Главная
страница 1страница 2страница 3
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«УДМУРТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ИНСТИТУТ ПРАВА, СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ И БЕЗОПАСНОСТИ

УТВЕРЖДАЮ

_______________________

«______» ________________20__ г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
БИБЛИОГРАФИЯ И РЕДАКТИРОВАНИЕ ТЕКСТОВ
Направление подготовки

ДОКУМЕНТОВЕДЕНИЕ И АРХИВОВЕДЕНИЕ


Профиль подготовки
034710 Документоведение и документационное обеспечение управления
Степень выпускника

БАКАЛАВР


Форма обучения

очная

Ижевск 2012

1. Цель и задачи освоения дисциплины

Целью освоения дисциплины «Библиография и редактирование текстов» является формирование у обучающихся навыков составления библиографических описаний, а также навыков редактирования текстов разных стилей и жанров.


Задачи освоения дисциплины:

получить представление о методике библиографического изучения документов и изданий, современных стандартах по издательскому делу, редакционно-технических правилах оформления элементов текста, стилистической системе современного русского языка, методике редактирования текстов разных стилей и жанров;

научиться формировать список литературы, вносить коррективы в тексты различных жанров с применением соответствующей методики, добиваясь улучшения композиционного построения текста, его логической четкости, точного лексико-стилистического оформления;

приобрести навыки составления библиографического описания и обзора, аннотирования и реферирования научной литературы, а также навыки самостоятельного анализа текста разной функционально-стилевой принадлежности (научного, официально-делового, публицистического, художественного).
2. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата

Дисциплина входит в вариативную часть гуманитарного, социального и экономического цикла ООП бакалавриата.

Дисциплина адресована студентам второго курса направления «Документоведение и архивоведение». Профиль подготовки «Документоведение и документационное обеспечение управления».

Изучению дисциплины предшествуют следующие дисциплины: «Русский язык и культура речи».

Для успешного освоения дисциплины должны быть сформированы на пороговом уровне следующие компетенции: способность логически верно, аргументировано и ясно строить устную речь (ОК-4), владение базовыми знаниями русского и иностранного языков (ПК-1).

Успешное освоение дисциплины позволяет перейти к изучению дисциплин: «Социолингвистика и теория речевой коммуникации» (ГСЭ, вариативная часть), «Деловая переписка» (ГСЭ, вариативная часть).

Программа дисциплины построена блочно-модульно. В ней выделены разделы: «Аппарат издания», «Редактирование текстов».
3. Компетенции обучающегося, формируемые

в результате освоения дисциплины

ПК-1,ПК-18,ПК-20


В результате освоения дисциплины у обучающегося формируются следующие профессиональные компетенции:

  • владеть базовыми знаниями русского и иностранного языков (ПК-1);

  • владеть навыками составления библиографических и архивных обзоров (ПК-18);

  • владеть навыками реферирования и аннотирования научной литературы, навыками редакторской работы (ПК-20).

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

  • Знать: принципы и методы составления библиографического описания и обзора, основные правила употребления языковых единиц в соответствии с требованиями стиля и жанра, методы редакторской правки;

  • Уметь: применять полученные знания при редактировании текстов и составлении библиографических описаний;

  • Владеть: навыками составления и использования библиографического описания, аннотации, реферата, а также навыками редакторской правки текста.


4. Структура дисциплины по видам учебной работы, соотношение тем

и формируемых компетенций


п/п


Разделы, темы


дисциплины

Неделя


семестра

Виды учебной работы

(в часах)



Формы текущего контроля успеваемости

Формируемые

компетенции (код)


Всего ком-петенций

Л.

Пр.

Сам.

раб.


ПК-1

ПК-18

ПК-20

3

Семестр 3

1.

Раздел 1

Аппарат издания



1-9

9

16

22







+

+

2

1.1.

Тема 1

Выходные сведения



1-2

2

4

4

Опрос




+




1

1.2.

Тема 2

Библиографический поиск



3

2

2

4

Опрос




+




1

1.3.

Тема 3

Библиографическое описание



4-5

2

4

4

Составление библиографи-

ческого описания






+




1

1.4.

