Главная
страница 1
Министерство образования и науки РФ

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Самарский государственный университет»

Социологический факультет



УТВЕРЖДАЮ





Проректор по научной работе




________________А.Ф. Крутов




«____»_______________ 2011 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ



«Методология и методы исследований культуры»

(ОД.А.04; цикл ОД.А.00 «Специальные дисциплины отрасли науки и научной специальности»

основной образовательной программы подготовки аспиранта

по отрасли 24.00.00 – Культурология,

специальность 24.00.01 – Теория и история культуры)

Самара 2011

Рабочая программа составлена на основании паспорта научной специальности 24.00.01 – Теория и история культуры, в соответствии с Программой-минимум кандидатского экзамена по специальности 24.00.01 «Теория и история культуры» по философским наукам, утвержденной приказом Министерства образования и науки РФ № 274 от 08.10.2007 г., и учебным планом СамГУ по основной образовательной программе аспирантской подготовки.
Составители рабочей программы: Мачнев Виктор Яковлевич, профессор, кандидат исторических наук; Левитская Ирина Виленовна, доцент, кандидат философских наук.

Рабочая программа утверждена на заседании ученого совета социологического факультета

протокол № 1 от 08.09.2011 г.

Декан социологического факультета


«___»____________2011 г. ____________ В.Я. Мачнев

(подпись)



1. Цели и задачи дисциплины, ее место в системе подготовки аспиранта, требования к уровню освоения содержания дисциплины
1.1. Цели и задачи изучения дисциплины

Цель изучения дисциплины – формирование у аспирантов углубленных профессиональных знаний по истории методологии и методах исследований культуры.

Задачи дисциплины:

– сформировать представление о ведущих методологиях изучения культуры;

– сформировать представление об основных теоретических и эмпирических методах изучения культуры;

– сформировать представление об особенностях методологического и теоретического анализа основных направлений развития теории культуры;

– сформировать представление о ведущих методологических подходах к постижению культуры, об основных проблемах и концептуальных дискуссиях в рамках культурологических исследований;


  • подготовить аспирантов к применению полученных знаний при осуществлении конкретных культурологических исследований.


1.2. Требования к уровню подготовки аспиранта, завершившего изучение данной дисциплины

Аспиранты, завершившие изучение данной дисциплины, должны:



  • иметь представление: о содержании основных подходов к изучению культуры,

  • категориальный аппарат дисциплины; об основных проблемах и концептуальных дискуссиях в области методологии изучения культуры;

  • знать: содержание ведущих теоретических подходов и методологических стратегий в области анализа культуры;

  • уметь: критически анализировать различные культурологические подходы, их продуктивность и границы применения; выявлять методологические основания культурологических исследований; излагать в устной и письменной форме результаты своего исследования и аргументировано отстаивать свою точку


1.3.Связь с предшествующими дисциплинами

Курс предполагает наличие у аспирантов знаний по истории отечественной и зарубежной культуры от древнейших времен по начало ХХI века, философии, теории и социологии культуры в объеме высшего профессионального образования, а также знаний по курсу ОД.А.04 «Теория культуры» основной образовательной программы подготовки аспиранта.


1.4.Связь с последующими дисциплинами

Знания и навыки, полученные аспирантами при изучении данного курса, необходимы при подготовке и написании диссертации по специальности 24.00.01 – Теория и история культуры.


2. Содержание дисциплины

2.1. Объем дисциплины и виды учебной работы (в часах и зачетных единицах)

Форма обучения (вид отчетности)



2 год аспирантуры; вид отчетности – зачет.

Вид учебной работы


Объем часов / зачетных единиц

Трудоемкость изучения дисциплины


72 / 2

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

4

в том числе:




лекции

2

семинары

0

практические занятия

2

Самостоятельная работа аспиранта (всего)

68

в том числе:




Подготовка к практическим занятиям

2

Подготовка реферата

0

Подготовка эссе

0

Изучение тем, вынесенных на самостоятельную проработку

66

2.2. Разделы дисциплины и виды занятий



п/п

Название раздела
дисциплины


Объем часов / зачетных единиц

лекции

семинары

практические занятия

самостоят. работа




Раздел 1. Методологические основания изучения культуры

2

0

2

38

1

Культура как специфический объект исследования

2

0

0

4

2

Уровни познания культуры

0

0

0

4

3

Сциентистский и гуманитарный подходы к изучению культуры

2

0

0

4

4

Антропологический подход к изучению культуры

0

0

0

4

5

Символическая философия культуры и ее методология

0

0

0

4

6

Основания функционального подхода к изучению культуры

0

0

0

4

7

Психологические концепции культуры

0

0

0

4

8

Применение структуралистского и поструктуралистского подхода к изучению современной культуры

0

0

2

6

9

Применение синергетического подхода к анализу культуры

0

0

0

4




Раздел 2. Методы культурологических исследований

0

0

0

28

10

Эмпирические и теоретические методы изучения культуры

0

0

0

4

11

Применение исторического в культурологическом исследовании

0

0

0

4

10

Генетический, реконструктивный методы и метод моделирования в исследовании культуры

0

0

0

4

11

Системный метод в исследовании культуры

0

0

0

4

12

Применение феноменологического подхода в культурологическом исследовании

0

0

0

4

13

Герменевтика как искусство и теория истолкования текстов

0

0

0

4

14

Массовая культура: теории, типология, методы изучения

0

0

0

4




Итого:

2

0

2

66







































2.3. Лекционный курс.

Тема 1.3 Сциентистский и гуманитарный подходы к изучению культуры
Классические методологии и методы исследования культуры. Антропоцентристская и европоцентристская конструкция классической модели культуры. Сущность классического подхода к интерпретации культуры и его влияние на развитие культурологического знания. М. Мамардашвили о классическом идеале рациональности. Формирование сциентистского подхода и его сущность. Критика сциентизма в философии ХХ века.

