Главная Другое
Экономика Финансы Маркетинг Астрономия География Туризм Биология История Информатика Культура Математика Физика Философия Химия Банк Право Военное дело Бухгалтерия Журналистика Спорт Психология Литература Музыка Медицина |
страница 1 Московский Государственный университет имени М.В.Ломоносова Факультет политологии Кафедра истории и теории политики Т.А.Штукина (к.ф.н., доцент) ФЕНОМЕН ПОЛИТИЧЕСКОГО ЛИДЕРСТВА(ПОЛИТИЧЕСКОЕ ЛИДЕРСТВО КАК ПРОЯВЛЕНИЕ ВЛАСТИ) учебно-методическое пособие Москва
2009-2010гг. I.ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ
Целью данного спецкурса является философский анализ феномена политического лидерства как проявления власти. Этот анализ опирается на богатые традиции изучения лидерства в истории политической и философской мысли, использует различные теоретические подходы к осмыслению этой проблемы в современной западной политической науке, учитывая своеобразие российского политического процесса, дающего интересный эмпирический материал для научного поиска. Философско-методологический аспект рассмотрения феномена политического лидерства позволит усвоить некоторые концептуальные подходы в разрешении таких насущных политико-социальных проблем нашего современного общества, как отработка способов, механизмов и процедур выдвижения и популяризации потенциальных лидеров общенационального масштаба, стимулирование в лидерах тех характеристик имиджа, которые "узнаваемы" и близки менталитету ведущих групп интересов, воспитание у будущих лидеров политического поведения, аккумулирующего традиции служения обществу, народу и государству, нравственные императивы, всегда в истории России сопрягающиеся с общественно признанной политической деятельностью. Все это предполагает обращение в настоящем спецкурсе к понятийному аппарату политико-философской теории лидерства, к анализу исследуемого феномена в истории политической и философской мысли, к терминам, фиксирующим объем и содержание этого понятия на том или ином витке исторической спирали. В том числе и во взаимоотношении роли личности в истории с точки зрения ее психологического восприятия в социуме, а также во взаимоотношении роли массы и личности в истории. Спецкурс предусматривает обстоятельный анализ лидерства в контексте политической власти, современная архитектоника которой порождает весьма сложную и интересную для изучения конфигурацию лидирующих групп и индивидов.
Для достижения данной цели поставлены следующие задачи: - раскрыть генезис понятия "политическое лидерство", исследовать историю его развития; - получить обобщенную теоретическую характеристику содержания понятия "политическое лидерство" в современной политологии;
- рассмотреть современные концепции политического лидерства в западной политологии. Задачами учебного курса также являются: приобретение навыков осмысления различных общественно-политических и социально-экономических ситуаций в государствах, политических партиях, бизнес сообществах, иных группах и объединениях людей с точки зрения политического лидерства.
Данный курс позволит студентам более полно представить систему взаимоотношений государства и гражданского общества. А также роль и место личности в механизмах взаимоотношений власти и общества.
Студенты должны иметь представление об истории изучаемой проблемы. Понимать онтологичность феномена политического лидерства. Знать основные теории политического лидерства как в истории мировой политико-философской мысли, так и в современных исследованиях ученых и философов. Уметь анализировать современную российскую историю с точки зрения влияния на нее политических лидеров. Знать основные типологии политического лидерства.
