Главная Другое
Экономика Финансы Маркетинг Астрономия География Туризм Биология История Информатика Культура Математика Физика Философия Химия Банк Право Военное дело Бухгалтерия Журналистика Спорт Психология Литература Музыка Медицина |
страница 1 Тема урока: «Пословицы и поговорки» Ткаченко Екатерина Валерьевна, учитель русского языка и литературы Статья отнесена к разделу: преподавание литературы. Цели урока: формировать понятие о пословицах и поговорках русского народа, их тематике и особенностях употребления; научить пользоваться пословицами и поговорками в речи. Задачи урока: развивать творческую активность учащихся; обогащать словарный запас учащихся; развивать речь учащегося; совершенствовать учебные умения и навыки. Тип урока: знакомство с новым материалом. Методы обучения: проблемно-поисковый, репродуктивный. Формы обучения: индивидуальная, групповая. Используемые технологии: личностно-ориентированная, игровая технология. Оформление урока: мультимедийное сопровождение (презентация по теме урока). Ход урока:
Слайд 1. Слайд 2. Эпиграф к уроку Что за роскошь, что за смысл, какой толк в каждой поговорке нашей! Что за золото! А.С. Пушкин
Пословицы и поговорки живут в народной речи. Родились они в глубокой древности и отражают все стороны жизни людей. Некоторые дошли до нас из литературы ХI-ХII вв.: «Слово о полку игореве», «Повесть временных лет». Собирание пословиц началось в ХVI веке, а может и раньше, но записи того времени не дошли до нас. Первые рукописные сборники, дошедшие до нас, относятся к ХVII-ХVIII вв. Большинство составителей этих сборников неизвестны. Начало научному изучению русских пословиц и поговорок положил М.В. Ломоносов. Лишь со второй половины ХVIII в. сборники пословиц и поговорок стали печататься. Известными составителями таких сборников были И.М. Снегирев, Ф.И. Буслаев, А.Н. Афанасьев и другие. Но самым знаменитым является Владимир Иванович Даль (1801-1872). Труд его считается непревзойденным. Всю жизнь он посвятил собиранию и систематизации пословиц. Даль изъездил всю Россию. Он записывал пословицы и поговорки, услышанные от крестьян, ремесленников, солдат. Даль больше тридцати лет собирал по крупицам пословицы и поговорки. Им собрано огромное количество – 25 тысяч пословиц и поговорок. Кроме сборника «Пословицы русского народа», В.И. Даль подготовил и издал великий труд – четыре тома «Толкового словаря живого великорусского языка» (1803-1866), где привел множество пословиц и поговорок. Далю адресованы слова А.С. Пушкина: «Что за роскошь, что за смысл, какой толк в каждой поговорке нашей! Что за золото!» Сам В.И. Даль называл пословицы коротенькими притчами. В отличие от пословицы, поговорка не имеет нравоучительного смысла. Даль писал: «Поговорка, по народному определению, цветочек, пословица – ягодка; и это верно». И далее: «Это одна первая половина пословицы».
Лучше синица в руке… (чем журавль в небе). Маленькое дело лучше… (большого безделья). Семь раз отмерь... (один раз отрежь). Как аукнется… (так и откликнется). Терпенье и труд… (всё перетрут). Один в поле… (не воин). Друзья познаются… (в беде). Куй железо… (пока горячо). С миру по нитке …. (голому рубаха). Поспешишь – (людей насмешишь). Без труда … (не вытащишь и рыбку из пруда) (нет плода). Верный друг … (лучше новых двух). На чужой каравай… (рта не разевай).
Заткнуть за пояс – победить кого-либо При царе Горохе – давно Медведь на ухо наступил – нет слуха Водить за нос – обманывать Льет как из ведра – сильно Засучить рукава – взяться за дело Намылить шею – проучить Пальчики оближешь – вкусно
Слайд 10, 11, 12, 13.
Каждая группа должна выбрать понравившуюся пословицу и написать мини-сочинение. Домашнее задание: составить тематический сборник пословиц и поговорок. Смотрите также: Урок литературы в 6 классе Тема урока: «Пословицы и поговорки» Ткаченко Екатерина Валерьевна, учитель русского языка и литературы
47.81kb.
1 стр.
Проект школьного праздника «День Матери»
124.1kb.
1 стр.
Урок литературы в 9-ом классе. Тема урока: Одиночества в лирике М. Ю. Лермонтова. Учитель русского языка и литературы гоу сош №985 Саморукова Л. Н. Цель
65.94kb.
1 стр.
Из опыта работы учителей русского языка и литературы
95.76kb.
1 стр.
Конспект урока литературы в 8 классе М. Ю. Лермонтов «поэма мцыри» Сороковая Е. А., учитель русского языка и литературы
38.1kb.
1 стр.
Жигло И. В., учитель английского языка, Ступак Л. В., учитель русского языка и литературы, многопрофильный лицей №37, г. Донецк
131.23kb.
1 стр.
Урок русского языка в 6 классе с использованием здоровьесберегающих технологий: «Имя числительное как часть речи»
100.46kb.
1 стр.
Конспект урока по литературе в 11 классе Сергей Есенин в стихах и в жизни Учитель русского языка и литературы
74kb.
1 стр.
Конспект урока развития речи по литературе в 5 классе Тип урока: творческая мастерская. Тема урока: Учитель русского языка и литературы : Лобачёва Валентина Васильевна
159.27kb.
1 стр.
Урок литературы в 7 классе. Разработан учителем русского языка и литературы сош №16 Стрижовой Е. Г. Рязань 2011
115.29kb.
1 стр.
Разработка урока литературы в 10 классе учителя русского языка и литературы маоу «сош №1» г. Нурлат Республики Татарстан Сагировой Алсу Радиковны
108.06kb.
1 стр.
Влияние творчества М. Лермонтова на творчество М. Врубеля. Интегрированный урок 9 класс. Учитель: Васильева Валентина Михайловна, учитель русского языка и литературы моу «Среднекибечская сош» 307.44kb.
1 стр.
|