Главная
страница 1 ... страница 5страница 6страница 7страница 8страница 9страница 10
Тема: УСОБИЦЫ. ЛЮБЕЧСКИЙ СЪЕЗД.

ВЛАДИМИР МОНОМАХ.

(10 класс).

Обеспечение: учебник А. Н. Сахарова «История России».

Ты начинаешь изучать важный и противоречивый этап российской истории. Попробуй сформировать свое отношение к нему, выяснить, какое значение он имел для дальнейшей судь­бы русского народа. В твоем распоряжении § 11 и 12 учебника.



Шаг первый. Работаем с разделом «Половцы». Продолжи фразу: «Половцы -это ...».

Шаг второй. Сформулируй к этому же разделу вопрос, который бы начинался бы со слова «Как...».

Шаг третий. Составь альтернативный тест к разделу «Ярославичи против Ярославичей».

Шаг четвертый. Обучение в паре. Реши тест, составленный твоим товарищем.

Шаг пятый. Используя материалы разделов «Начало военной деятельности Владимира Мономаха» и «Святополк Изяславич», составь к ним задание, начинающееся словом «Сравните...».

Шаг шестой. Используя материал раздела «Битва у Треполя», сформулируй задание, начинающееся вопросом «Почему...».

Шаг седьмой. Используя материал всего § 11, составь тест на соответствие.

Шаг восьмой. Обучение в паре. Реши тест, составленный твоим товарищем.

Шаг девятый. Переходим к изучению § 12. Используя материал первых двух разделов, составь тест на восстановление со­ответствия.

Шаг десятый. Обучение в паре. Реши тест, составленный твоим товарищем.

Шаг одиннадцатый. Используя материал раздела «Трагедия 1096-1097гг.», составь вопрос, начинающийся со слов «В чем причины...».

Шаг двенадцатый. Используя материал разделов «Письмо Мономаха Олегу» и «Любечский съезд», составь тест на состав­ление последовательности событий.

Шаг тринадцатый. Обучение в паре. Реши тест, составленный твоим товарищем.

Шаг четырнадцатый. Используя материал раздела «Крестовый поход в степь 1111 г.», сформулируй самостоятельное задание к нему.

Шаг пятнадцатый. Обучение в паре. Реши тест, составленный твоим товарищем.

Шаг шестнадцатый. Ты ознакомился с материалом двух параграфов. Сформулируй свое отношение к изученному по следующей формуле:

«Я считаю, что феодальные междоусобицы на Руси...

Потому, что...

Я могу это доказать это на примере...

Исходя из этого, я делаю вывод о том, что раздробленность на Руси...».
Тема: РАСПАД ДРЕВНЕРУССКОГО ГОСУДАРСТВА

(10 класс)

Сегодня мы завершаем изучение периода феодальной раздробленности Древней Руси. На этом уроке тебе предстоит не только ознакомиться с особенностями развития еще одного из регионов страны, но и подвести определенные итоги, обобщения, аналогии. В твоем распоряжении § 14. Для выполнения ряда заданий тебе придется вспомнить материал предыдущих параграфов. Какие цели стоят перед тобой?



  • Знать: дату основания Москвы, годы правления Андрея Боголюбского, Всеволода Большое Гнездо;

  • найти и объяснить причины возвышения Владимиро-Суздальского княжества, особенности правления владимирских князей;

  • сделать выводы о значении политики централизации князей Северо-Восточной Руси, о том, какое значение имел период раздробленности для российской истории.

Шаг первый. Сформулируй вопрос к разделу «Владимиро-Суздальское княжество», который бы начинался со слова «Почему...?».

Шаг второй. Используя материал всего параграфа, восстанови недостающие звенья цепочки:

Владимир Мономах -... -... - Всеволод Большое Гнездо.



Шаг третий. Дай сравнительную характеристику Юрию Долгорукому и Андрею Боголюбскому по формуле «Пять строчек».(синквэйн)

Шаг четвертый. Составь альтернативный тест по разделу «Андрей Боголюбский».

Шаг пятый. Работа в паре. Реши тест своего товарища. Познакомь его со своим тестом.

Шаг шестой. Используя материал последнего раздела параграфа, дай определение слову дворяне. Дворяне - это ...

