Главная
страница 1
Федеральное агентство по образованию
ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

УТВЕРЖДАЮ

Декан международного

факультета управления

__________________ Ф.П.Тарасенко

__________________ 200____ г.

Психология делового общения



Рабочая программа



Статус дисциплины:

региональный компонент направления


Томск 2008

ОДОБРЕНО кафедрой социальных наук

Протокол №_______ от ________________________2008 г.


Зав. кафедрой, профессор, доктор ист. наук ___________________И.Е.Максимова
РЕКОМЕНДОВАНО методической комиссией международного факультета

управления.


Председатель комиссии ___________________________Н.М.Карпова
_______________________2008 г.


Рабочая программа по курсу «Психология делового общения» составлена на основе Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению «Государственное и муниципальное управление», утвержденного 17 марта 2000 года.

Общий объем курса 20 часов. Из них: лекции – 8 часов, семинарские занятия - 8 часов, самостоятельная работа студентов - 4 часа.


Формы контроля:

  • Текущий контроль – 2 контрольные работы

  • Итоговый контроль – зачет


Составитель:

Бойко Ольга Евгеньевна, старший преподаватель кафедры социальных наук


Рецензент:

профессор, доктор исторических наук Ирина Евгеньевна Максимова



Психология делового общения





  1. Организационно-методический отдел




    1. Цели и задачи учебной дисциплины


Целью курса «Психология делового общения», разработанного для студентов очного и заочного обучения, является ознакомление их с теоретическими и практическими вопросами личностной, социальной и прикладной психологии применительно к практике потенциального руководителя. Особое внимание уделено проблемам повышения самооценки и личностного роста руководителя. С целью повышения психологической компетентности курс знакомит также с приемами прикладного психоанализа и НЛП.
Задача курса – обучение технологиям делового общения, выработка реального представления о психологической мотивации поведения людей в коллективе, осознанию и соответствующей коррекции собственных психологических проблем, овладению приемами и алгоритмами эффективного делового стиля.


    1. Место курса

Курс «Психология делового общения» входит в блок психологических дисциплин, закладывающих основы профессиональной компетентности в социальной сфере деятельности.


    1. Требования к уровню освоения курса

Студент должен хорошо ориентироваться в вопросах личностной, социальной и прикладной психологии, в том числе:

  • иметь представление о существующих в современной психологии типологиях личности для осуществления индивидуального подхода в управлении

  • иметь представление об особенностях мотивации личности на разных этапах личностного развития

  • иметь представление об уровне собственной самооценки, а также мотивацию личностного и профессионального роста

  • владеть технологиями делового общения

  • уметь профессионально вести деловые переговоры

  • обладать навыками психологического тестирования кадров

  • уметь выступить публично перед большой аудиторией




  1. Содержание курса




    1. Содержание отдельных разделов и тем


Тема 1.

Понятие психологической компетентности руководителя. Прикладная психология и возможности практического применения достижений психологической науки и повышения общей эффективности управленческой деятельности в коллективе.


Тема 2.

Типологии личностей в истории психологии. Основные типологии в современной психологии. Понятие акцентуации личностей. Типы психологических акцентуаций, их преимущества в самореализации личности. Особенности управленческого подхода к личности определенного психологического типа.


Тема 3

Понятие уровня личностной зрелости человека. Особенности мотивации, системы ценностей, степени личной ответственности у взрослого человека, находящегося на стадии развития психологического ребенка, подростка, юноши, а также у зрелой личности. Специфика управленческого подхода на каждой из стадий личностной зрелости индивида. Факторы торможения личностного роста. Понятия самоактуализации и личностного роста в гуманистической психологии.


Тема 4.

Понятие я-концепции в психологии. Самооценка и пути ее формирования. Самооценка руководителя как ощущение его соответствия должности, статусу, конкретной ситуации. Модели неуверенного поведения: заискивание, избегание, агрессия. Понятие ассертивности. Ассертивность руководителя и демократический стиль руководства.


Тема 5.

Технологии делового общения. Ассертивный подход в различных формах управленческой деятельности. Умение убеждать. Умение критиковать, поощрять и наказывать. Соотношение строгости, требовательности и справедливости в управлении коллективом.


Тема 6.

Понятие конфликта. Виды конфликтов. Специфика социального конфликта. Структура конфликта. Управление эмоциями в конфликте. Анализ конфликта. Выработка интегративного решения как путь преодоления конфликта. Потенциально конфликтогенная характерология.


Тема 7.

Ведение деловых переговоров. Структура основных базовых элементов переговорного процесса. Этапы переговорного процесса. Организация переговоров. Манипулятивные техники в переговорном процессе и способы их нейтралиации.



Тема 8.

Резервы экономии времени руководителя. Планирование и целеориентированный менеджмент. Расстановка приоритетов и основные «поглотители» рабочего времени руководителя.


Тема 9.

Гендерные различия в управлении персоналом. Истоки психологических различий мужчин и женщин. Психологические преимущества мужчин. Психологические преимущества женщин. Коммуникативная специфика и гендерные различия. Взаимоотношения полов в трудовом коллективе.




    1. Темы семинарских занятий




  1. Психология публичного выступления (видеотренинг).

  2. Психологическое тестирование и его возможности в определении индивидуально-психологических свойств человека, его состояния, межличностных отношений, потенциальных способностей.

  3. Составление психологического портрета.

  4. Виды психодиагностических методик и процедура их обработки и интерпретации.

  5. Тест Кеттелла в кадровом менеджменте.

  6. Метод исследования уровня субъективного контроля (УСК).

  7. Методика изучения фрустрационных реакций Рознцвейга.

