Главная
страница 1 ... страница 8страница 9страница 10страница 11страница 12

Базовая часть содержания программного материала

Основы знаний о физической культуре, умения и навыки.


Социокультурные основы:

10 класс. Физическая культура общества и человека, понятие физической культуры личности. Ценностные ориентации индивидуальной физкультурной деятельности: всесторонность развития личности, укрепление здоровья, физическое совершенствование и формирование здорового образа жизни, к активной деятельности, труду, защите Отечества. Современное олимпийское и физкультурно-массовое движение. Базовые понятия: спорт, соревновательная деятельность, спортивная подготовка (общие представления о физической, технической и психологической подготовке). Понятие «спортивная форма» и его связь с общей и специальной физической работоспособностью.
Психолого-педагогические основы:

10 класс. Способы индивидуальной организации, планирования, регулирования и контроля за физическими нагрузками во время занятий физическими упражнениями. Основные формы и виды физических упражнений. Понятие телосложения и характеристика его основных типов, способы составления комплексов физических упражнений из современных систем физического воспита-ния. Основные технико-тактические действия и приемы в избранном виде спорта. Современные оздоровительные системы физической культуры, их формы, виды и содержание:
      — адаптивная (лечебная) физическая культура как система реабилитации, восстановления и поддержания здоровья. Особенности содержания и методики занятий при заболеваниях органов зрения, дыхания, сердечно-сосудистой системы и опорно-двигательного аппарата (остеохондроз и радикулит; переломы, вывихи и ушибы);
      — атлетическая гимнастика как система формирования телосложения; особенности методики организации и индивидуализации занятий; особенности контроля и оценки их эффективности;
      — шейпинг как разновидность атлетической гимнастики для женщин, направленной на коррекцию фигуры и улучшение функционального состояния организма.
Медико-биологические основы:

10 класс. Роль физической культуры и спорта в профилактике заболеваний и укреплении здоровья. Основы организации двигательного режима, характеристика упражнений и подбор форм занятий в зависимости от особенностей индивидуальной учебной деятельности, самочувствия и показателей здоровья. Медико-педагогические наблюдения за индивидуальным здоровьем, расчет индекса здоровья по показателям «пробы Руфье» (методика выполнения, регистрации и анализа). Ведение индивидуального дневника самонаблюдений за физическим развитием, физической подготовленностью и состоянием здоровья.

- Закрепление навыков закаливания

- Закрепление приемов саморегуляции. Аутогенная тренировка. Психомышечная и психорегулирующая тренировка.

- Закрепление приемов самоконтроля.


Спортивные игры:

10 класс.

Терминология игры. Влияние игровых упражнений на развитие координационных способностей, психохимические процессы, воспитание нравственных и волевых качеств.

Правила игры. Техника безопасности при занятиях спортивными играми. Организация и проведение соревнований.

Самоконтроль и дозирование нагрузки при занятиях спортивными играми.


Гимнастика с элементами акробатики:

10 класс

Основы биомеханики гимнастических упражнений. Влияние на телосложение. Техника безопасности при занятиях гимнастикой. Оказание первой помощи при травмах. Самоконтроль при занятиях гимнастикой.



Лёгкая атлетика:

10 класс

Основы биомеханики легкоатлетических упражнений. Влияние лёгкой атлетики на развитие двигательных качеств. Прикладное значение легкоатлетических упражнений. Правила проведения соревнований и судейство. Техника безопасности при проведении занятий лёгкой атлетикой. Самоконтроль при занятиях лёгкой атлетикой. Доврачебная помощь при травмах.


Лыжная подготовка:

10 класс

Правила проведения самостоятельных занятий. Особенности физической подготовки лыжника. Основные элементы тактики в лыжных гонках. Правила соревнований и судейство. Техника безопасности при занятиях лыжным спортом. Первая помощь при травмах и обморожениях.



