Главная
страница 1страница 2


СИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

АЭРОКОСМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМ. АКАДЕМИКА М.Ф. РЕШЕТНЕВА




ИНСТИТУТ МЕНЕДЖМЕНТА И

СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА



Методические указания по подготовке и защите выпускной работы

для студентов специальности 080111 «Маркетинг» всех форм обучения


Красноярск 2006

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

СИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АЭРОКОСМИЧЕСКИЙ

УНИВЕРСИТЕТ ИМ. АКАДЕМИКА М.Ф. РЕШЕТНЕВА


ИНСТИТУТ МЕНЕДЖМЕНТА И СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА



Методические указания по подготовке и защите выпускной работы

для студентов специальности 080111 «Маркетинг» всех форм обучения


Красноярск 2006

УДК 330.541


Рецензенты:

канд. экон. наук, доцент Н.В. Широченко

канд. экон. наук, доцент Г.С. Михалев

Печатается по решению Редакционно-издательского совета СибГАУ

Выпускная квалификационная работа: Методические указания по подготовке и защите выпускной работы для студентов специальности 080111 «Маркетинг» всех форм обучения/Сост.: Ю.В. Данильченко, Н.В. Федорова; СибГАУ. Красноярск, 2006. - 45с.


Методические указания содержат общие рекомендации по разработке и подготовке к защите дипломных работ специальности «Маркетинг» в соответствии с требованиями итоговой государственной аттестации выпускников финансово-экономического факультета ИМСТ СибГАУ.

Предназначены для использования в процессе подготовки выпускных квалификационных работ студентами специальности 080111 «Маркетинг» очной, очно-заочной и заочной форм обучения, руководителей и консультантов дипломных работ.

©Сибирский государственный

аэрокосмический университет

имени академика М.Ф. Решетнева, 2006



СОДЕРЖАНИЕ





1 Организация процесса выполнения и защиты выпускной квалификационной работы ……...……………………………………………………………..

4


1.1 Общие положения………………………………..…………………..

4

1.2 Организация выполнения и защиты выпускной работы…………..

5

2 Подготовка к выполнению выпускной квалификационной работы……….

8

2.1 Преддипломная практика……………………………………………

8

2.2 Курсовые проекты (работы)…………………………………………

10

3 Рекомендации по написанию и оформлению выпускной работы …………

11

3.1 Рекомендации по написанию работы ……………………………….

11

3.2 Рекомендации по оформлению работы……………………….……..

19

4 Подготовка к презентации и защита выпускной работы ….………………..

22

5 Литература……………………………………………………………………...

29

Приложения. Стандартные формы бланков, предусмотренных

при оформлении дипломной работы……………………………………………


30











  1. Организация процесса выполнения и защиты выпускной квалификационной работы

1.1 Общие положения
Настоящие методические указания по подготовке и защите выпускной квалификационной работы предназначены для студентов – выпускников, обучающихся по специальности 080111 «Маркетинг».

Методические указания разработаны в соответствии с требованиями, предъявляемыми к выпускникам экономических специальностей ВУЗов Российской Федерации, изложенными в следующих нормативно-правовых документах:



  • Закон Российской Федерации «Об образовании»;

  • Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»;

  • Положение об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений Российской Федерации, утвержденное приказом Министерства образования РФ от 25 марта 2003г. №1155;

  • Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по специальности 080111 – «Маркетинг»;

  • Положение «Об итоговой государственной аттестации выпускников СибГАУ» , №09/77, утвержденное ректором СибГАУ 15.10.2004г.;

  • Рабочий учебный план по специальности 080111 «Маркетинг».

В соответствии с Законом РФ «Об образовании» освоение основных образовательных программ высшего профессионального образования завершается обязательной итоговой аттестацией выпускников.

Итоговая государственная аттестация выпускников производится Государственными аттестационными комиссиями (ГАК) СибГАУ.

К итоговой аттестации допускаются студенты, завершившие полный курс обучения и успешно сдавшие все зачеты, экзамены, курсовые проекты и работы, прошедшие все практики, предусмотренные учебным планом.

Итоговая государственная аттестация предусматривает испытания следующих видов:

- итоговый междисциплинарный экзамен по специальности;

- защиту выпускной квалификационной работы.

При условии прохождения всех видов итоговых государственных испытаний выпускнику присваивается соответствующая квалификация и выдается диплом государственного образца.

1.2 Организация выполнения и защиты выпускной работы
Выпускная квалификационная работа (ВКР) по специальности «Маркетинг» выполняется в форме дипломной работы, является самостоятельной квалификационной работой, составной частью итоговой государственной аттестации студента. Дипломная работа содержит научно-теоретические и прикладные исследования деятельности предприятий на конкурентных рынках с целью повышения устойчивости функционирования и развития на основе гармонизации интересов потребителей и предприятия (организации).

Успешное выполнение дипломной работы во многом зависит от четкого соблюдения установленных сроков и последовательного выполнения отдельных этапов работы (таблица 1).


Таблица 1 - График выполнения дипломной работы по специальности

080111 «Маркетинг»



Наименование этапа

Исполнитель

Сроки выполнения

1

2

3

1. Выбор и обоснование темы дипломной работы

Студент

До начала преддипломной практики

2. Закрепление студента за руководителем дипломной работы

Заведующий кафедрой

До начала преддипломной практики

3. Утверждение темы дипломной работы

Заведующий кафедрой

В период преддипломной практики

4. Оформление задания на выполнение дипломной работы

Руководитель, студент

В период преддипломной практики

5. Выполнение основных разделов дипломной работы

Студент

В период выполнения дипломной работы

6. Оформление пояснительной записки к дипломной работе и представление ее на кафедру (предзащита)

Студент

Не позднее 2 недель до защиты

7. Допуск дипломной работы к защите, нормоконтроль

Заведующий кафедрой

Не позднее 10 дней до защиты

8. Рецензирование дипломной работы

Рецензент

Не позднее 3 дней до защиты

9. Подготовка к защите дипломной работы

Студент, руководитель

В период выполнения дипломной работы

10. Защита дипломной работы

Студент, члены ГАК

В период государственной аттестации

Этап 1. Тематика выпускных квалификационных работ разрабатывается выпускающей кафедрой Маркетинга, с учетом актуальности и специфики специальности и специализаций. При этом студенту предоставляется право предложить свою тему с необходимым обоснованием целесообразности ее разработки. Закрепление за студентом темы осуществляется по его личному письменному заявлению (Приложение 1).

Этап 2. При подготовке выпускной квалификационной работы, каждому студенту назначается руководитель выпускной квалификационной работы из числа профессорско-преподавательского состава университета, авторитетных специалистов предприятий, организаций и учреждений – заказчиков кадров соответствующего профиля. На руководителя дипломного проектирования возлагается ответственность за весь процесс проектирования – от выдачи задания до защиты дипломной работы.

