Главная
страница 1 ... страница 2страница 3страница 4
Тема 11. Революция 1917 г. в России и её влияние на мировую историю. Гражданская война и интервенция
Основные вопросы

1. Современная отечественная и зарубежная историография о причинах, содержании и последствиях общенационального кризиса в России.

2. Влияние Первой мировой войны на европейское развитие. Новая карта Европы и мира.

3. От Февраля к Октябрю 1917 г.: политическое противоборство и гражданский раскол в российском обществе.

4. Октябрь 1917 г.: победа восстания в Петрограде и установление Советской власти.

5. Гражданская война и иностранная интервенция: причины и содержание.

6. Революционные преобразования большевиков. «Военный коммунизм» и его последствия.
Тема 12. Советская Россия и Европа в 20-е годы- от непризнания к сотрудничеству
Основные вопросы

1. Капиталистическая мировая экономика в межвоенный период. Мировой экономический кризис 1929 г. и «великая депрессия».

2. Общее и особенное в экономической истории развитых стран в 1920-е годы.

3. Утверждение однопартийной политической системы в СССР. Политический кризис начала 20-х гг.

4. Образование СССР. "Советский федерализм" и складывание унитарной структуры государства.

5. Переход от военного коммунизма к нэпу.

6. Борьба в руководстве РКП(б) – ВКП(б) по вопросам развития страны. Возвышение И.В. Сталина.
Тема 13. Экономические и социально-политические преобразования в Советском государстве в 30-е гг. XX в. Капиталистическая мировая экономика в межвоенный период
Основные вопросы

1. Особенности международных отношений в межвоенный период. Лига Наций.

2. Приход фашизма к власти в Германии - нарастание угрозы мировой войны.

3. Особенности советской национальной политики и модели национально-государственного устройства.

4. Форсированная индустриализация: альтернативы, стратегия, осуществление. Цена достижений.

5. «Революция сверху» в деревне: цели, методы и результаты коллективизации. Трагедия российского крестьянства.

6. Социально-культурные преобразования в СССР в 20-30-е гг. Культурная революция – торжество советской идеологии.
Тема 14. Вторая мировая и Великая Отечественная война советского народа
Основные вопросы

1. Предпосылки и ход Второй мировой войны. Характер, основные этапы военных действий.

2. Великая Отечественная война: характер, поражения и победы.

3. Величайшие битвы Великой Отечественной войны.

4. Выработка союзниками глобальных стратегических решений по послевоенному переустройству мира.

5. Цена Победы. Итоги и уроки Великой Отечественной и Второй мировой войн.

6. Фальсификация истории второй мировой и Великой Отечественной войны.
Тема 15. СССР в послевоенном мире (1945-1953 гг.)
Основные вопросы

1. Осложнение международной обстановки после войны; распад антигитлеровской коалиции. Начало холодной войны.

2. Создание социалистического лагеря и ОВД.

3. Материальное положение людей после войны.

4. Пути и методы восстановления народного хозяйства страны после войны.

5. Ужесточение политического режима и идеологического контроля. И.В. Сталин как политик и государственный деятель.

6. Общественно-политическая жизнь и культура в СССР в послевоенные годы.
Тема 16. Советское общество во второй половине 50-х гг. - середине 80-х гг.




Основные вопросы

1. Усиление конфронтации двух мировых систем. Карибский кризис (1962 г.). Война во Вьетнаме. Арабо-израильский конфликт.

2. Крах колониальной системы. Формирование движения неприсоединения. Арабские революции, «свободная Африка».

3. Развитие мировой экономики в 1945-1985 гг.

4. Демонтаж режима личной власти и бюрократия. Хрущевская «оттепель».

5. Социально-экономическое развитие СССР в 1953-1985 гг.: от реформ к стагнации.

6. Советское общество и власть в 1964-1985 гг.
Тема 17. Кризис и распад СССР. (1985-2000 гг.)
Основные вопросы

1. Интеграционные процессы в послевоенной Европе. Римский договор и создание ЕЭС.

2. «Перестройка»: предпосылки, содержание, причины неудач.

