Главная
страница 1страница 2страница 3
Доклад

Уполномоченного по правам человека в Удмуртской Республике о своей деятельности в 2010 году



1. Организация, задачи и направления деятельности

В соответствии со статьей 18 Закона Удмуртской Республики «Об Уполномоченном по правам человека в Удмуртской Республике» доклад содержит оценки, выводы и рекомендации, относящиеся к защите прав и свобод граждан.

С 22 марта по 22 апреля в городах и районах проведены выездные личные приемы граждан; результаты обсуждены с главами районов и городов (за исключением Красногорского и Сюмсинского районов); доведены до населения через местную печать (за исключением Малопургинского района) и на пресс-конференциях (г. Воткинск, г. Можга, г. Сарапул).

По итогам выездных приемов проинформирован Президент Удмуртской Республики А.А.Волков. Меры по разрешению коллективных и резонансных конфликтов рассмотрены на встрече с Председателем Правительства Удмуртской Республики Ю.С.Питкевичем. Информация представлена Председателю Государственного Совета Удмуртской Республики А.В.Соловьеву, а также по личной просьбе направлена Главному федеральному инспектору по Удмуртской Республике Р.Ф.Идрисову.

Организован прием граждан по месту расположения Уполномоченного в здании Государственного Совета Удмуртской Республики.

Посещены 36 учреждений социального обслуживания, образования, здравоохранения, а также учреждения УФСИН: ИК-7, КП-10, СИ-1 и ИК-8.

Заключено соглашение о взаимодействии с Удмуртским транспортным прокурором. В настоящее время действует 12 соглашений с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти и общественными организациями. Соглашения содействуют защите прав граждан. Совместно с Главным судебным приставом осуществлен прием граждан в г. Глазове и п. Игра; Общественным советом при МВД проверены условия содержания в ИВС; Прокурором республики проведены рабочие встречи по рассмотрению конфликтных ситуаций.

Уполномоченный участвовал в 45 крупных мероприятиях, в частности, 30 июня в г. Ижевске – Координационном совете при Управлении Минюста по организации бесплатной юридической помощи населению; 20 августа в п. Ува – Фестивале СМИ «Вся Удмуртия – 2010» о проблемах взаимодействия и сотрудничества со средствами массовой информации по защите прав граждан; 29 октября в с. Ягул Завьяловского района – Республиканском форуме «Освоение ценностей религиозных культур как одной из основ духовно-нравственного становления личности»; 9 декабря в с. Якшур-Бодья – Республиканской конференции «О взаимодействии Советов отцов и Советов женщин по предупреждению насилия в семье»; 24 декабря в г. Ижевске - на итоговом занятии обучающего курса для инвалидов «Школа бизнеса и предпринимательства».

Информация по вопросам деятельности на удмуртском и русском языках размещалась в ГУП УР «ТРК «Удмуртия», ТК «СТС – Ижевск», ТГРК «Удмуртия», «НТВ», «Россия», «5 канал», газетах «Известия Удмуртской Республики», «Удмуртская правда»,
«Удмурт дунне», «АИФ в Удмуртии», «Московский комсомолец в Ижевске», «Комсомольская правда – Удмуртия», «Аргументы и факты в Удмуртии», районных и городских газетах.

За год принято 3604 обращения, по ним обратилось 5816 граждан, из них 55% оказана реальная помощь, остальные направлены для рассмотрения по подведомственности или по ним даны консультации. Среди обратившихся 56 женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком, 98 многодетных матерей, 74 предпринимателя, 12 фермеров, 152 участника войны и боевых действий и их вдов, 38 погорельцев, 125 сирот, 35 воспитателей детских садов, 23 организации, 25 депутатов всех уровней. В целом - работники производственной сферы, государственные и муниципальные служащие, медицинские и педагогические работники, пенсионеры и инвалиды, безработные, переселенцы, военнослужащие.



2. Соблюдение жилищных прав

Защита жилищных прав остается одним из основных направлений деятельности.

Уполномоченный содействовал исполнению федерального законодательства о предоставлении жилья участникам и вдовам погибших (умерших) участников Великой Отечественной войны (далее – участники войны), нуждающимся в улучшении жилищных условий. Согласно жалобам, основаниями для отказа являлось то, что граждане или не встали на учет до 1 января 2005 года, или не предоставили акт специализированной организации по обследованию имеющегося жилья на его непригодность для проживания, или не признаны малоимущими.