Введение в тему курса. Лидерство как политический феномен издавна привлекал к себе внимание исследовательской мысли. Каждая сколь-нибудь значимая для обществознания парадигма так или иначе выходила на круг проблем, связанных с развитием иерархических структур в общественном организме, апогеем которого неизменно выступает лидерство в самых различных его проявлениях. Сложились многолетние, если не сказать вековые традиции изучения лидерства в социальной науке, однако эта проблема в каждой эпохе, социокультурной среде, оплодотворяемая новыми реальностями социального и политического бытия, продолжает и по сей день оставаться весьма эвристичной. Так было на рубеже ХIX и ХХ веков, когда интеллектуальными усилиями Макса Вебера удалось преодолеть теоретические стереотипы того времени, мешавшие осознать и прогнозировать новые условия и функции осуществления лидерства в обществах, переживающих индустриальную стадию своего развития, вынужденных сосуществовать, взаимодействовать с различными и по уровню и по социокультурным векторам развития социумам. Нынешние перемены в самом основании обществ, переживающих "информационную революцию", неизбежно вызывающие серьезные структурные изменения в социальной стратификации, способе и характере функционирования элит и групп интересов, создают политико-социальную среду для переосмысления общественно-исторического предназначения феномена лидерства, а, быть может, и его трансформации в качественно новый социальный институт, регулирующий коммуникационные процессы в современных обществах.
История философской мысли уже в античности обнаруживает целый каскад терминов и имен, в которых легко узнается рассматриваемый нами феномен. Важно при этом учитывать, что интерпретация лидерства в каждом случае находится в прямой зависимости от господствовавшей в то время картины мира. По методу и содержанию историко-философские теории можно отнести к трем группам: провиденциальные, метафизические и, так называемые, научные. Предлагаемая группировка, принятая в западной историко-философской традиции (представленная, например, Огюстом Контом), может дать методологические ориентиры для ретроспективного анализа концепций лидерства в истории политических идей. Несомненно, рассматривая роль и значение тех или иных "исторических" личностей в разные исторические эпохи, мы должны четко осознать и условиться о той философской парадигме, в границах которой эта личность нами рассматривается, о той представляемой картине мира, которая господствует в ту или иную эпоху. Независимо от того, какая роль отводится личности - активного деятеля или пассивного соучастника исторического процесса, все ученые и мыслители, занимающиеся исследованием общества, уделяли личности, находящейся на вершине политической иерархии пристальное внимание и каждая философская доктрина дает нам свое особенное понимание влияния на исторический процесс со стороны личности.
Существенной чертой древнегреческого мышления и мировоззрения является, в противоположность индивидуализму западноевропейского мышления Нового времени, убеждение, что свободный член общества неотделим от государственного целого, которому он принадлежит, и что в зависимости от этой связи и по ее образцу должны решаться все основные вопросы человеческого бытия. Аристотель считает платоновскую идею блага нереальной и недоступной человеку. А реальное благо - это благо, достижимое человеком, то есть осуществимое в его действиях и поступках. Впервые среди греческих мыслителей он основой нравственности сделал волю. Большое значение имеют для него этические принципы, им самим и разработанные, поскольку политика является у Аристотеля по преимуществу социально-политической этикой. Это является той областью знания, которая исследует нравственные задачи гражданина и государства, в особенности вопросы воспитания "хороших граждан" и заботы об общем благе. Впервые среди греческих мыслителей Аристотель основой своей деятельности сделал волю, преодолев тем самым в значительной степени интеллектуалистическую этику Сократа и Платона. оказывают то же самое и упрочивают благосостояние государя.
Провиденциальное направление имеет своих наиболее знаменитых представителей в лице Бл. Августина и Боссюэта. "От бога происходят семена, формы семян, движение семян и форм ... от Него же всякий род, всякий вид, всякий порядок; от него же мера, число и вес, от Него же все естественное, какого бы то ни было значения". (Августин). Тема 3. «Государь» Макиавелли. В полной противоположности, с точки зрения этических принципов, с представлениями о государственных правителях Платона и Аристотеля строит свою концепцию Николо Макиавелли. Если политические теории и учения древности говорят не о бытии государственной власти, не о ее реальной природе, а о совершенных формах государственного властвования, то Макиавелли прямо ставит проблему самой власти. Рассматривая проблему власти как ключевую в вопросе государственного устройства, Макиавелли в своем трактате описывает различные варианты установления власти: насильственный захват силой, объединение государств и т.д. Но во всех этих вариантах он показывает, дает рецепты: каким образом эту власть можно установить и, используя какие средства, обладая какими качествами эту власть можно удержать. С этой точки зрения трактат Макиавелли представляет для нас особый интерес, так как он рассматривает фигуру властителя или, используя современную терминологию, политического лидера в ее сущностном проявлении. Он не берет отвлеченные, нормативные категории качеств личности, а рассматривает их в непосредственной связи со сложившейся ситуацией, ролью и влиянием окружения, психологией "толпы". То есть он, практически всесторонне, анализирует феномен политического лидерства, но делает это, исходя из одной цели, стоящей перед лидером - захвата и удержания власти. На протяжении веков "Государь" являлся настольной книгой многих политических деятелей, устремленных к власти. Недаром, когда в современной политической науке речь заходит о власти или лидерстве, очень в редких случаях авторы не прибегают к трактатам Макиавелли. Соотношение каузальности и телеологичности, пожалуй, является главным в анализе эффективности политического лидерства. Но главным достижением и революционной новацией его понимания сущности власти является ее волюнтаристский характер, напрямую связанный с конкретным лицом.