Этап 3. Утверждение тем осуществляется приказом ректора по университету не позднее двух месяцев до защиты ВКР. Этим же приказом назначаются руководители выпускных работ. Изменение или уточнение темы, после утверждения приказа, производится в исключительных случаях.

Этап 4. Руководитель ВКР выдает до начала выполнения работы задание на выпускную квалификационную работу по выбранной теме (Приложение 2), включающее основные вопросы, подлежащие разработке, необходимого перечень графического материала и календарный график выполнения дипломной работы. Задание подписывается руководителем ВКР, студентом – исполнителем ВКР и утверждается заведующим выпускающей кафедрой.

Этап 5. После утверждения темы, получения задания на выполнение ВКР студент в течение преддипломной практики, дипломного проектирования студент выполняет основные разделы дипломной работы. Для оказания помощи студенту в работе по отдельным направлениям дипломной работы по рекомендации руководителя работы допускается привлечение консультанта. Роль консультанта может выполнять руководитель работы. В отдельных случаях, когда это диктуется темой дипломной работы, в качестве дополнительных консультантов могут быть приглашены ведущие преподаватели других кафедр Университета. Консультант проверяет соответствующий раздел работы и на титульном листе ставит свою подпись.

Этап 6. Не позднее 2 недель до даты защиты студент оформляет Пояснительную записку к дипломной работе и графический материал в соответствии с нормативными требованиями и представляет ее на кафедру. Представление сопровождается устным пояснительным докладом студента комиссии из числа преподавателей кафедры (предзащита), которая принимает решение о допуске студента к защите. В случае если комиссия, исходя из содержания работы, отзыва руководителя, не считает возможным допустить студента к защите дипломной работы в ГАК, вопрос об этом рассматривается на заседании кафедры с участием руководителя и автора дипломной работы. Решение оформляется протоколом, на основании которого издается приказ об отчислении студента из университета.

Этап 7. При допуске к защите студент осуществляет окончательное оформление дипломной работы в соответствии с нормативными требованиями по структуре и оформлению и проходит нормоконтроль. Соответствие оформления нормативным требованиям фиксируется подписью ответственного за проведение нормоконтроля на титульном листе пояснительной записки к работе. После прохождения нормоконтроля, но не позднее чем за 10 дней до защиты, окончательно оформленная дипломная работа сдается на кафедру. Допуск к защите фиксируется подписью заведующего выпускающей кафедрой на титульном листе пояснительной записки.

Этап 8. Выпускные квалификационные работы подлежат обязательному рецензированию. На рецензию направляется законченная выпускная квалификационная работа, подписанная руководителем, консультантами, заведующим выпускающей кафедрой.

Рецензирование каждой дипломной работы проводится внешним (для кафедры маркетинга) экспертом для предварительной оценки его качества и практической значимости. В число рецензентов включаются высококвалифицированные специалисты (как правило, предприятий и организаций – баз преддипломной практики), имеющие опыт в решении проблем маркетингового профиля, работающие на профессиональных или руководящих позициях в компаниях, ВУЗах, специализированных маркетинговых фирмах, бизнес-ассоциациях, государственных учреждениях. В качестве рецензентов ВКР могут выступать и научные сотрудники и преподаватели университета. Состав рецензентов рассматривается на заседании кафедры, оформляется соответствующим протоколом и утверждается деканом факультета по представлению заведующего кафедрой.

Рецензент после ознакомления с дипломной работой составляет письменное заключение (Приложение 5).

Этап 9. Защита выпускных квалификационных работ проводится на открытом заседании ГАК. Кроме членов экзаменационной комиссии на защите желательно присутствие руководителя и рецензента выпускной квалификационной работы, а также допускается присутствие студентов и преподавателей.

Защита осуществляется в виде доклада по выпускной квалификационной работе и ответов на вопросы членов ГАК по теме. Результаты защиты оцениваются оценками «отлично», «хорошо», «удовлетворительно» и «неудовлетворительно» и объявляются в тот же день после закрытого заседания комиссии и оформления соответствующего протокола.


  1. Подготовка к выполнению выпускной квалификационной работы

2.1 Преддипломная практика
Преддипломная практика студентов является важнейшей частью подготовки к выполнению выпускной квалификационной работы.

Цели и задачи

Основная цель преддипломной практики - подготовка студентов к выполнению дипломного проекта и к будущей профессиональной деятельности специалиста-маркетолога.

Задачи преддипломной практики:

- получение студентами навыков профессиональной работы в области маркетинговой деятельности на предприятии;

- выявление современных проблем управления предприятием на основе комплекса маркетинга и их изучение;

- комплексное изучение и анализ техники, технологии, организации, планирования и управления маркетинговой деятельностью на предприятии с учетом его специфики;

-сбор, обобщение и систематизация материалов для всех разделов дипломной работы.

Базы прохождения практик

Объемы и содержание преддипломной практики определяются программой, которая разрабатывается кафедрой на основе программ, рекомендуемых УМО с учетом региональной специфики и базовых предприятий, выносятся на рассмотрение Центра по трудоустройству студентов и выпускников и утверждаются первым проректором СибГАУ.

Места и базы практики определяются договорами, заключаемыми университетом и предприятиями, условиями контрактов, заявками предприятий, организаций, учреждений, собственным выбором места практики студентами. Для студентов заочной формы обучения место практики определяется местом его трудовой деятельности. В случае, если это место не соответствует профилю будущей специальности студента и не располагает возможностями предоставления информации и данных для выполнения дипломной работы, студент самостоятельно вместе с научным руководителем определяет место прохождения преддипломной практики.

Руководство практикой

Общее организационное руководство практикой осуществляется Центром тестирования студентов и выпускников (ЦТСВ) СибГАУ и учебно-методическим управлением университета.

Непосредственное организационное и учебно-методическое руководство преддипломной практикой осуществляется выпускающей кафедрой финансово-экономического факультета – кафедрой Маркетинга.

Заведующий кафедрой и ответственный за организацию и проведение практики на кафедре:

- осуществляют организационное и учебно-методическое руководство преддипломной практикой студентов и контроль за ее проведением;

- организуют и проводят преддипломную практику студентов на кафедре в соответствии с положением о практике;

- назначают из числа наиболее опытных преподавателей руководителей практики и дипломных работ студентов от кафедры;

- организуют разработку и согласование с ведущими предприятиями (базами практики) программ преддипломной практики, учебно-методической документации;

- распределяют студентов по местам практики, готовят и представляют в ЦТСВ списки студентов и необходимую документацию по направлению студентов на преддипломную практику;

- обеспечивают студентов необходимой учебно-методической и другой документацией по вопросам практики;

- готовят и проводят совместно с ЦТСВ организационные собрания студентов перед началом практики;

- принимают участие в разработке и корректировке перечня тем дипломных работ студентов;

- организуют консультации для студентов-практикантов, составляют график консультаций;

- формируют комиссию по приему и защите отчетов о преддипломной практике, разрабатывают график ее заседаний и принимают участие в ее работе;

- в трехнедельный срок после окончания практики готовят отчет о ее итогах и представляют его в учебно-методическое управление университета;

- организуют на кафедре хранение отчетов и дневников студентов по практике.