ОФП и силовая подготовка, атлетическая гимнастика:

10 класс

Упражнения с гантелями, гирями 16 кг, эспандерами, на тренажерах, со штангой. Лазание по канату и по двум с помощью ног и без помощи, на скорость. Техника безопасности при занятиях. Правила проведения самостоятельных занятий. Первая помощь при травмах.


ВВЕДЕНИЕ В ПРОФЕССИОНАЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Знания о физической культуре

      Физическая культура как предмет профессиональной деятельности специалиста в педагогической, военной и медицинской областях. Краткая характеристика основных видов и форм профессиональной деятельности преподавателя физической культуры.
      Содержание профессиональной подготовки специалистов по физической культуре в высших профессиональных образовательных учреждениях; характеристика специальностей и специализаций; основные требования вступительных экзаменов.
Практико-ориентированная подготовка 

      Организующие команды. Способы и приемы подачи команд при построении, передвижении, выполнении комплексов упражнений.


      Оздоровительные формы занятий физической культурой. Способы и приемы проведения занятий с учащимися начальных классов (гимнастика до занятий, подвижные перемены, подвижные игры в группах продленного дня). Разработка конспектов содержания занятий. Объяснение и исправление ошибок во время занятий; регулирование физической нагрузки по внешним признакам и показателям частоты сердечных сокращений (пульсу).
      Физкультурные праздники. Способы организации и проведения праздников (в качестве помощников учителя). Жесты, команды, замечания, способы передвижения по площадке, использование технических средств (свистка, мегафона, аудиотехники, демонстрационных плакатов и стендов).

Вариативная часть содержания программного материала

Плавание.

10 – й класс. Стартовый прыжок. Прыжки с 3-х метровой вышки. Повороты при плавании кролем, брассом, на груди и на спине. Кроль, брасс на груди и спине (согласование движения рук, ног и дыхания), плавание способом «дельфин». Плавание на учебные дистанции 50, 100, 200, 300 м изученными способами. Передача эстафеты в плавании. Эстафетное плавание.

Уровень двигательной подготовленности учащихся 16-17 лет.



Физические

способ-ности



Контроль-ные

упражнен.

(тест)


Воз-раст

(лет)


Уровень

Мальчики

Девочки

Низкий

Средний

Низкий

Средний

Низкий

Средний

Скорост-ные

Бег 30 м, с.

16

17


5.2 и ниже

5.1


5.1 – 4.8

5.0 – 4.7



4.4 и выше

4.3


6.1 и выше

6.1


5.9 – 5.3

5.9 – 5.3



4.8 и выше

4.8


Координа

ционные


Челночный

бег 3х10 м, с



16

17


8.2 и ниже

8.1


8.0 – 8.7

7.9 – 7.5



7.3 и выше

7.2


9.7 и ниже

9.6


9.3 – 8.7

9.3 – 8.7



8.4 и выше

8.4


Скоростн

силовые


Прыжок в

длину с места



16
17

180 и ниже
190

195 – 210
205 – 220

230 и выше

240


160 и ниже
160

170 – 190
170 – 190

210 и выше

210


Выносливость

6-минутный

бег, км


16

17


1,1 и ниже

1,1


1,3 – 1,4

1,3 – 1,4



1,5 и выше

1,5


0,9 и ниже

0,9


1,05 – 1,2

1,05 – 1,2



1,3 и выше

1,3


Гибкость

Наклон впе-

рёд из полож.

