Главная Другое
Экономика Финансы Маркетинг Астрономия География Туризм Биология История Информатика Культура Математика Физика Философия Химия Банк Право Военное дело Бухгалтерия Журналистика Спорт Психология Литература Музыка Медицина |
страница 1 федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Самарский государственный университет» Социологический факультет
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ«Методология и методы исследований культуры» (ОД.А.04; цикл ОД.А.00 «Специальные дисциплины отрасли науки и научной специальности» основной образовательной программы подготовки аспиранта по отрасли 24.00.00 – Культурология, специальность 24.00.01 – Теория и история культуры) Самара 2011 Рабочая программа составлена на основании паспорта научной специальности 24.00.01 – Теория и история культуры, в соответствии с Программой-минимум кандидатского экзамена по специальности 24.00.01 «Теория и история культуры» по философским наукам, утвержденной приказом Министерства образования и науки РФ № 274 от 08.10.2007 г., и учебным планом СамГУ по основной образовательной программе аспирантской подготовки.
Рабочая программа утверждена на заседании ученого совета социологического факультета протокол № 1 от 08.09.2011 г.
Декан социологического факультета «___»____________2011 г. ____________ В.Я. Мачнев (подпись) 1. Цели и задачи дисциплины, ее место в системе подготовки аспиранта, требования к уровню освоения содержания дисциплины 1.1. Цели и задачи изучения дисциплины Цель изучения дисциплины – формирование у аспирантов углубленных профессиональных знаний по истории методологии и методах исследований культуры. Задачи дисциплины: – сформировать представление о ведущих методологиях изучения культуры; – сформировать представление об основных теоретических и эмпирических методах изучения культуры; – сформировать представление об особенностях методологического и теоретического анализа основных направлений развития теории культуры; – сформировать представление о ведущих методологических подходах к постижению культуры, об основных проблемах и концептуальных дискуссиях в рамках культурологических исследований;
1.2. Требования к уровню подготовки аспиранта, завершившего изучение данной дисциплины Аспиранты, завершившие изучение данной дисциплины, должны:
1.3.Связь с предшествующими дисциплинами Курс предполагает наличие у аспирантов знаний по истории отечественной и зарубежной культуры от древнейших времен по начало ХХI века, философии, теории и социологии культуры в объеме высшего профессионального образования, а также знаний по курсу ОД.А.04 «Теория культуры» основной образовательной программы подготовки аспиранта. 1.4.Связь с последующими дисциплинами Знания и навыки, полученные аспирантами при изучении данного курса, необходимы при подготовке и написании диссертации по специальности 24.00.01 – Теория и история культуры. 2. Содержание дисциплины 2.1. Объем дисциплины и виды учебной работы (в часах и зачетных единицах) Форма обучения (вид отчетности) 2 год аспирантуры; вид отчетности – зачет.
2.2. Разделы дисциплины и виды занятий
2.3. Лекционный курс. Тема 1.3 Сциентистский и гуманитарный подходы к изучению культуры Классические методологии и методы исследования культуры. Антропоцентристская и европоцентристская конструкция классической модели культуры. Сущность классического подхода к интерпретации культуры и его влияние на развитие культурологического знания. М. Мамардашвили о классическом идеале рациональности. Формирование сциентистского подхода и его сущность. Критика сциентизма в философии ХХ века. Взаимодополнительность сциентистского и гуманитарного подходов к интерпретации культуры. Философский поиск оснований для разграничения понимания культуры в качестве ставшего и становящегося. Обращение наук о культуре к герменевтическим процедурам. Проблема контекстного познания и принципы междисциплинарных исследований. Возможности и значение интуиции в культурологическом знании. Неокантианская гносеологическая дихотомия «объяснение – понимание». Взаимоотношение интуиции и рационального анализа в понимании культурных явлений. Формирование неклассической рациональности в ХХ веке. Экзистенциально-феноменологические основания для построения онтологии культуры как мира инноваций. Неклассическая картина мира - мир-как-бытие-становление - и концептуальные возможности анализа специфики культурного бытия и бытия в культуре. Принципиальная неполнота культурно оформленного бытия. Разработка принципа «вещь - познается, личность – понимается» и его значение для понимания культуры в качестве особой предметной области, требующей применения неклассических познавательных процедур. Применение исследовательской модели «вещь - личность» к изучению истории культуры. Значение разработки М. Бахтиным архитектоники ответственного поступка и концепции диалога для понимания событийного и становящегося характера культуры. Влияние философии диалога на понимание культуры как сферы Межчеловеческого, как со-бытия (М. Бубер, Г. Марсель, М. Бахтин). М. Мамардашвили о культуре как феноменальной материи, творимой в событии становления. Роль так называемых Дантовых координат отрицания и притяжения (В.А Конев) для описания архитектоники мира культуры.
