Главная
страница 1страница 2страница 3страница 4
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное

учреждение высшего профессионального образования

«Государственный университет управления»
ПРОГРАММА

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

История
по направлению подготовки

«Менеджмент», «Экономика»



Москва - 2012


УДК 94(470+570) (075)

П 78

6Н1

Ильюхов А.А., Костриков С.П. Рабочая программа дисциплины "История" для студентов специальностей «Менеджмент», «Экономика». – М.: ГУУ, 2011. – ... с.

С о с т а в и т е л и:

Зав. кафедрой истории и политологии доц. С.П. Костриков,

заместитель заведующего кафедрой по учебно-методической работе

проф. А.А. Ильюхов

О т в е т с т в е н н ы й р е д а к т о р

заведующий кафедрой истории и политологии

кандидат исторических наук, доцент

С.П. Костриков

О б с у ж д е н о

на заседании кафедры истории и политологии

... сентября 2011 г.


О б с у ж д е н а и о д о б р е н а

на заседании Совета по гуманитарному образованию

... сентября 2011 г. Протокол от ...

Ó А.А. Ильюхов, А.П. Костриков, 2012.

Ó ГОУ ВПО «Государственный университет управления», 2012.

Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное

Учреждение высшего профессионального образования

«Государственный университет управления»
Институт государственного управления и права
Кафедра истории и политологии

У т в е р ж д а ю

проректор по организации методической и учебно-воспитательной работы

проф. С.М. Зубарев

«___» _______________2012 г.

ПРОГРАММА

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

История
по направлению подготовки

«Менеджмент», «Экономика»

Код специальности 020802

Москва – 2012


Содержание

Цели и задачи освоения дисциплины……………………………………………………… 5
Место дисциплины в структуре ООП…………………………………………….. …………..5
Требования к результатам освоения дисциплины…………………………………………6
Объём дисциплины и виды учебной работы………………………………………………..7
Содержание дисциплины………………………………………………………………………8
Учебные мероприятия текущего и промежуточного контроля знаний студентов………………………………………………………………………………………………….14
Примеры тестовых заданий (контрольных вопросов) для оценки качества освоения дисциплины (модуля)…………………………………………………………………………...16
Самостоятельная работа студента. Тематика докладов и эссе………………………...23
Планы (примерные) семинарских занятий………………………………………..27
Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины…………………34
Материально-техническое обеспечение дисциплины……………………………………36
Методические рекомендации по организации изучения дисциплины…………………36

1. Цели и задачи освоения дисциплины
Целями дисциплины «История России» являются: сформировать у студентов комплексное представление о культурно-историческом своеобразии России, ее месте в мировой и европейской цивилизации; сформировать систематизированные знания об основных закономерностях и особенностях всемирно-исторического процесса, с акцентом на изучение истории России; введение в круг исторических проблем, связанных с областью будущей профессиональной деятельности, выработка навыков получения, анализа и обобщения исторической информации.

Задачи освоения дисциплины:

  1. понимание гражданственности и патриотизма как преданности своему Отечеству, стремления своими действиями служить его интересам, в т.ч. и защите национальных интересов России;

  2. знание движущих сил и закономерностей исторического процесса; места человека в историческом процессе, политической организации общества;

  3. воспитание нравственности, морали, толерантности;

  4. понимание многообразия культур и цивилизаций в их взаимодействии, многовариантности исторического процесса;

  5. понимание места и роли области деятельности выпускника в общественном развитии, взаимосвязи с другими социальными институтами;

  6. способность работы с разноплановыми источниками; способность к эффективному поиску информации и критике источников;

  7. навыки исторической аналитики: способность на основе исторического анализа и проблемного подхода преобразовывать информацию в знание, осмысливать процессы, события и явления в России и мировом сообществе в их динамике и взаимосвязи, руководствуясь принципами научной объективности и историзма;

  8. умение логически мыслить, вести научные дискуссии;

  9. творческое мышление, самостоятельность суждений, интерес к отечественному и мировому культурному и научному наследию, его сохранению и преумножению.


2. место дисциплины в структуре ООП

Дисциплина «История» относится к разделу Б.1. – Гуманитарно-социальный и экономический цикл. Она находится в логической и содержательно-методической связи с другими частями ООП бакалавриата, куда входят основные дисциплины ГСЭ, а также с такими дисциплинами, как «История государственного управления в России», «История отечественного государства и права», «История отечественной культуры», «История международных отношений и внешней политики России», «История экономической мысли (экономических учений)», «Политэкономия», «Политология», «Культурология», представляющими как дисциплины профильные для направления подготовки, так и дисциплины вариативного цикла и дисциплины по выбору.

Основными требованиями для «входных» знаний, умения и готовности обучающегося к восприятию данной дисциплины являются знания школьной программы по отечественной и всеобщей истории и обществознанию.