Тема 4. «Левиафан» Томаса ГоббсаНовым рубежом в осмыслении проблемы лидерства в истории политической мысли явился "Левиафан" Томаса Гоббса. Гоббс впервые в развернутой форме ставит проблему законности власти и лидерства в обществе. Гоббс, считая, что древними мыслителями и политиками руководят больше чувства, нежели разум, ставит своей целью возвести принципы политики и права в незыблемые законы. Теория государства Гоббса конструирует поведенческую модель политического лидерства, если мы будем осмысливать его в современной нам терминологии. Сущность политического лидерства у Гоббса, также как и у Макиавелли, - власть. Он прямо на это указывает и проводит соответствующее доказательство. Теория государства, власти и лидерства Томаса Гоббса предоставляет нам основные отправные точки для осмысления феномена политического лидерства. Сущностью лидерства является власть, проявления лидерства осуществляются через ролевую функцию личности, основанную на качествах этой личности. Но теория государства Томаса Гоббса носит как бы отвлеченный характер с точки зрения воплощения в государстве некоей идеи как принадлежности личности, проявления человеческой индивидуальности. Тема 5. Маркс, Энгельс, Ленин «О роли личности в истории». В этой теме наше внимание обращено к личности не только как к носителю своего "я", но и как к носителю идеи, которая может при определенном стечении обстоятельств обрести историческое значение. Одной из таких идей является идея социализма и коммунизма, прочно овладевшая умами и чувствами людей с момента ее проявления. Эта идея выступала и выступает в различных формах и с различной степенью влияния. Кульминацией ее развития, несомненно, явилась концепция Маркса и Энгельса и политическая практика Ленина - политического вождя, политического лидера, являющегося теперь уже хрестоматийным примером роли политического лидерства в действительном историческом процессе. Маркс, Энгельс и Ленин рассматривали "роль личности в истории", исходя из их интерпретации хода исторического процесса, детерминированного характером господствующих общественных отношений. Ленинская теория личности на вершине власти отбросила свойственный представлениям античных мыслителей, а также теориям XV-XVIII веков момент абсолютизации роли человеческих качеств и страстей, обратив наше внимание на те реальные условия, в которых эти личности действуют. В первом разделе курса рассмотрены лишь некоторые (как представляется, наиболее значительные) исторические примеры осмысления места, роли и значения государя, правителя, суверена, вождя авторами, жившими и творившими в разные исторические эпохи. Все эти концепции основываются на различных подходах к осмыслению предстоящей авторам картины мира и места человека в этом мире. Но связывает их одно - все описанные ими политические деятели (правители) обладают в той или иной степени властью для осуществления своей правящей роли. Раздел 2. Политическое лидерство как проявление власти(на базе анализа некоторых западных концепций власти). Тема 6. Политическое лидерство как феномен власти (Ж.Блондель). Основные западные концепции власти. (Б.Рассел) Что же такое политическое лидерство? В чем его сущность? Множество ученых, занимающихся проблемами политики, задаются этим вопросом. В настоящее время существует обширная литература, посвященная специально этой проблеме: например, работы М.Вебера, Е.Вятра, Д.Растоу, Р.Фаррела, Н.Пиллаи, Г.Моска, В.Паретто, Г.Лассуэла, Р.Миллса, Р.