Главная Другое
Экономика Финансы Маркетинг Астрономия География Туризм Биология История Информатика Культура Математика Физика Философия Химия Банк Право Военное дело Бухгалтерия Журналистика Спорт Психология Литература Музыка Медицина |
страница 1страница 2 ... страница 9страница 10 МОСКОВСКИЙ ИНСТИТУТ ОТКРЫТОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАФЕДРА СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫХ ДИСЦИПЛИН О ПРЕПОДАВАНИИ ИСТОРИИ В 2009-2010 УЧЕБНОМ ГОДУ Методическое пособие Москва МИОО ОАО «Московские учебники» 2009 О преподавании истории в 2009/2010 учебном году. Методическое пособие. Под ред. Козленко С. И. и Саплиной Е.В. - М.: МИИО, 2009 - с. Сведения об авторах-составителях: Авакова Н.В. - учитель истории ГОУ ЦО №936, почетный работник общего образования; Алексашкина Л.Н. – зав. лабораторией истории ИСМО РАО, доктор педагогических наук; Безносов А.Э. – методист Центра исторического образования МИОО: Бондарь С.В. – доцент кафедры социально-гуманитарных дисциплин МИОО, кандидат исторических наук; Ведерникова А.А. – учащаяся 11 класса ГОУ СОШ №1290 с углубленным изучением иностранного языка, победитель Всероссийских олимпиад школьников по истории (2008, 2009 гг.) и обществознанию (2008, 2009 гг.); Ганелина М.Г. – учитель истории ГОУ СОШ №684; Захарова Е.Н. – доцент кафедры социально-гуманитарных дисциплин МИОО, почетный работник высшего профессионального образования; Козленко С.И. – зав. кафедрой социально-гуманитарных дисциплин, директор Центра исторического образования, профессор МИОО, кандидат педагогических наук, заслуженный учитель РФ; Костюченкова Е. И. – учитель истории ГОУ СОШ № 566; Пучков Д.Ю. – лаборант кафедры социально-гуманитарных дисциплин, студент исторического факультета МГПУ; Саплина Е. В. – доцент кафедры социально-гуманитарных дисциплин, зам. директора Центра исторического образования МИОО, кандидат педагогических наук, почетный работник общего образования; Старобинская Г.И. – доцент кафедры социально-гуманитарных дисциплин МИОО, заслуженный учитель РФ; Тороп В.В. – доцент кафедры социально-гуманитарных дисциплин МИОО, кандидат исторических наук; Хинтинская Е.Г. – учитель истории ГОУ СОШ «Школа надомного обучения» № 526;
Шейнина О.Э. – учитель истории Московской гимназии на Юго-Западе № 1543. СОДЕРЖАНИЕ Общие вопросы С.И. Козленко. Вступление……………………………………………….с. Школьные учебники истории в 2009-2010 уч. г………………………… с. Л. Н. Алексашкина. Проект. Концепция исторического образования в средней школе……………………………………………………………..с. В. В. Тороп. К вопросу об использовании возможностей Интернета в преподавании истории……………………………………………………… с. С.И. Козленко. Курсовая система повышения квалификации работников образования кафедры социально-гуманитарных дисциплин МИОО на 2009-10 учебный год…………………………………………….с.