Взаимодополнительность сциентистского и гуманитарного подходов к интерпретации культуры.

Философский поиск оснований для разграничения понимания культуры в качестве ставшего и становящегося. Обращение наук о культуре к герменевтическим процедурам. Проблема контекстного познания и принципы междисциплинарных исследований. Возможности и значение интуиции в культурологическом знании. Неокантианская гносеологическая дихотомия «объяснение – понимание». Взаимоотношение интуиции и рационального анализа в понимании культурных явлений.

Формирование неклассической рациональности в ХХ веке. Экзистенциально-феноменологические основания для построения онтологии культуры как мира инноваций. Неклассическая картина мира - мир-как-бытие-становление - и концептуальные возможности анализа специфики культурного бытия и бытия в культуре. Принципиальная неполнота культурно оформленного бытия. Разработка принципа «вещь - познается, личность – понимается» и его значение для понимания культуры в качестве особой предметной области, требующей применения неклассических познавательных процедур. Применение исследовательской модели «вещь - личность» к изучению истории культуры.

Значение разработки М. Бахтиным архитектоники ответственного поступка и концепции диалога для понимания событийного и становящегося характера культуры. Влияние философии диалога на понимание культуры как сферы Межчеловеческого, как со-бытия (М. Бубер, Г. Марсель, М. Бахтин). М. Мамардашвили о культуре как феноменальной материи, творимой в событии становления. Роль так называемых Дантовых координат отрицания и притяжения (В.А Конев) для описания архитектоники мира культуры.
.
2.4. Практические (семинарские) занятия.

№ п/п

Номер раздела

Количество

часов


Тема практического занятия

1.

1

2

Применение структуралистского и поструктуралистского подхода к изучению современной культуры


3. Организация текущего и промежуточного контроля знаний
3.1. Контрольные работы – не предусмотрены.

3.2. Список вопросов для промежуточного тестирования – не предусмотрено.

3.3. Самостоятельная работа

Изучение учебного материала, перенесенного с аудиторных занятий на самостоятельную проработку.

Выявление информационных ресурсов в научных библиотеках и сети Internet по следующим направлениям:


  • библиография по проблемам теории культуры;

  • публикации (в том числе электронные) источников по теории культуры;

  • научно-исследовательская литература по актуальным проблемам теории культуры.

Конспектирование и реферирование первоисточников и научно-исследовательской литературы по тематическим блокам.
Темы, вынесенные на самостоятельное изучение аспирантов:
Раздел 1. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ИЗУЧЕНИЯ КУЛЬТУРЫ
Тема 1.1. Культура как специфический объект исследования

Культура как философская категория. Онтологические основания культуры. Культура в системе бытия. Бытие в культуре и его диалогический характер.

Значение методологической рефлексии для осознания особенностей философского понимания культуры. Многообразие философских концепций культуры.

Понимающее бытие и «понимающие науки». Место философии культуры в системе гуманитарного знания, связь с другими культурологическими дисциплинами.

Понятие "культурный объект"; содержательная типология культурных объектов: материальных объектов (предметов, вещей), идеациональных объектов (идей, понятий, представлений, образов, норм, ценностей), образцов социальных отношений, технологий социального взаимодействия, языков культуры (средств коммуникации и трансляции).

Смысловое содержание культурных объектов и культура как пространство функционирования смыслов. Понятия знака, значения, смысла, символического значения, языка культуры, культурного текста.


Тема 1.2. Уровни познания культуры

Эмпирическое изучение наличного бытия культуры как исходный способ получения культурологической информации в археологии, этнографии, исторической науке, искусствознании и других частных науках о культуре. Методы обеспечения объективности теоретических исследований в науках о культуре. Технологии эмпирических исследований. Преимущества и ограниченность эмпирического подхода.

Философская, общенаучная и конкретнонаучная методологии в культурологических исследованиях.

Философский подход к постижению культуры и его специфика. Основные проблемы философии культуры.

Понятие гуманитарной и культурологической экспертизы.

Методы социокультурных наблюдений и социокультурной рефлексии.


Тема 1.4. Антропологический подход к изучению культуры

Типологизация основных подходов к определению культуры на основании смены глобальных парадигм понимания природы культурного бытия. Эмпирическая, эволюционистская и компаративистская традиции понимания культуры. Описательные, антропологические и адаптивные подходы к определению культуры.

Факторы, обуславливающие развитие культурной и социальной антропологии. Предмет и объект социальной и культурной антропологии. Социальная и культурная антропология как область исследования динамики культуры.

Культура как деятельность, «технология социального» (Э.С. Маркарян). Своеобразие изучения культуры в антропологической концепции М.С. Кагана.


Тема 1.5. Символическая философия культуры и ее методология
Культура как символическая реальность. Формирование символической концепции культуры в философии Э. Кассирера. Человек как animal symbolicum и творение мира культуры. Философия символических форм как методология анализа культуры. Значение понятия «культурная форма» для культурологического исследования.

Символические дефиниции культуры (К. Леви-Стросс, А. Белый, В. Иванов, П. Флоренский, А. Лосев).

Символизм и проекты возрождения русской культуры.

Культура как «выразительное и говорящее бытие» (М. Бахтин). Культура как смыслополагание (М. Вебер). Семиотический подход к определению культуры (Ю.М. Лотман).

Влияние символической концепции культуры на проект культурологии Л. Уайта.
Тема 1.6. Основания функционального подхода к изучению культуры

Возникновение функционального анализа и его применение в социологии, этнографии, истории. Место структурно-функционального подхода в культурологическом познании. Возможности функционального анализа для моделирования культуры. Анализ культуры с точки зрения ее полезности, значимости и влияния на жизнь общества и человека. Понятие функции, функциональности, функционирования применительно к анализу социокультурной системы.