Каждому студенту назначается из числа ведущих преподавателей кафедры и ее филиалов руководитель практики, в обязанности которого входит:

- подготовка и выдача студентам индивидуальных заданий на время практики и темы дипломной работы;

- обеспечение высокого качества прохождения студентами преддипломной практики, ее строгого соответствия учебным планам и программам;

- участие в проведении всех организационных мероприятий по практике, проводимых на кафедре, факультете;

- осуществление регулярного контроля за прохождением студентами преддипломной практики;

- проведение консультаций по всем возникающим вопросам;

- проверка отчетов и дневников студентов по завершении практики, участие в работе комиссии по защите отчетов о практике.

Более полная информация по преддипломной практике содержится в [8].



    1. Курсовые проекты (работы)

Значительную роль в подготовке к выполнению выпускной квалификационной работы играет прохождение курсового проектирования по специальным дисциплинам: «Логистика», «Ценообразование», «Управление маркетингом», «Маркетинговые исследования», «Маркетинг в отраслях и сферах деятельности», «Стратегический маркетинг» и др.

В ходе выполнения студентом курсовой работы (проекта) по дисциплине осуществляется обучение применению полученных знаний и умений при решении комплексных задач, связанных со сферой профессиональной деятельности будущих специалистов.

Целью выполнения студентом курсовой работы (проекта) наряду с систематизацией и закреплением полученных теоретических знаний и практических умений по дисциплине, углубления теоретических знаний в соответствии с заданной темой, является подготовка к итоговой государственной аттестации.

Курсовая работа (проект), как правило, становится составной частью (разделом, главой) выпускной квалификационной работы.


  1. Рекомендации по написанию и оформлению выпускной работы

3.1 Рекомендации по написанию работы
Написание и защита дипломной работы - завершающий этап обучения студентов по специальности «Маркетинг». Цель ее выполнения – углубление, специализация и развитие профессиональных знаний маркетинга, полученных в процессе обучения, путем их использования в системном решении проблем реального бизнеса.

Дипломная работа должна решать конкретные задачи:

- систематизации теоретических знаний;

- анализа макро- и микросреды маркетинговой деятельности;

- разработки комплекса предложений по организации и реализации маркетинговых решений;

- экономической оценки разработанных предложений.

Основные требования к дипломной работе: целевая направленность результатов предложений на повышение эффективности деятельности предприятий (организаций); соответствие предлагаемых проектных решений целям и тенденциям развития организации; предметность, действенность и конкретность выводов и предложений; соответствие уровня разработки темы работы современному уровню научных разработок, методических положений и рекомендаций, представленных в специальной литературе, а также практическому состоянию изучаемой проблемы.

Выпускная квалификационная работа должна быть конкретной, четкой и лаконичной. В тексте не допускаются общие теоретические рассуждения, повторения общеизвестных положений, обширные выписки из специальной литературы, учебников и т.п. Все модели и схемы должны носить прикладной характер, иметь реальное практическое наполнение материалами анализа и рекомендаций для конкретного предприятия, рынка или отрасли. Работа должна содержать все необходимые данные, обосновывающие рекомендации автора дипломной работы.

Для успешного и качественного выполнения дипломной работы студенту необходимо:

- иметь глубокие знания в области макроэкономики, микроэкономики и экономики предприятия, понимать текущие проблемы развития народного хозяйства в целом и отдельных его отраслей, возможные перспективы развития экономики на ближайшие годы;

- владеть научными методами управления маркетингом, теориями спроса и предложения, направлениями их использования на практике;

- уметь использовать для конкретных целей анализа методы изучения потребителей, конкурентов, поставщиков и посредников;

- эффективно применять методы сегментирования рынка, позиционирования товара, оценки его конкурентоспособности;

- уметь обосновывать и формулировать требования к товарно-ценовой политике организации, системе организации и продвижения продаж;

- использовать средства вычислительной техники и специальное программное обеспечение в процессе анализа, проектирования и оформления дипломной работы;

- уметь организовать сбор и обработку первичной и вторичной маркетинговой информации для достижения конкретных целей анализа;

- уметь логично, грамотно и обоснованно формулировать цели и задачи дипломной работы, результаты анализа, методические рекомендации, проектные решения и мероприятия по их внедрению;

- четко, логично и аргументированно излагать существо предлагаемых решений, используя графический материал, иллюстрирующий содержание дипломной работы;

- уметь правильно оформлять работу и грамотно писать.
Выбор темы дипломной работы

Темы дипломных работ должны соответствовать спектру профессиональных задач специалиста-маркетолога. В качестве тем дипломных работ выбираются решения практических задач предприятий и организаций, рассматриваемые в специальных дисциплинах учебного плана специальности «Маркетинг»: «Маркетинговые исследования», «Поведение потребителей», «Логистика», «Ценообразование», «Маркетинг в отраслях и сферах деятельности», «Реклама», «Стратегический маркетинг», «Маркетинговые коммуникации» и др. Базами выполнения дипломных работ служат производственные, исследовательские, сервисные, торговые, консалтинговые и другие организации, являющиеся местами будущей работы студентов.


Требования к формулировке темы

Тема дипломной работы должна содержать сущность проектного предложения, предмет и объект исследования, объект проектирования (таблица 2).

1. Формулировка темы должна однозначно идентифицировать предмет (что разрабатывается/проектируется) и объект (базу) дипломного проектирования, имеющие прямое отношение к сфере профессиональной компетенции маркетолога.

Предметом проектирования является маркетинговое решение (программа, план, система, проект, процесс, технология, комплекс), относимое:

а) к маркетинговой функции в целом;

б) к одной из функциональных подсистем маркетинга (продукт, цена, распространение, продвижение) или задач маркетинга (маркетинговые исследования, выход на новый рынок, конкурентоспособность компании, прибыльность бизнеса, оптимизация клиентской базы);

в) к группе или марке товаров (услуг);

г) к сегменту рынка (географическому, демографическому, психографическому, др.);

Объектом (базой) дипломного проектирования может быть предприятие (организация), реализующая свои задачи в рыночных условиях, а также группа компаний, отрасль.

2. Тема дипломной работы должна иметь конструктивный, проектный, созидательный характер, иметь признак действия.

3. Тема дипломного проектирования должна отражать цели, задачи, содержание и основные результаты конкретной дипломной работы.

Перечень базовых тем дипломных работ приведен в Приложении 7.


