Главная
страница 1
Министерство образования и науки Российской Федерации

ГОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет»


Факультет русского языка и литературы

Кафедра современной русской литературы


РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

по дисциплине «Просеминарий по современной литературе»


для специальности «050301.65 – Русский язык и литература»

по циклу ФТД.2 – факультативные дисциплины

Очная форма обучения
Курс – 2

Семестр – 3, 4

Объем в часах всего – 112

в т.ч.: лекции – 52

практические занятия: – 60

самостоятельная работа – 112

Зачет – 4 семестр

Екатеринбург – 2010


Рабочая учебная программа по дисциплине «Просеминарий по современной литературе».

Уральский государственный педагогический университет. Екатеринбург, 2010. – 22 с.


Составители: Барковская Н.В., д.ф.н., проф., зав. кафедрой современной русской литературы


Рабочая учебная программа обсуждена на заседании кафедры современной русской литературы УрГПУ

Протокол № 6 от 14 января 2010 г.

Зав. кафедрой ___________ Н.В. Барковская


Декан Н.И. Коновалова


I. Пояснительная записка

Необходимость введения данного просеминария на 2 курсе обусловлена потребностью в ознакомлении студентов с тенденциями текущего литературного процесса, с творчеством наиболее ярких поэтов и драматургов. 2000-х гг. В школе этот материал не изучался, в университете, согласно учебному плану, студенты подойдут к этому историко-литературному периоду только в конце 4 курса. Данный просеминарий имеет пропедевтический характер. Актуальность его связана с необходимостью расширения филологического кругозора студентов, выработки навыков ориентации в пестром текущем литературном процессе, развитием способности критических суждений и оценки. Если теория и история литературы изучаются в основных курсах, то о литературной критике как разделе литературоведения студенты получат представление в рамках просеминария.



Задачи курса:

  1. Дать представление о наиболее ярких поэтических индивидуальностях и тенденциях в современной поэзии и драматургии.

  2. Совершенствовать навыки анализа произведения.

  3. Научить видеть переклички, параллели с традицией;

  4. Познакомить с сайтами, содержащими литературный и критический материал;

  5. Дать представление о таких срезах современной словесности, как элитарная и массовая поэзия, авангардизм и традиционализм, гендерная литература, актуальная поэзия, досуговая литература, массовая литература и проч.

  6. Воспитывать эстетический вкус студентов, потребность в самостоятельной научной работе.

Специфика курса:

Подбор поэтического материала неизбежно имеет мозаичный, фрагментарный характер, т.к. в текущем литературном процессе тенденции не вполне отчетливы, не отрефлектированы, важно само многообразие авторских индивидуальностей. Все же мы постарались охватить наиболее важные тенденции в развитии поэзии: своеобразный традиционализм А. Решетова, Б. Рыжего, Ю. Казарина; «критический сентиментализм» С. Гандлевского и В. Кучерявкина, «женскую» поэзия В. Павловой и – по контрасту – С. Кековой; концептуализм Д. Пригова и Т. Кибирова, стремление преодолеть концептуализм в необарокко Е. Шварц, экспрессионизме Е.Фанайловой, метафизической поэзии О. Седаковой, лингвостилистике А. Левина – В. Строчкова.

Из современной дрмаматургии избраны такие знаковые фигуры, как В.Сигарев, Л. Петрушевская, Н. Коляда. Наконец, остро нуждается в обсуждении проблема экранизации литературных произвежений.

Специфика данного курса состоит в его лабильности, необходимости обновлять материал каждый код. Кроме того, просеминарий требует значительной доли самостоятельности в работе студента.


II. Учебно-тематический план





п/п

Наименование темы


Всего трудо-ем-кость

Аудиторные часы


Самост. работа

всего

лекции

практ. занятия

1.

Современное состояние русской словесности: эстетические принципы, организационные формы.

8

4

2

2

4

2.

Лианозовская школа: Г. Сапгир, И. Холин. Концептуализм Д.А.Пригова.

8

4

2

2

4

3.

И.Жданов: «тот, кто вернуть себя уже не в силах». Поэзия метаметаморфизма.

8

4

2

2

4

4.

Функция иронии в лирике Т.Кибирова.

8

4

2

2

4

5.

Ироническая поэзия и минимализм. И. Иртеньев, И. Ахметьев, А. Еременко.

8

4

2

2

4

6.

«Критический сентиментализм» С.Гандлевского.

8

4

2

2

4

7.