Шаг седьмой. Продолжи предложения:

  1. «Я считаю, что Всеволод Большое Гнездо...»;

  2. «Потому, что ...».

Шаг восьмой. Дополни одним предложением «Хронику человечества» ХI-ХIII вв.

Франция. Образованное по Верденскому договору 843г. Зап.Франкское королевство занимало приблизительно территорию современной Франции; в X в. страна стала называться Францией. До середины ХП в. господствовала феодальная раздробленность.

Англия. После нормандского завоевания Англии в 1066 г. завершился процесс феодализации, сопровождавшийся политиче­ским объединением страны и централизацией государственной власти.

Германия. В 962 г. с завоеванием германским королем Отгоном I Северной и Средней Италии образовалась Священная Римская империя (до 1806). В Х-ХУ вв. была захвачена часть земель славян и прибалтийских народов. Децентрализация Гер­мании началась в ХУI-ХУIIвв.

Италия. Характерной формой итальянского средневекового государства являлись города-государства с республиканским строем.

Россия.

-----------------------------------------------------------------------------
Шаг девятый. Заполни следующую схему:







Тема: ВНУТРЕННЯЯ И ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА ВЛАДИМИРА МОНОМАХА.

(10 класс)

Урок 1


Дорогу осилит идущий... Тебе предстоит сегодня самостоятельно изучить и оценить деятельность одного из наиболее ярких представителей династии Рюриковичей. Собрав воедино учебный материал из § 12-13, проведи анализ происходивших событий, деятельности отдельных исторических персонажей и дай им оценку. Цель поставлена. Вперед! В твоем распоряжении учебник, рабочая тетрадь. Ряд заданий направлен на работу в паре или группе. Если нетрудно, помоги товарищу или сам при необходимости обратись к нему за помощью.

Шаг первый. Сформулируй вопрос к разделу «Крестовый поход в степь» (§ 12), который начинался бы с вопроса «Кто...?».

Шаг второй. Взаимоконтроль. Работа в паре. Сравни сфор­мулированный тобой вопрос с вопросом своего товарища. За­пиши ответ на него в тетрадь.

Шаг третий. Заполни таблицу.

Крестовый

поход


славян

в 1111г.

Следствие

---------------------- ------------------ -----------



Причины:

______________________________________________________________________________________________________






Шаг четвертый. Сформулируй вопрос к разделу «Восстание 1113 г.», который бы начинался бы с вопроса «Почему...?».

Шаг пятый. Взаимоконтроль. Работа в паре. Сравни сформулированный тобой вопрос с вопросом своего товарища. Запиши ответ на него в тетрадь.

Шаг шестой. Заполни таблицу.

Восстание

киевлян в 1113г.

Следствие

---------------------- ------------------ -----------



Причины:

______________________________________________________________________________________________________






Шаг седьмой. Используя материал раздела «Владимир Мономах - великий киевский князь», заполни таблицу.


Правители

Внутренняя политика

Внешняя политика

Ярослав Мудрый

Введение первого свода законов («Русская Правда»). Укрепление центральной власти. Просветительская деятельность

Освоение балтийских земель. Укрепление южных рубежей. Династические связи с европейскими госу­дарствами

Владимир Мономах







Шаг восьмой. Напиши стихотворение из пяти строчек (рифма не обязательна).

Первая строка- Владимир Мономах.

Вторая строка - два прилагательных, раскрывающих какие-то интересные характерные признаки данного исторического персонажа

Третья строка - три глагола, раскрывающие действия, воздействия, свойственные ему.

Четвертая строка - ключевая фраза, раскрывающая сущность Владимира Мономаха.

Пятая строка- существительное, выступающее как итог, вывод, подводящее тему стихотворения.

Шаг девятой. Работа в группе. Покажи свое стихотворение товарищам. Выберите совместными усилиями наилучший вариант.
Тема: ВНУТРЕННЯЯ И ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА ПЕРВЫХ РОМАНОВЫХ

(10 класс)

Закончилось Смутное время. Начался новый этап в истории России. Постарайтесь сделать самостоятельные выводы о новых приоритетах внутренней и внешней политики России. Дайте характеристику основным процессам, происходящим в российской истории XVII века. Используйте для изучения поставленных вопросов § 32.



