Главная Другое
Экономика Финансы Маркетинг Астрономия География Туризм Биология История Информатика Культура Математика Физика Философия Химия Банк Право Военное дело Бухгалтерия Журналистика Спорт Психология Литература Музыка Медицина |
страница 1страница 2 С ![]() АЭРОКОСМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. АКАДЕМИКА М.Ф. РЕШЕТНЕВА
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТАМетодические указания по подготовке и защите выпускной работы для студентов специальности 080111 «Маркетинг» всех форм обучения ![]() Красноярск 2006ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ СИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АЭРОКОСМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. АКАДЕМИКА М.Ф. РЕШЕТНЕВА ИНСТИТУТ МЕНЕДЖМЕНТА И СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТАМетодические указания по подготовке и защите выпускной работы для студентов специальности 080111 «Маркетинг» всех форм обучения Красноярск 2006 УДК 330.541 Рецензенты: канд. экон. наук, доцент Н.В. Широченко канд. экон. наук, доцент Г.С. Михалев Печатается по решению Редакционно-издательского совета СибГАУ Выпускная квалификационная работа: Методические указания по подготовке и защите выпускной работы для студентов специальности 080111 «Маркетинг» всех форм обучения/Сост.: Ю.В. Данильченко, Н.В. Федорова; СибГАУ. Красноярск, 2006. - 45с.
©Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М.Ф. Решетнева, 2006 СОДЕРЖАНИЕ
1.1 Общие положения Настоящие методические указания по подготовке и защите выпускной квалификационной работы предназначены для студентов – выпускников, обучающихся по специальности 080111 «Маркетинг». Методические указания разработаны в соответствии с требованиями, предъявляемыми к выпускникам экономических специальностей ВУЗов Российской Федерации, изложенными в следующих нормативно-правовых документах:
В соответствии с Законом РФ «Об образовании» освоение основных образовательных программ высшего профессионального образования завершается обязательной итоговой аттестацией выпускников. Итоговая государственная аттестация выпускников производится Государственными аттестационными комиссиями (ГАК) СибГАУ. К итоговой аттестации допускаются студенты, завершившие полный курс обучения и успешно сдавшие все зачеты, экзамены, курсовые проекты и работы, прошедшие все практики, предусмотренные учебным планом. Итоговая государственная аттестация предусматривает испытания следующих видов: - итоговый междисциплинарный экзамен по специальности; - защиту выпускной квалификационной работы. При условии прохождения всех видов итоговых государственных испытаний выпускнику присваивается соответствующая квалификация и выдается диплом государственного образца.
Успешное выполнение дипломной работы во многом зависит от четкого соблюдения установленных сроков и последовательного выполнения отдельных этапов работы (таблица 1). Таблица 1 - График выполнения дипломной работы по специальности 080111 «Маркетинг»
Этап 1. Тематика выпускных квалификационных работ разрабатывается выпускающей кафедрой Маркетинга, с учетом актуальности и специфики специальности и специализаций. При этом студенту предоставляется право предложить свою тему с необходимым обоснованием целесообразности ее разработки. Закрепление за студентом темы осуществляется по его личному письменному заявлению (Приложение 1). Этап 2. При подготовке выпускной квалификационной работы, каждому студенту назначается руководитель выпускной квалификационной работы из числа профессорско-преподавательского состава университета, авторитетных специалистов предприятий, организаций и учреждений – заказчиков кадров соответствующего профиля. На руководителя дипломного проектирования возлагается ответственность за весь процесс проектирования – от выдачи задания до защиты дипломной работы. Этап 3. Утверждение тем осуществляется приказом ректора по университету не позднее двух месяцев до защиты ВКР. Этим же приказом назначаются руководители выпускных работ. Изменение или уточнение темы, после утверждения приказа, производится в исключительных случаях. Этап 4. Руководитель ВКР выдает до начала выполнения работы задание на выпускную квалификационную работу по выбранной теме (Приложение 2), включающее основные вопросы, подлежащие разработке, необходимого перечень графического материала и календарный график выполнения дипломной работы. Задание подписывается руководителем ВКР, студентом – исполнителем ВКР и утверждается заведующим выпускающей кафедрой. Этап 5. После утверждения темы, получения задания на выполнение ВКР студент в течение преддипломной практики, дипломного проектирования студент выполняет основные разделы дипломной работы. Для оказания помощи студенту в работе по отдельным направлениям дипломной работы по рекомендации руководителя работы допускается привлечение консультанта. Роль консультанта может выполнять руководитель работы. В отдельных случаях, когда это диктуется темой дипломной работы, в качестве дополнительных консультантов могут быть приглашены ведущие преподаватели других кафедр Университета. Консультант проверяет соответствующий раздел работы и на титульном листе ставит свою подпись. Этап 6. Не позднее 2 недель до даты защиты студент оформляет Пояснительную записку к дипломной работе и графический материал в соответствии с нормативными требованиями и представляет ее на кафедру. Представление сопровождается устным пояснительным докладом студента комиссии из числа преподавателей кафедры (предзащита), которая принимает решение о допуске студента к защите. В случае если комиссия, исходя из содержания работы, отзыва руководителя, не считает возможным допустить студента к защите дипломной работы в ГАК, вопрос об этом рассматривается на заседании кафедры с участием руководителя и автора дипломной работы. Решение оформляется протоколом, на основании которого издается приказ об отчислении студента из университета. Этап 7. При допуске к защите студент осуществляет окончательное оформление дипломной работы в соответствии с нормативными требованиями по структуре и оформлению и проходит нормоконтроль. Соответствие оформления нормативным требованиям фиксируется подписью ответственного за проведение нормоконтроля на титульном листе пояснительной записки к работе. После прохождения нормоконтроля, но