Неосентиментализм В. Кучерявкина.

8

4

2

2

4

8.

Лигвостилистика А. Левина, В. Строчкова. Поэтика фрагмента Ники Скандиаки.

8

4

2




4

9.

Образ женщины в творчестве В.Павловой, Е. Исаевой, М. Степановой.

8

4

2

2

4

10.

Необарокко Елены Шварц.

8

4

2

2

4

11.

Экспрессионизм Елены Фанайловой.

8

4

2

2

4

12.

«В земной и небесной отчизне»: надежда на чудо в стихах С.Кековой. Метафизическая поэзия О. Седаковой.

8

4

2

2

4

13.

Эволюция творчества Ю. Казарина.

8

4

2

2

4

14.

Борис Рыжий: музыка у «бездны на краю».

8

4

2

2

4

15.

Генерация «Поколение»: молодые поэты 2000-х годов.

8

4

2

2

4

16

«Новая волна»: обновление драматургической поэтики

12

6

2

4

6


17

Система персонажей в пьесе В.Арро «Смотрите, кто пришел»

12

6

2

4

6

18

А.Соколова. «Фантазии Фарятьева»: мир повседневный и идеальный

12

6

2

4

6

19

Драматургия Л.Петрушевской: бытийный драматизм малого мира

12

6

2

4

6

20

Л.Петрушевская. «Любовь»: поэтика драматического диалога

12

6

2

4

6

21

Драматургия Н.Коляды: театральность повседневности

8

4

2

2

4

22

Драматургия Н.Коляды: театральность повседневности

8

4

2

2

4

23

Диалог с бытием. В.Сигарев. «Божьи коровки возвращаются на землю»

8

4

2

2

4

24

Е.Гришковец. «Как я съел собаку »: поэтика отчуждения.

8

4

2

2

4

25

Пьесы-римейки в современной драматургии

8

4

2

2

4

26

Кино на современном этапе

8

4

2

2

4

27

Концепции экранизации литературного произведения.

16

8

-

8

8




ИТОГО:

224

112

52

60

112

3. Содержание дисциплины




Тема 1. Современное состояние русской словесности: эстетические принципы, организационные формы


1. Постмодернизм, его история, философские основы, художественные принципы (мир как хаос, кризис авторитетов, смерть автора, мир как текст, нонселекция, двойное кодирование, интертекстуальность).

2. Концептуализм, метаметафоризм, ироническая поэзия как основные направления в поэзии конца ХХ в.



Тема 2. Лианозовская школа: Г. Сапгир, И. Холин. Концептуализм Д.А.Пригова.

1. Неопримитивизм «конкретистов» и его социокультурная обусловленность. Пересечение гротеска и натурализма, «слоистика» как выражение абсурдности мира.

2. Творчество Г. Сапгира: эстетическое равноправие будничных предметов (сонет «Она»), концепт пустоты («Сонет о том, чего нет», «Фриз разрушенный»), воспроизведение «голосов улицы» («Голоса»), критический пафос («Радиобред»); образ лирического героя («Бог», «Памятник»)

3. Эстетика минимализма И. Холина: деформация синтаксиса, лексики, строки и строфы («Трущобы», «Портрет», «Ночь» и др.).

4. Концептуализм Д. А. Пригова: деконструкция речевых клише, штампов советского языка и обывательского сознания, поэтика бурлеска («Милицанер»). Персонажный автор и приемы его создания («Небо, земля, лето, зима», «Когда я размышляю о поэзии…», «Вот молодежь ко мне приходит…», «Лишь начну песню писать…», «Вот он ходит по пятам…», «Господь листает книгу жизни…») в стихах о России.

Тема 3. Иван Жданов: «тот, кто вернуть себя уже не в силах». Поэзия метаметаморфизма.

1. Метаметаморфизм как течение в поэзии 80-90-х гг. Образ мира в стихотворении А. Еременко «В густых металлургических лесах…».

2. «Воронка взгляда»: своеобразие оптики в поэтическом мире И. Жданова («Взгляд»); растворение лирического героя в творимом им мире; феноменологическое единство субъективного и объективного, внешнего и внутреннего («Мелкий дождь идет на нет»).

3. Инвертированность пространства во времени (через образы зеркала, фотографии, картины), роль памяти («Портрет отца», «Портрет»). Движение как фактор инверсии («Прохожий», «Зима», «Поезд»). Метаморфозы предметов («Так ночь пришла, сближая все вокруг»).

