Главная
страница 1страница 2страница 3страница 4


Государственное образовательное учреждение

дополнительного образования детей Тульской области

«Областной центр детско-юношеского туризма»

Викторина

«Подвижники веры и благочестия»
Составитель: Кузнецов Юрий Николаевич, заведующий отделом краеведения ГОУДОД ТО «ОЦДЮТУР»

Тула


2009
Данная Викторина проводилась краеведческим отделом ГОУДОД ТО «Областной центр детско-юношеского туризма» в 2009 году с целью развития исследовательской и творческой деятельности, связанной с изучением истории Православия в Тульском крае в рамках краеведческого движения учащейся молодежи и педагогов «Тульский край - земля родная».

В ходе проведения викторины решались задачи духовно-нравственного воспитания учащихся, пропагандировались славные имена туляков – подвижников веры и благочестия.

В викторине принимали участие учащиеся общеобразовательных школ, лицеев, гимназий, учреждений дополнительного и начального профессионального образования, педагоги.

Викторина проводилась в один тур. В ней содержались вопросы, посвященные подвижникам Православной веры и благочестия, прославившим подвигами себя и Тульскую землю.



Викторина «Подвижники веры и благочестия»

Вопросы с ответами для всех возрастных групп, в т.ч. для педагогов




  1. Назовите святого, который стал первокрестителем славянского племени вятичей, проживавших и на территории Тульского края. Историки высказывают предположение, согласно которому этот преподобный сам был родом из вятичей, чем якобы и может быть объяснено его горячее желание просветить светом христианской веры своих единоплеменников.

    • Это преподобный КУКША.

Монах Киево-Печерской лавры КУКША (КУПША) пошел проповедовать православие вятичам, проживавшим в землях, ог­раниченных руслами рек Оки, Осетра, Верхнего Дона, Красивой мечи, Зуши и Жиздры (Упа в центре этих мест). Он был принесен в жертву языческими жрецами в белевских лесах. Из жития священномученика Кукши: «... как он бесов прогнал, и вятичей крестил, и дожди с неба свел, и озеро иссушил, и много других чудес сотворил, и после многих мучений убит был с учеником своим». Нетленные мощи его находятся в ближних, Антониевых пещерах Киево-Печерского монастыря. В 2013 году будет со­вершаться 900-летие памяти священномученика. / Газета « Тульские Епархиальные ведомости», №1, 2008 г.
«Еще в I половине XII века, в тех местах, где стоит теперь Венёв монастырь, проповедовал среди язычников-вятичей монах Киево-Печерского монастыря преподобный священномученик Кукша. Он был растерзан защитниками язычества (вятичами) в 1113 году и принял мученическую смерть». / Подъемщикова О.Н. Обители духа. Русский дом, № 8, 1999 г. (к 200-летию Тульской епархии). // Гайдукова Л.А. «Вятичи и Тульский край». Тула.

Святой преподобный Кукша. Память 27 августа ст. ст.


Много столетий назад почти вся территория Тульской области была покрыта дремучими лесами. Приблизительно с V века эти места заселило славянское племя вятичей.

В конце XI века князья черниговские покорили вятичей и стараниями князей и епископов черниговских с начала XII столетия началось просвещение вятичей христианской верой. Крещение Киевской Руси относится историками к 988 году. А первое упоминание о появлении христианских проповедников на земле вятичей - только к 1215-му.

В нашем крае проповедь христианства была встречена враждебно. Насколько упорно боролись вятичи за свою независимость, настолько же упорно отстаивали они свою языческую веру.

В I пол. XII в. монах Киево-Печерского монастыря преподобный Кукша прибыл в землю вятичей проповедовать христианское учение. В нашем крае проповедь христианства была встречена враждебно. Насколько упорно боролись вятичи за свою независимость, настолько же упорно отстаивали они свою языческую веру.

Как свидетельствует Симеон Владимирский, проповедь преподобного Кукши сопровождалась великими чудесами. Он свёл с неба дождь, высушил озеро, изгонял бесов и явил много других чудес. Несомненно, тогда же многие из вятичей уверовали и приняли христианское крещение. Обеспокоенные успехом проповеди защитники язычества напали на заре на преподобного Кукшу, подвергли его и ученика его Никона жестоким мучениям и предали их обоих лютой смерти. Память об этом событии живёт и поныне в пределах Калужской епархии, и народное предание даже указывает место, где был убит преподобный Кукша - это берег реки Серены, возле Серенска, села Мещовского уезда, где некогда простирался дремучий Серенский лес.