3. Внешняя политика СССР в 1985-1991 гг. Конец холодной войны.

4. ГКЧП и крах социалистического реформаторства в СССР.

5. Становление новой российской государственности. Конституция РФ 1993 г.

6. Причины распада СССР и его последствия для российской и мировой истории.

7. «Шоковая терапия» экономических реформ в начале 90-х годов
Тема 18. Россия и мир в XXI веке. Современные проблемы человечества и роль России в их решении
Основные вопросы

1. Глобализация мирового экономического, политического и культурного пространства. Проблемы экологии.

2. Роль Российской Федерации в современном мировом сообществе. Региональные и глобальные интересы России.

3. Доминирующая роль США в мировой экономике. Экономические циклы и кризисы.

4. Экономическая реформа в России: цели и результаты. Выбор модели экономического развития.

5. Внешняя политика России в новой системе международных отношений.

6. Социальная сфера, духовная жизнь общества: потери, обретения, перспективы.

7. Мировой финансовый и экономический кризис и Россия.
8. Учебно-методическое и информационное обеспечение

дисциплины
А) Основная литература (учебники и учебные пособия):
Инновационный учебно-методический комплекс «История» (под ред. А.О. Чубарьяна). – М., 2008.

Данилов А.А., Леонов С.В. и др. История России с древнейших времен до начала XXI века (9-е изд.). - М., - 2008.

Леонов С.В., Пономарёв Н.В., Родригес А.М. История ХХ века: Россия-Запад – Восток. М., - 2008.

Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г. Сивохина Т.А. История России с древнейших времен до наших дней. Учебник. - М., - 2009.

История России. Учебное пособие под ред. С.П. Кострикова. - М., ГУУ, 2010.

Деревянко А.П., Шабельникова Н.А. История России: Учеб. пособие для вузов. - М., 2006.
Б) Дополнительная литература:
Методология и источниковедение:

Блок М. Ремесло историка. – М., 1986

Источниковедение. Учебник для ВУЗов. М.: РГГУ, 1996

Философия истории и отечественная историография / Под ред. Р.Г. Пихои. – М., 2006

Костриков С.П. Тайна истории или Что и как изучает историческая наука.- М., ГУУ, 2008.

Взгляд на историю как на науку: Первая половина XIX века. Сост. Р.А. Киреева, К.Б. Умбрашко. – М., 2009.
История России:

История Отечества с древнейших времен до начала XXI века: Учеб. пособие / Под ред. М.В. Зотовой. – М.: ООО «Издательство Астрель», 2004.

Курс отечественной истории IX-XX веков. Основные этапы и особенности развития российского общества в мировом историческом процессе: Учебник для вузов / Под ред. Л.И. Ольштынского. – 2-е изд., испр. и доп. – М., ИТРК, 2005.

Отечественная история новейшего времени: 1985-2008: Учебник для вузов / А.Б. Безбородов и др. – М.: РГГУ, 2009

История России для технических вузов: учебник для вузов (под ред. М.Н. Зуева, А.А. Чернобаева). – 3-е изд., перераб., доп. – М., 2009.

История государственного управления в России: Учебник. - М., 2004.

Гумилёв Л. История Евразии. – М., 2009.
Всемирная история:

Васильев Л.С. История Востока. В 2-х тт. – М., 1994.

История Европы. В 5-ти тт. – М., 1996.

История Нового времени: 1600-1799 годы: учебное пособие для студентов вузов. /Под ред. П.Ю. Уварова. – М.: Академия, 2007.

История средних веков: Учебник для вузов [В 2 т.] /Ред. С.П. Карпов. – М., 1998.

Мир в XX веке/ под ред. А.О. Чубарьяна. – М.: Наука, 2001.

Мировые войны в ХХ веке. В 4 тт. Отв. ред. О.А Ржешевский. – М., Наука, 2002.

Основные этапы формирования гражданского общества в странах Западной Европы и России в ХIХ – ХХ вв. / Отв. ред. С.П. Пожарская. М.: ИВИ РАН, 2007.

