Главная
страница 1


Учебно-методический
комплекс дисциплины

Современные концепции
периодических изданий



Для студентов факультета журналистики

Москва

Институт международного права и экономики имени А.С. Грибоедова

2009

Утверждено

кафедрой теории и практики


периодической печати

С о с т а в и т е л ь – канд. филол. наук., доц. В.Л. Иваницкий



Учебно-методический комплекс дисциплины «Современные концепции периодических изданий» / сост. В.Л. Иваницкий. – М.: ИМПЭ им. А.С. Грибоедова, 2009. – 19 с.

Подготовлен на факультете журналистики.


© Иваницкий В.Л., 2009


I. Общие методические указания


Дисциплина «Современные концепции периодических изданий» предусмотрена учебным планом для студентов факультета журналистики как предмет специализации.

Цель изучения дисциплины – сформировать у студентов комплексное понимание принципов и норм, закономерностей создания предприятия, занимающегося изданием периодического СМИ, действующего на основе финансовой и творческой самодостаточности.

Задачи – раскрыть содержание отрасли масс-медиа как самостоятельной отрасли экономики России. При этом дать студентам целостное представление о назначении, характере, содержании и особенностях деятельности СМИ, ознакомить с практикой деятельности наиболее успешных в экономическом и творческом плане российских масс-медиа, раскрыть логику создания и выведения на рынок нового издания, показать практику законодательства, регулирующего правовые отношения в сфере деятельности средств массовой информации.

Концептуальные знания в области практики создания и выведения на рынок современных СМИ, а также адаптации к условиям рынка уже действующих СМИ являются необходимой составляющей деловой культуры современного профессионального журналистского сообщества. Изучение курса ориентировано на расширение и углубление необходимого комплекса знаний из области экономики, права, языкознания, необходимых для создания, развития и трансформации концепции современного периодического издания, работающего в условиях рынка, выработку умения применять полученные знания на практике.

При изучении тем курса, студент должен ознакомиться с основной и дополнительной научной и учебной литературой, с действующими нормативными актами Российской Федерации, касающимися изучаемой темы, написать ряд контрольных работ, реферат на тему концепции конкретного издания.

В результате изучения тем курса студентам предстоит понять, что представляет из себя современное предприятие, издающее печатное СМИ, действующее в условиях рыночной экономики и современных общественных и политических реалий.

Семинарские, практические занятия по курсу посвящены осмыслению современной практики деятельности наиболее успешных в творческом и экономическом смысле СМИ. Материалы к семинарам содержат вопросы для обсуждения в ходе занятий, на которых будут прививаться навыки самостоятельной работы. В рамках работы на семинарах студенты должны научиться на основе анализа и обобщения информации из разных источников делать собственные выводы теоретического и практического характера, готовить практические решения для создания концепции современного периодического издания.

Программа состоит из четырех разделов, включает 24 темы и рассчитана на 64 учебных часа. Из них – 48 часов – лекционный курс, 16 часов – практические занятия. В течение семестра студент пишет две контрольных работы и реферат по теме «Концепция издания “Имярек”».



Итоговая форма контроля – экзамен.

II. Программа дисциплины

Раздел I. Отрасль масс-медиа России. СМИ России в современных
условиях развития информационного рынка и гражданского общества Система российских СМИ. Создание концепции
как важнейший элемент выхода СМИ на информационный рынок

Тема 1. Предмет и система курса


Предмет, задачи и структура курса “Современные концепции периодических изданий”. Место и роль курса в формировании профессиональной культуры будущих журналистов. 

Тема 2. Становление современной отрасли масс-медиа России


Понятие отрасли, рынка СМИ. Информация как основа деятельности предприятий масс-медиа СМИ. Институциональная основа отрасли масс-медиа России. Правовое регулирование отрасли. Рынок информационной продукции и услуг. Роль СМИ в политической, социально-экономической и культурной жизни современного общества.

Тема 3. СМИ на информационном рынке: редакция как предприятие


Политические и правовые основы возникновения рынка СМИ. Выход закона о печати в СССР, выход закона о СМИ в России как база для возникновения нового типа предприятия, занимающегося созданием и выпуском СМИ. Несовершенство запуска новой индустрии. Зависимость индустрии СМИ от олигархического капитала в 1993–1998 гг. Компенсационные рыночные механизмы в виде предоставления льгот. Возникновение менеджмента СМИ в России, первые успешные СМИ в условиях рынка.

Тема 4. Система российских СМИ. Типология издания
как основа создания концепции периодического издания


Система СМИ современной России. Типология издания как базовая идея создания нового СМИ. Уточнение типологических особенностей будущего издания с помощью рыночных инструментов. Маркетинговые исследования будущей аудитории: коммерческие и некоммерческие инструменты.

