Главная
страница 1


Эссе по теме:
«Экономическая система как объект государственного регулирования»

Содержание





Содержание 1

Введение 1

Понятие экономической системы и современные классификации экономических систем 2

Теоретические воззрения, оказавшие влияние на формирование экономической системы РФ 3

Рынок и границы госрегулирования и планирования экономики Российской Федерации 6

Заключение 9

Список используемой литературы 9




Введение

В обеспечении нормального функционирования любой современной экономической системы важная роль принадлежит государству. Государство на протяжении всей истории своего существования наряду с задачами поддержания порядка, законности, организации национальной обороны, выполняло определенные функции в сфере экономики. Государственное регулирование экономики имеет долгую историю - даже в период раннего капитализма в Европе существовал централизованный контроль над ценами, качеством товаров и услуг, процентными ставками и внешней торговлей. В современных условиях любое государство осуществляет регулирование национальной экономики, с различной степенью государственного вмешательства в экономику.

По вопросам, в каких пропорциях должно сочетаться государственное и рыночное регулирование, каковы границы и направления государственного вмешательства, существует широкий спектр мнений и подходов - от полного государственного монополизма до крайнего экономического либерализма. Однако необходимость выполнения государством определенных функций в экономике не подвергается сомнению. Это еще раз получило подтверждение в ходе “кейнсианской революции”, которая совершила переворот в классических воззрениях на рыночную экономику и доказала невозможность самоисцеления экономического спада.

Вне зависимости от господствующих экономических доктрин никто не снимал с национальных правительств ответственности за экономическое положение страны. Таким образом, государственное регулирование экономики имеет важное значение для экономического и социального развития страны. При этом, осуществляя регулирование экономики, государство использует широкий набор средств и методов воздействия на экономику таких как бюджет, налоги, кредитно-денежная политика, экономическое законодательство и т.д.

В любой экономической системе, в том числе и рыночной экономике, государство выступает в известном смысле как экономический агент, обладающий правом и возможностью принуждения, например в сфере налоговой политики, государственного законодательства. Принуждение часто обосновывается политической философией, требующей подчинения личных интересов общественным.

Как бы там ни было, государство всегда, во все времена и во всех странах оказывало ключевое влияние на функционирование экономики, и вследствие этого, на развитие общества в целом. Таким образом государственное регулирование является важной частью функционирования экономики и, поэтому, заслуживает самого пристального внимания.




Понятие экономической системы и современные классификации экономических систем

Одно из самых важных понятий в науке о государственном управлении экономикой – "экономическая система". Экономическая система – это совокупность взаимосвязанных социальных и правовых институтов, в рамках которой с целью достижения экономического равновесия используются определенные приемы и способы действий, выбираемые применительно к преобладающим в обществе побудительным причинам хозяйственной деятельности.

На протяжении всего ХХ в. российская экономическая система формировалась, главным образом, под воздействием государства. Можно по-разному классифицировать существовавшие экономические системы. В советский период главным критерием различия экономических систем было господство какого-либо вида собственности на средства производства. Поэтому выделялись первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая, коммунистическая (первый этап – социалистическая) социально-экономические формации. Если за основу классификации взять популярную идею экономического равновесия, то выделяются следующие экономические системы: экономика домашнего хозяйства, экономика феодального поместья, бюргерское хозяйство, ремесленное производство, автаркическое хозяйство. В товарной экономике в зависимости от экономического режима обычно выделяют рыночную (капиталистическую), централизованную плановую (СССР с 1928 г. по 1985 г.) и рыночную коллективистскую экономику (бывшая Югославия, скандинавские страны). В настоящее время все популярней становится принцип разделения экономических систем XX-XXI вв. на капитализм, ориентированный на максимизацию прибыли, и этатизм, ориентированный на максимизацию власти.