1941-1945 гг.»…………………………………………………………………с. К 1150-летию Великого Новгорода Г.И. Старобинская, С.И. Козленко. Методические рекомендации по проведению мероприятий в образовательных учреждениях к 1150-летию Великого Новгорода. С.В. Бондарь, Д. Ю. Пучков, В.В. Тороп. Информационно-справочные материалы………………………с. А.А. Ведерникова. Сочинение-эссе об исторической роли варягов на Руси………………………………………………………………………… с. Из опыта работы Е.И. Костюченкова. Нетрадиционные приёмы организации познавательной деятельности учащихся на уроке………………………………………………...с. Е.Г. Хинтинская. Использование информационных технологий в преподавании истории……………………………………………………………с. М.Г. Ганелина. Интерактивные методы обучения истории………………….с. О.Э. Шейнина. Музейная педагогика – средство расширения возможностей учителя в учебной и воспитательной деятельности в профильной школе……с. А.Э. Безносов. Символика России и гражданско-патриотическое воспитание в работе учителей социально-гуманитарных дисциплин………..с. Подготовка учащихся к ЕГЭ по истории Е.Н.Захарова. Подготовка к единому государственному экзамену………… с. Е.В. Саплина. ЕГЭ по истории: проблемы, трудности, пути преодоления…..с.Н.В. Авакова. Проектирование современных уроков истории и обществознания в условиях профильной школы ……………………………..с. Информация о конкурсе…………………………………………………………..с. Общие вопросы С.И. Козленко Вступление Историческое образование в школе занимает особое место. В этом находит отражение внимание к истории, прежде всего истории Отечества, российского общества, властей, практически любого российского гражданина. Заинтересованность в историческом образовании учащихся обусловлено тем, что оно:
О содержании методического пособия Эволюция учебного предмета «История» в последнее десятилетия XX и в первое десятилетие XXI вв. несомненна, но противоречива и дискуссионна. В ближайшее время общественности, профессионалам будет предложен для обсуждения школьный стандарт нового поколения, программы преподавания предметов, составляющих основу общего среднего образования. Предложенное методическое пособие подготовлено в сроки, которые не позволили отразить в нем перечисленные материалы. Но в данном в издании дается для ознакомления и обсуждения проект «Концепции преподавания истории в средней школе», написанный известным специалистов Л.Н. Алексашкиной – зав. лабораторией истории ИСМО РАО, доктором педагогических наук. Данный проект несомненно вызовет интерес учителей истории, даст богатую пищу для размышления. В методическом пособии нашел отражение факт введения ЕГЭ по истории в штатном режиме после нескольких лет эксперимента. В него включены материалы, которые, по мнению составителей, помогут педагогам в организации практики подготовки учащихся к ЕГЭ. Центральной темой урочной и внеурочной работы в новом учебном году по истории будет 65-летие Победы Советского Союза в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. В пособие включены материалы по ее планированию в 9 и 11 классах в курсе истории России. Здесь же представлен обширный список литературы по содержанию темы и методике ее раскрытия. Другой важной исторической датой является 1150-летие Великого Новгорода. Методические рекомендации, данные в этой книге, выходят за рамки работы учителя истории. Они могут использоваться в работе классного руководителя, независимо от того предмета, который он ведет в школе. С целью информирования педагогов о данной разработке ее предлагается разместить на сайте МИОО: http://www.mioo.ru/ В методическом пособии нашли отражение традиционно важные для учителя материалы по современным образовательным технологиям, применяемым в школе. Кафедра социально-гуманитарных дисциплин МИОО полагает очень важным осознанный выбор учебной группы среди тех, которые открываются в новом учебном году, педагогами, готовящимися к обучение в нашем институте. Поэтому значительное внимание уделено в книге формированию курсовой системы повышения квалификации учителей истории, обществознания и права. Надеемся, что найдутся учителя, которых заинтересует информация о предполагаемом открытии на факультете переподготовки МИОО отделения истории. Профессиональная переподготовка специалистов в МИОО проводится по учебным планам и программам, рассчитанным на 1000–1600 часов аудиторных занятий (на базе имеющегося высшего образования). Выпускники факультета получают диплом о профессиональной переподготовке установленного образца, который удостоверяет право специалиста на ведение профессиональной деятельности в сфере образования с присвоением соответствующей квалификации. О месте истории в Базисном учебном плане Москвы на 2009-2010 уч. г. В новом учебном году образовательные учреждения Москвы будут работать на основе Базисного учебного плана (БУПа), созданного в соответствии с Федеральным БУПом, который использовался два последних года. В связи с этим напомним его основные положения, касающиеся предмета «История». В основной школе образовательная область «Социальные науки» предполагает изучение учебных предметов «История», «Обществознание», «География» и может включать в себя содержательные разделы «Москвоведение», «Экономика», «Право», «ОБЖ». Минимальный объем изучения предмета «История» при этом составляет 340 часов за все классы основной школы при таком распределении по годам обучения:
В старшей школе реализуется модель профильного обучения Федерального БУПа. Все предметы, которые изучаются учащимися при этой модели, делятся на три части:
3) Элективные курсы (включенные в компонент образовательного учреждения), которые учащиеся могут выбирать в соответствии с индивидуальным профилем образования. Количество часов, которые предлагаются для преподавания предмета «История» в старшей школе следующее:
При определении содержания, форм и методов, выборе педагогических технологий преподавания истории на профильном уровне важно исходить как из общих целей исторического образования на обоих уровнях изучения истории, среди которых на первом месте – вопросы патриотического, гражданского и нравственного воспитания учащихся, так и из отличий исторической подготовки учащихся в профильной школе:
Вопросы источниковедческих знаний в стандарте по истории профильной школы четко определены через умения работы с историческими источниками:
Важно обратить внимание на формулирование в действующем стандарте дискуссионных проблемы истории России и Всеобщей истории: История России - дискуссии о:
- роли СССР во Второй мировой войне и решении вопросов о послевоенном устройстве мира;
Перечисленные дискуссионные вопросы не исчерпывают те проблемы, которые могут и должны быть вынесены на обсуждения на школьных занятиях. Обращаем внимание на то, что в объяснительной записке к Московскому региональному БУПу указано, что в старших классах: «В предмете «История» могут быть выделены предметы «История России» и «Всеобщая история». Рекомендуется вести раздельную аттестацию по указанным предметам». Школьные учебники истории в 2009-2010 уч. г. Федеральный перечень учебников утвержден приказом Министерства образования и и науки Российской Федерации от 9 декабря 2008 г. № 379. Обращаем внимание на то, что в соответствии с нормативными документами учащимся должна быть обеспечена возможность работать только с учебниками, входящими в Федеральный перечень на соответствующий учебный год. Федеральные перечень включает учебники, «рекомендованные» и «допущенные», что не является результатом сравнительной характеристики их качества, а показывает завершенность линии издательства в выпуске учебников для преподавания предмета на стадии общего образования (учебники рекомендованные) или незавершенность этой линии (учебники допущенные). ИЗ ФЕДЕРАЛЬНОГО ПЕРЕЧЕНЯ УЧЕБНИКОВ, РЕКОМЕНДОВАННЫХ МИНИСТЕРСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ, НА 2009/2010 УЧЕБНЫЙ ГОД
ОСНОВНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ
СРЕДНЕЕ (ПОЛНОЕ) ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Смотрите также: О преподавании истории в 2009-2010 учебном году
2834.98kb.
10 стр.
О преподавании обществознания в 2009-2010 учебном году
2829.69kb.
14 стр.
Календарно-тематическое планирование учебного материала по литературе на 2009-2010 учебный год 7 класс
188.86kb.
1 стр.
Календарно-тематическое планирование учебного материала по литературе на 2009-2010 учебный год 11 класс
301.18kb.
1 стр.
Инструктивно-методическое письмо о преподавании географии в 2009 2010 учебном году в общеобразовательных учреждениях Белгородской области
708.53kb.
3 стр.
О преподавании «Географии»в общеобразовательных учреждениях Ярославской области в 2009-2010 учебном году
225.94kb.
1 стр.
Инструктивно-методическое письмо «О преподавании предмета «Физическая культура»
858.43kb.
3 стр.
Инструктивно-методическое письмо «О преподавании химии в 2010-2011 учебном году в общеобразовательных учреждениях Белгородской области»
733.46kb.
5 стр.
Дата Мероприятие Ответственный Август Педагогический совет «Анализ работы в2008-2009 учебном году. Задачи на 2009-2010 учебный год»
48.71kb.
1 стр.
О преподавании «Музыки» в общеобразовательных учреждениях Ярославской области в 2009-2010 учебном году
684.67kb.
5 стр.
Инструктивно-методическое письмо Министерства образования Республики Беларусь
95.67kb.
1 стр.
Тестирование по истории к военно-спортивной игре «зарница» в 2009/2010 учебном году 36.3kb.
1 стр.
|