Главная
страница 1 ... страница 7страница 8страница 9страница 10

Для членов команд образовательных учреждений, изъявивших желание принимать участие в конкурсе, были организованы подготовительные занятия. Они проводились на базе Государственного музея современной истории России, где было организовано знакомство с экспозицией «Государственная символика России. История и современность», а также с материалами выставки «Орден Святого апостола Андрея Первозванного – 310 лет величия России». В дальнейшем решение ряда конкурсных заданий предполагало актуализацию знаний, полученных в результате изучения экспонатов, представленных в музее.

Простейшие задания предполагали проверку уровня общей эрудиции участников на базе знакомого им материала: истории государственной символики России. Например: «В годы Первой мировой войны появляется флаг, символизирующий единство царя и народа. Опишите, как он выглядел?»; «Под звуки, какой музыки Петр I выходил на парады, встречал послов, а солдаты строились на поверку и молитву?» Как видно, данные задания рассчитаны на то, что участники в процессе подготовки к конкурсу всесторонне ознакомятся с историей российских герба, флага и гимна.

Другая группа заданий предолагала предварительное углубленное изучение наград Российском империи, СССР и современной России. Приведем примеры таких заданий.

1. Определить, о какой награде идет речь в описании:


А) «И вот сквозь метельную россыпь
На зовы сигнальных огней
Помчались к полярным торосам
Герои невиданных дней.

На крыльях, Союзом отлитых,


Вернулись из снежных сетей
Челюскинцы лагеря Шмидта,
Искатели новых путей». (Т. Сикорская)

Б) В 1724 году Петр 1 в окружении духовенства, дворян, простого народа встречал в Шлиссельбурге бесценный груз – раку со святыми мощами. Этого человека император почитал особо. В его честь был основан монастырь и учрежден орден, но, к сожалению, Петр не успел никого им наградить.

В) В ноябре 2005 года Слава Вельданов, ученик 5 класса, спас тонущего в реке 4-х летнего мальчика, за что и был награжден этой наградой. Назовите эту награду.

2. Кто из Георгиевских кавалеров 1-ой степени был удостоен Большого командорского креста ордена Иоанна Иерусалимского?

3. На каких современных российских наградах имеется изображение первого русского императора?

4. «Россия не абстрактное понятие. Развивая ее культуру, надо знать, что она представляла собой в прошлом и чем является сейчас. Как это ни сложно, Россию необходимо изучать». Это слова первого кавалера высшей государственной награды России. Назовите награду, имя награжденного и год награждения.

Приведенные здесь вопросы относятся к разным уровням сложности и использовались как на окружном, так и на городском этапах конкурса. Подготовка к конкурсу предполагала изучение истории учреждения той или иной награды, ее внешнего облика, девиза, наиболее известных случаев награждения.

Одно из заданий предполагало работу с текстом, посвященным истории наград Великой Отечественной войны. В тексте имелись пропуски, для заполнения которых было необходимо выбрать порядковые номера изображений ряда наград, выдающихся полководцев, а так известных мест на территории росийских городов, связанных с той или иной наградой.

Другое письменное задание проверяло знание участниками внешнего облика известных мест: мемориальных комплексов, памятников истории и культуры, которые сами по себе являются символичными для России. Данные изображения следовало соотнести с текстовыми фрагментами, содержащими информацию о них, а также с портретами известных людей, имеющими к ним непосредственное отношение. Приведем примеры.

1. «Незабвенный Родитель Наш, в мудрой заботливости о развитии и процветании отечественного искусства, предуказал необходимость образования в С.-Петербурге обширного Музея, в коем были бы сосредоточены выдающиеся произведения русской живописи и ваяния». Из Именного Высочайшего Указа императора Николая II, подписанного 13 апреля 1895 года.

Данный текстовый фрагмент соотносится с фотографией Русского музея (Михайловского дворца) в Санкт-Петербурге и портретом К.И. России, архитектора, по чьему проекту воздвигнут дворец.

2. «Для того, чтобы выразить мое глубокое восхищение и восхищение народов Британской империи, я приказал изготовить Почетный меч — мне доставит удовольствие подарить его городу. Я надеюсь, что этот дар послужит во все времена лучшим напоминанием о несгибаемом мужестве, которым город-воин закалил себя в борьбе с мощным и упорным противником, и станет символом восхищения не только народов Британии, но и всего цивилизованного мира». Король Великобритании Георг VI.

Данный текстовый фрагмент соотносится с фотографией знаменитых руин мельницы в составе государственного историко-мемориального музея-заповедника «Сталинградская битва» и фотографией Зала воинской славы» памятника-ансамбля «Героям Сталинградской битвы» на Мамаевом кургане.

3. «Еретическое же исчадие и изменники русские страшней прежнего нападали на город. Тогда были в городе у всех православных христиан скорбь великая, плач великий и ужас из-за подкопов, потому что слух в уши всех людей разошелся, что ведут литовские люди подкопы, а они того допытаться не могут, под которую стену или башню ведут. И так все смерть свою, каждый перед своими глазами, видел, и все, прибегая к церкви живоначальной Троицы и к цельбоносным мощам горячих заступников наших великих чудотворцев Сергия и Никона, все на покаяние к богу обратились, исповедуясь Господу и отцам своим духовным. Некоторые же, причастившись тела и крови Господних, к смерти готовились».

Данный текстовый фрагмент соотносится с фотографией Соловецкого монастыря и фотографией ворот Соловецкого лагеря особого назначения.

Аналогичным образом выстроено задание, связанное с почетынми гражданами Москвы. Например, данный текстовой фрагмент: ««Рано, в три с половиной года, стала играть на фортепиано и сочинять музыку. Начавшаяся в июне 1941 года война прервала ее занятия в Сталинградской музыкальной школе. Несмотря на все трудности военного времени, она в 1943 году поехала в Москву и была принята в Центральную музыкальную школу при Московской государственной консерватории. Особое, можно сказать исключительное, значение имеет ее творчество в жанре песни (их написано более 300). Ее именем названа и официально зарегистрирована в Планетном центре в городе Цинциннати (США) малая планета № 1889» необходимо соотнести с фотографией почетного ражданина Москвы А.Н. Пахмутовой и фотографией церемонии закрытия XXII летних Олимпийских игр в Москве, на которой запечатлен момент, когда талисман игр медвежонок Миша взлетает над стадионом Лужники под звуки песни А.Н. Пахмутовой на стихи Н.Н. Добронравова «До свидания, Москва!»

Еще одно сходное задание состояло в описании демонстрируемых через проекционную аппаратуру гербов российских городов, а также толковании ряда визуальных символов, связанных с тем или иным городом.

Очевидно, что успешное выполнение заданий конкурса требовало специальной подготовки. Так, знакомясь с выставкой, посвященной ордену Андрея Первозванного – высшей награде Российской империи и современной России с 1998 г. учащиеся изучали биографии кавалеров ордена, награжденных в уже новейшее время, начиная с года восстановления награды. Подобная подготовка проводилась под руководством учителей, которые готовили команды образовательных учреждений к выступлению. В ряде случаев для получения информации участникам конкурса предлагалось воспользоваться возможностями сети Интернет, при этом проводились занятия, на которых они знакомились с принципами информационного поиска и отбора информации.

Таким образом, конкурс как мероприятие с учетом периодов подготовки команд к выступлениям на окружном и городском его этапах проводился на протяжении фактически всего учебного года. Через это достигалась важнейшая цель конкурса – постоянное обращение учащихся к российской символике, к изучению отечественных традиций.

Другая группа конкурсных заданий носила «презентационный» характер. Данные задания рассчитаны на подготовку участниками самостоятельных выступлений, основанных на отобранных в соответствии с условиями задания материалах.

