Главная
страница 1 ... страница 9страница 10страница 11страница 12

Личностная ориентация образовательного процесса выявляет приоритет воспитательных и развивающих целей обучения. Способность учащихся понимать причины и логику развития физических и психических процессов открывает возможность для осмысленного восприятия всего разнообразия мировоззренческих, социокультурных систем, существующих в современном мире. Система учебных занятий призвана способствовать развитию личностной самоидентификации, гуманитарной культуры школьников, их приобщению к ценностям национальной и мировой культуры, усилению мотивации к социальному познанию и творчеству, воспитанию личностно и общественно востребованных качеств. В том числе гражданственности, толерантности.

Деятельностный подход отражает стратегию современной образовательной политики: необходимость воспитания человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество, нацеленного на совершенствование этого общества. Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Это поможет выпускнику адаптироваться в мире, где объём информации растёт в геометрической прогрессии, где социальная и профессиональная успешность напрямую зависят от позитивного отношения к новациям, самостоятельности мышления и инициативности, от готовности проявлять творческий подход к делу, искать нестандартные способы решения проблем, от готовности к конструктивному взаимодействию с людьми.

Основой целеполагания является обновление требований к уровню подготовки выпускников в системе физкультурного образования, отражающее важнейшую особенность педагогической концепции государственного стандарта – переход от суммы «предметных результатов» (то есть образовательных результатов, достигаемых в рамках отдельных учебных предметов) к межпредметным и интегративным результатам. Такие результаты представляют собой обобщённые способы деятельности, которые отражают специфику не отдельных предметов, а ступеней общего образования. В государственном стандарте они зафиксированы как общие учебные умения, навыки и способы человеческой деятельности, что предполагает повышенное внимание к развитию межпредметных связей курса физической культуры.

Учащиеся должны приобрести умения по формированию собственного алгоритма решения познавательных задач, формулировать проблему и цели своей работы, определять адекватные способы и методы решения задачи, прогнозировать ожидаемый результат и сопоставлять его с собственными знаниями по физической культуре. Учащиеся должны научиться представлять результаты индивидуальной и групповой познавательной деятельности в формах реферата, рецензии, публичной презентации.

Реализация тематического плана обеспечивает освоение общеучебных умений и компетенций в рамках информационно-коммуникативной деятельности, в том числе способностей передавать содержание в сжатом или развёрнутом виде в соответствии с целью учебного задания, проводить информационно-смысловой анализ, использовать прослушанную и прочитанную информацию в практической деятельности.

Важнейшее значение имеет овладение учащимися коммуникативной компетенцией: формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации знания в области физической культуры.
В рабочей программе материал делится на две части – базовую и вариативную. В базовую часть – входит материал в соответствии с федеральным компонентом учебного плана, региональный компонент. Базовая часть выполняет обязательный минимум образования по предмету «Физическая культура». Вариативная часть включает в себя программный материал по спортивным и подвижным играм, плаванию. Для прохождения теоретических сведений выделяется время в процессе уроков. А также по одному часу урочного времени в начале каждой четверти (вводный урок) и в конце четверти (подведение итогов).

Важной особенностью образовательного процесса в средней школе является оценивание учащихся. Оценивание учащихся предусмотрено как по окончании изучения раздела, так и по мере текущего освоения умений и навыков. Оценка успеваемости по физической культуре в 10 классе производится на общих основаниях и включает в себя качественные и количественные показатели: уровень соответствующих знаний, степень владения двигательными умениями и навыками, умение осуществлять физкультурно-оздоровительную и спортивную деятельность, выполнение учебных нормативов. По окончании 10 класса учащийся должен показать уровень физической подготовленности не ниже результатов приведённых в таблице «Демонстрировать», что соответствует обязательному минимуму содержания образования.

В связи со спецификой преподавания уроков в спортивном зале, особенностями оснащения образовательного учреждения согласно требованиям к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных программ федерального компонента государственного стандарта общего образования невозможна реализация стандарта общего образования и программы в полном объёме по разделам:


  • лёгкая атлетика (прыжок в высоту);

  • гимнастика (упражнения на брусьях, бревне, на перекладине)

В связи с перечисленными причинами, используя время, отведенное на изучение программы, раздел гимнастики дополнен атлетической гимнастикой (упражнения с гантелями, на тренажерах); время, отведённое на прыжок в высоту, перераспределено на другие виды лёгкой атлетики; добавлено время на спортивные игры и плавание.