Сложности возникли со вторым основанием. Местные органы власти не рассматривали заявления без акта специализированных организаций, а участники войны отказывались проводить обследования за свой счет из-за высокой стоимости услуг по составлению акта (8-30 тыс.руб.). Усматривая в этом нарушение их прав, Уполномоченный обратил на него внимание Минстроя УР, которым распространено разъяснение о том, что заключение специализированной организации требуется при признании дома аварийным, а законодательство о предоставлении жилья участникам войны такого требования не содержит, достаточно комиссионного обследования. В г. Ижевске сослались на отсутствие средств в бюджете, по нашему обращению прокуратура указала на необоснованность такой позиции.

По первому и третьему основаниям были отдельные разногласия, но они совместно с местными органами власти устранены. В частности, администрация г. Можги первоначально отказала в постановке на учет по мотивам не признания малоимущим участника войны П.Е.О-ова. По нашему разъяснению администрация свое решение пересмотрела. В октябре заявитель переехал в благоустроенное жилье.

По всем 59 обращениям проведены обследования жилья, по 29 из них приняты решения о выделении жилищных сертификатов.

По вопросам капитального ремонта жилья обратились 130 граждан, по одной трети из них после обследования жилищных условий приняты решения о проведении ремонта за счет средств, направленных на реализацию программы Фонда развития ЖКХ. С жалобами о расселении ветхого жилья в основном обращаются из Сарапула, Камбарки, Кеза.

Каждое обоснованное обращение по жилью рассматривается так, что если в досудебном порядке не получается защитить права граждан, то инициируем обращение в суд. Подготовлено 42 иска о понуждении к ремонту или предоставлению жилых помещений вследствие аварийных условий проживания семей. Большинство из них уже рассмотрено.

Так, многие годы не рассматривался вопрос о капитальном ремонте дома из пеноблока по адресу: п. Игра, ул. Зеленоградская, 1а, перекрытия и несущие балки крыши которого разрушаются, в одной из квартир обвалился потолок. По жалобам жильцов Уполномоченный организовал обследование дома с выездом на место с участием Государственной жилищной инспекции, которой подтверждена обоснованность жалобы. Заявителям представлены акты проверки, оказана помощь в подготовке документов для суда. Ранее приведена информация о пожилой супружеской паре, переехавшей из Барнаула в Сарапул, которая по предложению случайной знакомой под видом договора пожизненного содержания оформила куплю-продажу квартиры, в судебном порядке выселена на улицу и оказалась в приюте для бездомных. Нами с участием прокуратуры республики инициирован процесс по восстановлению прав пожилой пары на квартиру, спустя 10 месяцев пожилая пара вернулась в свою квартиру.

Поступило 175 жалоб в отношении управляющих компаний по вопросам ремонта жилья, оплате за ЖКУ, использованию общего имущества и придомовой территории. В соответствии с Жилищным кодексом РФ контроль за порядком расходования средств на содержание и ремонт жилья возложен на общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме. Однако эта норма не работает, собственники ею не пользуются: собрания или не проводятся, или проводятся под диктовку управляющих компаний, опрос мнения в форме заочного голосования по так называемым опросным листам проводится сугубо по поставленным вопросам, результаты не проверяются. Управляющие компании не предоставляют сведения о расходовании средств, обоснованию размеров платежей и тарифов за ЖКУ.

В адрес субъектов права законодательной инициативы направлены предложения об установлении ответственности компаний за предоставление информации об объеме, перечне, качестве услуг и работ, обоснованности установленных платежей и по дополнению полномочий жилищной инспекции функциями контроля за соблюдением управляющими компаниями сроков отчета перед собственниками жилья и порядка проведения собраний, что позволит существенно снять напряжение в этой сфере и одновременно воспитывать «ответственного управдома».

По обращениям Уполномоченного результативно работает с управляющими компаниями Администрация МО «город Воткинск». Так, по жалобе Э.В.Б-вой администрация направила в суд иски об отчуждении у коммерческой организации двух квартир из-за их нецелевого использования; по жалобе С.М.К-ова и В.Н. С-вой – обязала управляющую компанию провести капитальный ремонт домов.

За последние годы отказ в проведении ремонта муниципального жилья мотивируется отсутствием средств в местных бюджетах. Безусловно, это лучше, чем давать нереальные обещания, но в том и другом случае исполнение закона поставлено в зависимость от наличия средств.