Тема 5. Концепция периодического издания: от идеи до бренда


Возникновение технологии вывода СМИ на рынок по цепочке: возникновение базовой идеи – создание концепции издания – создание бизнес-плана издания – поиск инвестора – регистрация СМИ – регистрация предприятия – издателя СМИ – внедрение процедур регулярного менеджмента в процесс издания СМИ – выход на «точку безубыточности» – создание торговой марки – создание бренда – поддержание и развитие бренда.

Раздел II. Технология создания нового СМИ
и вывод его на информационный рынок

Тема 6. Возникновение и развитие базовой идеи создания нового СМИ


Базовая идея как результат первичного исследования рынка СМИ с учетом типа издания. Подкрепление идеи инструментами исследования рынка – поиск ниши. Временный творческий коллектив. Первичная концепции нового издания как результат работы временного творческого коллектива. Пробный макет, формат, штатное расписание, бизнес-плана издания. Оценка инвестиционных возможностей инициативной группы, поиск внешнего инвестора. Переговорный процесс с внешним инвестором на основе концепции СМИ и его бизнес-плана. Регистрационные документы нового СМИ и Устава предприятия – издателя СМИ.

Тема 7. Правовые аспекты создания нового СМИ


Закон СССР “О печати и других средствах массовой информации” от 12 июня 1990 г. Закон РФ “О средствах массовой информации” от 27 декабря 1991 г. Основные положения и структура действующего закона. Особенности процедуры учреждения СМИ. Процедура регистрации СМИ. Система правоотношений между учредителем, редакцией, главным редактором, издателем и собственником. Статус редакции, ее устав, издательский договор.

Тема 8. Организационно-административные аспекты создания нового СМИ


Правовая служба редакции. Выбор организационно-правовой формы предприятия-издателя. Регистрация предприятия – издателя СМИ, постановка его на учет в налоговой инспекции. Назначение генерального директора предприятия-издателя. Назначение главного бухгалтера предприятия-издателя. Назначение главного редактора СМИ. Система оплаты труда. Устав СМИ (издательский договор). Положение о разделении полномочий между редакцией СМИ (главным редактором) и нежурналистским коллективом (генеральным директором), положение о редакционной политике. Положение о документообороте между инвестором и СМИ. Штатное расписание предприятия, должностные инструкции сотрудников предприятия. Приказ о назначении генерального директора, главного редактора и главного бухгалтера на основании решения собственников предприятия – издателя СМИ. Аренда (покупка) редакционного помещения.

Тема 9. Экономические аспекты создания нового СМИ


Формирование финансового и менеджерского коллективов издания. Создание модели выхода издателя СМИ на «точку безубыточности» и последующее обеспечения экономической редакционной самостоятельности. Проблема первоначального капитала. Положение об учетной политике на предприятии, издающем СМИ. Система контроля за исполнением бизнес-плана издания. Система бюджетирования на предприятии. Экономико-финансовый алгоритм работы предприятия: ежедневный, еженедельный, ежемесячный, ежеквартальный, полугодовой, годовой. Система производственных совещаний. Система документооборота на предприятии. Рабочие планы сотрудников и отчет по ним. Система продвижения издания и его продуктов. Вопросы диверсификации деятельности предприятия.

Тема 10. Технические аспекты создания нового СМИ


Создание технического коллектива редакции: системный администратор, дизайнер, веб-мастер, администратор печати, транспортная служба. Техническая платформа постановки учета на предприятии. Техническая платформа создания оригинал-макета издания. Программный комплекс создания оригинал-макета СМИ. Программы, используемые при оформлении (дизайне издания), преимущества и недостатки. Создание Интранета. Выпускающая бригада, определение ее состава, рабочего графика. Договор с типографией: определение протокола передачи оригинал-макета, создание печатных форм, процесс последконтроля, печатание тиража, упаковка. Договор с транспортной компанией: доставка распространителям, вывоз остатков тиража от распространителей. Создание Интернет-версии издания.

Тема 11. Творческие аспекты создания нового СМИ


Творческий (журналистский) коллектив издания. Формат издания в зависимости от его типа: содержательная модель издания, дизайнерская (оформительская) модель издания. Служба рерайта. Оформление формата издания во внутрифирменный документ. Перспективное планирование деятельности редакции и планирование текущего номера. Мониторинг новостей. Вопросы взаимодействия журналистов с рекламной службой издания. Участие в профессиональных выставках и конференциях. Участие журналистов в подписной компании. Инструменты повышения доверия к изданию. Редакционные ноу-хау. Создание внештатного авторского коллектива. Специальные проекты. Интернет как инструмент продвижения СМИ на рынке.

Раздел III. Процедуры регулярного менеджмента, преодоление «точки безубыточности» и вопросы развития предприятия, издающего СМИ


Тема 12. Процедуры регулярного менеджмента. Общие положения

Процедуры регулярного менеджмента как система организации деятельности предприятия. Элементы регулярного менеджмента: структура, финансы, бизнес-план, маркетинг, учет, экономика, логистика. Введение процедур регулярного менеджмента: определение центров финансовой ответственности (ЦФО) редакции, определение центров бюджетирования (ЦБ), постановка системы бухгалтерского и административного учета, разработка и внедрение системы документооборота и системы контроля за исполнением решений и поручений. Введение процедур регулярного менеджмента в ежедневную практику деятельности предприятия.