не позднее чем за 10 дней до защиты, окончательно оформленная дипломная работа сдается на кафедру. Допуск к защите фиксируется подписью заведующего выпускающей кафедрой на титульном листе пояснительной записки. Этап 8. Выпускные квалификационные работы подлежат обязательному рецензированию. На рецензию направляется законченная выпускная квалификационная работа, подписанная руководителем, консультантами, заведующим выпускающей кафедрой. Рецензирование каждой дипломной работы проводится внешним (для кафедры маркетинга) экспертом для предварительной оценки его качества и практической значимости. В число рецензентов включаются высококвалифицированные специалисты (как правило, предприятий и организаций – баз преддипломной практики), имеющие опыт в решении проблем маркетингового профиля, работающие на профессиональных или руководящих позициях в компаниях, ВУЗах, специализированных маркетинговых фирмах, бизнес-ассоциациях, государственных учреждениях. В качестве рецензентов ВКР могут выступать и научные сотрудники и преподаватели университета. Состав рецензентов рассматривается на заседании кафедры, оформляется соответствующим протоколом и утверждается деканом факультета по представлению заведующего кафедрой. Рецензент после ознакомления с дипломной работой составляет письменное заключение (Приложение 5). Этап 9. Защита выпускных квалификационных работ проводится на открытом заседании ГАК. Кроме членов экзаменационной комиссии на защите желательно присутствие руководителя и рецензента выпускной квалификационной работы, а также допускается присутствие студентов и преподавателей. Защита осуществляется в виде доклада по выпускной квалификационной работе и ответов на вопросы членов ГАК по теме. Результаты защиты оцениваются оценками «отлично», «хорошо», «удовлетворительно» и «неудовлетворительно» и объявляются в тот же день после закрытого заседания комиссии и оформления соответствующего протокола.
2.1 Преддипломная практика Преддипломная практика студентов является важнейшей частью подготовки к выполнению выпускной квалификационной работы. Цели и задачи Основная цель преддипломной практики - подготовка студентов к выполнению дипломного проекта и к будущей профессиональной деятельности специалиста-маркетолога. Задачи преддипломной практики: - получение студентами навыков профессиональной работы в области маркетинговой деятельности на предприятии; - выявление современных проблем управления предприятием на основе комплекса маркетинга и их изучение; - комплексное изучение и анализ техники, технологии, организации, планирования и управления маркетинговой деятельностью на предприятии с учетом его специфики; -сбор, обобщение и систематизация материалов для всех разделов дипломной работы.
Объемы и содержание преддипломной практики определяются программой, которая разрабатывается кафедрой на основе программ, рекомендуемых УМО с учетом региональной специфики и базовых предприятий, выносятся на рассмотрение Центра по трудоустройству студентов и выпускников и утверждаются первым проректором СибГАУ. Места и базы практики определяются договорами, заключаемыми университетом и предприятиями, условиями контрактов, заявками предприятий, организаций, учреждений, собственным выбором места практики студентами. Для студентов заочной формы обучения место практики определяется местом его трудовой деятельности. В случае, если это место не соответствует профилю будущей специальности студента и не располагает возможностями предоставления информации и данных для выполнения дипломной работы, студент самостоятельно вместе с научным руководителем определяет место прохождения преддипломной практики.
Общее организационное руководство практикой осуществляется Центром тестирования студентов и выпускников (ЦТСВ) СибГАУ и учебно-методическим управлением университета. Непосредственное организационное и учебно-методическое руководство преддипломной практикой осуществляется выпускающей кафедрой финансово-экономического факультета – кафедрой Маркетинга. Заведующий кафедрой и ответственный за организацию и проведение практики на кафедре: - осуществляют организационное и учебно-методическое руководство преддипломной практикой студентов и контроль за ее проведением; - организуют и проводят преддипломную практику студентов на кафедре в соответствии с положением о практике; - назначают из числа наиболее опытных преподавателей руководителей практики и дипломных работ студентов от кафедры; - организуют разработку и согласование с ведущими предприятиями (базами практики) программ преддипломной практики, учебно-методической документации; - распределяют студентов по местам практики, готовят и представляют в ЦТСВ списки студентов и необходимую документацию по направлению студентов на преддипломную практику; - обеспечивают студентов необходимой учебно-методической и другой документацией по вопросам практики; - готовят и проводят совместно с ЦТСВ организационные собрания студентов перед началом практики; - принимают участие в разработке и корректировке перечня тем дипломных работ студентов; - организуют консультации для студентов-практикантов, составляют график консультаций; - формируют комиссию по приему и защите отчетов о преддипломной практике, разрабатывают график ее заседаний и принимают участие в ее работе; - в трехнедельный срок после окончания практики готовят отчет о ее итогах и представляют его в учебно-методическое управление университета; - организуют на кафедре хранение отчетов и дневников студентов по практике. Каждому студенту назначается из числа ведущих преподавателей кафедры и ее филиалов руководитель практики, в обязанности которого входит: - подготовка и выдача студентам индивидуальных заданий на время практики и темы дипломной работы; - обеспечение высокого качества прохождения студентами преддипломной практики, ее строгого соответствия учебным планам и программам; - участие в проведении всех организационных мероприятий по практике, проводимых на кафедре, факультете; - осуществление регулярного контроля за прохождением студентами преддипломной практики; - проведение консультаций по всем возникающим вопросам; - проверка отчетов и дневников студентов по завершении практики, участие в работе комиссии по защите отчетов о практике. Более полная информация по преддипломной практике содержится в [8].