4. Строфика в поэзии И. Жданова:


    • моностих («Осень»);

    • трехстишие («Стоишь одна у входа в этот лес»),

    • катрен («Когда умирает птица»),

    • пятистишие («Концерт»),

    • секстина («Такую ночь не выбирают»),

    • разнострофные стихи («Любовь как мышь летучая скользит),

    • стихопроза («Поэма дождя»).



Тема 4. Функция иронии в лирике Т.Кибирова


1. Отношение к советской эпохе и ностальгия по детству («Художнику Семену Файбисовичу», сонет XII из цикла «Двадцать сонетов к Саше Запоевой»).

2. Образ поэта: отношение к классической традиции, неприятие литературной постмодернистской тусовки («Кара-Барас»). Трагическая ирония в адрес современной массовой культуры и позиция верности высокому назначению поэта («Игорю Померанцеву. Летние размышления о судьбах изящной словесности»). Образ поэта в цикле «Юбилей лирического героя».

3. Тема родины («Старая песня о главном», «История села Перхурова»). Смысловая роль стилизации и парафразиса.

4 Апология мещанства. Любовь как смысл жизни в цикле «Amour, exil…» Оппозиция он/она как конфликт идеала и действительности. Высокое и низкое в чувствах героя. Литературная игра в цикле.



Тема 5. Ироническая поэзия и минимализм. И. Иртеньев, И. Ахметьев, А. Еременко.

1. Минималистская поэзия как реакция на многословие официальной литературы. Герман Лукомников (Бонифаций): ирония, примитивизм, акцент на языковом материале поэзии. «Стишия» А. Левина. Афористичность в цикле Ивана Ахметьева «Трепетники и волнунчики».



2. Игорь Иртеньев – попытка преодолеть постмодернизм на его поле и его же средствами. Ирония как выражение гражданской позиции («Камелия», «Эх, родные сердцу дали», «Невольно вспоминаю Николая»).

3. А. Еременко: ироническая деконструкция идеологем («Переделкино»), позиция аутсайдера («Как хорошо у бездны на краю»), «гусарство» лирического героя («Я добрый, красивый,

Тема 6. «Критический сентиментализм» Сергея Гандлевского

1. С. Гандлевский о назначении поэзии: эссе «Польза поэзии», «Критический сентиментализм», стихотворение «Друзьям-поэтам».

2. «Я и так с годами стал чувствителен не в меру…»: ностальгия по детству в стих. «Среди фанерных переборок…», «Я был зверком на тонкой пуповине…». Функция «онегинской строфы» в стихотворении «Вот наша улица, допустим…».

3. Функция аллюзий в стихотворении «Когда волнуется желтеющее пиво…», «А вот и снег. Есть русские слова…», «Стоит одиноко на севере диком…», «Еврейским блюдом угощала…».


4. Набоковская «аура» в стихотворениях «Еще далеко мне до патриарха…», «Самосуд неожиданной зрелости…».

Тема 7. Неосентиментализм В. Кучерявкина.

1. Мир наивного зрения, чувствительность, стилизация и легкая ироничность, в сочетании с гротеском и сюрреалистичностью – характерные черты «петербургской поэтики» В. Кучерявкина.

2. Мифологизация городского пространства и поэтизация сельского уединения («Караси их Шанхая», «Живущий в небесах посмеется»). Трамвай как сквозной образ в «городских» стихах: поэтика и семантика.

3. Пушкинский интертекст в поэзии В. Кучерявкина, преломление традиций Серебряного века («Святые Горы»).



Тема 8. Лингвостилистика А. Левина, В. Строчкова. Поэтика фрагмента Ники Скандиаки

1. Теория лингвопластики А. Левина – В. Строчкова (по книге «Орфей необязательный»).

2. Приемы полисемантики в стихотворениях А. Левина («Голый попояс», «Снятие с учета», «Он сильно сдал», «Разговор юного поэта» и др.).

3. Языковая игра в стихотворениях В. Строчкова («Буколический буквализм букваря» и др.), функции макаронического стиля в стихотворении «Коктейль Больяско».


4. Поэтика фрагмента Ники Скандиаки: функция иноязычной лексики, компьютерной символики, паронимических цепочек в создании нелинейного стихотворного текста; проблема целостности цикла.

Тема 9. Образ женщины в творчестве Веры Павловой, Елены Исаевой, М. Степановой.

