МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«РОЖДЕСТВЕНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
-
«Рассмотрено»
Руководитель МО
_____ /Бурганова И.В./
Протокол №1 от
« »августа 2012 г.
|
«Согласовано»
Зам. д–ра. по УР
Рождественской СОШ
_____/Соколова Л.А./
« » августа 2012г.
|
«Утверждено»
Директор МБОУ
«Рождественская СОШ»
_____/Чуприн В.В./
Приказ № ________
от « »сентября 2012 г.
|
Рабочая программа
по предмету «Основы религиозных культур и светской этики»
в 4 классе
( УМК « Школа России» )
на 2012- 2013 учебный год
Учитель: Султанова Аниса Вагизовна
1 квалификационная категория
с. Рождествено
2012 год
Основы религиозных культур и светской этики
Пояснительная записка
Статус
Рабочая программа по предмету «ОРКСЭ» для 4 класса разработана на основании следующих документов:
- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования;
- Законы РФ и РТ «Об образовании» ;
- Приказа МО и Н РТ от 9 июля 2012 года №4154/12/ «Об утверждении базисного учебного плана на 2012-2013 учебный год для образовательных учреждений РТ, реализующих программы начального и основного общего образования» ;
- Учебного плана МБОУ «Рождественская СОШ» Лаишевского муниципального района Республики Татарстан на 2012 – 2013 учебный год (утвержденного решением педагогического совета (Протокол №1, от 31 августа 2012 года).
Об учебном курсе
«Основы религиозных культур и светской этики»
Общие положения
Нормативно-правовой основой разработки и введения в учебный процесс общеобразовательных школ комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» (далее – Учебный курс ОРКСЭ) является Поручение Президента Российской Федерации от 2 августа 2009 г. (Пр-2009 ВП-П44-4632) и Распоряжение Председателя Правительства Российской Федерации от 11 августа 2009 г. (ВП-П44-4632).
Учебный курс ОРКСЭ включает в себя модули:
-
Основы православной культуры;
-
Основы исламской культуры;
-
Основы буддийской культуры;
-
Основы иудейской культуры;
-
Основы мировых религиозных культур;
-
Основы светской этики.
Один из модулей изучается обучающимся с его согласия и по выбору его родителей (законных представителей).
Учебный курс ОРКСЭ является единой комплексной учебно-воспитательной системой. Все его модули согласуются между собой по педагогическим целям, задачам, требованиям к результатам освоения учебного содержания, достижение которых обучающимися должен обеспечить образовательный процесс в границах учебного курса, а также в системе содержательных, понятийных, ценностно-смысловых связей учебного предмета с другими гуманитарными предметами начальной и основной школы.
Учебный курс ОРКСЭ является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10-11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним.
Преподавание знаний об основах религиозных культур и светской этики призвано сыграть важную роль не только в расширении образовательного кругозора учащегося, но и в воспитательном процессе формирования порядочного, честного, достойного гражданина, соблюдающего Конституцию и законы Российской Федерации, уважающего ее культурные традиции, готового к межкультурному и межконфессиональному диалогу во имя социального сплочения.
Цель и задачи комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»
Цель учебного курса ОРКСЭ – формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
Задачи учебного курса ОРКСЭ:
-
знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики;
-
развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
-
обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;
-
развитие способностей младших школьников к общению в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.
Место курса в учебном плане
На изучение курса предметной области «Основы духовно- нравственной культуры народов России» в 4 классе начальной школы в Базисном учебном плане отводится 34 часа.
Требования к результатам обучения и освоения содержания
В результате изучения «Основ религиозных культур и светской этики» ученик должен: знать/понимать:
-
основные понятия религиозных культур;
-
историю возникновения религиозных культур;
-
историю развития различных религиозных культур в истории России;
-
особенности и традиции религий;
-
описание основных содержательных составляющих священных книг, сооружений, праздников и
святынь;
уметь:
• описывать различные явления религиозных традиции и культур;
-
устанавливать взаимосвязь между религиозной культурой и поведением людей;
-
излагать свое мнение по поводу значения религиозной культуры (культур) в жизни людей и общества;
-
соотносить нравственные формы поведения с нормами религиозной культуры;
-
строить толерантное отношение с представителями разных мировоззрений и культурных традиций;
• осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий; участвовать в диспутах: слушать собеседника и излагать свое мнение;
• готовить сообщения по выбранным темам.