Элементы функционального подхода в социологии, этнографии, истории, культурологии. Проблема утраты полезности и превращения культурного явления в реликт, символ. Ведущая функция культуры в обществе. Функциональность и дисфункциональность в период аномии. Функционализм Б. Малиновского: адапционизм в понимании культуры, концепция «базовых» потребностей и «социальных императивов», определение функций обычаев, утверждение необходимости, детерминированности и взаимосвязи культурных явлений. Полемика с эволюционной «теорией пережитков» культуры. Амбивалентность и изменчивость функций культурных явлений. Понятие «функционального эквивалента» и особой функции символов.

Преимущества и ограниченность функционального анализа культуры. Направленность социальной и культурной «механики» на достижение общественного согласия. Пределы «социальной инженерии». Критика функционализма в неклассическом культурологическом познании.


Тема 1.7. Психологические концепции культуры

Формирование психологической теории культуры. Эмпирическая и социальная психология. Возникновение психоанализа. Властные механизмы культуры и психоанализ. З. Фрейд о бессознательном и культуре («О психоанализе», «Тотем и табу», «Леонардо да Винчи»). Принуждение и запрет влечений как основания культуры в учении 3. Фрейда.. Сублимация как центральное понятие культурологической концепции Фрейда.

Дальнейшее расширение исследований психоанализа в культурологии.

К. Г. Юнг о «коллективном бессознательном» и архетипах культуры. Динамика архетипов и ее отражение в мифах, легендах, нормах, запретах, образах культуры, национальном характере («Психологические типы» и Проблемы души нашего времени»).

А.Адлер о происхождении, развитии и возможности компенсации комплекса неполноценности. Индивидуальный стиль жизни. А. Адлер: «о невротическом характере».

К. Хорни об особенностях мужской и женской личностях. Типы потребностей в обращении и возможности для самоанализа и коррекции поведения. Работа К. Хорни «Психология женщины».

Гуманистический психоанализ Э. Фромма. Типы социальных характеров. Душа человека и ее способность к добру и злу. Искусство любить. Работы Э. Фромма «Душа человека», «Бегство от свободы», «Анатомия человеческой деструктивности».

Э. Эриксон о драмах и тревогах, радостях и открытиях на жизненном пути человека. Понятие жизненного цикла. Значение идентичности в структуре самосознания человека. Работа Э. Эриксона «Идентичность: юность и кризис».

Влияние психоанализа Ж. Лакана на современную философию культуры.

Российские психологические концепции культуры (О.А. Добиаш-Рождественская и Л.П. Карсавин).


Тема 1.8. Применение структуралистского и поструктуралистского подхода к изучению современной культуры

Структурализм с его лингвистической и семиотической основой и постструктуралистская реакция на него. Нарратология (теория повествования) на теоретическом перепутье между структурализмом и постструктурализмом.

Отрицание постструктурализмом попыток рационального обоснования феноменов культуры. Критика универсализма идеи прогресса в культуре. Утверждение принципа «методологического сомнения» по отношению к «позитивным истинам». Внимание к нестабильному, случайному, фрагментарному в культуре. «Поворот к языку» и критика дискурсивных практик. Феномен деконструктивизма. Внимание к скрытым стратегиям власти в культуре.

Концепции французского постструктурализма как теоретическая основа направления в целом (Ж. Лакан, Ж. Деррида, М. Фуко, Ж.-Ф. Лиотар).


Тема 1.9. Применение синергетического подхода к анализу культуры

Синергетика как метанаука, междисциплинарный подход, методология исследований. История синергетических исследований. Ведущие принципы синергетического подхода. М.С. Каган о применении синергетического подхода в философии культуры. Особенности применения синергетического подхода к изучению истории культуры. Сопряжение структурно-синхронического и генетически-диахронического подходов к изучению культуры как парадигмальный принцип современного научного мышления.

Культура как открытая, многоуровневая, саморазвивающаяся система нелинейного характера, имеющая вероятностные законы. Проблемы хаоса и порядка, традиции и инновации, нормы и творчества в системе культуры. Бифуркационные состояния сверхсложных систем. Культура и взрыв.

Синергетический подход в культурной политике (О.А. Астафьева).


Раздел 2. МЕТОДЫ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ
Тема 2.1. Эмпирические и теоретические методы изучения культуры

Эмпирический и теоретический уровни анализа культуры. Культура как эмпирически заданный объект наблюдений. У.Куайн о приоритете эмпирического исследования (учение эпистемологического холизма). Роль эмпирических методов в культурологических исследованиях: наблюдение, эксперимент, проведение экспертиз, проведение испытаний и т.д.

Значение гипотезы в эмпирических и теоретических исследованиях культуры. Анализ и систематизация эмпирических данных. Индукция. Дедукция, абстрагирование и конкретизация как необходимые методы изучения культуры. Особенности построения теории в культурологическом исследовании.
Тема 2.2. Применение исторического подхода в культурологическом исследовании

Сущность историзма в культурологическом знании. Понимание культуры в целом и всех ее компонентов как закономерно развивающихся форм человеческой деятельности. Проблема имманентности движущих сил историко-культурного процесса и его внешней детерминированности. Поиски детерминации в социальных и космических силах. Значение открытий синергетики для осмысления истории культуры. Историческая персонология. Антропологический подход как методологический принцип и основание исторической персонологии.

Основные понятия, конституирующие изучение исторической типологии культур: культурная форма; тип культуры; образ мира и образ человека; индивид, индивидуальность, личность. Понятие хронотопа (М. Бахтин). Картина и модель мира. Образ человека как идеально-типическая конструкция (М. Вебер). Художественная картина мира и образная концепция человека в комплексе подходов интегративного изучения художественного мирового процесса.
Тема 2.3. Генетический, реконструктивный методы и метод моделирования в исследовании культуры

Применение генетического метода в естественных и гуманитарных науках. Специфика генетического метода. Применение генетического метода к анализу вопросов о культурогенезе, зарождении культуры и культурных форм, возникновении составляющих элементов различных культур, о социальной обусловленности культуры. Взаимосвязь изучения причин появления культурного объекта и объяснения его сущности.