Таблица 2 - Структура названия темы дипломной работы*

Сущность

проектного предложения




Предмет проектирования

(решение), и его конкретизация (функциональная подсистема/ кросс-функциональная область/ процесс (процедура, технологии) маркетинга



Объект


маркетинга

(что «маркетируем»)


Объект проектирования и его конкретизация (организация/отрасль/регион)




1

2

3

4

Разработка

программы

маркетинга

-

торговой компании

«Красномос-ковский»

Разработка

плана

маркетинга

наукоемких

технологий



-

НИЦ «Агат»

Управление

продукто-вым

ассортиментом

-

компьютер-ной компании

«Синтез-Н»

Развитие

системы

маркетингового ценообразования

-

центра бытовых услуг

«Заря»

Формирова-ние

стратегии

продвижения

услуг

гостинично-го комплекса

«Турист»

Развитие

системы

распространения

горюче-смазочных материалов

на примере

ООО

«Зенит»


Разработка

проекта

интернет-маркетинга

консалтинго-

вых услуг



на примере

ООО «РусАудит»

Организация

маркетинговой

информацион-ной системы

-

телекоммуникационной компании

«Апорт»

Разработка

маркетинговой

стратегии выхода

-

на лесной рынок КНР

ООО «Тасей»

Разработка

стратегии

позиционирова-ния

товара

на рынке РФ

на примере ФГУП «Красмаш»

Совершен-ствование

системы

маркетинговых исследований

-

корпорации

Рубин

Планирова-ние

инвестиций

на основе маркетинговых исследований

продукции

-

ООО «Консмаш»

Повышение

конкурентоспособнос-ти

-

услуг

туристской компании

«Простор»

Совершенствование

системы

управления

запасами

-

ОАО «Ленком»

Совершенствование

сбытовой политики

-

-

-

ОАО КЗХ «Бирюса»

Разработка

рекламной компании

-

-

-

ФГУП «Красмаш»

Развитие

системы

взаимоотноше-ний

с потребите-лями

на примере

ОАО «РЕСО-гарантия»

* Источник: Методические указания к дипломному проектированию для студентов специальности "Маркетинг" – 061500 / Сост. Г.Л.Азоев, И.В.Алешина - М.: ГУУ, 2003. – 22 с.


Структура дипломной работы
Дипломная работа включает в себя пояснительную записку и графические материалы. Обязательными составляющими пояснительной записки являются:

  • титульный лист;

  • задание на выполнение дипломной работы;

  • аннотация на русском и иностранном (английском) языках;

  • оглавление;

  • введение;

  • теоретическая часть (Глава 1)

  • аналитическая часть (Глава 2);

  • проектная (прикладная) часть (Глава 3);

  • заключение;

  • список использованной литературы;

  • приложения.


Титульный лист оформляется в соответствии с установленными требованиями. Он должен быть подписан автором, руководителем дипломного проектирования и консультантом. На титульном листе должна быть подпись заведующего кафедрой Маркетинга или его заместителя, разрешающая допуск дипломной работы к защите (Приложение 2).

Задание на выполнение дипломной работы оформляется по стандартной форме и подписывается студентом-дипломником, руководителем ВКР, консультантами и ответственным за нормоконтроль (Приложение 3).

Аннотация — краткая характеристика документа с точки зрения его назначения, содержания, вида, формы и других особенностей.

Аннотация включает характеристику основной темы, проблемы объекта, цели работы и ее результаты. Текст аннотации должен быть лаконичен и четок, свободен от второстепенной информации.

Краткое раскрытие темы целесообразно осуществлять указанием предмета проектирования и объекта маркетинга. Раскрытие темы органично увязывается со сведениями о новизне работы. Например: «В дипломной работе излагается оригинальная методика…».

В аннотации следует приводить сведения об авторе. Отмечается также наличие иллюстраций (если они уникальны или являются отличительной особенностью работы), наличие приложений (традиционных, аудиовизуальных, электронных).

Рекомендуемый средний объем аннотации до 1000 печатных знаков (1/2 страницы формата А4). Аннотация обязательно приводится на русском и иностранном (английском) языках (Приложение 8).

Оглавление включает развернутый перечень глав, параграфов и пунктов текста дипломной работы с указанием номеров страниц по тексту.

Введение должно содержать обоснование выбора темы дипломной работы. Обоснование включает аргументацию актуальности избранной темы как для профессионального маркетинга, так и для конкретного предприятия, по материалам которого разрабатывается дипломная работа. Если работа готовится для ряда предприятий, подотрасли или отрасли производства (бизнеса), то обоснование актуальности должно подтверждаться задачами развития данных образований. Для повышения конкретности приводимых аргументов во введении дается краткая характеристика предприятия и сфер его деятельности, основных целей и проблем развития.

Важно показать практическую значимость выбранной темы. Для этого приводятся статистические, экспертные и другие данные, подтверждающие реальные экономические выгоды от реализации предложений, направления или источники получения дополнительной прибыли или устранения имеющихся потерь. Подтверждением практической значимости выбранной темы может служить ссылка на целевой характер дипломной работы, который выполняется по заказу конкретного предприятия. В этом случае в приложение к расчетно-пояснительной записке необходимо включить подтверждающий документ (или его копию).

Обоснование актуальности и практической значимости выбранной темы требует ссылки на отечественный и зарубежный опыт решения аналогичных задач. Важно показать неоднозначность (вариантность) методического и практического решения возникающих в этой связи вопросов.

Введение завершается формулировкой цели дипломной работы. Она должна быть ясной, лаконичной (не более двух-трех предложений) и корреспондироваться с темой дипломной работы, названиями его аналитической и проектной частей. Затем приводятся 5-7 задач дипломной работы, вытекающие из цели и конкретизирующие ее. Формулировка задач должна быть связана с названиями параграфов аналитической и практической частей. Цель и задачи дипломного проектирования должны представлять основные пути решения проблемы, заявленной в названии дипломной работы.

Введение должно занимать не более 4-5 страниц машинописного текста и не должно содержать иллюстраций.
Теоретическая часть (Глава 1) посвящается предмету исследования и, как правило, носит теоретико-методологический характер.

Целесообразно начать с характеристики объекта и предмета исследования. Затем можно дать историю вопроса, показать степень его изученности на основе обзора соответствующей отечественной и зарубежной литературы, рассмотреть вопросы, теоретически и практически решенные и дискуссионные, по-разному освещаемые в научной литературе, и обязательно высказать свою точку зрения. Затем следует осветить изменения изучаемой проблемы за более или менее длительный период с целью выявления основных тенденций и особенностей ее развития.

В этой главе дается обзор литературы по проблеме, формируется концепция, обосновывается методика анализа проблемы в конкретной организации (предприятии, фирме).

В процессе изучения имеющихся литературных источников по исследуемой проблеме очень важно найти сходство и различия точек зрения разных авторов, дать их анализ и обосновать свою позицию по данному вопросу

Разработка методической части дипломной работы предполагает также подготовку форм сбора первичной информации, методики ее обработки и анализа.

Первая глава должна содержать 2–3 параграфа, по объему, как правило, не должна превышать 30 % всей работы (20–30 страниц).