1. Героиня в стихах Веры Павловой:

а) Образ лирической героини (внешность, привычки и интересы, круг общения, судьба, отношения в семье) в книгах «Четвертый сон». Телесность как доминанта в трактовке темы любви. Роль аллюзии на роман Н. Чернышевского «Что делать?»;

б) Эффект агиографии в композиции книги «Вездесь».. Архетипические мотивы (яблоко, змей, красная глина), параллели с Библией. Суть нравственного выбора «на краю гудящей бездны»;

в) Тема творчества и традиции, «знаки» поэзии Державина, Пушкина, Блока, Ахматовой, Цветаевой в стихах В. Павловой;

г) Эволюция образа лирической героини в книгах «По обе стороны поцелуя», «Ручная кладь», «Тысяча и одно признание в любви. Письма в соседнюю комнату», «Мудрая дура», «На том берегу речи»;

д) Своеобразие стиховой формы: лаконизм, тяготение к малым формам, афоризм и парадокс как излюбленные риторические приемы, рационалистичность и говорной тип интонации. Прием параллели и его проявление в синтаксисе, в характере рифм (обилие тавтологий), в структуре цикла (линейный тип сюжета, нанизывание эпизодов-«четок»). Принципы создания книги стихов как метажанрового единства.

2. Женщина-«стрелочница» в стихах Е. Исаевой и ее миссия поддержания мировой гармонии. Своеобразие трактовки темы материнства.

3. Личная мифология в книге М. Степановой «Физиология и малая история»; сложное отношение к советскому прошлому (притяжение-отталкивание). Постсоветская танатология в книге «Проза Ивана Сидорова».




Тема 10. Необарокко Елены Шварц

1. Образ лирической героини: метафизика тела как вместимость духа. Человек и Бог. Символическое значение образа свечи. Сопоставить с решением той же проблемы нравственного выбора перед ужасом жизни в творчестве Е. Кузьминой-Караваевой.

2. Поэтический мир Е. Шварц: сравнение как способ сближения высокого и низкого («Свалка»), оксюморонность («Сила жизни, переходящая в свою противоположность»), интенсивность цвета («Зверь-цветок»), «картинность»: ироническая стилизация «осьмнадцатого века» (цикл «Забавы»), эстетика ужасного («Портрет блокады через жанр, натюрморт и пейзаж»).

3. Классические жанры в поэзии Шварц (ода, стансы, элегия). Эксперименты со строфикой («Башня, в ней клетки»). Поэтика названий. Перебои ритма («Утро второго снега», «Смятение облаков»), образ «русского траченого языка», неточные рифмы («Земля товарная»).

4. Жанр «маленькой поэмы» и трансформация «петербургского текста» в творчестве Е. Шварц.




Тема 11. Экспрессионизм Елены Фанайловой.

1. Образ лирической героини; ощущение богооставленности и богоуступничества («Из записок маньячки», «Раздевайся же медленно, как стриптизер», «Ложноклассический пейзаж»). Функция асимметричной строфики, неточной рифмы, «неправильного» синтаксиса, отсутствия знаков препинания.

2. Неприятие цинизма современной культуры («Русское видео-2», «Литератор»). Трактовка назначения искусства («Покуда тело плачет и поет»). Своеобразие строфики.

3. «Русская версия» – поэтическая книга «нового формата»: оформление, архитектоника, сквозные мотивы.

4. «Черные костюмы» и «Короли улиц» – Е. Фанайлова как «фронтовой поэт» (Ст. Львовский). Усиление социально-политического пафоса, функции кинокода, гетероморфность поэтики.




Тема 12. «В земной и небесной отчизне…»: надежда на чудо в стихах Светланы Кековой. Метафизическая поэзия Ольги Седаковой.

1. «Фрески» земной природы: деревья, травы, птицы как символы мирозданья. Взаимопереход пространства и времени.

2. Жанры псалма и молитвы в поэзии С. Кековой. Особенности интонации.

3. Мечта и надежда («Давай мы построим дом…»). «Жизнь растет из умершего семени» – осмысление проблемы смерти и вечности.

4. Тайна слова, преодолевающего «горький опыт».

5. О. Седакова о назначении поэзии («Морализм искусства, или О зле посредственности», «Чтобы речь стала твоей речью»).

6. Концепция поэтического творчества («Последний поэт», «Последний читатель», «Ночное шитье»). Упразднение личного местоимения (тема «превосхождения себя»), стремление дать голос нечеловеческому природному миру («Деревья, сильный ветер»), традиции В. Хлебникова («Усадьба ночью, чингисхань…»), Н. Заболоцкого (« В жилищах наших», «Прогулка», «Начало зимы» и др.).