Киево-печерский инок - преподобный Кукша много потрудился, просвещая вятичей Евангельским учением, за что вместе со своим учеником Никоном воспринял мученическую кончину. Оба были «усечены», сподобившись венца святых мучеников.

Православная церковь совершает память о них 27 августа. Святые мощи их перенесены в Киев, где и почивают в Антониевых пещерах.
Святой священномученик Кукша и ученик его Никон Киево-Печерские, просветители вятичей.

По преданию, Кукша (в святом крещении Иоанн) был родом из Дедилова, сто­лицы вятичей. Он был захвачен во время похода киевским князем и отвезён в Киев, где стал учеником преопдобных Антония и Феодосия Киево-Печерских. Там же принял иноческий и священноиноческий сан и, возвратясь на родину, стал пропове­довать христианство. Очень многих людей привёл к вере христовой и своей пропо­ведью, и своими чудесами, и своей праведной жизнью.

В Печерском Патерике, где находится житие святого Кукши, читаем, что он был всеми знаем и почитаем. Кукша был ближайшим сподвижником Черниговского архипастыря Феоктиста. Проповедь Кукши сопровождалась великими знамениями и чудесами, что привлекало сердца вятичей к проповеднику православной веры. Как поётся в песнях Канона, святой Кукша «недужных исцелял и чудодействием многих приведе ко Христу».

Чудеса, о которых упоминается в службе, это прежде всего неоднократное ис­целение больных и изгнание бесов, низведение дождя с неба, осушение озера.

Мученическую кончину святого Кукши прозрел его духовный брат и друг свя­той подвижник Печерского монастыря преподобный Пимен - постник. В Печерском Патерике читаем: «Таже прозрев Пимен постник усечение блаженного Кукши, от­стоящего далече, посреде церкве печерския велегласно возопи: «Брат наш Кукша в сей день противу света (на рассвете) убиен есть». И сия рек, преставися в един день с Кукшею святым и его учеником».

Киевские монахи после провозглашения в церкви 27 августа прозорливца Пимена тут же отправили людей в страну вятичей на поиски тел миссионеров. Прибывшие на место трагедии Печерские монахи увезли только мощи первокрестителя, тогда как тело его ученика Никона не было найдено. Мощи священномученика Кукши были помещены в ближние (Антониевы) пещеры Лавры, где находятся и поныне.

Составитель «Исторического Словаря о Святых, прославленных в Российской Церкви» полагает, что мучителями и убийцами преподобного Кукши были жрецы вятичей.

Сегодня на месте убиения священномученика устраивается скит.

День памяти преподобного Кукши священномученика совершается 27 августа (9 сентября по новому стилю).

Библиография.

1. Память преподобных Кукши священномученика и Пимена постника. / Жития святых: Святителя Димитрия Ростовского: Т. 13: Август. - М,: ТЕРРА - Книжный клуб, 1999.-С. 371-372.

2. Просветитель вятичей / Тульские епархиальные ведомости, 2004 г., №9 (33). - С.2.


Белевский краевед Барбашов Е.Р. не согласен с теми исследователями, которые называют местом гибели Кукши и его ученика бывший город Серёнск на р. Серёне (Мещовский район Калужской области). Он пишет в своей работе следующее: «К сожалению, точное место гибели Кукши местные жители не знают. Никаких следов святилища и озера нами не выявлено...»

«В Орловской области на место гибели Кукши претендует д. Фроловка Мценского района. По исследованиям в 500 м западнее этой деревни, на обочине шоссе, в 500-700 м от Богомольного колодца, на окраине болота и был убит Кукша. Во-первых, болота нет, и старожилы не помнят о его существовании. Во-вторых, на месте предполагаемой гибели Кукши находятся два вертеба с сифонами на дне. Судя по внешнему виду, образовались они не более 300 лет назад. По легенде в них провалилась церковь, стоявшая на этом месте… В-третьих, старожилы про озеро тоже ничего не знают, но они говорят, что именно в означенном месте были убиты Кукша и Никон…»

«Где же тогда искать место его гибели?..

