Главная
страница 1


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

«Детская школа искусств» п. Солонцы

ОДОБРЕНА УТВЕРЖДАЮ

Педагогическим советом Директор МБОУ ДОД

«Детская школа искусств» п. Солонцы

Протокол ________________/Семенова Т.М./

№ ___ от __________ Приказ № ____ «___»____20___г


Комплексная дополнительная общеобразовательная программа

художественно-эстетической направленности
ХОРЕОГРАФИЧЕСКОЕ ИСКУССТВО

Срок реализации 5 (6), 7(8) лет
Возраст обучающихся 7-16 лет

Уровни обучения:

уровень общего художественно-эстетического образования


повышенный уровень

уровень ранней профессиональной ориентации


Автор: преподаватель

Харитонова М.П.


2009 год

п. Солонцы

Пояснительная записка
Комплексная дополнительная общеобразовательная программа художественно-эстетической направленности Хореографическое искусство разработана с целью адаптации ее к местным условиям, не предполагая специальный отбор детей (в силу демографических и социальных условий в п. Солонцы).

Необходимость написания данной программы обусловлена - потребностью социума (желанием детей и их родителей придерживаться больше любительского направления в искусстве танца) с целью заинтересовать как можно большее количество детей п. Солонцы, повысить их эстетический и культурный уровень развития.

Основными задачами программы являются:


  • расширение возрастных рамок для детей, поступающих в Детскую школу искусств на ОП Хореографическое искусство (после 9 лет);

  • организация досуга детей и привлечение их в школу с целью ограждения от влияния негативной среды;

  • коррекция здоровья (проблемы с дыханием, гиподинамия, нарушение осанки, плоскостопие).

  • увлекательность и творчество, что служит развитию личности и способствует ее духовности.

Содержание данной программы направлено на:

  • создание условий для развития личности ребенка;

  • развитие мотивации личности ребенка к познанию и творчеству;

  • обеспечение эмоционального благополучия ребенка;

  • приобщение обучающихся к общечеловеческим ценностям;

  • профилактику асоциального поведения;

  • создание условий для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребенка, его интеграции в системе мировой и отечественной культур;




  • целостность процесса психического и физического, умственного и духовного развития личности ребенка;

  • укрепление психического и физического здоровья детей;

  • взаимодействие преподавателя дополнительного образования с семьей.

Сроки реализации программы составляют 5 лет.

Возраст детей, участвующих в реализации данной программы от 9 до 14 лет.

На ОП Хореографическое искусство принимаются все желающие. Для того чтобы не травмировать неустойчивую детскую психику и не подвергать учащихся непомерным перегрузкам, пришлось значительно сократить объем изучаемого материала и облегчить его.



Перечень предметов входящих в общеобразовательную программу:

  • Классический танец;

  • Народно-сценический танец;

  • Ритмика;

  • Слушание музыки;

  • Предмет по выбору – Современный танец, Хор, Подготовка отдельных концертных номеров.

Отличительные особенности дополнительной общеобразовательной программы Хореографическое искусство от уже существующих примерных образовательных программ в следующем:

Предметы танцевального цикла:

    • из министерской программы по «Классическому танцу», рассчитанной на 6 лет, в дополнительную образовательную программу включен учебный материал только первых 3-х лет, который распределен на весь срок обучения;

    • полностью отсутствует раздел «Экзерсис на пальцах»;

    • сокращается объем изучаемого материала на середине зала;

    • значительно сокращаются изучаемые прыжки;

    • сокращен объем по «Современному бальному танцу», за основу взяты более доступные и известные танцы, добавлено изучение основ «Джаза» и «Модерн»;

    • уменьшен объем и степень технической сложности в «Народно-сценическом танце», сокращены упражнения у станка, вместо 3-4 танцев других народов изучается 1-2.

    • в «Ритмике» взяты 4 раздела: 1 класс - темп, характер и динамика; 2 класс – форма, фразировка и метр; материал для танцевально-игровой части урока составлен самостоятельно. В гимнастике нет упражнения с мячом.

Все эти программные изменения и дополнения рассчитаны на уменьшение нагрузки, на реальное исполнение детьми технического уровня заданий.

хор:

      • из раздела вокально-хоровые навыки исключена работа над сложным многоголосием;

      • в репертуар включены произведения современных авторов.

слушание музыки: отличительных особенностей нет, поскольку предмет проводится по примерной программе «Слушание музыки» Царевой Н.А.
Организация учебного процесса.
Занятия проводятся в рамках отведенного учебным планом времени.

Форма занятий: урок, открытый урок, методическое занятие, концертное выступление, контрольный урок, итоговый урок.

