н. под ред. Данилевского И.Н. История России

8

Мнемозина




541

Сухов В.В., Морозов А.Ю., Абдулаев Э.Н. под ред. Данилевского И.Н. История России

9

Мнемозина




542

Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России

6

Просвещение




543

Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России

7

Просвещение




544

Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России

8

Просвещение




545

Данилов А.А., Косулина Л.Г., Брандт М.Ю. История России

9

Просвещение




546

Пчелов Е.В. История России

6

Русское слово




547

Пчелов Е.В. История России

7

Русское слово




548

Сахаров А.Н., Боханов А.Н. История России

8

Русское слово




549

Загладин Н.В., Минаков СТ., Козленко СИ. и др. История России

9

Русское слово




550

Сахаров А.Н. История России

6

Просвещение




551

Сахаров А.Н. История России

7

Просвещение




552

Левандовский А.А. под ред. Сахарова А.Н. История России

8

Просвещение




553

Шестаков В.А., Горинов М.М., Вяземский Е.Е. под ред. Сахарова А.Н. История России

9

Просвещение




554

Черникова Т.В. История России

6

Дрофа




555

Черникова Т.В. История России

7

Дрофа




556

Ляшенко Л.М. История России

8

Дрофа




557

Волобуев О.В., Журавлев В.В., Ненароков А.П., Степанищев А.Т. История России

9

Дрофа




СРЕДНЕЕ (ПОЛНОЕ) ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ

История




845

Алексашкина Л.Н., Головина В.А. Всеобщая история (базовый и профильный уровни)

10

Мнемозина




846

Алексашкина Л.Н. Всеобщая история (базовый и профильный уровни)

11

Мнемозина




847

Уколова В.И., Ревякин А.В. под ред. Чубарьяна А.О. Всеобщая история. Новейшая история (базовый и профильный уровни)

10

Просвещение




848

Улунян А.А., Сергеев Е.Ю. под ред. Чубарьяна А.О. Всеобщая история. Новейшая история (базовый и профильный уровни)

11

Просвещение




849

Загладин Н.В., Симония Н.А. Всеобщая история (базовый и профильный уровни)

10

Русское слово




850

Загладин Н.В. Всеобщая история (базовый и профильный уровни)

11

Русское слово




851

Андреев И.Л., Данилевский И.Н., Кириллов В.В. под ред. Данилевского И.Н., Волобуева О.В. История России (базовый уровень)

10

Мнемозина




852

Волобуев О.В., Кулешов СВ. под ред. Данилевского И.Н. История России (базовый уровень)

11

Мнемозина




853

Борисов Н.С История России (базовый уровень)

10

Просвещение




854

Левандовский А.А. История России (базовый уровень)

10

Просвещение




855

Левандовский А.А., Щетинов Ю.А., Мироненко СВ. История России (базовый уровень)

11

Просвещение




856

Журавлева О.Н., Пашкова Т.И., Кузин Д.В. под ред. Ганелина Р.Ш. История России (базовый уровень)

10

ВЕНТАНА-ГРАФ




857

Измозик B.C., Рудник СН. под ред. Ганелина Р.Ш. История России (базовый уровень)

11

ВЕНТАНА-ГРАФ




858

Павленко Н.И., Андреев И.Л., Ляшенко Л.М. под ред. Киселева А.Ф. История России (базовый уровень)

10

Дрофа




859

Киселев А.Ф., Попов В.П. История России (базовый уровень)

11

Дрофа




860

Сахаров А.Н., Боханов А.Н. История России (базовый и профильный уровни)

10

Русское слово




861

Сахаров А.Н., Буганов В.И.; Буганов В.И., Зырянов П.Н. под ред. Сахарова А.Н. История России (профильный уровень)

10

Просвещение




862

Загладин Н.В., Козленко СИ., Минаков С.Т. и др. История России (базовый и профильный уровни)

11

Русское слово




863

Шестаков В.А. под ред. Сахарова А.Н. История России (профильный уровень)

11

Просвещение




864

Данилов А.А., Косулина Л.Г., Брандт М.Ю. История (базовый уровень)

10

Просвещение




865

Алексашкина Л.Н., Данилов А.А., Косулина Л.Г. История (базовый уровень)

11

Просвещение




866

Волобуев О.В., Клоков В.А., Пономарев М.В. и др. История (базовый уровень)

10

Дрофа

867

Волобуев О.В., Клоков В.А., Пономарев М.В. и др. История (базовый уровень)

11

Дрофа

868

Загладин Н.В., Симония Н.А. История (базовый уровень)

10

Русское слово

869

Загладин Н.В., Симония Н.А. История (базовый уровень)

11

Русское слово

870

Чудинов А.В., Гладышев А.В., Степанов Ю.Г. и др. под ред. Чудинова А.В., Гладышева А.В. История (базовый уровень)

10

Академия

871

Чудинов А.В., Гладышев А.В., Степанов Ю.Г. и др. под ред. Чудинова А.В., Гладышева А.В. История (базовый уровень)

11

Академия


следующая страница >>
Смотрите также:
О преподавании истории в 2009-2010 учебном году
2834.98kb.
10 стр.
О преподавании обществознания в 2009-2010 учебном году
2829.69kb.
14 стр.
Календарно-тематическое планирование учебного материала по литературе на 2009-2010 учебный год 7 класс
188.86kb.
1 стр.
Календарно-тематическое планирование учебного материала по литературе на 2009-2010 учебный год 11 класс
301.18kb.
1 стр.
Инструктивно-методическое письмо о преподавании географии в 2009 2010 учебном году в общеобразовательных учреждениях Белгородской области
708.53kb.
3 стр.
О преподавании «Географии»в общеобразовательных учреждениях Ярославской области в 2009-2010 учебном году
225.94kb.
1 стр.
Инструктивно-методическое письмо «О преподавании предмета «Физическая культура»
858.43kb.
3 стр.
Инструктивно-методическое письмо «О преподавании химии в 2010-2011 учебном году в общеобразовательных учреждениях Белгородской области»
733.46kb.
5 стр.
Дата Мероприятие Ответственный Август Педагогический совет «Анализ работы в2008-2009 учебном году. Задачи на 2009-2010 учебный год»
48.71kb.
1 стр.
О преподавании «Музыки» в общеобразовательных учреждениях Ярославской области в 2009-2010 учебном году
684.67kb.
5 стр.
Инструктивно-методическое письмо Министерства образования Республики Беларусь
95.67kb.
1 стр.
Тестирование по истории к военно-спортивной игре «зарница» в 2009/2010 учебном году
36.3kb.
1 стр.