      Формы организации и планирования образовательного процесса. На профильном уровне образования, так же как и на базовом уровне, уроки физической культуры подразделяются на три относительно самостоятельных типа: с образовательно-познавательной направленностью, с образовательно-обучающей направленностью и с образовательно-тренировочной направленностью, а также лекционные занятия. Уроки по своим задачам и направленности учебного материала планируются как по типу комплексных уроков, т. е. с решением нескольких педагогических задач, так и по типу целевых уроков, т. е. с преимущественным решением одной педагогической задачи.
      В средней (полной) школе на профильном уровне урочные формы учебных занятий физической культурой приобретают статус самостоятельных, так как учащимся предоставляется определенная самостоятельность в планировании и структурировании занятий, выборе состава упражнений и дозировки нагрузки, контроле за функциональным состоянием организма и результативностью тренировочного процесса. Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 132 часа для обязательного изучения предмета «физическая культура» на этапе среднего (полного) общего образования на профильном уровне из расчета 4 часа в неделю в XI классе. Программный материал имеет две части – инвариативную (базовую часть) и вариативную:

  • на инвариативную часть отводится 68 часов;

  • на вариативную часть отводится 64 часа соответственно.

    В Требованиях к уровню подготовки выпускников школы сформулированы практические результаты освоения старшеклассниками содержания программы, которые соответствуют Государственному стандарту. Требования направлены на реализацию личностно ориентированного, деятельностного и практико-ориентированного подходов и задаются по трем базовым основаниям: «Знать/понимать», «Уметь» и «Использовать».


Распределение учебного времени на различные виды программного материала

образовательной области «физическая культура» для учащихся 11 –го класса

(при четырех занятиях в неделю)


№ п/п

Вид программного

материала



Количество часов

(уроков)


Класс

11

1.

Базовая часть:

68

1. 1.

Основы знаний о физической культуре

В процессе уроков

1. 2.

Легкая атлетика

18

1. 3.

Спортивные игры

12

1. 4.

Лыжная подготовка

18

1. 5.

Гимнастика, атлетическая гимнастика

20

Всего:

68

2.

Вариативная часть:

64

2. 1

Плавание

33

2.2.

Легкая атлетика

5

2. 3.

Спортивные игры

22

Всего:

64

Итого по видам программного материала за учебный год:

132

3. 1.

Легкоатлетические упражнения

23

3. 2.

Спортивные игры

38

3. 3.

Лыжная подготовка

18

3. 4.

Гимнастика

20

3.5.

Плавание

33

Итого:


132

График прохождения учебной программы

(при четырехразовых занятиях в неделю)




I полугодие



II полугодие




Неделя


1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

Час в месяц



Сентябрь

16 час


Октябрь

20 час


Ноябрь

12 час


Декабрь

16 час


Январь

12 час


Февраль

12 час


Март

16 час

Апрель

16 час



Май

12 час


Часов

в пол


Всего 64 час


Всего 68 час

11-кл.



Легкая

атлетика


18 час

Спорт. игры

16 час



Гимна-

стика


14 час

Гимнасти-ка 6 час

Лыжная подготовка

18 час


Спорт. игр 22 час

Л/атлетик

5 час


Плавание 16 час.

Плавание 17 час.


Базовая часть содержания программного материала

Основы знаний о физической культуре, умения и навыки.