Значительную роль в подготовке к выполнению выпускной квалификационной работы играет прохождение курсового проектирования по специальным дисциплинам: «Логистика», «Ценообразование», «Управление маркетингом», «Маркетинговые исследования», «Маркетинг в отраслях и сферах деятельности», «Стратегический маркетинг» и др. В ходе выполнения студентом курсовой работы (проекта) по дисциплине осуществляется обучение применению полученных знаний и умений при решении комплексных задач, связанных со сферой профессиональной деятельности будущих специалистов. Целью выполнения студентом курсовой работы (проекта) наряду с систематизацией и закреплением полученных теоретических знаний и практических умений по дисциплине, углубления теоретических знаний в соответствии с заданной темой, является подготовка к итоговой государственной аттестации. Курсовая работа (проект), как правило, становится составной частью (разделом, главой) выпускной квалификационной работы.
3.1 Рекомендации по написанию работы Написание и защита дипломной работы - завершающий этап обучения студентов по специальности «Маркетинг». Цель ее выполнения – углубление, специализация и развитие профессиональных знаний маркетинга, полученных в процессе обучения, путем их использования в системном решении проблем реального бизнеса. Дипломная работа должна решать конкретные задачи: - систематизации теоретических знаний; - анализа макро- и микросреды маркетинговой деятельности; - разработки комплекса предложений по организации и реализации маркетинговых решений; - экономической оценки разработанных предложений. Основные требования к дипломной работе: целевая направленность результатов предложений на повышение эффективности деятельности предприятий (организаций); соответствие предлагаемых проектных решений целям и тенденциям развития организации; предметность, действенность и конкретность выводов и предложений; соответствие уровня разработки темы работы современному уровню научных разработок, методических положений и рекомендаций, представленных в специальной литературе, а также практическому состоянию изучаемой проблемы. Выпускная квалификационная работа должна быть конкретной, четкой и лаконичной. В тексте не допускаются общие теоретические рассуждения, повторения общеизвестных положений, обширные выписки из специальной литературы, учебников и т.п. Все модели и схемы должны носить прикладной характер, иметь реальное практическое наполнение материалами анализа и рекомендаций для конкретного предприятия, рынка или отрасли. Работа должна содержать все необходимые данные, обосновывающие рекомендации автора дипломной работы. Для успешного и качественного выполнения дипломной работы студенту необходимо: - иметь глубокие знания в области макроэкономики, микроэкономики и экономики предприятия, понимать текущие проблемы развития народного хозяйства в целом и отдельных его отраслей, возможные перспективы развития экономики на ближайшие годы; - владеть научными методами управления маркетингом, теориями спроса и предложения, направлениями их использования на практике; - уметь использовать для конкретных целей анализа методы изучения потребителей, конкурентов, поставщиков и посредников; - эффективно применять методы сегментирования рынка, позиционирования товара, оценки его конкурентоспособности; - уметь обосновывать и формулировать требования к товарно-ценовой политике организации, системе организации и продвижения продаж; - использовать средства вычислительной техники и специальное программное обеспечение в процессе анализа, проектирования и оформления дипломной работы; - уметь организовать сбор и обработку первичной и вторичной маркетинговой информации для достижения конкретных целей анализа; - уметь логично, грамотно и обоснованно формулировать цели и задачи дипломной работы, результаты анализа, методические рекомендации, проектные решения и мероприятия по их внедрению; - четко, логично и аргументированно излагать существо предлагаемых решений, используя графический материал, иллюстрирующий содержание дипломной работы; - уметь правильно оформлять работу и грамотно писать.