Аналитическая часть (Глава 2) содержит анализ макро- и микро-среды маркетинговой деятельности компании с учетом специфики темы дипломной работы и завершается выводами аналитического резюме .

Аналитическая часть должна иметь предметное, конкретное название. Например, если тема дипломной работы связана с развитием сети оптовой реализации сотовых телефонов компании «N», то название аналитической части может быть следующим: «Глава 2. Анализ регионального рынка сотовых телефонов и обоснование направлений развития оптовых продаж компании N».

Материалы для аналитической части готовятся студентом в период преддипломной практики. От полноты и качества материалов аналитической части зависят глубина, обоснованность и результативность проектных решений.

Объем аналитической части должен составлять примерно 30-35 страниц машинописного текста, включая таблицы и рисунки.

В аналитической части в соответствии с выбранной темой дипломной работы:

1. Дается общая характеристика объекта исследования (предприятия, группы компаний), его сфер деятельности и состояния целевого рынка. Представляются сведения о масштабах деятельности предприятия, его основных экономических результатах и управленческих параметрах. Определяются географические границы и структура целевого рынка, описывается механизм его функционирования и взаимосвязь с другими рынками товаров и услуг. Выделяются наиболее значимые сегменты. В качестве источников информации используются: теоретическая литература, конъюнктурные обзоры, статьи, справочные издания, в т.ч. в Интернет.

2. Анализируется состояние и динамика факторов макросреды (экономической, технологической, демографической, экологической, научно-технической и др.). В ходе анализа (SWOT-анализа) необходимо выявить наиболее значимые факторы, влияющие на продажи, продемонстрировать механизм их действия, тенденции развития общей рыночной ситуации и перспективность рынка. Целесообразно сформулировать основные факторы успеха на исследуемом рынке, стратегические приоритеты, обеспечивающие достижение конкурентных преимуществ.

3. Исследуется состояние и динамика микросреды:

- состав и структура потребителей, особенности их поведения на рынке; объемы, структура и периодичность закупок, характер потребления;

- состав и деятельность основных конкурентов, включая распределение рыночных долей, оценку интенсивности конкуренции, измерение и сопоставление конкурентоспособности предлагаемой продукции, используемых маркетинговых приемов и стратегий конкуренции;

- состав и структура поставщиков и посредников, особенности их взаимодействия с производителями (продавцами) продукции;

- ключевые факторы микросреды, способствующие успеху на рынке и возможные направления их изменения.

4. Анализируется маркетинговая деятельность выбранной компании:

- ассортиментное предложение товаров и услуг со стороны анализируемого предприятия, тенденции сбыта в различных сегментах рынка;

- влияние продаж на финансовое положение, основные источники, формирующие прибыль, платежеспособность предприятия и динамика его активов;

- ценовая политика предприятия в различных ассортиментных группах и сегментах рынка, эластичность спроса по ценам и доходу, особенности динамики цены, основные тенденции изменения цен;

- организация каналов распределения продукции, деятельность службы сбыта, систем товародвижения, оптовых и розничных структур, эффективность распределения продукции;

- стимулирование продаж в ценовой и ценностной формах: реклама, персональные продажи, PR-программы, краткосрочное стимулирование продаж, стимулирование закупок со стороны торговых организаций, стимулирование продавцов продукции.

5. Формулируются основные выводы, в которых обобщаются результаты анализа и предлагаются основные направления устранения имеющихся недостатков, совершенствования действующей или создание новой системы управления маркетинговыми операциями. Аналитическое резюме является не только завершающим документом по аналитической части дипломной работы. Оно также должно обосновать и доказать целесообразность разработки проектных решений, их экономическую обоснованность.

Дипломник должен помнить, что и теоретическое обоснование исследуемой проблемы, приведенное в первой главе, и анализ состояния исследуемой проблемы, данный во второй главе должны служить основанием для разработки предложений, рекомендаций, мероприятий, описанных в третьей главе.


Проектная (прикладная) часть (Глава 3) представляет собой комплекс решений, разработанных на основе результатов проведенной аналитической работы и определяемых темой дипломной работы.

Типовая структура прикладной части включает 3-5 параграфов (по 6-8 стр.) с изложением предлагаемых решений, 1 параграф с экономическим обоснованием предлагаемых решений/проекта (6-8 стр.), 1 параграф с изложением особенностей внедрения проекта (4-6 стр.). Объем проектной части примерно составляет 30-35 стр. машинописного текста, включая таблицы и рисунки.

Прикладные решения должны содержать:

- существо предлагаемых изменений, включая содержание и структуру новшеств, методические рекомендации по осуществлению маркетинговых процедур, практические предложения по их реализации;

- технологию внедрения разработанных предложений, включая организационно-экономическое, кадровое, техническое обеспечение;

- адаптацию предлагаемых решений к действующей системе управления организацией;

- оценку экономических последствий реализации предложений (как положительных, так и, возможно, отрицательных), определение направлений и источников экономии, расчет дисконтированного дохода.

Разработку проектной части целесообразно начать с построения общей модели (структуры, схемы) проектных решений. Последующие параграфы должны детализировать основные принципиальные блоки общей модели; содержать конкретные проектные решения.

Проектные решения могут включать:

1) продуктовые решения, в том числе: критерии формирования ассортиментного предложения при различной динамике рынка; процедуры разработки нового товара; элементы марочной политики; решения по упаковке и другим характеристикам реального исполнения товара; взаимоувязка товарного предложения и системы услуг; пути и методы повышения конкурентоспособности товара; процедуры позиционирования товара и товарного ассортимента; критерии выбора поставщика; схемы управления материалопотоками; процедуры выведения товара из процесса реализации; пути обеспечения гарантированности доходов от реализации существующего ассортимента;

2) ценовые решения, в том числе: формирование банка ценовых стратегий для определенных продуктовых линий; рекомендации по ценообразованию при внедрении на новый рынок; методы расчета цен, скидок и надбавок для определенных групп товаров или состояния рынков; стратегические и тактические решения в области изменения цен; процедуры построения ценовой шкалы; формы и методы ценовой конкуренции; ответы на ценовые решения конкурентов; процедуры мониторинга цен; формирование информационных баз данных по ценам;

3) решения о распространении продукта, в том числе: организацию сети реализации продукции, оптовой и розничной торговли, дистрибуции и дилерства; оптимизацию схем товародвижения; взаимодействие складов и розничной (оптовой) торговли; критерии отбора партнеров по распределению продукции; процесс организации и выполнения заказа на поставку продукции; программы поддержки сбыта; управление связями между несколькими каналами реализации продукции; предложения по защите торговых отношений; рекомендации по вертикальной интеграции и заключению долгосрочных контрактов на поставку;

4) решения о продвижении продукта и/или организации, в том числе: рекламные решения; предложения по персональным (личным) продажам, PR-программам, краткосрочному стимулированию продаж; рекомендации по стимулированию торговли и продавцов; технологии коммуникации с потребителями; программы участия в интернет-сообществах и электронной рассылки;

5) программы и планы маркетинга; расчет бюджета маркетинга и схемы его распределения; методы контроля и аудита маркетинговой деятельности; прогнозирование продаж и т.д.

