Главная
страница 1
ПРОБЛЕМНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ МДОУ

« ДЕТСКИЙ САД №1 п.Свободный»


Концепция модернизации российского образования определяет качество образования как главную задачу российской образовательной политики.

Дошкольное образовательное учреждение является первым звеном в системе

непрерывного образования страны. Необходимость перемен в работе образовательных учреждений осознает педагогическая общественность. Поиск и освоение инноваций, способствующих качественным изменениям в деятельности дошкольных учреждений, является основным механизмом таких перемен.

Разработка стратегии ДОУ позволила определить перспективу деятельности коллектива:



  • Обеспечение физического, интеллектуального, личностного развития ребенка;

  • Организацию предметно-развивающей среды;

  • Обновление содержания работы и полное удовлетворение образовательных потребностей.

ДОУ работает по общеобразовательной программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, М.А.Васильевой, Т.С.Комаровой в соответствии с ФГТ к структуре общеобразовательной программе дошкольного образования. Программа нового издания предлагает насыщенное образовательное содержание: комплексное решение задач по охране жизни и укреплению здоровья детей, всестороннее воспитание, обогащение развития на основе организации разнообразных видов детской творческой деятельности.

ДОУ как воспитательно- образовательное учреждение успешно прошло государственную аттестацию и лицензирование в 2010 году.

Анализ состояния работы ДОУ за последние три года позволяет сделать вывод, что педагогический коллектив добился положительных результатов. Все аспекты воспитания умственного, эстетического, нравственного, физического и трудового решались комплексно и были направлены на развитие личности, у которой формируется отношение к себе и к другим людям, природе, искусству, вещам, а также традициям и обычаям своего народа. В ДОУ изменился характер отношений «ДОУ-родитель-воспитатель», в основе которых лежат взаимное уважение и доверие. Потребности родителей в услугах ДОУ изучаются в рамках образовательного маркетинга (интервью, анкетирование, беседы и др.). Основываясь на его результатах, мы гибко реагируем на имеющиеся потребности родителей. Предлагая родителям основные и дополнительные образовательные услуги, в своей работе ориентируемся на индивидуальные особенности конкретных детей и родителей, их культурный и образовательный уровень, степень компетентности в области педагогики и психологии. Для детей созданы кружки: «Театр страны чудес», «Умелые руки», «Мастерилка», «Юный эколог», «Волшебная кисточка», «Хозяюшка», «Оригами», «Олимпиец», «Веселые нотки». Помимо традиционных форм работы с семьей, внедряем инновационные формы и методы такие как: родительские клубы, ретро-гостинные, выставки семейного творчества и семейные газеты, конкурсы-выставки. В конце учебного года проводим мониторинговые исследования удовлетворенности родителей качеством образования. Итогом этой работы стало:



  • Изменилось в лучшую сторону мнение родителей о воспитании детей в детском саду;

  • Повысился интерес и количество участников-родителей в разнообразных конкурсах, праздниках, субботниках;

  • Изменился характер вопросов родителей, как показатель роста их педагогических интересов, знаний о воспитании детей в семье:

Однако мероприятия связанные с педагогическим просвещением родителей остаются без должного внимания со стороны родителей, педагогическому коллективу нужно продолжить работу по совершенствованию форм и содержания взаимодействия детского сада и семьи в образовательном процессе.

Материально-техническая база ДОУ соответствует требованиям программы. Особое внимание мы уделяем созданию предметно-развивающей среде ДОУ. В детском саду оборудован музыкальный зал, имеющий современный музыкальный центр, телевизор, мини-музеи: «Музыкальная гостиная» и «Космоса», сенсорная комната и сенсорный маршрут ДОУ. В се эти помещения оснащены необходимым оборудованием и пособиями.