Тема 13. Структура предприятия, издающего СМИ


Типы структур организации. Организационно-функциональная и дивизиональная типы структур. Особенности дивизиональной структуры. Структура предприятия, издающего СМИ как монопродукт. Структура предприятия, издающего СМИ в ряду других видов деятельности. Структура редакции СМИ, ее составляющие: административная, правовая, техническая, творческая и менеджерская. Внутренние нормативные документы, определяющие структуру предприятия: положение о структуре предприятия, положения о подразделениях предприятия, типовые должностные инструкции, типовой трудовой договор, положение об оплате труда, ряд иных положений внутреннего характера. Структура компании как основа организации деятельности предприятия.

Тема 14. Финансовая политика предприятия, издающего СМИ


Понятие «финансовая политика предприятия». Инструментарий финансовой политики: бюджетирование, финансовый анализ, менеджмент привлечения заемных средств, менеджмент размещения временно свободных средств, инвестиционный менеджмент, эмиссия, траст, факторинг, лизинг, страхование и другие инструменты. Особенности финансовой политики предприятия, издающего СМИ.

Тема 15. Экономика предприятия, издающего СМИ


Понятия «экономика предприятия», «себестоимость», «единица продукции» на предприятии, издающем СМИ. Создание программы снижения себестоимости единицы продукции: снижение издержек на закупки, производство. Повышение производительности труда. Резервы снижения себестоимости. Себестоимость единицы продукции как индикатор конкурентоспособности предприятия, издающего СМИ.

Тема 16. Маркетинг на предприятии, издающем СМИ


Понятие «маркетинг». Основные элементы маркетинга: продукт, цена, рынки сбыта, продвижение. Маркетинг как философия бизнеса СМИ. Маркетинг как комплекс инструментов изучения рынка и воздействия на него. Маркетинг как функция управления рыночной деятельностью предприятия. Маркетинговые внутрифирменные технологии: прайс-лист на продукты СМИ, система скидок, технологии привлечения и удержания клиента. Подписки и розничная продажа издания силами собственных подразделений и субконтракторов. Базы данных потребителей продуктов редакции. Диверсификация деятельности редакции, создание и выведение на рынок новых продуктов. Принцип проектного ведения дел.

Тема 17. Учет на предприятии, издающем СМИ


Определение понятия «учет». Бухгалтерский учет и управленческий учет: общее и различия. Управленческий учет как база для принятия административных решений. Учетная политика предприятия, издающего СМИ, ее особенности. Учетная политика как фактор управления себестоимостью, как фактор конкурентоспособности. Бюджет предприятия, инструменты его исполнения. Бюджетирование как регулярный процесс. Системы управления бюджетом. Формы ежедневного управления бюджетом. Особенности налогообложения СМИ. Программы автоматизации учета на предприятии.

Тема 18. Бизнес-планирование (моделирование) на предприятии,
издающем СМИ


Понятие «бизнес-план». Типология бизнес-планов. Программные инструменты создания бизнес-планов. Структура бизнес-плана. Бизнес-план как инструмент внутрифирменного управления. Бизнес-план как инструмент диверсификации деятельности компании. Бизнес-план как инструмент привлечения инвестиций. Бизнес-планирование как инструмент определения стратегии предприятия в среднесрочной и долгосрочной перспективе.

Тема 19. Логистика на предприятии, издающем СМИ


Понятие «логистика». Логистика в редакции. Организация товарно-сырьевых потоков. Отстраивание отношений с типографией, распространителями, рекламодателями на уровне процедур. Порядок текущего управления жизнедеятельностью издания как система принятия и исполнения решений. Планирование деятельности сотрудников редакции. Производственные совещания.

Тема 20. Рыночные преимущества периодических изданий


«Родовые» рыночные преимущества СМИ. Псевдоэмиссия капитала, автоматическое создание баз данных прямых потребителей, особенности работы с кредитными учреждениями, оборотный капитал предприятия, издающего СМИ, особенности создания и продвижения бренда, лоббистские возможности СМИ, практическое отсутствие амортизации средств производства, возобновляемость основного продукта, возможность создания сезонов, отнесение СМИ к культурным и гражданским ценностям общества, мобильность бизнеса СМИ.