Социокультурные основы:

11 класс. Физическая культура общества и человека, понятие физической культуры личности. Ценностные ориентации индивидуальной физкультурной деятельности: всесторонность развития личности, укрепление здоровья, физическое совершенствование и формирование здорового образа жизни, к активной деятельности, труду, защите Отечества. Современное олимпийское и физкультурно-массовое движение. Базовые понятия: спорт, соревновательная деятельность, спортивная подготовка (общие представления о физической, технической и психологической подготовке). Понятие «спортивная форма» и его связь с общей и специальной физической работоспособностью.
Психолого-педагогические основы:

11 класс. Способы индивидуальной организации, планирования, регулирования и контроля за физическими нагрузками во время занятий физическими упражнениями. Основные формы и виды физических упражнений. Понятие телосложения и характеристика его основных типов, способы составления комплексов физических упражнений из современных систем физического воспита-ния. Основные технико-тактические действия и приемы в избранном виде спорта. Современные оздоровительные системы физической культуры, их формы, виды и содержание:
      — адаптивная (лечебная) физическая культура как система реабилитации, восстановления и поддержания здоровья. Особенности содержания и методики занятий при заболеваниях органов зрения, дыхания, сердечно-сосудистой системы и опорно-двигательного аппарата (остеохондроз и радикулит; переломы, вывихи и ушибы);
      — атлетическая гимнастика как система формирования телосложения; особенности методики организации и индивидуализации занятий; особенности контроля и оценки их эффективности;
      — шейпинг как разновидность атлетической гимнастики для женщин, направленной на коррекцию фигуры и улучшение функционального состояния организма.
Медико-биологические основы:

11 класс. Роль физической культуры и спорта в профилактике заболеваний и укреплении здоровья. Основы организации двигательного режима, характеристика упражнений и подбор форм занятий в зависимости от особенностей индивидуальной учебной деятельности, самочувствия и показателей здоровья. Медико-педагогические наблюдения за индивидуальным здоровьем, расчет индекса здоровья по показателям «пробы Руфье» (методика выполнения, регистрации и анализа). Ведение индивидуального дневника самонаблюдений за физическим развитием, физической подготовленностью и состоянием здоровья.

- Закрепление навыков закаливания

- Закрепление приемов саморегуляции. Аутогенная тренировка. Психомышечная и психорегулирующая тренировка.

- Закрепление приемов самоконтроля.


Спортивные игры:

11 класс.

Терминология игры. Влияние игровых упражнений на развитие координационных способностей, психохимические процессы, воспитание нравственных и волевых качеств.

Правила игры. Техника безопасности при занятиях спортивными играми. Организация и проведение соревнований.

Самоконтроль и дозирование нагрузки при занятиях спортивными играми.



Гимнастика с элементами акробатики:

11 класс

Основы биомеханики гимнастических упражнений. Влияние на телосложение. Техника безопасности при занятиях гимнастикой. Оказание первой помощи при травмах. Самоконтроль при занятиях гимнастикой.



Лёгкая атлетика:

11 класс

Основы биомеханики легкоатлетических упражнений. Влияние лёгкой атлетики на развитие двигательных качеств. Прикладное значение легкоатлетических упражнений. Правила проведения соревнований и судейство. Техника безопасности при проведении занятий лёгкой атлетикой. Самоконтроль при занятиях лёгкой атлетикой. Доврачебная помощь при травмах.


Лыжная подготовка:

11 класс

Правила проведения самостоятельных занятий. Особенности физической подготовки лыжника. Основные элементы тактики в лыжных гонках. Правила соревнований и судейство. Техника безопасности при занятиях лыжным спортом. Первая помощь при травмах и обморожениях.



ОФП и силовая подготовка, атлетическая гимнастика:

11 класс

Упражнения с гантелями, гирями 16 кг, эспандерами, на тренажерах, со штангой. Лазание по канату и по двум с помощью ног и без помощи, на скорость. Техника безопасности при занятиях. Правила проведения самостоятельных занятий. Первая помощь при травмах.


ВВЕДЕНИЕ В ПРОФЕССИОНАЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Знания о физической культуре

      Физическая культура как предмет профессиональной деятельности специалиста в педагогической, военной и медицинской областях. Краткая характеристика основных видов и форм профессиональной деятельности преподавателя физической культуры.
      Содержание профессиональной подготовки специалистов по физической культуре в высших профессиональных образовательных учреждениях; характеристика специальностей и специализаций; основные требования вступительных экзаменов.
Практико-ориентированная подготовка 

      Организующие команды. Способы и приемы подачи команд при построении, передвижении, выполнении комплексов упражнений.