7. Своеобразие натурфилософии О. Седаковой (цикл «Азаровка»): четыре природные стихии, лейтмотивы и символика. Антиизобразительность пейзажной лирики. Сравнения и метафоры как способ антропоморфизации природы. Страшная тайна и высокий смысл природного существования («Вещая птица», «Лесная дорога» – «Звездное небо»). Роль историко-литературных ассоциаций в создании целостного образа судьбы-поэзии-Бога («Поляна», «Сад»).

8. Цикл «Китайское путешествие»: диалог с чужой культурой.




Тема 13. Эволюция творчества Ю. Казарина: от «поля зрения» к «походке языка».

1. «Пространство – это взгляд» (по книге «Поле зрения»).

a) Лирический герой: душевная сила и размах («Словно камешек в кармане», «Зимний день старинной лепки», «Я в жизни твоей – татарва и прохожий»).

б) Широта поэтического мира, мотивы поля и взгляда («Хорошо мне под снегом стоять налегке», «На ветер засмотрюсь, на сад, бегущий скопом»).

в) Среди родных людей: жизнь, побеждающая смерть; мотивы родни и тепла («В полночном поле одиноко», «Припозднились с картошкой – дожди виноваты», «Ночью ночь светлее в феврале»). Целостный анализ ст. «В этом доме был вчера покойник».

2. «Чистая часть бытия» (по книге «Побег»).

а) Лирический герой: душевная строгость и аскетизм («Что же, прощай, на высоком ветру», «В роще ремонт, шелушатся обои»).

б) Вертикаль поэтического мира: «золотая пустота» и «вечность, пахнущая смертью». («Снег не ваятель, оформитель», «Морозный воздух – с валидолом», «Пролежни почвы да проседь»).

в) Среди родных фонем: язык, сохраняющий жизнь.

(«Поцелуешь меня. Вертикально», «Отсыхает язык у растений», «Бессонница – питье, прими ее настойку», «Покуда вещь уходит в слово»).

3. Метафорический смысл названий книг «Поле зрения» и «Побег».




Тема 14. Борис Рыжий: музыка у «бездны на краю».

1. «Полу-пижон, полу-поэт»: амбивалентность образа лирического героя, ощущение «двух несвобод». Тема смерти.

2. Инвертированность художественного пространства в стихах Б. Рыжего, мотивы зеркала, памяти, осени («Я зеркало протру рукой», «Где обрывается память, начинается старая фильма», «если в прошлое, лучше трамваем», «Веди меня аллеями пустыми»). Традиции И.Анненского, Б.Поплавского.

3. Две «музыки» в стихах Б.Рыжего («Жил на свете господин», «Похоронная музыка», «Прошел запой, а мир не изменился» и др.). Сочетание сниженной лексики, неровного ритма с напевностью, светлой элегичностью. Анализ ритмико-мелодической организации избранного стихотворения.




Тема 15. Генерация «Поколение»: молодые поэты 2000-х годов.

1. Поиски нового слова. «Поколение» как категория литературного процесса. Сравнение «традиционной» (альманах «Наше время») и актуальной поэзии (журнал «Воздух»). Проблема «прямого» лирического высказывания для «поколения Интернет». Лирическая книга «эпического» типа (Б. Херсонский «Семейный архив», «Спиричуэлс»).

2. Обсуждение сборников стихов, изданных АРГО РИСК в серии «Поколение»:


    • Марианна Гейде. Слизни Гарроты;

    • Юлия Идлис. Воздух, вода;

    • Наталья Клочкарева. Белые пионеры;

    • Павел Гольдин. Ушастых золушек стая;

    • Тарас Трофимов. Продавец почек.

    • Анна Русс. Марежь.

    • Андрей Гришаев. Шмель.

    • Антон Очиров. Ластики.

3. Андрей Родионов: «субмаргинальный рэп-лиризм» и проблема гражданской позиции.




Тема 16. «Новая волна»: обновление драматургической поэтики


Понятие поствампиловской драматургии. Традиции русской социально-психологической драмы. Проблема драматического героя. Длительная, протяженная ситуация выбора, «конфликт с собственной молодостью».

Человек в ситуации выбора, тип конфликта и способы его разрешения. Человек в сфере повседневности, проблема быта и бытия. Речевая организация, традиции полифонического диалога. Роль атмосферы в художественном мире пьес «новой волны».



