Главная
страница 1
Ирина Курис
Символика танца Шивы

(Доклад, прочитанный на III конференции « Многообразие проявления символов в мировой культуре и традициях. Трансперсональный аспект»).


В названии представляемой темы практически каждое слово имеет свое символическое значение.
Слово «символ» интерпретируется обычно как закрытая информация, представленная определенным образом.

Слово «танец», помимо того, что это вид искусства, это двигательное действие, представляющее собой определенную последовательность движений, выполняемых в пространстве и подчиняющихся определенным законам, описанным в XVIII веке знаменитым французским балетмейстером Ш.Новерром.

Для большинства людей танец – это, прежде всего, движение. о кто сказал, что в движении нет символики?) С этой точки зрения он представляет собой совокупность поз, жестов и телодвижений, выполняемых последовательно, в определенном ритме и темпе и подчиненных целостному образу композиционного рисунка. Здесь присутствуют выстраивание формы и объёма, взаимодействие рисунка тела и его частей с рисунком – линией собственно танца (поскольку он всегда ограничен пространством).

Но танец – это еще и символ, своего рода метафора жизни, которую мы протанцовываем с большим или меньшим успехом.

Когда речь идет о танце Шивы, на ум сразу приходит расхожая фраза – «Космос – театр Шивы»… Но, несмотря на свою расхожесть, она очень точно отражает его символическую суть, не ограничиваясь при этом только символическим содержанием движений и поз, хотя это – совершенно особый мир. Речь идет о танце как метафоре жизни, то есть жизни на разных уровнях бытия – проявленном, не проявленном, виртуальном…, на множестве планов Космоса как бескрайнего пространства. Шива – в индийской традиции – символ Абсолюта, разрушитель старого, изжившего себя, невежества; создатель нового. В индийской божественной триаде Он занимает, пожалуй, главенствующее положение. Шива является также Учителем йоги в образе Дакшнамурти и Учителем танца – Ната Радж.

Отталкиваясь от представления о космическом танце Шивы, попробуем рассмотреть его с разных сторон, опираясь на понятия, представленные в названии.

Один из исследователей символа А. Шнейдер писал:

«Символ – есть идеологическая манифестация мистического ритма творения. Степень истинности, приписываемая символу, является выражением того почтения, какое человек способен уделить этому мистическому ритуалу».
Говоря о танце как метафоре, мы можем предположить, что, зная и выполняя законы движения, мы можем фактически сами строить свою жизнь как танец. И от этого зависит, какой будет наша жизнь. А те ценностные ориентации, которых мы придерживаемся, безусловно, будут отражены в танце нашей жизни.
Для того, чтобы правильно понимать эти ценности, есть смысл остановиться на законах композиции, на которые опирается, в том числе и танец. Ведь наша жизнь – это тот же спектакль… И он как театральное действо всегда был синтетическим, а как двигательное действие опирается на рисунок, или графический символ. Причем, здесь так же и в спектакле жизни присутствует несколько уровней: рисунок тела и его отдельных частей, рисунок движения тела в пространстве, ритмический рисунок, энергетический и др.
Законы движения, музыки, пения и декламации были записаны в Натья Шастрах, которую называют 5-й Ведой. Упоминания о ней относятся к III тысячелетию до н.э. Законы искусства танца были записаны в XVIII в. Ш. Новерром. Их сравнение и анализ позволяют выявить общие закономерности, касающиеся танца в целом и движения в частности. Прежде всего, оно должно радовать глаз совершенством исполнения и красотой линий.

Понятие Красоты как проявления божественного начала для нас очень важно. Каждый человек стремится к красоте. Вопрос в том, что за этим стоит.

Если обратится к движению, красивое движение – это грамотное движение, которое самим фактом выполнения формирует пространство. В зависимости от необходимости, мы можем использовать разнообразный инструментарий:


  • Собственно движение

  • Рисунок тела и его частей

  • Пространственный рисунок

  • Соответствующую музыку

А так же: намерение как результат и собственно процесс для достижения заданного результата.
Нетрудно увидеть, что из перечисленных движений, как инструментов можно выделить несколько видов:

  1. Упражнения, которые непосредственно относятся к двигательным действиям.

  2. Ментальные, которые являются продуктом психической деятельности.

  3. Упражнения, которые представляют собой совокупность ментальной и двигательной деятельности.

Два последних характерны для индийского классического танца, в частности храмового, к которому, безусловно, относится танец Шивы. Наличие психической (ментальной) составляющей отличает этот танец от западного и в полной мере отражает отличия между западной и восточной ментальностью.

Существует известная поговорка» «Жизнь прожить, не поле перейти». В этом контексте символику танца Шивы можно рассматривать как инструмент, который помогает перейти это поле с наименьшей потерями, не нарушая структуры и целостности пространства. Возвращаясь непосредственно к символике, мы имеем возможность рассмотреть исследуемую проблему с разных сторон: по вертикали и горизонтали, каждая из которых самоценна.