Ведущие положения историко-генетического метода к познанию социокультурной реальности. Метод культурогенеза и анализ непрерывного развития культурных форм.

Реконструктивный метод и задача воспроизводства культурно-исторических фактов. Взаимосвязь изучения динамических процессов и современного развития культуры.

Метод моделирования культурных объектов и его эвристические возможности. М. Вебер об идеальных типах как конструировании объекта исследования в науках о культуре. Применения моделирования в проектировании объектов культуры.
Тема 2.4. Системный метод в исследовании культуры

Цель и задачи системного метода. Условия проведения системных исследований культуры. Особенности изучения различных системных объектов культуры. Специфика изучения взаимодействия человека с естественно-природными системами. Зависимость социальных систем от культурного фактора. Определение функций культуры в различных социальных системах.

Выявление смысловой компоненты культуры в системных исследованиях.

Метод мозаичной реконструкции как способ изучения конфигурации социокультурных явлений. Метод реконструкции культурных полей и его возможности. Понятие культурного поля, наблюдение и фиксация его отдельных проявлений.

Преимущества и ограниченность системного подхода к изучению культуры
Тема 2.5. Применение феноменологического подхода в культурологическом исследовании

Формирование феноменологии в философии Э. Гуссерля. Феноменологическая методология и ее ключевые положения. Отличие феноменологической установки от естественнонаучной.

Роль чувственного восприятия в феноменологии. Феноменологическая установка в культурологическом исследовании. Процедура феноменологического исследования. Сочетание феноменологической установки с герменевтикой.
Тема 2.6. Герменевтика как искусство и теория истолкования текстов

Герменевтический подход: история возникновения и развития. Ф. Шлейермахер о герменевтике как методе понимания исторических памятников и текстов. Герменевтика – искусство понимания чужой индивидальности. Г.-Г. Гадамер и его работа «Истина и метод». Оппозиция «объяснение – понимание». Понимание и предпонимание. Понятие интерпретации. Текст как объект Герменевтика как искусство и теория истолкования текстов. Этапы и специфика герменевтической процедуры. Принцип отстранения и о-странения.

Типология культурных текстов. Процессы означения (референции) и понимания (интерпретации) как деятельность в культуре. Текст и контекст. Диалог с текстом.

Тексты - объекты оперирования гуманитарного познания культуры; текст как произведение культуры.


Тема 2.7. Массовая культура: теории, типология, методы изучения

Массовая культура как феномен постиндустриального общества. Функции массовой культуры.

Массовое и элитарное в концепции культуры Х. Ортеги-и-Гассета. Массовое и элитарное в типологии культуры Г. Гэнса. Особенности изучения национальных вариантов массовой культуры. Масса как социально-психологический феномен: исследования Г. Тарда, Г. Лебона. Концепция Ж. Бодрийяра: массовая культура как культура гиперреальности. Символическая вторичность массовой культуры: концепция У. Эко.

Изучение диффузности высокой и массовой культуры. Масса и толпа. Человек «массы». Массовая культура и мифологические потребности современного общества. Условия современного мифотворчества.

Массовая и популярная культура.

Маргиналы в современной культуре. Культура элиты. Отказ в современных исследованиях от дихотомии «массовая/элитарная культуры». Теории «популярной культуры».



3.3.1. Поддержка самостоятельной работы:

  • Список литературы и источников для обязательного прочтения.
      • Полнотекстовые базы данных и ресурсы, доступ к которым обеспечен из кампусной сети СамГУ (сайт научной библиотеки СамГУ, URL: http://weblib.samsu.ru/level23.html):


  1. Издания Самарского государственного университета

  2. Полнотекстовая БД диссертаций РГБ

  3. БД журнала "Вопросы истории"

  4. Научная электронная библиотека РФФИ (Elibrary)

  5. "ПОЛПРЕД-Справочники"

  6. БД издательства ELSEVIER

  7. Oxford University Press

  8. Университетская библиотека ONLINE

  9. Университетская информационная система Россия

  10. Электронная публичная историческая библиотека BIBLIOPHIKA

3.3.2. Тематика рефератов – не предусмотрены.
Итоговый контроль проводится в виде экзамена кандидатского минимума.
4. Технические средства обучения и контроля, использование ЭВМ (Перечень обучающих, контролирующих и расчетных программ, диафильмов, слайдфильмов, кино- и телефильмов).
Программы пакета Microsoft Offiсe;
Сайт «Дистанционные образовательные технологии» Самарского государственного университета (Исторический факультет) – URL: http://dls.ssu.samara.ru/moodle/course/category.php?id=19
Сайт научной библиотеки СамГУ, с доступом к электронному каталогу и полнотекстовым базам данных – URL: http://weblib.samsu.ru/level23.html

5.Активные методы обучения (деловые игры, научные проекты)

не предусмотрены.


6. Материальное обеспечение дисциплины (Современные приборы, установки (стенды), необходимость специализированных лабораторий и классов)

    • Компьютерные классы, оснащенные компьютерами класса Pentium 4 с выходом в Интернет и в локальную сеть Самарского государственного университета, а также принтеры, сканеры и ксероксы.


7. Литература
7.1. Основная

  1. Культурология : Учебное пособие для вузов / Под ред. Г.В. Драча . – 13-е изд. – Ростов н/Д. : Феникс, 2007 . – 570, [1] с. – (Высшее образование) . – (Реком. МО). – 52.

  2. Культурология : учебник для вузов / Под ред. Ю.Н. Солонина, М.С. Кагана . – М. : Высшее образование, 2008 . – 566 с. – (Университеты России) . – (Реком. НМС) .— 5.

  3. Иконникова, Светлана Николаевна. История культурологических теорий : Учебн. пособие для вузов / С.Н. Иконникова . – 2-е изд., перераб. и доп. – СПб. : Питер, 2005 . – 474 с : ил . – (Учебное пособие) . – (Реком. УМО) – 5.


