Главная
страница 1
Примерные вопросы, выносимые для обсуждения на практические занятия,

и вопросы для развернутых письменных работ


1.1. Можно ли говорить, что средневековье – примитивная эпоха? Чем идеалы средневековья отличались от идеалов античности?

1.2. Расшифруйте и объясните понятие «Artes liberales». Попытайтесь реконструировать программу основных дисциплин, изучаемых в средневековых школах. Какие методические «приемы» были в ходу?

1.3. Какую роль в формировании культурной атмосферы средневековья сыграла церковь? Приведите конкретные примеры из научной и художественной литературы.

2.1. Что такое героический эпос? Как создавались героические поэмы? Как и кем исполнялись? В чем сходство первых литературных памятников средневековой Европы и древней Руси?

2.2.Что обозначает слово «Эдда»? Как оно попало в литературоведческий обиход? Можно ли считать «Младшую Эдду» продолжением «Старшей»?

2.3. В чем специфика скандинавского пантеона? Сравните несколько его персонажей с их древнегреческими и славянскими аналогами.

4.1. Кто такой Беовульф? Какова этимология его имени? Как он попал в Данию и какие услуги оказал конунгу Хротгару?

4.2. Каковы сюжетные перипетии «Беовульфа»? Можно ли считать главного героя трагическим заложником идеи рока?

5.1. По какому принципу циклизуются поэмы французского героического эпоса и в какой мере он связан с историей средневековой Франции? Какое историческое событие легло в основу «Песни о Роланде»? К какому циклу принадлежит «Песнь о Роланде»? Обоснуйте ваше заключение?

5.2. Как решается проблема авторства «Песни о Роланде»? Сравните полемику вокруг неё с аналогичными спорами об авторстве «Илиады» и «Одиссеи», а так же «Слова о полку Игореве».

5.3. Как вы понимаете, что образы героев в эпических поэмах обобщены и идеализированы? Покажите это на примере «Песни о Роланде».

6.1.Что такое Реконкиста и как она отразилась в испанском героическом эпосе?

6.2. За что Родриго Диас получил прозвище Сид? Каково социальное происхождение героя поэмы и его исторического прототипа? Почему он стал любимым героем испанского народа?

7.1. Кто такие Нибелунги? Какие точки зрения имеются по этому вопросу?

7.2. Кого из героев поэмы можно назвать идеальным с точки зрения рыцарского этикета? Почему?

7.3. Какие сказочные элементы встречаются в поэме? Какие передовые для своего времени взгляды нашли отражение в поэме? Чем принципиально отличается «Песнь о Нибелунгах» от аналогичных произведений французского и испанского героического эпоса?

8.1.Что такое куртуазная культура? Объясните название стихотворения

Н. А. Некрасова «Рыцарь на час». Как отразился культ Прекрасной Дамы в новейшей литературе, в частности в поэзии А. Блока?

8.2.Чем был вызван бурный расцвет лирической поэзии среди рыцарства 12-13 веков?

8.3. Какие жанры и технические новации культивировали провансальские и северофранцузские поэты?

8.4. Блиц-опрс:

1 вариант

1. Как называли куртуазных поэтов во Франции?

2. Какой важный элемент ввели в европейскую поэзию рыцари-поэты?

3. Что такое кансона и тенсона? Расскажите о них все, что знаете.

4. Расскажите о жанрах миннезанга.

2 вариант

1. Как называли куртуазных поэтов в Германии?

2. Перечислите основные темы куртуазной поэзии.

3. Что такое альба и сирвента? Расскажите о них все, что знаете.

4. Расскажите о жанрах трувёров.
5. Определите жанр стихотворного отрывка и обоснуйте свою точку зрения:

В час, когда разлив потока От тоски по вам, далекой,

Серебром струи блестит, Сердце бедное болит.

И цветет шиповник скромный, Утешения никчемны,

И раскаты соловья Коль не увлечет меня

Вдаль плывут волной широкой В сад, во мрак его глубокий,

По безлюдью рощи темной, Или же в покой укромный

Пусть мои звучат напевы! Нежный ваш призыв, - но где вы?!


8.5. Относится ли данное лирическое произведение к жанру альбы? Обоснуйте свою точку зрения.

- Анна-Мария, солнце взошло, - О Тибальт, мой милый, совсем еще рано;

Анна, любимая, стало светло, Мне спится так сладко! Я, Тибальт, не встану!

Туман разошелся, и птицы запели, И что наяву может радовать нас

Анна, мой друг, подымайся с постели! В сравнении с тем, что я вижу сейчас?