Учебно –тематический план по ОРКСЭ
№
|
Название раздела
|
Кол-во
|
1
|
Введение
|
1
|
2
|
Основы православной культуры
|
13
|
3
|
Основы исламской культуры
|
8
|
4
|
Основы иудейской культуры
|
5
|
5
|
Основы буддийской культуры
|
5
|
6
|
Повторение
|
2
|
|
Всего
|
34 ч.
|
Содержание курса
Введение – 1ч.
Основы православной культуры -13 ч.
Древние предания христиан. Возникновение христианства. Христианская церковь. Христианство на Руси и в России. Христианские святые. Православный храм. Христианские праздники и таинства. Католики и протестанты. Православие в Древней Руси. Православие в Московской Руси. Православие при царях и императорах России. От Советской России до современности. Православие в традициях русского народа.
Дом и семья в православии.
Основы исламской культуры -8 ч.
Пророк Мухаммад и возникновение ислама. Во что верят мусульмане. Мусульманские обряды и обычаи. Появление ислама на территории России. Ислам при царях и императорах России. Ислам в Советском Союзе. Ислам в современной России.
Нормы морали в исламе. Дом и семья в исламе.
Основы иудейской культуры -5
Иудаизм- древняя религия евреев. Во что верят иудеи. Обычаи и обряды иудеев. Появление и развитие иудаизма в России. Иудаизм в СССР и современной России. Иудаизм в культуре и традициях еврейского народа.
Основы буддийской культуры -5 ч.
Кто такой Будда. Во что верят буддисты. Направления и обряды буддизма. Появление и развитие буддизма в России. Буддизм в СССР и современной России. Буддизм в культуре и традициях народов России.
Повторение -2ч.
Итоговая презентация творческих проектов учащихся.
Тематическое планирование
№
п/п
|
Тема урока
|
Кол-во
часов
|
Элементы
содержания урока
|
Требования к уровню подготовки учащихся
| Дата |
факт | по плану |
1 четверть-9 часов.
|
1
|
Введение в предмет.
|
1
|
Возникновение первобытных религий. Представление древних людей о загробном мире. Обожествление сил природы. Понятие души. Язычество. Отличие монотеизма от язычества.
|
Понимать причины возникновения религиозных верований.
Уметь характеризовать понятие «душа».
Объяснять смысл возникновения монотеистических религий.
|
|
|
2
|
Древние предания христиан
|
1
|
Ветхий завет-часть Библии. Сотворение богом мира и человека. Грехопадение первых людей и их изгнание из рая. Понятие греха. Дьявол. Всемирный потоп. Пророк Моисей и десять заповедей.
|
Знать сюжеты Ветхого завета, связанные с возникновением первых людей, всемирным потопом, Вавилонской башней, дарованием Моисею десяти заповедей на горе Синай.
Понимать смысл грехопадения первых людей.
Объяснять, в чем заключается свобода выбора человека.
|
|
|
3
|
Возникновение христианства.
|
1
|
Новый завет-часть Библии. Евангелие- благая весть. Рождение Иисуса Христа. Проповедь Иисуса. Любовь к Богу и к ближнему- основа христианского учения. Апостолы- ученики Иисуса Христа. Предательство Иисуса Иудой. Тайная вечеря. Арест и распятие Иисуса Христа. Сошествие в ад и воскресение Иисуса. Второе пришествие Христа.
|
Знать основные события земной жизни Иисуса Христа.
Понимать и принимать нравственную суть христианства, выраженную в заповедях Христа.
