Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Уральский государственный педагогический университет»
Институт музыкального и художественного образования
Кафедра художественного образования
УТВЕРЖДАЮ:
Проректор по учебной работе УрГПУ
_________________ Т. Н. Шамало
«___» ____________ 2012 г.
Программа итоговой
государственной аттестации
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
по направлению
«050600.62 – Художественное образование»
Профили: «Дизайн и компьютерная графика»,
« Музыкально-компьютерные технологии»,
«Менеджмент в музыкальном искусстве и образовании»
«Театральное искусство», «Экранные искусства»,
«Хореографическое искусство»
Екатеринбург 2012
Программа итоговой государственной аттестации
Выпускная квалификационная работа
по направлению «050600.62 – Художественное образование», профили «Дизайн и компьютерная графика», «Музыкально-компьютерные технологии», «Театральное искусство», «Экранные искусства», «Хореографическое искусство»
ФГБОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет» Екатеринбург, 2012. – 79 с.
Составители:
Перевышина Н.Ю., зав. кафедрой художественного образования, канд. пед. наук, доцент;
Самакаева М.Ю., доцент кафедры художественного образования, к.п.н.;
Бородин А.Б., старший преподаватель кафедры художественного образования, к.п.н.;
Бунькова А.Д., старший преподаватель кафедры художественного образования;
Кардашев А.В., старший преподаватель кафедры художественного образования.
Ярмошенко В.М., старший преподаватель кафедры художественного образования.
Чиняева Н.Н., старший преподаватель кафедры художественного образования.
Программа обсуждена на заседании ученого совета института
музыкального и художественного образования УрГПУ
Протокол от 03.05.2012 г. № 8.
Директор ИМХО ___________________Р.В.Панкевич
-
Пояснительная записка
Научно-исследовательская и проектная художественно-творческая деятельность, бесспорно, является одним из важнейших компонентов в структуре профессионально-педагогической деятельности преподавателя художественных дисциплин.
Это указано в квалификационной характеристике бакалавра художественного образования, которая включает следующие виды профессиональной деятельности:
-
научно-исследовательскую;
-
организационно-воспитательную;
-
преподавательскую;
-
коррекционно-развивающую;
-
культурно-просветительскую.
Цель данной программы: выявить уровень профессиональной готовности выпускников к научно-исследовательской и проектно-творческой деятельности в различных сферах культуры, искусства и художественного образования в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта.
Задачи, которые необходимо решить для достижения цели:
-
определение теоретической и практической готовности выпускников к выполнению образовательных задач, предусмотренных государственным образовательным стандартом;
-
выявление уровня методологической культуры выпускников в процессе актуализации системы теоретических знаний о направлениях, принципах, формах и методах научно-исследовательской деятельности в сфере педагогики искусства;
-
создание условий для личностно-профессиональной самореализации выпускников в процессе подготовки художественно-творческих проектов;
-
проверка системы межпредметных знаний, умений и навыков выпускников в области художественного образования и ее связи с практической, творческой и педагогической деятельностью в сфере педагогики искусства;
-
дальнейшее овладение технологией организации, подготовки и оформления художественно-педагогического исследования (художественно-творческого проекта);
-
развитие потребности в профессиональной рефлексии выпускников - будущих педагогов и готовности к дальнейшему профессиональному художественно-педагогическому образованию по программам магистратуры.
В соответствии с квалификационными требованиями (раздел 7 ГОС) бакалавр должен уметь:
-
участвовать в исследованиях по проблемам развития художественного образования;
-
владеть основными методами научных исследований в области одного из проблемных полей направления - художественное образование;
-
приобретать новые знания, используя современные информационные образовательные технологии;
-
изучать обучающихся и воспитанников в образовательном процессе;
-
строить образовательный процесс, ориентированный на достижение целей конкретной ступени образования с использованием современных здоровьесберегающих, информационных технологий, знания иностранного языка как средства межкультурного взаимодействия;
-
проектировать и осуществлять профессиональное самообразование;
-
вести индивидуальную работу с учащимися корректирующего или развивающего характера на базе содержания профильных дисциплин направления;
-
реализовывать образовательные задачи культурно-просветительского характера в профессионально-образовательной области.
В соответствии с этим, выпускная квалификационная работа бакалавра художественного образования может быть:
-
исследовательским трудом, который представляется в виде рукописи;
-
художественного - творческим проектом, имеющим вид законченного художественного произведения (ГОС п.7.2.2.).