Раздел IV. Формат издания как основа создания торговой марки и превращения ее в бренд

Тема 21. Формат издания


Понятие «формат издания». Создание формата издания на основе его концепции. Логотип издания. Дизайнерская (оформительская) модель. Создание дизайнерской модели издания на программном уровне. Структура номера: анонсы, разделы, рубрики, графика. Правила оформления материала, страницы, разворота, раздела, рекламы, обложек издания, собственно издания. Технические правила работы с изоматериалами: фотографиями, рисунками, информационной графикой. Шрифтовая модель номера: шрифты заголовков, текстов, подписей под фотографиями и рисунками, «выносов», анонсов, комментариев и пр. Технические стандарты для рекламодателей. Содержательная модель издания. Концептуальная часть содержательной модели: миссия издания, главный герой издания, этические нормы издания. Языковая часть содержательной модели: стиль издания, основные жанры, используемые изданием. Позиционирование издания на информационном рынке.

Тема 22. Развитие формата издания в рамках его миссии


Формализация свода правил, касающихся формата издания на уровне внутриредакционных документов. Создание ИНТРАНЕТА как носителя нормативных документов редакции. Система обучения персонала издания на основе формата издания. Система накопления замечаний и исправлений к действующему формату на основе реакции целевой аудитории и вызовов рынка. Внесение изменений в формат издания на основе регулярного анализа поступивших замечаний и исправлений. Изменение формата издания – основа диверсификации деятельности издания и как СМИ, и как предприятия. Формат издания – основа создания и закрепления товарного знака и торговой марки.

Тема 23. Товарный знак. Юридическое закрепление товарного знака
за редакцией СМИ


Определение понятия «торговый знак». Законодательство, регулирующее вопросы интеллектуальной собственности в России. Необходимость его своевременной регистрации. Юридические аспекты закрепления товарного знака за редакцией. Товарный знак – необходимое условие для создания торговой марки.

Тема 24. Создание торговой марки. Бренд издания, его возникновение, поддержка и развитие


Определение понятия «торговая марка». Создание торговой марки редакции. Комплекс постоянных и разовых мероприятий, способствующих созданию торговой марки. Поддержание и развитие торговой марки, условия ее превращения в бренд.

Определение понятия «бренд». Момент превращения торговой марки в брэнд. Брэндирование как комплекс мероприятий. Система развития и поддержания бренда.




III. ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ


Практические занятия проводятся в форме беседы со студентами по наиболее сложным темам курса. На практические занятия приглашаются, как правило, практики СМИ, руководящие успешными изданиями.

Темы практических занятий.



  1. Отрасль российских масс-медиа – 2 часа.

  2. Маркетинговая политика – как правильно продавать свое издание – 2 часа.

  3. Содержательная модель издания – 2 часа.

  4. Графическая (дизайнерская) модель издания – 2 часа.

  5. Формат издания как основа успеха – 2 часа.

  6. Креатив как инструмент продвижения издания – 2 часа.

  7. Формирование читательских предпочтений – 2 часа.

  8. Создание и продвижение бренда издания – 2 часа.

Для проверки усвоения курса, а также для содержательного контроля за эффективностью самостоятельной работы студентам предлагается написать реферат объемом 10–12 страниц, оформив его в соответствии с требованиями ГОСТа, предъявляемого к написанию научных работ. В рамках практических занятий студентам также предлагается написать две контрольных работы на выбор преподавателя.




IV. ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ


Необходимо написать реферат под названием «Концепция периодического издания “Имярек”», придерживаясь следующей структуры изложения:

  1. Дать характеристику понятия «концепция издания», разъяснить, для чего она нужна редакции СМИ.

  2. Во вводной части реферата раскрыть информацию по следующим направлениям:

Миссия издания

Краткая история возникновения издания

Юридическая форма издания

Собственник СМИ

Учредитель СМИ

Издатель СМИ

Главный редактор издания

Ключевые сотрудники издания

Дата выхода в свет первого номера исследуемого издания

Тематическая концепция издания

Язык издания

Дизайн издания



  1. Организационно-функциональная модель издания

Структура издания

Основные отделы редакции

Примерное количество штатных сотрудников редакции

Включенность (невключенность) издания в медиа-группы



  1. Основные технические характеристики издания

Формат печати (А1, А2, А3 и т. д.)

Объем (стр.)

Бумага (газетная, офсетная, мелованная, плотность, страна-производитель и т. д.)

Цвет (черно-белое, 2-цветное, полноцвет)

Печать (листовая, ротация)

Брошюровка (склейка, скрепка и т.д.)

Место печати (типография, страна)

Периодичность

Тираж

Читательская аудитория (количество читателей)



Сертификат национальной тиражной службы (есть, нет)

  1. Содержательная модель издания

Содержание издания

Основные рубрики

Требования к материалам

Язык (стилистика) издания

Соотношение фото и текста в издании

Источники фотоматериалов

Ноу-хау

Авторы


Специальные проекты

6. Дизайнерская модель издания

Принципы верстки

Особенности верстки

Оформление материалов

Место иллюстрации в издании

Узнаваемость

Соответствие дизайнерской модели содержанию издания

Ноу-хау дизайнеров издания

7. Маркетинговая политика издания

Существует ли у издания маркетинговая политика

Цена издания по подписке

Цена издания в рознице

Упаковка


Существует ли рассылка издания

Применяет ли издание в своей политике промоушн-акции

Узнаваема ли торговая марка издания

Можно ли утверждать, что имя издания стало брэндом

Существуют ли у издания ноу-хау в области маркетинга.