3. Организация текущего и промежуточного контроля знаний 3.1. Контрольные работы – не предусмотрены. 3.2. Список вопросов для промежуточного тестирования – не предусмотрено. 3.3. Самостоятельная работа Изучение учебного материала, перенесенного с аудиторных занятий на самостоятельную проработку. Выявление информационных ресурсов в научных библиотеках и сети Internet по следующим направлениям:
Конспектирование и реферирование первоисточников и научно-исследовательской литературы по тематическим блокам. Темы, вынесенные на самостоятельное изучение аспирантов: Раздел 1. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ИЗУЧЕНИЯ КУЛЬТУРЫ Тема 1.1. Культура как специфический объект исследования Культура как философская категория. Онтологические основания культуры. Культура в системе бытия. Бытие в культуре и его диалогический характер. Значение методологической рефлексии для осознания особенностей философского понимания культуры. Многообразие философских концепций культуры. Понимающее бытие и «понимающие науки». Место философии культуры в системе гуманитарного знания, связь с другими культурологическими дисциплинами. Понятие "культурный объект"; содержательная типология культурных объектов: материальных объектов (предметов, вещей), идеациональных объектов (идей, понятий, представлений, образов, норм, ценностей), образцов социальных отношений, технологий социального взаимодействия, языков культуры (средств коммуникации и трансляции). Смысловое содержание культурных объектов и культура как пространство функционирования смыслов. Понятия знака, значения, смысла, символического значения, языка культуры, культурного текста. Тема 1.2. Уровни познания культуры Эмпирическое изучение наличного бытия культуры как исходный способ получения культурологической информации в археологии, этнографии, исторической науке, искусствознании и других частных науках о культуре. Методы обеспечения объективности теоретических исследований в науках о культуре. Технологии эмпирических исследований. Преимущества и ограниченность эмпирического подхода. Философская, общенаучная и конкретнонаучная методологии в культурологических исследованиях. Философский подход к постижению культуры и его специфика. Основные проблемы философии культуры. Понятие гуманитарной и культурологической экспертизы. Методы социокультурных наблюдений и социокультурной рефлексии. Тема 1.4. Антропологический подход к изучению культуры Типологизация основных подходов к определению культуры на основании смены глобальных парадигм понимания природы культурного бытия. Эмпирическая, эволюционистская и компаративистская традиции понимания культуры. Описательные, антропологические и адаптивные подходы к определению культуры. Факторы, обуславливающие развитие культурной и социальной антропологии. Предмет и объект социальной и культурной антропологии. Социальная и культурная антропология как область исследования динамики культуры. Культура как деятельность, «технология социального» (Э.С. Маркарян). Своеобразие изучения культуры в антропологической концепции М.С. Кагана. Тема 1.5. Символическая философия культуры и ее методология Культура как символическая реальность. Формирование символической концепции культуры в философии Э. Кассирера. Человек как animal symbolicum и творение мира культуры. Философия символических форм как методология анализа культуры. Значение понятия «культурная форма» для культурологического исследования. Символические дефиниции культуры (К. Леви-Стросс, А. Белый, В. Иванов, П. Флоренский, А. Лосев). Символизм и проекты возрождения русской культуры. Культура как «выразительное и говорящее бытие» (М. Бахтин). Культура как смыслополагание (М. Вебер). Семиотический подход к определению культуры (Ю.М. Лотман). Влияние символической концепции культуры на проект культурологии Л. Уайта.
