Главная
страница 1
Методические указания

к выполнению курсовой работы

по дисциплине «Объектно-ориентированное программирования »

(для студентов направления подготовки 6.050101 «Компьютерные науки»)

1. Цель курсовой работы

Курсовая работа предназначена для практического усвоения студентами основных разделов дисциплины "Объектно-ориентированное программирование", закрепление принципов разработки компьютерных программ, знаний языка программирования C + +, развития практических навыков программирования объектно-ориентированных приложений.

В результате выполнения курсовой работы студент должен получить навыки решения различных практических задач, связанных с разработкой программ на С + +, научиться работать с научно-технической литературой в области программирования, а также использовать стандарты, справочники по программному обеспечению ЭВМ.


2. ТЕМАТИКА И ЗАДАНИЕ НА КУРСОВУЮ РАБОТУ

В курсовой работе должна быть разработана компьютерная программа на языке С + + с использованием средств объектно-ориентированного программирования. В разработанной программе должны быть объявлены не менее 6 объектов. Между объектами должны поддерживаться различные типы связей. Среди них отношения - наследование с глубиной не менее 3-х. Тематика программ может быть самой разной. Инструментальным средством при разработке программы может служить пакет Visual C + + 6.0. Допускается разработка программы с использованием других сред программирования С + +.

Исходными данными для выполнения курсовой работы являются особенности предметной области, спецификация языка С + +, особенности инструментальной среды С + +.

В типичном задании на курсовую работу необходимо разработать программу на языке С + + для информационной системы. Программа должна содержать не менее 6-ти объектов, не связанных между собой отношениями агрегации, расширения, определение и наследования.

Примерная тематика курсовых работ:

1. Описать класс, реализующий стек. Написать программу, использующую этот класс для моделирования Т-образного сортировочного узла на железной дороге. Программа должна разделять на два направления состав, состоящий из вагонов двух типов (на каждое направление формируется состав из вагонов одного типа). Предусмотреть возможность формирования состава из файла и с клавиатуры.

3. ТРЕБОВАНИЯ К ПРОГРАММЕ

Программа должна отвечать следующим требованиям:

1. Количество классов не менее 6.

2. Наличие связей между классами, в том числе отношений наследования глубиной не менее 3.

3. Для инициализации объектов должны использоваться конструкторы разных видов.

4. В программе должны использоваться виртуальные функции.

5. Должен использоваться механизм перегрузки функций и операторов.

6. Используйте абстрактные классы.

7. В классах должны использоваться различные виды доступа к полям и методам (public, private, protected).

4. СОДЕРЖАНИЕ И ОБЪЕМ КУРСОВОЙ РАБОТЫ

Курсовая работа содержит расчетно-пояснительную записку и электронную версию компьютерной программы (на компакт-диске, в конверте, приклеенной внутри записки; следует записать и файл записки). Пояснительная записка в объеме 20-30 страниц должна содержать в указанной последовательности следующие основные разделы:

- Титульный лист;

- Аннотация (реферат);

- Бланк задания, подписанный руководителем;

- Содержание с указанием страниц;

- Введение;

- Разделы и подразделы основной части;

- Заключение;

- Список литературы;

- Приложения (листинг программы с подробными комментариями).

Графическая часть должна содержать следующие чертежи:

1. Диаграмма классов (Формат А1)

2. Алгоритм (Формат А2)

Оформление пояснительной записки выполняется согласно ГОСТ 2.106-68 и ГОСТ 2.105-79. Каждый лист пояснительной записки должен иметь основную надпись по ГОСТ 2.104-68. Начало разделов и первый лист должны иметь основную надпись по форме 2 (рис. 1), на всех остальных писем основную надпись выполняется по форме 2а (рис. 2). Чертежи графической части выполняются в соответствии с ГОСТ 2.104-68 (рис. 3).