Шаг первый. К разделу «Царь Михаил Федорович» сформулируйте вопрос, который начинался бы со слова «Что...?».

Шаг второй. Сформулируйте вопрос к разделу «Царь Алексей Михайлович», который начинался бы со слова «Почему...?».

Шаг третий. Дайте определение. Боярская дума - это ...

Шаг четвертый. Вставьте пропущенные слова: бояре +окольничие + думные дворяне + думные дьяки = -------

Шаг пятый. Сформулируйте задание к разделу «Земские соборы», которое начиналось бы со слова «Сравните ...».

Шаг шестой. Дайте определение. Приказы - это ...

Шаг седьмой. Внешнеполитическими функциями ведал приказ:

а) поместный; б) разрядный;

в) челобитный; г) посольский.
Шаг восьмой. Заполните таблицу:


Судебник

1497 г.


Судебник

1550 г.


Соборное уложение

1649 г.


ограничение выхода крестьян







выплата пожилого







Шаг девятый. Дайте определение. Соборное уложение - это ...

Шаг десятый. Пользуясь материалом § 32 (раздел «Патриарх Филарет»), продолжите предложение: «Единство светской и церковной власти при первых Романовых выразилось в ...».

Шаг одиннадцатый. Пользуясь материалом разделов «Церковная реформа», «Никон и Аввакум», сформулируйте вопрос, который начинался бы со слов «В чем причины ...».

Шаг двенадцатый. Используя материалы разделов «Падение Никона. Преследование раскольников» и «Соловецкое восстание», продолжите предложение: «Я считаю, что движение раскольников ...».
Список литературы


  1. Аверьянов Л.Я. Социология: искусство задавать вопросы. -М., 1998.

  2. Аствацатуров Г.О.Тактика познавательного поиска: интерактивное обучение на уроках права и обществознания //Учитель.-2002.-№4.

  3. Аствацатуров Г.О.Техника активно-продуктивн6ого чтения// Школьные технологии.-2002.-№6

  4. Гин А.Приёмы педагогической техники.-М.,-1999.

  5. Гузеев В.В.Матрица разнообразия - способ определения компетентности педагогов.//Директор школы.-1999.-№3.

  6. Плескач Л.Е., Шамис Г.М.Технология педагогики.- Краснодар, 1998.

  7. Селевко Г.К.Современные образовательные технологии//Школьные технологии.-1998.-№2.



Хинтинская Е.Г.
Использование информационных технологий в

преподавании истории
Стремительное развитие коммуникационных технологий, глобальная информатизация создают принципиально новые условия для сферы образования, которые немыслимо уже без применения информационных технологий. Использование Интернет – технологий в российском образовании делает его открытием более эффектным. Создаётся новая модель обучения. С позиции обучаемого – это упор на самообучение, с позиции преподавателя – активизация педагогической деятельности. На сегодняшний день мы не можем не задумываться над тем, что ожидает наших учеников. Мы знаем, что будущее потребует от них огромного запаса знаний в области современных технологий. В мире, который всё более зависим от информационных технологий, и школьники и учителя должны быть знакомы с ними. Поэтому я, как учитель, стараюсь эффективно использовать ИКТ на уроках истории и обществознании, чтобы достигнуть наиболее качественных образовательных результатов. При подготовке к урокам готовлю компьютерное сопровождение. Через индивидуальную и групповую деятельность, через нетрадиционные формы уроков, учу детей самостоятельно добывать дополнительные материалы, готовить викторины, задания, тесты, используя программы на CD-дисках, готовить домашнее задание в компьютерном варианте и т.д. Среди технических средств, которые активно используются в школах, приоритетными являются компьютеры и видеосистемы. ИК технологии дают возможность учителю и учащимся использовать самые различные источники информации. Работа на них позволяет активизировать учебный процесс. Новые технологии усиливают мотивацию учения, позволяют по-иному вести занятия, управлять учебным процессом, по-новому использовать текстовую, звуковую, графическую и видеоинформацию.