Анна, вставай! Озарился восток, Пусть охотник трубит в свой рожок все

Слышишь охотничий радостный рог? чудесней,

Вторят ему и деревья, и скалы И птицы встречают зарю своей песней,-

Анна-Мария, вставай – солнце встало! Счастливее их я бываю во сне,

Но, Тибальт, не думай, что снишься ты мне.

9.1. Каково происхождение термина «роман»? В чем суть отличия средневекового романа от современного?

9.2.Чем принципиально рыцарский роман отличается от героической поэмы? Какие циклы рыцарских романов вы знаете?

10.1. В каких специфических условиях формировалась городская (бюргерская) литература? Чем литература городского сословия отличается от литературы рыцарской?

10.2. Охарактеризуйте эпические и лирические жанры городской литературы.

10.3. Что представляет из себя городской средневековый театр? Охарактеризуйте его основные жанры.

11.1. Назовите и охарактеризуйте основные темы и жанры вагантов.

12.1. Проанализируйте образ лирического героя Франсуа Вийона в «Малом» и «Большом завещаниях». Как он меняется?

12.2. Перечислите стихотворения Вийона, основным стержнем которых являются антитеза, ирония, парадокс. Проанализируйте стихотворение, которое произвело на вас большее впечатление.

12.3. Что в поэзии Ф. Вийона позволяет считать его последним поэтом средневековья и одновременно первым поэтом эпохи Возрождения?

13.1. Какие события из жизни Данте так или иначе воплотились в «Божественной комедии»?

13.2. Почему Данте назвал свою поэму комедией?

13.3. Как построена поэма Данте? Какова ее композиция и архитектоника?

14.1. Где и когда зародилось Возрождение? Что этому способствовало?

14.2. Как новая эпоха стала относиться к человеку? Перечислите основные идеи Возрождения.

14.3. Когда появилось слово «гуманист»? Какие черты свойственны гуманистической личности? Можно ли сказать, что гуманистическая мысль была изначально утопической по своему характеру? Нужны или опасны утопии для существования общества?

15.1. Помогает ли понять характер любви Петрарки тот факт, что в течение многих лет он отмечал день начала любви написанием сонета? Каким был этот день?

15.2. Каков жанровый состав «Книги песен»? Как меняется тон книги при переходе от первой ее части ко второй?

15.3. В чем отличие стиля и характера любви у Петрарки от трубадуров?

16.1.Расскажите о создании «Декамерона». Что нового, присущего именно новой эпохе появляется в «Декамероне» по сравнению с литературными произведениями средневековья

16.2. Как построен «Декамерон», как организована его повествовательная композиция? Что такое «рама»?

16.3. Что собой представляют рассказчики «Декамерона»? Наделены ли они характерами?

16.4. Можно ли сказать, что «Декамерон» - книга о любящем человеке? И всегда ли любовь сопутствует человеческому достоинству?



17.1. Каковы состав и композиция сборника шекспировских сонетов? Кто является героями сонетов Шекспира? Какие темы поднимает и освещает в своих сонетах автор? В чем отличие шекспировских сонетов от сонетов Петрарки?

17.2. Как в великих трагедиях Шекспира звучит слово «человек»? Можно ли сказать, что происходит разочарование в ренессансном идеале или разочарование в его осуществимости?


Смотрите также:
Примерные вопросы, выносимые для обсуждения на практические занятия, и вопросы для развернутых письменных работ
50.44kb.
1 стр.
Семинары 6 консенсуальные контракты (4 часa)
29.16kb.
1 стр.
Доклад президента организации резюме вопросы для обсуждения
171.69kb.
1 стр.
1. Мораль и этика в профессиональной деятельности юриста
1587.02kb.
10 стр.
Урок 1: Введение Рабочая тетрадь Содержание: План План урока. Заметки Ход урока, цитаты, выводы
105.63kb.
1 стр.
Примерные вопросы для вступительного экзамена в аспирантуру по специальности 12. 00. 08 – уголовное право и криминология; уголовно-исполнительное право
14.01kb.
1 стр.
Примерные вопросы для подготовки к сдаче кандидатского экзамена по специальности 07. 00. 03
168.5kb.
1 стр.
Основные вопросы, выносимые на обсуждение конференции
68.71kb.
1 стр.
Вопросы, выносимые на экзамен по дисциплине «Уголовный процесс»
109.25kb.
1 стр.
Вопросы для проведения квалификационных испытаний в форме экзамена или собеседования для учителей физики
51.65kb.
1 стр.
Контрольные вопросы для обсуждения на практических и семинарских занятиях, глоссарий и перечень вопросов к экзамену
2702.01kb.
11 стр.
Контрольные вопросы по каждой теме, а также примерные тестовые задания и вопросы к зачету
774.27kb.
3 стр.