Такера. Одним из современных вариантов интерпретаций политического лидерства, который согласуется и с тем, что было уже признано (как мы видели выше) многими мыслителями прошлого, может быть предложенный Жаном Блонделем: "По сути и по форме это есть феномен власти. Лидерство - это власть, потому что оно состоит в способности одного лица (или нескольких лиц), находящегося "на вершине", заставлять других делать то позитивное или негативное, что они не делали бы или, в конечном счете, могли бы не делать вообще. Но, разумеется, лидерством является не всякий род власти. Лидерством является власть, осуществляемая "сверху вниз" (Blondel,J. Political Leadership: Towards a General Analysis. - L.1987. P.2-3). Итак, нам представляется возможным, опираясь на концепцию Блонделя, определить политическое лидерство, и особенно общенациональное политическое лидерство как власть, осуществляемую одним или несколькими индивидуумами с тем, чтобы побудить членов нации к действиям. Политическое лидерство есть одна из самых высоких и всеохватывающих форм власти. Власть - это главная составляющая часть лидерства, которая должна быть тщательно изучена, чтобы мы смогли определить тот предел, до которого власть выявляется в лидерстве. В западной философской традиции исследование проблемы власти занимает значительное место. Ни один философ в построении своей картины мира не обходил вниманием этот феномен. Существующее многообразие подходов к пониманию власти не оставляет надежды на то, чтобы найти нечто единое и не поддающееся сомнению. От Аристотеля до Гоббса политические теоретики были в основном связаны с отношениями власти внутри данного общества. Но внешние отношения, может быть даже больше, чем внутренние, требуют внимания к вопросам, связанным с властью. Одним из наиболее влиятельных современных западных ученых, занимающимся исследованиями проблем власти является Макс Вебер. Данное им определение отражает его понимание власти как преодоление сопротивления. Одним из самых важных элементов социальной деятельности Макс Вебер полагает влияние. Лассуэл и Каплан также как и Вебер, сущность власти сводят к возможности влияния и реализации последнего в принятии политических решений. Свой феноменологический подход они обосновывают тем, что власть реализуется в различных формах и проявляется в столкновении интересов людей. (See: Lasswell H.D., Kaplan A., Power and Society. New Haven, 1963, pp.74-87) Бертран Рассел, другой видный западный ученый, длительное время занимавшийся анализом проблем власти, определяет власть как "производство преднамеренных действий". В сущности власти есть нечто, не подвергающееся принципиальным модификациям в связи с изменением возраста человеческого сообщества. Это, в первую очередь психологические компоненты власти. Существует достаточное количество теорий о влиянии психологического фактора на исторический процесс. Среди авторов этого направления такие мыслители как Фромм, Фрейд, Тэн, Тард, Зиммель, Ламброзо, Фергюссон. Определяя власть как "производство намеренных действий", Б.Рассел рассматривает формы власти и выделяет три: традиционную, революционную и "голую" власть (Russel B. "The Forms of Power" // POWER, Oxford, 1987.). Различие он проводит по психологическому признаку. Тема 7. Основные западные концепции власти и политического лидерства. (Р.Даль, М.Вебер, Х.Аренд). Власть и насилие. С концепцией рассмотрения власти как осуществления преднамеренных действий сходна и точка зрения Макса Вебера. Но он делает упор не на саму власть, а на возможность ее реализовать и на наличие сопротивления, являющегося акцентом власти. Он определяет власть как "шанс человека или некоторого числа людей реализовать свою волю даже против сопротивления других, участвующих в действии." (Weber M. Economy and Society. University of California Press, Berkeley and LosAngeles., 1978. P.926). Недостатком телеологической модели действия является то, что она обеспечивает только тех деятелей, которые ориентированы на свой собственный опыт, а не на достижение всеобщего согласия. В анализе власти Вебер большое значение уделяет категории господства и считает, что необходимо определить его возможно более точно и выяснить его соотношение с властью. Свой подход к анализу политической власти и, соответственно, политического лидерства, предложен Робертом Далем, для которого власть равносильна контролю за поведением. При имеющихся различиях, оба подхода - М.