Вертикаль включает в себя:


  • Смысловое значение собственно движения, куда, помимо движения входит символика хаст, мудр и рисунка.

  • Символика поз Шивы, главной из которых является Шива Ната Радж.

Горизонталь включает в себя:

  • Энергетический аспект движения.

  • Энергетический аспект рисунка движения.

  • Философию танца

  • Эзотерические уровни движения и рисунка

  • Трансперсональный уровень танца Шивы.

Существует 8 классических положений Шива-мудры, в которых меняется положение рук и ног. Однако Шива Ната-Радж, который переводится как Царь танца – самое известное (рис.3).

Известный исследователь искусства Капилла Ватсьяяна писал: - «…вся поза как бы излучает энергию, которая в данный момент времени заключена именно в этой позиции, как в пружине, готовой в любой момент раскрыться. Покой и готовность к активному движению, соединение мужской и женской энергии … Эта поза отражает всю суть йоги – единение энергий их гармония, с одной стороны, и готовность к новому движению и новой трансформации, с другой и этот процесс бесконечен. Язык танца может быть очень условен. Он настолько тонко разработан, что любые его оттенки могут быть выражены жестами, движениями ног, положениями туловища, имеющими определенное значение …».

Рис.1 Рис.2 Рис.3 Рис.4

Рис.1-4. Основные изображения танцующего Шивы

Каждая составляющая: собственно движения, ритмические и графические построения – несут в себе определенный знак или символ. Имеет значение любая деталь: макияж, одежда и т.д., а так же построение самого танцевального действия, выполняемых в строго определенной последовательности, зафиксированной в Натья-Шастрах.

Шива – образ очень неоднозначный. В индийской традиции – это один из самых могущественных богов из великой триады – Шива – Брахма – Вишну – Шива – разрушитель и созидатель. Он – Учитель йоги и Царь Танца. Именно поэтому, мы можем говорить о нескольких ступенях символической интерпретации.

Имя Шивы связано со множеством других божеств, которые представляют собой его различные ипостаси.



Основные изображения Шивы и его женских и мужских ипостасей

Рис.5. Шиваками Рис.6. Дурга Рис.7. Ардханаришара.


Шиваками (Рис.5) - знаменитая супруга Шивы. Она же Шакти и Парвати. В древней Индии любой предмет красоты рассматривался как проявление божественного начала. Красота - это вечность. Красота и Истина - всемогущее прояв­ление Универсума на самых разных уровнях материи. Божественный танец - это проявление Шивы-Шакти.

Дурга (Рис.6) - это одна из самых грозных богинь индийского пантеона – в переводе обозначает «труднодостижимая». Она так же рассматривается как одна из ипостасей Шива-Шакти. Её тело соткано из энергии света главных богов – Шивы и Вишну. Она страшна в своём гневе и милостива к тем, кто ей поклоняется. В тантрийской традиции Дурга – богиня мудрости, которая борется против невежества, лености и слабости духа. Обычно, Дургу изображают с 10-18 руками, как женщину-воина. Она восседает на льве или тигре.

Ардханаришара (Рис.7). Скульптура, изображающая 3-х-рукого Шиву. Правая задняя рука держит трезубец – символ его власти. Эта скульптурное изображение показывает Шиву как божественную Сущность. Одна его сторона представленная в мужском облике, а другая – в женском - являют миру свою трансцендентность.

Шива Чатура Тандава (рис.8) - еще одно известное изображение Шивы. Здесь более подробно можно рассмотреть его руки. В отличие от Натараджа - Учителя танца, Чатура покоится на гноме, символизирующем невежество, обеими ногами. В этой скульптуре он предстает великим Шивой Дакшнамурти - Учителем йоги. Разрушая, он создает новый мир.

Бхикшатана (Рис.9.) – одно из многочисленных имен Шивы. В этой скульптуре каждая рука сложена в хасту – фиксированное положение пальцев. Позиции передних правой и левой рук означают соответственно сосредоточение и созерцание. Левая задняя – силу и концентрацию. Задняя правая держит барабанчик, как символ ритма, являющегося первоосновой Вселенной.

Рис.8. Шива Чатура Тандава Рис.9. Бхикшатана



Танец Шивы – глубоко сакрален. Эффект его удивителен, необычен, непредсказуем. Он преобразует человека, раскры-вает перед ним новые горизонты. Он доставляет радость. Радость самого состояния, которое исцеляет душу и тело, радость движения, радость творчества. Это особый глубинный многоступенчатый личностный опыт, в котором именно танец как метафорический образ играет роль Начала.