На окружном этапе задание состояло в отборе материалов и подготовке мультимедийной презентации, посвященной своему муниципальному образованию (району Москвы). Команды-участницы могли самостоятельно определить свой предпочитаемый подход к выполнению задания: подобрать и представить материалы, раскрывающие символику официального герба муниципального образования, разработать и презентовать собственный герб для муниципального образования, подготовить набор изображений, видео и аудиофрагментов – символов и связать их единым композиционным принципом представления.

На городском этапе члены команд знакомились с экспозицией различных залов музея современной истории России и выбирали экспонаты-символы того или иного периода ХХ века. Затем они представляли устно выбранные ими символы и приводили аргументы, раскрывающие мотивы сделанного выбора.


Как мы видим, конкурс стал системным мероприятием. Здесь предпринимается попытка сочетать гражданско-патриотичесую воспитательную работу с организацией коллективной проблемно-поисковой и проектно-исследовательской деятельности учащихся. Данная особенность конкурса позволяет, по нашему мнению, оценить его итоги с точки зрения трех критериев результативности патриотического воспитания средствами символики России, используемых специалистами (О.Н. Омаров).

  • практико-результативный, определяющий реальное влияние знаний символов Отечества на социальные качества личности, повышение уровня общей культуры, формирование ее гражданских и социальных компетенций и поведенческие стратегии, готовность к достойному служению Отечеству.

  • оптималъно-деятелъностный, определяющий соответствие содержания, организации, принципов, форм патриотического воспитания средствами символики России когнитивным потребностям учащихся, содействие развитию их базовых деятельностных компетенций.

  • реализационно-целевой, определяющий готовность учителей социально-гуманитарных дисциплин к успешному решению задач гражданско-патриотического воспитания, использованию конкретных путей повышения эффективности этой деятельности для достижения желаемого результата и соответствующего интересам и устремлениям учащихся.

Данные критерии результативности гражданско-патриотического воспитания средствами символики России имеет смысл применять по отношению ко всем проводимым мероприятиям данной направленности.

Современный этап развития России характеризуется усилением роли социально-гуманитарных дисциплин в образовательном процессе. Поэтому одной из главных задач образования становится исползование их огромного содержательного потенциала для формирования и развития личности гражданина-патриота. Это, в свою очередь, органично связано с внедрением инновационных форм организации деятельности учащихся. Такой подход, по нашему мнению, призван, в конечном счете, способствовать дальнейшему полноценному развитию России как великой державы.


Литература для учителя
Проблема использования символики страны в гражданско-патриотическом воспитании учащихся исследована в литературе к настоящему моменту сравнительно мало. Мы приводим здесь лишь публикации соответствующей тематики, не включая в список литературу по патриотическому воспитанию в целом (за исключением правительственного документа), а также труды по истории российской символики. Полагаем, что подобные работы известны достаточно широко и при необходимости учителю не составит труда отыскать их.


  1. Воробьев Б. Государственная и официальная региональная символика в деле патриотического воспитания.// Альманах Марс. Академия русской символики. 2007. № 7.

  2. Вяземский Е.Е., Кишенкова О.В. Связующая нить между прошлым и будущим. //Граждановедение. Еженедельное приложение к «Учительской газете». № 18. 1998 г. 7 мая.

  3. Г. Г. Терентьева. Государственная символика России и ее субъектов: социологический и педагогический аспекты. // Вестник Башкирского университета. Январь 2008, Том 13, №1.

  4. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006 – 2010 годы». Утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2005 года № 422.

  5. Карагезов К.О. Социально-педагогическое содержание и функции символики в воспитании.— Воронеж, 1979.

  6. Омаров О.Н. Патриотическое воспитание старшеклассников средствами государственной музыкальной символики Российской Федерации: на материале Республики Дагестан. Дисс… канд. пед. наук. – Махачкала, 2007.

  7. Салмина Н.Г. Знак и символ в обучении.— М., 1988.

  8. Смирнов С. Н. Педагогические условия использования символики в воспитании патриотических чувств учащихся кадетского корпуса. Дисс… канд. пед. наук. – Кострома, 2002

  9. Устякин В.Н. Патриотическое и нравственно-эстетическое воспитание учащихся при изучении предметов гуманитарного цикла: Дисс… канд. пед. наук. — М., 1996.


Подготовка к ЕГЭ по истории

Е.Н. Захарова
Подготовка к Единому государственномцу экзамену
С 2009 г. ЕГЭ стал обязательной (и часто единственной) формой аттестации учащихся. ЕГЭ это серьезное испытание для школьника, поэтому подготовка к нему должна быть тщательной независимо от успеваемости в школе. Все более актуальной становится вопрос о подготовке учащихся к сдаче экзамена в форме ЕГЭ. ЕГЭ проводится в форме тестирования (тесты ЕГЭ называют КИМами или Контрольно-Измерительными материалами). Ответственность за Государственный Экзамен увеличивается вдвойне, так как ЕГЭ одновременно является выпускным и вступительным экзаменом в Высшее Учебное Заведение

В непрофильной школе количество часов, отведенное на историю (в том числе историю России) доведено до минимума, а опыт Москвы показывает, что количество выпускников, выбирающих историю для сдачи экзамена в форме ЕГЭ, часто составляет больше половины выпуска. Поэтому необходимо развивать у учеников различные виды познавательной деятельности, основанные не на запоминании, а глубоком осмыслении исторических фактов и явлений.

Что должен иметь учитель?


  1. печатные сборники тестов (обязательно с грифом фипи)

  2. информацию из Интернета. Адрес http://www1.ege.edu.ru/content/view/235/, где учитель и ученики могут познакомиться с

  1. Кодификатором элементов содержания ЕГЭ-2009 по истории

Элементы содержания, проверяемые заданиями КИМ (крупными блоками)

  • История России с древности до конца XVI в. (начала XVII в.)

  • История России XVII – XVIII вв.

  • Россия в XIX в.

  • Россия в XX – начале XXI вв.




  1. Спецификацией экзаменационной работы по истории (2009)

Распределение заданий по видам проверяемых знаний и умений

Гр. А и В



    • Знание дат и периодизации отечественной истории

    • Знание основных фактов, явлений, характеризующих целостность исторического процесса

    • Знание исторических понятий, терминов

    • Знание причин и следствий событий, понимание исторической обусловленности общественных явлений, процессов

    • Установление последовательности исторических событий, временных рамок изучаемых исторических явлений, процессов

    • Соотнесение единичных фактов и общих исторических явлений, процессов; указание характерных черт событий, явлений, процессов

    • Группировка исторической информации

    • Систематизация исторического материала на основе представлений об общих тенденциях исторического процесса

    • Умение извлекать информацию из источника

Важно


  1. Изучить демонстрационный вариант КИМ по истории 2009

Целесообразно ознакомить учащихся старших классов с Письмом Рособрнадзора от 09.04.2009 № 01-74/10-01, где даны Формы, Описание и Правила заполнения бланка регистрации и бланков ответов участников единого государственного экзамена
Принципы подготовки к ЕГЭ

1) обязательность и постепенность


Опыт учителей истории Москвы показывает, что кратковременная, форсированная (наскоком) подготовка к экзамену не может привести к успешному результату. Порочна и практика длительного (иногда в течении 1-2- лет) натаскивания детей на задания, который учитель «добыл» в различными способами, заучивание заданий, что невозможно при дефиците учебного времени. В этом случае в классе царит напряженность, страх, неуверенность, как со стороны учеников, так и учителя.

Добиться положительного результата, как показывает опыт учителей Москвы, можно только при условии эффективного учебного процесса в течение всех лет обучения истории в школе. При этом, надо придерживаться принципов обязательности и постепенности проведения тестов с 5 (6) классов.

