Главная
страница 1
Разработка урока по музыке для 2 класса

Тема урока "Народная песня — душа народа"

Фокина Ю.В.

учитель музыки

Цели:

- образовательная: познакомить детей с музыкальной культурой русского народа на примерах русских народных песен и их дальнейшим развитием в композиторской музыке ; научить отличать жанры народных песен ; грамотно, эмоционально петь, передавая характер песни через собственное исполнение.

- развивающая: развивать творческие музыкальные способности, практические умения и навыки в процессе исполнения русских народных песен, движения под музыку и ее пластическое интонирование.

- воспитательная: формировать устойчивый интерес к музыкальной культуре своего народа; воспитывать музыкально – эстетический вкус и потребность общения с народной художественной культурой, любовь к народной песне родного края.

Тип урока: комбинированный.

Основные методы:

  1. Метод художественного, нравственно - эстетического познания музыки

  2. Метод художественного контекста (выхода за пределы музыки)

  3. Метод забегания вперёд и возвращения к пройденному материалу (перспективы и ретроспективы обучения ).

Форма урока: урок с прослушиванием музыки и последующим её осмыслением;

Оборудование: музыкальный центр ,фортепиано, музыкальные диски, портреты композиторов, народные инструменты.
Ход урока.



  1. Организационный момент.

  2. Актуализация знаний

  3. Изучение нового материала

  4. Закрепление знаний

  5. Подведение итогов.

  6. Домашнее задание.

1. Организационный момент.

1. Музыкальное приветствие.

2. Распевание:


  1. Упражнение на звук «ми» (по трезвучиям)

  2. Упражнение «ступенька «Вот иду я вверх, вот иду я вниз»

  3. Гамма до мажор

  4. Исполнение попевки «В погреб лезет Жучка»

Звучит песня «У моей России»

Россия… Родина… Это край, где мы родились, где живем, это наш дом, это все то, что нас окружает .У каждого народа свои традиции, своя культура, свои сказки, свой язык, национальный костюм, народные инструменты и, конечно же, свои песни.



2.Актуализация знаний

Эпиграф:


«Ничего нет на свете чудесней

И прекраснее нет ничего,

Чем простая народная песня ,

Что в душе разливалась его» С.Широбоков

Прочитав отрывок из стихотворения С.Широбокова , вы ,ребята, можете сами догадаться о теме сегодняшнего урока.

(ответы детей)

Тема сегодняшнего урока «Народная песня-душа народа».

В народных песнях глубоко и правдиво отразилась история русского народа с древнейших времен и до наших дней. Русские народные песни создавали народные певцы сказители, имена которых нам не известны. Слова песен передавались из уст в уста, от отца к сыну, от дедов к внукам, переходили из одного селения в другое.

И сегодня на уроке мы познакомимся поближе с русской культурой на примерах русских народных песен, а также узнаем о жанровом многообразии русской народной песни.

3.Изучение нового материала

Первые записи народных песен появились в конце XVIII в. После этого появились первые сборники русских песен.

О чем мы узнаем в песнях? (Из песен мы узнаем о жизни русского народа, о его труде, о его чувствах и мыслях, по песням мы узнаем об отдельных исторических событиях далекого прошлого. Эти разнообразные виды народных песен и называют жанрами народных песен.) Это трудовые, обрядовые, хороводные, детские игровые, солдатские,частушки . Эти песни являются спутником всей человеческой жизни и сегодня на уроке мы будем слушать и исполнять народные песни разных жанров.

Исполнение песни-игры «Тень-тень»

Как вы думаете к какому жанру народных песен мы отнесём песню «Тень-тень»?

(детская игровая)

Народная песня играет большую роль в творчестве композиторов. Она легла в основу их творчества. О таких сочинениях говорят написаны в народном стиле. Такими композиторами были: М.П. Мусоргский, Н.А. Римский-Корсаков, П.И. Чайковский.

Поэтому, мы, ребята, поем и слушаем не только народные песни, но и композиторские. Ребята, почему одни песни называют народными, а другие композиторскими?

(Предполагаемый ответ: народные сочиняли самоучки, любители и мастера петь и играть на народных инструментах, но их никто не записывал. Композиторские потому, что их сочиняли образованные музыканты, поэты и они подписывались под своими словами и музыкой.)



Слушание Симфония №4 П.И.Чайковский

Какая это музыка народная или композиторская? Почему?

А какая народная песня легла в основу этого произведения? (“Во поле береза стояла”)

Загадка:


Наряд ее мягкий, чудесен,

Нет деревца сердцу милей,

И сколько задумчивых песен

Поется в народе о ней.

На полях девчонки

В белых рубашонках,

В зеленых полушалках.

Стоят столбы белы,

На них шапки зелены.

(Береза)


Береза – любимое дерево всех русских людей. Стройную, кудрявую, белоствольную, всегда сравнивали на Руси с нежной и красивой девушкой, невестой. Ее считают символом России, символом Родины. Береза воспета в поэзии и прозе, в музыке и живописи, в фольклоре. Россия и береза!

Песня – игра: “Во поле берёза стояла”.