Вебера и Р.Даля - сосредоточены на идее "власти над", но существуют и другие точки зрения, которые отвергают этот ракурс как искаженно представляемый или ограниченный. Так, например, Ханна Арендт отвергает положение, что "вопрос власти" является вопросом "кто правит кем?, сосредоточенное на взаимоотношении "команды-подчинения". Она говорит о политических институтах как "проявлениях и осуществлениях власти". Власть "не собственность личности"; она "корреспондируется с человеческой способностью не только совершать действие, но совершать действие в согласии" (Arendt H. Communicative Power. // POWER, Oxford, 1987. P.64). В этой теме анализируется концепция Ханны Аренд, которая, рассматривая проблему власти, предлагает в первую очередь прояснить проблему насилия в политической сфере с целью разведения понятий власти и насилия. В лекции производится уточнение "терминов власти", так как в любом анализе вопрос терминологии является основополагающим, а в анализе феномена власти это особенно важно, так как, не определившись с терминологией, мы подвергаемся опасности искаженного представления исследуемого предмета. В частности, проводится различие между такими ключевыми словами как "власть" ("power"), "сопротивление" ("strength"), "сила" ("force"), "авторитет" ("authority") и, наконец, "насилие" ("violence") - все из которых относятся к разным, отличающимся феноменам и вряд ли бы существовали, если бы не существовали эти различные феномены, фиксируемые различными терминами. Насилие, зависит не от числа участников или от общественного мнения, но от инструментов, а инструменты насилия, как все другие инструменты, увеличивают и приумножают людское сопротивление.
В связи с этим, особый интерес для нас должно сегодня представлять разведение не понятий власти и насилия, а насилия и силы, а именно, силы власти. Талкотт Парсонс, следуя в целом в русле концепции Арендт, также отвергает точку зрения Вебера на власть как "высоко избирательную" и служащую для того, чтобы "возвышать вторичный и производный аспект феномена с тем, чтобы превратить этот вторичный аспект в центральный". Власть для Парсонса - это системный ресурс, "обобщенная возможность (или ресурс) в обществе, аналогичная деньгам, которые позволяют достичь коллективных целей через согласие членов общества узаконить позиции лидерства, коими обязанностями является продвижение целей системы, если необходимо, то и посредством использования "негативных санкций" (см. Parson`s critiqui oe C.Wright Mills`s "The Power elite" in his "The distibution of Power in American Society", World Politics, 10(1957), PP.123-143.). Власть у него зависит от "институционализации власти. Эта институционализированная власть основывается на "консенсусе" с уважением к системе норм, узаконенных "ценностями системы". Николас Паулантзас сходится с Парсонсом в принятии системной (или, как он предпочитает говорить, структурной) перспективы власти. Оба трактуют ее, по словам Парсонса, как "специфический механизм, действующий для того, чтобы осуществить изменения в действиях других единиц, личности или коллектива, в процессах общественного взаимодействия". Типичным примером метафизической традиции предстает концепция власти в ролевой теории. В ней власть связывается с членством, пребыванием в организации. Член организации обладает той или иной установленной властью (authority), которая предоставляется ему организацией как особенному конкретному лицу или попросту прикладывается к его должностной позиции. (See: Katz D.,Kahn R.L. The Social Pcychology of Organization N.Y.-London-Sydney,p.203).