Большое внимание мы уделяем созданию предметно-развивающей среды в группах. Создание специальной среды обеспечивает психологический комфорт ребенка, предупреждает развитие негативных проявлений, обуславливает его творческую активность. Среда включает изобразительную, музыкальную, литературную, коммуникативную, социальную сферы, сенсомоторную и отражает мир природы человека. В группах младшего возраста мы осваиваем не только горизонтальную поверхность – пол, но и вертикальные – стены, а также и воздушное пространство – мобили например. В группах старшего дошкольного возраста среда- это поле деятельности, образ жизни, передача опыта, предметное образование, историческая эпоха. Разработанные педагогическим коллективом модели оздоравливающей, предметно-развивающей и природной среды является творческим результатом многолетней работы педагогов.

Одним из первых и главным направлением работы ДОУ является защита, сохранение, укрепление и развитие здоровья ребенка. Цель этого направления состоит в том, чтобы показать ребенку значимость его физического состояния для будущего жизнеутверждения, для развития его нравственных качеств и душевных сил.

В ДОУ разработана программа «Здоровый малыш» З.И.Бересневой, целью которой является укрепление здоровья и своевременной коррекции имеющихся нарушений в психофизическом развитии ребенка, создание благоприятного психологического и эмоционального климата. Программа способствует формированию у детей мотивационной сферы гигиенического поведения, безопасной жизни, физического воспитания.

Систематически ведется работа по вопросу охраны здоровья детей и приобщения их к здоровому образу жизни. Наряду с комплексом обязательных мероприятий по физической культуре проводятся и оздоровительно-профилактические действия.

Большое внимание с раннего возраста уделяется формированию правильной осанки, двигательных навыков, координации движений, пространственного ориентирования, развитию физических качеств: ловкость, быстрота, выносливость, силы, а также привитию культурно-гигиенических навыков и интереса к физическим упражнениям, что способствует формированию моральных качеств, волевых черт личности, ведению здорового образа жизни.

Педагоги ДОУ считают, что одним из главных условий воспитания здорового ребенка является организация правильного режима дня, поэтому в детском саду строго он строго соблюдается, и настоятельно рекомендуем родителям придерживаться такого же режима дома.

Для успешного физического развития необходимы закаливающие мероприятия. Мы ежедневно проводим мытье рук холодной водой, дыхательную гимнастику, пальчиковый игротренинг, точечный массаж, упражнения после дневного сна. Все мероприятия проводятся соответственно возрастным и индивидуальным особенностям детей. Вошло в систему употребление в пищу лука и чеснока, а вовремя эпидемии гриппа и ОРЗ ношение детьми «чесночных киндеров». Анализ заболевания детей ДОУ показал, что количество часто болеющих детей снизился с 36% до 20%.

Использование всех форм работы в комплексе, обеспечивает нашим детям нормальное физическое развитие.

Занятия физической культурой в детском саду носят целенаправленный характер, благодаря этому большинство детей обладают достаточным запасом движений, с охотой выполняют упражнения. При проведении медико-педагогического контроля выявлено, что общая продолжительность занятия соответствует норме. Занятия проводят методически верно, увеличилась моторная плотность.