Электронные коммуникации, медиа–ресурсы обеспечивают доступ к аккумулированному знанию, как в текстовой, так и в графической форме, предоставляя возможности получения образной информации, что повышает процесс усвоения учебного материала. Иными словами, актуальность использования компьютерных технологий в преподавании истории и обществоведческих дисциплин связана с несколькими факторами, а именно:



  1. Применение компьютера как ТСО. Использование для контроля и

самоконтроля усвоения знаний;

  1. Уникальной возможностью повысить наглядность обучения, что при изучении вопросов культуры имеет, пожалуй, первостепенное значение;

  2. Большей эффективностью учебно-воспитательного процесса, обусловленной как более высокой мотивацией учебной деятельности учащихся, так и более рациональными способами организации процесса обучения;

  3. Адекватностью современным потребностям общества и социальному заказу системе образования;

Многофункциональностью позволяющей педагогу решать разнообразные цели и задачи. Появление интерактивных средств обучения

обеспечивает такие новые формы учебной деятельности, как регистрация, сбор, накопление, хранение, обработка информации об изучаемых объектах, явлениях, процессах, передача достаточно больших объёмов информации, представленных в различной форме, управление отображением моделями различных объектов, явление, процессов. Теперь интерактивный диалог осуществляется не только с обучающим, но и со средством обучения, функционирующее на базе ИКТ. Применение информационных технологий в учебном процессе в настоящее время имеет несколько форм:

- Мультимедийная презентация как иллюстрация к рассказу учителя;

-Использование медиа-ресурсов как уникального источника информатизации по вопросам культуры;

- Использование мультимедийных учебников.

- Наконец, как способ организации проектной деятельности обучаемых на основе компьютерной телекоммуникации.

Важно отметить, что информационные технологии позволяют в полной мере раскрыть и реализовать потенциальные возможности иных инновационных технологий и методов, благодаря чему, в частности;

-Прививать научно-исследовательской работы посредством организации подлинно исследовательской деятельности с использованием многообразия методов и форм самостоятельной познавательной и практической деятельности;

- Развивать умения добывать информацию из разнообразных источников, обрабатывать её с помощью компьютерных технологий;

- Формировать коммуникативные навыки, культуру общения, умение кратко и четко формулировать свою точку зрения, слушать и уважать другую точку зрения.

Мультимедийность облегчает процесс запоминания, позволяет сделать урок более интересным и динамичным, «погрузить» ученика в обстановку какой-либо истории создать иллюзию соприсутствия, сопереживания, содействует становлению общих представлений о прошлом. Знания приобретаются по разным каналам восприятия (зрительным, аудитивным, они лучше усваиваются, запоминаются на более долгий срок). ИКТ влияют на формирование у учащихся умений и навыков самостоятельного приобретения знаний. Опыт работы показал, что у учащихся, активно работающих с компьютером, формируется более высокий уровень самообразовательных навыков, умений ориентироваться в бурном потоке информации, умение выделять главное, обобщать, делать выводы. Поэтому очень важна роль учителя в раскрытии возможностей новых компьютерных технологий.

В настоящее время я могу выделить следующие возможности ИКТ и сети Интернет для развития учащихся в предметном поле школьных дисциплинах «История и обществознание» из опыта проведения уроков.

1) поисковые системы

2) e-kool

3) презентация

4) тесты


5) программные диски СД

6) участие в проектах

7) использование рассылки, MSN, ICQ

8) виртуальный урок

Кроме того, каждый день на уроках можно использовать с помощью проектора карты, рисунки, демонстрировать портреты исторических деятелей, видеофрагменты, диаграммы.

При объяснении нового материала создание слайдов даёт возможность использовать анимацию, которая помогает учителю поэтапно излагать учебный материал. Выделение объектов, продвижению их по слайду акцентирует внимание учащихся на главном в изучаемом материале, помогает составлению плана изучения темы.

Как пример предлагаю урок военной истории с применением мультимедийных пособий.

История России, 9 класс.

Тема урока – «Битва за Москву. Подвиг 28 героев-панфиловцев».

Перед учителем стоят следующие задачи:

познакомив обучаемых с подвигом героев, оборонявших Москву, продолжить процесс воспитания уважения к подвигу всей нашей страны;

объяснить, как из героических поступков защитников Москвы складывалась нелегкая победа всей страны;

привлечь внимание обучаемых к работе с историческими документами и картой.

Из оборудования можно использовать мультимедийный проектор, компьютер и принтер.