В поле разраб. вводится фамилия студента, в поле пер. - Фамилия руководителя курсовой работы. Остальные поля заполняется так, как показано на рис. 3. В поле шифра вместо АА.АА вводится код работы и название кафедры - КР.КН, вместо БББББ вводится номер вашей группы (например КТ333), вместо ВВ - номер вашего варианта, вместо ГГГ - три последние цифры зачетной книжки, ДДД - 001,002,003.

Рис. 1.


Рис. 2.

Рис. 3.

5. СОДЕРЖАНИЕ



Разделы пояснительной записки

Титульный лист должен соответствовать установленному образцу.

Аннотация в краткой форме раскрывает содержание пояснительной записки и других частей курсовой работы (графической, электронной). Также в аннотации приводятся данные об объеме курсовой работы: количество страниц пояснительной записки, число иллюстраций и таблиц в ней, количество и форматы листов графической части работы (если есть). В аннотации обязательно должен быть список ключевых слов.

Содержание включает наименование всех разделов курсовой работы, а также подразделений и пунктов. Для каждого раздела, подраздела и пункта указывается номер страницы.

Введение содержит постановку задачи, анализ цели разработки программы. Во введении дается краткий анализ возможных методов решения поставленной задачи, а также анализируются ограничения и требования к программе.

Основная часть состоит из разделов, в которых рассматривается проблемы. Дается аналитический обзор возможностей построения систем, решающих поставленную задачу. Рассматриваются особенности объектно-ориентированного подхода и языков, поддерживающих ООП. Приводится обоснование выбранного программного обеспечения. Описываются состав предметной области, алгоритм работы программы, структуры данных, которые использовались. Приводится описание взаимодействия всех компонент программы.

Заключение должно содержать качественную оценку разработанной программы, а также ее соответствие заданию на курсовую работу.

Список литературы содержит перечень источников, использованных при выполнении курсовой работы. Указываются только те источники, на которые есть ссылки в тексте пояснительной записки.

Приложение содержит вспомогательный материал (листинг программ, инструкции по работе и т.п.).

Примерное содержание разделов основной части пояснительной записки

Основная часть пояснительной записки для курсовой работы, должна содержать следующие разделы.

Особенности функционирования предметной области. В этом разделе описывается процесс функционирования предметной области, для которой разрабатывается программа. Здесь следует указать род деятельности предприятия, структуру предприятия, охарактеризовать пользователей программы и их информационные потребности.

Особенности объектно-ориентированного подхода. В этом разделе приводятся основные сведения об объектно-ориентированный подход к проектированию программного обеспечения.

Требования к программе. Этот раздел должен содержать перечень требований к разрабатываемой. Требования к программе диктуются с одной стороны особенностями ООП и языка С + + а с другой - характерными особенностями предметной области. Следует проанализировать природу этих требований и разработать меры по их выполнению.

Выяснение семантики классов и объектов. Цель выяснения семантики классов и объектов - определить поведение и атрибуты каждой абстракции, выявленной на предыдущем шаге. При этом уточняют намеченные абстракции, распределяя между ними обязанности, приходя, в конечном счете, к точным сигнатур каждой операции.

В результате уточняется словарь данных; производятся спецификации к каждой абстракции путем перечисления операций в протоколе каждого класса; интерфейсы этих классов выражаются на языке реализации (создания. H-файлов для C + +); состоят диаграммы объектов и диаграммы взаимодействий, передающие семантику сценариев.

Выявление связей между классами и объектами. Цель выявления связей между классами и объектами - уточнить границы каждой обнаруженной ранее абстракции и познать все сущности, с которыми она взаимодействует.

Разработка и построение информационной модели.

На языке UML состоят следующие модели

1) Диаграммы вариантов использования.

2) Диаграммы последовательности.

3) Диаграммы состояний.

4) Диаграммы классов.

5) Диаграмма компонентов.

Спецификация интерфейса и реализация классов и объектов. На этапе анализа реализация классов и объектов требуется, чтобы довести существующие абстракции до уровня, достаточного для обнаружения новых классов и объектов на следующем уровне абстракции.