Настоящая программа разработана в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению «050600.62 – Художественное образование» и Положением об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений, утвержденным Минобразованием России, а также методических рекомендаций УМО по педагогическому образованию.
Программа государственной итоговой аттестации составлена на основе методических рекомендаций к оформлению выпускных квалификационных работ, а также рабочих учебных программ общепрофессиональных дисциплин и дисциплин профильной подготовки.
Важнейшим результатом выполнения выпускной квалификационной работы должно быть закрепление и совершенствование приобретенных в процессе учебы знаний, умений и навыков, которые позволят осуществлять научно-исследовательскую, преподавательскую и культурно-просветительскую деятельность в различных сферах искусства, культуры и образования.
Темы выпускных квалификационных исследовательских работ и художественно-творческих проектов сформулированы так, чтобы они имели междисциплинарный характер, а также практическую связь с содержанием профессионально-педагогической деятельности в сфере художественного образования детей и юношества.
Студенту предоставляется право самостоятельного выбора жанра и темы выпускной квалификационной работы исходя из спектра его профессиональных интересов и опыта практической деятельности в сфере художественного образования.
Научный руководитель выпускной квалификационной работы определяется кафедрой в зависимости от выбранной проблемы дипломного проекта и с учетом пожеланий выпускника.
Научным руководителем исследовательских проектов может быть преподаватель, имеющий ученую степень и ученое звание, а также большой опыт научно-исследовательской и педагогической деятельности в области художественного образования детей и юношества.
Научным руководителем художественно-творческих проектов может быть преподаватель, имеющий ученую степень и ученое звание или звание Лауреата международных конкурсов по профилю подготовки выпускника, а также большой опыт практической деятельности в области определенного вида искусства, обозначенного в теме художественно-творческого проекта.
По представлению кафедры тема дипломной работы и научный руководитель утверждаются приказом ректора вуза.
Кафедра устанавливает график и календарный план поэтапного выполнения выпускной квалификационной работы, сроки требования к предзащите исследовательских трудов и художественно-творческих проектов, определяет срок сдачи студентом законченной работы.
Научный руководитель совместно с выпускником определяет круг проблем, исследуемых в выпускной квалификационной работе, составляет план и график работы над проектом.
Для подготовки дипломного проекта студенту предоставляется 10 часов индивидуальных консультаций с научным руководителем.
Контроль за ходом дипломного исследования осуществляют научный руководитель, методисты и кафедра.
Допуск студента к защите выпускной квалификационной работы в ходе государственной итоговой аттестации осуществляется на основании решения кафедры по результатам выполнения требований к государственной итоговой аттестации бакалавра художественного образования.
-
Примерный график подготовки и проведения
государственной итоговой аттестации
№ п/п
|
Мероприятие
|
Сроки проведения
|
Ответственные
|
1
|
Разработка и корректировка содержания программы государственной итоговой аттестации
|
До начала выпускного учебного года
|
Зав. кафедрой художественного образования
|
2
|
Утверждение программы и тем выпускных квалификационных работ на заседании кафедры художественного образования
|
Май – июнь предвыпускного года
|
Зав. кафедрой художественного образования, научные руководители
|
3
|
Разработка и утверждение списка литературы для подготовки дипломных проектов.
|
Май – июнь предвыпускного года
|
Зав. кафедрой художественного образования, научные руководители
|
4
|
Разработка и утверждение методических рекомендаций по работе над выпускной квалификационной работой
|
Июнь предвыпускного года
|
Зав. кафедрой художественного образования, научные руководители
|
5
|
Утверждение списочного состава научных руководителей (консультантов)
|
Июнь предвыпускного года
|
Зав. кафедрой художественного образования
|
6
|
Семинар для выпускников, посвященный выбору направления и темы выпускной квалификационной работы
|
Июнь предвыпускного года
|
Зав. кафедрой художественного образования, научные руководители
|
7
|
Установочная конференция выпускников, посвященная преддипломной практике
|
За 2 недели до начала педагогической практики
|
Зав. педагогической практикой
|
8
|
Осуществление контроля за ходом подготовки дипломного проекта
|
В течение выпускного года
|
Зав. кафедрой художественного образования, научные руководители
|
9
|
Проведение студенческих научно-практических конференций по актуальным проблемам художественного образования детей и юношества
|
Декабрь выпускного года