Не претендуя на такую дефиницию, все-таки мы можем, суммируя вышеизложенное, выдвинуть предположение: для того, чтобы иметь власть, надо быть способным осуществлять некие действия, приводящие к изменениям в обществе. В данном большом разделе мы пытались продумать понятие власти в связи с исследуемой проблемой политического лидерства. Каждый из исследователей предлагает свой, казалось бы, хорошо знакомый и воспринимаемый вариант ответа на вопросы о том, что такое власть, вернее каковы ее результаты и место в политико-социальной структуре общества. Возможно, это объясняет, почему в наших, обыкновенно, легкомысленных суждениях и сравнениях власти, мы обычно знаем, что мы имеем в виду и испытываем большое затруднение в понимании ее иначе, чем мы себе это представляем. В результате сравнения различных интерпретаций политической власти мы можем сделать некоторые выводы: во-первых власть всегда сопряжена с принятием политических решений, затрагивающих важные стороны жизни общества и имеющих долговременность; во-вторых, власть связана с оказанием влияния; и, в-третьих, власть имеет свое местоположение. Приблизительно то же самое мы имеем ввиду, когда продумываем феномен политического лидерства, то есть когда персонифицируем власть, что указывает на то, что именно власть является сущностью политического лидерства. Политическое лидерство, особенно общенациональное политическое лидерство, основной своей функцией имеет принятие политических решений, оказывающих влияние на все общество. И само является местоположением власти. Говоря о политическом лидерстве как о реализации возможности оказывать влияние на общество с целью осуществления его изменения (то есть как о неотъемлемой составляющей политического процесса), мы должны задаться вопросом о том, что собственно подлежит такому изменению и можно ли этот процесс описать с точки зрения политической философии? Раздел 3. Феномен политического лидерства как неотъемлемая составляющая действительного политического процесса. Тема 9. Герменевтический анализ терминов «политический лидер» и «политическое лидерство». В этой теме мы производим герменевтический анализ терминов "политический лидер" и "политическое лидерство". Поводом для этого анализа послужило то, что современные авторы, занимающиеся исследованиями проблем политики, политического процесса склонны рассматривать историю развития человеческого общества с точки зрения его организации, управления, руководства, то есть с точки зрения политической деятельности, в терминах политического лидерства. Возникновение и довольно широкое применение терминов "политический лидер" и "политическое лидерство" как универсальных для описания действительного политического процесса говорят нам о появлении некоего феномена в историческом процессе, который и фиксируется этими терминами. Неопределенность значения слова "лидер" (неисчерпаемо толкуемого в силу неопределенности) позволила победоносно возвыситься как самому термину, так и понятию политического лидерства, фиксируемому этим термином.
В этой теме рассматривается также культурологическая концепция Ральфа Линтона, который утверждает, что помимо простой совокупности идеальной и реальной моделей культуры существует нечто более глубинное, "ядро убеждения, центральный лейтмотив, главная мысль", в которых запечатлена идеальная модель. Назовем это "поддерживающий миф" общества, имея ввиду миф не как вымысел, а как источник смысла, идею или концепцию этого общества как общего предприятия". Используя концепцию лидерства Р.Такера, мы исследуем историю политического лидерства в СССР.