Родригес А.М. История стран Азии и Африки в новейшее время: Учебник. – М.: Проспект, 2009.

Уткин А.И. Россия и Запад: история цивилизаций. - М., - 2000.
Электронные ресурсы библиотеки ГУУ.
9. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Изучение дисциплины происходит в аудиториях Государственного университета управления, в Библиотеке ГУУ, в Музее ГУУ.

При изучении курса используются как традиционные средства обучения – доска, карты, таблицы и иные наглядные пособия, так и технические средства обучения – кинофильмы, компьютеры и компьютерные проекторы и иные средства обучения, имеющиеся в арсенале университета.

10. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины
Работа преподавателей со студентами, как и самостоятельная работа студентов направлены на решение следующих задач:

  1. развивать логическое мышление, навыки создания научных работ гуманитарного направления, ведения научных дискуссий;

  2. развитие навыков работы с разноплановыми источниками;

  3. осуществление эффективного поиска информации, включая электронные ресурсы, и критики источников;

  4. получение, обработка и сохранение источников информации с использованием традиционных методов и компьютерной техники;

  5. преобразование информации в знание, осмысливание процессов, событий и явлений в России и мировом сообществе в их динамике и взаимосвязи, руководствуясь принципами научной объективности и историзма;

  6. формирование и аргументированное отстаивание собственной позиций по различным проблемам истории.

Для решения указанных задач студентам предлагаются следующие образовательные технологии: прочтение и содержательный анализ исторических текстов, включая научные работы историков, научно-популярные статьи по истории, исторические документы официального и личного происхождения; результаты работы с текстами обсуждаются на семинарских занятиях, посвященных соответствующим по хронологии и проблематике вопросам истории; студенты выполняют задания, самостоятельно обращаясь к учебной, справочной и оригинальной исторической литературе и электронным ресурсам; студенты готовят доклады и рефераты по предлагаемым темам и защищают их. Проверка выполнения заданий осуществляется как на семинарских занятиях с помощью устных выступлений студентов и их коллективного обсуждения, так и с помощью письменных самостоятельных (контрольных) работы.

Важной формой организации учебной деятельности студентов является участие в вузовских и иных научных форумах и конкурсах. В рамках изучения дисциплины предполагаются встречи студентов с ведущими преподавателями вуза, учёными, политическими и общественными деятелями. Часть занятий проходит в Музее ГУУ с использованием электронных медиа-систем.
Программа учебной дисциплины разработана на основе рекомендованной УМО классических университетов «Примерной программы по истории для социально-гуманитарных, технических, естественнонаучных и экономических направлений подготовки (авторы – группа экспертов во главе с академиком А.О. Чубарьяном)».

<< предыдущая страница  
Смотрите также:
Рабочая программа учебной дисциплины «Исполнительное производство»
473.69kb.
4 стр.
Рабочая программа учебной дисциплины «Право на недвижимость
383.1kb.
2 стр.
Рабочая программа учебной дисциплины «Договорное право»
201.58kb.
1 стр.
Методические рекомендации по освоению учебной дисциплины 22
275.65kb.
1 стр.
Пояснительная записка. Краткая характеристика учебной дисциплины
40.18kb.
1 стр.
Учебной дисциплины «Развитие недвижимости девелопмент»
24.68kb.
1 стр.
Методические рекомендации по освоению учебной дисциплины 15 1 Самостоятельная работа студента 15 2 Оценочные средства для контроля успеваемости и результатов освоения учебной дисциплины 17
429.49kb.
4 стр.
Рабочая программа учебной дисциплины деловой этикет business Etiquette
276.36kb.
1 стр.
Рабочая программа учебной дисциплины «Международное частное право» «International Private Law»
761.58kb.
4 стр.
Рабочая программа учебной дисциплины «Право собственности и способы его защиты»
604.59kb.
3 стр.
Рабочая программа учебной дисциплины сравнительное правоведение Comparative Jurisprudence Язык обучения: русский
288.6kb.
1 стр.
Рабочая программа учебной дисциплины «История развития прокуратуры в России. Прокуратура зарубежных государств»
222.87kb.
1 стр.