Россию начала XXI в. нельзя отнести ни к какой из существовавших ранее экономических систем. Сейчас современный период развития страны многие называют переходным, а экономику – смешанной. В переходный период государственное регулирование экономики должно быть количественно определенным, нормативным воздействием на все хозяйствующие субъекты. Как и при любом виде управления, процессу регулирования должен предшествовать анализ сложившейся хозяйственной ситуации с учетом исторических, национальных, психологических особенностей развития (менталитета) общества. Только после этого могут быть сформулированы и приняты цели и задачи дальнейшего функционирования экономики с максимальным набором количественно определенных индикаторов и показателей. При этом необходимо изучать опыт государств, находящихся на более высокой стадии экономического развития, а также стран с низким экономическим потенциалом, но которые близки России по своему национальному и историческому типу.

Сама экономика выступает как подсистема по отношению к обществу в целом, поскольку существование последнего, его развитие далеко не исчерпываются чисто экономическими процессами. Общество с определенной социально-классовой структурой, политической системой, культурным уровнем, моральными и эстетическими установками, юридическими нормами представляет, с точки зрения экономики, своеобразную внешнюю среду, с которой взаимодействует национальное хозяйство. Во влиянии внешней среды на экономику следует выделять сторону, которую можно условно назвать "технической", или биологической (совокупность природных и географических факторов и имеющегося производственного потенциала), и социальную сторону. Социальная составляющая представляет, на наш взгляд, первостепенный интерес для управления, поскольку специфика ее воздействия на экономику определяет характер развития всей системы.


Теоретические воззрения, оказавшие влияние на формирование экономической системы РФ

Проблемы государственного управления экономикой в ХХ в. вышли на первый план в развитии большинства стран мира.

На наш взгляд, современная экономическая система России сформировалась, в основном, под влиянием следующих экономических теорий:


  • социализм – Карл Маркс – В.И. Ленин;

  • кейнсианство – Джон М. Кейнс;

  • монетаризм (количественная теория денег) – Милтон Фридмен;

  • конвергенция – Джон К. Гэлбрейт.

Централизованное управление экономикой России было введено для реализации идей социализма. В определенной степени марксистская теория является экономико-теоретическим воплощением многовековых представлений о всеобщем благоденствии и равенстве.

В соответствии с теорией К. Маркса и создателя большевистской партии в России В.И. Ленина на протяжении нескольких десятилетий в Советском Союзе, пришедшем на смену Российской империи, органы власти и управления при абсолюте государственной собственности на средства производства ставили задачу быстрого роста экономического потенциала страны и завоевания ее господствующего положения в мировой политике. После достижения определенного уровня развития хозяйства (в середине 50-х гг.) страна стала решать и вопросы повышения уровня жизни населения. Для экономики России до 1991 г. также характерно наличие своеобразной денежно-финансовой системы, которая в основном заменялась планово-распределительной.

Быстрая индустриализация страны потребовала выработки такой экономической политики, какой еще не было в истории. В Советском Союзе возникло директивное планирование, при котором органы управления определяли объем производства каждого предприятия, планировали уровень заработной платы почти во всех отраслях народного хозяйства. Экономика при этом изолировалась от мирового сообщества, и, в основном, экономические связи осуществлялись только со странами с аналогичным режимом. Исключение делалось для приобретения товаров, которых ощутимо не хватало или которые вообще не производились в отечественном государстве.

С 70-х годов страна стала все сильнее отставать от ведущих стран мира. Так, в 1990 г. Советский Союз, по оценке ООН, находился на 33-м месте в мире из 173 стран по индексу развития человеческого потенциала (ИРЧП). ИРЧП измеряется на основе ожидаемой продолжительности жизни, скорректированного дохода на душу населения в единицах паритета покупательной способности валюты и достигнутого уровня образования. Как негативный результат современного развития можно рассматривать показатели 2001 г.: Россия по ИРЧП занимала 60-е место в мире и для сравнения: Норвегия – 1-е место, США – 6, Португалия – 28, Чехия – 33, Эстония – 42, Беларусь – 56 (относительно высокий ИРЧП РФ достигнут во многом за счет уровня грамотности населения России – 99,6% – одного из самых высоких в мире).

