Главная
страница 1
Среда обитания человека – окружающая среда - характеризуется совокупностью физических, химических и биологических факторов, способных при определенных условиях оказывать прямое или косвенное воздействие на деятельность и здоровье человека.

Одним из таких факторов является шумовое загрязнение. Шумовое загрязнение - серьёзная современная проблема. По степени вредности воздействия шуму принадлежит второе место после химического загрязнения. Поэтому как неблагоприятный фактор он имеет большое социальное значение.

По этой причине я заинтересовалась данным вопросом, ведь самочувствие и собственное здоровье волнует нас больше всего. Здоровье-это не всё, но без здоровья всё – ничто!

Цель: изучить влияние шума на организм человека. Объект: шум как звуковое явление. Задачи:

1 проанализировать научную литературу по проблеме исследования 2. Выяснить, что такое шум. 3. Выяснить источники шума в окружающей среде. 4. Выяснить влияние шума на организм человека. 5. Провести анкетирование учащихся школы.

6. Провести микроисследование учащихся

7. Предложить здоровьесберегающие рекомендации для учащихся.



Предмет: воздействие шума на организм человека. Объект: шум как звуковое явление. Гипотеза: можно обезопасить себя от вредного воздействия шума и сохранить здоровье. Методы: Теоретический Экспериментальный Социологический опрос Сравнительный Аналитический Способность воспринимать звуки – одна из важнейших составляющих нашего полноценного общения с окружающим миром. Наше ухо работает непрерывно. Звуковые ощущения дают человеку массу информации.

Всё живое купается в море звуков.

Мы слышим различные звуки. Тихий шелест листвы, журчание ручья, птичьи голоса, легкий плеск воды и шум прибоя всегда приятны человеку. Звуки, издаваемые природой, благотворно влияют на человека: успокаивают, умиротворяют. Но природа таит в себе и другие звуки. Природные явления: землетрясения, пожар, шторм, ливни, грозы, извержение вулканов. Наш век стал самым шумным. Трудно сейчас назвать область техники, производства и быта, где в звуковом спектре не присутствовал бы шум, то есть мешающая нам и раздражающая нас смесь звуков. Шум – беспорядочное сочетание различных по силе и частоте звуков; способен оказывать неблагоприятное воздействие на организм.

В наши дни шум стал одним из опасных физических факторов, вредящих среде обитания. Наше ухо работает непрерывно в течение суток и не имеет естественных защитных приспособлений. А звуки и шумы таят в себе опасность.



Уровень шума определяется в децибелах

20-30 ДБ

Безвреден для человека.

80 ДБ

Допустимая норма.

130 ДБ

Болевые ощущения.

150 ДБ

Становится невыносимым.




- Урок в школе

40-60 ДБ

Комфортный режим

- Шум на перемене в школе - Громкий разговор - Кричащий человек - Игра на музыкальном инструменте - Просмотр телевизора

50-90 ДБ

75 ДБ


80-90 ДБ

80 ДБ


60-90 ДБ

Появляется чувство раздражительности, утомление, головная боль

- Школьный шум на перемене - Громко включенный плеер

90-110 ДБ

90-110


Постепенное ослабление слуха, гипертония, нервно – психический стресс

- Шум дискотеки

175 ДБ

Звуковое опьянение, нарушение сна, разрушение психики

Уровни шумов от различных источников

К шумам относят звуки любого рода, воспринимаемые человеком, как неприятные, мешающие и даже вызывающие болезненные ощущения.

Однако до сих пор огромная часть людей не догадывается об опасности шумового загрязнения. Шум коварен, его вредное воздействие на организм совершается незримо, незаметно, становятся заметными лишь с течением времени. Современный шумовой дискомфорт вызывает у живых организмов болезненные реакции. Шум от пролетающего реактивного самолета, например, угнетающе действует на пчелу, она теряет способность ориентироваться, шум убивает личинки пчел, разбивает открыто лежащие яйца птиц в гнездах, военно-морской шум приводит к гибели китов, коровы дают меньше молока, куры реже несутся, птицы начинают усиленно линять, задерживается прорастание семян и даже наступает разрушение растительных клеток. Не случайно, например, деревья в городе даже в «спальных» районах погибают раньше, чем в естественных условиях.