Объяснять смысл искупительной жертвы Христа.
|
|
|
4
|
Христианская церковь.
|
1
|
Гонения на первых христиан в Римской империи. Церковь. Появление священников. Распространение и утверждение христианства в Римской империи. Император Константин. Складывание церковной организации: священник, епископ, митрополит, патриарх. Монастыри и монашество. Римские папы. Разделение христианской Церкви на Католическую и Православную.
|
Знать основные события, связанные с жизнью и деятельностью первых христиан и распространением христианства. Иметь представление об устройстве Церкви.
Характеризовать основные различия между православием и католичеством.
|
|
|
5
|
Христианство на Руси и в России.
|
1
|
Русь и Византия. Владимир- креститель Руси. Посольства о вере. Крещение Руси. Возникновение Русской православной церкви. Появление иконописи. Роль Русской православной церкви в истории России. Сергий Радонежский и победа на Куликовом поле. Ликвидация патриаршества при Петре Великом. Гонения на Церковь при советской власти. Церковь в современной России.
|
Знать основные этапы появления и развития христианства на Руси.
Осознавать важную роль Русской православной церкви в становлении и развитии русской государственности.
Понимать важность христианской веры в повседневной жизни наших предков на протяжении многих веков.
|
|
|
6
|
Христианские святые. Православный храм.
|
1
|
Почитание святых в христианстве. Мощи- нетленные останки святых. Первые русские святые- Борис и Глеб. Серафим Саровский- один из самых почитаемых святых Русской православной церкви. Храм, его место в жизни христианина. Фреска и мозаика. Название храма. Устройство храма. Правила поведения в храме.
|
Знать основные факты, связанные с жизнью и деятельностью преподобного Серафима Саровского, благоверных Бориса и Глеба.
Иметь понятия о сути святости и святых, об основных элементах и устройстве православного храма.
Уметь правильно вести себя в православном храме.
|
|
|
7
|
Христианские праздники и таинства.
|
1
|
Церковное богослужение. Церковные праздники. Рождество Христово и Рождественский пост. Крещение Господне и Благовещение Пресвятой Богородицы. Пасха, Вербное воскресенье. Подвижные и неподвижные праздники. Христианские таинства.
|
Знать основные праздники и особенности церковного календаря.
Понимать суть церковного богослужения.
Понимать смысл основных христианских таинств и осознавать их важность в жизни христианина.
|
|
|
8
|
Католики и протестанты.
|
1
|
Католичество- самое распространенное христианское учение на Земле. Рим-. Ватикан. Римский папа- глава католической церкви. Кардиналы. Понятие чистилища. Франциск Ассизский. Мать Тереза. Уния и униатская церковь. Понятия протестантизма и реформации. Мартин Лютер. Борьба между католиками и протестантами.
|
Знать обрядовые и другие отличия католичества от православия.
Иметь представление об устройстве Католической церкви и ее распространении в мире. Характеризовать суть понятия «чистилище2.
Понимать причины начала Реформации.
Знать имена крупнейших протестантских лидеров
|
|
|
9
|
Пророк Мухаммад и возникновение ислама.
|
1
|
Детство и юность Мухаммада. Первое откровение Аллаха. Начало проповеди ислама. Хиджра- уход Мухаммада из Мекки в Медину. Распространение ислама среди арабских племен. Возникновение мусульманского государства. Понятие шариата. Смерть Мухаммада.
|
Знать основные события жизни и деятельности пророка Мухаммада.
Осознавать значение Хиджры и важную роль этого события в истории ислама.
Понимать смысл понятия «шариат».
|
|
|
2 четверть – 7 часов.
|
10
|
Во что верят мусульмане.
|
1
|
Аллах- творец и повелитель мира. Ангелы и демоны. Пророки-посланники Аллаха. Коран- священная книга мусульман. Сунна- книга преданий о жизни и деяниях пророка Мухаммада. Судный день. Намаз, закят,хадж.
|
Знать содержание основных норм шариата.