В одном сельском районе почти три года не исполняется решение суда о капитальном ремонте дома со сметой свыше 700 тыс. руб. Служба судебных приставов оштрафовала главу администрации на 15 тыс. руб. и уже четыре раза предупредила об уголовной ответственности по ст. 315 УК РФ (неисполнение должностным лицом вступившего в законную силу решения суда). Мы видим выход из подобных ситуаций с участием бюджетов всех уровней.

Поступают жалобы по размещению магазинов в цокольных этажах жилых домов и строительству объектов на придомовых территориях. Так, 47 жителей дома № 130 по ул. Воровского

г. Ижевска обратились с жалобой на нарушение санитарных норм звукоизоляции и присутствие сильных запахов из-за размещения в доме ресторана «Веранда». По нашей инициативе усилена приточная вентиляция, проведены работы по размещению шумоизолирующих покрытий и переносу звуковых колонок.

К сожалению, местные органы власти порой предоставляют разрешительные документы на строительство без проведения государственной экспертизы проекта строительства. В частности, администрацией города Ижевска разрешено строительство торгового павильона на придомовой территории домов №№40, 60 и 62 по ул. Ворошилова (коллективная жалоба 93 жильцов указанных домов Уполномоченному).

В соответствии с п. 2 ст. 49 ЖК РФ обязанность предоставления малоимущим гражданам социального жилья возложена на органы местного самоуправления, однако передача средств из федерального бюджета для выполнения указанных полномочий не предусмотрена. В результате граждане не могут воспользоваться этим правом. Проведенным мониторингом установлено, что на получение социального жилья в районах и городах состоят на учете от 200 до 2000 человек. Это – малоимущие граждане, не располагающие доходами для оплаты ипотечных кредитов, движения в очереди нет. Уполномоченный просит Минстрой УР рассмотреть ситуацию с соблюдением прав граждан на социальное жилье для возможной подготовки предложений Федеральному Собранию РФ.

Вопросы обустройства дорог, обеспечения водой и газом населенных пунктов внешне чисто технические, однако граждане по ним регулярно обращаются, в частности, из Сарапула, Глазова, Игры, Алнашей, Красногорского и других районов. И нужно признать, что совместная работа с Минстроем и местными органами власти позволяет снимать напряженность.

При содействии Минстроя разрешен длительный конфликт в с. Пугачево Малопургинского района по доступу к питьевой воде. В 2008 г. мы изучили ситуацию с выездом на место, встретились с руководством района и Минстроя. В конце того же года проложены первые метры водопровода, на следующий - выделены средства для прокладки 120 метров, а в десятом – уложены последние 350 м.

13 июля 51 житель улиц Алнашская, Свободы, Дорожников, Магистральная, Мелиоративная, Широкая, Березовая, Кедрова, Дорожная, Цветочная с. Алнаши обратился с коллективной жалобой о неудовлетворительном обеспечении питьевой водой. С 80-х годов прошлого века жители села испытывают перебои с питьевой водой. Так, дебит воды в скважинах микрорайона Южный составляет 13,6 м3 в час при минимальной потребности 460 домовладений 20 м3 в час; в целом по селу имеющихся запасов питьевой воды в скважинах едва хватает на хозяйственные нужды, но в летний период 2009–2010 гг. жители были вынуждены прибегнуть к подручным средствам для подвоза воды с водоемов за пределами села.

По согласованию с Президентом Удмуртской Республики Уполномоченный выехал на место, осмотрел высохшие водонапорные башни и колонки, провел рабочее совещание с участием главы района С.А.Токарева, заместителя главы администрации района по строительству и ЖКХ, главы муниципального образования «Алнашское», главного инженера МУП «КомСервис». Участники совещания расценили ситуацию как чрезвычайную и критическую, требующую принятия мер по устойчивому водоснабжению и пришли к выводу о необходимости дополнительного ввода двух артезианских скважин. Материалы переданы Президенту Удмуртской Республики, по ним даны поручения.

