Главная
страница 1

Спиричуэл – высокое и практичное искусство на службе Подпольной Железной Дороги

Intro

«Это мелодия, никогда не бывающая одинаковой дважды, содержащая не свыше двух стандартных строф, всегда также неодинаковых, за которыми следует столько других строф, сколько может припомнить исполнитель».


Прозвучало одно из ранних определений спиричуэла, духовных песен американских негров, о которых и пойдёт речь в нашем эфире.
Это направление в музыке возникло где-то в конце 18-го века. Первоначально это были песни, которые повествовали о тяжелой жизни самих темнокожих. Затем, к этим песням подключили религиозные гимны различных народов, которые населяли Соединенные Штаты.
Mahalia Jackson_-_Elijah Rock

Откуда же появились спиричуэлс?

Откуда же появились спиричуэлс? Их родина – американский котел культур, в них причудливым образом переплавились европейские религиозные гимны и псалмы пуритан, (в их скорее простонародной, «неблагородной» версии) и музыкальные традиции африканского континента (полиритмия, коллективная импровизация, гипертрофированные акценты в исполнении), в частности юго-западной Африки. Давайте поговорим об этом чуть подробнее.


Начнем с Европы – с нее проще. Старый Свет дал библейские сюжеты и тексты (о них чуть позже), светские и церковные гимны и англо-кельский фольклор.
Эти простонародные гимны всегда исполнялись не по нотам, а на слух, причем каждый певец импровизировал сколько его душе было угодно. Различные вокальные приукрашивания, изгибы, переходы, скольжения от ноты к ноте и слитные звуки можно было ожидать от каждого исполнителя. Кроме всего прочего, существовал и такой обычай, когда проповедник читал слова гимна перед тем, как весь приход начинал их петь. Этот обычай возник на Британских островах в средние века и просуществовал свыше 300-т лет. Он использовался даже после того, как прихожане уже запоминали слова наизусть, и стал органической частью церковной музыки. Этот обычай полностью согласовывался с африканским собратом, а именно традицией оклика и ответа, присущей африканской музыке в целом.
Principle Chorus_-_Every Time I Feel The Spirit
Итак, что же дала спиричоулзу мама-Африка? Представление об этом может дать своеобразный «музыкальный археоптерикс», переходный вид музыки – т.н. круговой танец, который сохранился в Америке вплоть до наших дней почти в неизменном виде в качестве "ринг шаут".
В Алан Ломакс своей книге "Народные песни США" так описывает "ринг-шаут":
«1. Песня "танцуется" всем телом - руками, ногами, животом, всем корпусом;

2. сама культовая церемония в основном представляет собой явлений симбиоза песни и танца;

3. при исполнении этого танца танцоры всегда двигаются по кругу против часовой стрелки;

4. песня всегда имеет форму "от лидера к хору" с множеством повторений и большим нажимом на ритм, чем на мелодию, т. е. форму, которая побуждает и, в конечном счете, усиливает групповую активность;

5. пение непрерывно продолжается иногда в течение часа и более, оно ускоряется и постепенно приобретает все большую интенсивность, приводящую к своего рода массовому гипнозу. Этот принцип "шаут"- пения наглядно демонстрирует нам свое западно-африканское происхождение».
Уже в "ринг-шаут" мы обнаруживаем основное сочетание качеств, которые проходят через всю негритянскую музыку. Ломакс подчеркивает принципиальное значение ритма и постоянное использование системы оклика и ответа. Он мог бы еще добавить сюда и замечание насчет мелодии, ибо в ней применяется блюзовая тональность. Все эти качества встречаются в большинстве религиозной музыки негров, а также в рабочих песнях, блюзе, рэгтайме, у менестрелей и во всей истории джаза.
Jimmie Rodgers_-_Ev'ry Time I Feel The Spirit
Эволюция от ринг-шаута к спиричоулз и далее к блюзам-госпелам шла по пути усложнения мелодии и развития гармонии за счет снижения «веса» ритма в музыкальном звучании. Этот процесс исключительно усложнялся за счет западно-африканского традиционного стремления к импровизации, что усиливается свободным характером самого народного гимна - ни одна мелодия не является неприкосновенной, она всегда может быть как-то изменена с помощью спонтанного мелодического приукрашивания. Таким образом, хотя многие спиричуэлс были записаны на ноты, а "ринг-шаутс", как правило, никогда не записывались, четкая мелодия первых может ежеминутно возникать из "ринг-шаут". Эволюция происходила очень плавно, с разной скоростью в разных областях смешивания, во многом завися от каждого индивидуального исполнителя.
Следующим шагом в этом слиянии, которое происходило между "ринг-шаутс" и "спиричуэлс", являются песни типа "джюбили" (песни прославления). Они веселы и ритмичны и сообщают обычно какие-либо хорошие новости. Пожалуй, наиболее широко известным примером этого типа является тема "Когда святые маршируют". Она имеет определенную и ясную мелодию, но в то же время прекрасно укладывается в форму оклика и ответа.
The Beatles & Tony Sheridan_-_When The Saints Go Marching In
Как только что показали битлы, мелодию этого известного «джюбили» можно исполнять любым способом, и она всегда может быть легко опознана. По мере развития жанра спиричуэлз в противовес « африканской классике» начала устанавливаться и усложняться определенная мелодия, соответственно и форма оклика-ответа должна была как-то модифицироваться. В случае отдельных спиричуэлс эта форма вообще исчезла, т. к. сама мелодия исполнялась в медленном темпе. Таким образом, переход от "джюбили" к "спиричуэлс" был очень коротким и часто определялся просто задумчивым настроением исполнителя. Для спиричуэлс характерна музыка печали и глубокого религиозного убеждения, т. е. такого настроения, которое было бы разрушено, если использовать форму оклика-ответа и ее возбуждающий ритм.
В итоге всех вышеперечисленных пертурбаций религиозная музыка американских негров вышла весьма многообразной и в XIX уже веке включала в себя такие виды, как:


  • "ринг-шаут" (песня "исполняется" всем телом во время танца всех участников по кругу против часовой стрелки);

  • "сонг-сермон" (песни-проповеди);

  • "госпел";

  • "джюбили сонгс" (песни прославления с короткой, ритмичной мелодией);

  • собственно "спиричуэлс" с продолжительной, плавной, непрерывной мелодией.


Bozie Sturdivant - Ain't No Grave Can Hold My Body Down

Драпетомания



Драпетомания — психиатрический диагноз, придуманный и предложенный в 1851 году американским врачом Сэмюэлем Картрайтом из Луизианской медицинской ассоциации, для объяснения имевшейся у черных рабов тенденции к побегам из рабства. Он объяснял побеги рабов навязчивым стремлением к свободе. Любой раб, пытавшийся бежать более двух раз, считался умалишённым. Термин образован от др.-греч. δραπέτης (drapetes, «беглый [раб]») + μανία (mania, «безумие»).

Впервые диагноз появился в статье, опубликованной в New Orleans Medical and Surgical Journal, в которой доктор Картрайт утверждал, что тенденция рабов убегать от своих хозяев на самом деле представляет собой излечимое расстройство здоровья. Картрайт предлагал в качестве наиболее эффективной лечебной процедуры порку. Кроме того, предписывалась и ампутация пальцев ног.

Картрайт описал и другое расстройство «Dysaethesia Aethiopica» для объяснения очевидного отсутствия мотивации, демонстрируемого многими рабами, которое, как он также утверждал, могло бы быть излечено поркой
Итак, имеем, белое меньшинство юга, в голове которых комфортно уживались христианство и рабовладение, со всеми его прелестями вроде купли-продажи людей и их похищения. Уживалось непринужденно и легко – с одной стороны рабы виделись южанами как домашняя скотина, подобно лошадям или коровам. С другой – Ветхий Завет с его многочисленными отсылками к рабству выдавал своего рода индульгенцию на подобного рода деяния.
Обучение рабов чтению или письму или религии в ее европейско-христианской трактовке было не в интересах плантаторов. Деятельность подобного рода с очевидностью приводила к росту вероятности восстания рабов. Более того, после восстания рабов под предводительством Ната Тернера в 1832 году, на юге был введен строгий комендантский час, а рабы были обязаны показывать пути и тропки между плантациями патрулям.
С другой стороны черные не возражали против приобщения к новой вере, ведь она косвенно давала им надежду на освобождение. Церковь трактовалась ими и как возможность ухода от страшной реальной жизни. Ветхозаветные мотивы исхода из Египта ложились на благодатную почву.
К тому же, афроамериканцы любили и любят попеть и за пределами церкви. В эпоху рабства да и после нее рабам и сельхозрабочим, которые работали на полях или в любом другом месте на открытом воздухе, было разрешено петь т.н. "work songs" (рабочие песни) (про них мы в двух словах рассказывали в эфирах, посвященных морским шанти (№№34,38). Рабочие песни нужны были для координации усилий для перемещения упавшего дерева или любого другого тяжелого груза. Даже заключенные в тюрьмах пели т.н. "chain gang" песни, когда они работали на дороге или на строительстве.

Как рождались спиричуэлы?