  8. Методики Белбина и Адизеса в кадровом менеджменте.

  9. Социометрический метод в изучении межличностных отношений в группе.

  10. Интегративное решение как результат переговорного процесса (деловая игра).




    1. Перечень контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы



  1. Интернальность в области производственных отношений и достижений как показатель личностной зрелости человека.

  2. Самооценка руководителя и ее связь со стилем руководства (авторитарным, демократическим, попустительствующим).

  3. Теории и стили лидерства.

  4. Функции и свойства конфликта. Динамика конфликта.

  5. Управление эмоциями в конфликте. Способы снятия эмоционального напржения.

  6. Модели коммуникации. Коммуникационная сеть. Окно Джогари.

  7. Гендерные роли и выбор стиля жизни.

  8. Проблемы адаптации и психического здоровья руководителя, менеджера, бизнесмена.

  9. Внутренняя и внешняя мотивация. Иерархия потребностей по А.Маслоу.

  10. Психология власти.



  1. Распределение часов курса по темам и видам работ

.




Наименование тем

Всего часов

Лекции

Семи-нары

Деловые игры, тренинги

Самост. Работа

1.

Психологическая компетентность руководителя

10

1










2.

Основные типологии личности в современной психологии

8




1







3.

Уровень личностной зрелости и проблема управления

8

1

1







4.

Ассертивность руководителя

8

2




2




5.

Технологии делового общения

22

2







1

6.

Социальный конфликт и пути его преодоления

8

1

2







7.

Ведение деловых переговоров

6

1

1




2

8.

Резервы экономии времени

3













9.

Гендерная специфика в управлении персоналом

1




1




1




Итого:

20

8

6

2

4


  1. Список основной и дополнительной литературы


4.1. Список основной литературы:

  1. Самоукина Н.В. Психология и педагогика профессиональной деятельности. М., 2004.

  2. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. СПб., 1999.

  3. Квинн В. Прикладная психология. СПб., 2000.

  4. Психология профессиональной деятельности государственных служащих: Учеб. пособие / СибАГС; Под общ. ред. Л.К. Аверченко. Новосибирск, 2006.




    1. Список дополнительной литературы:

  1. Берн Э. Лидер и группа. Екатеринбург, 2006.

  2. Кашапов Р.Р. Курс практической психологии. Екатеринбург, 1998.

  3. Ольшанский Д.В. Психология масс. СПб., 2001.

  4. Тарасов В.К. Персонал-технология: отбор и подготовка менеджеров. СПб., 2004.

  5. Абрамова Г.С. Введение в практическую психологию. М., 2006.

  6. Ильин Е.П. Психология воли. СПб., 2000.

  7. Карпов А.В. Психология менеджмента. Учеб. пособие для вузов. М., 2007.

  8. Климов Е.А. Психология профессионала: Избр. психол. тр./ Е.А.Климов. М., 1996.

  9. Книга работника кадровой службы: Учеб.-справ. пособие / РАГС при Президенте РФ; Под общ. ред. Е.В. Охотского, В.М.Анисимова. М., 2008.

  10. Кочеткова В.В., Скотникова И.Г. Индивидуально-психологические проблемы принятия решения / М., 2000.

  11. Кочеткова А.И. Психологические основы современного управления персоналом. М., 2006.

  12. Психологические аспекты подбора и проверки персонала / Сост. Сб. Н.А. Литвинцева. М., 1997.

  13. Психология индивидуальных различий / Под ред. Ю.Б. Гиппенрайтер, В.Я. Романова. М., 2007.

  14. Новосельцев В.И. Системная конфликтология. Воронеж, 2001.

  15. Васильев Н.Н. Тренинг преодоления конфликтов. СПб., 2002

  16. Эллис А. Психотренинг по методу Альберта Эллиса. СПб., 1999.

  17. Хорни К. Невроз и личностный рост. СПб., 2000.

  18. Пелл А. Как управлять людьми. М., 2005.

  19. Тобиас Л. Психологическое консультирование и менеджмент. М., 2007.

  20. Шайнов В.П. Психология лидерства и власти. М., 2008.


Смотрите также:
Рабочая программа Статус дисциплины: региональный компонент направления
89.32kb.
1 стр.
Рабочая программа дисциплины математические модели в механике разрушения блок "Дисциплины специализации"; раздел "Вузовский компонент"
122.61kb.
1 стр.
Дисциплина: Антропология. Статус дисциплины
141.73kb.
1 стр.
Рабочая программа Специальность 080504 государственное и мунииципальное управление статус дисциплины: Дисциплины по выбору
81.52kb.
1 стр.
«российская академия правосудия» рабочая программа дисциплины правовой статус конституционного суда
209.66kb.
1 стр.
Программа дисциплины "Крупная корпорация как субъект публичной политики. Корпоративное гражданство"  для направления
365.99kb.
4 стр.
Начальное общее образование
29.46kb.
1 стр.
Начальное общее образование
116.77kb.
1 стр.
Рабочая программа Специальность «Реклама» Статус дисциплины: опд. Р. 04 Томск 2009 Одобрено кафедрой социальных коммуникаций
145.17kb.
1 стр.
Рабочая программа Специальность «Реклама» Статус дисциплины: опд. Ф. 12 Томск 2009 Одобрено кафедрой социальных коммуникаций
181.12kb.
1 стр.
Рабочая программа дисциплины сравнительное правоведение образовательная программа направления 030900 Юриспруденция
228.33kb.
1 стр.
Рабочая программа по окружающему миру Рабочая программа по математике
5759.05kb.
25 стр.