Другие маркетинговые мероприятия

8. Аудитория издания, ее характеристики

Целевая аудитория издания

Карта распростаранения издания

Взаимодействие с читателем на страницах издания

Какие потребности читателя реализует издание (психографическое описание аудитории)

Потребительские предпочтения аудитории

9. Уникальность издания как рекламоносителя

Специфика рекламы

Рекламные расценки

Требования к предоставляемым рекламным материалам

Тираж издания

Качество печати

Уникальность целевой аудитории для ряда рекламодателей

Рекламные ноу-хау

Другие признаки уникальности издания

10. Заключительная часть

Причины успеха (неуспеха) издания

Другие заключительные положения



V. Темы контрольных работ


Контрольная 1. У Вас возникла идея создания нового СМИ. Какие шаги Вы должны сделать для того, чтобы она приобрела материальную силу?

Контрольная 2. На основе собственной идеи составьте календарный план действий по запуску Вашего издания и выводу его на рынок.

Контрольная 3. Расшифруйте термин «финансовая политика редакции», перечислите и кратко охарактеризуйте основные инструменты финансового управления предприятием.

Контрольная 4. Расшифруйте термин «процедуры регулярного менеджмента», перечислите и кратко охарактеризуйте все элементы регулярного менеджмента.

Контрольная 5. Расшифруйте термин «формат издания» и опишите технологию его создания.

Контрольная 6. Ваши представления о концепции периодического издания. Студентам предлагается дать собственное видение на проблему.

  1. Дайте Ваше определение понятия «концепция печатного периодического издания».

  2. Зачем нужна концепция?

  3. Ее структура.

  4. Какие позиции и почему должны присутствовать в концепции обязательно? Обоснуйте их обязательность или ненужность.

Город издания

Субъект федерации

Экономический регион

Год начала работы издания

Тираж

Периодичность



Формат (А1, А2, А3, др.)

Объем (стр.)

Бумага, цвет (внутренние страницы)

Бумага, цвет (обложка, 1 стр.)

Способ распространения

Язык издания

Сертификат Национальной тиражной службы

Главный редактор



Какие еще, на Ваш взгляд, позиции должны присутствовать в концепции и почему?

  1. В каких ситуациях на информационном рынке необходима концепция издания как нормативный документ редакции?

Обоснуйте их обязательность или ненужность.

Переговоры с инвестором

Продвижение брэнда

Выстраивание отношений с аудиторией

Создание бизнес-плана (модели) издания

Еще в каких ситуациях может быть полезна концепция издания?



  1. Каким образом связаны в концепции творческое и деловое начала?

  2. Что еще Вы можете сказать о концепции современного периодического издания?


VI. ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА РЕФЕРАТОВ, КУРСОВЫХ РАБОТ


  1. Политические и правовые основы возникновения современной отрасли масс-медиа России.

  2. Зависимость российских СМИ от олигархического капитала в 1993–1998 гг.

  3. Возникновение менеджмента СМИ в России, первые успешные СМИ в условиях рынка.

  4. Маркетинговая политика современного периодического издания.

  5. Торговый знак, торговая марка, брэнд: от частного к общему.

  6. Бизнес-план издания.

  7. Интернет-версия издания как элемент маркетинга.

  8. Маркетинговые исследования будущей аудитории нового издания: коммерческие и некоммерческие инструменты.

  9. Концепция издания: основные характеристики, структура.

  10. Проблема первоначального капитала: технология поиска инвестора.

  11. Последовательность вывода СМИ на рынок: 12 шагов.

  12. Выбор организационно-правовой формы предприятия-издателя.

  13. Положение о редакционной политике: основные тезисы.

  14. Технические аспекты создания нового СМИ.

  15. Создание Интранета: цели и задачи.

  16. Создание творческого коллектива издания: последовательность действий.

  17. Редакционные ноу-хау.

  18. Создание внештатного авторского коллектива, его роль в становлении и развитии СМИ.

  19. Специальные проекты издания: типология, основные характеристики.

  20. Роль личности в выведении издания на рынок: главный редактор, ведущие журналисты.



VII. ВОПРОСЫ для подготовки к экзамену

  1. Информационный рынок России: характеристика и особенности.

  2. Индустрия СМИ России: основные понятия, структура.

  3. Политические и правовые основы возникновения индустрии СМИ в России.

  4. Закон о печати в СССР: основные характеристики.

  5. Закона о СМИ 1991 г.: основные характеристики, структура.

  6. Зависимость индустрии СМИ от олигархического капитала в 1993–1998 гг. Структура олигархического рынка СМИ, основные характеристики.