группа






















Общая плотность

Моторная плотность

Общая плотность

Моторная плотность

Общая плотность

Моторная плотность

мл.гр

78%

70%

79%

75%

80%

77%

Средняя

Группа


80%

74%

80%

76%

85%

80%

Старшая группа

81%

75%

85%

80%

89%

82%

Группа

предшкольной

подготовки


83%

77%

84%

80%

92%

82,6%

Физическая подготовленность детей



Уровень













Высокий

47%

63%

49%

Средний

52%

35%

42%

Низкий

9%

4%

9%

Диагностика умений и навыков


группа











мл.группа

84%

89%

90%

Средняя группа

89,8%

89%

89,5%

Старшая группа

91%

91%

92%

Группа предшкольной

подготовки



90%

92%

93%

С целью выявления психофизической комфортности пребывания ребенка в ДОУ воспитателем Бобровой ОП.. был проведен рисуночный тест «Я разговариваю с воспитателем», а также опрос детей старшего дошкольного возраста. Диалог проходил в индивидуальной беседе, строился на добровольности с учетом индивидуальности каждого ребенка группы, а рисуночный тест как составляющая часть занятия. О положительном эмоциональном настрое на взаимное общение говорит большее количество рисунков: практически на каждом рисунке присутствовали элементы солнца, цветов, использованы яркие краски; наличие двух партнеров по общению. Однако педагогом-психологом рекомендовано обратить внимание на детей, в чьих рисунках присутствовали элементы негативного развития, в первую очередь пересмотреть: свой стиль общения; использовать в своей работе игры, направленные на развитие диалога и стабилизацию психоэмоционального и психофизического развития; перейти к педагогике сотрудничества, педагогике развития, что позволит эффективно развивать креативные способности ребенка, сделать процесс воспитания и обучения эмоционально насыщенным.

Проанализировав данную проблему, можно сказать, что коллективу необходимо продолжать работу по совершенствованию психофизического комфорта нахождения ребенка в детском саду.

Беспокойство у людей всей планеты вызывает сложившая социальная и экологическая обстановка. Задача взрослого состоит не только в том, чтобы оберегать и защищать ребенка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с различными сложными, а порой опасными ситуациями. На протяжении нескольких лет мы в ДОУ основываясь на программу В.Смирновой «ОЗОЖ», проводим циклы занятий и практических мероприятий, направленных на формирование у детей знаний о правилах безопасного поведения и здорового образа жизни. Для закрепления навыков воспитатели используют практические ситуации с использованием игрового и дидактического материала.

Формирование экологической культуры в детском саду начали с создания предметно-развивающей среды. В каждой возрастной группе созданы экологические уголки разные по своему содержанию и оформлению. Работа по экологическому воспитанию ведется по программе Н.С. Николаевой «Экологическое воспитание дошкольников». Работа по экологическому воспитанию детей планируется систематически, у воспитателей наработан определенный материал. На каждом занятии воспитатели используют моделирование, для поддержания интереса детей к занятию в «гости приходят» сказочные персонажи (доктор Айболит, домовенок Кузя и т.д.), на участке проложена «Экологическая тропа». Дети младшего возраста на занятиях научились моделировать животных, с детьми старшего дошкольного возраста воспитатели экспериментируют, научились делать выводы, анализировать. Воспитатели с детьми старшего возраста на занятиях обогащают знания детей научными представлениями, энциклопедическими данными.

Диагностика с педагогами по данному разделу показала, что все педагоги компетентны в вопросе экологического воспитания.

Речевое развитие ребенка, его собственная речь формируется в процессе общения. Поэтому взрослые должны активно приобщать ребенка к языку, руководить его языковым развитием. В детском саду, в каждой возрастной группе созданы варианты развивающей среды, которая дает детям возможность познать окружающий мир с помощью зрения, слуха, движений («В мире звуков и букв» - группа предшкольной подготовки, «На острове, в океане» - младшая группа и др.) Во всех возрастных группах имеются наборы предметных и сюжетных картинок, дидактические игры и занимательные наборы по развитию речи. При анализе планов воспитательно-образовательной работы с детьми выявлено, что в каждой возрастной группе планируются беседы, наблюдения, различные игры на развитие звуковой культуры речи, обучению грамоте, расширению словаря и т.д. В соответствии с требованиями программы занятия по речевому развитию детей планируются по технологии В.В.Гербовой. Темы занятий соответствуют разделу программы определенной группы. Формы проведения занятий разнообразны (занятие – игра, занятие-путешествие и т.д.). С детьми раннего возраста воспитатели на занятиях создают благоприятный климат для эмоционального контакта с детьми. Для этого они используют игровые и практические методы и приемы. Научили детей называть предметы, договаривать слова и фразы хором и индивидуально.

Воспитатели младшей группы научили детей правильно отвечать на вопросы, дети научились договаривать слова в незаконченном предложении. Многие дети научились последовательно высказываться. На занятиях обеспечивают постепенный переход от предметного восприятия к простейшему сенсорному анализу. В средней группе дети в процессе наблюдений научились правильно обследовать предметы, отвечать на вопросы поискового характера. Дети старшего дошкольного возраста научились слоговому строению слов.