…В 700 м юго-западнее от южной окраины с. Таратухино Белёвского района находится распаханное озеро. Урочище это называется Мокрячка. Среди окрестных сел и деревень существует легенда, что озеро это иссушил святой (по другой версии – апостол), а солнце разгневалось за это на людей и их сожгло, а местность всю высушило своим жаром…»

«…Озеро Мокрячка чистое святое место, по берегам его были кустики ивы, а дно почти сухое, вода не держалась в нём, но оно не было «провальным» (карстовым). Между озером и верхом Попова оврага (400 м западнее), на куполе водораздела была церковь. Она стояла внутри каменных кругов из известняка. Круги эти были в три кольца. Самый большой внешний круг шел вдоль озера и пересекал овраг Попов в районе святого колодца. Это подтверждают и остальные вышеуказанные люди. У святого колодца на Петров день вешали тряпки – оставляли свои болезни. …Проходя по дороге мимо Попова оврага, всегда останавливалась и крестилась налево и направо, то есть на те места, где была церковь и родник. …Молодёжь (до 1917 года) стала забывать это святое место, …стали выламывать камни из кругов и забирать их на строительство…

Кроме церкви, стоявшей на вершине водораздела, в этом урочище была ещё и часовня. Она находилась на берегу озера Мокрячка.

«…В нашем, белёвском случае, речь не идёт напрямую о гибели преподобного Кукши в этом месте. Здесь имена не называются и это правдоподобно. За девять веков войн, смут, потрясений, эпидемий и революций кто может запомнить имя никому не известного монаха? Мы не знаем, сколько было у Кукши предшественников и последователей, ходивших по земле вятичей. Народ потрясло не имя, а событие, которое ни до, ни после него никто повторить не смог.

…У села Таратухино была обсерватория-святилище…, главный престольный праздник в этом селе – Петров день. Именно он наложился на языческий день бога Солнца – Дажьбога. К тому же это единственное село в уезде с таким праздником. Вряд ли это случайно. Да и возраст села Таратухино более тысячи лет. (ТОИАЛМ)».



  1. На иконе Собор Тульских Святых имеется лик Александра (в схиме Алексия) Невского, великого князя. В его честь в Туле построен храм. Назовите первого настоятеля храма Александра Невского в г. Туле, который в возрасте 95 лет в 1937 году был репрессирован большевиками. В 2000 году он был прославлен собором в лике новомучеников.

    • Это АЛЕКСИЙ (Петр Филиппович Бельковский). На Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 года был причислен к лику священномученика. / Журнал «Тульские епархиальные ведомости», № 2 (24), 1998, стр. 38-43. // Родинков И.А. Священномученик Алексий (в миру Петр Филиппович Бельковский), архиепископ Великоустюжский - первый настоятель храма Александра Невского.

Священномученик Алексий (в миру Петр Филиппович Бельковский) родился в 1842 году в селе Рождествино Каширского уезда Тульской губернии в семье священника Филиппа Евфимовича Бельковского.

В 1864 году Петр Филиппович окончил Тульскую духовную семинарию. В 1867 году был рукоположен в сан священника и служил в Михайловской церкви при Михайловском детском приюте в городе Туле, а с 1886 года - в только что отстроенной тульской Александро-Невской церкви.

Много усилий положил Петр на устроение при храме приходской школы.

В 1891 году в связи с голодом в Тульской губернии священник Петр организовал помощь: в богадельне стали ежедневно готовить горячий завтрак для учеников, детей из бедных семей.

В 1896 году при храме Александро-Невской церкви была открыта бесплатная народная библиотека-читальня.

9 апреля 1897 года отец Петр овдовел и был пострижен в монашество с именем Алексий.

5 сентября 1904 года Алексий хиротонисан во епископа Великоустюжского.

В начале двадцатых годов епископ Алексий был возведен в сан архиепископа.