  7. Возникновение менеджмента СМИ в России, первые успешные СМИ в условиях рынка.

  8. Система СМИ современной России.

  9. Типологическая характеристика как базовая идея создания нового СМИ.

  10. Уточнение типологических особенностей будущего издания с помощью рыночных инструментов.

  11. Маркетинговые исследования будущей аудитории: коммерческие и некоммерческие инструменты.

  12. Создание концепции как важнейший элемент выхода СМИ на информационный рынок.

  13. Концепция издания: основные характеристики, структура.

  14. Проблема первоначального капитала: технология поиска инвестора.

  15. Последовательность вывода СМИ на рынок: 12 шагов.

  16. Выбор организационно-правовой формы предприятия-издателя.

  17. Порядок регистрации предприятия-издателя СМИ: последовательность действий.

  18. Устав СМИ (издательский договор): основные положения.

  19. Создание положения о разделении полномочий между редакцией СМИ (главным редактором) и нежурналистским коллективом (генеральным директором): основные положения.

  20. Положение о редакционной политике: основные тезисы.

  21. Технические аспекты создания нового СМИ.

  22. Программы, используемые при оформлении (дизайне издания), преимущества и недостатки.

  23. Создание Интранета: цели и задачи.

  24. Создание Интернет-версии издания: цели и задачи.

  25. Создание творческого коллектива издания: последовательность действий.

  26. Инструменты повышения доверия к изданию.

  27. Редакционные ноу-хау.

  28. Создание внештатного авторского коллектива, его роль в становлении и развитии СМИ.

  29. Специальные проекты издания: типология, основные характеристики.

  30. Роль личности в выведении издания на рынок: главный редактор, ведущие журналисты.

  31. Процедуры регулярного менеджмента: краткая характеристика.

  32. Элементы регулярного менеджмента: краткая характеристика.

  33. Центры финансовой ответственности (ЦФО) в редакции СМИ: краткая характеристика.

  34. Центры бюджетирования (ЦБ) в редакции СМИ: краткая характеристика.

  35. Бухгалтерский и административный учет в СМИ: общее и различия.

  36. Создание системы исполнения решений и поручений в СМИ: цели и задачи.

  37. Типы структур организации.

  38. Организационно-функциональная структура СМИ: основные характеристики.

  39. Дивизиональная структура СМИ, ее преимущества перед остальными, краткая характеристика.

  40. Характеристика структуры предприятия, издающего СМИ как монопродукт.

  41. Характеристика структуры предприятия, издающего СМИ в ряду других видов деятельности, особенности подобных структур.

  42. Структура современной редакции СМИ, ее составляющие: краткая характеристика.

  43. Внутренние нормативные документы, определяющие структуру предприятия и правила взаимодействия между ее составляющими и сотрудниками: краткая характеристика.

  44. Структура компании как основа организации деятельности предприятия: основные характеристики.

  45. Определение понятия «финансовая политика предприятия».

  46. Инструментарий финансовой политики: основные характеристики.

  47. Особенности финансовой политики предприятия, издающего СМИ.

  48. Определение понятия «экономика предприятия».

  49. Понятие себестоимости.

  50. Единица продукции на предприятии, издающем СМИ.

  51. Создание программы снижения себестоимости единицы продукции: основные шаги.

  52. Себестоимость единицы продукции как индикатор конкурентоспособности предприятия, издающего СМИ.

  53. Определение понятия «маркетинг».

  54. Основные элементы маркетинга: краткая характеристика.

  55. Маркетинг как философия бизнеса СМИ.

  56. Маркетинг как комплекс инструментов изучения рынка и воздействия на него.

  57. Маркетинг как функция управления рыночной деятельностью предприятия.

  58. Маркетинговые внутрифирменные технологии: основные характеристики.

  59. Создание системы оплаты труда подразделений СМИ.

  60. Создание баз данных потребителей продукции и услуг редакции.

  61. Диверсификация деятельности редакции, создание и выведение на рынок новых продуктов.

  62. Принцип проектного ведения дел.

  63. Определение понятия «учет».

  64. Бухгалтерский учет и управленческий учет: общее и различия.

  65. Управленческий учет как база для принятия административных решений.

  66. Учетная политика предприятия, издающего СМИ, ее особенности.

  67. Бюджет предприятия, инструменты его исполнения.

  68. Особенности налогообложения СМИ.

  69. Программы автоматизации учета на предприятии.

  70. Определение понятия «бизнес-план».

  71. Типология бизнес-планов.

  72. Программные инструменты создания бизнес-планов.

  73. Структура бизнес-плана.

  74. Бизнес-план как инструмент внутрифирменного управления.

  75. Бизнес-план как инструмент диверсификации деятельности компании.

  76. Бизнес-план как инструмент привлечения инвестиций.

  77. Бизнес-планирование как инструмент определения стратегии предприятия в среднесрочной и долгосрочной перспективе.