Трансперсональный опыт танца Шивы можно рассматривать с нескольких позиций:

1) как сакральное действие, переходящее в спонтанное движение;

2) как процесс и как результат (это касается самого исполнителя);

3) как взаимодействие с пространством и, соответственно, его воздействие на людей: как исполнителей, так и возможных зрителей.

Таким образом, его можно рассматривать как одну из форм взаимодействия с энергией окружающего пространства, инструментом которого служат хасты и мудры (рис.10). (В индийском пантеоне им покровительствовала богиня мудрости Сарасвати – супруга бога Брахмы (рис.11), Творца Вселенной), которые, в свою очередь, являются своеобразными графемами.

.

.

Рис.10. Скульптура танцовщицы Рис.11. Богиня Сарасвати

Танец Шивы с полным правом можно отнести к трансперсональной психотелесной практике (ПТП). ПТП – это особый вид двигательной деятельности, в которой в равной степени представлены собственно двигательная или телесная и психическая деятельность. Эти практики под другими названиями известны с древних времен. Все восточные виды единоборств, различные направления йоги: хатха-, кундалини-, тантра-йога, в которых присутствует работа с телом, можно отнести к психотелесной практике. Сюда же входят храмовые танцы, динамические медитации, внутренние практики системы У-Шу, танцы суфиев, а также современные направления, в том числе, Йога-Данс или биоэнергопластика.

Основополагающее значение в психотелесных практиках имеет работа с символами (рис.12-14). Они являются:


  • Объектами концентрации внимания в ментальной практике

  • Основой построения двигательных действий в психофизических упражнениях, том числе, Йога-Данс.

  • Cимволом, как образом, являющимся отправной точкой танца, что особенно проявлено в танце Шивы.

Для различных культур характерны свои символы. Танец Шивы – это тантрическая практика, это трансперсональный опыт, который априори предполагает и состояние расширенного сознания, и одновременно чувство устойчивости в пространстве – как проявленном, так и в не проявленном. В танце Шивы вся философия Мироздания.

В трансперсональных психотелесных практиках работа с символами – это:



- выход на архетипы

- выход на глубинное бесссознательное

- выход в информационные структуры

Одним из символов этого состояния является знаменитый крест Шивы (рис.14).


рис.12. Мандала рис.13. Чакра рис.14. Крест Шивы

Особая роль в танце Шивы, как Танце Мироздания принадлежит рисунку танца. При этом она не ограничивается только рисунком движения тела в пространстве. Сюда включается рисунок хаст, поз, отличающихся особой выразительностью и чистотой линии, многогранность отдельных позиций ног рук, рисунок движения глаз и т.д. Линия, которая выступает как самостоятельный инструмент, несет свою, особую информационную нагрузку, и при этом она рисует пространство, создавая другой мир, формируя другое восприятие, то есть, то самое расширенное состояние сознания, которое характерно для трансперсональной практики. И в этом контексте уже не имеет значение, к какой традиции относится то или иное движение. Оно выходит за рамки национальных ограничений. Танец в полной смысле слова становится божественным языком, а исполнитель – своеобразным посредником между Богом и зрителями. Достаточно посмотреть на основные графические символы, которые характерны не только для Танца Шивы, но и относятся к универсальным символам Вселенной (рис.15).


«Прямой крест» символизирует силу и защиту;

«Андреевский крест» - гармонию между мужским и женским

началом и защиту, исходящую из чувства гармонии

«Треугольник» – символ равновесия.


Рис.15. Графические символы в ПТП
Основные рисунки танца Шивы (рис.16) – это универсальные графические символы, широко известные во всех мировых культурах. Анализ позволил выделить из громадного числа шесть главных: круг и его производные, треугольник, крест прямой, крест косой, прямая линия. Они непосредственно связанны как с энергетическими центрами, так и с их психо-эмоциональным воздействием. Так, например, один из самых «рабочих» рисунков - «круг» - символизирует красоту и силу, исходящую из чувства единения. Ощущение силы исходит также из осознания силы Солнца, силы Земли и т.д. «Треугольник» - символ баланса и гармонии; «Восьмерка» - символ бесконечности и т.д.

Рисование этих символов в процессе выполнения даже самого простого движения оказывает эффект и на человека, и на окружающее пространство. Это особенно ярко выражено в танце Шивы, а так же в асанах практики йоги. Легенда приписывает их создание самому Шиве, как Великому Учителю – Шиве – Дакшнамурти.




Рис.16. Графические (универсальные) символы используемые в Танце Шивы

­­ Танец Шивы – тантрическая практика. Тантра – это путь постижения жизни. Без понимания взаимодействия составляющих энергий, невозможно прийти к постижению себя, а значит и Жизни. В этом танце происходит взаимодействие энергий нескольких типов: энергия движения, энергия намерения, энергия рисунка и др. И все эти энергии нужно рассматривать и в танце как таковом и в танце как метафоре.