Понимание и освоение предметов происходит через решение практических задач

( узнавание фруктов и овощей на ощупь, вкус). Полученные на занятиях знания, воспитатели уточняют и закрепляют в дидактических играх типа «Узнай и назови», «Кому нужны эти вещи?», используют персонажей кукольного театра.

Эффективность занятий определялась умением воспитателей с самого начала заинтересовать детей.

Все педагоги детского сада владеют теоретическими знаниями по методике развития речи.


По вопросу современных подходов в обучении детей ЭМП (технология В.П.Новиковой), что все воспитатели знают требования программы, методику по которой работают. В каждой возрастной группе в целом организована предметно-развивающая среда. Групповые центры познавательного развития содержат набор необходимых дидактических игр и пособий. Педагоги умело проводят занятия по ЭМП, используя современные инновационные технологии и методики. Все занятия проходят в игровой форме, что позволяет лучшему запоминанию детьми математических категорий. Развивающие задачи решаются с учетом индивидуальных возможностей каждого ребенка. Много внимания уделяется самостоятельной работе детей и активизации их словарного запаса, а также работе в тетрадях. Воспитатели умело формируют задания детям, правильно организуют практическую деятельность.

Однако, исходя из анализа работы по данному разделу следует отметить следующее:

Необходимо групповые центры по познавательному развитию дополнить развивающими играми Воскобовича, Никитина, блоками Дьенеша. Для обучения детей на полисенсорной основе предметно-развивающую среду ДОУ дополнить сенсорным маршрутом ДОУ, сенсорной комнатой.

Эстетическое воспитание осуществляется во всей работе ДОУ. Одним из средств является изобразительная деятельность в нашем детском саду , которая проходит последовательно и целенаправленно. В групповых комнатах созданы центры для творческой самореализации детей, стена творчества, где родители могут видеть продуктивную деятельность детей. Занятия проходят как по подгруппам, так и фронтально, с учетом индивидуальных, возрастных особенностей детей. Каждое занятие способствует расширению кругозора детей, не только в области искусства, но и пополняют свои знания об окружающим, знакомятся с русским фольклором, классической музыкой, художественным словом.

Занятия планируются комбинированные, комплексные, интегрированные, доминантные. Репродуктивный метод обучения сводится к минимуму, занимательные игры и упражнения становятся обучающими и используют как на занятиях, так и вне их. Начиная с младшего возраста, дети начинают постигать свойства различных материалов, активно действуя с ними. Методы сотрудничества, сотворчества являются основными.

У детей среднего дошкольного возраста сформированы знания об основных цветах спектра и их оттенках, дети научились способам изображения предметов и явлений окружающей действительности. Умеют работать с гуашью.

Дети старшего дошкольного возраста овладели способами составлять узоры и орнаменты, познакомились с разными видами графики, узнали разные виды живописи (пейзаж портрет, натюрморт, анималистика).

В лепке дети научились передавать пропорции и динамику действия, соотношение предметов по представлению и с натуры. Владеют навыками обрабатывания поверхности пальцами и стекой. В аппликации хорошо овладели навыками вырезания ножницами бумаги сложенной пополам, гармошкой.

Два раза в год проводится мониторинг , который позволяет определить ЗУН детей, наметить перспективу.

По итогам проведенного мониторинга, посещение занятий по ИЗО, вытекает следующая проблема: необходимо помочь ребятам реализовать потребность в самовыражении посредством изобразительной деятельности, развивать в детях универсальную способность – воображение. Использовать в своей работе новые педагогические технологии .Творческий процесс с детьми вести в следующих направлениях:



  • Развивать художественно-эстетическое восприятие

  • Способность замысливать, представлять будущий рисунок

  • Освоение технических и изобразительных навыков

  • Опыт общения с миром изобразительного искусства

Задачи музыкального воспитания ДОУ подчинены общей цели всестороннего развития личности ребенка. В центре внимания педагога стоит задача воспитания у детей интереса и любви к музыке, которая расширяется посредством развития музыкальной отзывчивости, слуха; формирования музыкальных умений и навыков.