В период перестройки (1985-1991 гг.) в России все больше внимания обращали на теорию Дж.М. Кейнса. Кейнсианство, созданное в 30-е гг. ХХ в., по всемирному признанию, послужило теоретической основой выхода США, Великобритании из глубочайшего экономического кризиса, который охватил их и почти все капиталистические страны мира в конце 20-х – начале 30-х гг. Неэффективность политики laissez-faire (нерегулируемого рынка) заставила президента США Ф.Д. Рузвельта пойти на активное вмешательство государства в экономику.

Для процветания страны, по кейнсианской теории, в экономическом регулировании политике государства необходимо осуществлять устойчивый рост национального дохода и высокую занятость трудоспособного населения. Во многом рост хозяйства зависит от совокупного спроса, который определяется тремя составляющими: потреблением населения, инвестициями предприятий и государственными расходами.

При реализации теории Дж. Кейнса правительство проводит активную бюджетно-финансовую политику: увеличивает количество и размеры налогов, расширяет государственные закупки, капиталовложения, непосредственно влияет на занятость населения. С тех пор рыночное государство стало осуществлять бюджетное финансирование нерентабельных отраслей промышленности, сельского и коммунального хозяйства, выплату пособий. Не менее важным направлением для правительства стало регулирование операций на открытом рынке, изменение количества денег в обращении, контролирование учетной ставки национальной банковской системы, увеличение норм обязательных резервов коммерческих банков. Дж. Кейнс не ограничивал масштабами доходной части государственного бюджета и допускал дефицитное финансирование. Он считал, что темпы инфляции могут безболезненно регулироваться государством, так как оно определяет размеры бюджетного дефицита и эмиссии денег.

Использование инструментов кейнсианской теории позволило промышленно развитым странам Европы, Северной Америки добиться устойчивого экономического роста в послевоенный период. По мере развертывания научно-технической революции эти страны отказывались от глобального кейнсианства, а международные финансовые организации внедряли новые либеральные экономические теории.

Высокая инфляция 60-70-х гг. вызвала крушение Бреттон-Вудской валютной системы, действовавшей в 1946-1971 гг., по которой был внедрен золотовалютный стандарт, установлены фиксированные валютные курсы, обратимость валют, и урегулирование отрицательных платежных балансов капиталистических стран могло производиться только золотом. С 70-х гг. политики многих стран внедряют монетаристскую теорию М. Фридмена – лидера чикагской школы. В соответствии с ней основа рыночных отношений – это саморегулирующая устойчивая система, которая обеспечивает политическую свободу и экономическую эффективность. Основное внимание должно уделяться борьбе с инфляцией, которая возникает из-за непомерно быстрого роста количества денег по отношению к объему производства. Вина правительства состоит в том, что оно, допуская увеличение своих расходов, пропорционально не увеличивает налоги. По Фридмену, следующими важными причинами инфляции являются стремление к полной занятости и большие государственные расходы. Надо также позволять обществу контролировать финансовую политику правительства.

Монетаристы, опираясь преимущественно на консервативную часть капиталистического общества, пошли на свертывание государственных социальных программ, увеличение доли частной собственности. В настоящее время эта политика усиленно пропагандируется Международным валютным фондом и Всемирным банком.