Серьезный конфликт в связи с малоэтажным строительством возник в Глазове. Застройщик, получив разрешение администрации города на строительство индивидуального жилого дома, в действительности построил 8-квартирный дом, в 2009 г. продал квартиры в долевую собственность граждан с регистрацией договоров купли-продажи в Росреестре. В апреле 2010 г. факт постройки многоквартирного вместо индивидуального дома стал известен разрешительным органам, от дома отключили систему холодного водоснабжения, что повлекло отключение отопления и канализации, планировали отключить электроснабжение. По жалобе инвалида 1 группы, приобретшей долю в виде отдельной квартиры, Уполномоченный принял меры к защите ее прав и прав других жильцов, рекомендовал разрешительным органам подобные нарушения предупреждать на стадии предоставления разрешения на строительство и контроля за строительством, заручился поддержкой своей позиции со стороны Глазовской межрайонной прокуратуры.

Жалобы по жилищным правам составляют почти треть от общего количества обращений (1161), по 54% оказана реальная помощь. Этому содействовали Минстрой УР, главы городов и районов, прокуратура.



3. Соблюдение трудовых прав

Право на труд является одним из базовых в системе основных прав человека, реализация данного права обеспечивает жизнедеятельность человека и членов его семьи, является важным условием социализации личности.

К сожалению, в рыночных условиях, при наличии большого количества работодателей трудовые права соблюдаются не во всех случаях. Из года в год поступают обращения о нарушении трудовых прав женщин в связи с беременностью. Их немного, но каждый факт является грубым.

При проверке жалобы ижевчанки К.О.Н-вой установлено, что заявительница по результатам собеседования допущена к работе, ей определены трудовые обязанности, режим рабочего времени, рабочее место, условия оплаты труда, от нее принята трудовая книжка, в процессе работы успешно справлялась с трудовыми обязанностями, однако через полгода в связи с беременностью ее подвергли дискриминации: не допустили к работе, вернули трудовую книжку без записи о приеме. При нашем содействии трудовые права женщины восстановлены в судебном порядке.

Государство гарантирует право на безопасные условия труда, социальное обеспечение на случай временной нетрудоспособности, на объективное расследование и выявление причин и условий несчастного случая на производстве.

Так, работница ООО «Центр-клининг» в марте 2010 г. сообщила, что в ноябре 2009 г. во время работы получила серьезную травму, однако расследование несчастного случая не проводилось. Принятыми нами мерами права заявительницы защищены, проведено расследование несчастного случая и оплачены листки нетрудоспособности, за нарушение законодательства о труде и охране труда работодатель привлечен к ответственности.

В результате падения с лестницы на территории молочнотоварной фермы работница ООО «Рассвет» Малопургинского района получила травму, что стало основанием для ее направления на медико-социальную экспертизу для установления инвалидности. При подготовке документов заявительница узнала, что вина за производственную травму в полном объеме возложена на нее. По ходатайству Уполномоченного Государственная инспекция труда провела дополнительное расследование, по результатам которого выдано обязательное для исполнения предписание о переоформлении акта о несчастном случае на производстве, кроме того, за нарушение нормативных правовых актов по охране труда виновные лица привлечены к административной ответственности.

Работник ООО «Балезинский ЛПХ» О.А.С-ов получил тяжелый перелом ноги при работе на пилораме, длительное время находился на больничном, для восстановления функций ноги требовалась сложная операция, для оплаты которой не было средств. Работодатель согласился оплатить операцию при условии заключения возмездного договора займа с начислением процентов, после чего мать пострадавшего обратилась к Уполномоченному. По результатам проверки договор займа расторгнут, уплаченные работодателем за операцию деньги учтены в составе платежей на обязательное страхование.

Допускаются нарушения иных трудовых прав граждан.

За год поступило 278 обращений по трудовым конфликтам, 49% из них разрешены при участии Уполномоченного.



4. Соблюдение социальных прав

Граждане реагируют на изменения социального законодательства, прямо или косвенно затрагивающие их благополучие.

Приведение медицинской сети к нормативам объемов стационарной медицинской помощи в соответствии с требованиями Программы государственных гарантий оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи, утвержденной постановлением Правительства РФ от 02.10.2009 № 811, вызвало жалобы жителей сельской местности, где такая оптимизация особенно чувствительна.

Так, в связи с планируемым сокращением в терапевтическом, педиатрическом отделениях 5 из 15 койко-мест в каждом, а также закрытием отделения патологии и беременности на 7 койко-мест и гинекологического отделения на 4 койко-места Карсовайской участковой больницы обратились руководители сельскохозяйственных организаций, общественный актив и главы четырех поселений Балезинского района.