7.2. Дополнительная

  1. Антология культурологической мысли / авт.-сост. С.П. Мамонтов, А.С. Мамонтов . – М. : Изд-во РОУ, 1996 . – 352 с. – 10.

  2. Асоян, Ю. Открытие идеи культуры : Опыт русской культурологии середины ХIX-начала ХХ веков. – М. : ОГИ, 2000 . – 344 с. – 1.

  3. Асоян, Ю. Открытие идеи культуры : Опыт русской культурологии середины ХIX-начала ХХ веков .— 2-е изд.,испр. и доп. — М. : ОГИ, 2001 .— 344с. — 2.

  4. Ассман, Ян. Культурная память : Письмо, память о прошлом и политическая идентичность в высоких культурах древности : Пер. с нем. / Я. Ассман . – М. : Языки славянской культуры, 2004 – 368с . – (Studia historica) . – 2.

  5. Баткин, Леонид. Пристрастия. : Избранные эссе и статьи о культуре. / Леонид Баткин . – 2-е изд.,доп . – М. : Российск. гос. гуманит. ун-т, 2002г . – 640с. – 1.

  6. Генетические коды цивилизаций : Мат.3-й науч.конф."Человек и природа-проблемы социоестественной истории".сент.1994г.Феодосия.Респ.Крым / Под ред. Э.С.Кульпина . – М. : Моск.лицей, 1995 . – 200 с. – 1

  7. Гирц, Клиффорд. Интерпретация культур : Пер. с англ. / К. Гирц . – М. : РОССПЭН, 2004 . – 560с. — (CEU) – 1.

  8. Гордиенко, Алексей Аркадьевич. Антропологические и культурологические предпосылки коэволюции человека и природы : философско-антропологическая модель коэволюционного развития / Отв. ред. Ларченко С.Г.; Акад. социал. наук. Центр Социал. адаптации и переподгот. кадров высш. квалифик. – Новосибирск, 1998 . – 87с. – 1.

  9. Гусев, В.Е. Русская народная художественная культура (теоретические очерки. – СПб. : СПГИТМиК, 1993 . – 110с. – 1.

  10. Живов, В.М. Разыскания в области истории и предыстории русской культуры / В.М. Живов . – М. : Языки русской культуры, 2002 . – 760с . – (Язык. Семиотика.Культура) . – 1.

  11. Ильин, Илья Петрович. Постмодернизм : Словарь терминов . – М. : Intrada, 2001 .— 384с. — 2.

  12. Мюллер, Людольф. Понять Россию: историко-культурные исследования / Сост. Л.И.Сазонова;Под общ. ред.А.Б.Григорьева и Л.И.Сазоновой;Пер. с нем. — М. : Прогресс-Традиция, 2000 . – 432с. – 8.

  13. Интерпретация в культуре : Сборник статей / Ред.-сост. И.А.Кузьмина . – СПб. : РИК РИИИ, 2000 . – 167с. – 1.

  14. Кассирер, Эрнст. Избранное. Опыт о человеке . – М. : Гардарика, 1998 . – 784с. – (Лики культуры) .— 2.

  15. Коллин, Мэттью. Измененное состояние : История экстази и рейв-культуры / М. Коллин в соавт. с Д. Годфри ; [Пер. с англ. И. Шебукова] . – 2-е изд., доп . – М. : Ультра. Культура, 2004 . – 357с : ил . – 2.

  16. Конев, Владимир Александрович. Онтология культуры: Избранные работы / В.А. Конев ; Самарский гос. ун-т., Каф. философии гуманитарных фак. – Самара : Самарский университет, 1998 . – 195 с. – 5.

  17. Конев, Владимир Александрович. Человек в мире культуры (культура, человек, образование) : пособие по спецкурсу / В.А. Конев ; Самарский государственный университет, Кафедра философии гуманитарных факультетов .— 2-е изд.,испр. и доп. – Самара : Самарский университет, 2000 . – 109 с. – 4

  18. Кребер, Альфред Луис. Избранное: Природа культуры : Пер. с англ. / А.Л. Кребер . – М. : РОССПЭН, 2004 .— 1007с .— (Культурология. XX век). – Указ. имен . – 2.

  19. Культура и власть в условиях коммуникационной революции ХХ века : Форум немецких и российских исследователей / Под ред. К. Аймермахера; Г. Бордюгова; И. Грабовского .— М. : АИРО-ХХ, 2002 .— 480с. – 3.

  20. Культура и культурология : Словарь / Ред.-сост. А.И. Кравченко .— Москва ; Екатеринбург : Акад. проект : Деловая книга, 2003 .— 928c. — (Summa ) .— 3.

  21. Культура имеет значение : Каким образом ценности способствуют общественному прогрессу / Под ред. Л. Харрисона; С. Хнтингтона .— М. : МШПИ, 2002 .— 320с. — (Библиотека Московской школы политических исследований) .— 1.

  22. Культура классической Японии : Словарь-справочник / Сост. С.Б. Рыбалко; А.Ю. Корнев .— Ростов н/Д. ; Харьков : Феникс : Торсинг, 2002 .— 352с. : ил .— (Страны и народы мира) .— 1.

  23. Культура: соблазны понимания : Материалы научно-теоретического семинара (24-27 марта 1999 года): В 2-х ч. / Петрозаводский гос ун-т; Гуманит. науч.общ-во; Отв.ред.Сергеев А.М. Ч.2 .— 1999 . – 136с. – 1.

  24. Культура "своя" и "чужая" : Материалы междунар. интернет-крнференции, проходившей 16 сент.-16 нояб. 2002 г. на информационно-образовательном портале WWW.AUDITORIUM.RU / Под общ. ред. И.М. Быховской; Под ред. О.И. Горяиновой .— М., 2003 .— 256с. – 3.