Тема 17. Система персонажей в пьесе В.Арро «Смотрите, кто пришел»


Новый тип героя поствампиловской драматургии. Характер Кинга.

Кинг, Табуновы и Шабельников: столкновение систем ценностей.

Два «лагеря» персонажей, основа конфликта и его развитие.

Внутренние ценностные противоречия в каждой из групп персонажей, перемещения и перегруппировки героев во 2-ом действии.

Драматизм финала: символическое значение образа флейты, роль музыканта в системе персонажей.

Тема 18. А.Соколов. «Фантазии Фарятьева»: мир повседневный и идеальный


Главные герои пьесы А.Соколовой, соотношение в их характерах и судьбах мечты и реальности, устойчивое противоречие между идеалом и действительностью.

Теория Фарятьева и ее роль в выявлении конфликта пьесы.

Деятельное начало, активность героев и неразрешимость конфликта.

Образы вечности в атмосфере пьесы.


Тема 19. Драматургия Л.Петрушевской: бытийный драматизм малого мира

Ограниченность пространства и времени. Образ «малого мира» в драматургии Л.Петрушевской. Бытовая среда и проблемы существования. Соотношение конкретного плана и экзистенциальных ситуаций. «Магнитофонная» речь героев. Емкость, объемность диалогов и монологов.


Тема 20. Л.Петрушевская. «Любовь»: поэтика драматического диалога

Понятие драматического диалога. Действенное значение слова в драматургии. Критика о повествовательности пьес Л.Петрушевской.

Выявление нескольких уровней драматического диалога: внешний сюжетно-прагматический, диалог разных стилей речи и культурных языков.

Диалог стереотипов в сознании героев и читателя и индивидуальное слово героев. Переакцентировка реплик в финале, ее смысл.


Тема 21. Драматургия Н.Коляды: театральность повседневности

История «авторского театра» Н.Коляды. Организация драматического пространства. Театральное поведение, ролевая игра героев. Соотношение бытовых конфликтов и ситуаций и зрелищности действия. Образ автора и авторская речь в пьесах. Мелодраматизм, лирические интонации. Н.Коляда и «уральская школа драматургов».


Тема 22. «Новая драма»: человек в катастрофическом мире
Агрессивность обыденности в драматургии 1990-2000-х гг. Герои в предельных и за-предельных ситуациях. Абсурд повседневного мира. Катастрофичность как норма состояния мира. Проблема «жесткости» драматургического письма. Инобытие как драматическое пространство, различные способы прорыва обыденности. Эксперименты с сюжетной организацией, драматургическим словом, соотношение речи героев и автора.
Тема 23. Диалог с бытием: В.Сигарев. «Божьи коровки возвращаются на землю»
Речь автора и персонажей: столкновение стилей и ценностей.

Организация драматического пространства. Соотношение образов жизни и смерти. Выявление системы образов-символов.

Анализ сюжета пьесы. Выявление ключевых сцен и кульминационных моментов. Соотношение в них бытового и бытийного содержания.

Выводы о маргинальном и пороговом положении персонажей и системе ценностей драматурга.



Тема 24. Е.Гришковец. «Как я съел собаку »: поэтика отчуждения
Место творчества Е.Гришковца в современной драматургической ситуации. Обзор критических отзывов о его пьесах и спектаклях.

Противоречивость, многослойность сознания героя пьесы «Как я собаку съел». Выявление внутреннего сюжета пьесы – разрушения личностных опор, отчуждения от самого себя.

Особенности монологической речи героя Гришковца, фрагментарность монолога, ассоциативность композиционной организации.

Соотношение образа героя и позиции автора.


Тема 25. Пьесы-римейки в современной драматургии
Диалог сюжетов, произведений, культур как возможность упорядочения повседневного хаоса. Диалектика созвучий и отталкиваний в римейке, игра с классическими сюжетами, характерами, художественным пространством и временем. Традиции римейка в русской драматургии. Е.Шварц, Г.Горин. Римейки М.Угарова, Н.Коляды, Л.Петрушевской, Б.Акунина, В.Сигарева, В. и О. Пресняковых.
Тема 26. Кино на современном этапе
«Жанровое» и «авторское» кино. Жанры массового кинематографа. Авторское кино в системе массовой культуры.

Постмодернистские тенденции в кинематографе разных стран. Экспериментальные построения и интеллектуальные игры в творчестве Питера Гринуэя. Эстетизация насилия в фильмах К. Тарантино.