К сожалению, требования указанной Программы безальтернативны. Количество коек в Карсовайской участковой больнице превышало установленные нормативы, средствами для содержания дополнительных коек местные органы власти не располагали. В этих условиях Минздравсоцразвития РФ и Минздрав УР, куда мы обратились, рекомендовали часть сокращаемых терапевтических и инфекционных коек перевести в койки сестринского ухода и открытие дневных стационаров на дому.

Со стороны органов управления здравоохранения требуется постоянный контроль за принимаемыми мерами, здесь необходимы разумность и здравый смысл. При выезде в г. Воткинск по жалобе 52 женщин установлено, что в связи с сокращением в гинекологическом отделении Городской больницы №1 койко-мест круглосуточного пребывания, тяжело больных, поступающих в экстренном порядке, стали размещать не в палатах, откуда в рамках оптимизации убрали койки, а в общем проходном коридоре. По нашей рекомендации приказом главного врача резервные кровати возвращены в палаты.

Заслуживает дополнительного рассмотрения состояние профилактики туберкулеза. В прошлом со ссылкой на врачебную тайну Минздрав УР отказался от сотрудничества с Уполномоченным по жалобам по поводу досрочной выписки больных туберкулезом из стационаров за нарушение режима. Однако страдает не столько врачебная тайна, как здоровье людей. На основании коллективного обращения главы муниципального образования «Вараксинское», Совета женщин, Совета отцов и жителей Завьяловского района о неудовлетворительной работе по профилактике туберкулеза проведен мониторинг состояния этой работы в целом по республике, его результаты указывают на высокий уровень заболеваемости.

Так, за нарушение режима выписывается из Можгинского диспансера до 20%, Глазовского - 40%, Сарапульского и туберкулезного отделения Городской больницы №2 г. Воткинска - 60% больных. При этом больные с активной формой туберкулеза уклоняются от амбулаторного лечения и контрольных осмотров, разносят болезнь, совершают преступления. В исправительных колониях каждый десятый болен туберкулезом, из них 60% активной формой. В целом их количество в колониях за год возросло на 35,7%. Это результат недостаточной работы по выявлению источников заражения. Туберкулез зачастую выявляют врачи общей практики. Я не врач и ухожу от рассмотрения лечебных вопросов, но какой смысл вкладывать средства в лечение без принятия на федеральном уровне дополнительных гарантий охраны здоровья нации, в том числе в виде принудительных мер лечения злостных нарушителей лечебного режима, то есть в закрытых стационарах, и уголовной ответственности за уклонение от лечения и угрозу или заражение других лиц.

Полная информация о результатах мониторинга и рекомендациях представлена в Правительство Удмуртской Республики. По нашему мнению, наиболее слабым местом является выявление и профилактика источников заражения, ответственность за лечение опасной болезни. Присутствуют признаки свыкания с ситуацией, сосуществования с ней, чего применительно к туберкулезу близко быть не должно.

Переход на денежную форму предоставления мер социальной поддержки педагогическим работникам по оплате жилого помещения и коммунальных услуг завершил процесс монетизации данной меры поддержки всех льготных категорий граждан. Хотя обращения продолжают поступать, но нарушений, как правило, не усматривается.

Так, в связи с периодическими обращениями педагогических работников дополнительного образования детей, а также и учителей, проживающих по договорам коммерческого найма, следует иметь в виду, что субъектами права на льготы признаются педагогические работники общеобразовательных школ – учреждений основного образования, проживающие в государственном и муниципальном жилищном фонде или в жилом помещении, находящемся в собственности педагогического работника и (или) членов его семьи.

Совместно с администрациями муниципальных образований проводилась работа по погашению задолженности по поводу задержки денежных выплат педагогам по оплате жилых помещений и коммунальных услуг и классной работы.

Продолжали поступать обращения доноров по учету кроводач. Так, Н.С.Н-ров, 1953 г.р., неоднократно безуспешно обращался в Алнашскую ЦРБ. По нашему ходатайству проведена проверка, по результатам которой заявитель в соответствии с законодательством награжден нагрудным знаком «Почетный донор России».

Благодаря поддержке разрешаются малые и большие проблемы по защите и восстановлению прав граждан.

Ежегодно Уполномоченный рассматривает жалобы о нарушениях прав граждан на льготный проезд в пригородном и ином сообщении. Например, в Камбарском районе в связи с проблемами в проведении конкурса на право заключения договоров пассажирских перевозок граждане несколько месяцев были лишены права проезда по социальному проездному билету на городских и пригородных маршрутах.