Тема 4

Библиографические ссылки и списки



6-7

2

4

4

Контрольная работа




+




1

1.5.

Тема 5

Аннотирование, реферирование, обзоры



8-9

1

2

6

Составление аннотации, реферата




+

+

2

2.

Раздел 2

Редактирование текстов



9-17

7

18

32




+




+

2

2.1.

Тема 1

Виды редакторской правки



9

1

2

4

Рубежный контроль

+




+

2

2.2.

Тема 2

Методика и техника правки



10-11

1

4

6

Редактирова-ние текста







+

1

2.3.

Тема 3

Логические основы редактирования



11-12

1

2

4

Опрос

+




+

2

2.4.

Тема 4

Анализ и редактирование фактического материала



13

1

2

4

Опрос







+

1

2.5.

Тема 5

Редактирование таблиц и иллюстраций



13-14

-

2

4

Опрос







+

1

2.6.

Тема 6

Стилистическая правка



14-16

2

4

6

Контрольная работа

+




+

2

2.7.

Тема 7

Рубрикация текста



16-17

1

2

4

Рубежный контроль

+




+

2

Форма промежуточной аттестации – зачет




Всего часов




16

34

54

4














5. Содержание дисциплины

5.1. Темы и их аннотации

Тема «Выходные сведения» (10 часов).

Выходные сведения. Назначение, состав выходных сведений и общие требования к ним. Место и последовательность выходных сведений. Выходные данные на титульном листе. Надзаголовочные данные. Подзаголовочные данные. Выходные данные. Однотомные, многотомные и продолжающиеся книжные издания. Особенности состава, последовательность и место выходных сведений в многотомных изданиях. Особенности состава, последовательность и место выходных сведений в продолжающихся изданиях. Состав выходных сведений на обороте титульного листа. Переносимые и постоянные выходные сведения, их состав и последовательность. Классификационные индексы УДК и ББК. Международный стандартный номер книги (ISBN). Авторский знак. Макет аннотированной каталожной карточки. Состав, схема, размер, место и исполнение макета карточки. Выходные сведения на концевой полосе.



Тема «Библиографический поиск» (8 часов)

Классификация библиографического поиска по наиболее существенным его характеристикам: целевое и читательское назначение, предмет (содержание), метод, жанр или вид издания, время, пространство, полнота, интенсивность и т.д. Основные методы библиографического поиска: интуитивный, «рецептурный» (типологический), «сплошной»и «выборочный», индуктивный и дедуктивный, поиск по библиографическим ссылкам путем восхождения от абстрактного к конкретному и др. Основные этапы библиографического поиска: определение задачи, разработка программы ее решения, реализация программы, представление результатов. Использование в практике библиографического поиска современных автоматизированных информационно-поисковых систем.



Тема «Библиографическое описание» (10 часов)

Библиографическое описание. ГОСТ 7.1.-2003. Назначение и состав библиографического аппарата. Библиографические ссылки, списки, описание и запись. Элементы и области библиографического описания. Обязательные и факультативные элементы. Виды библиографического описания и их выбор: краткое, расширенное, полное, сводное, аналитическое, объединенное. Особенности языка, орфографии, пунктуации, графики библиографических описаний. Пунктуационные и разделительные знаки. Библиографическое описание многотомных изданий. Сводное описание, его области и элементы. Условные разделительные знаки. Описание отдельного тома многотомного издания: под общим заглавием многотомного издания по типу сводного, по типу описания однотомного издания. Описание отдельного тома под частным заглавием тома. Библиографическое описание составных частей издания. Структура, схема, условные разделительные знаки. Аналитическое описание в библиографической ссылке и библиографическом списке.