Вид занятий: индивидуальный, групповой.

Режим занятий: продолжительность урока (академического часа) 40 минут с перерывами между уроками:

- 5 минут при индивидуальных занятиях,

- 10 минут при групповых занятиях.

Количественный состав групп по всем предметам Учебного плана – от 5-8 человек.

Преподаватель и концертмейстер обязаны тщательно отбирать музыкальный материал, который должен быть доступен пониманию учеников, в зависимости от их возраста.

В процессе работы педагог должен строго соблюдать принцип «от простого к сложному».


Контроль и учет успеваемости.
Система аттестации складывается из промежуточного и итогового контроля. Промежуточные аттестации проводятся в виде зачетов и контрольных уроков. Первое полугодие – контрольные уроки, второе полугодие – зачет. Зачет может проводиться в форме: концертного выступления, конкурса, фестиваля.
Итоговые требования к знаниям и навыкам выпускника.
Итоговая аттестация (выпускной экзамен) проводится в 5 классе по предметам:

  • Классический танец – в форме урока включающего в себя несколько этапов: экзерсис у станка, экзерсис на середине зала, аллегро;

  • Современный танец – в форме показа танцевальных комбинаций: Полонеза, Менуэта, Джаз-модерна;

  • Народно-сценический танец – в форме урока состоящего из нескольких частей: экзерсис у станка, экзерсис на середине зала.

Требованиями к уровню подготовки выпускника являются следующие параметры:

  • овладение минимумом знаний, умений, навыков необходимых для исполнительской деятельности;

  • выпускники должны быть не только грамотными исполнителями, но и подготовленными зрителями, слушателями, с художественным вкусом.

  • умение правильно воспринимать музыкальное сопровождение, передавать содержание музыки в танце, развивать чувство ансамбля и умение владеть пространством;

  • умение показывать навыки владения техникой танца, выразительного исполнения комбинаций, нескольких танцевальных композиций, передавать манеру исполнения.

  • формирование навыков коллективной творческой деятельности, умение сочетать различные виды деятельности и применять их во внеклассных мероприятиях.

Таким образом, комплексная дополнительная общеобразовательная программа художественно-эстетической направленности Хореографическое искусство – дает возможность большему количеству детей включиться в процесс художественно-эстетического образования.



УЧЕБНЫЕ ПЛАНЫ



ОП «Хореографическое искусство»

срок обучения 7 лет
ПРИМЕЧАНИЕ.

1. В первый класс принимаются дети в возрасте 7-9 лет.

2. Младшими классами следует считать 1-4 классы, старшими - 5-7 классы


  1. По всем предметам Учебного плана проводятся групповые занятия, кроме предмета по выбору «Подготовка отдельных концертных номеров». Индивидуальные часы, предусмотренные на этот предмет, разрешается использовать на занятиях по отдельным предметам танцевального цикла.

  2. Количественный состав групп по всем предметам Учебного плана – от 8 до 10 человек.

  3. Перечень «Предметов по выбору» согласно учебному плану:

  • современный танец:

повышенный уровень

– 1 час в неделю на группу – 1,2 классы;

- 2 часа в неделю на группу – 3- 7 классы.

уровень ОХЭО

– 1 час в неделю на группу – 2,5,6 классы;



- 2 часа в неделю на группу – 3,4, 7 классы.

  • подготовка отдельных концертных номеров на каждого учащегося:

  • 1 час в неделю – 1-7 классы или групповые занятия, исходя из количества учеников и суммированного времени, отведенного на каждого ученика;

  • хор - 1 час в неделю на группу – 1-4 классы;

  • муз инструмент – 1 час на ученика - 5,6.7 классы (повышенный уровень).

  1. Помимо преподавательских часов, указанных в учебном плане, необходимо предусмотреть концертмейстерские часы для проведения занятий по предметам: «Классический танец», «Народно-сценический танец», «Ритмика», предмет по выбору «Подготовка концертных номеров» в соответствии с Учебным планом (100% учебного времени).

  2. Экзамены проводятся:

  • в 6 классе – по предмету «Народно-сценический танец»;

  • в 7 классе – по предметам «Классический танец» и «Современный танец».

  1. По дисциплинам, где Учебным планом экзамены не предусмотрены, проводятся контрольные уроки. В конце года рекомендуется участие всех классов ОП Хореографическое искусство в отчетном концерте школы.

  2. По окончании полного курса обучения при успешной сдаче экзаменов выдается Свидетельство установленного образца.

  3. По окончании полного курса обучения при неуспешной сдаче экзаменов выдается справка установленного образца.