Занятие начинается с озвучиванием темы и целей, эмоциональной подготовки ребят к восприятию нового материала. Обращаюсь вместе с ребятами к интересным материалам мультимедийного пособия «Битва за Москву». Это компакт-диск из серии «Виртуальная школа Кирилла и Мифодия». Рассказ о дне 16 ноября 1941 года (148 день войны) ведётся по плану: 1. Карта боевых действий этого периода войны.

2. Данные о погоде в этот день.

3. О событиях дня (этот материал копируется как раздаточный материал).

4. Кинохроника.

5. Из личных записей маршала Георгия Жукова.

6. Сводки Совинформбюро за 16 и 17 ноября 1941 года (материал копируется через принтер).

Затем детям предлагается поработать с интерактивной картой и ответить на вопросы: как быстро проходило продвижение войск вермахта в период с 10 по 30 октября и с 31 октября по 31 декабря 1941 года, какие причины помешали выполнению немецкой операции «Тайфун».

Презентация позволяет мне, как учителю истории, иллюстрировать свой рассказ. Очень занимательна форма подготовки домашнего задания в виде выполнения презентации. При подготовке презентации ученик должен провести огромную научно-исследовательскую работу, использовать большое количество источников информации, что позволяет избежать шаблонов и превратить каждую работу в продукт индивидуального творчества. Ученик при создании каждого слайда превращается в компьютерного художника (слайд должен быть красивым и отражать внутреннее отношение к излагаемому вопросу). Данный вид деятельности позволяет развивать у ученика логическое мышление, формирует ОУУН. Ранее бесцветные, порой неподкрепляемые даже иллюстрациями выступление, превращаются в яркие и запоминающие. В процессе демонстрации презентации ученики приобретают опыт публичных выступлений, который, безусловно, пригодится в их дальнейшей жизни. Включается элемент соревнования, что позволяет повысить самооценку ученика, так как умение работать с компьютером является одним из элементов современной молодёжной культуры.

История России, 9 класс.

Тема урока – «Репрессии 30-ых годов в СССР» - 2 часа.

Тип урока – презентация исследовательских проектов учащихся и их экспертиза.

Цель урока: найти в исторических источниках, монографической литературе, статистическом материале, мемуарах материал, соответствующий теме урока, изучить его и представить презентацию своего проекта.

Задачи урока:


  1. Возможно ли, изучая страницы учебника по теме «Репрессии 30-х годов в СССР», интерпретация модели действия репрессивной машины по уничтожению советских людей в 30-е годы в СССР;

  2. Получить достоверные исчерпывающие сведения о масштабах и причинах уничтожения советского народа, реконструкция способов обработки информации по гипотезам и их экспертиза.

Организационный момент:

  • Слово учителя.

  • Уточнение порядка выступления.

  • Уточнение порядка работы учащихся во время презентации проектов другими.

В учебнике А.А. Данилова и Л.Г. Косулиной «история России ХХ век для 9 класса» вопросу репрессий отводится всего 468 слов. Возник вопрос: почему такие скупые сведения приводят авторы о столь трагических страницах отечественной истории? У ребят возникло желание более глубоко исследовать тему сталинских репрессий. Они сами предложили направления поиска (раскулачивание крестьянства, репрессии против военных, «ленинской гвардии», деятелей культуры и религиозного культа).

В классе обучается всего 8 учащихся, поэтому каждому было предложено определить круг своих исследований (группа формируется из двух

учащихся). Предлагалось к выполнению работы привлечь членов своих семей, воспользоваться услугами школьной библиотеки.

- «Великий перелом» в сельском хозяйстве.

- «Офицеры, офицеры, ваше сердце под прицелом …».

- «Расстрелянное слово».

- Скупые цифры статистики.

Учитель направляет действия обучающихся с помощью экспертных листов, выстраивает работу учащихся в следующей последовательности:

Представление презентаций с использованием ИКТ.

Ответы на вопросы учителя других учащихся, родителей.

Экспертиза (заполнение индивидуальных экспертных листов). Обсуждение представленных работ и вынесение экспертного мнения. Обсуждение продукта чужой деятельности. Выставление баллов за презентации в соответствии с рейтинговой оценкой проектов.

Заполнение листа самооценки проекта. Учащиеся формируют ответ на основной вопрос урока. Дают оценку проделанной работе.