Важное влияние, на наш взгляд, на формирование современной экономической политики России оказала теория Дж. Гэлбрейта – конвергенция двух систем: капиталистической и социалистической. Еще в 60-е гг. он считал, что и Запад, и Советский Союз переросли рыночную экономику. В основе общественного развития лежит эволюция производительных сил. Гэлбрейт пришел к выводу, что государственное планирование – объективная потребность современной промышленности. Исследуя деятельность американских монополий по ограничению рыночной стихии внутрифирменным планированием, он объясняет потребность в планировании усложнением технологии производства, значительным увеличением инвестиций в новую технику, потребностью в специализированных кадрах и т.д. Было введено в науку понятие "техноструктура" – особый слой профессионалов-менеджеров, обладающих специализированными знаниями, опытом и способностями для решения организационно-управленческих задач в условиях резко возросшего технологического уровня современного производства.

При рассмотрении теорий, оказывающих влияние на российскую экономическую политику, невозможно ограничиваться узким набором трех-пяти, пусть самых "продвинутых" научных воззрений. Так, нельзя не отметить теорию экономического порядка В. Ойкена, которая успешно реализована в Германии, когда социальные цели получили приоритетное место в экономической политике государства и деятельность различных структур общества измеряется с учетом достижения социального эффекта.

В современных условиях на отечественную экономическую политику могут повлиять: колебания мировых цен на нефть, газ и другие ресурсы, сохранение невысокого уровня жизни населения, нарастающая напряженность в обществе, материальный износ основных фондов, снижающий качество производимых экспортных товаров, приход к власти новых партий и лиц, их стремление к олигархии, беспредельное либеральное предпринимательство, необходимость заигрывания с большой оппозицией и т.д.


Рынок и границы госрегулирования и планирования экономики Российской Федерации

Экономический потенциал СССР к концу 80-х гг. достигал 60% от потенциала США. Созданные в советский период промышленные предприятия были ориентированы на громадный внутренний рынок Союза, на потребности социалистических стран Европы, а суммарно в них проживало примерно 400 млн чел. Сейчас рынок резко сократился, но de facto Россия может сохранять экономический протекторат почти на всей территории бывшего СССР. Предприятия, получившие еще в 1990-1992 гг. экономическую самостоятельность, используя громадные природные ресурсы России, подготовленные квалифицированные кадры, могли перейти к рыночному хозяйству с минимальными социальными потерями.

Выбранный правительством переход к рыночным отношениям посредством "шоковой терапии" практически привел экономику в конце 90-х гг. к деиндустриализации и развалу сельского хозяйства, которое и раньше не отличалось высокой эффективностью.

При определении размеров рынка, влияния на него государства в нашей действительности необходимо учитывать особенности развития России. Безусловно, на экономическое поведение, экономическую культуру оказывает влияние относительно недавний выход населения из сельских общин после земельных реформ Александра II и П.А. Столыпина.

Большое значение для России имеет реальность социалистического развития страны на протяжении советского периода. Коммунисты с конца 20-х гг. ликвидировали безработицу, ввели бесплатное начальное, а потом и среднее и высшее образование для всех, бесплатные услуги здравоохранения, предоставили широкий доступ к культуре, поездкам по стране и т.п. По существу мы в большинстве своем стремимся сейчас получить плюсы капиталистического общества (высокие и сверхвысокие доходы, свободу, отсутствие контроля за поведением и т.п.) и иметь полностью социально-экономические достижения советского социализма, отбросив его негативные черты. Характер действий органов власти дает основание утверждать, что многие кризисные явления порождены занижением роли государства в период перехода к смешанной экономике. При абсолютном господстве госсобственности, по всей видимости, надо было идти по пути:


  • трансформации централизованного директивного планирования в индикативное (рекомендательное);

  • государственного стимулирования создания малых и средних предприятий;

  • сохранения контроля над действиями естественных монополий;

  • расширения инфраструктуры рынка товаров и услуг;

  • развертывания с помощью государственного центрального банка сети автономных коммерческих банков;

  • создания адресной социальной защиты для лиц, имеющих фиксированные доходы.

Необходимо принять государственное регулирование экономики в виде системы опирающихся на законодательную основу мер и мероприятий, воздействующих на хозяйственные субъекты для достижения устойчивого роста и социального благополучия. Одним из главных интегрированных показателей вмешательства государства в экономику следует считать долю расходов бюджета от валового внутреннего продукта (ВВП), направляемых на развитие национального хозяйства.