УЧЕБНЫЕ ПЛАНЫ


ОП «Хореографическое искусство»

уровень общего художественно-эстетического образования



срок обучения 7 лет


п/п

Наименование предмета

Количество учебных часов в неделю

Экзамены

1

2

3

4

5

6

7

1.

Классический танец

-

2

2

2

2

2

3

7

2.

Народно-сценический танец

-

-

1

1

2

2

-

6

3.

Ритмика

4

2

-

-

-

-

-




4.

Предмет по выбору (подготовка отдельных концертных номеров, современный танец, хор)

2

3

4

4

2

2

3

7*

5.

Слушание музыки

1

1

1

-

-

-

-






Всего

7

8

8

7

6

6

6




* - итоговый экзамен по предмету «Современный танец».

УЧЕБНЫЕ ПЛАНЫ


ОП «Хореографическое искусство»

повышенный уровень художественного образования



срок обучения 7 лет



п/п

Наименование предмета

Количество учебных часов в неделю

Экзамены

1

2

3

4

5

6

7

1.

Классический танец

1

2

2

2

2

2

2

7

2.

Народно-сценический танец

-

-

-

1

1

2

2

7

3.

Ритмика

2

1

-

-

-

-

-




4

Беседы о хореографическом искусстве:

(видео материалы, современные звёзды, балетные спектакли)



-

-

-

-

-

-

1




5

Предмет по выбору

3

3

4

4

4

4

4

7*




подготовка отдельных концертных номеров

1

1

1

1

1

1

1






современный танец

1

1

2

2

2

2

2






хор

1

1

1

1

-

-

-






Муз. инструмент (ф-но)

-

-

-

-

1

1

1


6.

Слушание музыки

1

1

1

-

-

-

-






Всего

7

7

7

7

7

8

9



* - итоговый экзамен по предмету «Современный танец».




УЧЕБНЫЕ ПЛАНЫ



ОП Хореографическое искусство
срок обучения 5 лет
ПРИМЕЧАНИЕ.

1. В первый класс принимаются дети в возрасте после 9 лет.

2. Младшими классами следует считать 1-2 классы, старшими – 3-5 классы.


    1. По всем предметам Учебного плана проводятся групповые занятия, кроме предмета «Подготовка отдельных концертных номеров». Индивидуальные часы, предусмотренные на этот предмет, разрешается использовать на занятиях по отдельным предметам танцевального цикла.

    2. Количественный состав групп по всем предметам Учебного плана – от 8 человек.

    3. Перечень «Предметов по выбору» согласно учебному плану:

  • современный танец:

– 1 час в неделю на группу – 1, 5 классы;

  • 2 часа в неделю на группу – 2, 3, 4 классы.

  • подготовка отдельных концертных номеров – 1 час в неделю на каждого учащегося – 1-5 классы;

  • хор - 1 час в неделю на группу – 1-5 классы.

    1. Помимо преподавательских часов, указанных в учебном плане, необходимо предусмотреть концертмейстерские часы для проведения занятий по предметам: «Классический танец», «Народно-сценический танец», «Ритмика», «Подготовка концертных номеров» в соответствии с Учебным планом (100% учебного времени).

    2. Экзамены проводятся в 5 классе по предметам «Классический танец», «Современный танец» и «Народно-сценический танец».




    1. По дисциплинам, где Учебным планом экзамены не предусмотрены, проводятся контрольные уроки. В конце года рекомендуется участие всех классов ОП Хореографическое искусство в отчетном концерте школы.

    2. По окончании полного курса обучения при успешной сдаче экзаменов выдается Свидетельство установленного образца.

    3. По окончании полного курса обучения при неуспешной сдаче экзаменов выдается справка установленного образца.


УЧЕБНЫЕ ПЛАНЫ



ОП Хореографическое искусство

уровень общего художественно-эстетического образования



срок обучения 5 лет

п/п



Наименование предмета

Количество учебных часов в неделю

Экзамены

1

2

3

4

5

1.

Классический танец

1

1

2

2

2

5

2.

Народно-сценический танец

-

1

1

1

2

5

3.

Ритмика

2

1

-

-

-




4.

Предмет по выбору (подготовка отдельных концертных номеров, современный танец, хор)

3

4

4

4

3

5*

5.

Слушание музыки

1

1

1

-

-






Всего

7

8

8

7

7



* - итоговый экзамен по предмету Современный танец.




УЧЕБНЫЕ ПЛАНЫ


ОП «Хореографическое искусство»

повышенный уровень художественного образования



срок обучения 5 лет


п/п



Наименование предмета

Количество учебных часов в неделю

Экзамены

1

2

3

4

5

1.