Проектные решения могут быть также посвящены отдельным направлениям аналитической работы маркетолога. В этом случае они могут включать:

-процедуры сбора данных, обработки полученной информации; особенности формирования баз данных по потребителям, конкурентам, товарным группам; технологии проведения маркетинговых исследований;

-построение конкурентных карт рынка, селлограмм, карт восприимчивости, схем ответной реакции потребителей;

-процедуры анализа взаимовлияния конкурентов, влияния поведения потребителей на динамику цен и т.д.

Кроме того, проектные решения могут касаться изменения структур управления организацией или отдельными ее подразделениями, корректировки сфер ответственности и обязанностей, системы контроля исполнения.

В заключении формулируются краткие выводы и итоги разработки дипломной работы, отражающие состояние разработанности исследуемых задач, результаты анализа конкретной маркетинговой деятельности, выявленные недостатки и предлагаемые пути их устранения. Заключение строится как авторская аннотация выполненных работ с указанием экономической значимости предлагаемых решений. Данный раздел расчетно-пояснительной записки необходимо рассматривать как основу для последующего выступления перед ГАК с презентацией результатов дипломного проектирования.

Заключение не должно превышать 5-6 стр. машинописного текста.

После заключения дается список использованных источников.

Список включает в себя нормативно-правовые акты, специальную научную и учебную литературу, другие материалы, и должен быть организован в соответствии с едиными требованиями библиографического описания произведений печати (ГОСТ 7.1-84 с изменениями № 1, принятыми в октябре 1999 г.). Система расположения нормативно-правовых актов в списке должна соответствовать системе расположения нормативно-правовых актов федерального значения в Собрании Законодательных актов Российской Федерации. Прочие нормативно-правовые акты располагаются в соответствии с их иерархической принадлежностью. Специальная научная и учебная литература оформляется в алфавитном порядке.

В описании статей обязательно указываются названия журнала или собрания законодательства, где они опубликованы, год, номер и страница. Список литературы, как правило, включает в себя не менее 20–30 источников. Учебные издания не должны быть старше 5 лет, исключения допускаются только для классиков экономической литературы.



В приложениях помещают вспомогательные материалы по рассматриваемой теме: инструкции, методики, положения, таблицы промежуточных расчетов, материалы финансовой отчетности и т. п.
3.2 Рекомендации по оформлению работы
При оформлении выпускной квалификационной работы и графических (раздаточных) материалов следует ориентироваться на использование норм ГОСТа по оформлению отчетов по НИР, а также методов, принятых в делопроизводстве и деловой отчетности.

Выпускная квалификационная работа представляется на бумажном носителе оформленная в соответствии с требованиями, изложенными в [5]. Обязательным условием сдачи дипломной работы является передача на кафедру Маркетинга магнитной копии работы в формате Word, которая каталогизируется в информационном фонде кафедры.

Важное значение в представлении (и восприятии) аналитической информации и проектных предложений имеют иллюстрации. Их использование должно быть четко продуманным для усиления доказательной части работы.

С этой целью в работе представляются:

а) таблицы, отражающие статистику и анализ данных анализируемого периода;

б) графики, отражающие взаимосвязь исследуемых величин. При их построении необходимо помнить, что:

- в одной координатной системе нецелесообразно представлять более трех графиков,

- если одной из анализируемых величин является время, его необходимо наносить на горизонтальную ось,

- для наглядного отображения можно пользоваться цветовыми выделениями;

в) секторные диаграммы, показывающие части целого. Они должны быть ограничены 5-6 секторами. Если таких секторов больше, их помещают в один общий сектор, например «Прочее»;

г) гистограммы, которые отражают изменение показателей во времени или их соотношение. В этой группе изображений используются горизонтальные, групповые, сегментные, разделительные гистограммы и пиктограммные изображения;

д) схемы и блок-схемы;

е) многослойные графики;

ж) географические и иные карты;

з) изображения web-страниц (если они содержат решения дипломника).

Весь иллюстративный материал может быть представлен таблицами и рисунками (схемы, диаграммы, блок-схемы и другой графический материал представляется как рисунки), которые должны иметь номер и название. Рисунки и таблицы нумеруются отдельно. В тексте должны быть ссылки на имеющиеся таблицы и рисунки. Обязательным условием является наличие ссылок на используемую литературу.

Титульный лист выпускной квалификационной работы имеет форму, приведенную в Приложении 2. Вслед за титульным листом приводятся заполненный и подписанный бланк задания на дипломную работу, оглавление дипломной работы с указанием глав, параграфов. Затем следует текст расчетно-пояснительной записки, включающий введение, теоретическую, аналитическую и проектную главы, заключение, список использованной литературы и приложения. Расчетно-пояснительная записка должна быть сшита в твердый или мягкий переплет.

Графическая часть работы оформляется в последнюю очередь, так как наиболее яркие и интересные иллюстрации, характеризующие основные выводы и предложения дипломника, могут быть сделаны только после окончания работы над пояснительной запиской. Такой порядок исключает затраты на изменения и переделки законченного материала. Графическая часть может включать схемы, таблицы, диаграммы, структуры, графики и другую информацию, иллюстрирующую выводы и предложения дипломной работы (аналитическую и проектную части). Целесообразно использование следующих форм представления графического материала:

1) 6-8 листов формата А4 в качестве раздаточного материала (по комплекту на каждого члена ГАК, секретарю и самому докладчику, всего – 10 комплектов (экземпляров)). На первой странице комплекта указываются: название темы, ФИО докладчика и руководителя. Все листы должны быть пронумерованы и скреплены (Приложение 6).

2) 10-12 слайдов для демонстрации с помощью надголовного или мультимедийного проектора.

Все графические (раздаточные) материалы должны быть подписаны студентом и руководителем дипломного проектирования. Они являются неотъемлемой частью дипломной работы.

Плакаты-приложения к дипломной работе желательно выполнять ярко, красочно, разнообразно, с хорошей графикой и вкусом, чтобы они отчетливо были видны членам комиссии и гостям на защите, а также заинтересованной аудитории.

Допускается в комплект раздаточного материала помещать буклеты, выставочные образцы, промо-продукция и другие материалы, имеющие отношение к проведенному исследованию.


  1. Подготовка к презентации и защита выпускной работы

После ознакомления с дипломной работой и отзывом руководителя проектирования, заведующий кафедрой определяет соответствие работы предъявляемым требованиям и принимает решение о допуске ее к защите.