Тема «Библиографические ссылки и списки» (10 часов)

ГОСТ 2008. Отличия от общих правил описания, допустимые в библиографических ссылках. Виды ссылок и правила их оформления: Цит. по:… См.; См., например; См. также; См. об этом; Ср… Употребление и оформление внутритекстовых библиографических ссылок. Подстрочные библиографические ссылки. Область применения и состав. Оформление, нумерация и размещение. Знаки сноски и их место в основном тексте. Затекстовые библиографические ссылки. Область применения и состав. Системы построения перечня затекстовых ссылок. Заголовок перечня ссылок. Обратная связь затекстовых ссылок с основным текстом. Сокращение повторных ссылок. Комбинирование подстрочных и внутритекстовых ссылок, условных сокращений и внутритекстовых ссылок. Прикнижные и пристатейные библиографические списки. Виды построения списков и их выбор. Алфавитный, хронологический, тематический и др. виды списков. Приемы сокращения описаний при повторении элементов в записях, непосредственно следующих одна за другой. Заголовок списка. Аппарат прикнижного библиографического указателя.



Тема «Аннотирование, реферирование, обзоры» (9 часов)

Аннотирование как способ идентификации содержания, определения основной или интересующей данного читателя проблематики издания (документа). Виды аннотаций и особенности их составления. Объем, содержание, структура и литературная форма аннотации в зависимости от типа аннотируемого первоисточника и составляемого библиографического пособия. Реферирование как способ отражения новой, ценной и полезной информации, содержащейся в данном издании (документе). Виды рефератов и особенности составления. Объем, содержание, структура и литературная форма реферата в зависимости от типа реферируемого первоисточника и составляемого библиографического пособия. Обозрение (составление обзора) как способ получения информации о состоянии, основных тенденциях развития и возможных путях решения данной проблемы на основе логической (мыслительной) переработки содержания определенного множества изданий и документов. Виды библиографических обзоров, основные этапы и требования к их составлению. Особенности структуры и литературного оформления.



Тема «Виды редакторской правки» (7 часов)

Виды редакторской правки в зависимости от задач редакционной обработки текста. Условность границы между возможными видами правки. Правка-вычитка как самостоятельный вид корректирования. Цель правки-вычитки - подготовка оригинала к набору. Методика проведения правки-вычитки. Правка-вычитка при издании официальных документов. Необходимость обострения внимания при вычитке заглавий и различных шрифтовых выделений в газетной полосе. Правка-сокращение. Цель правки - уменьшение объема текста до определенного, строго установленного количества знаков. Методика проведения правки-сокращения, сокращение текста частями, внутритекстовые сокращения, при которых производится сокращение внутри текста или абзаца. Правка-переделка как вид, применяющийся при подготовке к печати рукописей автора, слабо владеющих литературными навыками. Правка-обработка как основной вид правки, включающий в себя элементы правки-вычитки, правки-сокращения и правки-переделки. Необходимые условия проведения правки-обработки. Задачи редактора при проведении правки-обработки: проверка и уточнение фактов, сообщаемых автором, исправление ошибок в композиции. Повышение литературных достоинств в рукописи, языковая правка - как основные задачи правки-обработки.



Тема «Методика и техника правки» (11 часов)

Знаки редакторской правки. ГОСТ 7.62-2008: область применения, общие положения, правила применения корректурных знаков, классификация знаков, начертание и назначение корректурных знаков. Технические правила набора (переносы, знаки и цифры, сокращения, цитаты). Оформление элементов текста. Оформление издательского оригинала. Необходимость строго соблюдения редакционно-издательской техники. Отличие редакторской правки от корректорской. Основные условия и задачи редакторской правки. Работа над текстом с целью освоения техники редакторской правки.



Тема «Логические основы редактирования» (7 часов)

Единицы логического анализа текста. Формы смысловой организации текста при соблюдении таких требований логики, как точность, определенность, непротиворечивость, обоснованность. Логические ошибки, связанные с нарушением законов логики: закона тождества, закона противоречия, закона исключенного третьего. Нарушение закона тождества: подмена понятия или тезиса в процессе рассуждения, нагромождение различных по содержанию мыслей в единые тексты. Соблюдение требований закона противоречия и закона исключенного третьего в практике редактирования: последовательность и непротиворечивость в изложении, четкие и обозначенные ответы на поставленные в тексте вопросы. Смысловые ошибки, возникающие вследствие нарушения логики изложения: отклонения от заданной темы, неопределенности изложения, противоречия.