  25. Культура: соблазны понимания : Материалы научно-теоретического семинара (24-27 марта 1999 года): В 2-х ч. / Петрозаводский гос ун-т; Гуманит. науч.общ-во; Отв.ред.Сергеев А.М. Ч.1 .— 1999 .— 172с. —1.

  26. Культура: теория и проблемы : Учеб.пособ.для студ.и аспир.гуманит.спец. / Т.Ф.Кузнецова,В.М.Межуев,И.О.Шайтанов и др. — М. : Наука, 1995 .— 279с. — 1.

  27. Малиновский, Бронислав. Избранное: Динамика культуры : : Пер. с англ. / Б. Малиновский. — М. : РОССПЭН, 2004 .— 959с : ил. — (Книга света). — 1.

  28. Культурная политика в Европе: выбор стратегии и ориентиры : Сб. материалов / Под ред. Е.И. Кузнецов, В.Н. Геокультура : Основы геокультурной динамики безопасности в мире ХХI: Культура - Сеть .— М. : Книга и бизнес, 2003 .— 632с. — (За нашу и вашу безопасность) .— (Приложение к журналу "Безопасность Евразии") .— 1.

  29. Кузьмина; Под ред. В.Р Фирсова .— М. : Либерея, 2002 .— 240с. : ил .— приложение к журналу"Библиотека" .— 1.

  30. Культурологическая мозаика : [межвуз. сб. ст.] / Самарский государственный университет; отв. ред. В.Я. Мачнев .— Самара : Универс-групп, 2004 .— 150 с. 7

  31. Культурология. ХХ век : Словарь / Гл.ред. Левит А.Я. — СПб. : Университетская книга, 1997 .— 640с. — (Культурология. ХХ век) .— ISBN 5-7914-0022-5(Культурология.ХХ век) : 90.00 .—

  32. Культурология. ХХ век : Энциклопедия / Гл.ред., сост: Левит С.Я. -- Т.2: М-Я .— 1998 .— 447с. — 1

  33. Кутырев, Владимир Александрович. Культура и технология: борьба миров / В.А. Кутырев .— М. : Прогресс-Традиция, 2001 .— 240с. — 1.

  34. Левитская, Ирина Виленовна. Гуманитарное знание как социокультурное явление.09.00.11-Социальная философия : Дис....канд. филос. наук / Самарский государственный ун-т; Науч.рук-ль Лексикон нонклассики. Художественно - эстетическая культура XX века / Под общ. ред. В.В. Бычкова .— М. : РОССПЕН, 2003 .— 607с. — (Summa culturologiae).— 1.

  35. Лелеко, Виталий Дмитриевич. Пространство повседневности в европейской культуре .— СПб. : С.-Пб.ун-т культуры и искусств, 2002 .— 320с. – 2

  36. Либеральные реформы и культура / Под общ. ред. Д.В. Драгунского .— М. : ОГИ, 2003 .— 160с. — (Исследования Фонда "Либеральная миссия") .— 2.

  37. Лотман, Юрий Михайлович. История и типология русской культуры / Ю.М. Лотман .— СПб. : Искусство-СПБ, 2002 .— 768 с. —1.

  38. Любищев, Александр Александрович. Линии Демокрита и Платона в истории культуры / Отв. ред. и сост Баранцев Р.Г. — СПб. : Алетейя, 2001 .— 256с. — (Философы России ХХ века) .— 1.

  39. Малиновский, Бронислав. Научная теория культуры .— М. : ОГИ, 1999 .— 206с. — 1.

  40. Малиновский, Бронислав. Научная теория культуры .— М. : ОГИ, 2000 .— 208с. —11.

  41. Масленников, И.О. Философия культуры Вячеслава Иванова : Конспект лекций / И.О. Масленников .— Тверь : Твер.гос.ун-т, 1999 .— 42с. — 1.

  42. Мацумото, Дэвид. Психология и культура : [современные исследования] / Д. Мацумото .— [3-е междунар. изд.] .— СПб. ; М. : Прайм-Еврознак: Нева : Олма-Пресс, 2002 .— 416 с. : ил. — (Психологическая энциклопедия) .— 4

  43. Мириманов, Виль Борисович. Изображение и стиль : Специфика постмодерна.Стилистика 1950-1990-х .— М. : Российск.гос.гуманит.ун-т, 1998 .— 80с. — (Чтения по истории и теории культуры; Вып.23) .—

  44. Михайлов, Александр Викторович. Обратный перевод .— М. : Языки русской культуры, 2000 .— 856с. — (Язык.Семиотика.Культура.) .— 1.

  45. Морозов, Игорь. Основы культурологии : Архетипы культуры / И. Морозов. — Минск : ТетраСистемс, 2001 .— 608с. — 4.

  46. Найдыш, Вячеслав Михайлович. Философия мифологии. От античности до эпохи романтизма .— М. : Гардарики, 2002 .— 554с. — (Disciplinae) .— 1.

  47. Неретина, Светлана. Время культуры .— СПб. : Изд-во Рус.Христианского гуманит.ин-та, 2000 .— 344с. — 3

  48. Опыт неосознанного поражения: Модели революционной культуры 20-х годов : [Хрестоматия] / Сост. Г.А. Белая .— М. : РГГУ, 2001 .— 455с. — (Русская культура ХХ века: избранные тексты). – 2

  49. Осокин, Юрий Васильевич. Введение в теорию системных исследований искусства / Ю.В. Осокин .— М.: Алетейа, 2003 .— 400с .— 2.

  50. Параллельная культура : Интегративное направление в современной российской культуре / Сост.Грибков В.С. — М. : СМЫСЛ, 1999 .— 63с. — 1.

  51. Политика и культура в российской провинции : Новгородская, Воронежская, Саратовская, Свердловская области / Под ред. С. Рыженкова, Г. Люхтерхандт-Михалевой (при участии А. Кузьмина) .— М.;СПб. : ИГПИ, 2001 .— 267с. — 3.