В 1924 году в возрасте 82-х лет архиепископ Алексий был уволен на покой. Живя в Великом Устюге при храме преподобного Симеона Столпника, он каждый день совершал Литургию. После закрытия этого храма стал служить в храмах преподобного Сергия Радонежского и великомученика Димитрия Солунского в Дымковской слободе. Поселившись в церковной сторожке, владыка служил ежедневно, начиная богослужение в четыре утра при немногих молящихся. Так продолжалось до начала 1937 года, когда ему по немощи стало трудно передвигаться, и он мог ходить только с помощью живших при нем монахинь.

Архиепископ Алексий (Бельковский) был арестован осенью 1937 года, когда ему было 95 лет. Он не мог выйти из дома по приказу НКВД, и они вынесли его сами на простыне. После короткого пребывания в тюрьме архиепископ Алексий в ноябре 1937 года скончался и был погребен на городском кладбище.

Первый настоятель храма Александра Невского, святомученик архиепископ Алексий Бельковский причислен к лику святых Новомучеников и Исповедников Российских на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 года для общецерковного почитания.

17 января 2004 года была освящена икона священномученика Алексия (Бельковского). В одной руке вместе с Евангелием он держит плат – чтобы «утирать слезу всякого». Икона была написана рабой Божией Наталией и пожертвована Александро-Невскому храму г. Тулы.

Сын священномученика Алексия, тоже священник, протоиерей Василий Петрович Бельковский (1877-1937) расстрелян на Бутовском полигоне в Московской области. Как и его отец, мученически погиб за Христа.
Литература.


  1. Край наш Тульский. Путеводитель. Тула. Издательство «Пересвет», 2002.

  2. Каркешкина Т. За други своя. Тульские епархиальные ведомости, № 2 (26) февраль 2004 года.

  3. Тульские епархиальные ведомости. № 1 (23), 2003 г.

  4. «Священномучениче Алексие, моли Бога о нас!» Тульские епархиальные ведомости, № 1, 2004 г.

Первый настоятель храма Александра Невского в г. Туле священномученик Алексий (в миру Петр Филиппович Бельковский), архиепископ Великоустюжский, 1842-1937 гг.




  1. Кто благословлял Великого Московского князя Дмитрия Ивановича в 1380 году на совершение великого подвига, когда он объявил о своем решении всем своим пособникам: «Пойдем противу сего окаяннаго и безбожнаго Мамая, за правоверную веру христианскую, и за святые церкви и за вся христианы»?

    • Московский святитель ГЕРАСИМ и

    • Преподобный игумен СЕРГИЙ РАДОНЕЖСКИЙ. / Троицкий Н.И. Тульские древности. Тула, 2002, стр. 30.

Отправляясь на битву с ханом, Дмитрий Иванович в сопровождении князей, бояр и воевод приезжал к преподобному Сергию Радонежскому в его монастырь (18августа 1380г.), чтобы помолиться с ним о победе и получить напутственное благословение. Преподобный игумен Сергий, окропив святою водою великого князя и все христолюбивое воинство, и благословил великого князя крестным знамением и рече: «Поди, господине, на супротивная враги - Бог тебе да будет помощник и заступник в скорби!» /«Жизнь и житие Сергия Радонежского», М., «Советская Россия», 1991, с. 107, с. 186.

Четвёртый епископ Коломенский Герасим (1373 по 1387 г.) имел счастие в 20 день августа 1380 года благословлять (на коломенском Девичьем поле) Дмитрия Донского и победоносное воинство его против Мамая, на великое дело отечества. /И.Ф.Афремов «История Тульского края», Тула: Приокское книжное изд-во, 2002 г., стр. 45.





Преподобный Сергий благословляет Дмитрия Донского на битву с Мамаем. Худ. А. Н. Новоскольцев
Время для князя Дмитрия наступило опасное. Митрополит Алексий уже умер. Дмитрий действовал на собственный страх. Он едет в обитель за благословением на страшный бой к Сергию Радонежскому. До сих пор Сергий был отшельником, плотником, скромным игуменом и воспитателем, святым. Теперь стоял перед трудным делом: благословения на кровь. 18 августа Дмитрий вместе с русскими князьями приехал в Лавру. Вероятно, это было и торжественно, и глубоко серьёзно: Русь вправду собралась.