Один исследователь негритянского фольклора переплывал однажды в лодке из Бьюфорта на Лэдис Айленд, и с восторгом обнаружил подлинные следи происхождения таких песен. Один из гребцов, проворный молодой парень, которого я попросил высказать свое мнение по этому поводу, застенчиво признался: "Многие спиричуэлс", сказал он мне, "возникают просто от любознательности. Я сам как-то сочинил одну песню". Моя мечта сбылась, ибо я обнаружил не только песню, но и ее автора. Я стал просить его приступить к делу. "Однажды мы, ребята", сказал он, "хотели достать немного риса, но негр-надсмотрщик прогнал нас, и я сказал: "О, этот проклятый старый негр!", а другой добавил: "Моя мать всегда говорила мне, что ничего нет хуже негра-надсмотрщика". Затем я стал петь эти слова, добавил к ним еще другие и так у меня получилась песня". После этого он начал петь, а остальные гребцы, послушав с минуту, присоединились к нему целым хором, как если бы это была старая, знакомая для них песня, хотя и било совершенно очевидно, что раньше они ее никогда не слышали. Я мог воочию убедиться, как легко эта новая песня пустила свои корни среди них".


Еще одна цитата к вопросу истоков спиричуэл. Дж. Миллер МакКим из Филадельфии в 1862 г. писал следующее: "Я спросил одного из черных, довольно интеллигентного на вид, откуда они взяли эти песни. "Ми сами сделали их", ответил он. "Но как вы могли их сделать?" Он помедлил, очевидно обдумывая ответ, и сказал: "Что ж, это просто. Я скажу вам, как это могло быть. Мой хозяин, например, вызвал меня к себе и приказал дать мне сто ударов плетью. Мои друзья видели это и очень сильно жалели меня. Когда они пришли на молитвенное собрание в ту же ночь, они пели об этом. Некоторые были очень хорошими певцами и знали что к чему, и так они сами работали над этой песней - работали, вы понимаете, до тех пор, пока она не получилась у них как надо. Они сами сложили ее. Вот и все".
Некоторые плантаторы также позволили рабам петь «тихие», если угодно личные песни, если их тексты не были направлены против рабства или хозяина. Пелись такие песни как сольно, так и группами исполнителей. Смысл таких песен был, как правило, скрытым и шифрованным, ведь слово «свобода» в песне уже было преступлением. Лишь рабы, которые посещали собственные проповеди понимали спиричуэлз, символы многих ранних спиричуэлс связаны с побегом на волю. Например, "дом" безопасное место, где каждый сможет жить свободно, слово "дом" в гимне может означать небо, но оно также скрыто означает страну свободы, рай для рабов.
В Галааде есть елей, что исцеляет раны.

В Галааде есть елей, лечит грехом больные души.

В одно утро, яркое и светлое,

Я сброшу тяжкое бремя.

Раскину свои крылья и рассеку ими воздух,

Я сброшу тяжкое бремя.
Paul Robeson_-_Balm in Gilead
Немного надежды, каплю веры и чашу мужества, чтобы продолжать жизнь, которая, как временами казалось, не несет ничего, кроме бесконечного физического труда, наказаний и лишений – вот что дарили спиричуэлз своим авторам и исполнителям.
Если читать было запрещено, то слушать не запрещалось, и невольники ловили обрывки гимнов, стоя за оградой церкви белых. Проповедники пресвитериан, методистов и баптистов читали проповеди надежды и спасения человека, который перекликались с тоской рабов по свободе. Из маленьких клочков библейского текста и обрывков псалмов и гимнов, возникали сотни новых речетативных песен, которые отшлифовывались поколениями исполнителей.
Мария носила три звенья цепи,

Каждое звено было имя Иисуса;

Держи руку на плуге, крепче держи.

Держись. Не сдавайся.

Держи руку на плуге, крепче держи.
Bruce Springsteen_-_O Mary Don't You Weep
Ускользну, улизну потихоньку к Иисусу,

Покину неслышно жилище,

Я здесь ненадолго…
Mahalia Jackson & Nat King Cole _-_Steal Away
Рабы находили много общего с библейскими персонажами, которые, как и они страдали и преодолели множество невзгод. Евреи были в египетском рабстве, но с Божьей помощью они получили свободу. Иисус, Моисей, Самсон, Давид и Исайя были для них вполне осязаемыми людьми с близкими им проблемами. Может ли история повторится? Как долго может торжествовать несправедливость и гнёт? Стоическая вера в правоту своего дела придает благородное звучание спиричуэлз, их движущая сила - вера в Божье искупление и возможность справедливости и добра на земле.

Подпольная Железная Дорога

Возвращаясь к символике спиричулз. Подхватив описанную выше «драпетоманию», вполне естественно многие рабы в городах и на плантациях попытался бежать в «страну свободы», которую в спиричулз именовали еще «дом мой» или «Сладкий Ханаан, земля обетованная". Эта страна была вполне реальна и располагалась на северной стороне реки Огайо, которую чернокожие назвали "Иордан". Некоторые спиричуэлс имели прямое отношение к небезызвестной «Подпольной железной дороге», целой системы, которая служила для помощи в побеге из рабства.