  78. Определение понятия «логистика».

  79. Логистика в редакции СМИ.

  80. Создание и выстраивание системы текущего управления жизнедеятельностью издания через систему принятия и исполнения решений.

  81. Планирование деятельности сотрудников редакции.

  82. Создание системы производственных совещаний.

  83. Определение «родовых» рыночных преимуществ СМИ как бизнеса: краткая характеристика.

  84. Определение понятия «формат издания».

  85. Создание формата издания на основе его концепции: последовательность действий.

  86. Дизайнерская (оформительская) модель издания: краткая характеристика.

  87. Содержательная модель издания: краткая характеристика.

  88. Особенности продвижения издания на рынке в зависимости от формата издания.

  89. Формализация свода правил, касающихся формата издания на уровне внутриредакционных документов: последовательность действий.

  90. Формат издания – основа создания и закрепления товарного знака и торговой марки.

  91. Определение понятия «торговый знак», нормы законодательства, регулирующие вопросы интеллектуальной собственности в России.

  92. Определение понятия «торговой марки». Создание торговой марки редакции.

  93. Торговый знак и торговая марка: общее и различия.

  94. Условия превращения торговой марки в бренд.

  95. Определение понятия «бренд». Краткая характеристика наиболее известных российских брэндов СМИ.

  96. Брэндирование как комплекс мероприятий. Система развития и поддержания бренда.

  97. Независимое периодическое издание: специфика концепции.


VIII. ЛИТЕРАТУРА


Clive Finkelstein. Evolution to the 21st Century Enterprise. – DM Review Magazine, May 2004.

Батурин Ю.М., Федотов М.А., Энтин В.Л. Закон о СМИ: на перекрестке веков и мнений. – М.: Союз журналистов России, 2004. – 523 с.



Бочаров В.В. Управление денежным оборотом предприятий и корпораций. – М.: Финансы и статистика, 2001. – 144 с.

Вартанова Е.Л. Медиаэкономика зарубежных стран. – М.: АСПЕКТ ПРЕСС, 2003. – 335 с.

Всемирный доклад ЮНЕСКО по коммуникации и информации 1999–2000 гг. – М.: Бизнес-Пресс, 2000. – 174 с.



Галкин С.И. Уроки моделирования газеты. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1987. – 74 с.

Горохов М.Ю., Малев В.В. Бизнес-планирование и инвестиционный анализ. – М.: Филинъ, 1998. – 208 с.

Грабельников А.А. Редакционный коллектив: прошлое, настоящее, будущее. – М.: Изд-во Ун-та Дружбы народов, 1990. – 170 с.

Гражданский кодекс Российской Федерации. – М.: Эксмо, 2008. – 736 с.



Гуревич С.М. Газета: вчера, сегодня, завтра: Учеб. пособие. – М.: АспектПресс, 2004. – 288 с.

Гуревич С.М. Экономика средств массовой информации: Учеб. пособие. – М.: РИП-холдинг, 2001. – 244 с.

Демина И.Н. Маркетинг в деятельности средств массовой информации. – Иркутск: Изд-во ИГЭА, 1999.– 159 с.

Дирлав Дез. Избранные концепции бизнеса. Теории, которые изменили мир. – М.: Олимп-Бизнес, 2007 – 336 с.

Елиферов В.Г., Репин В.В. Бизнес-процессы: регламентация и управление: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2005. – 319 с.

Иваницкий В.Л. Концепция периодического издания и его коммуникативная стратегия // Вестник МГУ. Сер. 10, Журналистика. – М., 2004

Иваницкий В.Л. Нематериальные активы в работе СМИ // Экономика и менеджмент СМИ / Отв. ред. и сост. Е.Л. Вартанова, науч. ред. Н.В. Ткачева. – М.: Изд-во «ВК», 2005. – С. 18–23.

Иваницкий В.Л. Рыночные преимущества независимых печатных периодических изданий // Тезисы научно-практической конференции «Журналистика в 2001 году: СМИ и вызовы нового века». Ч. V. – М., 2002. – С. 18, 19.

Иваницкий В.Л. Экономическая тема в экономических изданиях: проблемы становления // Вестник МГУ. Сер. 10, Журналистика. – М., 2006

История печати: Антология / Сост., предисл. и комментарии Я.Н. Засурского и Е.Л. Вартановой. – М.: Аспект Пресс, 2001. – 419 с.

Как сделать газету прибыльной: Материалы конференции главных редакторов по итогам программ целенаправленного консультирования. – М.: Национальный институт прессы, 1998. – 55 с.

Каплан Роберт С., Нортон Дейвид П. Измеряем готовность нематериальных активов // Искусство управления. – 2004. – № 8 (32). – С. 24–41.

Ким У. Чан, Моборн Рене. Стратегия голубого океана. – М.: Hippo, 2008. – 272 с.