  52. Постмодернизм : Энциклопедия / Сост. и науч. ред. А.А.Грицанов, М.А.Можейко .— Минск : Интерпрессервис: Кн.дом, 2001 .— 1040с. — (Мир энциклопедий) .— 3.

  53. Порус, Владимир Натанович. Рациональность. Наука. Культура / В.Н. Порус .— М. : Б.и., 2002 .— 351с .— 1.

  54. Пигалев, Александр Иванович. Призрачная реальность культуры : Фетишизм и наглядность невидимого / А.И. Пигалев .— Волгоград : Изд-во ВГУ, 2003 .— 353с .—. 2.

  55. Развлекательная культура России XVIII-XIX вв. : Очерки истории и теории / Ред.-сост.:Е.В.Дуков .— СПб. : Дмитрий Буланин, 2001 1.

  56. Рогожина, Елена Владимировна. Взаимодействие искусства и повседневности как механизм трансформации культурных парадигм : Дис. на соиск. уч. степ. канд. филос. наук : 09.00.11. -Социальная философия / Е.В. Рогожина ; Самарский гос. ун-т; Науч. рук. В.А. Конев .— Самара, 2002 .— 188с. — (2 автореф. дис.).

  57. Руднев, Вадим Петрович. Словарь культуры ХХ века : Ключевые понятия и тексты .— М. : Аграф, 1999 .— 384с.—3.

  58. Руднев, Вадим Петрович. Энциклопедический словарь культуры ХХ века : Ключевые понятия и тексты .— [2-е изд.,испр. и доп.] .— М. : Аграф, 2001 .— 608с. — (Название первого издания "Словарь культуры 20 века") .— 2.

  59. Рябцев, Юрий Сергеевич. Хрестоматия по истории русской культуры: Художественная жизнь и быт ХVIII-ХIХ вв. / Ю.С. Рябцев .— М. : Владос, 1998 .— 648 с. : ил.; 20 цв. вкл. — 4.

  60. Самосознание культуры и искусства ХХ века. Западная Европа и США / Гл.ред. и сост. Гальцева Р.А. — М.-СПБ. : Университетская книга, 2000 .— 640с. — (Культурология ХХ века/ Гл. ред С.Я.Левит) .— 4.

  61. Селиверстов, Юрий Александрович. Гуманистические доминанты личности в культуре.(Специал.09.00.11-"Социальная философия" : Диссертация на соискание ученой степени кандидата философских наук / Самарский гос.ун-т . – Самара, 1995 . – 133с. – (На правах рукописи).

  62. Сепир, Эдвард. Избранные труды по языкознанию и культурологии : пер. с англ. — 2-е изд. — М. : Прогресс, 2001 .— 656с. — (Филологи мира) .— 2.

  63. Сепир, Эдвард. Избранные труды по языкознанию и культурологии : Пер. с англ. / Э. Сепир ; Под ред. и с предисл. А.Е. Кибрика .— 2-е изд. — М. : Прогресс, 2002 .— 656с. 5

  64. Смирнов, Игорь Павлович. Мегаистория: К исторической типологии культуры .— М. : Аграф, 2000 .— 544с. — 2

  65. Смех: истоки и функции / Под ред. А.Г. Козинцева .— СПб. : Наука, 2002 .— 223с. : ил. — 1.

  66. Соловьев, Владимир Михайлович. Русская культура. С древнейших времен до наших дней / В.М. Соловьев . – М. : Белый город, 2004 . – 736с. – 2.

  67. Социокультурное пространство диалога / Отв. ред. Э.В. Сайко; Науч.совет по истории мир.культуры .— М. : Наука, 1999 .— 221с. — 4.

  68. Степанов, Анатолий Николаевич. Революционно-демократическая концепция эстетизации общественных отношений в России ХIХ века: Дис. на соиск. уч. степ. канд. филос. наук: 09.00.11 - социальная философия / А.Н. Степанов ; Самарский гос. техн. ун-т; Науч.рук. В.Н. Лукин. — Защищена 13.10.2005 .— Самара, 2005. — 188с .— (2 автореф. дис.).

  69. Степанов, Юрий Сергеевич. Константы: словарь русской культуры .— 3-е изд., испр. и доп .— М. : Академический проект, 2004 .— 991с : ил. — (Summa) .— 2.

  70. Степанов, Юрий Степанович. Константы: Словарь русской культуры. Опыт исследования .— М. : Языки русской культуры, 1997 .— 824с. — 1.

  71. Степанов, Юрий Сергеевич. Константы: Словарь русской культуры .— 2-е изд.,испр. и доп. — М. : Академический проект, 2001 .— 990с. : ил. — (Summa) .— 1.

  72. Степанов, Юрий Сергеевич. Протей: Очерки хаотической эволюции / Ю.С. Степанов. — М. :

  73. Струве, Никита (Н.А.) . Православие и культура / Н.А. Струве .— 2-е изд.,испр. и доп. — М. : Русский путь, 2000 .— 632с. — 3.

  74. Тиллих, Пауль. Избранное : Теология культуры / Пер.с англ. – М. : Юрист, 1995 . – 479с. – 3

  75. Каган, Моисей Самойлович. Историческая типология художественной культуры : Пять лекций / М.С. Каган . – Самара, 1996 . – 84с. – 7.

  76. Уайт, Лесли. Избранное: Наука о культуре : Пер.с англ. / Л. Уайт .— М. : РОССПЭН, 2004 .— 960с : ил .— (Культурология .ХХ век) .— 1.

  77. Философия культуры : Межвуз.сб.науч.ст. / Самарский государственный ун-т . – Самара : СГУ, 1995 . – 96с. – 5.