Музыкальное воспитание детей осуществляется на музыкальных занятиях, праздниках и развлечениях, в самостоятельной музыкальной деятельности. Работа осуществляется по Программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Васильевой М.А., Комаровой Т.С. и парциальных программ О.Радыновой «Музыкальные шедевры». Занятия строятся как в классической форме так и в нетрадиционной. В обучении используются разнообразные методы и приемы с учетом возраста детей.

В младшем дошкольном возрасте дети познакомились с музыкальными произведениями, приобрели первоначальные навыки культуры слушания, пения. Музыкальный руководитель использует наглядные и игровые приемы обучения. При слушании педагог использует наглядные и игровые приемы обучения: использует красивую куклу, привлекая детей к выполнению действий с игрушкой, при пении использует музыкальные загадки. Каждое музыкальное занятие вызывает у детей эмоциональный отклик. От общения с музыкой дети испытывают радость.

С детьми старшего дошкольного возраста музыкальный руководитель развивала у детей музыкальную отзывчивость, слух, формировала музыкальные умения и навыки. Побуждая детей анализировать, задавала проблемные вопросы. При формировании детского песенного творчества использует перекличку. Стиль общения музыкального руководителя с детьми личностно-ориентированный. Активность детей на занятии высока.

Не в полном объеме ведется работа по обучению детей игре на музыкальных инструментах. Для решения данной проблемы необходимо приобрести музыкальные инструменты и составить перспективный план обучения детей на музыкальных инструментах.


Считаю, что педагогическим коллективом ДОУ создана доброжелательная атмосфера, где взрослые поддерживают инициативы детей в общении, реализуют позицию равноправного партнера, проявляют уважение к интересам, мнениям, пожеланиям ребенка.

Диагностика определения модели взаимодействия воспитателя с детьми показала, что у всех педагогов личностно-ориентированная модель общения с детьми.



Исходя из проблемно-ориентированного анализа работы ДОУ педагогическому коллективу необходимо продолжать работу по внедрению инновационных технологий в работе с детьми. Перед педагогическим коллективом поставлены следующие задачи:

  • Создать условия для осуществления личностно-ориентированного подхода к познавательно-речевому развитию ( создание сенсорной комнаты, сенсомоторных уголков в группах, мини-музеи, библиотеки )

  • Создание условий по обеспечению психического и физического здоровья детей

  • Развивать творческие возможности детей в условиях образовательного пространства, микросоциума и макросоциума.


Смотрите также:
Проблемно-ориентированный анализ состояния мдоу
168.04kb.
1 стр.
3. Проблемно-ориентированный анализ состояния школы-интерната
204.28kb.
1 стр.
Анализ состояния образовательного, воспитательного, инновационного, научно-методического процессов моу гимназии №24 г. Томска Сегод
496.18kb.
3 стр.
Программа муниципального общеобразовательного учреждения
886.62kb.
3 стр.
М. Н. Тихановская от «31» августа 2011 года
2936.02kb.
14 стр.
Проблемно-ориентированный анализ итогов 2011 – 2012 учебного года. Задачи на новый учебный год
2768.97kb.
18 стр.
Анализ работы методического объединения учителей естественно математического и гуманитарного цикла в 2011 2012 учебном год
134.22kb.
1 стр.
Том Часть 1-2, Разделы 1 Описание обоснований проекта генерального плана Раздел Анализ и прогноз состояния, проблем и перспектив комплексного развития территорий
1288.45kb.
10 стр.
Анализ учебно-методической работы моу- сош №3 г. Унеча за 2010 2011 учебный год
857.85kb.
6 стр.
Рис Колесо tqm
303.55kb.
1 стр.
Jelena Faronova, msc Объектно-ориентированный анализ, дизайн и программирование
1956.85kb.
28 стр.
Программа развития школы на 2011 2016 годы Принята педагогическим советом
464.57kb.
3 стр.