Возникновение функционального анализа и его применение в социологии, этнографии, истории. Место структурно-функционального подхода в культурологическом познании. Возможности функционального анализа для моделирования культуры. Анализ культуры с точки зрения ее полезности, значимости и влияния на жизнь общества и человека. Понятие функции, функциональности, функционирования применительно к анализу социокультурной системы. Элементы функционального подхода в социологии, этнографии, истории, культурологии. Проблема утраты полезности и превращения культурного явления в реликт, символ. Ведущая функция культуры в обществе. Функциональность и дисфункциональность в период аномии. Функционализм Б. Малиновского: адапционизм в понимании культуры, концепция «базовых» потребностей и «социальных императивов», определение функций обычаев, утверждение необходимости, детерминированности и взаимосвязи культурных явлений. Полемика с эволюционной «теорией пережитков» культуры. Амбивалентность и изменчивость функций культурных явлений. Понятие «функционального эквивалента» и особой функции символов. Преимущества и ограниченность функционального анализа культуры. Направленность социальной и культурной «механики» на достижение общественного согласия. Пределы «социальной инженерии». Критика функционализма в неклассическом культурологическом познании. Тема 1.7. Психологические концепции культуры Формирование психологической теории культуры. Эмпирическая и социальная психология. Возникновение психоанализа. Властные механизмы культуры и психоанализ. З. Фрейд о бессознательном и культуре («О психоанализе», «Тотем и табу», «Леонардо да Винчи»). Принуждение и запрет влечений как основания культуры в учении 3. Фрейда.. Сублимация как центральное понятие культурологической концепции Фрейда. Дальнейшее расширение исследований психоанализа в культурологии. К. Г. Юнг о «коллективном бессознательном» и архетипах культуры. Динамика архетипов и ее отражение в мифах, легендах, нормах, запретах, образах культуры, национальном характере («Психологические типы» и Проблемы души нашего времени»). А.Адлер о происхождении, развитии и возможности компенсации комплекса неполноценности. Индивидуальный стиль жизни. А. Адлер: «о невротическом характере». К. Хорни об особенностях мужской и женской личностях. Типы потребностей в обращении и возможности для самоанализа и коррекции поведения. Работа К. Хорни «Психология женщины». Гуманистический психоанализ Э. Фромма. Типы социальных характеров. Душа человека и ее способность к добру и злу. Искусство любить. Работы Э. Фромма «Душа человека», «Бегство от свободы», «Анатомия человеческой деструктивности». Э. Эриксон о драмах и тревогах, радостях и открытиях на жизненном пути человека. Понятие жизненного цикла. Значение идентичности в структуре самосознания человека. Работа Э. Эриксона «Идентичность: юность и кризис». Влияние психоанализа Ж. Лакана на современную философию культуры. Российские психологические концепции культуры (О.А. Добиаш-Рождественская и Л.П. Карсавин). Тема 1.8. Применение структуралистского и поструктуралистского подхода к изучению современной культуры Структурализм с его лингвистической и семиотической основой и постструктуралистская реакция на него. Нарратология (теория повествования) на теоретическом перепутье между структурализмом и постструктурализмом. Отрицание постструктурализмом попыток рационального обоснования феноменов культуры. Критика универсализма идеи прогресса в культуре. Утверждение принципа «методологического сомнения» по отношению к «позитивным истинам». Внимание к нестабильному, случайному, фрагментарному в культуре. «Поворот к языку» и критика дискурсивных практик. Феномен деконструктивизма. Внимание к скрытым стратегиям власти в культуре. Концепции французского постструктурализма как теоретическая основа направления в целом (Ж. Лакан, Ж. Деррида, М. Фуко, Ж.-Ф. Лиотар). Тема 1.9. Применение синергетического подхода к анализу культуры Синергетика как метанаука, междисциплинарный подход, методология исследований. История синергетических исследований. Ведущие принципы синергетического подхода. М.