Здесь перечислены основные моменты социально-экономической политики государства в переходный период. Полагаем, что в некоторых случаях эффективнее вернуться к стартовым условиям, чем на протяжении многих лет, отрицая свои просчеты, исправлять современную экономическую ситуацию. Например, можно было бы вернуться к стратегическому планированию, используя опыт Франции, Японии, Нидерландов.

Необходимо использовать опыт Китая. С конца 70-х гг. в социалистическом Китае начался переход к такой экономике, которая бы сочетала обязательное планирование, необходимое для решения крупных народно-хозяйственных проблем, с широким использованием экономических рычагов, построенных на основе товарно-денежных отношений. Регулирование экономики происходит на базе экономического законодательства. При сохранении в государственной собственности крупных ведущих предприятий, которые имеют прерогативное ресурсное обеспечение, в Китае в настоящее время неуклонно растет количество частных предприятий. При этом государство сохраняет контроль над ценами (пусть и "плавающими"), регулирует размеры заработной платы, банковский процент и т.д.

В 90-е гг. Китай имел наиболее высокие в мире темпы экономического роста (в среднем 10% в год), что свидетельствует о хороших предпосылках выполнения поставленной двадцать пять лет назад задачи: к середине XXI в. стать высокоразвитым промышленным государством.

Государство в переходный период должно, применяя различные экономические теории стран, которые добиваются позитивных сдвигов в национальном хозяйстве, не игнорировать особенности своей экономики и имеющийся положительный опыт отечественного развития. Это позволяет говорить, что государственное регулирование в России должно расширяться, если мы хотим добиться и экономического роста, и решения социальных задач общества.

Нормативно-правовую базу индустриальных государств можно условно разделить на три типа:



  • минимальное вмешательство государства в экономику (либерализм) и нейтральность основных законов и принимаемых нормативных актов по отношению к социально-экономическим проблемам;

  • увеличение государственного регулирования хозяйственной жизни, вплоть до всеобщей государственной собственности и полного отрицания частной (социализм);

  • расширение социального аспекта в управленческих функциях государства и свобода выбора за организацией типа хозяйствования (социальная демократия).

В 1992 г. в соответствии с указами Президента РФ был осуществлен переход к "радикальному" реформированию экономики. Изменения в ее управлении и функционировании можно свести к трем укрупненным направлениям:

  • либерализация цен и отказ от контроля над ценами на большинство потребительских товаров;

  • разгосударствление и приватизация государственной собственности, равенство всех форм собственности;

  • ликвидация монополии государства на внешнеэкономическую деятельность.

Политическая система в РФ не создала рамки для нормального функционирования экономики, осуществления эффективной денежно-финансовой политики. Принятые в Конституции и Гражданском кодексе декларативные положения о формировании максимально благоприятных условий для эффективного хозяйствования товаропроизводителей всех форм собственности пока не подкреплены необходимыми решениями на правительственном уровне, мезо- и микроуровне.

С середины 90-х гг. Государственная Дума Российской Федерации развернула активную деятельность по формированию современной нормативно-правовой базы России. Почти по каждому направлению социально-экономической жизни (исключение, может быть, составляют "теневая" экономика, валютное "отмывание" и некоторые другие) были приняты базовые законы.

В 2000-2003 гг. второй Президент РФ приступил к юридическому реформированию основных секторов общества. В этот период были приняты Налоговый, Трудовой, Уголовно-процессуальный кодексы, законы о реформировании судебной, пенсионной систем, об охране природы и др. Безусловно, необходимость в этих законодательных актов назрела давно. Главное противоречие, на наш взгляд, быть может в том, что созданные нормативные акты могут недостаточно реально оценить доходную часть бюджетов субъектов Федерации и местных бюджетов, финансовое положение предприятий, доходы рядовой российской семьи. Все это может привести к ситуации, аналогичной началу 90-х гг., когда слишком большая надежда на правовую реформу и принятие юридических решений по всем направлениям жизни государства привели, можно сказать, к юридическому коллапсу. По нашему мнению, администрация Президента, Правительство, Государственная Дума все больше находятся в отрыве от субъектов Федерации и минимально учитывают социально-психологические настроения населения.