  78. Философия культуры' 97 : Тезисы докл. на Российской науч. конф. "Человек в культуре – культура в человеке", посвящ. 60-летию проф. В.А. Конева (19-20 мая 1997 г., Самара) / Философия и культура : Сб. к 60-летию В.А. Конева / Самарский гос. ун-т. Каф. философии гуманитарных фак.; Редкол.: И.Л. Арончик, С.А. Емельянов, Л.А. Конева (отв. ред.) . – Самара : Самарский университет, 1997 . – 250 с. – 8 [ Тома / Номера / Выпуски ] [ Статьи / Доклады ]

  79. Философия культуры' 98 : сб. науч. ст. / Самарский государственный университет, Кафедра философии гуманитарных факультетов ; отв. ред. В.А. Конев .— Самара : Самарский университет, 1998 .— 158 с. — ISBN 5-230-06114-6 : 30,00

  80. Философия культуры – 2001 : Сборник научных статей / Самарский гос. ун-т, Каф. философии гуманитарных фак.; Отв. ред. С.И. Голенков . – Самара : Самарский университет, 2001 . – 224 с. – 2.

  81. Хейзинга, Й. Осень Средневековья : Исследование форм жизненного уклада и форм мышления в XIV и XV веках во Франции и Нидерландах : Пер. с нидерл. / Йохан Хейзинга ; Сост. и пер. Д.В. Сильвестрова .— 3-е, испр. — М. : Айрис Пресс, 2002 .— 544с. — (Библиотека истории и культуры) .— 8.

  82. Хейзинга, Йохан. Homo Ludens : Статьи по истории культуры / Под ред.А.И.Иоффе;Сост.,пер.,вступ.ст.Д.В.Сильверстов .— М. : Прогресс-Традиция, 1997 .— 416с. — 3

  83. Хренов, Н.А. Культура в эпоху социального хаоса / Н.А. Хренов .— М. : Едиториал УРСС, 2002 .— 448с. — 1.

  84. Хренов, Николай Андреевич. Художественная жизнь императорской России (субкультуры, картины мира, ментальность) / Н.А. Хренов, К.Б. Соколов . – СПб. : Алетейя, 2001 .— 810с .— 1.

  85. Черная, Людмила Алексеевна. Русская культура переходного периода от Средневековья к Новому времени .— М. : Языки русской культуры, 1999 .— 288с. : ил. — 1.

  86. Шишков, А.М. Средневековая интеллектуальная культура: Учеб.пособие / А.М. Шишков .— М. : Издатель Савин С.А., 2003 .— 592с .— (Fons scientiarum) .— 1.

  87. Элиаде, Мирча. Миф о вечном возвращении : Архетипы и повторяемость : Пер. с фр. / М. Элиаде .— СПб. : АЛЕТЕЙЯ, 1998 .— 249с. — 2

  88. Языки славянской культуры, 2004. – 264с.: ил. – (Язык.Семиотика.Культура.). – ISBN 1727-1630. – 1.

  89. Alexander, J. Political Culture in Post-Communist Russia : Formlessness and Recreation in a Traumatik Transition / J. Alexander .— New York : Macmillan Press LTD, 2000 .— 267р .— Политическая культура в посткоммунистической России: аморфность и воссоздание в трамвирующий переходный период .— 1.

  90. Culture in World Politics / Edited by Jacquin-Berdal D., Oros A., Verweij M. — : Millennium, 1998 .— 251 p. — (Культура в мировой политике) — 1.

  91. Parekh, Bhikhu. Rethinking Multiculturalism : Cultural Diversity and Politikal Theory .— London : MACMILLAN PRESS LTD, 2000 .— 379с. — (Новый подход в рассмотрении понятия многокультурализма.Многообразие культур и политическая теория.) .— ISBN 0-333-60881-Х : 959.40 – 1.

  92. Storey, John. Cultural Theory and Popular Culture : An Introduction .— 3-еd. — Great Britain : Prentice Hall of Pearson Education, 2001 .— 237р. — (Теория культуры и массовая культура) .— 1.

  93. Whiting, Cecile. A taste for pop : Pop art, gender, and consumer culture .— Cambridge : Cambridge University Press, 1997 .— 304с. — [Склонность к поп-культуре: поп-искусство, пол и потребительская культура.]. — 1.



7. 3. Учебно-методические материалы по дисциплине

  1. Философия: Программы-минимум кандидатских экзаменов / Одобрено экспертным советом ВАК Министерства образования РФ по историческим наукам; Утверждено приказом Министерства образования и науки РФ № 274 от 08.10.2007 г. М.: Изд-во «Икар», 2004. – 324 с.


ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ В РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ

за___________/___________учебный год


В рабочую программу курса ОД.А.04. «Методология и методы исследований культуры», цикл ОД.А.00 «Специальные дисциплины отрасли науки и научной специальности» основной образовательной программы подготовки аспиранта по отрасли Культурология, специальность 24.00.01 – Теория и история культуры, вносятся следующие дополнения и изменения:


Смотрите также:
Мачнев Виктор Яковлевич, профессор, кандидат исторических наук; Левитская Ирина Виленовна, доцент, кандидат философских наук рабочая программа
360.85kb.
1 стр.
Мачнев Виктор Яковлевич, профессор, кандидат исторических наук; Левитская Ирина Виленовна, доцент, кандидат философских наук рабочая программа
462.58kb.
2 стр.
Любовь небесного цвета
3369.93kb.
23 стр.
Актуальные вопросы психологии, социологии и социальных технологий санкт-петербург
1757.96kb.
10 стр.
Составитель: кандидат исторических наук, ст
709.95kb.
5 стр.
Программа дисциплины этнология
513.24kb.
2 стр.
Предпринимательство (малое): состояние, проблемы и перспективы развития в Республике Таджикистан
270.72kb.
1 стр.
Программа воспитания и обучения в детском саду
29.41kb.
1 стр.
Методика построения военно-геральдических знаков
197.06kb.
1 стр.
Личная информация
109.98kb.
1 стр.
Деникин Анатолий Васильевич Кафедра «Философия» Доктор философских наук, профессор. Образование
38.83kb.
1 стр.
Марюшкин михаил григорьевич. Профессор кафедры. Кандидат философских наук, доцент
24.17kb.
1 стр.