Подведение итогов урока. Возвращение к основополагающему вопросу урока: удалось ли нам пополнить недостающие знания по проблеме «Репрессии 30-х годов в СССР»? Учитель предлагает дать общую оценку проделанной работе. Определить перспективы в дальнейшей работе заинтересовавших их тем.

Домашнее задание: Провести самоанализ с оценкой собственной деятельности на бланке листа самооценки проекта.

Учитель благодарит всех разработчиков проектов, учащихся представивших презентации, родителей принимавших участие в уроке.

Материально-техническое обеспечение урока: мультимедийный принтер, ноутбук, экран, диск CD-RW с записями презентаций.


История России, 10 класс

Тема урока: «Складывание государства у восточных славян в YII – IX вв.»

Лабораторно-практическое занятие по анализу и интерпретации источников.

«Откуда Русская земля стала есть…»

Цель занятия: сформировать у школьников целостное представление о предпосылках, причинах и значении создания государства у восточных славян. Познакомить учащихся с разными взглядами и оценками на роль варягов в образовании Древнерусского государства; на основе самостоятельного прочтения и сравнения источников дать учащимся понимание начала складывания государства Русь. Выявить сильные и слабые стороны авторских аргументаций, показать историческую и личностную обусловленность подходов, подвести к актуальности данной проблемы, обсуждение которой продолжается в отечественной истории не одно столетие. Неоднократно этот вопрос становился

средством политической и идеологической борьбы, поэтому важно для учащихся понимать суть научного спора и иметь своё отношение к нему.

Формировать умение работать с источниками.

Ход урока.

Вводное слово учителя:

В начале занятия учитель раскрывает актуальность и важность исторического события, по которому и сегодня историки не могут дать однозначный ответ.

В IX в. Северные и южные союзы восточнославянских племён были близки к тому, чтобы придать княжеской власти постоянный и государственный характер. Многие элементы государственности (уплата дани – налога в обмен на торговые привилегии и безопасность, подчинение надплеменным структурам власти) были хорошо знакомы в Приднепровье ещё до того, как на севере развернулись события, по традиции трактуемые как оформление восточнославянской (древнерусской) государственности.

Речь идёт о признании варягов. Летописный рассказ об этом событии по-разному интерпретируется историками.

Сторонники так называемой норманнской теории, основоположниками которой принято считать работавших в России немецких историков Готлиба Байера и Герарда Миллера. Утверждают ведущую роль скандинавских воинов в становлении Русского (восточнославянского) государства.

Преуменьшение роли скандинавов (варягов) в политических процессах, происходивших в восточнославянском обществе также не уместно.

Крайний антинорманнизм (славянизм), т.е. попытки доказать абсолютную самобытность славянской государственности, вступает в противоречие с известными нам фактами.

Поэтому эпиграфом урока взята незаконченная мысль.

Ученики разделяются на 4 малых групп для изучения разных взглядов и оценок историков роли варягов в образовании Древнерусского государства. Каждая группа получает пакет вопросов, на которые она может дать ответ, используя материалы презентации «Откуда Русская земля …».

Данное задание проверяет умение учащихся извлекать информацию из комплекса исторических источников разного типа и умение сгруппировать материал, объединённый общей темой. Работа с текстом основывается на поисковой и исследовательской деятельности учеников. Она может включать в себя следующие этапы:

- построение цели - построение собственной версии

- чтение и анализ - её защита

Использование компьютера при подготовке учителя к уроку:

Учитель использует Интернет, программы Microsoft Word и Microsoft Power Point для создания презентации для помощи ученикам в процессе их исследовательской работы.

Средства обучения:

Учащиеся работают за компьютерами.

Группа №1

На основе текста «Повесть временных лет» дайте ответы на вопросы:



  1. Какие племена обратились к варягам и почему?

  2. какие выводы о системе власти в Рюриковой державе можно сделать на основании летописного свидетельства?

  3. Основанием для какой теории послужили сведения Нестора?

Группа №2.

На основе документов из главы IY «История государства Российского» Н.М. Карамзина ответьте на вопросы:



  1. Каким видел историк приход варягов на Русь?

  2. какую теорию о происхождении государства поддерживал Н.М. Карамзин?

  3. Можно ли из этого сделать вывод, что всё сообщенное автором «Повести временных лет» - вымысел?