Мы приняли меры по устранению нарушений, однако на перспективу проезд в общественном транспорте по социальным проездным билетам в районе не отлажен. По мнению прокурора и главы администрации района, организация перевозок по социальным проездным билетам является обязанностью органов государственной власти. Минсоцзащиты пояснило, что на министерство возложена функция возмещения выпадающих доходов транспортных организаций от реализации социальных проездных билетов, а вопросы организации и функционирования транспорта общего пользования, в том числе вопросы проведения конкурса на осуществление пассажирских перевозок, относятся к компетенции Минтранса. Однако из Минтранса ответили, что организация пассажирских перевозок относится к компетенции администрации района. Уполномоченный обратился к заместителю Председателя Правительства Удмуртской Республики Л.А.Чунаевой принять меры по защите прав жителей района на проезд по социальному проездному билету.

Продолжена работа по изучению условий проживания престарелых и инвалидов в учреждениях социального обслуживания. В этих целях посещены Алнашский дом-интернат для престарелых инвалидов, Глазовский и Сарапульский психоневрологические интернаты. Например, больные разного пола, страдающие тяжелой степенью умственной отсталости, проживают в общих помещениях Глазовского психоневрологического интерната, в результате чего возникают межличностные конфликты.

Результаты посещения доведены до сведения Минсоцзащиты. Согласно полученному ответу утвержден план мероприятий, предусматривающий капитальный ремонт и реконструкцию зданий учреждений социального обслуживания, подготовлен проект соответствующего постановления Правительства Удмуртской Республики.

Жалобы инвалидов, принятые на личном приеме, рассмотрены с участием администраций учреждений. В частности, отремонтированы сантехническое оборудование; переходы и места для прогулок оборудованы поручнями; осуществлены переводы в другие помещения и учреждения тех, кто на этом настаивал; оказана медицинская помощь тем, кто считал ее недостаточной; приняты иные меры, направленные на удовлетворение нужд престарелых и инвалидов.

Заслуживает поддержки проект Минэкономики УР по проведению дистанционных обучающих курсов для инвалидов «Школа бизнеса и предпринимательства» для обучения основам предпринимательской деятельности, повышения правовой и экономической грамотности, расширения возможностей по трудоустройству, вовлечения в малый бизнес инвалидов. С 15 ноября по 24 декабря за счет средств Республиканской целевой программы развития малого и среднего предпринимательства в Удмуртской Республике прошли обучение, защитили свои бизнес-планы и получили сертификаты 73 инвалида из 22 муниципальных образований.

По социальным правам поступило каждое четвертое обращение (886), по 51% из них оказана реальная помощь.


следующая страница >>
Смотрите также:
Закона Удмуртской Республики «Об Уполномоченном по правам человека в Удмуртской Республике»
393.25kb.
3 стр.
Доклад о деятельности уполномоченного по правам человека
688.92kb.
4 стр.
Закон удмуртской Республики о государственных наградах Удмуртской Республики и почетных званиях Удмуртской Республики Принят Государственным Советом Удмуртской Республики 17 апреля 2001 года
269.09kb.
1 стр.
Доклад по итогам деятельности Уполномоченного по правам человека в Республике Татарстан (далее Уполномоченный) подготовлен в соответствии со статьей 26 Закона "Об Уполномоченном по правам человека в Республике Татарстан"
422.08kb.
3 стр.
Государственная информационная система Удмуртской Республики «Система исполнения регламентов Удмуртской Республики»
111.27kb.
1 стр.
Управление охраны фауны удмуртской республики
217.18kb.
1 стр.
Программа семинара «Развитие экспортного потенциала предприятий Удмуртской Республики: продвижение продукции на зарубежные рынки»
52.87kb.
1 стр.
О порядке уведомления представителя нанимателя государственными гражданскими служащими Удмуртской Республики, замещающими должности государственной гражданской службы Удмуртской Республики в Администрации Президента и Правительства Удмуртской
85.56kb.
1 стр.
Население: Численность населения Удмуртской Республики на 01. 01. 2012 год
190.41kb.
1 стр.
Закона Республики Дагестан «Об Уполномоченном по правам человека в Республике Дагестан»
444.01kb.
3 стр.
Комплекс мер по модернизации общего образования Удмуртской Республики в 2012 году
63.96kb.
1 стр.
Доклад от 2 марта 2010 года о соблюдении прав и свобод человека и гражданина
432.19kb.
3 стр.