Тест целесообразно проводить после изучения какого-либо большого раздела или темы программы, планирования.

2) Оптимальное количество заданий в тесте в разных классах

В 5-6 классах тесты могут состоять из 6 заданий группы А. Например,

1. Народное собрание у восточных славян называлось

1) вече 2) дума 3) агора 4) Генеральные штаты

2. Основным торговым партнером Древней Руси был

1) Рим 2) Царьград 3) Вавилон 4) Хорезм

3. Ослабление Киева и укрепление удельных княжеств было вызвано

1) перемещением мировых торговых путей вдаль от Киева

2) началом великих географических открытий

3) началом завоеваний турок - османов

4) созданием империи Чингиз – хана

4. В Х111 в.

1) Русь превратилась в улус татарского хана

2) русские князья не признавали верховную власть татарского хана

3) Русь сумела не допустить проникновения монголо-татарских орд на русские земли

4) русские князья отказались участвовать в походах Орды

5. Произведение древнерусской литературы, посвященное Куликовской битве – это

1) «Слово о погибели Русской земли» 2) «Задонщина»

3) «Повесть временных лет» 4)«Русская правда»


6. Опричнина была направлена на

1) уничтожение поместного дворянства

2) укрепление боярства

3) ликвидацию независимости от центральных властей

4) усиление крепостнических отношений

В 7 – 9 класса можно составить тест из 6-10 заданий группы А и Б для текущей проверки знаний, и 12 – 18 для итоговой проверки. В 10 – 11 классах рекомендуются тесты группы А и Б в количестве 12-18 заданий для текущей и 24-36 заданий для итоговой проверки.

3) Унификация оформления задания

Сейчас на прилавках можно найти тесты, авторы которых оформляют задание «кто во что горазд». Однако, целесообразно использовать единообразный подход (даже, если он не соответствует требованиям корректуры), предложенный ФИПИ. Так, при анализе текстов используется термин «прочтите», а не «прочитайте», практически исключены знаки препинания. Вот примеры:



Неверное оформление задания

Верное оформление задания

Группа народников «Черный передел», возглавляемая Г.В. Плехановым, отстаивала тактику:

а) пропагандистской работы в деревне;

б) индивидуального террора;

в) заговорщической деятельности для осуществления революционного переворота;

г) бунтарского движения.


Группа народников «Черный передел», возглавляемая Г.В. Плехановым, отстаивала тактику

1) пропагандистской работы в деревне

2) индивидуального террора

3) заговорщической деятельности для осуществления революционного переворота

4) бунтарского движения





Неверное оформление задания

Верное оформление задания

Ранее других событий произошло (произошла):

А) Продажа Аляски;

Б) Подписание Сан - Стефанского мирного договора;

В) Убийство Александра II;

Г) Создание организаций «Черный передел» и «Народная воля».


Ранее других событий произошло (произошла)

1) продажа Аляски

2) подписание Сан - Стефанского мирного договора

3) убийство Александра II

4) создание организаций «Черный передел» и «Народная воля»

4) наглядность в подготовке к тестированию

Экспериментальная работа, проведенная слушателями курсов повышения квалификации в 2008-2009 гг. показала оптимальный вариант подготовки учеников 10-11 классов к ЕГЭ. Он заключается в том, что учителя изучили демоверсии (компьютерные и печатные) за все годы проведения ЕГЭ, и вычленили те компоненты знаний по истории, который подвергаются проверке. Следующий шаг – довести их до учащихся. Для этого учителя создали стенды в кабинете истории со сменяющимися темами (по мере их повторения).

Например, учитель школы № 925 ЮАО г. Москвы Сиваева Ольга Адольфовна вычленила следующие компоненты знаний по теме «Россия в ХУ1 веке» и поместила информацию на стенд, с тем, чтобы на перемене, или в любой другой момент ученик мог проверить свои знания.


XVI век – век Ивана Грозного

Даты:


1547 г. - Венчание на царство Ивана 1У

1549 – год созыва Земского собора в царствование Ивана Грозного

1552 г. – взятие Казани

1556 г. – присоединение Астраханского ханства

1558, 1584 – даты закрепощения крестьян

ХУ1в. – введение «заповедных» годов.

1565-1572 – Опричнина

1558-1583 – Ливонская война

1589 г. – введение патриаршества

Факты:


Одним из итогов реформ Избранной рады было укрепление центральной власти в России

В ХУ-ХУ11 вв. Боярская дума была высшим совещательным органом при великом князе.

В ХУ1 в. вместо кормленщиков были введены должности земских и губных старост

Судебник 1550 г. подтвердил Юрьев день и увеличил размеры «пожилого»

Отменяя кормления, Избранная рада преследовала цель заменить власть наместников воеводстким правлением

Одним из результатов внешней политики России во второй половине ХУ1 в. было присоединение к России Казанского и Астраханского ханств

Восточная политика Ивана 1У привела к завоеванию Поволжья и Западной Сибири

Присоединение к России Казанского и Астраханского ханств

Присоединение к России Казанского и Астраханского ханств произошло в царствование Ивана 1У

К внешней политике Ивана 1У относится присоединение Сибирского ханства

В итоге Ливонской войны Россия утратила земли на Балтийском побережье; крепости Ям, Нарву, Копорье, Иван-город.

Опричнина была одной из причин поражения России в ливонской войне

Ливонская война привела к распаду Ливонского ордена

Понятия:


Опричнина – удельное владение Ивана Грозного, государев удел

Опричнина – система мер Ивана грозного для укрепления своей самодержавной власти

Опричнина – территория, выделенная в середине ХУ1 в. из-под управления Земского собора и Боярской думы

Боярская дума – высший орган государственного управления в России ХУ-ХУ11 вв.

Пожилое – плата крестьян при уходе от землевладельца

Домострой –

Стрельцы – воины. Появившиеся в России в результате военной реформы ХУ1 в.

Персоналии:

Современниками были Андрей Курбский, Иван Грозный, Алексей Адашев, Митрополит Макарий, Ермак Тимофеевич, Иван Федоров.

Андрей Курбский – воевода участник Избранной рады.

Дионисий – иконописец

Ермак Тимофеевич – казачий атаман, покоритель Сибири

Макарий – церковный и политический деятель

Афанасий Никитин – автор «Хожения за три моря»

Нил Сорский – лидер «нестяжателей»
Хронологическая последовательность:

Стояние на реке Угре

Взятие Казани

Присоединение Сибири

Начало Смуты



Митрополит Илларион

Иосиф Волоцкий

Патриарх Филарет

Патриарх Никон



Куликовская битва

Грюнвальдская битва

Стоглавый собор

Поход Ермака в Сибирь


Слушатель годичных курсов 2008-09 гг., учитель лицея № 1533 (городского подчинения) Аксёничев Олег Анатольевич нашел в демоверсиях ЕГЭ такие компоненты знаний:

Россия в ХУ11 веке

Воцарение Б. Годунова (1598), первый царь не по праву рождения, а избранный Земским Собором

Причина Смуты – династический кризис

Тушинским вором называли Лжедмитрия 11

В.Шуйский дал «крестоцеловальную запись», присягнув подданным

Восстание И. Болотникова

Переворот 1610 г. привел к власти «семибоярщину»

В годы Смуты поляки взяли Смоленск, сожгли Москву, закрепились в Кремле

В годы Смуты шведы взяли Новгород

Последствия Смутного времени: потеря Россией Смоленска и выхода к Балтийскому морю

Второе ополчение (К.Минин и Д.Пожарский) освободило Москву в ноябре 1612 г.