Именно лидеры умеют заставить поверить нас в мечту, за которую подчас не жалко и умереть. Без них мир стал бы бесформенной желеобразной массой, лишенной цвета, аромата и вкуса. Ларри Стаут предлагает свою собственную междисциплинарную модель политического лидерства. Он считает, что для правильного понимания этого феномена к нему следует подходить с философских, психологических и социологических позиций. Он утверждает, что идеальная или междисциплинарная модель лидерства состоит из двух ключевых компонент: качеств лидера и окружающих условий. Тема 13. Политические лидеры современной России. Философско-политологический практикум. (Персоналии по согласованию со слушателями). II.Примерный перечень контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы
III.Распределение часов по темам и видам работ
Итого: 32 часа. V. Рекомендуемая литература Амелин В.Н. Власть как общественное явление./ Социально-политические науки, 1991, №2. Аристотель, Соч. в 4-х т., М., 1984, Т.4. Ашин Г.К. Критика современных буржуазных концепций лидерства. М., 1978. Ашин Г.К. Лидерство: социально-политические и психологические аспекты. / В кн.: Политика: проблемы теории и практики., Вып. VII. М., 1990. Ашин Г.К. Основные концепции современной буржуазной социологии о роли народных масс и личности в истории. М., Ин-т философии, 1970. Ашин Г.К. Современные теории элиты: критический очерк. М., 1985. Бердяев Н. Судьба России. М., 1990. Блондель Ж. Политическое лидерство. М., 1992. Бутенко А.П. Политическое лидерство и борьба за власть при социализме. // Великий Октябрь и реальный социализм. М., 1988. Вебер М. Избранные произведения. М., 1990. Вебер М. Харизматическое господство. / Социс, 1988, №5. Власть: Очерки современной политической философии Запада / В.В.Мшвениерадзе, И.И.Кравченко, Е.В.Осипова и др. М., 1989. Гадамер Х.-Г. Истина и метод. М., 1988. Гоббс Т. Левиафан. Госиз. 1936. Москва. Гоббс Т. Соч. в 2-х Т. М., 1991. Кареев Н. Сущность исторического процесса и роль личности в истории. СПб., 1890. Кареев Н.И. Теория личности П.Л. Лаврова (К истории социологии в России), СПб., 1901. Карлейль Т. Герои и героическое в истории. СПб, изд. Павленкова, 1891. Конт О. Курс положительнной философии: В 6т. Спб., 1900, Т.1. Кравченко А.И. Макиавелли: технология эффективного лидерства/ Социс, 1993, №6. Лавров П. Введение в историю мысли. СПб., 1874. Лавров П. Три беседы о современном значении философии. СПб., 1861. Лавров П. Очерки вопросов практической философии. СПб., 1860. Лебон Г. Психология народов и масс. СПб., 1896. Ленин В.И. ПСС., М.,1969. ТТ. 1, 18, 41, 45, 39, Макиавелли Н. Государь. М., 1990. Макиавелли Н. Избр. соч.. М., 1982. Маркс К., Энгельс Ф. Из ранних произведений. М., 1956. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., М., 1954. тт. 3, 27, 2, 20, 32, 18, 33, Менегетти А. «Психология лидера» - М.: ННБФ «Онтопсихология», 1996, 1999, 2001, 2004, 2006. Миллс Р. Властвующая элита. М., 1959. Миртов П. Исторические письма. СПб., 1870. Михайловский Н.К. Соч. СПб., 1885. Мшвениерадзе В.В. Усмирение власти: Политическая философия Б.Рассела // Власть. М., 1989. Мшвениерадзе В.В. Размышления о власти// Власть. М.: 1989. Ницше Ф. Полн. собр. соч. Т.IX. М., 1910. Ницше Ф. Сочинения в 2-х т. ТТ. 1-2, М., 1990. Пищулин Н., Сокол С. Что мы думаем о политике и о наших лидерах? / Диалог, 1990, №2. Пищулин Н., Сокол С. Политическое лидерство, теоретические и методологические основы исследования. М., 1992. Платон, Сочинения в 3-х т. М., 1971. Плеханов Г.В. К вопросу о роли личности в истории/ Избр. филос.произведения. М., 1956, Т.2. Политическое лидерство и политический плюрализм/ Общественные науки, 1990, №1-2. Проблемы политического лидерства в советском обществе / Общественные науки, 1990, №1-6. Рокмэн Б. Политическое лидерство/ Советское государство и право, 1988, №5. Руссо Ж.