сидя, см


16

17


5 и ниже

5


9 – 12

9 – 12


15 и выше

15


7 и ниже

7


12 – 14

12 – 14


20 и выше

20


Силовые

Подтягивани

на выс. пере-

кладине (раз)

мальчики


Подтягивани

на низкой

перекл. (раз)

девочки


16

17


4 и ниже

5


9 – 12

9 – 12


15 и выше

15











16
17










6 и ниже
6

13 – 15
13 – 15

18 и выше

18


Требования к уровню подготовки обучающихся

В результате освоения обязательного минимума содержания учебного предмета “Физическая культура” учащиеся профильного десятого класса должны:


      знать/понимать
      • влияние оздоровительных систем физической культуры на укрепление здоровья, профилактику профессиональных заболеваний и увеличение продолжительности жизни;
      • формы занятий физической культурой, их целевое назначение и особенности проведения;
      • требования безопасности на занятиях физической культурой;
      • способы контроля и оценки индивидуального физического развития и физической подготовленности;

      уметь


      • планировать и проводить индивидуальные занятия физическими упражнениями различной целевой направленности;
      • выполнять индивидуально подобранные композиции ритмической и аэробной гимнастики, комплексы атлетической гимнастики;
      • преодолевать полосы препятствий с использованием разнообразных способов передвижения;
      • выполнять приемы самообороны, страховки и самостраховки;
      • выполнять комплексы упражнений общей и специальной физической подготовки;
      • выполнять соревновательные упражнения и технико-тактические действия в избранном виде спорта;
      • осуществлять судейство в избранном виде спорта;
      • проводить физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме учебного дня, фрагменты уроков физической культуры (в роли помощника учителя);
      • выполнять простейшие приемы самомассажа;
      • оказывать первую медицинскую помощь при травмах;
      • выполнять требования физической и спортивной подготовки, определяемые вступительными экзаменами в профильные учреждения профессионального образования;
      
демонстрировать:


Физические способности

Физические упражнения

Мальчики

Девочки

Скоростные

Бег 60 м с высокого старта с опорой на руку, с

8.2

9.6

Сиоловые

Прыжок в длину с места, см

225

185

Лазание по канату на расстояние 6 м, с

10

___

Поднимание туловища лёжа на спине руки за головой, кол-во раз

___

25

К выносливости

Бег 3000 (2000) м, мин, с

15.00

10.20

К координации

Последовательное выполнение 5 кувырков, с

8.0

12.0

Броски малого мяча в стандартную мишень, м

15.0

12.0

      использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:


      — повышения работоспособности, укрепления и сохранения здоровья;
      — подготовки к профессиональной деятельности и службе в Вооруженных силах Российской Федерации;
      — организации и проведения индивидуального, коллективного и семейного отдыха, участия в массовых спортивных соревнованиях;
      — активной творческой деятельности, выбора и формирования здорового образа жизни.

Учебно-методическое обеспечение рабочей программы по физической культуре
пособие для обучающихся:

- Физическая культура: учебник для учащихся 10 – 11 кл. общеобразовательных учреждений / В.И.Лях, А.А.Зданевич, под общ. ред.В.И.Ляха. – М.: Просвещение, 2006.



пособия для учителя:
- Байбородов Л. В. Методика обучения физической культуре 1-11 классы : методическое пособие / Л. В. Байбородов, И. М.Бутин и др. – М. : «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС» 2004.

- Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов.В. И. Лях, А. А. Зданевич, М.: Просвещение, 2006.-3-е изд.

- Лях В. И. Физическое воспитание учащихся 5-9 классов. – 1997.

- Лепешкин. В. А Методика обучения учащихся технике передвижения на лыжах. 1-11 классы: методическое пособие / В. А. Лепешкин. - М. : Дрофа, 2006.

- Лукьяненко В. П. Физическая культура: основы знаний: учебник / В.П.Лукьяненко. – М. : «Советский спорт», 2005.

- Настольная книга учителя физической культуры (под ред. Л. Б. Кофмана. – М., 2000).

- Спорт в школе (под ред. И. П. Космина, А. П. Паршикова, Ю. П. Пузыря. – М., 2003).

- Журнал «Физическая культура в школе».



Рабочая программа учебного курса

« физическая культура »

для 11 - х классов

(профильный)

Составитель : учитель физической

культуры МОУ СОШ № 19

Первомайского округа

г. Мурманска

Погорелова Л.С.