1613 г. – избрание на царство Михаила Романова

Филарет Романов - фактический правитель России

ХУ11 в. – складывание сословно- представительной монархии

1617 – Столбовский мир

1618 – Деулинское соглашение

1630-е гг. – появление полков «нового строя»

1632\34 – смоленская война. Королевич Владислав отказался от претензий на русский престол

1648 – «соляной бунт» в Москве

1649 г. – Соборное Уложение - окончательное закрепощение крестьян, правовое установление самодержавия

1650- восстание в Пскове и Новгороде

1654- создание приказа Тайных дел

1654 – Переяславская рада, воссоединение Левобережной Украины с Россией

Ярмарка – место торговли товарами со всей Руси.

1662 – «медный бунт» в Москве, отмена медных денег

1653 – церковный раскол в результате патриарха Никона и протопопа Аввакума

1670-71 – восстание С. Разина

1682 – отмена местничества

1687-89 – крымские походы В.Голицына

Парсуна – портрет в иконописной манере

Симон Ушаков – иконописец

Симеон Полоцкий – придворный поэт, богослов, воспитатель детей Алексея Михайловича

Архитектура: царский дворец в Коломенском, церковь в Филях нарышкинское барокко).
5) Работа с заданиями группы С

Вводить задания группы С надо постепенно, желательно с 9 (в сильных классах и с 8) класса. Причем не всегда для проверки, а, прежде всего для изучения нового материала или закрепления изученного на уроке. Например, при изучении темы «Столыпинская аграрная реформа) (9 или 11 класс), можно взять из заданий группы С (ЕГЭ) оценки деятельности П.А. Столыпина.

Ниже приведены две точки зрения на деятельность П.А. Столыпина:

1. Деятельность П.А. Столыпина была сопряжена с нарушением народных прав и направлена на уничтожение или ограничение демократических достижений революции 1905 – 1907 гг.

2. Политика П.А. Столыпина была направлена на создание стабильного правового государства в России и сохранение основ политического режима, установившегося с 1905 г.

Укажите, какая из названных точек зрения вам представляется более предпочтительной. Приведите не менее трех фактов, положений, которые могут служить аргументами, подтверждающими избранную вами точку зрения.


Ученик может выбрать одну из названных точек зрения, но при этом должен

привести подтверждающие ее аргументы, например:

Элементы ответа



При выборе первой точки зрения:
- Столыпин прославился жестоким преследованием революционеров, учреждением военно-полевых судов
- Столыпин был одним из инициаторов третьеиюньского переворота
- по подготовленному Столыпиным новому избирательному закону 1907 г. были ограничены

избирательные права крестьян и рабочих


- Столыпин стоял за ограничение политических прав представителей нерусских национальностей
- столыпинская аграрная реформа была сопряжена с определенным насилием по отношению к

общинникам, с ней несогласным




При выборе второй точки зрения:
- Столыпин защищал принцип частной собственности, священный в правовом государстве
- борьба Столыпина с революционерами способствовала наведению порядка, торжеству закона
- Столыпин был против уничтожения Государственной Думы и возврата к режиму, существовавшему

до 1905 г.


- Столыпин сотрудничал с той частью Государственной Думы, которая была готова сотрудничать с правительством
- создание слоя крестьян-собственников должно было развить уважение в крестьянской среде к закону, способствовать развитию правовой культуры
- Столыпин предполагал расширить систему местного самоуправления
- Столыпин предполагал реформировать судебную систему, ликвидировать волостной суд, в действиях которого было много произвола

Выше приведены формулировки ЕГЭ. Поэтому надо иметь в виду, что дети могут выразить требуемую мысль по-другому. А 9-класники, конечно, не дадут все варианты ответов. Главное, что на уроке ученики 1. поняли, что учитель готов выслушать не одну, а любую из предложенных оценок, 2 не зависимо от выбранной оценки дети приводят факты-обоснования позиции.

6)Издания, рекомендованные ФИПИ к использованию в учебном процессе


Перечень учебных пособий для подготовки к единому государственному экзамену, имеющих гриф «Допущено ФИПИ к использованию в учебном процессе в образовательных учреждениях»

  1. Единый государственный экзамен 2007. История. Учебно-тренировочные материалы для подготовки учащихся / ФИПИ авторы-составители: Е.А.Гевуркова, В.И.Егорова, Л.И. Ларина, Я.В. Соловьев – М.: Интеллект-Центр, 2007.

  2. Единый государственный экзамен. История. Контрольные измерительные материалы 2007/ ФИПИ авторы-составители: Е.А.Гевуркова, В.И.Егорова, Л.И. Ларина, Я.В. Соловьев – М.: Вентана-Граф, 2007.

  3. ЕГЭ-2007: История / ФИПИ авторы-составители: Е.А.Гевуркова, В.И.Егорова, Л.И. Ларина, Я.В. Соловьев – М.: Астрель, 2007.

  4. Сдаем единый государственный экзамен: История / ФИПИ авторы составители: Е.А. Гевуркова, Л.И. Ларина, В.И. Егорова, Я.В. Соловьев – М.: Дрофа, 2007.

  5. ЕГЭ-2008. Федеральный банк экзаменационных материалов (открытый сегмент). История/ ФИПИ авторы составители: Е.А. Гевуркова, Л.И. Ларина, В.И. Егорова, Я.В. Соловьев – М.: Эксмо, 2007.

Перечень учебных пособий для подготовки к единому государственному экзамену, имеющих гриф «Допущено ФИПИ к использованию в учебном процессе в образовательных учреждениях»

  1. ЕГЭ. История. Типовые тестовые задания /Е.А.Гевуркова, Я.В.Соловьев - М.: Экзамен, 2006 (Серия «ЕГЭ. Типовые тестовые задания»)

  2. Единый государственный экзамен: История: Контрольные измерительные материалы: Репетиционная сессия 1. / Я.В.Соловьев, Л.И. Ларина, Е.А.Гевуркова, В.И.Егорова – М.: Вентана-Граф, 2006

  3. Единый государственный экзамен: История: Контрольные измерительные материалы: Репетиционная сессия 2. / Я.В.Соловьев, Л.И. Ларина, Е.А.Гевуркова, В.И.Егорова – М.: Вентана-Граф, 2006

  4. Единый государственный экзамен: История: Контрольные измерительные материалы: Репетиционная сессия 3. / Я.В.Соловьев, Л.И. Ларина, Е.А.Гевуркова, В.И.Егорова – М.: Вентана-Граф, 2007

  5. Единый государственный экзамен: История: Контрольные измерительные материалы: Репетиционная сессия 4. / Я.В.Соловьев, Л.И. Ларина, Е.А.Гевуркова, В.И.Егорова – М.: Вентана-Граф, 2007

  6. Единый государственный экзамен: История: Контрольные измерительные материалы: Репетиционная сессия 5. / Я.В.Соловьев, Л.И. Ларина, Е.А.Гевуркова, В.И.Егорова – М.: Вентана-Граф, 2007

  7. ЕГЭ-2007: История. Сборник заданий/ Н.И.Ворожейкина, Е.А.Гевуркова и др., М.: Просвещение, Эксмо, 2007.

  8. История. ЕГЭ: методическое пособие для подготовки» /Алексашкина Л.Н. – М.: Издательство «Экзамен», 2008 (Серия «Контрольные измерительные материалы).

  9. История: Раздаточный материал тренировочных тестов /Северинов К.М. СПб.: Тригон, 2008

  10. История. Тренировочные задания тестовой формы с кратким ответом: Рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений /А.Н. Фукс, В.В. Сухов, А.С. Ермаков, Е.Г. Жигирева, П.А. Пучков. - М.: Вентана-Граф, 2008

  11. История. Тренировочные задания тестовой формы с выбором ответа: Рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений/ А.Н. Фукс, В.В. Сухов, Е.Г. Жигирева, П.А. Пучков, А.В. Хомяков. - М.: Вентана-Граф, 2008

  12. ЕГЭ. История: Раздаточный материал тренировочных тестов /Северинов К.М.. – СПб.: Тригон, 2009 (гриф подтвержден).