-Ж. Об общественном договоре. М., 1938. Современная западная социология: Словарь. М., 1990. Стаут Л. Лидерство: от загадок к практике. – М.: ООО «Добрая книга», 2002. Стриженко А.А. Язык и идеологическая борьба. Иркутск. 1988. Такер Р. Политическая культура и лидерство в Советской России: от Ленина до Горбачева/ США: экономика, политика, идеология, 1990, №1-6. Тард, Г. Личность и толпа. СПб., 1903. Тойнби А.Дж. Постижение истории. М., 1991. Трофимов М.И. Политическое лидерство/ Социально-политические науки, 1991, №12. Франк С.Л. Философия и жизнь, СПб., 1910. Фрейд З. Психология масс и анализ человеческого Я. М., 1925. Хайдеггер M. Время и бытие: статьи и выступления. Пер. с нем.. - М., 1993. Чернышевский Н.Г. Антропологический принцип в философии. Избр. соч. в 3-х тт., М., 1950-1951, Т.III. Шимов Я. Человек на вершине власти/ Свободная мысль, 1992, №14. Шестопал Е.Б. Личность и политика: критический очерк современных западных концепций политической социализации. М.: Мысль, 1988. Штукина Т.А. Роберт Такер о политическом лидерстве/ Социально-пполитические науки, 1991, №6. Шутов А.Ю. Типология политических процессов (социокультурный контекст). // Вестник Московского Университета., 1993. Щербинина Н.Г. Теории политического лидерства. Учебное пособие. – Москва: Издательство «Весь мир», 2004. Ярошевский М.Г., Морозов Ю.И., Паковян С.С. Об операциональном определении понятия "лидерства" в социальной психологии/ Вопросы психологии, 1973, №1. Arendt H. Communicative Power. // POWER, Oxford, 1987. Bass B. Handbook on leadership. N.Y.: Harper, 1981. Blondel J. Political leadership: Toward a general analysis. L., etc.: Sage, 1987. Burns, J.M. Leadership. N.Y., 1978, Dahl R. "The concept of power" // Behavioral Science, 2, 1957. Fromm E. Fear of Freedom. N.Y., 1950. Hodgkinson C. The philosophy of leadership. Oxford Blackwell, 1983, VIII. Jennings E. An Anatomy of leadership: Princes, Heroes and Supermen. N.Y., 1960. Lasswell H. Power and Personality. N.Y., 1948.
Linton R. The Cultural Background of Personality. N.Y., 1945Mosca, G., The Rulling Class [Ed.Livingston], McGrow Hill Book Company, 1939Parsons T. On the Concept of Political Power. // Sociological Theory and Modern Society., The Free Press., N.Y., 1967. Parson`s critiqui oe C.Wright Mills`s "The Power elite" in his "The distibution of Power in American Society", World Politics, 10(1957) Parsons T"On the concept of Political Power", is reprinted with permisson from Proceedings of the American Philosophical Society, June 1963 // POWER, Oxford, 1987 Russel В. "The Forms of Power"// POWER, Oxford, 1987. Stogdill R. Handbook of leadership. A Survey of Theory and Research. N.Y., L.: Free Press, 1974. Tucker R.C. Political Culture and Leadership in Soviet Russia. From Lenin to Gorbachev, Brighton, 1987Wiatr Y.Y. Political Leadership from a Comparative Perspective// Internaitional Political Science Review. 1988. Vol.9, N2. Смотрите также: Феномен политического лидерства
292.75kb.
1 стр.
Урок исследование. Цель : исследовать характерные чертами политической элиты и выявить сущность политического лидерства
189.79kb.
1 стр.
Этажи демократии
470.82kb.
3 стр.
Книга "5 граней лидерства"
73.04kb.
1 стр.
Политическая элита и политическое лидерство
166.7kb.
1 стр.
Оглы роль политического лидерства в формировании внешней политики азербайджанской республики на современном этапе
285.68kb.
1 стр.
1. Введение: обоснование выбора темы. Политический лидер и его функции
231.04kb.
1 стр.
Китай: экономический феномен, новые компоненты стратегии развития в контексте глобального лидерства
61.08kb.
1 стр.
Сущность и теории политического лидерства
458.43kb.
3 стр.
Теоретические аспекты и психологические условия формирования имиджа Понятие имиджа политика в политической науке
510.4kb.
5 стр.
Программа дисциплины Психология лидерства для направления 080500. 62 «Менеджмент»
274.61kb.
1 стр.
1 Особенности политического процесса в России 313.95kb.
1 стр.
|