Различные маршруты этой дороги, которыми пробирались группы беглецов, начинались от границ штатов Теннесси, Кентукки, Виргинии, Джорджии, Мэриленда и вели в Северные штаты, а также в Канаду. «Подпольная железная дорога» имела свою организацию — на ней были свои «кондукторы» (старшие-сопровождающие в группах) и «станции» (жильё, предоставляемое сочувствующими для беглых в пути для отдыха и укрытия). За период с 1830 по 1861 годы по этой дороге удалось переправить на Север и дать свободу более чем 60 тысячам рабов. Помните песню из эфира про творчество «The Weavers» - «Follow The Drinking Gourd»
Когда солнце забирается вновь в небеса

И зазвучат первые трели перепелов,

Следуйте Питьевой Тыкве,

Старик ожидает тебя, чтобы вывести на свободу

Если будешь следовать Питьевой Тыкве.
Эта песня на самом деле карта и график работы подпольной железной дороги. Она рассказывает об оптимальном времени для побега и советует беглецу следовать Большой Медведице (Питьевая Тыква на языке темнокожих). Питьевая Тыква указывает на Север и путь к свободе.

Jefferson Starship_-_Follow The Drinking Gourd

http://www.followthedrinkinggourd.org/What_The_Lyrics_Mean.htm
Бегство происходило в несколько этапов. Во-первых, идти нужно было ночью, используя подручный и лунный свет. При необходимости, нужно было идти вброд по воде – для того, чтобы ищейки преследователей не могли найти след беглецов.
The Harmonizing Four_-_Wade In The Water
Во-вторых, надо было вскочить в повозку, где беглецы могли бы спрятаться и уехать прочь. Эти повозки останавливались на некоторых "станциях", в контексте «Подпольной железной дороги» это слово может означать любое место, куда стекались беглецы, чтобы отправиться в дальнейший путь по подпольной дороге.
Песня “The Gospel train” («Евангельский Поезд») также содержат инструктаж: "Она (повозка) идет ... Забирайся на борт ... Там есть место и для многих других".
Belleville A Capella Choir_-_The Gospel Train
Спиричуэлз "Swing Low, Sweet Chariot" также имеет прямое отношение к Подпольной дороге и местечку Рипли, одной из "станций" этой дороги, где давали временный приют беглым рабам. Этот городок находился на вершине холма, на другом, свободном берегу реки Огайо, которую не так то легко пересечь без посторонней помощи и подручных средств, и чтобы добраться до этого места, беглецам пришлось ждать помощи, с этого самого холма. Фрагмент текста этого спиричуэлза: "Я посмотрел через Иордан, и что же я вижу / Идущих ко мне, чтобы для проводить меня домой / ангелы идут за мной".

Таким образом, “Wade in the Water”, “The Gospel Train”, "Go Down Moses", “Swing Low, Sweet Chariot” и ряд других спиричуэлз являются прямым культурным наследием «Подпольной железной дороги».


Joan Baez - Swing Low Sweet Chariot
С течением лет жанр спиричуэл породил целый ряд других американских музыкальных стилей, включая блюз, джаз и госпел. Этой эволюции, несомненно, будет посвящено еще несколько эфиров в рамках программы «Ойкумена». Пока же лишь напомню, что спиричуэлы также сыграли громадную роль в борьбе за гражданские права уже в 50-х-60-х годах XX века, созывая на бой во имя равенства, что, в свою очередь, нашло свое отражение и в творчестве деятелей американского Фолк Возрождения. Об этом – также поведем рассказ в наших будущих эфирах.

END



Ray Charles_-_Go Down Moses


Смотрите также:
Спиричуэл – высокое и практичное искусство на службе Подпольной Железной Дороги
107.94kb.
1 стр.
«Клиентоориентированность, как одно из главных направлений деятельности Куйбышевской железной дороги»
109.44kb.
1 стр.
Название улицы
95.8kb.
1 стр.
Железные дороги переходят на электронные билеты
42.3kb.
1 стр.
Территория Фрунзенского района в нынешних его границах простирается от Обводного канала на севере до окружной железной дороги на юге
228.87kb.
1 стр.
Гражданская оборона на Российской железной дороге
7.93kb.
1 стр.
Техническое заключение по случаю крушения, допущенного с грузовым поездом №2035 на станции Белая Калитва Ростовского региона Северо-Кавказской железной дороги в сутки 09 мая 2013 года
61.11kb.
1 стр.
Региональная дирекция медицинского обеспечения на Дальневосточной железной дороге
61.63kb.
1 стр.
М. А. Шубин подготовительные работы при сооружении земляного полотна железной дороги
680.44kb.
3 стр.
Коды станций Литовской железной дороги
27.34kb.
1 стр.
Коды станций Юго-Западной железной дороги
67.65kb.
1 стр.
Высокое искусство
190.17kb.
1 стр.