Защита дипломных работ осуществляется на заседании Государственной аттестационной комиссии (ГАК). Сведения о студентах, защищающих дипломные работы на очередном заседании ГАК, о темах дипломных работ, фамилии председателя, секретаря и членов ГАК, месте заседания комиссии и начале работы помещаются на доску объявлений.

Защита дипломной работы проводится на открытом (публичном) заседании. Дипломная работа представляется в ГАК вместе со следующими документами:



  • зачетной книжкой;

  • отзывом руководителя;

  • заключением рецензента.

В отзыве руководитель дипломной работы (Приложение 4):



  • обосновывает ее актуальность и научную новизну, принципиальное отличие от ранее разработанных аналогов;

  • дает общую оценку содержания дипломной работы с описанием ее отдельных направлений по разделам: оригинальности проектных решений, логики переходов от раздела к разделу, обоснованности выводов и предложений и т.д.;

  • характеризует дисциплинированность дипломника в выполнении общего графика дипломного проектирования, а также соблюдение им сроков представления отдельных разделов в соответствии с заданием на дипломное проектирование;

  • детально описывает положительные стороны работы и формулирует замечания по ее содержанию и оформлению, рекомендации по возможной доработке дипломной работы, перечень устранённых замечаний руководителя в период совместной работы; оценивает целесообразность проведенного внедрения, полученный эффект, дает свои рекомендации по расширению области внедрения на производстве и в учебном процессе.

Отзыв руководителя дипломной работы обязательно подписывается им с точным указанием места работы, должности, ученой степени и звания.
Рецензент в заключении дает краткий, но исчерпывающий ответ на следующие обязательные вопросы (Приложение 5):

1. Полностью ли соответствует выполненная работа заданию? Какая часть задания разработана наиболее полно и детально?

2. Имеются ли в данной дипломной работе какие либо самостоятельные, оригинальные и интересные решения?

3. Какие положительные стороны и недостатки имеются в аналитической и проектной частях? Какова аргументация предлагаемых решений, степень их обоснованности?

4. Обнаружил ли дипломник достаточную теоретическую подготовленность и умение использовать свои знания при решении практических задач?

5. Имеет ли работа практическую ценность для предприятия – базы практики?

6. Какова квалификация дипломника? Соответствует ли она искомой квалификации «маркетолог»? Какова общая оценка дипломной работы: отлично, хорошо, удовлетворительно, неудовлетворительно?
Подготовка к презентации дипломной работы

После оформления дипломной работы формируется доклад, графические и демонстрационные материалы для публичной защиты. Общая схема работ этого этапа приведена на рис. 1 [4, 10].



нет


Рисунок 1 Подготовка доклада для публичной защиты дипломной работы


Источник: Методические указания по дипломному проектированию для студентов специальности 0608 / Сост. Михалёв Г.С./-Красноярск,1998г.

Содержание доклада строится в соответствии с логикой и последовательностью изложения материала в дипломной работе. Однако особенности устного представления материала требуют специальных акцентов и выделения ключевых моментов (цель и задачи проекта, основные результаты аналитической и проектной работы, выводы и рекомендации). Особое внимание необходимо уделить доказательности представляемых аргументов и правильному использованию иллюстраций. Очевидным условием четкости и ясности ответов является свободное владение технологией исследования и знание области применения полученных результатов.

Подготовка доклада начинается с составления его структурной композиции. Структурная композиция доклада повторяет структурную композицию дипломной работы. Вместе с тем следует помнить, что в докладе не должны присутствовать результаты, не отраженные в дипломной работе. Детализация структурной композиции связана с выделением наиболее существенных результатов, полученных в процессе выполнения дипломной работы и предоставляемых для квалификационной аттестации Государственной аттестационной комиссии. Важность результатов дипломной работы определяется четкостью ответов на ключевые вопросы, задаваемые аттестационной комиссией для оценки наличия знаний, умений и навыков дипломника по предоставленным результатам:


  • зачем выполнялись данные проектные разработки?

  • как в целом и по частям выполнялась данная работа?

  • что и как сделано в области анализа проблемы?;

  • что и как сделано в области решения проблемы?;

  • удовлетворительны ли результаты проектирования?;

Представление важных результатов дипломной работы Государственной аттестационной комиссии ведется одновременно различными формами: устной, графической, предметно-иллюстрационной и др. В устной форме обычно излагаются ключевые логические построения, выводы и заключения.

Графические формы содержат обычно сложные схемы взаимосвязей, статистические данные, обработанные различными способами (таблицы, диаграммы, графики и т.п.), подтверждающие и обосновывающие ключевые моменты устной формы уложения результатов. Для усиления воздействия устной и графической форм изложения результатов используют предметно-иллюстрационный и другой материал: демонстрацию результатов с помощью ЭВМ, предоставлением образцов продукции, товарных знаков, подготовленных и утвержденных нормативных документов (Уставов фирм, Положений, нормативных сборников и т. д.). Для выбора форм представления дипломной работы для публичной защиты следует пользоваться рекомендациями таблицы 3[4, 10].


Таблица 3 - Формирование доклада, графической и иллюстрационно-демонстрационной частей дипломной работы


Ключевой вопрос




Композиционная часть доклада/пояснительной записки


Содержание композиционной части доклада


Возможные графические и иллюстрационные материалы

Зачем выполнялась данная работа

Введение

Актуальность и практическая значимость работы

-

Как в целом выполнялась работа ?

Описание проблемы и постановка задач дипломного проекта /введение теоретическая часть

Цели и задачи дипломного проекта ; логика комплексов работ , необходимых для достижения целей и решения задач проектирования

- проблемное дерево

  • - логические схемы комплексов работ

  • -статистическая информация , подтверждающая существование проблемы

  • - др. материалы

Что и как сделано в области анализа проблемы?

Аналитическая часть

Используемые методы, содержание и полученные результаты исследовательских и аналитических работ , основные выводы и описания причинно-следственного механизма решаемой проблемы

- результаты общего анализа

- результаты специального анализа

- причинно-следственные механизмы действия факторов

- др. материалы



Ключевой вопрос



Композиционная часть доклада/пояснительной записки

Содержание композиционной части доклада

Возможные графические и иллюстрационные материалы

Что и как сделано в области решения проблемы?

Проектная часть

Используемые методы, выбор и существо проектных предложений , ожидаемая эффективность предложений



- выбор проектных предложений

- структура проектных предложений

- существо проектных предложений

- расчетные результаты

- эффективность предложений

- др. материалы



Удовлетворительны ли результаты проектирования?

Заключение

Обобщающие выводы о выполненных работах и полученных результатах, возможные направления продолжения работ по решению проблемы

-

При написании текста устного изложения результатов выполнения дипломной работы следует помнить о следующих важных требованиях к докладу:



  • изложение в жестко ограниченное время (до 10 минут) всех результатов дипломной работы;

  • полное отражение выполненных работ;

  • ясное понимание слушателей логики и сущности выполненных работ.