Темы дипломных работ должны соответствовать спектру профессиональных задач специалиста-маркетолога. В качестве тем дипломных работ выбираются решения практических задач предприятий и организаций, рассматриваемые в специальных дисциплинах учебного плана специальности «Маркетинг»: «Маркетинговые исследования», «Поведение потребителей», «Логистика», «Ценообразование», «Маркетинг в отраслях и сферах деятельности», «Реклама», «Стратегический маркетинг», «Маркетинговые коммуникации» и др. Базами выполнения дипломных работ служат производственные, исследовательские, сервисные, торговые, консалтинговые и другие организации, являющиеся местами будущей работы студентов. Требования к формулировке темы Тема дипломной работы должна содержать сущность проектного предложения, предмет и объект исследования, объект проектирования (таблица 2). 1. Формулировка темы должна однозначно идентифицировать предмет (что разрабатывается/проектируется) и объект (базу) дипломного проектирования, имеющие прямое отношение к сфере профессиональной компетенции маркетолога. Предметом проектирования является маркетинговое решение (программа, план, система, проект, процесс, технология, комплекс), относимое: а) к маркетинговой функции в целом; б) к одной из функциональных подсистем маркетинга (продукт, цена, распространение, продвижение) или задач маркетинга (маркетинговые исследования, выход на новый рынок, конкурентоспособность компании, прибыльность бизнеса, оптимизация клиентской базы); в) к группе или марке товаров (услуг); г) к сегменту рынка (географическому, демографическому, психографическому, др.); Объектом (базой) дипломного проектирования может быть предприятие (организация), реализующая свои задачи в рыночных условиях, а также группа компаний, отрасль. 2. Тема дипломной работы должна иметь конструктивный, проектный, созидательный характер, иметь признак действия. 3. Тема дипломного проектирования должна отражать цели, задачи, содержание и основные результаты конкретной дипломной работы. Перечень базовых тем дипломных работ приведен в Приложении 7. Таблица 2 - Структура названия темы дипломной работы*
* Источник: Методические указания к дипломному проектированию для студентов специальности "Маркетинг" – 061500 / Сост. Г.Л.Азоев, И.В.Алешина - М.: ГУУ, 2003. – 22 с. Структура дипломной работы Дипломная работа включает в себя пояснительную записку и графические материалы. Обязательными составляющими пояснительной записки являются:
Титульный лист оформляется в соответствии с установленными требованиями. Он должен быть подписан автором, руководителем дипломного проектирования и консультантом. На титульном листе должна быть подпись заведующего кафедрой Маркетинга или его заместителя, разрешающая допуск дипломной работы к защите (Приложение 2). Задание на выполнение дипломной работы оформляется по стандартной форме и подписывается студентом-дипломником, руководителем ВКР, консультантами и ответственным за нормоконтроль (Приложение 3). Аннотация — краткая характеристика документа с точки зрения его назначения, содержания, вида, формы и других особенностей. Аннотация включает характеристику основной темы, проблемы объекта, цели работы и ее результаты. Текст аннотации должен быть лаконичен и четок, свободен от второстепенной информации. Краткое раскрытие темы целесообразно осуществлять указанием предмета проектирования и объекта маркетинга. Раскрытие темы органично увязывается со сведениями о новизне работы. Например: «В дипломной работе излагается оригинальная методика…». В аннотации следует приводить сведения об авторе. Отмечается также наличие иллюстраций (если они уникальны или являются отличительной особенностью работы), наличие приложений (традиционных, аудиовизуальных, электронных). Рекомендуемый средний объем аннотации до 1000 печатных знаков (1/2 страницы формата А4). Аннотация обязательно приводится на русском и иностранном (английском) языках (Приложение 8).
Важно показать практическую значимость выбранной темы. Для этого приводятся статистические, экспертные и другие данные, подтверждающие реальные экономические выгоды от реализации предложений, направления или источники получения дополнительной прибыли или устранения имеющихся потерь. Подтверждением практической значимости выбранной темы может служить ссылка на целевой характер дипломной работы, который выполняется по заказу конкретного предприятия. В этом случае в приложение к расчетно-пояснительной записке необходимо включить подтверждающий документ (или его копию). Обоснование актуальности и практической значимости выбранной темы требует ссылки на отечественный и зарубежный опыт решения аналогичных задач. Важно показать неоднозначность (вариантность) методического и практического решения возникающих в этой связи вопросов. Введение завершается формулировкой цели дипломной работы. Она должна быть ясной, лаконичной (не более двух-трех предложений) и корреспондироваться с темой дипломной работы, названиями его аналитической и проектной частей. Затем приводятся 5-7 задач дипломной работы, вытекающие из цели и конкретизирующие ее. Формулировка задач должна быть связана с названиями параграфов аналитической и практической частей. Цель и задачи дипломного проектирования должны представлять основные пути решения проблемы, заявленной в названии дипломной работы. Введение должно занимать не более 4-5 страниц машинописного текста и не должно содержать иллюстраций.