|
Зав. кафедрой художественного образования, научные руководители, руководитель СНО
|
10
|
Составление расписания ГИА
|
2 семестр выпускного года
|
Деканат, методисты д/о, методисты з/о
|
11
|
Составление расписания предзащит дипломных проектов
|
2 семестр выпускного года
|
Кафедра, методисты д/о, методисты з/о
|
12
|
Проведение предзащит дипломных проектов
|
2 семестр выпускного года
|
Зав. кафедрой художественного образования, научные руководители
|
13
|
Подготовка документации для работы государственной аттестационной комиссии
|
За 1 месяц до ГИА
|
Зав. кафедрой художественного образования, методисты
|
14
|
Собрание выпускников, посвященное началу государственной итоговой аттестации
|
На неделю до начала ГИА
|
Методисты д/о, методисты з/о
|
3. Примерный перечень тем выпускных квалификационных работ
Профиль «Музыкально-компьютерные технологии»
-
Музыкально-компьютерные технологии как средство развития музыкальной культуры школьников в условиях дополнительного образования
-
Импровизация как метод развития детского творчества (на примере музыкально-компьютерных технологий)
-
Музыкально-компьютерные технологии в образовательном пространстве ДШИ и ДМШ
-
Музыкально-компьютерные технологии на школьном уроке музыки
-
Методы и приемы работы с одаренными детьми на примере музыкально-компьютерных технологий
-
Музыкально-компьютерные технологии в деятельности педагогов ДМШ
-
Применение музыкально-компьютерных технологий в работе эстрадной студии
-
Современные педагогические технологии на занятиях в ДМШ и ДШИ
-
Подготовка педагога-музыканта к работе с современными цифровыми музыкальными инструментами
-
Реализация принципов личностно-ориентированного обучения при обучении школьников на цифровых музыкальных инструментах
-
Компьютерная аранжировка учебного репертуара современных программ по предмету «Музыка»
-
Анализ и интерпретация произведений музыкального искусства как средство активизации познавательной деятельности (развития ассоциативно-образного мышления, развития художественного восприятия) школьников
-
Реализация межпредметных связей на занятиях с цифровыми музыкальными инструментами в условиях ДМШ и ДШИ
-
Учет индивидуально-психологических особенностей учащихся начальных (средних, старших) классов в учебном процессе ДМШ и ДШИ в классе цифровых музыкальных инструментов
-
Повышение эффективности преподавания цифровых музыкальных инструментов (клавишный синтезатор, музыкальный компьютер) средствами развивающего обучения
-
Формирование основ детского коллектива в процессе занятий в эстрадной (компьютерной) студии
-
Педагогические возможности музыкального компьютера в семейном воспитании
-
Развитие познавательного интереса у школьников на занятиях по музыкально-компьютерным технологиям в условиях ДМШ и ДШИ и общеобразовательной школы
-
Исследование вариантов технологий занятий по цифровым музыкальным инструментам в одном из классов ДМШ и ДШИ
-
Изучение музыкальных предпочтений современных школьников-подростков
-
Исследование коммуникативной деятельности педагога цифровых музыкальных инструментов ДМШ и ДШИ
-
Диагностика как средство повышения эффективности школьного музыкального образования школьников в условиях общеобразовательной (специализированной) школы
-
Развитие творческой активности младших школьников при работе с «Музыкальными конструкторами»
-
Основные аспекты взаимодействия педагога с родителями учащихся (в условиях общеобразовательной школы, ДМШ или ДШИ)
-
Основные направления музыкального воспитания детей в условиях детской эстрадной студии
-
Компьютерные технологии на музыкальных занятиях (в стартовой, начальной или основной школе)
-
Приемы развития метроритмических навыков младших школьников в процессе обучения игре на цифровых музыкальных инструментах в условиях ДМШ или ДШИ)
-
Развитие у учащихся ДМШ или ДШИ навыков игры в ансамбле (на примере освоения клавишных синтезаторов)
-
Приемы развития музыкальных способностей (музыкальной памяти, музыкального восприятия, музыкального мышления) у школьников на начальном этапе обучения игре на цифровых музыкальных инструментах
-
Игровые методы обучения на уроках сольфеджио в ДМШ (или ДШИ) с использованием музыкальных компьютеров
-
Развитие интереса младших школьников к музыкально-компьютерному творчеству
-
Педагогические условия создания благоприятного эмоционально-психологического климата на музыкальных занятиях и концертных выступлениях на базе музыкальной (эстрадной) студии
-
Творческие задания как средство освоения основных музыкально-теоретических знаний младшими школьниками при работе с «Музыкальными конструкторами»
-
Реализация взаимосвязи различных видов искусства в процессе музыкального образования учащихся (общеобразовательной, профильной школы, ДМШ или ДШИ)
-
Межличностные конфликты в подростковой среде и возможности занятий в эстрадной студии в их урегулировании
-