Иметь представления о воззрениях мусульман на устройство мира, на суть борьбы добра и зла в мире. Понимать значение свободы выбора в исламе, которая дается Аллахом человеку. Понимать значение Корана и Сунны в жизни мусульман.
|
|
|
11
|
Мусульманские обряды и обычаи.
|
1
|
Мусульманский календарь и летоисчисление. Месяц Рамадан в жизни мусульман. Мусульманские праздники: Рождение пророка Мухаммада. Ночь прощения. Ночь могущества, праздник разговения. Праздник жертвоприношения(Курбан-байрам). Пятница- самый почитаемый день недели. Устройство мечети.
|
Знать основные мусульманские праздники.
Характеризовать основные особенности мусульманского календаря.
Иметь представление об устройстве мечети.
|
|
|
12
|
Иудаизм- древняя религия евреев.
|
1
|
Иудаизм- вера одного народа. Легендарное происхождение еврейского народа. Завет. Земля Ханаанская. Рождение Исаака. Иосиф и переселение еврейского народа в Египет. Пророк Моисей. Первый храм в Иерусалиме. Вавилонское пленение евреев. Иудейское царство. Расселение евреев по разным странам.
|
Знать основные сюжеты ветхозаветных преданий иудаизма.
Понимать значение дарования десяти заповедей пророку Моисею и их роль в истории иудаизма.
Осознавать значение десяти заповедей как нравственной основы иудейской религии.
Знать основную причину появления еврейского населения в России.
|
|
|
13
|
Во что верят иудеи.
|
1
|
Иегова- единый Бог для иудеев.
Десять заповедей в жизни иудея. Заповеди Ноя. Галаха- свод иудейских религиозных норм и заповедей. Вера иудеев в избранничество еврейского народа. Вера в мессию. Священные книги иудеев: Танах и Талмуд
|
Иметь представление об основных взглядах иудеев на мир.
Понимать суть и нравственное значение основных норм иудейского вероучения.
Объяснять смысл представлений о богоизбранности еврейского народа.
|
|
|
14
|
Обычаи и обряды иудеев.
|
1
|
Иудейский календарь. Почитание субботы иудеями. Иудейские праздники: Рош-ашана, Песах, Шавуот. Иудейская община. Раввин- наиболее авторитетный иудей, хорошо знающий тексты священных книг. Синагога- место собрания членов иудейской общины.
|
Знать основные иудейские праздники.
Характеризовать особенности иудейского календаря.
Иметь представление об иудейской общине и роли в ней раввина, о синагоге.
|
|
|
15
|
Кто такой Будда.
|
1
|
Древняя Индия- родина буддизма. Сиддхартха Гаутама- основатель буддизма. Четыре встречи царевича Сиддхартхи и его уход из дома. Странствия Сиддхартхи. Понятие медитации. Просветление Сиддхартхи. Нирвана. Будда. Распространение буддизма.
|
Знать основные этапы деятельности Будды.
Иметь представление о медитации.
Понимать значение просветления Будды и истории буддизма.
|
|
|
16
|
Во что верят буддисты.
|
1
|
Четыре благородные истины буддизма. Понятия сансары и кармы. Счастливые несчастливые перерождения. Правильная речь, правильное поведение и правильное сосредоточие в буддизме. Йога. Три драгоценности буддизма: будда, Дхарма, сангха. Сутры- записи бесед и проповедей Будды.
|
Объяснять суть четырех благородных истин буддизма.
Характеризовать счастливые и несчастливые перерождения.
Понимать суть и нравственное значение основных норм буддийского вероучения.
Иметь представление о способах достижения нирваны, трех драгоценностях буддизма.
|
|
|
3 четверть – 10 часов.
|
17
|
Направления и обряды буддизма.
|
1
|
Основные направления буддизма. Монастыри и монашество в буддизме. Буддийский календарь. Буддийские праздники: Новый год, Рождение Будды, Уход Будды на небеса и др.
|
Знать основные праздники и обряды буддизма.
Характеризовать основные направления буддизма и их особенности.