Источники шума

Современная шумовая симфония складывается из многих факторов.

Очень высок уровень и промышленных шумов. На производстве источником шума могут быть двигатели, насосы, компрессоры, турбины, пневматические и электрические инструменты, молоты, дробилки, станки, центрифуги, бункеры и прочие установки, имеющие движущиеся детали. На многих работах и шумных производствах он достигает 90-110 децибелов и более.

Движение транспортных средств.

Не намного тише и у нас дома, где появляются все новые источники шума - так называемая бытовая техника. Поэтому как неблагоприятный фактор он приобрел большое социальное значение. В жилых зданиях, квартирах шум возникает за счет работающих бытовых приборов: стиральные машины, пылесосы, холодильники, телевизоры и т. д.

Крайне отрицательно влияет на организм громкая музыка. Современная музыка – стиь рок, «хэвиметалл» по данным оказывает негативное влияние на здоровье. Действует как наркотик. Меняется пульс, дыхание, содержание сахара в крови. Угнетается секреция желудочного сока, меняется функция коры надпочечников, увеличивается щитовидная железа, изменяются углеводный, белковый, солевой обмены веществ, происходит нервное напряжение. Группа ученых обследовала молодежь, часто слушающих громкую современную музыку. У 20% юношей и девушек, которые непомерно увлекались рок – музыкой, слух оказался сниженным так же, как у 85-летних стариков.

Плеер стал весьма распространенным атрибутом жизни, в первую очередь подростков. Неумеренное потребление музыки и другой звуковой информации через наушники - серьезный фактор риска для еще неокрепшего слуха. Постоянно слушая музыку через наушники, молодые люди начинают незаметно для себя глохнуть и постепенно увеличивают громкость, доводя ее до опасной отметки. К особо мешающим шумам относятся внезапные кратковременные шумы — хлопанье дверей, звуки шагов, выстрелы, лай собак, звонки, передвижение мебели, разговоры, пение, шумы в водопроводных трубах, лифтах и и т. д. Помехой для человека может стать даже едва слышимый звук: тиканье часов, жужжание мухи, писк комара, капанье воды из крана и т. д.

Как же влияет шум на организм человека?

Данные социологического опроса показывают, что большая часть населения в большей или меньшей степени реагирует на шум. При этом страдает не только орган слуха, но и в целом весь организм. Каждый человек воспринимает шум по-разному. Многое зависит от возраста, темперамента, состояния здоровья, окружающих условий. От избыточного шума снижается иммунный барьер и резко увеличивается частота заболеваний.

1 Каждая третья женщина и каждый четвертый мужчина страдают неврозами, вызванными повышенным уровнем шума (головные боли, бессонница, повышенное сердцебиение, повышение артериального давления и даже психические нарушения - ослабление внимания, нервозность и т. д.
2 Такие болезни, как гастрит, язвы желудка и кишечника, чаще всего встречаются у людей, живущих и работающих в шумной обстановке. У эстрадных музыкантов язва желудка – профессиональное заболевание.
3 Шум угнетает нервную систему, особенно при повторяющемся действии.
4 Под влиянием шума происходит стойкое уменьшение частоты и глубины дыхания. 5 Иногда появляется аритмия сердца, гипертония.
6 Под влиянием шума изменяются углеводный, жировой, белковый, солевой обмены веществ, что проявляется в изменении биохимического состава крови (снижается уровень сахара в крови). Шум становится причиной преждевременного старения. Согласно данным медиков в 30 случаях из ста шумовое загрязнение сокращает продолжительность жизни на 8-12 лет.

Воздействие шума на организм человека можно уменьшить.

1 Рациональное планирование районов города

2 Правильная организация транспортных магистралей

3Строительство дорожных тоннелей

4 Противошумное оборудование на автомобилях

5 Планировка домов с окнами жилых помещений во двор

Что нужно сделать, чтобы в дому, где вы живете, было тише:

1.Внешние стены должны иметь звукоизоляцию



2. Двойные стекла существенно снижают шум

3. Высадите деревья между домом и дорогой

4. Замените тонкие двери более основательными 5.Настелите толстые ковровые покрытия с хорошей прокладкой

6. Выберите самую тихую модель бытовой техники 7. Если бытовые приборы сильно шумят, вызывайте специалиста

8. Пользуйтесь дома мягкой обувью

Как воздействует шум на школьника?