Группа №3

На основе материалов из т.1, гл. IY-Y «История России»

С.М. Соловьева дайте ответ на вопросы:


  1. Почему честь основания государства историк отдаёт варягам?

  2. Как вы понимаете рассуждения С.М. Соловьева о различиях между «правительственным» и «владельческим» характером власти наместников? Можно ли утверждать, что зависимость посадников и младших князей от великого князя киевского была важнейшей особенностью ранней русской государственности?

Согласны ли вы с суждением С.М. Соловьева о том, что «сознание о необходимости нового порядка вещей, власти одного князя из чужого рода появилось на севере».

Группа №4

Определите позиции историков Рыбакова Б.А. («История России») и Чивилихина В. (роман-эссе «Память») по их отношению к факту призвания варягов на Русь и их роли в образовании Древнерусского государства.


  1. Какие аргументы могут привести историки, отрицающие роль варягов в образовании Древнерусского государства?

На этапе «обмена знаниями» группы выступают по очереди, а по ходу их выступлений класс заполняет лист презентации, с указанием характерных отличий взглядов историков.

Вариант закрепления материала: письменно ответить на вопрос: «Моё мнение о роли варягов в образовании Древнерусского государства».

Во время занятия познавательная деятельность учащихся оценивается при помощи «листа аргументации». Оценивается сформированность умения аргументированного доказательства.

Ученики заполняют следующую матрицу:



Фамилия, имя ученика

Лист аргументов

Оценка аргументов

убедительный

неубедительный

ошибочный















«Оценочная шкала». Ученики выставляют оценку выступающему по следующим параметрам:



  • убедительность доводов и аргументов;

  • умелое использование источников;

  • логичность рассуждений, отсутствие противоречий;

  • полемические умения: умение задавать перекрестные вопросы, находить контрдоводы, принижающие аргументы соперника;

  • умение представлять точку зрения.

Оценочный лист. Это вариант оценочной шкалы. Ученики получают листочки, на которых должны будут отметить (обвести) количество баллов по указанным параметрам оценки участников группового исследования.


Критерии оценки

Баллы

1. Убедительность аргументов

1 (2) 3 4 5

2. Надёжность источниковедческой базы

1 2 3 (4) 5

3. Логичность рассуждений

(1) 2 3 4 5

4. полемические умения

1 2 3 4 (5)

Появление Интернета и наличие в нём текстовой и иной информации позволяют учащимся пользоваться готовой шпаргалкой для выступления на уроке. Использование инфокоммуникационных технологий на уроке истории и обществознания позволяет:

- активизировать познавательную деятельность учащихся;

-обеспечить высокую степень дифференциации обучения (почти индивидуализацию);

- повысить объём выполняемой работы на уроке;

- усовершенствовать контроль знаний;

- формировать навыки подлинно исследовательской деятельности;

-обеспечить доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам.

Для подготовки учащихся к ЕГЭ были приобретены программные диски, которые содержат большой выбор проверочных тестов. Оценку ставит независимый эксперт – компьютер.

Для эффективного использования компьютера на уроке, я постоянно совершенствую свои теоретические и практические навыки, через курсы повышения квалификации. Сейчас к урокам составляю минипрезентации, в которые вошли ценные фотографии, таблицы, диаграммы, материалы краеведческого направления. Смена разных видов деятельности на уроке привлекает внимание учащихся к предметам и сохраняет устойчивый интерес, повышает качество успеваемости, создаёт атмосферу успешности, а значит, получение чувства удовлетворенности.

И как естественное следствие всех этих составляющих имеет место повышение качества знаний учащихся.
С точки зрения использования ИКТ на уроке, можно разделить эти уроки на четыре группы:

1. Уроки демонстрационного типа. Этот тип уроков самый распространённый на сегодняшний день. Информация демонстрируется на большой экран и может быть использована на любом этапе урока.

2. Уроки компьютерного тестирования. Тестовые программы позволяют очень быстро оценить результат работы, точно определить темы, в которых им

3. Уроки тренинга или конструирования. На таком уроке учащиеся индивидуально или в группе работают с конструктивной средой с целью достижения какой-то цели.

4. Интегрированные уроки. Такой урок проводят учитель-предметник и учитель информатики.