Начался молебен. Во время службы прибывали вестники, докладывали о движении врага, предупреждали торопиться, Сергий упросил Дмитрия остаться к трапезе. Здесь он сказал ему: «Ещё не пришло время тебе самому носить венец победы с вечным сном; но многим, без числа, сотрудникам твоим плетутся венки мученические».

После трапезы Преподобный благословил князя и всю свиту, окропил святой водой. Замечательно, что летопись и тут, в минуту будто бы безнадёжную, приводит слова Сергия о мире. Преподобный будто пожалел и Русь, и все прибывшее молодое и блестящее «воинство». Он сказал: «Тебе, Господин, следует заботиться и крепко стоять за своих подданных, и душу свою за них положить, и кровь свою пролить, по образу Самого Христа... Тебя ждёт помощь, милость слава Господа... Иди, не бойся. Бог тебе поможет». И, наклонившись, на ухо ему шепнул: «Ты победишь». Великий князь «прослезился». Дмитрий шел действительно на «смертный бой». Есть величавое, с трагическим оттенком - в том, что помощниками князю Сергий дал двух монахов-схимников: Пересвета и Ослябю. Воинами они были в миру и на татар пошли без шлемов, панцирей - в образе схимы, с белыми крестами на монашеской одежде. Это придавало войску Дмитрия священнокрестоносный облик.

Сергий в эти дни был в подъёме высочайшем. И вовремя послал вдогонку князю грамоту: «Иди, Господин, иди вперёд, Бог и святая Троица помогут!» /Литературно-художественный журнал «Поле Куликово», № 1-4, Новомосковск Тульской обл., 1997 г.




  1. С каким тульским монастырем связано предание о том, что сюда пешком приходил Сергий Радонежский? Известно, что в ризнице этого монастыря хранились раньше власяница и посох, подаренные преподобным Сергием Радонежским пустыннику Петру. Сам пустынник Петр захоронен в монастыре вместе со Смоленским князем Юрием (Георгием) в 1407 году.

    • Это ВЕНЕВ-МОНАСТЫРЬ. / Лозинский Р.Р. Венев–Монастырь, приходская церковь Тульской Епархии, архитектурный памятник республиканского значения. Тула, изд. отдел храма А. Невского г. Тулы, 2008, стр.9. //Троицкий Н.И. Тульские древности. Тула, 2002, стр. 258.

Глубокой осенью 1385 года пешком идёт святой Сергий в Рязань, миротворцем к Олегу Рязанскому, чтобы помирить его с московским князем Дмитрием. Это был последний выход семидесятилетнего старичка из Радонежа в область «государства». По пути он останавливался в Венёве-монастыре - мужской обители во имя святого Николая Угодника и одновременно крупного оборонного центра Московской Засечной черты.


Кресло и посох, по преданию Сергия Радонежского.




  1. В чем заключается подвиг, совершенный преподобным Макарием Жабынским?

      • Подвиг Макария в терпимом отношении к врагу русского народа и веры православной. Преподобный Макарий Жабынский «врага человекоубийцу – диавола под нозе сои покори». Силу веры преподобного Макария и степень его любви к ближним показывает следующий случай из жизни святого. Однажды он ушел в лес для уединенной молитвы. Там неожиданно увидел умирающего от жажды польского воина, который очевидно отстал от своего отряда и заблудился. Только одно слово мог прошептать ослабевший от долгих блужданий человек: «Пить». Помятуя заповедь Господа /Мт. 5.44 «А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящих вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас…»/, преподобный Макарий не колебался; уповая на милосердие Божие он сотворил молитву и ударил посохом по земле. Забил источник воды напоивший жаждущего. / Тульская и Белевская епархия РПЦ. Преподобный Макарий Жабынский.


  1. В 1799 году была учреждена Тульская Епархия. Назовите первого епископа, предстоятеля новой, Тульской, церкви, ставшего образцом духовного совершенствования.

    • Первым предстоятелем Тульской епархии стал владыка МЕФОДИЙ (Смирнов). / Троицкий Н.И. Тульские древности. Тула, 2002, стр. 67.




  1. Перечислите подвиги, совершенные блаженным Христа ради юродивым Иоанном Котельниковым?