С. Каган о применении синергетического подхода в философии культуры. Особенности применения синергетического подхода к изучению истории культуры. Сопряжение структурно-синхронического и генетически-диахронического подходов к изучению культуры как парадигмальный принцип современного научного мышления. Культура как открытая, многоуровневая, саморазвивающаяся система нелинейного характера, имеющая вероятностные законы. Проблемы хаоса и порядка, традиции и инновации, нормы и творчества в системе культуры. Бифуркационные состояния сверхсложных систем. Культура и взрыв. Синергетический подход в культурной политике (О.А. Астафьева). Раздел 2. МЕТОДЫ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ Тема 2.1. Эмпирические и теоретические методы изучения культуры Эмпирический и теоретический уровни анализа культуры. Культура как эмпирически заданный объект наблюдений. У.Куайн о приоритете эмпирического исследования (учение эпистемологического холизма). Роль эмпирических методов в культурологических исследованиях: наблюдение, эксперимент, проведение экспертиз, проведение испытаний и т.д. Значение гипотезы в эмпирических и теоретических исследованиях культуры. Анализ и систематизация эмпирических данных. Индукция. Дедукция, абстрагирование и конкретизация как необходимые методы изучения культуры. Особенности построения теории в культурологическом исследовании.
Сущность историзма в культурологическом знании. Понимание культуры в целом и всех ее компонентов как закономерно развивающихся форм человеческой деятельности. Проблема имманентности движущих сил историко-культурного процесса и его внешней детерминированности. Поиски детерминации в социальных и космических силах. Значение открытий синергетики для осмысления истории культуры. Историческая персонология. Антропологический подход как методологический принцип и основание исторической персонологии. Основные понятия, конституирующие изучение исторической типологии культур: культурная форма; тип культуры; образ мира и образ человека; индивид, индивидуальность, личность. Понятие хронотопа (М. Бахтин). Картина и модель мира. Образ человека как идеально-типическая конструкция (М. Вебер). Художественная картина мира и образная концепция человека в комплексе подходов интегративного изучения художественного мирового процесса.
Применение генетического метода в естественных и гуманитарных науках. Специфика генетического метода. Применение генетического метода к анализу вопросов о культурогенезе, зарождении культуры и культурных форм, возникновении составляющих элементов различных культур, о социальной обусловленности культуры. Взаимосвязь изучения причин появления культурного объекта и объяснения его сущности. Ведущие положения историко-генетического метода к познанию социокультурной реальности. Метод культурогенеза и анализ непрерывного развития культурных форм. Реконструктивный метод и задача воспроизводства культурно-исторических фактов. Взаимосвязь изучения динамических процессов и современного развития культуры. Метод моделирования культурных объектов и его эвристические возможности. М. Вебер об идеальных типах как конструировании объекта исследования в науках о культуре. Применения моделирования в проектировании объектов культуры.
Цель и задачи системного метода. Условия проведения системных исследований культуры. Особенности изучения различных системных объектов культуры. Специфика изучения взаимодействия человека с естественно-природными системами. Зависимость социальных систем от культурного фактора. Определение функций культуры в различных социальных системах. Выявление смысловой компоненты культуры в системных исследованиях. Метод мозаичной реконструкции как способ изучения конфигурации социокультурных явлений. Метод реконструкции культурных полей и его возможности. Понятие культурного поля, наблюдение и фиксация его отдельных проявлений. Преимущества и ограниченность системного подхода к изучению культуры
Формирование феноменологии в философии Э. Гуссерля. Феноменологическая методология и ее ключевые положения. Отличие феноменологической установки от естественнонаучной. Роль чувственного восприятия в феноменологии. Феноменологическая установка в культурологическом исследовании. Процедура феноменологического исследования. Сочетание феноменологической установки с герменевтикой.