К какому жанру относиться народная песня «Во поле берёза стояла»?

(хороводная)

- Самым древним видом музыкального искусства на Руси является хоровод. Когда люди вставали в круг они старались задобрить солнце. Показывали в движениях как нужно, чтобы вырос лен или рожь. Люди верили в то, что после исполнения такого хоровода урожай будет хорошим.

Песня бывают разными по характеру. Медленные, задумчивые, лирические, печальные, веселые, быстрые, шуточные.

И особое место в жанровом многообразии русских народных песен занимают, конечно же, частушки. А кто знает, что такое частушка?

Частушка – (От слово “частый” это короткая, быстрая, а иногда медленная песенка, у которой много куплетов. По содержанию может быть различной: можно услышать сатиру, юмор, лирическое раздумье.)

Сегодня на уроке у нас будут звучать частушки про урок музыки.



Исполнение частушек.

Русские народные инструменты.

На Руси издавна не только сочиняли прекрасные песни, но и еще любили играть на русских народных инструментах. Представление русских народных инструментов и знакомство с их названиями с помощью загадок.

Загадки:

1.Сорок пуговиц на нем

С перламутровым огнем

Весельчак, но не буян

Голосистый мой … (Баян)

2.Он легко, легко звенит

Всех собою веселит

Динь-динь, дон-дон,

Полюбился людям он … (Колокольчик)

В руки ты ее возьмешь

То растянешь, то сожмешь!

Звонкая, нарядная,

Русская двухрядная.

Заиграет, только тронь

Как зовут ее? … (гармонь)

Рада вам она играть,

Приглашает поплясать.

Очень весело поет,

Если дуете в нее.

А что же это? … (дудочка)

Ой, звенит, она звенит

Всех игрою веселит!

А всего-то три струны

Ей для музыки нужны.

Кто такая? Отгадай-ка,

Это наша … (балалайка)



Исполнение песни-игры «Музыкант»

4.Закрепление знаний

Исполнение песни «Солдатушки –бравы ребятушки»

К какому жанру мы отнесём эту песню?

Солдатская песня.

5.Подведение итогов урока.

Сегодня мы с вами, ребята, на протяжении всего урока ознакомились с творчеством русского народа. Что же вы узнали? (Что есть народные и композиторские песни, чем они отличаются друг от друга, как они создавались: что русские народные песни разнообразны и делятся на жанры; познакомились с солдатскими , хороводными, детскими песнями; познакомились с русскими народными инструментами.)

Народные песни! Какие они разные!

Если в песне слышна неприкрытая грусть -

Грустью, кажется, полнится воздух.

Если удаль теснит молодецкую грудь -

Пляшут вечер и синие звезды.

И старушка Земля всё никак не поймет,

В чем же кроется тайна России.

То ли песня прекрасна, а то ли народ,

Распевающий песни такие.

В. Гин


6. Оценивание ответов.

Домашнее задание: рисунок русского народного инструмента.

Спасибо! До свидания!


Смотрите также:
Разработка урока по музыке для 2 класса Тема урока "Народная песня душа народа" Фокина Ю. В. учитель музыки
65.39kb.
1 стр.
Конспект урока по музыке для 5 класса (30. 11. 2012г.) Тема урока: «Общность жанров инструментальной и вокальной музыки»
52.31kb.
1 стр.
Урока музыки 5 класс. Тема полугодия:" Можем ли мы увидеть музыку?" Тема урока:" Образ моря в музыке и изобразительном искусстве"
24.51kb.
1 стр.
Методическая разработка урока музыки в 3 классе Тема: «Жанр сюита» Учитель музыки Дмитриева Талия Габбасовна Канаш
48.11kb.
1 стр.
Конспект урока музыки во 2 классе по программе Е. Д. Критской. Учитель Зайруллина Л. Г. Тема урока «Русские народные инструменты»
56.86kb.
1 стр.
Календарно-тематическое планирование по музыке для 5 класса I полугодия «Музыка и литература» № Тема урока Основное содержание урока Материал урока 1
195.9kb.
1 стр.
Конспект урока музыки в 3 классе. Учитель музыки моу сош №12 Анохина Е. А. Тема урока: Древнейшая песнь материнства. Цель урока : Развитие творческих способностей учащихся. Задачи
121.95kb.
1 стр.
Конспект урока музыки 6 класс III четверть Тема четверти: «В чем сила музыки?» Тема урока: «Красота природы и правда отображения ее в музыке»
138.47kb.
1 стр.
Разработка урока музыки 4 класс 2011 год Тема урока: «Роль музыки в баснях» Тип урока: Формирование новых знаний, изучение нового материала
115.76kb.
1 стр.
Конспект урока по музыке для 4 класса с использованием икт, технологий творчества и развивающего обучения Тема урока : «Музыкальное путешествие по Италии» Тип урока : урок ознакомления с новым материалом
58.92kb.
1 стр.
Конспект урока музыки Потаповой Людмилы Ивановны, учителя музыки средней общеобразовательной школы №1 г. Наро-Фоминска
31.26kb.
1 стр.
«народная песня душа народа»
81.1kb.
1 стр.