Гуманистическое педагогическое общение педагога ДМШ (ДШИ) с учащимися младших классов как фактор повышения их учебной мотивации
-
Развитие интереса к народной (классической) музыке у младших школьников (подростков) в условиях работы с музыкальными компьютерами
Примерный перечень тем выпускных квалификационных работ Профиль «Дизайн и компьютерная графика»
-
Предмет «Дизайн и компьютерная графика» средство развития художественно-эстетической культуры школьников в условиях дополнительного образования
-
Обучение школьников технологии создания веб-сайтов и их дизайна
-
Использование опыта европейского дизайн-образования в подготовке специалистов профиля «Дизайн и компьютерная графика» в педагогическом вузе
-
Технологии обучения дизайну и компьютерной графике в деятельности педагогов детской художественной школы
-
Современные педагогические технологии на занятиях в детской художественной школе
-
Реализация принципов личностно-ориентированного обучения на занятиях по дизайну (компьютерной графике)
-
Анализ и интерпретация произведений изобразительного искусства (архитектуры, дизайна) как средство активизации познавательной деятельности (развития ассоциативно-образного мышления, развития художественного восприятия) школьников
-
Реализация межпредметных связей на занятиях по дизайну (компьютерной графике) в условиях общеобразовательной (художественной) школы
-
Учет индивидуально-психологических особенностей учащихся начальных (средних, старших) классов в учебном процессе общеобразовательной (художественной) школы на занятиях по дизайну (компьютерной, растровой, векторной графики)
-
Повышение эффективности преподавания компьютерной (растровой, векторной) графики (основ дизайна) средствами развивающего обучения
-
Формирование основ детского коллектива в процессе занятий в художественной студии
-
Развитие познавательного интереса у школьников на занятиях по дизайну (компьютерной, растровой, векторной графике) в условиях общеобразовательной (художественной) школы
-
Исследование вариантов технологий занятий по дизайну (компьютерной, растровой, векторной графике) в одном из классов общеобразовательной (художественной) школы
-
Изучение художественных предпочтений современных школьников-подростков в области изобразительного искусства и архитектуры
-
Исследование коммуникативной деятельности преподавателя дизайна (компьютерной графики) в художественной школе
-
Диагностика как средство повышения эффективности художественного образования школьников в условиях общеобразовательной (профильной, специализированной) школы
-
Развитие творческой активности младших школьников при работе с компьютерными программами по дизайну (растровой, векторной графике)»
-
Основные аспекты взаимодействия педагога с родителями учащихся в условиях художественной школы
-
Основные направления художественного воспитания детей в условиях детской художественной студии
-
Компьютерные технологии на занятиях по изобразительному искусству (в стартовой, начальной или основной школе)
-
Современные технологии профессионального образования графического дизайнера
-
Развитие дизайнерского мышления учащихся в процессе художественно-конструкторской деятельности
-
Компьютерная графика на уроках изобразительного искусства
-
Развитие ассоциативно-образного мышлении учащихся на уроках компьютерной графики
-
Развитие художественных способностей школьников на уроках компьютерной графики
-
Дизайн в образовательном пространстве детской школы искусств
-
Интерактивные технологии обучения дизайну и компьютерной графике
-
Развитие цветового восприятия школьников на уроках дизайна и компьютерной графики
-
Дистанционное образование в обучении компьютерной графике
-
Арт-терапия в художественном образовании детей и юношества
-
Компьютерная графика как педагогическое средство коррекции психоэмоциональной дезадаптации школьников
-
Рисуночное тестирование в диагностике психоэмоциональной сферы младших школьников
-
Анализ современных программ обучения дизайну и компьютерной графике
-
Электронные средства обучения дизайну и компьютерной графике
-
Цифровой инструментарий в работе детской художественной студии
-
Воспитательное значение дизайна в образовательном пространстве современной школы
-
Развитие художественно-эстетических предпочтений подростков на занятиях дизайна одежды
-
Граффити как средство творческой самореализации подростков
-
История российского дизайн-образования
-
Элективный курс автодизайна как средство развития познавательных интересов школьников
Примерный перечень тем выпускных квалификационных работ
Профиль «Театральное искусство»
-
Детский театр как средство развития художественно-эстетической культуры школьников в условиях дополнительного образования.
-
Импровизация как метод развития детского творчества
(на примере занятий в детской театральной студии).
-
Психотерапевтические возможности детского театра.
-
Педагогические технологии развития самопознания школьников в театрально-творческой деятельности.