Классический танец

1

1

2

2

2

5

2.

Народно-сценический танец

-

1

1

1

2

5

3.

Ритмика

2

1

-

-

-




4.

Предмет по выбору:


3

3

4

4

4

5*




подготовка отдельных концертных номеров

1

1

1

1

1







современный танец

1

1

2

2

2







хор

1

1

-

-

-







Муз. инструмент (ф-но, баян))

-

-

1

1

1




5

Слушание музыки

1

1

1

-

-






Всего

7

8

8

7

7




*- итоговый экзамен по предмету Современный танец.

УЧЕБНЫЕ ПЛАНЫ

ОП «Хореографическое искусство»


уровень ранней профессиональной ориентации учащихся

(VIII, VI класс)
ПРИМЕЧАНИЕ.

1. VIII и VI классы считаются старшими.

2. По всем предметам Учебного плана проводятся как групповые, так и индивидуальные занятия (в зависимости от количества обучающихся по этому уровню).


  1. Количественный состав групп по всем предметам Учебного плана – от 2 человек или индивидуально.

  2. Перечень «Предметов по выбору» согласно Учебному плану:

    • «Современный танец» – 1 час в неделю;

    • «Подготовка отдельных концертных номеров» на каждого обучающегося - 2 часа в неделю:

а) основы балетмейстерского искусства – 1 час.

б) сценическая практика – 1 час.



- « Музыкальный инструмент» – 1 час.

  1. Помимо преподавательских часов, указанных в учебном плане, необходимо
    предусмотреть концертмейстерские часы для проведения занятий по предметам: «Классический танец», «Народно-сценический танец», «Подготовка концертных номеров».

  2. Экзамены проводятся по предметам: «Классический танец», «Современный танец» и «Народно-сценический танец».



п/п

Наименование предмета

Кол-во учебных часов в неделю

Итоговая аттестация

1

Классический танец

4

экзамен

2

Народно-сценический танец

2

экзамен

3

Беседы о хореографическом искусстве: (видео материалы, современные звёзды, балетные спектакли)

1

-

4

Предмет по выбору: (Современный танец*, подготовка отдельных концертных номеров, музыкальный инструмент)

4

экзамен*



ВСЕГО

11

-


Методическое описание общеобразовательной программы


Предмет

Примерная программа

Адаптированная программа

Учебные, методические пособия

Классический танец

Классический танец МК СССР 1990г.

Классический танец срок обучения 5 лет составитель Харитонова М.П. 2006г.

    • Ваганова А.Я. «Основы классического танца», 2001г.

    • Звездочкин В.А. «Классический танец»: учебное пособие, 2005г.

    • Чеккетти Г. Полный учебник Классического танца, 2007г.

    • Головкина С.Н. «Уроки Классического танца в старших классах», 1989г.

Современный танец

Историко-бытовой и современный бальный танец МК СССР 1983г.


Современный танец срок обучения 5 лет составитель Харитонова М.П. 2006г.

  • Васильева-Рождественская М.В. «Историко-бытовой танец»: учебное пособие, 1987г.

  • Регаццони Г. «Бальные танцы», 2001г.

  • Браиловская Л.В. «Бальные танцы», 2003г.

Ритмика

Ритмика в ДШИ Москва 1997г.

Ритмика срок обучения 2 года составитель Харитонова М.П. 2005г. (новая редакция).

  • «РИТМИКА в ДМШ» Г.С.Франио, М., «Пресс-соло», 1997г.

  • «Основы танцевального искусства. Методические рекомендации» В.П.Геращенко, Кемерово, 1995г.

  • «Развитие творческих способностей детей на уроках Ритмики и хореографии» учебно-методическое пособие, Н.И.Бочкарева, Кемерово, 1998г.






Народно-сценический танец

Народно-сценический танец МК СССР 1987г.


Народно-сценический танец срок обучения 4 года составитель Харитонова М.П. 2005г. (новая редакция)

    • Зацепина К., Климов А. «Народно-сценический танец», 1976г.

    • Ткаченко Г. «Народный танец», 1967г.

    • Палилей А.В. «Русский танец в Сибири»: учебное пособие, 2003г.

Постановка отдельных концертных номеров

-

-

    • Смирнов И.В. «Искусство балетмейстера», 1986г.

    • Захаров Р. «Сочинение танца»: страницы педагогического опыта, 1983г.

Слушание музыки

Царева Н.А. Слушание музыки Москва 2002г.


-

Методическое пособие Царевой Н.А. «Слушание музыки», 2002г.