Современное российское кино. Творчество мэтров и новые имена.

Развитие национальных кинематографов.


Фильмы для полного или частичного просмотра:

Короткометражные фильмы П. Гринуэя

Бартон Финк (И. и Н. Коэны)

Матч-пойнт (В. Аллен)

Три истории (К. Муратова)

Молох (А. Сокуров)

Изображая жертву (К. Серебренников)

Волчок (В. Сигарев)

Жить (В.Сигарев)
Тема 27. Концепции экранизации литературного произведения.
Экранизация как вариант взаимодействия литературы и кинематографа. Место экранизаций в русском кинопроизводстве.

Основные типы фильмов, снятых по произведениям литературы. Концепция Н. Зоркой. Экранизация-лубок. Экранизация-иллюстрация. Экранизация-интерпретация. Экранизация-фантазия («по мотивам»). Л. Аннинский: Экранизация по прочтению. Сочетание разных художественных типов экранизаций.

Споры отечественных киноведов и критиков об экранизации как эстетическом феномене. Основные подходы к экранизациям.

Воспроизведение «духа и сути первоисточника» (А. Базен, З. Кракауэр).

Экранизация как воплощение исторического мышления, перечитывание оригинала, в котором полемизируют два времени (В. Шкловский, Е. Левин, Ю. Богомолов).


4. Самостоятельная работа и организация контрольно-оценочной деятельности


  1. Студент должен ознакомиться с критической литературой по творчеству избранного поэта.

  2. Выбрать стихотворения для обзорного и детального рассмотрения.

  3. Охарактеризовать особенности поэтического мира.

  4. Подготовить целостный анализ 1-2 стихотворений избранного автора.

Темы самостоятельных работ:

  1. Лирический герой Б.Рыжего.

  2. Поэтический мир Б.Рыжего.

  3. Эволюция творчества Ю. Казарина.

  4. Метафизическая поэзия О. Седаковой.

  5. «Критический сентиментализм» Сергея Гандлевского.

  6. Образ Петербурга В. Кучерявкина..

  7. Образ лирической героини в книге В.Павловой «Четвертый сон».

  8. Тема творчества в поэзии В.Павловой.

  9. Творчество одного из молодых поэтов.

  10. Деконструкция штампов советского языка и обывательского сознания в цикле Д.Пригова «Милицанер».

  11. Персонажный автор в стихах Д.Пригова.

  12. Своеобразие поэтического мира Ивана Жданова.

  13. Травестирование классической традиции в книге Т.Кибирова «Улица Островитянинова».

  14. Тема любви в цикле Т.Кибирова «Amour, exil…»

  15. Образ лирической героини Е. Шварц.

  16. Поэтический мир Е.Шварц.

  17. Классические жанры и их трансформация в поэзии Е.Шварц.

  18. Социальный пафос в книге Е.Фанайловой «Черные костюмы».

  19. Тема искусства в поэзии Е.Фанайловой.

  20. Земля и небо в поэзии Светланы Кековой.

  21. Метафизическая поэзия Ольги Седаковой.

  22. Речевая игра в поэзии А. Левина.

  23. Баллады Марии Степановой.

  24. Анализ одной из пьес драматургов «новой волны» (В.Славкин, Л.Петрушевская, А.Галин, Л.Разумовская, А.Казанцев, А.Соколова, С.Злотников, О.Кучкина).

  25. Анализ современной пьесы (публикации в журнале «Современная драматургия», 2000-е годы).


5. Требования к уровню освоения содержания дисциплины

Студент, изучивший дисциплину, должен знать:

– основные тенденции в современной поэзии, наиболее ярких поэтов;

– традиции и новаторство в современной поэзии;

– основные журналы и сайты, посвященные современной поэзии.

Студент, изучивший дисциплину, должен уметь:

– анализировать книги и циклы стихов, определяя характер лирического героя и особенности поэтического мира.

– выявлять особенности поэтического языка и стиховой формы.

– формулировать свои критические суждения о произведениях текущей литературы;

– выступить с рецензией на новые поэтические публикации


6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература

Основная.

1.Лейдерман Н. Л., Липовецкий М. Н. Современная русская литература. 1950 – 1990 гг. М.: Академия, 2006. Т.1 – 413 с., т.2 – 685 с. -10 экз в б-ке УрГПУ.