      Оздоровительные формы занятий физической культурой. Способы и приемы проведения занятий с учащимися начальных классов (гимнастика до занятий, подвижные перемены, подвижные игры в группах продленного дня). Разработка конспектов содержания занятий. Объяснение и исправление ошибок во время занятий; регулирование физической нагрузки по внешним признакам и показателям частоты сердечных сокращений (пульсу).
      Физкультурные праздники. Способы организации и проведения праздников (в качестве помощников учителя). Жесты, команды, замечания, способы передвижения по площадке, использование технических средств (свистка, мегафона, аудиотехники, демонстрационных плакатов и стендов).


Вариативная часть содержания программного материала

Плавание.

11 – й класс. Стартовый прыжок. Прыжки с 3-х метровой вышки. Повороты при плавании кролем, брассом, на груди и на спине. Кроль, брасс на груди и спине (согласование движения рук, ног и дыхания), плавание способом «дельфин». Плавание на учебные дистанции 50, 100, 200, 300 м изученными способами. Передача эстафеты в плавании. Эстафетное плавание.

Уровень двигательной подготовленности учащихся 16-17 лет.



Физические

способ-ности



Контроль-ные

упражнен.

(тест)


Воз-раст

(лет)


Уровень

Мальчики

Девочки

Низкий

Средний

Низкий

Средний

Низкий

Средний

Скорост-ные

Бег 30 м, с.

16

17


5.2 и ниже

5.1


5.1 – 4.8

5.0 – 4.7



4.4 и выше

4.3


6.1 и выше

6.1


5.9 – 5.3

5.9 – 5.3



4.8 и выше

4.8


Координа

ционные


Челночный

бег 3х10 м, с



16

17


8.2 и ниже

8.1


8.0 – 8.7

7.9 – 7.5



7.3 и выше

7.2


9.7 и ниже

9.6


9.3 – 8.7

9.3 – 8.7



8.4 и выше

8.4


Скоростн

силовые


Прыжок в

длину с места



16
17

180 и ниже
190

195 – 210
205 – 220

230 и выше

240


160 и ниже
160

170 – 190
170 – 190

210 и выше

210


Выносливость

6-минутный

бег, км


16

17


1,1 и ниже

1,1


1,3 – 1,4

1,3 – 1,4



1,5 и выше

1,5


0,9 и ниже

0,9


1,05 – 1,2

1,05 – 1,2



1,3 и выше

1,3


Гибкость

Наклон впе-

рёд из полож.

сидя, см


16

17


5 и ниже

5


9 – 12

9 – 12


15 и выше

15


7 и ниже

7


12 – 14

12 – 14


20 и выше

20


Силовые

Подтягивани

на выс. пере-

кладине (раз)

мальчики


Подтягивани

на низкой

перекл. (раз)

девочки


16

17


4 и ниже

5


9 – 12

9 – 12


15 и выше

15











16
17










6 и ниже
6

13 – 15
13 – 15

18 и выше

18


Требования к уровню подготовки обучающихся

В результате освоения обязательного минимума содержания учебного предмета “Физическая культура” выпускники профильного класса должны:


      знать/понимать
      • влияние оздоровительных систем физической культуры на укрепление здоровья, профилактику профессиональных заболеваний и увеличение продолжительности жизни;
      • формы занятий физической культурой, их целевое назначение и особенности проведения;
      • требования безопасности на занятиях физической культурой;
      • способы контроля и оценки индивидуального физического развития и физической подготовленности;

      уметь


      • планировать и проводить индивидуальные занятия физическими упражнениями различной целевой направленности;
      • выполнять индивидуально подобранные композиции ритмической и аэробной гимнастики, комплексы атлетической гимнастики;
      • преодолевать полосы препятствий с использованием разнообразных способов передвижения;
      • выполнять приемы самообороны, страховки и самостраховки;
      • выполнять комплексы упражнений общей и специальной физической подготовки;
      • выполнять соревновательные упражнения и технико-тактические действия в избранном виде спорта;
      • осуществлять судейство в избранном виде спорта;
      • проводить физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме учебного дня, фрагменты уроков физической культуры (в роли помощника учителя);
      • выполнять простейшие приемы самомассажа;
      • оказывать первую медицинскую помощь при травмах;
      • выполнять требования физической и спортивной подготовки, определяемые вступительными экзаменами в профильные учреждения профессионального образования;
      