Е.В. Саплина
ЕГЭ по истории: проблемы, трудности, пути преодоления
Единый государственный экзамен (ЕГЭ) стал своеобразным педагогическим и социальным экспериментом, который затронул все слои общества. Какие же цели преследует ЕГЭ? Читая нормативные документы можно выделить следующее: во-первых, это внешняя экспертиза по единым правилам, которая направлена на формирование объективной оценки подготовки выпускников общеобразовательных учреждений; во-вторых, это повышение объективности вступительных испытаний приема в ВУЗ; в-третьих, повышение доступности профессионального образования, в первую очередь, для молодежи из малообеспеченных семей и отдаленных от вузовских центров мест проживания; в-четвертых, обеспечение преемственности общего и профессионального образования; и в-пятых, обеспечение государственного контроля и управления качеством образования на основе независимой оценки подготовки выпускников.

Цели ЕГЭ отражают современные тенденции подхода к образованию. Образование сегодня ориентированно не только на получение определенной суммы знаний, а на умение их использовать как в бытовой практике, так и в профессиональной деятельности. Выпускники должны уметь самостоятельно решать познавательные, коммуникативные, организационные, нравственные проблемы, используя полученные знания и накопленный за годы обучения социальный опыт.

Почему учителя бояться ЕГЭ? Многие считают, что учащихся нельзя подготовить к ЕГЭ, и в таком виде экзамен не проверяет основных знаний. Давайте немного порассуждаем на эту тему. Мы не будем критиковать задания, ЕГЭ – данность и нам надо понять, как готовить учеников к его сдаче, менять ли нам методику преподавания, использовать ли активные приемы современных образовательных технологий.

Обратимся еще раз к требованиям, которые предъявляет к выпускнику Государственный образовательный стандарт по историческому образованию. Отметим, что современная школа должна ориентироваться на эти требования.



Требования к уровню подготовки учащихся:

Стандарты среднего (полного) общего образования по истории

Базовый уровень

Профильный уровень

«знать / понимать»:

- основные факты, процессы и явления, характеризующие целостность и системность отечественной и всемирной истории;

- периодизацию всемирной и отечественной истории;

- современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и всемирной истории;

- историческую обусловленность современных общественных процессов;

- особенности исторического пути России, ее роль в мировом сообществе.


- факты, явления, процессы, понятия, теории, гипотезы, характеризующие системность, целостность исторического процесса;

- принципы и способы периодизации всемирной истории;

- важнейшие методологические концепции исторического процесса, их научную и мировоззренческую основу;

- особенности исторического, историко-социологического, историко-политологического, историко-культурологического, антропологического анализа событий, процессов и явлений прошлого;

- взаимосвязь и особенности истории России и мира, национальной и региональной; конфессиональной, этнонациональной, локальной истории


«уметь»:

- проводить поиск исторической информации в источниках разного типа;

- критически анализировать источник исторической информации (характеризовать авторство источника, время, обстоятельства и цели его создания);

- анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд);

- различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения;

- устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых исторических процессов и явлений;

- участвовать в дискуссиях по историческим проблемам, формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения;

- представлять результаты изучения исторического материала в формах конспекта, реферата, рецензии.


- проводить комплексный поиск исторической информации в источниках разного типа;

- осуществлять внешнюю и внутреннюю критику источника (характеризовать авторство источника, время, обстоятельства, цели его создания, степень достоверности);

- классифицировать исторические источники по типу информации;

- использовать при поиске и систематизации исторической информации методы электронной обработки, отображения информации в различных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд) и перевода информации из одной знаковой системы в другую;

- различать в исторической информации факты и мнения, описания и объяснения, гипотезы и теории;

- использовать принципы причинно-следственного, структурно-функционального, временного и пространственного анализа для изучения исторических процессов и явлений

- систематизировать разнообразную историческую информацию на основе своих представлений об общих закономерностях всемирно-исторического процесса;

- участвовать в групповой исследовательской работе, определять ключевые моменты дискуссии, формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, использовать для ее аргументации исторические сведения, учитывать различные мнения и интегрировать идеи, организовывать работу группы;

- представлять результаты индивидуальной и групповой историко-познавательной деятельности в формах конспекта, реферата, исторического сочинения, резюме, рецензии, исследовательского проекта, публичной презентации.


«использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- определения собственной позиции по отношению к явлениям современной жизни, исходя из их исторической обусловленности;

- использования навыков исторического анализа при критическом восприятии получаемой извне социальной информации;

- соотнесения своих действий и поступков окружающих с исторически возникшими формами социального поведения;

- осознания себя как представителя исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества, гражданина России.




- понимания и критического осмысления общественных процессов и ситуаций;

- определения собственной позиции по отношению к явлениям современной жизни, исходя из их исторической обусловленности;

- формулирования своих мировоззренческих взглядов и принципов, соотнесения их с исторически возникшими мировоззренческими системами, идеологическими теориями;

- учета в своих действиях необходимости конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями и социальным положением;

- осознания себя представителем исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества, гражданином России.

Эти требования направлены на  реализацию  деятельностного  и  личностно ориентированного подходов, на проверку овладения учащимися знаниями и умениями, значимыми для их социализации, на мировоззренческое и духовное развитие.

А теперь давайте посмотрим, на что направлены задания ЕГЭ и как они соотносятся с требованиями стандарта. Если мы посмотрим на контрольно измерительные материалы, то увидим, что для успешной сдачи ЕГЭ нужно знать: основные даты, события, факты, основные понятия и термины. Уметь: применить понятия и термины; объяснить причины и следствия, уметь работать с документами. Уметь четко и последовательно изложить свои знания по теме ( в письменном виде).

Из чего состоят задания ЕГЭ.

Часть А: это даты, факты, понятия, соотношения фактов и понятий, причины и следствия событий. Группировка фактов, характерных признаков.

Пример Части А ( надо выбрать верную дату)

Даты: 1) В каком веке произошел раскол в русской православной церкви.

2)В каком году был принят свод законов, названный Соборным уложением

3)Какое из перечисленных событий произошло раньше всех других

Факты


1) Указ о посессионных крестьянах был издан в царствование :

2)Важным событием 1944 года было:

3)Какой документ был обнародован в СССР в 1956 году:

4)Что из названного произошло в 1920 году:


Понятия, соотношения фактов и понятий. Пример вопросов

1) Древнейшая русская летопись называлась:

2)С царствованием Александра I связано появление понятия:

3)Для политики нэпа было характерно:

4)Укажите причину перехода в СССР в середине 1980-хгодов к политике перестройки
Группировка фактов, характерных признаков явлений

Какие из названных событий произошли в царствование Алексея Михайловича?

А) Северная война

Б)Медный бунт

В)Семилетняя война

Г)принятие «Соборного уложения»

Укажите верный ответ: 1) АБД 2)АГЕ

Часть В.

Задания на определение последовательности событий. Задания на установление соответствия между фактами, событиями, явлениями. Задания на определение последовательности событий.

Например:

1) Расположите в хронологической последовательности события Смутного Времени:

2)Расположите следующие фамилии военачальников в хронологической последовательности: .

Соответствия между фактами и явлениями

1) Установите соответствие между именами князей и событиями, связанные с их деятельностью.

2) Установите соответствие между событиями и веками, когда они происходили.

3)Установите соответствия между характеристиками исторических деятелей и их именами


Часть С. Задания с развернутыми ответами. Анализ исторического источника. Систематизация материала. Исторические версии и оценки. Сравнительный анализ.