Целесообразно начать с характеристики объекта и предмета исследования. Затем можно дать историю вопроса, показать степень его изученности на основе обзора соответствующей отечественной и зарубежной литературы, рассмотреть вопросы, теоретически и практически решенные и дискуссионные, по-разному освещаемые в научной литературе, и обязательно высказать свою точку зрения. Затем следует осветить изменения изучаемой проблемы за более или менее длительный период с целью выявления основных тенденций и особенностей ее развития. В этой главе дается обзор литературы по проблеме, формируется концепция, обосновывается методика анализа проблемы в конкретной организации (предприятии, фирме). В процессе изучения имеющихся литературных источников по исследуемой проблеме очень важно найти сходство и различия точек зрения разных авторов, дать их анализ и обосновать свою позицию по данному вопросу Разработка методической части дипломной работы предполагает также подготовку форм сбора первичной информации, методики ее обработки и анализа. Первая глава должна содержать 2–3 параграфа, по объему, как правило, не должна превышать 30 % всей работы (20–30 страниц). Аналитическая часть (Глава 2) содержит анализ макро- и микро-среды маркетинговой деятельности компании с учетом специфики темы дипломной работы и завершается выводами аналитического резюме . Аналитическая часть должна иметь предметное, конкретное название. Например, если тема дипломной работы связана с развитием сети оптовой реализации сотовых телефонов компании «N», то название аналитической части может быть следующим: «Глава 2. Анализ регионального рынка сотовых телефонов и обоснование направлений развития оптовых продаж компании N». Материалы для аналитической части готовятся студентом в период преддипломной практики. От полноты и качества материалов аналитической части зависят глубина, обоснованность и результативность проектных решений. Объем аналитической части должен составлять примерно 30-35 страниц машинописного текста, включая таблицы и рисунки. В аналитической части в соответствии с выбранной темой дипломной работы: 1. Дается общая характеристика объекта исследования (предприятия, группы компаний), его сфер деятельности и состояния целевого рынка. Представляются сведения о масштабах деятельности предприятия, его основных экономических результатах и управленческих параметрах. Определяются географические границы и структура целевого рынка, описывается механизм его функционирования и взаимосвязь с другими рынками товаров и услуг. Выделяются наиболее значимые сегменты. В качестве источников информации используются: теоретическая литература, конъюнктурные обзоры, статьи, справочные издания, в т.ч. в Интернет. 2. Анализируется состояние и динамика факторов макросреды (экономической, технологической, демографической, экологической, научно-технической и др.). В ходе анализа (SWOT-анализа) необходимо выявить наиболее значимые факторы, влияющие на продажи, продемонстрировать механизм их действия, тенденции развития общей рыночной ситуации и перспективность рынка. Целесообразно сформулировать основные факторы успеха на исследуемом рынке, стратегические приоритеты, обеспечивающие достижение конкурентных преимуществ. 3. Исследуется состояние и динамика микросреды: - состав и структура потребителей, особенности их поведения на рынке; объемы, структура и периодичность закупок, характер потребления; - состав и деятельность основных конкурентов, включая распределение рыночных долей, оценку интенсивности конкуренции, измерение и сопоставление конкурентоспособности предлагаемой продукции, используемых маркетинговых приемов и стратегий конкуренции; - состав и структура поставщиков и посредников, особенности их взаимодействия с производителями (продавцами) продукции; - ключевые факторы микросреды, способствующие успеху на рынке и возможные направления их изменения. 4. Анализируется маркетинговая деятельность выбранной компании: - ассортиментное предложение товаров и услуг со стороны анализируемого предприятия, тенденции сбыта в различных сегментах рынка; - влияние продаж на финансовое положение, основные источники, формирующие прибыль, платежеспособность предприятия и динамика его активов; - ценовая политика предприятия в различных ассортиментных группах и сегментах рынка, эластичность спроса по ценам и доходу, особенности динамики цены, основные тенденции изменения цен; - организация каналов распределения продукции, деятельность службы сбыта, систем товародвижения, оптовых и розничных структур, эффективность распределения продукции; - стимулирование продаж в ценовой и ценностной формах: реклама, персональные продажи, PR-программы, краткосрочное стимулирование продаж, стимулирование закупок со стороны торговых организаций, стимулирование продавцов продукции.
Дипломник должен помнить, что и теоретическое обоснование исследуемой проблемы, приведенное в первой главе, и анализ состояния исследуемой проблемы, данный во второй главе должны служить основанием для разработки предложений, рекомендаций, мероприятий, описанных в третьей главе. Проектная (прикладная) часть (Глава 3) представляет собой комплекс решений, разработанных на основе результатов проведенной аналитической работы и определяемых темой дипломной работы. Типовая структура прикладной части включает 3-5 параграфов (по 6-8 стр.) с изложением предлагаемых решений, 1 параграф с экономическим обоснованием предлагаемых решений/проекта (6-8 стр.), 1 параграф с изложением особенностей внедрения проекта (4-6 стр.). Объем проектной части примерно составляет 30-35 стр. машинописного текста, включая таблицы и рисунки. Прикладные решения должны содержать: - существо предлагаемых изменений, включая содержание и структуру новшеств, методические рекомендации по осуществлению маркетинговых процедур, практические предложения по их реализации; - технологию внедрения разработанных