Шум, даже когда он невелик, создает значительную нагрузку на нервную систему человека, оказывая на него психологическое воздействие. Это особенно часто наблюдается у людей, занятых умственной деятельностью

Школьная обстановка оказывает влияние на учащихся и педагогов, которые в стенах школы проводят значительную часть своего времени

От чрезмерного уровня шума усиливается состояние дискомфорта: на переменах школьное здание гудит: бегают дети, раздается громкий смех, крики. Тут не то, что отдохнуть – устать можно! На уроке, в связи с наполняемостью классов и создаваемым шумом, детям приходиться напрягать слух. Учителю также приходиться работать с повышением голоса. К концу учебного дня устают и те, и другие.

Излишний шум затрудняет усвоение материала учащимися, становится причиной раздражительности, утомления, повышения давления, снижения обучения. Особенно сильно влияет шум на работоспособность при умственных операциях. Ощутимый шум снижает работоспособность умственного труда более чем в 1,5 раза. Шум рассеивает внимание ученика, мешает ему сосредоточиться на главном, осложняет принятие нужных решений.

Дети, подвергавшиеся воздействию шума, медленнее решают предложенные им математические задачи, допускают в 2 раза больше ошибок, чем при отсутствии этого шумового фона. Возрастает и время, затрачиваемое на решение, а также количество ошибок.

Информация, полученная при ощутимом шумовом загрязнении, долго не может храниться в памяти.



Микроисследование № 1 «Определение остроты слуха»

Цель: определить остроту слуха у школьников

Оборудование: часы, линейка

Методика: Приближаем часы к уху испытуемого. В момент появления звука измеряем расстояние (в см.) между часами и ухом. Расстояние, с которого исследуемый впервые услышит тиканье часов определяет остроту его слуха. Чем оно больше, тем лучше слуховая чувствительность.

Испытуемые

Нормальный слух

Слух понижен

30

100%

0

Микроисследование № 2 «Как воспринимают шум мои одноклассники»

Цель: узнать, как влияет шум на самочувствие учащихся.

Задачи исследования:

1 Выяснить влияние шума на школьников 10 – 11 классов

2Предложить здоровьесберегающие рекомендации для учащихся.

Методы: В качестве метода исследования было выбрано

- анкетирование;

- количественный и качественный анализ полученных результатов.



1 Включаете ли вы музыку, когда делаете уроки?

Да-37,5%

Нет- 12,5%

Иногда-50%

2 Каким образом вы предпочитаете слушать музыку (через динамики, наушники)?

Динамики-25%

Наушники-6,25%

Когда как-68,75%

3 Раздражает ли вас посторонний шум на уроке?

Да-18,75%

Нет-31,25%

Иногда-50%

4 Беспокоит ли вас шум на перемене

Да-25%


Да-25%


Иногда- 12,5%

5 Бывает ли, что вы перестаете воспринимать объяснения учителя на уроке?

Да-50%


Нет-6,25%


Иногда-43,75%

6 Можете ли вы заснуть под громкий, надоедливый шум?

Да-31,25%

Нет-43,75%

Иногда-25%

7 Просыпаетесь ли вы под звук будильника?

Да-81,25%


Нет-0


Не всегда-18,75%

8 Можете ли вы отвлечься от окружающих шумов?

Да-43,75%


Нет-37,5%


Иногда-18,75%

9 Как влияет дискотечная музыка на ваше самочувствие

Да-12,5%

Нет-87,5%




10 Уровень шума постоянно увеличивается. Задумываетесь ли вы о том, что это может привести к печальным последствиям?

Да-37,5


Нет-62,5%





Выводы:

Проанализировав результаты своего исследования я пришла к выводу, что

учащиеся по – разному реагируют на шумовые воздействия среды.

Определенная часть учащихся в большей или меньшей степени реагируют на шум. Они испытывают дискомфортное состояние (плохая сосредоточенность, раздражительность, усталость), которое при длительном воздействии может привести к серьезным заболеваниям.