Немаловажную роль в докладе для обоснования устных заключений играет отсылка слушателей к содержанию дипломной работы в случаях подтверждения выводов детальными расчетами, большими объемами статистических и других данных.

Для выполнения вышеуказанных важнейших требований к докладу необходимо предварительное прочтение доклада с использованием выбранного графического и иллюстрационного материала перед квалифицированными слушателями: руководителем/консультантом дипломной работы, специалистами в области исследовательских, аналитических и проектных работ по теме дипломной работы. Откорректированный доклад со всеми графическими и иллюстрационными материалами используется дипломником для предварительной защиты на выпускающей кафедре, после которой при наличии замечаний корректируется и оформляется окончательно для публичной защиты на заседании Государственной аттестационной комиссии.


Защита выпускной работы

Публичная защита выпускной работы проводится в следующем порядке:



  1. Доклад дипломника – до 10 минут.

  2. Вопросы членов и председателя ГАК и ответы дипломника. Вопросы могут быть заданы и другими лицами, присутствующими на защите (с разрешения председателя ГАК).

  3. Оглашение рецензии на дипломную работу.

  4. Ответ студента на замечания рецензента.

Общая продолжительность защиты – до 30 минут.
После окончания публичной защиты проводится краткое закрытое совещание членов ГАК, на котором обсуждаются дипломные работы и ее презентации, а затем с учетом результатов учебной, научной и общественной работы дипломанта за весь период обучения в университете определяется общая оценка защищенной работы по четырехбальной шкале: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно». Решение об оценке принимается простым большинством голосов. Решающим является голос председателя ГАК.

Решения ГАК оформляются специальными протоколами. В них записываются вопросы, заданные дипломникам, выступления, особое мнение членов ГАК, других присутствующих, оценки членами ГАК выполнения и защиты дипломной работы.

После завершения совещания ГАК на вновь открытом публичном заседании председатель (или представляющий его член ГАК выпускающей кафедры) объявляет решение ГАК о результатах защиты и присуждении (не присуждении) квалификации дипломантам.

Диплом с отличием специалиста выдается выпускнику, прошедшему итоговую государственную аттестацию с отличными оценками, при отсутствии удовлетворительных оценок и наличии 75% отличных оценок по дисциплинам.

Апелляция результатов итоговых государственных аттестационных испытаний не проводится. Пересдача положительных оценок с целью их повышения не допускается.

Студент, получивший оценку «неудовлетворительно» отчисляется из университета и получает академическую справку или, по его просьбе, диплом о неполном высшем образовании.


Типичные ошибки при написании дипломной работы и ее защите

При написании дипломной работы и ее защите студенты часто допускают ряд ошибок, которые легко можно избежать, например:



  1. Несоответствие темы дипломной работы содержанию.

  2. Несоответствие наименований глав их содержанию.

  3. Отсутствие логической связи между теоретической и аналитической частями дипломной работы.

  4. Излишне длинное название главы.

  5. Некачественно проведенный анализ, ошибки в расчетах, отсутствие иллюстрационного материала.

  6. Отсутствие выводов.

  7. Слишком длинный или не раскрывающий суть исследования доклад.

  8. Иллюстрационный материал не соответствует тексту доклада.

5 Литература


  1. Закон Российской Федерации «Об образовании» от 10.07.1992 N 3266-1 (в ред. от 21.07.2005г).

  2. Кузин В.П. Магистерская диссертация. М.: 1989г. – 84с.

  3. Методические указания к дипломному проектированию для студентов специальности «Маркетинг» – 061500/Сост. Г.Л. Азоев, И.В. Алешина - М.: ГУУ, 2003. – 22с.

  4. Методические указания по дипломному проектированию для студентов специальности 060800/Сост. Г.С. Михалёв - Красноярск, САА, 1998г. – 38с.

  5. Методические указания по оформлению дипломных работ студентов специальности 080111 «Маркетинг»/Сост. Сычева Е.М., Корневич Е.А. - Красноярск, СибГАУ, 2004г. – 36с.

  6. Положение «Об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений Российской Федерации», утвержденное приказом Министерства образования РФ от 25 марта 2003г. №1155.

  7. Положение «Об итоговой государственной аттестации выпускников СибГАУ» , №09/77, утвержденное ректором СибГАУ 15.10.2004г.

  8. Программа преддипломной практики: Методические указания по организации и проведению практики для студентов 6 курса специальности 061500 «Маркетинг» всех форм обучения/Сост.: Ю.В. Данильченко, Н.В. Федорова - Красноярск, СибГАУ, 2004 – 18с.

  9. Производственно – профессиональная практика: Методические указания по прохождению производственно – профессиональной практики для студентов специальности 061500 - «Маркетинг», дневной формы обучения/С.В. Стрельникова - Красноярск, СибГАУ, 2004. 16с.

  10. Рекомендации: Для публичной защиты дипломного проекта для студентов специальности 060800 «Экономика и управление производством». /Сост.: Г.С. Михалев: -Красноярск: САА, 2002г.- 16с.

  11. Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» 22.08.1996 N 125-ФЗ (в ред. от 21.04.2005г.).



следующая страница >>
Смотрите также:
Методические указания по подготовке и защите выпускной работы для студентов специальности 080111 «Маркетинг» всех форм обучения
572.75kb.
2 стр.
Методические рекомендации организации работы над выпускной квалификационной работы для студентов всех форм обучения подготовлены для специализации «менеджмент и маркетинг в рекламе»
605.13kb.
3 стр.
Методические указания для развития навыков чтения на английском языке для студентов всех форм обучения
349.05kb.
1 стр.
Методические указания для студентов всех форм обучения Волгоград, 2000г. Ббк ш 143. 21 92. Великобритания
184.43kb.
4 стр.
Методические указания по английскому языку для студентов всех форм обучения. Алт гос тех ун-т им. И. И. Ползунова, бти. Бийск
303.61kb.
4 стр.
Методические указания по выполнению и защите дипломных работ для студентов всех форм обучения
554.75kb.
2 стр.
Методические указания к выполнению курсовой работы для обучающихся специальности 250203. 51
236.57kb.
1 стр.
Методические рекомендации по подготовке и защите дипломных работ. Для студентов специальности 080109. 65 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»
645.89kb.
3 стр.
Методические указания для студентов всех направлений (бакалавриат) и специальностей очной и заочной форм обучения
193.49kb.
1 стр.
Методические указания по курсу " Компьютерный анализ электронных схем " для студентов всех форм обучения специальности 20. 07 Радиотехника
488.22kb.
5 стр.
Методические указания к выполнению курсового и дипломного проектирований для студентов специальностей 280400 (специализация 280401 «Проектирование тканей») и 280300 (специализация «Технология тканей») всех форм обучения
1029.12kb.
7 стр.
Методические указания к выполнению реферата и контрольной работы для студентов всех форм обучения и специальностей Красноярск 2012
200.51kb.
1 стр.