предложений, включая организационно-экономическое, кадровое, техническое обеспечение; - адаптацию предлагаемых решений к действующей системе управления организацией; - оценку экономических последствий реализации предложений (как положительных, так и, возможно, отрицательных), определение направлений и источников экономии, расчет дисконтированного дохода. Разработку проектной части целесообразно начать с построения общей модели (структуры, схемы) проектных решений. Последующие параграфы должны детализировать основные принципиальные блоки общей модели; содержать конкретные проектные решения. Проектные решения могут включать: 1) продуктовые решения, в том числе: критерии формирования ассортиментного предложения при различной динамике рынка; процедуры разработки нового товара; элементы марочной политики; решения по упаковке и другим характеристикам реального исполнения товара; взаимоувязка товарного предложения и системы услуг; пути и методы повышения конкурентоспособности товара; процедуры позиционирования товара и товарного ассортимента; критерии выбора поставщика; схемы управления материалопотоками; процедуры выведения товара из процесса реализации; пути обеспечения гарантированности доходов от реализации существующего ассортимента; 2) ценовые решения, в том числе: формирование банка ценовых стратегий для определенных продуктовых линий; рекомендации по ценообразованию при внедрении на новый рынок; методы расчета цен, скидок и надбавок для определенных групп товаров или состояния рынков; стратегические и тактические решения в области изменения цен; процедуры построения ценовой шкалы; формы и методы ценовой конкуренции; ответы на ценовые решения конкурентов; процедуры мониторинга цен; формирование информационных баз данных по ценам; 3) решения о распространении продукта, в том числе: организацию сети реализации продукции, оптовой и розничной торговли, дистрибуции и дилерства; оптимизацию схем товародвижения; взаимодействие складов и розничной (оптовой) торговли; критерии отбора партнеров по распределению продукции; процесс организации и выполнения заказа на поставку продукции; программы поддержки сбыта; управление связями между несколькими каналами реализации продукции; предложения по защите торговых отношений; рекомендации по вертикальной интеграции и заключению долгосрочных контрактов на поставку; 4) решения о продвижении продукта и/или организации, в том числе: рекламные решения; предложения по персональным (личным) продажам, PR-программам, краткосрочному стимулированию продаж; рекомендации по стимулированию торговли и продавцов; технологии коммуникации с потребителями; программы участия в интернет-сообществах и электронной рассылки; 5) программы и планы маркетинга; расчет бюджета маркетинга и схемы его распределения; методы контроля и аудита маркетинговой деятельности; прогнозирование продаж и т.д. Проектные решения могут быть также посвящены отдельным направлениям аналитической работы маркетолога. В этом случае они могут включать: -процедуры сбора данных, обработки полученной информации; особенности формирования баз данных по потребителям, конкурентам, товарным группам; технологии проведения маркетинговых исследований; -построение конкурентных карт рынка, селлограмм, карт восприимчивости, схем ответной реакции потребителей; -процедуры анализа взаимовлияния конкурентов, влияния поведения потребителей на динамику цен и т.д. Кроме того, проектные решения могут касаться изменения структур управления организацией или отдельными ее подразделениями, корректировки сфер ответственности и обязанностей, системы контроля исполнения.
Заключение не должно превышать 5-6 стр. машинописного текста. После заключения дается список использованных источников.
В описании статей обязательно указываются названия журнала или собрания законодательства, где они опубликованы, год, номер и страница. Список литературы, как правило, включает в себя не менее 20–30 источников. Учебные издания не должны быть старше 5 лет, исключения допускаются только для классиков экономической литературы. В приложениях помещают вспомогательные материалы по рассматриваемой теме: инструкции, методики, положения, таблицы промежуточных расчетов, материалы финансовой отчетности и т. п. 3.2 Рекомендации по оформлению работы При оформлении выпускной квалификационной работы и графических (раздаточных) материалов следует ориентироваться на использование норм ГОСТа по оформлению отчетов по НИР, а также методов, принятых в делопроизводстве и деловой отчетности. Выпускная квалификационная работа представляется на бумажном носителе оформленная в соответствии с требованиями, изложенными в [5]. Обязательным условием сдачи дипломной работы является передача на кафедру Маркетинга магнитной копии работы в формате Word, которая каталогизируется в информационном фонде кафедры. Важное значение в представлении (и восприятии) аналитической информации и проектных предложений имеют иллюстрации. Их использование должно быть четко продуманным для усиления доказательной части работы. С этой целью в работе представляются: а) таблицы, отражающие статистику и анализ данных анализируемого периода; б) графики, отражающие взаимосвязь исследуемых величин. При их построении необходимо помнить, что: - в одной координатной системе нецелесообразно представлять более трех графиков, - если одной из анализируемых величин является время, его необходимо наносить на горизонтальную ось, - для наглядного отображения можно пользоваться цветовыми выделениями; в) секторные диаграммы, показывающие части целого. Они должны быть ограничены 5-6 секторами. Если таких секторов больше, их помещают в один общий сектор, например «Прочее»; г) гистограммы, которые отражают изменение показателей во времени или их соотношение. В этой группе изображений используются горизонтальные, групповые, сегментные, разделительные гистограммы и пиктограммные изображения; д) схемы