Выпускник современной школы, который будет жить, трудиться в ХХI веке, должен уметь самостоятельно приобретать новые знания, работать с информацией, гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, грамотно используя современные технологии, иначе он не сможет рассчитывать на успех в информационном обществе

Однако, учителю, использующему ИКТ на уроках, не следует забывать, что в основе учебного процесса лежат педагогические технологии, Информационные образовательные ресурсы должны не заменять их, а помочь быть более результативными. Они призваны оптимизировать трудозатраты педагогов, чтобы учебный процесс стал более эффективным. Информационные технологии призваны разгрузить учителя и помочь ему сосредоточится на индивидуальной и наиболее творческой работе – отвечать на «каверзные» вопросы учеников, и наоборот, пытаться «расшевелить» самых слабых.

Современный педагог просто обязан уметь владеть современными средствами обучения хотя бы ради того, чтобы обеспечить одно право – право на качественное образование. Сегодня трудно прогнозировать развитие кооперации учебного процесса и высоких технологий. Бесспорно одно: «процесс пошел», и мы должны активно использовать новые инструменты в нашей работе. Работать по-новому интересно, увлекательно, это верный путь в будущее школьного образования.

Литература


  1. Бущик Л.Н. Очерки развития школьного исторического образования.- М.:

Просвещение, 1991.

  1. Информатизация общего среднего образования: Научно-методическое пособие Д.Ш.Матроса. – М.: Педагогическое общество России, 2004.

  2. Методические рекомендации по использованию информационно-коммуникационных технологий в цикле социально-экономических дисциплин в общеобразовательной школе ред. И.Г.Семакина. – Пермь: издательство ПРИПИТ, 2004.

  3. Антонова Т.С., Батаева Т.В. Первый компьютерный учебник «История России» Преподавание истории в школе. 0- 1998. - № 4.

  4. Гребнева М.И. (Муниципальная гимназия № 10 г. Новосибирск.) Актуализация знаний путём использования информационных технологий // Материалы 1 Международной конференции – выставки «Информационные технологии в образовании. Ноябрь 1999.

  5. Антонова Т.С., Харитонова А.Л. Мультимедийный учебник. Поиски жанра //Комментарии - 1998.

  6. «Воспитание и развитие учащихся в обучении истории». Сборник под ред. Рахмановой И.П. М.: Просвещение, 1996.

  7. Баранов П.А. Актуальные проблемы методики преподавания истории. Русское слово, 2002 – 36 с.

  8. Чернов А.В. Использование информационных технологий в преподавании истории и обществознания. // Преподавание истории в школе. 2001 №8. С.40-46


<< предыдущая страница   следующая страница >>
Смотрите также:
О преподавании истории в 2009-2010 учебном году
2834.98kb.
10 стр.
О преподавании обществознания в 2009-2010 учебном году
2829.69kb.
14 стр.
Календарно-тематическое планирование учебного материала по литературе на 2009-2010 учебный год 7 класс
188.86kb.
1 стр.
Календарно-тематическое планирование учебного материала по литературе на 2009-2010 учебный год 11 класс
301.18kb.
1 стр.
Инструктивно-методическое письмо о преподавании географии в 2009 2010 учебном году в общеобразовательных учреждениях Белгородской области
708.53kb.
3 стр.
О преподавании «Географии»в общеобразовательных учреждениях Ярославской области в 2009-2010 учебном году
225.94kb.
1 стр.
Инструктивно-методическое письмо «О преподавании предмета «Физическая культура»
858.43kb.
3 стр.
Инструктивно-методическое письмо «О преподавании химии в 2010-2011 учебном году в общеобразовательных учреждениях Белгородской области»
733.46kb.
5 стр.
Дата Мероприятие Ответственный Август Педагогический совет «Анализ работы в2008-2009 учебном году. Задачи на 2009-2010 учебный год»
48.71kb.
1 стр.
О преподавании «Музыки» в общеобразовательных учреждениях Ярославской области в 2009-2010 учебном году
684.67kb.
5 стр.
Инструктивно-методическое письмо Министерства образования Республики Беларусь
95.67kb.
1 стр.
Тестирование по истории к военно-спортивной игре «зарница» в 2009/2010 учебном году
36.3kb.
1 стр.