Тема «Анализ и редактирование фактического материала» (7 часов)

Выбор факторов, их проверка и осмысление. Основные методологические принципы отбора фактов и их оценки. Работа редактора над систематизацией факторов с целью помочь читателю понять их взаимосвязь и сделать определенные выводы. Приемы и правила цитирования. Техника сверки цитат с первоисточником. Оформление ссылок на источники.

Принципы единообразия и написания имен, фамилий, дат, географических названия, наименования и терминов.

Тема «Редактирование таблиц и иллюстраций» (6 часов)

Основные элементы таблицы и их расположение. Рекомендации, которые необходимо учитывать при составлении, оформлении и редактировании таблиц. Типичные ошибки при составлении таблиц. Выводы как форма подача цифрового материала. Иллюстрации в научно-технической литературе. Иллюстрации в документах. Нумерация иллюстраций.



Тема «Стилистическая правка» (12 часов)

Техника стилистической правки. Значение грамматических норм и рекомендаций как основы правки языка и стиля рукописи. Текст рукописи как единое целое. Отношение редактора к стилю автора. Соответствие фразы общему стилю рукописи. Точность словоупотребления. Наиболее распространенные ошибки в текстах разных стилей: неправильный выбор синонимов, смешение паронимов, злоупотребление иностранными словами и т.д. Принцип целесообразности и умеренности использования языковых единиц.



Тема «Рубрикация текста» (7 часов)

Осмысление редактором текста как единого целого, составление плана, установление саморазмеренности отдельных частей. Проверка избранной автором последовательности изложения. Введение рубрикации для более четкого членения текста. Проверка и установление редактором правильности разделения теста на абзацы. Задачи редактора по устранению погрешностей и штампов в композиционном построении текста.


5.2. Планы практических занятий

Краткое описание подходов к организации семинарских занятий:

Студенты приобретают навыки составления библиографических описаний, списков и обзоров, а также навыки редактирования текстов разных стилей и жанров. При проведении занятий используются словари и справочники русского литературного языка, нормативные документы (ГОСТ). Занятия проходят как в традиционной, так и в интерактивной форме.

Тема «Выходные сведения» (4 часа)

Практическое занятие №1

Перечень вопросов, заданий, выносимых на семинарское занятие:



  1. Обсуждение следующих вопросов:

  • Назначение, состав выходных сведений и общие требования к ним. Место и последовательность выходных сведений.

  • Выходные данные на титульном листе. Надзаголовочные данные. Состав и последовательность надзаголовочных данных.

  • Выходные данные.

  • Состав выходных сведений на обороте титульного листа.

  1. Анализ издания с точки зрения представления выходных сведений на титульном листе и его обороте (вывод о соответствии/не соответствии издания ГОСТУ).

Литература:

  1. ГОСТ Р 7. 04-2006. Национальный стандарт Российской Федерации. Издания. Выходные сведения. Общие требования и правила оформления : дата введения - 2007-01-01 // Библиография. - 2006. - № 6. - С. 44-60. - Прилож.: Образцы оформления выходных сведений.

  2. ГОСТ 7. 83-2001. Электронные издания. Основные виды и выходные сведения : Межгос. стандарт СИБИД: Извлечение// Официальные документы в образовании. - 2003. - № 7. - С. 78-84. - Прил. к письму Минобразования России от 21. 01. 2003 N 43-52-06/12.

  3. Калинин, С.Ю. Новый стандарт на выходные сведения издания // Библиография. - 2005. - № 2. - 46-51. - Ил.: 1 фот.

  4. Калинин, С. Ю. Новое в оформлении выходных сведений изданий // Библиография. - 2006. - № 6. - С. 37-43. - Библиогр. в сносках. - Ил.: 1 фот.

  5. Мильчин, А.Э. Издательский словарь-справочник / А.Э. Мильчин. - 2-е изд.,испр.и доп. - М. : ОЛМА-Пресс, 2003. - 558,[1]с. ; 60х90/16. - Библиогр.:с.530-533. - Систем.указ.ст.:534-558. - ISBN 5-224-04560-6.