20 г.


Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе Примерной программы Федерального Государственного стандарта_общего образования второго поколения по физической культуре и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов» (В. И. Лях, А. А. Зданевич. – М.: Просвещение, 2005) и является частью Федерального учебного плана для образовательных учреждений РФ.

В соответствии с ФБУП и концепцией профильного обучения физической культуре в общеобразовательных учреждениях  учебный предмет «Физическая культура» вводится как обязательный предмет в полной средней школе и на его преподавание отводится 136 часов в год.

Для прохождения программы по физическому воспитанию в 10 - х классах в учебном процессе для обучения предлагается использовать следующие учебники.




Уровень программы

Программа

Тип классов

Количество часов

Учебники

Профильный

Авторская

11

4

Физическая культура. 10 - 11 классы (под общей ред. В.И.Ляха. – М.: Просвещение, 2006)


Школьное образование в современных условиях призвано обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптацию обучающихся на основе приобретения ими компетентностного опыта в сфере учения, познания, профессионально-трудового выбора, личностного развития, ценностных ориентаций и смыслотворчества. Это предопределяет направленность целей обучения на формирование компетентной личности, способной к жизнедеятельности и самоопределению в информационном обществе, ясно представляющей свои потенциальные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути.

Формирование личности, готовой к активной и творческой самореализации в пространстве общечеловеческой культуры, является главной целью развития отечественной системы школьного образования. Наиболее полное достижение этой цели связывается с введением в школах Российской Федерации профильного обучения, которое призвано обеспечить преемственность общеобразовательных программ и программ профессионального образования.

   Предметом общего образования в области физической культуры является двигательная (физкультурная) деятельность. Ее направленность и содержание связаны с совершенствованием физической природы человека, укреплением его здоровья и повышением функциональных возможностей организма. В процессе освоения предмета «физическая культура» учащийся формируется как целостная личность, развивает свои физические, психические и нравственные качества, приобретает знания, навыки и умения из соответствующих областей науки и практики. Это позволяет рассматривать предмет «физическая культура» как основу профильного обучения старшеклассников и тем самым обеспечивать более качественную их подготовку для будущего профессионального образования:

      — педагогического (по специальностям учитель, тренер, методист, инструктор);


      — военного (по специальностям, требующим крепкого здоровья, повышенного уровня физической и технической подготовленности);
      — медицинского (по специальностям, требующим знаний анатомии и физиологии человека, оздоровительной и лечебной физической культуры).
      Ориентируясь на профильное обучение, программа нацеливает образовательный процесс в школе на более полную и качественную подготовку старшеклассников к поступлению в профессиональные учебные заведения на соответствующие специальности.
      Цель и задачи профильного обучения физической культуре. Общей целью образования в области физической культуры в школе является формирование у учащихся устойчивых мотивов и потребностей в бережном отношении к своему здоровью, целостном развитии физических и психических качеств, творческом использовании средств физической культуры в организации здорового образа жизни. В соответствии с этим программа ориентируется на решение следующих задач:
      — развитие физических качеств и повышение функциональных возможностей организма, совершенствование технико-тактических действий в избранном виде спорта;
      — воспитание бережного отношения к собственному здоровью, потребностей в его укреплении и длительном сохранении;
      — овладение технологиями современных оздоровительных систем физического воспитания и прикладной физической подготовки;
      — освоение знаний о физической культуре, ее связи с физическим воспитанием и спортивной подготовкой, роли в формировании здорового образа жизни и сохранении творческого долголетия;
      — формирование компетентности в физкультурно-оздоровительной и спортивно-оздоровительной деятельности, творческого опыта в индивидуальных и коллективных формах занятий физическими упражнениями;

- овладение технологиями современных оздоровительных систем физического воспитания, обогащение индивидуального опыта занятий специально-прикладными физическими упражнениями и базовыми видами спорта;

- освоение системы знаний о занятиях физической культурой, их роли и значение в формировании здорового образа жизни и социальных ориентаций.
На основании требований Государственного образовательного стандарта 2004 г. в содержании тематического планирования предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи физического воспитания учащихся 11 классов:

- Содействие гармоничному физическому развитию, выработка умений использовать физические упражнения, гигиенические процедуры и условия внешней среды для укрепления состояния здоровья, противостояния стрессам.