Пример


Рассмотрите историческую ситуацию и ответьте на вопросы.

После окончания ВОВ в СССР в общественном сознании существовало убеждение, что политический режим должен быть смягчен, страна должна развиваться по демократическому пути, без всеохватывающего давления государства, без репрессий

Вопрос: По какому пути стала развиваться общественно-политическая жизнь в СССР? (Укажите не менее двух направлений этого развития. Почему был избран этот путь развития? Назовите не менее двух причин).
Элементы ответа: Путь развития: была избрана довоенная модель развития тоталитарного режима.

Основные направления развития: --руководством поддержан курс довоенного развития, сверхцентрализация управления, --преимущественное развитие тяжелой промышленности

Возобновились массовые репрессии, система ГУЛАГа достигла апогея своего развития.

Усилен идеологический пресс в обществе, контроль в сфере культуры.

Проводилась борьба с «космополитами» в культуре, в других сферах жизни , восстановление «железного занавеса».

Был установлен контроль за развитием научной мысли

Могут быть названы причины выбора руководством довоенной модели развития:

Этот путь наиболее соответствовал сути созданной в СССР общественно-политической системы.

Решение задачи быстрого восстановления хозяйства требовали сверхцентрализации всех сил не только в сфере экономики, но и сплочения всего общества на основе господствующей официальной идеологии.

«Холодная война» --- «Железный занавес».

Приведенные примеры нам показывают, что материалы ЕГЭ и требования , которые предъявляет стандарт в к выпускнику не расходятся между собой. Чему мы учиним наших учеников на уроках истории: датам, фактам, рассказываем о событиях, личностях. Учитель всегда должен помнить, что у учеников нет представления о прошлом, его надо создать Когда голова ученика будет заполнена событиями, датами, личностями, только тогда мы можем приступать к формированию обобщения и оценочных суждений. Чем больше мы повторяем, тем больше ученик запоминает, чем больше он работает сам, выполняя разноуровневые задания, тем лучше понимает изучаемый материал. Учителю более внимательно следует относиться к составлению тематического планирования. Обязательно в каждой теме надо предусмотреть повторение и обобщение изученного материала: дат, событий, исторических персоналий. Это должны быть и тесты, и устные вопросы и письменные. Грамотно-продуманная система повторительно-обобщающих уроков формирует умения систематизировать, классифицировать исторические материалы, определять и сравнивать характерные черты отдельных исторических периодов, подтверждать обобщенные суждения, выводы относящимися к ним конкретными примерами, соотносить ряды представленной информации между собой.

Ориентация учебного процесса на развитие самостоятельности, практической направленности обучения не умаляет, а усиливает значимость прочных исторических знаний, умений различать  факты, концепции, мнения. Желательно, чтобы на каждом занятии была организована активная познавательная деятельность учащихся путем применения разных форм учебных занятий, новых педагогических технологий, в том числе позволяющих реализовать компетентностный подход в обучении. Речь идет о существенном изменении характера преподавания истории – развитии активной познавательной деятельности учащихся, включении всех видов учебной информации, расширении практики решения познавательных задач, реализации проблемного подхода к изучению истории

Современные образовательные технологии ставят своей целью повысить эффективность образовательного процесса, гарантировать достижение учащимися запланированных результатов обучения. Это и технология критического мышления, и дебаты, и модульная технология, и игровые технология и т.д. Интерактивные приемы, которая использует каждая из этих технологий, направлена на получение устойчивого результата, на активизацию знаний, на формирование умения четко сформулировать и выразить свою мысль. Это как раз прописано и в стандарте и в заданиях ЕГЭ.

Приведем несколько примеров, как можно более эффективно работать с повествовательными текстами. «Стратегия ИДЕАЛ».

И – Идентифицируйте проблему. Д – доберитесь до ее сути. Е – есть варианты решения. А – А теперь за работу. Л– Логические выводы. ( В английском языке это звучит так: I – выделите в тесте проблемы. D – Опишите ее. E – Определите варианты подходов к ее решению. A– Действуйте. L – Сделайте выводы. Данная работа может идти как в группах, так и в парах и индивидуально. Данный прием помогает ученику работать с большой текстовой информаций, которой теперь в избытке в наших учебниках и по истории и по обществознанию. Кроме того, на ЕГЭ ( в части С, по истории и обществознанию) ученик получает текст, и первые задания как раз и связаны с умением внимательно прочитать текст и по тексту ответить на вопросы. Выделить главную мысль текста, определить причины и последствия, сформулировать выводы или свои суждения по проблеме.

В учебниках истории и обществознания встречается очень много понятий. И в ЕГЭ много заданий связанных с понятийным аппаратом исторической науки. Порой ученик их просто заучивает и не всегда понимает смысл. В заданиях по обществознанию надо не только передать смысл того или иного понятия, но и еще составить с ним предложения. Для многих это невыполнимое задание. Работу в классе над понятиями можно сделать достаточно разнообразной и интересной. Можно использовать следующие приемы. «Мышление под прямым углом». В одной связке выступают «Понятие – Факт», «Понятие – Мнения», «Понятие – Ассоциации», «Понятие – Символ».

Еще один из интерактивных приёмов, направленный на рефлексию учащихся – ПОПС - формула Он был создан профессором права Дэйвидом Маккойд-Мэйсоном из ЮАР. Перевёл её на русский язык Аркадий Гугников, вице-президент ассоциации «За гражданское образование», первый проректор Санкт-Петербургского института права. В результате перевода получилась аббревиатура ПОПС. Ценность этого технологического приёма заключается в том, что позволяет учащимся кратко и всесторонне выразить собственную позицию по изученной теме. Учителю необходимо знать, насколько качественно усвоен классом новый материал. Опросы, самостоятельные работы, тесты занимают или много времени, или не всегда позволяют оценить, насколько свободно владеет материалом ученик, насколько осознанно он воспринял его. В данном случае учащимся предлагается написать четыре предложения, отражающие следующие четыре момента ПОПС- формулы:

П - позиция

О - объяснение (или обоснование)

П - пример

С - следствие (или суждение)

Технологичность приема заключается в следующем.

Первое из предложений (позиция) должно начинаться со слов:

«Я считаю, что...».

Второе предложение (объяснение, обоснование своей позиции) начинается со слов:



«Потому что...».

Третье предложение (ориентированное на умение доказать правоту своей позиции на практике) начинается со слов:



«Я могу это доказать это на примере ...».

И, наконец, четвертое предложение (следствие, суждение, выводы) начинается со слов:



«Исходя из этого, я делаю вывод о том, что...».

Этот прием формирует умение четко и структурировано излагать свои мысли как устно , так и письменно. Это и есть умение применять полученные знания, которые проверяет часть «С».

Это маленькая часть активных приемов современных образовательных технологий, которые надо применять не только в старших классах. Можно натаскать за один год учеников и подготовить их к ЕГЭ, но глубоких знаний здесь не будет. Заученный материал это не всегда хорошо понятый материал. Поэтому учить истории и обществознанию, основываясь на деятельностном подходе, надо начинать с пятого класса, т.е. когда начинается изучение систематического курса (а возможно и раньше, современные дети к данным технологиям очень восприимчивы). Постепенная отработка умений и навыков приводит к хорошим результатам.