Герменевтический подход: история возникновения и развития. Ф. Шлейермахер о герменевтике как методе понимания исторических памятников и текстов. Герменевтика – искусство понимания чужой индивидальности. Г.-Г. Гадамер и его работа «Истина и метод». Оппозиция «объяснение – понимание». Понимание и предпонимание. Понятие интерпретации. Текст как объект Герменевтика как искусство и теория истолкования текстов. Этапы и специфика герменевтической процедуры. Принцип отстранения и о-странения. Типология культурных текстов. Процессы означения (референции) и понимания (интерпретации) как деятельность в культуре. Текст и контекст. Диалог с текстом. Тексты - объекты оперирования гуманитарного познания культуры; текст как произведение культуры. Тема 2.7. Массовая культура: теории, типология, методы изучения Массовая культура как феномен постиндустриального общества. Функции массовой культуры. Массовое и элитарное в концепции культуры Х. Ортеги-и-Гассета. Массовое и элитарное в типологии культуры Г. Гэнса. Особенности изучения национальных вариантов массовой культуры. Масса как социально-психологический феномен: исследования Г. Тарда, Г. Лебона. Концепция Ж. Бодрийяра: массовая культура как культура гиперреальности. Символическая вторичность массовой культуры: концепция У. Эко. Изучение диффузности высокой и массовой культуры. Масса и толпа. Человек «массы». Массовая культура и мифологические потребности современного общества. Условия современного мифотворчества. Массовая и популярная культура. Маргиналы в современной культуре. Культура элиты. Отказ в современных исследованиях от дихотомии «массовая/элитарная культуры». Теории «популярной культуры». 3.3.1. Поддержка самостоятельной работы:
3.3.2. Тематика рефератов – не предусмотрены. Итоговый контроль проводится в виде экзамена кандидатского минимума. 4. Технические средства обучения и контроля, использование ЭВМ (Перечень обучающих, контролирующих и расчетных программ, диафильмов, слайдфильмов, кино- и телефильмов). Программы пакета Microsoft Offiсe; Сайт «Дистанционные образовательные технологии» Самарского государственного университета (Исторический факультет) – URL: http://dls.ssu.samara.ru/moodle/course/category.php?id=19 Сайт научной библиотеки СамГУ, с доступом к электронному каталогу и полнотекстовым базам данных – URL: http://weblib.samsu.ru/level23.html 5.Активные методы обучения (деловые игры, научные проекты) не предусмотрены. 6. Материальное обеспечение дисциплины (Современные приборы, установки (стенды), необходимость специализированных лабораторий и классов)
7. Литература 7.1. Основная
7.2. Дополнительная
7. 3. Учебно-методические материалы по дисциплине
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ В РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ за___________/___________учебный год В рабочую программу курса ОД.А.04. «Методология и методы исследований культуры», цикл ОД.А.00 «Специальные дисциплины отрасли науки и научной специальности» основной образовательной программы подготовки аспиранта по отрасли Культурология, специальность 24.00.01 – Теория и история культуры, вносятся следующие дополнения и изменения: Смотрите также: Мачнев Виктор Яковлевич, профессор, кандидат исторических наук; Левитская Ирина Виленовна, доцент, кандидат философских наук рабочая программа
360.85kb.
1 стр.
Мачнев Виктор Яковлевич, профессор, кандидат исторических наук; Левитская Ирина Виленовна, доцент, кандидат философских наук рабочая программа
462.58kb.
2 стр.
Любовь небесного цвета
3369.93kb.
23 стр.
Актуальные вопросы психологии, социологии и социальных технологий санкт-петербург
1757.96kb.
10 стр.
Составитель: кандидат исторических наук, ст
709.95kb.
5 стр.
Программа дисциплины этнология
513.24kb.
2 стр.
Предпринимательство (малое): состояние, проблемы и перспективы развития в Республике Таджикистан
270.72kb.
1 стр.
Программа воспитания и обучения в детском саду
29.41kb.
1 стр.
Методика построения военно-геральдических знаков
197.06kb.
1 стр.
Личная информация
109.98kb.
1 стр.
Деникин Анатолий Васильевич Кафедра «Философия» Доктор философских наук, профессор. Образование
38.83kb.
1 стр.
Марюшкин михаил григорьевич. Профессор кафедры. Кандидат философских наук, доцент 24.17kb.
1 стр.
|