Шум коварен, его вредное воздействие на организм совершается незримо, незаметно

Рекомендации:

- Ограничьте ежедневное прослушивание громкой музыки

- Не включайте громко телевизор, музыкальные центры

- Не слушайте музыку через наушники продолжительное время, иначе с возрастом вы вынуждены будете пользоваться слуховыми аппаратами.

- Следите за разговорной речью: не повышайте голос, не кричите на переменах, соблюдайте тишину на уроках; - На дискотеке постарайтесь находиться подальше от акустических колонок. - Отдыхайте в выходные дни на природе («слушайте тишину»).

Не секрет, что многие школьники, принимаясь за уроки, включают телевизор или магнитофон. Абсолютно недопустимо делать уроки под музыку, злоупотреблять прослушиванием музыки через плеер, а также бесконтрольно пользоваться ими на улице и в транспорте.

В 1959г. была создана Международная организация по борьбе с шумом. В настоящее время врачи говорят о шумовой болезни, развивающейся в результате воздействия шума. Это серьезная проблема современности. Борьба с шумом – это сложная комплексная, требующая больших усилий и средств проблема.

Шум - враг номер один.


Он – физический наркотик.
Калечит тело и душу.
Тишина нужна миру так же, как солнце и свежий воздух.

Умение соблюдать тишину - показатель культуры человека. Если следовать предложенным рекомендациям, можно обезопасить себя от вредного воздействия шума и сохранить здоровье.



Источники информации:

  • http://sbio.info/page.php?id=150 - текст про анализаторы, органы чувств и их значение.

  • http://medbiol.ru/medbiol/anatomia/00063c24.htm - Биология и медицина -органы чувств (анализаторы)

  • http://stavrop.fcior.edu.ru/card/14057/analizatory-organy-chuvstv-ih-stroenie-i-funkcii-zritelnyy-analizator.html - анализаторы, их строение и значение

  • http://www.vitaminov.net/rus-anatomy-internal-senses-12215.html - органы чувств

  • http://cor.edu.27.ru/catalog/rubr/3e1d458c-1a04-11dd-bd0b-0800200c9a66/71388/?interface=themcol – анализаторы и органы чувств

  • http://cor.edu.27.ru/dlrstore/3e1d1e7d-1a04-11dd-bd0b-0800200c9a66/index.htm - картинки

  • http://cor.edu.27.ru/catalog/rubr/000001a3-a000-4ddd-0f6b-5a0046b1db44/28788/

  • Д. В. Колесов, Р. Д. Маш, И. Н. Беляев. Биология. Человек. 8 класс.

  • ОБЖ, 9 класс, поурочное планирование .- Волгоград: Учитель,2007.

  • Журнал« Биология для школьников» №2-2002. гДецибелы вреда


Смотрите также:
Здоровье-это не всё, но без здоровья всё – ничто! Цель
130.07kb.
1 стр.
Методические рекомендации для библиотекарей «Здоровье это еще не всё, но всё ничто без здоровья»
118.99kb.
1 стр.
Питание и здоровье
159.2kb.
1 стр.
Письмо десятое об анархизме
190.43kb.
1 стр.
Роль пищи в сохранении здоровья
48.06kb.
1 стр.
Здоровье и выбор профессии
139.39kb.
1 стр.
Сценарий здоровым быть здорово!" (младшие школьники) Цель конкурса: сформировать у обучающихся потребность в здоровом образе жизни. Сценарий "
77.37kb.
1 стр.
«Наступает Новый год. Хочется пожелать родителям наших учеников здоровья, учащимся – успехов в учебе, выпускникам 9-х и 12-х классов – успехов в сдаче экзаменов, чтобы исполнились все желания и мечты о будущей профессии
144.64kb.
1 стр.
Подходы к пониманию психического здоровья
41.24kb.
1 стр.
Слово на притчу о блудном сыне применительно к духовной поврежденной природе человека, о недоверии себе и даже ближнему по причине такой поврежденности
74.55kb.
1 стр.
Сатсанг встреча с собственной божественностью. История о том как накормили Дурвасу и 10000 воинов
161.63kb.
1 стр.
Эконом-каникулы во Львове
30.28kb.
1 стр.