И еще хотелось бы отметить, что ЕГЭ это не только проблема учителя! Это деятельность и ответственность ученика и он должен это понимать! Это ответственность авторов учебников. Ученики должны не только знать даты и факты, но и уметь работать с источниками, анализировать, описывать, объяснять, сравнивать исторические версии и оценки, аргументировать свою точку зрения, уметь работать с различной информацией. Значит, современный учебник надо рассматривать именно с этих позиций. Школьный учебник является сегодня и источником знаний, и важнейшим средством, с помощью которого учитель развивает мышление, учит анализу, осмыслению материала, самостоятельному поиску доказательств, своей точке зрения. Учебники сегодня не только носители информации, знаний. Надо учить, как с ними учиться. Для будущего детей приобретение этого навыка имеет решающее значение.

В настоящее время хороший учебник – это, прежде всего инструмент организации учебной деятельности на уроке. Он играет важнейшую роль в определении содержания образования, процессуальной части технологии и в ее реализации.

В учебники важны три составляющие: дидактика, психология, методика. Это означает, что учебник должен давать знания (чему-то учить), отвечать психологическим и возрастным особенностям учащихся, быть хорошо методически построенным. Методический аппарат учебника должен быть таким, чтобы он давал возможность учителю на уроке организовать разнообразные виды деятельности. Чем больше видов деятельности на уроке, тем продуктивнее урок, тем больше отдача. Ученик может просто пересказывать прочитанный материал, а может быть активными участником в ролевой игре, в диспуте.

А также особо хочется подчеркнуть, что ЕГЭ это и ответственность авторов заданий. Задания должны быть выполнимы, соответствовать стандарту и тем учебникам, по которым учатся наши дети.
Н.В. Авакова
Проектирование современных уроков истории

и обществознания в условиях профильной школы

Педагогическая наука предлагает различные перспективные направления в современных образовательных технологиях:



  1. Укрупнение дидактических единиц;

  2. Планирование результатов обучения;

  3. Психологизацию и компьютеризацию образования.

Независимая оценка качества (ЕГЭ) в современной школе требует абсолютно новых подходов к процессу обучения- это профильная школа. Главные задачи профильной школы: расширение знаний, подготовка ученика знающего, где и как «добыть знания», формирование творческой, современной, креативной и прагматичной личности. Обучение в профильной группе позволяет использовать все методы обучения: фронтальную, групповую (где объем самостоятельной работы 50-90%), индивидуальную, дифференцированную работу. В своей работе я применяю цельно-блочную систему с проведением лекционно-семинарских, проектных технологий. Заменяя урочную систему обучения на лекционно-семинарскую, мы ставим перед собой цель: адаптировать условия учебы старшеклассников к вузовским, подготовить учащихся 10-11 классов к ЕГЭ и дальнейшему обучению. Основополагающими принципами в условиях лекционно-семинарской системы обучения являются:

1.Принцип тематической концентрации учебного материала (Позволяет обучать на оптимальном уровне сложности);

2. Принцип поэтапного рассмотрения учебного материала на различных

уровнях познания; (Его реализация способствует организации учебного труда старшеклассника с учетом его индивидуальных способностей, многократно и на разных уровнях строить процесс обучения ).

Я разрабатываю урок-блок, в котором выделяются 5 уровней познания.(см. приложение).

Первый уровень познания- урок-лекция, на котором учащиеся коллективно воспринимают, осмысливают, усваивают новый материал.

Второй уровень познаний - урок-практикум, на котором учащиеся не только осмысливают, но и применяют свои знания. (Закрепление- первичный контроль из уровня А ЕГЭ)

Третий уровень познания - урок-семинар, на котором происходит закрепление, совершенствование и творческое применение знаний, умений и навыков . (Вторичный контроль из уровня А и В ЕГЭ)

Четвертый уровень познания - урок-консультация, на котором происходит не только применение знаний, умений и навыков, но и их коррекция. (Работа с уровнем С ЕГЭ)

Пятый уровень познания - урок-зачет, на котором учащиеся обобщают и систематизируют свои знания по теме.

Принцип постоянного и многократного контроля за качеством и глубиной усвоения учебного материала и уровня сформированности учебных умений позволит подготовить учащихся к независимой аттестации - ЕГЭ.
В качестве примера предлагаю вам вариант блочной подачи материала в 9-ом классе по теме: «Вторая мировая война».

На первом уроке-лекции учащиеся получают блок-схему (она вклеивается в тетрадь) по всей теме с целями, задачами, определением конечных результатов и домашним заданием. Урок проводится в форме лекции с применением презентации, наглядного материала и карт.

На втором уроке (полная самостоятельная деятельность) учащиеся делятся на группы по 5 человек и получают конверт с заданием (см. прилож.) и оценочный лист на 2 урока. Задания разработаны так, чтобы каждый учащийся принимал активно участие в работе, работал с картой и отвечал устно. Групповая работа позволяет отстающим учащимся несколько раз проговорить, повторить и разобрать по карте тему урока, т.к. успевающие товарищи, помогают исправить ошибки, ведь оценку получает вся группа.

Контроль знаний осуществляется на втором уроке каждый пишет тест в формате ЕГЭ(А) и получают оценку индивидуально. Коррекцию знаний можно провести в конце или начале 3-го урока, попросив разобрать события Второй мировой войны по периодам без помощи тетради (можно поставить + балл за точность). На четвертом уроке проводится контроль знаний (предлагается контрольная работа в формате ЕГЭ или ГИА по уровням или зачет в профильной группе.) Таким образом, применяя лекционно-семинарскую систему, проектную технологию, блочную систему изучения нового материала, где на нескольких этапах и уровнях идет обучение, и контроль я получаю высокий процент качества обученности учащихся. Работа в группе повышает мотивацию школьников, позволяет выбрать приемлемый индивидуально уровень познаний.


Урок - Блок П Мировая война

Тема и основные

вопросы блока



Основные понятия

Параграф и

домашнее задание



Основные

требования к

уровню подготовки


1.Начальный период

войны


а) Нападение на

Польшу


б) Наступление та

западе


в) Начало ВОВ и

вступление в войну

США
2. Перелом в ходе

войны


а) Достижение

превосходства

б) Перелом на

советско-германском

фронте

в) Тегеранская



конференция
3 .Заключительный

этот войны

а) Открытие второго

фронта


б) Ялтинская, Потсдамская конференция

в) Война с Японией



Блицкриг

молниеносная война.

«странная война»,

«план Барбаросса»,

тройственный пакт

Антигитлеровская

коалиция, Ленд-лиз

«Большая тройка»,

Организация

объединенных наций

(ООН), оккупация,

репарация



Параграф № 9

Kарта,


Стр. 180
Параграф № 10

Параграф № 11-12




Назвать важнейшие

даты событий (1 сентября 1939-2 августа 1945)


Хронологически

определять периоды II

мировой войны
Локализовать

исторические факты на

карте
Рассказывать о

событиях И мировой

войны
Излагать суждения о

причинно-

следственных связей

исторических событий


Раскрывать смысл

ведущих понятий


Определять свое

отношение и давать

оценку событиям

1939-1945 г.











I Период

1 сентября 1939 - июнь 1942



II Период

Июнь 1942-

январь 1944


III Период

Январь 1944-2

сентября 1945


1 сентября 1939 -

нападение на

Польшу - блицкриг,

Вторжение СССР -

договор с Германией

о границах.

«Странная война»

апрель-май 1940 г.

захват Дании,

Норвегии, Бельгии,

Люксембурга и

захват в мае

Франция.

Морская война

против Англии

Война на Балканах и

в Африке

План Барбаросса и

нападение на СССР

7 декабря 1941 г.-

нападение на Перл-Харб. Японией, вступление в войну

США


Положение к лету

1942 года (карта,

страница 140)


Антигитлеровская

коалиция 12 июля

1941г. Закон о ленд-лизе. Помощь

союзников СССР и

достижение

превосходства

военного и

экономического над

Германией. 4-7 июня

1942 г. - сражение у

Атолл. М.