- Формирование общественных и личностны представлений о престижности высокого уровня здоровья и разносторонней физиологической подготовленности,

- Расширение двигательного опыта посредством овладения новыми двигательными действиями формирование умений применять их в различных по сложности условиях.

- Дальнейшее развитие координационных и кондиционных способностей.

- Формирование знаний о закономерностях двигательной активности, спортивной тренировке, значении занятий физической культурой для будущей трудовой деятельности, выполнении функции отцовства и материнства, подготовке к службе в армии.

- Закрепление потребности к регулярным занятиям физическими упражнениями и избранным видом спорта.

- Формирование адекватной самооценки личности, нравственного самосознания, мировоззрения, коллективизма, развитие целеустремлённости, уверенности, выдержки, самообладания.

- Дальнейшее развитие психических процессов и обучение основам психической регуляции.

Компетентностный подход определяет следующие особенности предъявления содержания образования: оно предъявлено в виде трёх тематических блоков, обеспечивающих формирование компетенций.

В первом блоке представлен информационный компонент – изучение культурно-исторических основ знаний, медико-биологических, психолого-социальных основ и основ безопасности жизнедеятельности. Данный компонент способствует развитию ценностно-смысловой и учебно-познавательной компетенций.

Во втором блоке представлен операционный компонент, включающий в себя двигательные умения и навыки (освоение техники упражнений и развитие способностей) и практические умения. Этот компонент позволяет формировать у учащихся коммуникативную компетенцию и компетенцию личностного самосовершенствования.

В третьем блоке представлен мотивационный компонент, который отражает требования к учащимся (что они должны знать, уметь, демонстрировать).

Таким образом, тематическое планирование обеспечивает взаимосвязанное развитие и совершенствование ключевых, общепредметных и предметных компетенций.



<< предыдущая страница   следующая страница >>
Смотрите также:
Рабочая программа учебного курса «физическая культура»
1890.61kb.
12 стр.
Рабочая программа учебного курса физическая культура 5 класс, базовый уровень Разработана Салимов И. Р
264.6kb.
1 стр.
Рабочая программа учебного курса физическая культура 7 класс, базовый уровень Учитель физической культуры
342.75kb.
1 стр.
Рабочая программа учебного курса физическая культура 8 класс, базовый уровень Учитель физической культуры
350.52kb.
1 стр.
Рабочая программа учебного курса физическая культура 11 класс, базовый уровень Разработана Салимов И. Р
796.91kb.
6 стр.
Рабочая программа учебного курса физическая культура 10 класс, базовый уровень Разработана Салимов И. Р
706.56kb.
3 стр.
Рабочая программа по дисциплине «Физическая культура» Направление подготовки
560.36kb.
3 стр.
Рабочая программа учебного курса физическая культура 10 класс, базовый уровень Учитель физической культуры
538.32kb.
4 стр.
Рабочая программа дисциплины Физическая культура б физическая культура Направление подготовки
348.17kb.
1 стр.
Рабочая программа для студентов направления 034300. 62 «Физическая культура»
656.44kb.
2 стр.
Рабочая программа учебного курса (наименование предмета) в классе основного общего образования базовый уровень учитель г. Переславль-Залесский 20 г. Пояснительная записка рабочая программа учебного курса «Английский язык в 6 классе»
163.03kb.
1 стр.
Рабочая программа по дисциплине «Стрельба» Специальности: 050720 «Физическая культура»
277.59kb.
1 стр.