демонстрировать:


Физические способности

Физические упражнения

Мальчики

Девочки

Скоростные

Бег 60 м с высокого старта с опорой на руку, с

8.2

9.6

Сиоловые

Прыжок в длину с места, см

225

185

Лазание по канату на расстояние 6 м, с

10

___

Поднимание туловища лёжа на спине руки за головой, кол-во раз

___

25

К выносливости

Бег 3000 (2000) м, мин, с

15.00

10.20

К координации

Последовательное выполнение 5 кувырков, с

8.0

12.0

Броски малого мяча в стандартную мишень, м

15.0

12.0

      использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:


      — повышения работоспособности, укрепления и сохранения здоровья;
      — подготовки к профессиональной деятельности и службе в Вооруженных силах Российской Федерации;
      — организации и проведения индивидуального, коллективного и семейного отдыха, участия в массовых спортивных соревнованиях;
      — активной творческой деятельности, выбора и формирования здорового образа жизни.


Учебно-методическое обеспечение рабочей программы по физической культуре
пособие для обучающихся:

- Физическая культура: учебник для учащихся 10 – 11 кл. общеобразовательных учреждений / В.И.Лях, А.А.Зданевич, под общ. ред.В.И.Ляха. – М.: Просвещение, 2006.



пособия для учителя:
- Байбородов Л. В. Методика обучения физической культуре 1-11 классы : методическое пособие / Л. В. Байбородов, И. М.Бутин и др. – М. : «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС» 2004.

- Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов.В. И. Лях, А. А. Зданевич, М.: Просвещение, 2006.-3-е изд.

- Лях В. И. Физическое воспитание учащихся 5-9 классов. – 1997.

- Лепешкин. В. А Методика обучения учащихся технике передвижения на лыжах. 1-11 классы: методическое пособие / В. А. Лепешкин. - М. : Дрофа, 2006.

- Лукьяненко В. П. Физическая культура: основы знаний: учебник / В.П.Лукьяненко. – М. : «Советский спорт», 2005.

- Настольная книга учителя физической культуры (под ред. Л. Б. Кофмана. – М., 2000).



- Спорт в школе (под ред. И. П. Космина, А. П. Паршикова, Ю. П. Пузыря. – М., 2003).

- Журнал «Физическая культура в школе».

<< предыдущая страница  
Смотрите также:
Рабочая программа учебного курса «физическая культура»
1890.61kb.
12 стр.
Рабочая программа учебного курса физическая культура 5 класс, базовый уровень Разработана Салимов И. Р
264.6kb.
1 стр.
Рабочая программа учебного курса физическая культура 7 класс, базовый уровень Учитель физической культуры
342.75kb.
1 стр.
Рабочая программа учебного курса физическая культура 8 класс, базовый уровень Учитель физической культуры
350.52kb.
1 стр.
Рабочая программа учебного курса физическая культура 11 класс, базовый уровень Разработана Салимов И. Р
796.91kb.
6 стр.
Рабочая программа учебного курса физическая культура 10 класс, базовый уровень Разработана Салимов И. Р
706.56kb.
3 стр.
Рабочая программа по дисциплине «Физическая культура» Направление подготовки
560.36kb.
3 стр.
Рабочая программа учебного курса физическая культура 10 класс, базовый уровень Учитель физической культуры
538.32kb.
4 стр.
Рабочая программа дисциплины Физическая культура б физическая культура Направление подготовки
348.17kb.
1 стр.
Рабочая программа для студентов направления 034300. 62 «Физическая культура»
656.44kb.
2 стр.
Рабочая программа учебного курса (наименование предмета) в классе основного общего образования базовый уровень учитель г. Переславль-Залесский 20 г. Пояснительная записка рабочая программа учебного курса «Английский язык в 6 классе»
163.03kb.
1 стр.
Рабочая программа по дисциплине «Стрельба» Специальности: 050720 «Физическая культура»
277.59kb.
1 стр.