Конституция Российской Федерации с комментариями Конституционного Суда РФ. – М.: Инфра-М, 2008. – 200 с.



Котлер Филипп. Маркетинг. Менеджмент. – СПб.: Питер, 2001. –752 с.

Менеджмент СМИ в 2002 году: Материалы семинара / Под общ. ред. В.Л. Иваницкого. – М.: Пульс, 2002. – 266 с.



Минцберг Г. Структура в кулаке: создание эффективной организации. – СПб.: Питер, 2001. – 512 с.

Морриш Джон. Издание журнала. От идеи до воплощения. – М.: Университетская книга, 2008. – 297 с.

Мясников Ю.Н. Комплексное моделирование газет региона. Концепция, методика, опыт: Дис… канд. филол. наук. – М., 1992. – 182 с.

Налоговый кодекс Российской Федерации. Ч. 1 и 2. – М.: Эксмо, 2008. – 832 с.



Нордстрем Кьелл А., Риддерстрале Йонас. Бизнес в стиле фанк. Капитал пляшет под дудку таланта. – СПб.: Стокгольмская школа экономики в Санкт-Петербурге, 2005. – 280 с.

Орловский Ю.П., Нуртдинова А.Ф., Чиканова Л.А. 500 актуальных вопросов по Трудовому кодексу РФ. Комментарии и разъяснения. – М.: Юрайт-Издат, 2008. – 560 с.

Пронин Е.И. Текстовые факторы эффективного журналистского воздействия. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1981. –159 с.

Реснянская Л.Л., Фомичева И.Д. Газета для всей России. – М.: Изд-во ИКАР, 1999. – 232 с.

Рихтер А.Г. Правовые основы журналистики: Учеб. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 2002. – 352 с.

Семь нот менеджмента. Настольная книга руководителя / Под ред. В.В. Кондратьева. – М.: Эксмо, 2007. – 832 с. – (7 нот менеджмента).

Трудовой кодекс Российской Федерации. – М.: ВИТРЭМ, 2002. –192 с.

Федеральный закон «О рекламе» в ред. федеральных законов от 18.12.2006 г. № 231-ФЗ, 09.02.2007 г. № 18-ФЗ, 12.04.2007 г. № 48-ФЗ, 21.07.2007 г. № 193-ФЗ, 01.12.2007 г. № 310-ФЗ, 13.05.2008 г. № 70-ФЗ. – М., 2008 . – 51 с.



Шкондин М.В. Средства массовой информации: системные характеристики. – М., 1995. – 45 с.

Содержание

I. Общие методические указания 3

II. Программа дисциплины 4

Раздел I. Отрасль масс-медиа России. СМИ России в современных
условиях развития информационного рынка и гражданского общества Система российских СМИ. Создание концепции
как важнейший элемент выхода СМИ на информационный рынок 4

Раздел II. Технология создания нового СМИ


и вывод его на информационный рынок 5

Раздел III. Процедуры регулярного менеджмента, преодоление «точки безубыточности» и вопросы развития предприятия, издающего СМИ 7

Раздел IV. Формат издания как основа создания торговой марки и превращения ее в бренд 10

III. ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ 11

IV. ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ 12

V. Темы контрольных работ 14

VI. ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА РЕФЕРАТОВ, КУРСОВЫХ РАБОТ 15

VIII. ЛИТЕРАТУРА 20




Смотрите также:
Учебно-методический комплекс дисциплины Современные концепции периодических изданий Для студентов факультета журналистики
301.28kb.
1 стр.
Учебно-методический комплекс дисциплины основы имиджелогии для студентов факультета журналистики
171.14kb.
1 стр.
Учебно-методический комплекс дисциплины литературное редактирование Для студентов факультета журналистики
490.34kb.
3 стр.
Учебно-методический комплекс дисциплины правовое и этическое регулирование современной рекламы и паблик рилейшнз для студентов факультета журналистики
269.65kb.
1 стр.
Учебно-методический комплекс дисциплины парламентское право для студентов юридического факультета
661.22kb.
6 стр.
Учебно-методический комплекс дисциплины Основы творческой деятельности журналиста Часть III журналистика новостей Для студентов факультета журналистики
273.54kb.
1 стр.
Учебно-методический комплекс дисциплины жилищное право для студентов юридического факультета
416.18kb.
1 стр.
Учебно-методический комплекс дисциплины инвестиционная стратегия для студентов экономического факультета
386.87kb.
1 стр.
Учебно-методический комплекс дисциплины экономическая безопасность Для студентов экономического факультета
702.28kb.
6 стр.
Учебно-методический комплекс дисциплины. Иркутск 2008 Учебно методический комплекс дисциплины составлен
327.36kb.
1 стр.
Учебно-методический комплекс дисциплины финансовый анализ для студентов экономического факультета
291.73kb.
1 стр.
Учебно-методический комплекс дисциплины юридический перевод для студентов факультета лингвистики
684.8kb.
4 стр.