Заключение

Выше были рассмотрены основные методы и инструменты государственного регулирования экономики. Видно, что в арсенале государства имеется широкий набор средств и методов регулирования экономики, от регулирования экономического законодательства, устанавливая тем самым правила поведения экономических агентов, до воздействия на денежный рынок с помощью политики учетной ставки. Однозначно определить, где находится грань между цивилизованным регулированием экономики и грубым вмешательством в рыночные механизмы на сегодняшний день очень трудно. Недаром на этот счет существует множество мнений, некоторые из них и были вкратце рассмотрены выше. Со всей уверенностью можно лишь сделать вывод о том, что государственное регулирование экономики необходимо и обсуждать стоит лишь степень государственного вмешательства и его методы. Пожалуй, наиболее правильным принципом здесь будет следующий - конкуренция должна обеспечиваться везде, где возможно, регулирующее воздействие государства - везде где необходимо. И уж конечно неприемлемы меры “физического воздействия” на рыночные механизмы, которые могут подорвать всю экономическую систему.



Для сегодняшней России, в период перехода к рынку, особенно важно государственное регулирование. После десятилетий тотального диктата государства в экономике, высказываются мнения о полном отказе от государственного вмешательства в экономику. Видимо, истина, как всегда, где-то посередине. Именно поэтому для России важен мировой опыт государственного регулирования экономики, который и нужно изучать.


Список используемой литературы


  1. Кособоков А.Л. Государственное регулирование экономики: формы и методы факультет/ Москва 1996 г.

  2. В.В. Мищенко Государственное регулирование экономики

  3. Кушлин В.И. Государственное регулирование экономики / Москва 1999 г.

  4. Крюков Р.В. Государственное регулирование национальной экономики/ Москва 2000 г.

  5. В.А. Бажанов, Государственное регулирование экономики/ Москва 1998 г.



Смотрите также:
«Экономическая система как объект государственного регулирования»
160.33kb.
1 стр.
Индивидуальное предпринимательство как объект государственного регулирования: институциональные условия и механизмы поддержки на этапе восстановительного роста экономики региона
301.54kb.
1 стр.
Взгляд на ото. Анизотропия физического континуума
238.9kb.
1 стр.
Состав делегации деловых кругов Баварии
174.53kb.
1 стр.
Совершенствование государственного регулирования института электронных денег в экономике России 08. 00. 01 Экономическая теория
328.12kb.
1 стр.
Что такое система и структура. Наш мир наполнен многообразием различных объектов. Нередко мы употребляем понятия» простой объект», «сложный объект»
89.16kb.
1 стр.
1 Система, свойства, характеристика и классы. Управление и проектирование систем. Экономическая система (ЭС) и экономика
316.11kb.
3 стр.
Современное состояние и актуальные вопросы Государственного регулирования внешнеэкономической деятельности Казахстана
1635.68kb.
7 стр.
Контрольная работа по ценообразованию цели и задачи государственного регулирования цен. Страховой тариф как элемент системы цен
215.35kb.
1 стр.
Решение коллегии Министерства образования РФ от 25. 09. 2001 №14/1
188.91kb.
1 стр.
Система государственного управления России в XV-XVII веках и её документационное обеспечение
48.06kb.
1 стр.
Планы семинарских занятий «Теория социально-экономической географии» тема №1 : Предмет и объект социально-экономической географии. Социально-экономическая география (сэг) в системе наук
86.2kb.
1 стр.