В результате этой стадии принимаются решения о представлении каждой абстракции и об отображении этих абстракций в физическую модель. С реализацией связана одна главное действие: выбор структур и алгоритмов, которые представляют семантику определенных ранее абстракций. Если первые три этапа сосредоточено на внешних представлениях абстракций, то этот этап акцентирует внимание на внутреннем представлении.

Обоснования решений, принимаемых с технических и программных средствах реализации. В этом разделе описываются требования к компьютеру и его операционной системы. Предоставляется характеристика выбранного среды программирования.

Описание алгоритма работы программы. Приводится блок-схема алгоритма работы программы и подробное описание работы всех блоков алгоритма.

Описание тестового примера. Руководство пользователя. Предоставляется описание полученных результатов и руководство пользователя этой программы.

Литература

1. Бадд Т. Объектно-ориентированное программирование в действии .- .- СПб. Издательство «Питер», 2002 .- 304 с.

2. Джамса К. Учимся программироватьт на языке C + + .- М.: Мир, 1997 .- 319 с.

3. Лаптев В. В. и др.. С + +. Объектно-ориентированное программирование. Задачи и упражнения. СПб. «Питер», 2007 .- 288 с.

4. Либерти Д. Освой самостоятельно C + + за 21 день .- .- М.: Издательский дом «Вильяме», 2000 - 819 с

5. Объектно-ориентированное программирование: Учеб. для вузов / Под ред. Г. С. Ивановой. - М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2001. - 320 с,

6. Павловская Т. А. C / C + +. Программирование на языке высокого уровня - СПб.: Питер, 2003. - 461 с.

7. Павловская Т. А., Щупак Ю. А. C + +. Объектно-ориентированное программирование: Практикум. - СПб.: Питер, 2006. - 265 с.

8. Скляров В. А. Язык C + + и объекто-ориентированное программирование .- Миснк, "Вышэйшая школа" 1997 .- 481 с.



9. Холзнер С. Visual C + +. Учебный курс. - СПб.: Питер, 2007. - 570 с.

10. Лаптев В. В, Морозов А.В., Бокова А.В. С + +. Объектно-ориентированное программирование. Задачи и упражнения. - СПб.: Питер, 2007. - 288 с.


Смотрите также:
Методические указания к выполнению курсовой работы по дисциплине «Объектно-ориентированное программирования» для студентов направления подготовки 050101 «Компьютерные науки»
75.4kb.
1 стр.
Методические указания по выполнению курсовой работы по дисциплине «Компьютерные сети и телекоммуникации»
262.57kb.
1 стр.
Методические указания по выполнению курсовой работы по дисциплине «Финансы» для студентов специальности «Финансы» направления «Экономика и предпринимательство»
330.56kb.
1 стр.
Методические указания по выполнению курсовой работы по дисциплине «Системное программное обеспечение»
326.51kb.
1 стр.
Методические указания к выполнению курсовой работы для обучающихся специальности 250203. 51
236.57kb.
1 стр.
Методические указания по выполнению курсовой работы по курсу
106.02kb.
1 стр.
Методические указания к выполнению контрольной работы по дисциплине «Валеология» для студентов специальности
1366.61kb.
7 стр.
Методические указания к выполнению курсовой работы для студентов экономических специальностей Витебск 2011 (076. 5)
824.89kb.
3 стр.
Е. Н. Ишакова разработка компиляторов
649.27kb.
7 стр.
Методические указания к выполнению курсовой работы для студентов специальности 1-25 01 08 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» Витебск
635.27kb.
5 стр.
Методические указания по выполнению самостоятельной работы студентов Павлодар (07) ббк 28. 083я7+48я7 п 18
142.57kb.
1 стр.
Методические указания по выполнению курсовой работы Содержание и объем курсовой работы
119.44kb.
1 стр.