В свою очередь, дисциплина «История» формирует необходимые «входные» знания для всех дисциплин ГСЭ и соответствующих дисциплин вариативного цикла и ДПВ.
3. Требования к результатам освоения дисциплины (модуля)
В результате освоения дисциплины «История » студент:

- владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1);

- способен понимать движущие силы и закономерности исторического процесса; события и процессы экономической истории; место и роль своей страны в истории человечества и в современном мире (ОК-3);

- способен анализировать социально-значимые проблемы и процессы, происходящие в обществе, и прогнозировать возможное их развитие в будущем (ОК-4);

- способен логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-6);

Знать:

· основные направления, проблемы, теории и методы истории;

· движущие силы и закономерности исторического процесса; место человека в историческом процессе, политической организации общества;

· различные подходы к оценке и периодизации всемирной и отечественной истории;

· основные этапы и ключевые события истории России и мира с древности до наших дней; выдающихся деятелей отечественной и всеобщей истории;

· важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития;
Уметь:

· логически мыслить, вести научные дискуссии;

· работать с разноплановыми источниками;

· осуществлять эффективный поиск информации и критики источников;

· получать, обрабатывать и сохранять источники информации;

· преобразовывать информацию в знание, осмысливать процессы, события и явления в России и мировом сообществе в их динамике и взаимосвязи, руководствуясь принципами научной объективности и историзма;

· формировать и аргументировано отстаивать собственную позицию по различным проблемам истории;

· соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий;

· извлекать уроки из исторических событий и на их основе принимать осознанные решения.

Владеть:

· представлениями о событиях российской и всемирной истории, основанными на принципе историзма;

· навыками анализа исторических источников;

· приемами ведения дискуссии и полемики.

Интегрированным результатом изучения курса должно стать приобретение студентами исторической компетенции.
4. Объем дисциплины (модуля) и виды учебной работы для

студентов очной и очно-заочной (вечерней) форм обучения


Вид учебной работы




Семестры







Номер семестра

Номер семестра

Номер семестра

Номер семестра







Трудоемкость (час.)

Аудиторные занятия (всего)

72 (72)

1










в том числе:




лекции

32 (32)













семинары, практические занятия

32 (32)













Индивидуальные занятия (КСР)

7













Самостоятельная работа студента (СРС) (всего)

73













в том числе:




-

-

-

-

Написание письмен ной работы (эссе)

24













Вид промежуточной аттестации

зачет (З), экзамен (Э)















Общая трудоем-

кость

в часах

144

144













в зачетных единицах

4

4











5. Содержание дисциплины (модуля)

5.1. Содержание тем программы учебной дисциплины
Тема 1. История в системе социально-гуманитарных наук. Основы методологии исторической науки.

Место истории в системе наук. Объект и предмет исторической науки. Роль теории в познании прошлого. Теория и методология исторической науки. Сущность, формы, функции исторического знания. История России – неотъемлемая часть всемирной истории: общее и особенное в историческом развитии. Основные направления современной исторической науки.
Тема 2. Исследователь и исторический источник.

Становление и развитие историографии как научной дисциплины. Источники по отечественной истории (письменные, вещественные, аудио-визуальные, научно-технические, изобразительные). Способы и формы получения, анализа и сохранения исторической информации.
Тема 3. Особенности становления государственности в России и мире.

Пути политогенеза и этапы образования государства в свете современных научных данных. Разные типы общностей в догосударственный период.

Территория России в системе Древнего мира. Древнейшие культуры Северной Евразии; греческие колонии в Северном Причерноморье; Великое Переселение народов в III – VI веках. Проблемы этногенеза и ранней истории славян в исторической науке. Падение Римской империи.

Этнокультурные и социально-политические процессы становления русской государственности. Причины появления княжеской власти и ее функции. Особенности социально-политического развития Древнерусского государства. Древнерусское государство в оценках современных историков. Проблема особенностей социального строя Древней Руси. Властные традиции и институты в государствах Восточной, Центральной и Северной Европы в раннем средневековье; роль военного вождя.

Роль вече. Города в политической и социально-экономической структуре Древней Руси.

Эволюция древнерусской государственности в XI – XII вв. Социально-экономическая и политическая структура русских земель периода политической раздробленности. Формирование различных моделей развития древнерусского общества и государства.

Соседи Древней Руси в IX – XII вв.: Византия, славянские страны, Западная Европа, Хазария, Волжская Булгария. Международные связи древнерусских земель. Культурные влияния Востока и Запада. Христианизация; духовная и материальная культура.
Тема 4. Русские земли в XIII-XV веках и европейское средневековье

Средневековье как стадия исторического процесса в Западной Европе, на Востоке и в России. Роль религии и духовенства в средневековых обществах Запада и Востока.

Образование монгольской державы. Социальная структура монголов. Причины и направления монгольской экспансии. Ордынское нашествие; иго и дискуссия о его роли в становлении Русского государства. Тюркские народы России в составе Золотой Орды. Экспансия Запада. Александр Невский.