Символика энергетических центров





Рис.17. Основные хасты для работы с энергетическими центрами
Каждый центр – это свой мир, со свойственными только ему характеристиками – психическими, физиологическими, принадлежностью к Протостихии и т.д. Центры объединяют чакры, каждая из которых – символ – графический, цветовой, звуковой, имеющий свой образ, животное и т.д. При этом каждая чакра имеет мужскую и женскую божественную ипостась, и соответственно, хасты, мантры и биджу-мантры, биджу-янтры и т.д. Каждому центру соответствуют определенные положения рук. (А на руке представлены все чакры) (рис.18). Они же являются атрибутами Божеств. И все это передается в танце, и в этом проявляется множественность Абсолюта во Вселенной.



Рис.18. Распределение чакр на ладони

ХАСТЫ И МУДРЫ ТАНЦА ШИВЫ


Рис.19. Основные хасты для работы с энергетической системой человека
Мандалы как метафорические символы

Рис. 20. Мандалы как метафорические символы



Мандала (санскр.) – мистический круг, колесо) представляют собой соединение простых геометрических фигур. В танце Шивы они являются одним из очень мощных инструментов взаимодействия с пространством.

Рис.21 Положения ног в мужском танце


Эти позы в совокупности с хастами отражают различные состояния, настроение, а так же энергетическую характеристику движения, присущую Шиве, как великому тантрику, управляющему мужскими и женскими энергиями, познающему и созидающему мир в танце (рис.21).

Основные позиции туловища, ног и рук



Рис.22. Основные позиции туловища, ног и рук

Эти рисунки настолько выразительны, что не требуют специального объяснения. Заметим только, что в положениях ног, туловища и рук четко просматриваются линии, которые и формируют особое пространство, присущее танцу Шивы. Они же нередко являются асанами йоги. Поэтому знаменитые Учителя танца нередко называю его йогой (рис.23-29).

Базовые рисунки для движения рук в пространстве



Рис.23. Основные хасты для красоты танца и графика движения рук в пространстве

Танец Шивы – танец в асанах

Рис.24. Позы тела в различных исходных положениях

Базовые позы йоги для танца Шивы

Практика йоги как основа тантрического танца (рис. 25-29)


Рис. 25 Рис. 26 Рис. 27


растягивания перевернутые позы

Рис.28. Серия упражнений для гибкости Рис.29. Перевернутые позы

О каждой позе можно говорить отдельно, но везде присутствует идея о необходимости подготовки тела к космическому танцу. Отсутствие подготовки не позволит его исполнить так как этого требует сама жизнь. Другими словами, она может пойти совсем не тем путем, и человек не будет счастлиы, не будет способен осознать всю полноту и ценность жизни.
Космический танец Шивы

Рис.30. Танец создания мира


Символ – это тайный знак. «Сила соприкосновения с тайной в том, что она несет в себе моральное начало». В.В. Налимов
Танец Шивы - это Великая Тайна. Разгадывая эту тайну, мы познаем жизнь, и проживаем её, стараясь постичь великую тайну Бытия.
Март-апрель 2011-

Санкт-Петербург


Смотрите также:
Доклад, прочитанный на III конференции «Многообразие проявления символов в мировой культуре и традициях. Трансперсональный аспект»
123.63kb.
1 стр.
Владимир Майков Трансперсональный проект: психология, антропология, духовные традиции Том I. Мировой трансперсональный проект
4510.59kb.
29 стр.
Познавательный аспект: познакомить учащихся с наследием мировой культуры. Развивающий аспект
104.67kb.
1 стр.
Саулюс Дагис вайшнавы в межрелигиозном диалоге
234.81kb.
1 стр.
Современная православная архитектура как продолжение исторических традиций православного зодчества
231.95kb.
1 стр.
Пояснительная записка статус документа
195.1kb.
1 стр.
I. Модель вариантов Реальность имеет бесконечное многообразие форм проявления
166.24kb.
1 стр.
Владимир Козлов Владимир Майков Трансперсональный проект: психология, антропология, духовные традиции Том II. Российский трансперсональный проект Москва, 2007
5650.51kb.
32 стр.
Доклад директора департамента по культуре администрации области В. И. Трубина на Совете по культуре и искусству при Губернаторе области «Об итогах работы отрасли в 2012 году и задачах по обеспечению эффективного развития сферы культуры и искусства
163.73kb.
1 стр.
Доклад на III отчетно-выборной конференции маморс город Москва 29 ноября 2009 г
117.77kb.
1 стр.
Доклад (в сокращении), А. Б. Аликбаева, прочитанный
64.01kb.
1 стр.
Ность на железнодорожном транспорте: правовой аспект Часть I понятие терроризма и особенности его проявления в современной россии москва-2005 ббк 67. 408
1517.84kb.
8 стр.