Иметь представление о роли монашества и монастырей в буддизме.
|
|
|
18
|
Православие в Древней Руси.
|
1
|
Изучают основы духовной традиции православия. Крещение Руси. Колыбель русского православия. Владимир Мономах.
|
Знать основы духовной традиции православия. Уметь устанавливать взаимосвязь между религиозной (православной) культурой и поведением людей.
|
|
|
19
|
Православие в Московской Руси.
|
1
|
Москва- центр русского православия. Митрополит Алексий. Автокефалия. Нестяжатели.
|
Знакомство с развитием православной культуры в России. Уметь давать определения основных понятий православной культуры.
|
|
|
20
|
Православие при царях и императорах России.
|
1
|
Православие при царях и императорах. Патриаршество. Старцы. Митрополит Филипп и патриарх Гермоген.
|
Иметь представление о жизни старцев на Руси. Знать о христианских подвигах митрополита Филиппа и патриарха Гермогена.
|
|
|
21
|
От Советской России до современности.
|
1
|
Большевики. Советский Союз. Православная церковь в годы Великой Отечественной войны. Православная церковь в современном мире.
|
Иметь представления об изменении в жизни русской православной Церкви с 1917г.
|
|
|
22
|
Православие в традициях русского народа.
|
1
|
Крещение. Крёстные родители. Верность дружбе. Милосердие.
|
Уметь описывать различные явления православной духовной традиции и культуры.
|
|
|
23
|
Дом и семья в православии.
|
1
|
Христианские заповеди. Жизнь Петра и Февронии. День семьи любви и верности – 8 июля
|
Уметь анализировать жизненные ситуации, выбирать нравственные нормы поведения, сопоставляя их с нормами религиозной культуры.
|
|
|
24
|
Появление ислама на территории России.
|
1
|
Ислам на Руси. Золотая Орда .Казанское ханство и ислам.
|
Знать историю возникновения ислама на Руси. Уметь давать определения основных понятий исламской культуры.
|
|
|
25
|
Ислам при царях и императорах России.
|
1
|
Мусульмане. Духовное управление мусульман России. Медресе. Ислам в России.
|
Уметь описывать различные явления исламской духовной традиции и культуры. Знать о развитии исламской культуры в истории России.
|
|
|
26
|
Ислам в Советском Союзе.
|
1
|
Ислам в первые годы после революции. Борьба с исламом в Советском Союзе. Ислам в годы Великой Отечественной войны.
|
Уметь приводить примеры исламской традиции и светской культуры и сравнивать их. Излагать своё мнение по поводу значения исламской культуры в жизни людей, общества.
|
|
|
4 четверть- 8 часов.
|
27
|
Ислам в современной России.
|
1
|
Ислам в современной России. Религиозное образование мусульман. Религиозные центры российских мусульман.
|
Уметь охарактеризовать взаимосвязь между религиозной(исламской) культурой и поведением людей. Знать главные мусульманские праздники.
|
|
|
28
|
Нормы морали в исламе. Дом и семья в исламе.
|
1
|
Обязанности мусульман. Семья в исламе. Нравственные ценности ислама. Праздники исламских народов.
|
Знать основные традиции исламской культуры. Уметь анализировать жизненные ситуации, выбирать нравственные нормы поведения, сопоставляя их с нормами религиозной (исламской – культуры.
|
|
|
29
|
Появление и развитие иудаизма в России. Иудаизм в СССР и современной России.
|
1
|
История возникновения и распространения иудейской культуры. Жизнь российских иудеев. Иудеи во время Великой Отечественной войны. .Иудаизм в современной России.
|
Уметь устанавливать связь между религиозной (иудейской) культурой и поведением людей.
|
|
|
30
|
Иудаизм в культуре и традициях еврейского народа.
|
1
|
Иудаизм в России. Традиции иудаизма в повседневной жизни евреев. Ответственное принятие заповедей. Еврейский дом. Ценности семейной жизни в иудейской традиции.
|
Уметь приводить примеры явлений иудейской традиции и светской культуры и сравнивать их. Знать главные заповеди иудаизма.
|
|
|
31
|
Появление и развитие буддизма в России. Буддизм в СССР и современной России.
|
1
|
История возникновения и распространения буддийской культуры в России. Хурулы. Далай-лама. Буддийский дацан.
|
Знать историю возникновения и распространения буддизма в России. Уметь излагать своё мнение по поводу значения буддийской культуры в жизни людей, общества.