Хор

Хоровой класс МК СССР 1988г.


Хор (академический) срок обучения 5, 7 лет составитель Андриенко Е.А. 2005г. (новая редакция)

  • Музыкальное воспитание в СССР. Вып. 1.— М., 1978; Вып.П.—М., 1985/Ред.— сост. Л. Баренбойм

  • Музыкальное воспитание в школе. Вып. 1—17.— М., 1961-1986

  • Попов В., Тихеева Л. Школа хорового пения. Вып. 1.— М., 1986

  • Соколов В. Работа с хором 2-е изд.— М., 1983



Материально-техническое оснащение общеобразовательной программы



Наименование

Количество

Износ %

Педагогические периодические издания

2

-

Специальные нотные издания (по тематике соответствующей программы)

8 – для концертмейстера

12 – хор



-

Методические материалы

2

-

Справочная литература

2

-

Сценический костюм

4 комплекта (по 8 шт.)

20%

Специальная сценическая обувь

8 джазовок

30%

Специализированное оборудование

3 – станка,

1 – зеркальная стена

12 – гимнастических ковриков

3 – фортепиано



-

-

20%



50%

Дидактические материалы наглядные пособия

10 – портретов композиторов

12 – наглядных плакатов



-

-


Аудио-видео материалы

35 – дисков

6 – аудиокассет

10 – видео кассет


-

-

50%



Другие технические средства (общего пользования)

1 – музыкальный центр

1 – магнитофон

1 – телевизор

1 – DVD плеер

1 – цифровой фотоаппарат

1 – видеокамера

1 - диктофон


30%

40%


-

-

-



10%

20%




Список использованной литературы.



  1. Примерные Учебные планы 1996, 2001, 2003гг.

  2. Методические рекомендации к уровню подготовки выпускника и проведению аттестации ДШИ МК РФ 2004г.

  3. Информационный справочник для образовательных учреждений вып. 1 – 12.

  4. Классический танец МК СССР 1990г.

  5. Историко-бытовой и современный бальный танец МК СССР 1983г.

  6. Ритмика в ДШИ Москва 1997г.

  7. Народно-сценический танец МК СССР 1987г.

  8. Царева Н.А. Слушание музыки Москва 2002г.

  9. Хоровой класс МК СССР 1988г.

  10. Ритмика и танец НМЦ ХО, 2006г.

  11. Смирнова Н.Г. Уроки хореографии в образовательных учреждениях учебно-методическое пособие, 1996г.

  12. Васильева Т.И. Балетная осанка: методическое пособие, 1993г.

  13. Глинских С.М. Анатомические основы хореографии 1999г.

  14. Ивлева Л.Д.Джазовый танец: учебное пособие, 1996г.

  15. Методический материал на видео кассетах: Классический танец, Народно-сценический танец, Современный танец, Ритмика

  16. Специальные нотные издания.

  17. «Танцевальный Клондайк» вып.1-12 2007-2009гг.

  18. Методика С.А.Исаевой «Упражнения для профилактики плоскостопия», Москва, 2003г.

  19. С.А.Исаева «Упражнения корректирующие осанку» методика, Москва, 2003г.

  20. Н.А.Абаскалова «Как снять усталость» методика, Москва, 2000г.




Смотрите также:
Пояснительная записка Комплексная дополнительная общеобразовательная программа художественно-эстетической направленности Хореографическое искусство разработана с
269.86kb.
1 стр.
Петрозаводского городского округа
384.61kb.
1 стр.
Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области хореографического искусства
564.29kb.
4 стр.
Образовательная программа по предмету «Гармонь» (Отдел народных инструментов) 5 летний срок обучения, для детей от 5 лет
227.7kb.
1 стр.
Программа творческих вступительных испытаний 071200. 62 Хореографическое искусство профиль: Искусство балетмейстера
27.41kb.
1 стр.
Образовательная программа дополнительного образования детей художественно-эстетической направленности «Звуки музыки»
56.4kb.
1 стр.
Образовательная программа в области хореографического искусства «хореографическое творчество»
340.02kb.
1 стр.
Образовательная программа в области хореографического искусства «хореографическое творчество»
330.58kb.
1 стр.
Пояснительная записка Программа разработана на основе Государственного стандарта общего образования по предметам «Изобразительное искусство и художественный труд»
369.97kb.
1 стр.
Программа в области хореографического искусства «хореографическое творчество»
226.73kb.
1 стр.
Создание диафильма по собственной
44.72kb.
1 стр.
Мбдоу детский сад №3 комбинированного вида
191.59kb.
1 стр.