Сталинградская

битва, сражение у

Эль-Алам. в северной

Нор - начало

перелома в войне.

Движение

сопротивления.

Ноябрь 1943

Тегеранская

конференция -

открытие второго

фронта.


6 июня 1944г. -

высадка англо-

американских войск в

Нормандию - 2-ой

фронт. Операция

«Багратион» -

вступление советских

войск в Пруссию,

Польшу.

Вступление СССР на



Балканы. Крымская

конференция 4-11

февраля 1945 г. -

будущее Германии,

вступление СССР в

войну с Японией,

образование ООН.

9 мая 1945г. -

капитуляция Германии.

8 августа 1945

объявление СССР

войны и наступление



2 сентября -

капитуляция Японии -

окончание II мировой.



2 урок блока «Вторая мировая война»

9 класс.

Класс делится на 4 группы, каждая из которой получает оценочный лист на 2 урока.




№ гр.

фамилия

1

2

3

Устный ответ

Тест

Итоговый балл

























1 задание.

A) Распределите карточки с событиями II мировой войны по периодам.(без


помощи тетради).

Б) Найдите карточку с ошибкой.

B) Напишите карточку с событием, которое было бы важным, по вашему
мнению, и добавьте её к нужному периоду (карандашом).

Г) Соотнесите карточку с именем полководца и событием.

Д) Проверьте правильность расположения карточек с помощью тетради.

2 задание.

A) Покажите на карте страны — сателлиты Германии.

Б) Покажите на карте территории, где происходили блицкриги.

B) Где был открыт 2 фронт.

Г) Покажите на карте: Перл Харбор, Эль~Аламейн, Сталинград.

3 задание.

А) Заполните таблицу в тетради:




Конференция

Дата и место проведения

Участники

Основные решения.





































Б) Устный ответ.(что означают эти понятия?)

  1. Холокост.

  2. Движение Сопротивления

  3. Большая тройка

  4. Фау

  5. Ленд-лиз.


Информация о

VIII конкурсе учителей истории, обществознания и литературы
«Урок по теме: история политических репрессий и сопротивления несвободе в СССР» (2009-2010 учебный год)

Цели конкурса:

- формирование ценностно-смысловых компетенций учащихся;

- воспитание уважения к ценностям демократического общества, которые утверждал А.Д. Сахаров, – торжеству права, справедливости, гуманизма; утверждению либеральных ценностей, содержащихся в Декларации прав человека – прав каждого человека на личную свободу, уважение человеческого достоинства, социальную защищенность;

- формирование у школьников чувства патриотизма и гражданской ответственности через критическое осмысление отечественной истории;

- привлечение внимания педагогов к изучению истории политических репрессий и сопротивления несвободе в СССР, к необходимости сохранения памяти о жертвах репрессий и необходимости исторической, моральной и правовой оценки советского режима в школьных курсах истории, обществознания и литературы.

Этапы конкурса:

I тур региональный – с 1 сентября 2009 года по 1 марта 2010 года.

II тур межрегиональный – с 1 марта 2010 года по 15 апреля 2010 года.

Организаторы конкурса:

Музей и общественный центр «Мир, прогресс, права человека» имени Андрея Сахарова, Департамент образования города Москвы, Московский институт открытого образования, Академия повышения квалификации и переподготовки работников образования РФ (АПКиППРО), региональные институты повышения квалификации учителей и региональные Комитеты образования, педагогические университеты и общественные организации.

Номинация для учителей Москвы и Московской области «Урок в музее» в Музее и центре имени Андрея Сахарова.

Требования к конкурсным работам:

На конкурс принимаются развернутые планы-конспекты реально проведенных уроков или занятий на бумажном и электронном носителе в сопровождении видеозаписи без монтажа до 15 марта 2010 г.

Присланные материалы не редактируются и не возвращаются.


По итогам VIII Конкурса: планы-конспекты лучших уроков по решению Межрегионального жюри будут опубликованы в ежегодном сборнике «Школьные уроки по теме: История политических репрессий и сопротивления несвободе в СССР», что учитывается при аттестации и кандидатской степени как публикация. Победители I тура и организаторы приглашаются в Москву 14 - 16 мая 2010 года на Конференцию. Победители конкурса награждаются дипломами и ценными призами на Конференции (Конференция в Москве в мае 2010 года проводится в том случае, если будут найдены источники финансирования для обеспечения бесплатного проезда, питания и проживания участникам).

Все участники межрегионального тура получают дипломы. Участникам бесплатно будет предоставлен сборник учительских работ по итогам Восьмого конкурса. Полный текст сборников за предыдущие годы и положение Конкурса опубликованы на сайте музея: www.sakharov-center.ru
Адрес музея и центра Сахарова: 105120, Москва, ул. Земляной вал, д. 57, стр. 6 (станции метро «Курская», «Чкаловская»). Тел.; (495) 623-44-01/44-20, факс: 917-26-63.


Координатор проекта: Колтановская Евгения Леонардовна, e-mail: koltanovska@sakharov-center.ru



1 В данной части концепции использованы материалы к. пед. н. Н. И. Ворожейкиной.

2 О проекте «Единое окно доступа к образовательным ресурсам» / ФГУ ГНИИ ИТТ «Информика», Федеральное агентство по образованию. Москва, 2005-2009. URL: http://window.edu.ru/window/about (дата обращения 08.06.2009)

3 О каталоге образовательных ресурсов сети Интернет / ФГУ ГНИИ ИТТ «Информика». Москва. URL: http://katalog.iot.ru/ (дата обращения 08.06.2009)

4 О проекте «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов» / ФГУ ГНИИ ИТТ «Информика». НФПК. Москва, 2006. URL: http://school-collection.edu.ru/about/ (дата обращения 08.06.2009)

5 Российский общеобразовательный портал. Москва. URL: http://www.school.edu.ru/ (Дата обращения 08.06.2009)

6 Для обозначения электронного адреса используют аббревиатуру URL

7 1Плескач Л. Е., Шамис Г. М. Технология педагогики. - Краснодар, 1998. -С. 205.


8 Гузеев В. В. Матрица разнообразия — способ определения компетентности педагогов «Директор школы». - 2006. - № 8

<< предыдущая страница  
Смотрите также:
О преподавании истории в 2009-2010 учебном году
2834.98kb.
10 стр.
О преподавании обществознания в 2009-2010 учебном году
2829.69kb.
14 стр.
Календарно-тематическое планирование учебного материала по литературе на 2009-2010 учебный год 7 класс
188.86kb.
1 стр.
Календарно-тематическое планирование учебного материала по литературе на 2009-2010 учебный год 11 класс
301.18kb.
1 стр.
Инструктивно-методическое письмо о преподавании географии в 2009 2010 учебном году в общеобразовательных учреждениях Белгородской области
708.53kb.
3 стр.
О преподавании «Географии»в общеобразовательных учреждениях Ярославской области в 2009-2010 учебном году
225.94kb.
1 стр.
Инструктивно-методическое письмо «О преподавании предмета «Физическая культура»
858.43kb.
3 стр.
Инструктивно-методическое письмо «О преподавании химии в 2010-2011 учебном году в общеобразовательных учреждениях Белгородской области»
733.46kb.
5 стр.
Дата Мероприятие Ответственный Август Педагогический совет «Анализ работы в2008-2009 учебном году. Задачи на 2009-2010 учебный год»
48.71kb.
1 стр.
О преподавании «Музыки» в общеобразовательных учреждениях Ярославской области в 2009-2010 учебном году
684.67kb.
5 стр.
Инструктивно-методическое письмо Министерства образования Республики Беларусь
95.67kb.
1 стр.
Тестирование по истории к военно-спортивной игре «зарница» в 2009/2010 учебном году
36.3kb.
1 стр.