Русь, Орда и Литва. Литва как второй центр объединения русских земель. Объединение княжеств Северо-Восточной Руси вокруг Москвы. Отношения с княжествами и землями. Рост территории Московского княжества Присоединение Новгорода и Твери. Процесс централизации в законодательном оформлении. Судебник 1497 г. Формирование дворянства как опоры центральной власти.
Тема 5. Россия в XVI-XVII веках в контексте развития европейской цивилизации.

XVI-XVII вв. в мировой истории. Великие географические открытия и начало Нового времени в Западной Европе. Эпоха Возрождения. Реформация и её экономические, политические, социокультурные причины. «Новое время» в Европе как особая фаза всемирно-исторического процесса. Абсолютизм и восточная деспотия.

Иван Грозный: поиск альтернативных путей социально-политического развития Руси. «Смутное время»: суть и содержание. Роль ополчения в освобождении Москвы и изгнании чужеземцев. К. Минин и Д. Пожарский.

Земский собор 1613 г. Воцарение династии Романовых. Соборное уложение 1649 г.: юридическое закрепление крепостного права и сословных функций. Боярская Дума. Земские соборы. Церковь и государство. Церковный раскол; его социально-политическая сущность и последствия. Особенности сословно-представительной монархии в России. Дискуссии о генезисе самодержавия. Развитие русской культуры.

Тема 6. Россия и мир в XVIII – XIX веках: попытки модернизации и промышленный переворот.

XVIII век в европейской и мировой истории. Россия и Европа: новые взаимосвязи и различия. Петр I: борьба за преобразование традиционного общества в России. Основные направления «европеизации» страны. Эволюция социальной структуры общества.

Екатерина II: истоки и сущность дуализма внутренней политики. «Просвещенный абсолютизм». Новый юридический статус дворянства. Разделы Польши. Присоединение Крыма и ряда других территорий на юге. Россия и Европа в XVIII веке. Изменения в международном положении империи. Русская культура XVIII в.: от петровских инициатив к «веку просвещения».

Развитие системы международных отношений. Формирование колониальной системы и мирового капиталистического хозяйства. Роль международной торговли. Источники первоначального накопления капитала. Роль городов и цеховых структур. Развитие мануфактурного производства. Промышленный переворот в Европе и России: общее и особенное.

Европейское Просвещение и рационализм. Европейские революции XVIII-XIX вв. Французская революция и её влияние на политическое и социокультурное развитие стран Европы. Наполеоновские войны и Священный союз, как система общеевропейского порядка. Формирование европейских наций. Воссоединение Италии и Германии. Война за независимость североамериканских колоний. Декларация независимости и Декларация прав человека и гражданина. Гражданская война в США. Европейский колониализм и общества Востока, Африки, Америки в XIX в.

Промышленный переворот; ускорение процесса индустриализации в XIX в. и его политические, экономические, социальные и культурные последствия.

Попытки реформирования политической системы России при Александре I; проекты М.М. Сперанского и Н.Н.Новосильцева. Значение победы России в войне против Наполеона и её освободительного похода в Европу для укрепления международных позиций Российского государства. Изменение политического курса в начале 20-х гг. XIX в.: причины и последствия. Внутренняя политика Николая I. Россия и Кавказ. Отмена крепостного права и либеральные реформы 60-70-х гг. XIX в. Русская культура в XIX в. Общие достижения и противоречия.


следующая страница >>
Смотрите также:
Рабочая программа учебной дисциплины «Право на недвижимость
383.1kb.
2 стр.
Рабочая программа учебной дисциплины «Договорное право»
201.58kb.
1 стр.
Рабочая программа учебной дисциплины «Исполнительное производство»
473.69kb.
4 стр.
Методические рекомендации по освоению учебной дисциплины 22
275.65kb.
1 стр.
Пояснительная записка. Краткая характеристика учебной дисциплины
40.18kb.
1 стр.
Учебной дисциплины «Развитие недвижимости девелопмент»
24.68kb.
1 стр.
Методические рекомендации по освоению учебной дисциплины 15 1 Самостоятельная работа студента 15 2 Оценочные средства для контроля успеваемости и результатов освоения учебной дисциплины 17
429.49kb.
4 стр.
Рабочая программа учебной дисциплины деловой этикет business Etiquette
276.36kb.
1 стр.
Рабочая программа учебной дисциплины «Право собственности и способы его защиты»
604.59kb.
3 стр.
Рабочая программа учебной дисциплины «Международное частное право» «International Private Law»
761.58kb.
4 стр.
Рабочая программа учебной дисциплины сравнительное правоведение Comparative Jurisprudence Язык обучения: русский
288.6kb.
1 стр.
Рабочая программа учебной дисциплины «История развития прокуратуры в России. Прокуратура зарубежных государств»
222.87kb.
1 стр.