и блок-схемы; е) многослойные графики; ж) географические и иные карты; з) изображения web-страниц (если они содержат решения дипломника). Весь иллюстративный материал может быть представлен таблицами и рисунками (схемы, диаграммы, блок-схемы и другой графический материал представляется как рисунки), которые должны иметь номер и название. Рисунки и таблицы нумеруются отдельно. В тексте должны быть ссылки на имеющиеся таблицы и рисунки. Обязательным условием является наличие ссылок на используемую литературу. Титульный лист выпускной квалификационной работы имеет форму, приведенную в Приложении 2. Вслед за титульным листом приводятся заполненный и подписанный бланк задания на дипломную работу, оглавление дипломной работы с указанием глав, параграфов. Затем следует текст расчетно-пояснительной записки, включающий введение, теоретическую, аналитическую и проектную главы, заключение, список использованной литературы и приложения. Расчетно-пояснительная записка должна быть сшита в твердый или мягкий переплет. Графическая часть работы оформляется в последнюю очередь, так как наиболее яркие и интересные иллюстрации, характеризующие основные выводы и предложения дипломника, могут быть сделаны только после окончания работы над пояснительной запиской. Такой порядок исключает затраты на изменения и переделки законченного материала. Графическая часть может включать схемы, таблицы, диаграммы, структуры, графики и другую информацию, иллюстрирующую выводы и предложения дипломной работы (аналитическую и проектную части). Целесообразно использование следующих форм представления графического материала: 1) 6-8 листов формата А4 в качестве раздаточного материала (по комплекту на каждого члена ГАК, секретарю и самому докладчику, всего – 10 комплектов (экземпляров)). На первой странице комплекта указываются: название темы, ФИО докладчика и руководителя. Все листы должны быть пронумерованы и скреплены (Приложение 6). 2) 10-12 слайдов для демонстрации с помощью надголовного или мультимедийного проектора. Все графические (раздаточные) материалы должны быть подписаны студентом и руководителем дипломного проектирования. Они являются неотъемлемой частью дипломной работы. Плакаты-приложения к дипломной работе желательно выполнять ярко, красочно, разнообразно, с хорошей графикой и вкусом, чтобы они отчетливо были видны членам комиссии и гостям на защите, а также заинтересованной аудитории. Допускается в комплект раздаточного материала помещать буклеты, выставочные образцы, промо-продукция и другие материалы, имеющие отношение к проведенному исследованию.
После ознакомления с дипломной работой и отзывом руководителя проектирования, заведующий кафедрой определяет соответствие работы предъявляемым требованиям и принимает решение о допуске ее к защите. Защита дипломных работ осуществляется на заседании Государственной аттестационной комиссии (ГАК). Сведения о студентах, защищающих дипломные работы на очередном заседании ГАК, о темах дипломных работ, фамилии председателя, секретаря и членов ГАК, месте заседания комиссии и начале работы помещаются на доску объявлений. Защита дипломной работы проводится на открытом (публичном) заседании. Дипломная работа представляется в ГАК вместе со следующими документами:
В отзыве руководитель дипломной работы (Приложение 4):
Отзыв руководителя дипломной работы обязательно подписывается им с точным указанием места работы, должности, ученой степени и звания. Рецензент в заключении дает краткий, но исчерпывающий ответ на следующие обязательные вопросы (Приложение 5): 1. Полностью ли соответствует выполненная работа заданию? Какая часть задания разработана наиболее полно и детально? 2. Имеются ли в данной дипломной работе какие либо самостоятельные, оригинальные и интересные решения? 3. Какие положительные стороны и недостатки имеются в аналитической и проектной частях? Какова аргументация предлагаемых решений, степень их обоснованности? 4. Обнаружил ли дипломник достаточную теоретическую подготовленность и умение использовать свои знания при решении практических задач? 5. Имеет ли работа практическую ценность для предприятия – базы практики? 6. Какова квалификация дипломника? Соответствует ли она искомой квалификации «маркетолог»? Какова общая оценка дипломной работы: отлично, хорошо, удовлетворительно, неудовлетворительно?
После оформления дипломной работы формируется доклад, графические и демонстрационные материалы для публичной защиты. Общая схема работ этого этапа приведена на рис. 1 [4, 10]. ![]()
Рисунок 1 Подготовка доклада для публичной защиты дипломной работы Источник: Методические указания по дипломному проектированию для студентов специальности 0608 / Сост. Михалёв Г.С./-Красноярск,1998г. Содержание доклада строится в соответствии с логикой и последовательностью изложения материала в дипломной работе. Однако особенности устного представления материала требуют специальных акцентов и выделения ключевых моментов (цель и задачи проекта, основные результаты аналитической и проектной работы, выводы и рекомендации). Особое внимание необходимо уделить доказательности представляемых аргументов и правильному использованию иллюстраций. Очевидным условием четкости и ясности ответов является свободное владение технологией исследования и знание области применения полученных результатов. Подготовка доклада начинается с составления его структурной композиции. Структурная композиция доклада повторяет структурную композицию дипломной работы. Вместе с тем следует помнить, что в докладе не должны присутствовать результаты, не отраженные в дипломной работе. Детализация структурной композиции связана с выделением наиболее существенных результатов, полученных в процессе выполнения дипломной работы и предоставляемых для квалификационной аттестации Государственной аттестационной комиссии. Важность результатов дипломной работы определяется четкостью ответов на ключевые вопросы, задаваемые аттестационной комиссией для оценки наличия знаний, умений и навыков дипломника по предоставленным результатам:
Представление важных результатов дипломной работы Государственной аттестационной комиссии ведется одновременно различными формами: устной, графической, предметно-иллюстрационной и др. В устной форме обычно излагаются ключевые логические построения, выводы и заключения. Графические формы содержат обычно сложные схемы взаимосвязей, статистические данные, обработанные различными способами (таблицы, диаграммы, графики и т.п.), подтверждающие и обосновывающие ключевые моменты устной формы уложения результатов. Для усиления воздействия устной и графической форм изложения результатов используют предметно-иллюстрационный и другой материал: демонстрацию результатов с помощью ЭВМ, предоставлением образцов продукции, товарных знаков, подготовленных и утвержденных нормативных документов (Уставов фирм, Положений, нормативных сборников и т. д.). Для выбора форм представления дипломной работы для публичной защиты следует пользоваться рекомендациями таблицы 3[4, 10]. Таблица 3 - Формирование доклада, графической и иллюстрационно-демонстрационной частей дипломной работы
При написании текста устного изложения результатов выполнения дипломной работы следует помнить о следующих важных требованиях к докладу:
Немаловажную роль в докладе для обоснования устных заключений играет отсылка слушателей к содержанию дипломной работы в случаях подтверждения выводов детальными расчетами, большими объемами статистических и других данных. Для выполнения вышеуказанных важнейших требований к докладу необходимо предварительное прочтение доклада с использованием выбранного графического и иллюстрационного материала перед квалифицированными слушателями: руководителем/консультантом дипломной работы, специалистами в области исследовательских, аналитических и проектных работ по теме дипломной работы. Откорректированный доклад со всеми графическими и иллюстрационными материалами используется дипломником для предварительной защиты на выпускающей кафедре, после которой при наличии замечаний корректируется и оформляется окончательно для публичной защиты на заседании Государственной аттестационной комиссии. Защита выпускной работы Публичная защита выпускной работы проводится в следующем порядке:
Общая продолжительность защиты – до 30 минут. После окончания публичной защиты проводится краткое закрытое совещание членов ГАК, на котором обсуждаются дипломные работы и ее презентации, а затем с учетом результатов учебной, научной и общественной работы дипломанта за весь период обучения в университете определяется общая оценка защищенной работы по четырехбальной шкале: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно». Решение об оценке принимается простым большинством голосов. Решающим является голос председателя ГАК. Решения ГАК оформляются специальными протоколами. В них записываются вопросы, заданные дипломникам, выступления, особое мнение членов ГАК, других присутствующих, оценки членами ГАК выполнения и защиты дипломной работы. После завершения совещания ГАК на вновь открытом публичном заседании председатель (или представляющий его член ГАК выпускающей кафедры) объявляет решение ГАК о результатах защиты и присуждении (не присуждении) квалификации дипломантам. Диплом с отличием специалиста выдается выпускнику, прошедшему итоговую государственную аттестацию с отличными оценками, при отсутствии удовлетворительных оценок и наличии 75% отличных оценок по дисциплинам. Апелляция результатов итоговых государственных аттестационных испытаний не проводится. Пересдача положительных оценок с целью их повышения не допускается. Студент, получивший оценку «неудовлетворительно» отчисляется из университета и получает академическую справку или, по его просьбе, диплом о неполном высшем образовании. Типичные ошибки при написании дипломной работы и ее защите При написании дипломной работы и ее защите студенты часто допускают ряд ошибок, которые легко можно избежать, например:
5 Литература
Смотрите также: Методические указания по подготовке и защите выпускной работы для студентов специальности 080111 «Маркетинг» всех форм обучения
572.75kb.
2 стр.
Методические рекомендации организации работы над выпускной квалификационной работы для студентов всех форм обучения подготовлены для специализации «менеджмент и маркетинг в рекламе»
605.13kb.
3 стр.
Методические указания для развития навыков чтения на английском языке для студентов всех форм обучения
349.05kb.
1 стр.
Методические указания для студентов всех форм обучения Волгоград, 2000г. Ббк ш 143. 21 92. Великобритания
184.43kb.
4 стр.
Методические указания по английскому языку для студентов всех форм обучения. Алт гос тех ун-т им. И. И. Ползунова, бти. Бийск
303.61kb.
4 стр.
Методические указания по выполнению и защите дипломных работ для студентов всех форм обучения
554.75kb.
2 стр.
Методические указания к выполнению курсовой работы для обучающихся специальности 250203. 51
236.57kb.
1 стр.
Методические рекомендации по подготовке и защите дипломных работ. Для студентов специальности 080109. 65 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»
645.89kb.
3 стр.
Методические указания для студентов всех направлений (бакалавриат) и специальностей очной и заочной форм обучения
193.49kb.
1 стр.
Методические указания по курсу " Компьютерный анализ электронных схем " для студентов всех форм обучения специальности 20. 07 Радиотехника
488.22kb.
5 стр.
Методические указания к выполнению курсового и дипломного проектирований для студентов специальностей 280400 (специализация 280401 «Проектирование тканей») и 280300 (специализация «Технология тканей») всех форм обучения
1029.12kb.
7 стр.
Методические указания к выполнению реферата и контрольной работы для студентов всех форм обучения и специальностей Красноярск 2012 200.51kb.
1 стр.
|