2. Скоропанова И. С. Русская постмодернистская литература. – СПб.: Невский простор, 2002. – 415 с. – 1 экз.

3. Чупринин С. Русская литература сегодня: Жизнь по понятиям. – М.: Время, 2007. – 768 с.

4. Чупринин С. Русская литература сегодня: Новый путеводитель. – М.: Время, 2009. – 816 с.

5. Шайтанов И. Дело вкуса: Книга о современной поэзии. – М.: Время, 2007. – 656 с.



Дополнительная

Богданова О. В. Постмодернизм в контексте современной русской литературы (60 – 90-е годы XX века – начало XXI века). – СПБ.: Филол. ф-т С.-Петерб. Ун-та, 2004. – 716 с.

Васильев И. Е. Русский поэтический авангард ХХ века. – Екатеринбург: изд-во Урал. гос. ун-та, 1999. -315 с. – 1 экз.

Генис А. Модернизм как стиль ХХ века//Звезда. 2000. № 11.

Касаткина Н. Литература после конца времен //Новый мир. 2000. №6.

Завьялов С. Оправдание поэзии //Новый мир. 2001. №5.

Кукулин И. Прорыв к невозможной связи (Поколение 90-х в русской поэзии: возникновение новых канонов) // Новое лит. обозрение. 2001. № 50.

Кукулин И. От перестроечного карнавала к новой акционности. Текст 2 //Новое лит. Обозрение. 2001. № 51.



6.2 Информационное обеспечение дисциплины

Журнальный зал http://magazines.russ.ru

Звучащая поэзия. Звуковая поэтическая Интернет-антология современных русских поэтов- авторов журнала «Новый мир» http://www.livepoetry.ru

Вавилон. Виртуальная антология современной русской литературы http://www.vavilon.ru

Второй фронт http://www.polutona.ru.

Новая литературная карта России http://www.litkarta.ru

Стихи вживую http://www.openspace.ru

7. Материально-техническое и дидактическое обеспечение дисциплины

При изучении данной дисциплины рекомендуется использовать

– аудиовизуальные материалы,

– компьютерную технику.



8.Сведения об авторе программы

Барковская Нина Владимировна

доктор филологических наук, профессор, зав. кафедрой современной русской литературы УрГПУ.

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

по дисциплине «Просеминарий по современной литературе»

для специальности «050301.65 – Русский язык и литература»

по циклу ФТД.2 – факультативные дисциплины

Подписано в печать Формат 60х84/16

Бумага для множительных аппаратов. Усл. печ. л. .

Тираж экз. Заказ .

Уральский государственный педагогический университет

620017 Екатеринбург, пр. Космонавтов, 26.






Смотрите также:
Рабочая учебная программа по дисциплине «Просеминарий по современной литературе» для специальности «050301. 65 Русский язык и литература»
272.71kb.
1 стр.
Рабочая учебная программа по дисциплине «Человек и мир в киноискусстве» для специальности «050301. 65 Русский язык и литература»
179.43kb.
1 стр.
Рабочая учебная программа по дисциплине «Человек и мир в киноискусстве» для специальности «050301. 65 Русский язык и литература»
173.26kb.
1 стр.
Учебно-методический комплекс по дисциплине дпп. Ф. 14. Детская литература (уд-04. 13-004) Для специальности 050301 Русский язык и литература
1342.51kb.
6 стр.
Учебно-методический комплекс по дисциплине опд. Ф. 09 Русская литература и культура (уд-04. 13-029) Для направления 540300 Филологическое образование
1849.24kb.
11 стр.
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Иностранный язык» Специальность 050301. 65 Русский язык и литература
1515.89kb.
14 стр.
Рабочая учебная программа по дисциплине «Лексикология немецкого языка» для специальности «050303 Иностранный язык»
296.95kb.
1 стр.
Рабочая учебная программа по дисциплине «Практический курс иностранного языка (французского)» для специальности 050303 «Иностранный язык»
1106.01kb.
6 стр.
Рабочая учебная программа по дисциплине судебная медицина для специальности
106.23kb.
1 стр.
Учебная программа для специальности 1-02 03 06 Иностранные языки 1-02 03 06-02 Немецкий язык. Английский язык
114.3kb.
1 стр.
Учебно-методическое пособие для слушателей заочной формы обучения по специальности 210406. 65 «Сети связи и системы коммутации»
829.31kb.
10 стр.
Рабочая программа по дисциплине «Русская ономастика: онтология и ментальность» для специальности филология
736.58kb.
6 стр.