  6. Сухоруков, К.М. Правильная книга // Библиография. - 2004. - № 1. - 102-104. - Рец. на кн.: Калинин С. Ю. Как правильно оформить выходные сведения издания: Пособие для издателя.-3-е изд., перераб. и доп.-М.: Экономистъ, 2003.-219 [4] с.: ил.- (Книжное дело) .

Практическое занятие №2

Перечень вопросов, заданий, выносимых на семинарское занятие:



  1. Обсуждение следующих вопросов:

  • Классификационные индексы УДК и ББК.

  • Международный стандартный номер книги (ISBN). Авторский знак.

  • Макет аннотированной каталожной карточки (МАКК). Состав, схема, размер, место и исполнение макета карточки.

  • Выходные сведения на концевой полосе. Состав, последовательность предвыпускных данных.

  1. Анализ изданий с точки зрения представления выходных сведений на концевой полосе, исполнения МАКК (не менее 5-ти изданий).

Литература:

  1. ГОСТ Р 7. 04-2006. Национальный стандарт Российской Федерации. Издания. Выходные сведения. Общие требования и правила оформления : дата введения - 2007-01-01 // Библиография. - 2006. - № 6. - С. 44-60. - Прилож.: Образцы оформления выходных сведений.

  2. Мильчин, А.Э. Издательский словарь-справочник / А.Э. Мильчин. - 2-е изд.,испр.и доп. - М. : ОЛМА-Пресс, 2003. - 558,[1]с. ; 60х90/16. - Библиогр.:с.530-533. - Систем.указ.ст.:534-558. - ISBN 5-224-04560-6.

  3. Сухоруков, К.М. Правильная книга // Библиография. - 2004. - № 1. - 102-104. - Рец. на кн.: Калинин С. Ю. Как правильно оформить выходные сведения издания: Пособие для издателя.-3-е изд., перераб. и доп.-М.: Экономистъ, 2003.-219 [4] с.: ил.- (Книжное дело) .

  4. Энциклопедия книжного дела / Ю.Ф. Майсурадзе, А.Э. Мильчин, Э.П. Гаврилов [и др.]. - М. : Юрист, 1998. - 535с. : ил.,табл. ; 60х90/16. - (Кн.дело). - Библиогр.:с.522-528. - Авт.указ.на обороте тит.л. - ISBN 5-7975-0037-Х.


следующая страница >>
Смотрите также:
Рабочая программа дисциплины библиография и редактирование текстов направление подготовки
637.2kb.
3 стр.
Рабочая программа дисциплины Информационные технологии в менеджменте Направление подготовки
572.63kb.
6 стр.
Рабочая программа дисциплины математика Направление подготовки 050400. 62 Психолого-педагогическое образование Профиль подготовки
160.93kb.
1 стр.
Рабочая программа дисциплины программирование на языке C# Направление (специальность) подготовки
97.36kb.
1 стр.
Рабочая программа дисциплины Государственное и муниципальное управление Направление подготовки 080200 Менеджмент
273.23kb.
1 стр.
Рабочая программа дисциплины теория вероятностей и математическая статистика Направление подготовки
216.1kb.
1 стр.
Рабочая программа по дисциплине «Физическая культура» Направление подготовки
560.36kb.
3 стр.
Рабочая программа дисциплины (модуля) правоведение направление подготовки: Информационная безопасность Профиль подготовки
1525.79kb.
12 стр.
Рабочая программа дисциплины вспомогательные исторические дисциплины направление подготовки История Степень выпускника бакалавр
337.5kb.
1 стр.
Рабочая программа дисциплины Управление разработкой и внедрением нового продукта Направление подготовки 080200 «менеджмент»
1364.01kb.
8 стр.
Рабочая программа дисциплины Теория элит и бюрократии Направление подготовки 040100 Социология Профиль подготовки Общий
118.69kb.
1 стр.
Рабочая программа дисциплины «радиотехнические цепи и сигналы» Направление подготовки специалиста
235.93kb.
1 стр.