-
Содержание и методика организации занятий в детской театральной студии.
-
Развитие коммуникативных умений и навыков у младших школьников на занятиях в театральной студии.
-
Формирование нравственно-эстетических идеалов у школьников на занятиях в театральной студии.
-
Развитие художественно-образного мышления младших школьников в условиях театральной деятельности.
-
Развитие творческой активности старшеклассников в профильном (театральном) художественно-эстетическом образовании.
-
Приемы развития театральных способностей у школьников на начальном этапе обучения в детской театральной студии.
-
Игровые методы обучения на занятиях в детской театральной студии.
-
Интерактивные методы обучения на занятиях в детской театральной студии.
-
Реализация дифференцированного подхода в обучении на занятиях в детской театральной студии.
-
Развитие интереса у младших (старших) школьников к театральному искусству.
-
Развитие эмпатии и толерантности у младших (старших) школьников в условиях занятий в театральной студии.
Примерный перечень тем выпускных квалификационных работ
Профиль «Хореографическое искусство»
-
Хореографическое искусство как средство развития художественно-эстетической культуры школьников в условиях дополнительного образования.
-
Импровизация как метод развития детского творчества
(на примере занятий в хореографической студии).
-
Развитие коммуникативных умений и навыков у школьников на занятиях в хореографической студии.
-
Формирование танцевальной культуры школьников на занятиях в хореографической студии.
-
Развитие художественно-образного мышления младших школьников средствами хореографической деятельности.
-
Развитие творческой активности старшеклассников в условиях класса ранней профессиональной ориентации в детской хореографической школе.
-
Приемы развития хореографических способностей у детей различных возрастных групп на начальном этапе обучения в детской хореографической школе (хореографической студии).
-
Игровые методы обучения на занятиях в детской хореографической школе (студии).
-
Интерактивные методы обучения на занятиях в детской хореографической школе (студии).
-
Реализация дифференцированного подхода в обучении на занятиях в детской хореографической студии.
-
Развитие интереса у младших (старших) школьников к хореографическому искусству.
-
Технология создания хореографической композиции для учащихся разных возрастных групп
-
Исторический аспект становления общего и профессионального хореографического образования в России.
Примерный перечень тем выпускных квалификационных работ
Профиль «Экранные искусства»
-
Детская кино-, фотостудия как средство развития художественно-эстетической культуры школьников в условиях дополнительного образования.
-
Импровизация как метод развития детского творчества
(на примере занятий в детской киностудии).
-
Развитие коммуникативных умений и навыков у школьников при создании анимационных фильмов.
-
Формирование визуальной культуры школьников на занятиях в любительской кино-, фотостудии.
-
Развитие художественно-образного мышления младших школьников средствами искусства фотографии.
-
Развитие творческой активности старшеклассников в условиях любительской кино-, фотостудии.
-
Возможности программы «Основы экранной культуры» (Л.Баженова, Е. Бондаренко, Ю.Усов) в формировании познавательного интереса к искусству кино.
-
Развитие художественно-образного подростков в условиях создания анимационного фильма.
-
Возможности информационных и коммуникативных технологий в самообразовании учащихся в области экранных искусств.
-
Технология создания анимационного детского фильма.
-
Методы и приемы организации творческой деятельности школьников в условиях кино-, фотостудии.
-
Школьные кинолектории как средство нравственно-эстетического воспитания учащихся.
-
Специфика и технология создания учебных видеоматериалов.
Профиль «Менеджмент в музыкальном искусстве
и образовании»
-
Комплексная образовательная программа как механизм проектирования образовательной деятельностью.
-
Управление концертной проектной деятельностью.
-
Исследование потребностей учащихся в области художественного образования как средство выявления перспективных направлений развития образовательного учреждения.
-
Особенности руководства творческим коллективом.
-
Стратегическое планирование в детской школе искусств.
-
Особенности финансово-хозяйственная деятельности в области .
-
Специфика продюссирования профессиональных академических концертных коллективов.
-
Инновационная проектная деятельность по созданию экспериментальной площадки на базе образовательного учреждения.
-
Стратегия развития социального партнерства.
-
Программа развития как средство повышения качества деятельности образовательного учреждения.
-
Имидж образовательного учреждения как средство повышения его конкурентоспособности.
4. Критерии оценки выпускной квалификационной работы
Выпускная квалификационная работа оценивается отметками «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно».
В основе оценки выпускной квалификационной работы лежат следующие основные показатели:
а) оценка уровня выполнения текста работы;
б) оценка качества защиты работы.