|
|
|
32
|
Буддизм в культуре и традициях народов России.
|
1
|
Обряды. Традиции. Белый месяц. Праздник тысячи лампад. Буддийские праздники. Цам.
|
Знать главные праздники буддийской культуры. Уметь приводить примеры явлений буддийской традиции и светской культуры и сравнивать их.
|
|
|
33
|
Итоговая презентация творческих проектов учащихся
|
1
|
Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России. Религиозные культуры жителей г. Лаишево.
|
Знать религиозные культуры своей малой Родины. Уметь слушать собеседника и излагать своё мнение.
|
|
|
34
|
Итоговая презентация творческих проектов учащихся.
|
1
|
Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России. Религиозные культуры жителей г. Лаишево.
|
Знать религиозные культуры своей малой Родины. Уметь слушать собеседника и излагать своё мнение.
|
|
|
|
Литература и средства обучения
-
Сахаров А. Н., Кочегаров К. А. «Основы духовно- нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур народов России» 4 класс, Москва, «Русское слово», 201 2.
-
Сахаров А. Н., Кочегаров К. А. «Основы духовно- нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур народов России» 5 класс, Москва, «Русское слово», 2012
3. Кочегаров К. А., Студеникин. Рабочие программы: к учебникам А.Н. Сахарова, К.А.Кочегарова «Основы духовно - нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур народов России» 4 класс, Москва, «Русское слово», 2012.
Рекомендуемые ресурсы Интернета
http://fcior.edu.ru/ - федеральный портал школьных цифровых образовательных ресурсов.
http://www.school-collection.edu.ru/ - цифровые образовательные ресурсы для общеобразовательной школы.
http://www.russkoe-slovo.ru/ - сайт издательства «Русское слово»: имеется методический раздел.
http://www.religion.historic.ru/ - история религииhttp://www.foma.ru/- о православии в Россииhttp://islam.ru/ - об исламе
http://www.threeda.ru/ - об иудаизме
СПИСОК ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
СПРАВОЧНЫЕ ИЗДАНИЯ
.1Гаврилова Ю.Б., Емельянов В.В. Ислам: карманный словарь. СПб.,2002.
Еврейская энциклопедия: в 16 т. М., 1991.Ислам классический: энциклопедия / под ред. К. Королева. М.,2005.
Ислам на территории бывшей Российской империи: энциклопеди-ческий словарь. Вып. 1–4. М., 1998–2003**. (Вып. 1–3 переизданы:М., 2006).
Ислам: энциклопедический словарь. М., 1991.
Краткая еврейская энциклопедия: в 11 т. Иерусалим, 1982–2001.(Т. 1–7. М., 1996).
Мифологический словарь / под ред. Е.М. Мелетинского. М., 2003*.
Мифы народов мира: энциклопедия / под ред. С.А. Токарева: в 2 т.М., 2003*.
Народы и религии мира: энциклопедия / под ред. В.А.Тишкова. М.,1999*.
Православная энциклопедия. Т. 1–23. М., 2000–2010**.
Религии народов современной России. А–Я. Словарь. М., 2002*.
Религиоведение: энциклопедический словарь. М., 2005.
Христианство: энциклопедический словарь: в 3 т. М., 1993–1995.
Энциклопедия для детей. Т. 6. Религии мира. Ч. 1–2. М., 2002*.
НАУЧНАЯ И НАУЧНО-ПОПУЛЯРНАЯ ЛИТЕРАТУРА
Ко всему курсу
Токарев С.А. Ранние формы религии. М., 1990*.
Токарев С.А. Религии в истории народов мира. М., 2005*.
Всеобщая история религий мира. М., 2006.
.Христианство
Библия, изложенная для семейного чтения. М., 2006.
Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. М.,2007*.
Глубоковский Н.Н. Библейский словарь. Сергиев Посад, 2007.Годри И. Лютер. М., 2000.
Знаменский П.В. История Русской Церкви. М., 2000*.
Лебедев Л., прот. Крещение Руси. М., 2003*.
Лепахин В.В. Значение и предназначение иконы. М., 2003.
Иллюстрированная Библейская энциклопедия. М., 2006*.
Новый Завет. Псалтирь. М., 2006*.
Поспеловский Д.В. Русская Православная Церковь в ХХ веке. М.,1995.
Смирнов Е.И. История Христианской Церкви. М., 2007.
Снессорева С. Земная жизнь Пресвятой Богородицы и описание святых чудотворных Ее икон. М., 1997*.
Тальберг Н.Д. История Русской церкви. М., 1997*.
Толковая Библия, или Комментарий на все книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета / под ред. А.П.Лопухина: в 12 т. М.,1997–1998*.
Федотов Г.П. Святые Древней Руси / предисл. о. А. Меня. М.,1997*.
Ислам
Абдулатипов Р.Г. Судьбы ислама в России. М., 2002.
Аль-Мунтахаб фи Тафсир аль Ку’ран аль-Карим: толкование Священного Корана на русском языке / пер. с араб. Казань, 2001*.
Батунский М.А. Россия и ислам: в 3 т. М., 2003.
Иордан М.В., Кузеев Р.Г., Червонная С.М. Ислам в Евразии. М.,2000.
Коран / пер. и комм. И.Ю. Крачковского. М., 1990*.
Коран / пер. смыслов и комм. Иман Валерии Пороховой. М., 2000*.
Крымский А.Е. История мусульманства. Жуковский, 2003.
Панова В.Ф., Вахтин Ю.Б. Жизнь Мухаммеда. М., 1991.
Пиотровский М.Б. Коранические сказания. М., 1991.
Резван Е.А. Коран и его мир. СПб., 2001.
Родионов М.А. Ислам классический. СПб., 2003*.
Тораваль И. Исламская цивилизация. М., 2002.
Фаизов С.Ф. Ислам в Поволжье. VIII–XX вв.: очерк истории. М.,1999.
Иудаизм
Агада: сказки, притчи, изречения Талмуда и Мидрашей / пер.С.Г. Фруга. М., 2006*.
Айзенштадт Ш. Пророки. М., 2004.
Вихнович В.Л. Иудаизм. СПб., 2006.
Гейзель З. Еврейская традиция. Иерусалим, 2002.История еврейского народа / под ред. Ш. Эттингера. М.; Иерусалим,2002.
Книги иудейских мудрецов. СПб., 2005.
Козодой Р. Еврейские праздники. М., 2001.
Мануйлова Ю.В. Еврейские праздники, обычаи, обряды. Ростов-на-Дону, 2001.
Мировоззрение талмудистов. М., 1994.
Мудрецы Талмуда: сборник сказаний, притч, изречений. Ростов-на-Дону, 2006*.
Пилкингтон С.М. Иудаизм. М., 1998.
Телушкин Й. Еврейский мир. М.; Иерусалим, 2002*.
Штейнзальц А. Введение в Талмуд. М., 1993.
Буддизм
Альбедиль М.Ф. Индия: беспредельная мудрость. М., 2003.
Андросов В.П. Буддизм Нагарджуны. М., 2000.
Буддизм: четыре благородных истины. М., 2002*.
Бэшем А. Чудо, которым была Индия. М., 1977.
Ермакова Т.В., Островская Е.П., Рудой В.И. и др
. Введение в буддизм. СПб., 1999.
Кожевников В.А. Буддизм в сравнении с христианством: в 2 т. М.,2002.
Конзе Э. Буддизм: сущность и развитие. СПб., 2003.
Ринчендуб Б. История буддизма. СПб., 1999.
Рекомендуемые ресурсы Интернета
http://fcior.edu.ru/ - федеральный портал школьных цифровых образовательных ресурсов.
http://www.school-collection.edu.ru/ - цифровые образовательные ресурсы для общеобразовательной школы.
http://www.russkoe-slovo.ru/ - сайт издательства «Русское слово»: имеется методический раздел.
http://www.religion.historic.ru/ - история религииhttp://www.foma.ru/- о православии в Россииhttp://islam.ru/ - об исламе
http://www.threeda.ru/ - об иудаизме