    • Подвиг воздержания,

    • подвиг ограничения и сокращения своих потребностей,

    • подвиг добровольного лишения,

    • подвиг юродства,

    • подвиг отречения от ума своего.




  1. Кто благословил на подвиг юродства Ивана Степановича Котельникова?

    • Блаженная Христа ради юродивая ЕВФРОСИНИЯ Колюпановская.

Купцы Котельниковы имели обширную торговлю различными товарами. Отец рано стал привлекать Ивана к делам, тот был почти подростком, когда начал вести куплю- продажу леса. Много раз ездил в Серпухов закупать лес и заходил в Высоцкий монастырь. Около Серпуховского Владычного монастыря жила тогда блаженная Христа ради юродивая старица Ефросиния (скончалась 16 июля и погребена в Казанском храме села Колюпанова Алексинского уезда Тульской губернии) урожденная знатная княжна Вяземская. Она - то, по преданию, благословила Ивана Котельникова на трудный путь юродства Христа ради. Судя по всему, пример юродивой, бывшей родовой княжны, потряс душу молодого человека. И в пору рассвета своей юности, когда родители стали задумываться о его женитьбе, Иван Степанович стал проявлять все больше воздержания и аскетизм. Он отказался от помощи прислуги, стал воздержен в пище. Примерно в 17-летнем возрасте он решился на подвиг юродства. Немногим по силам этот подвиг, состоящий в отречении от всех привычных благ этого мира и даже от разума в обычном понимании этого слова. Не психическое заболевание, не «странности» делают человека юродивым, а продуманное, из глубин сердца и веры идущее решение.




  1. В каких местах погребалось тело блаженного Христа ради юродивого Иоанна Котельникова?

    • В Туле в 1849 (1850 г) по распоряжению епископа Дамаскина состоялось погребение Иоанна Котельникова на паперти храма во имя святителя Николая Чудотворца (Николо-Часовенского храма, ныне не существующего).

    • Впоследствии Николо-Часовенский храм был увеличен в своих размерах пристройками, и поэтому могила юродивого старца, прежде бывшая на наружной паперти храма, стала находиться внутри церковного помещения, в правом приделе.

    • В конце 20-х, начале 30-х годов XX в., здание храма было снесено. Православные люди ночью перезахоронили останки святого на Всехсвятском кладбище.

    • 3 августа 1990 года владыка Серапион, митрополит Тульский и Белевский, с духовенством Всехсвятского собора совершил обретение мощей Иоанна Котельникова. В это же время прах святого Иоанна Котельникова был перенесен во Всехсвятский кафедральный собор, где находился в пределе, освященном в честь Страшного суда.

    • Ныне с 24 января 2007 года рака с мощами установлена в храме во имя Успения Пресвятой Богородицы бывшего Успенского женского монастыря, в пределе освященном во имя Тульских святых. /Лозинский Р.Р. Страницы минувшего. Издание второе, испр. и доп. Тула, 2000.




следующая страница >>
Смотрите также:
Викторина «Подвижники веры и благочестия»
538.72kb.
4 стр.
Владимир Цыганков Неизвестный Рачинский Любовь и ненависть
757.12kb.
7 стр.
Н. С. Модоров (Горно-Алтайск) Христианские обители – ревнители благочестия и благотворительности с появлением христианства в мире, появились ревнители благочестия», целью жизни своей считавшие «служение Богу и христианским идеалам»
89.84kb.
1 стр.
Пётр Николаевич Краснов Тихие подвижники Венок на могилу неизвестного солдата Императорской Российской Армии
686.83kb.
4 стр.
Брюс Липтон Биология веры: Недостающее звено между Жизнью и Сознанием Перев с англ. М.: Ооо издательство «София», 2008. —256 с. «Биология веры»
2273.85kb.
10 стр.
Старцы и подвижники XX-XXI столетий. Жизнеописания, воспоминания современников, поучения, подвиги и чудеса, молитвы.
5235.46kb.
45 стр.
Апологетика Прот. В. Зеньковский Париж 1957
3287.83kb.
18 стр.
Проза новокрестьянских поэтов (С. Есенин, С. Клычков, Н. Клюев)
1133.2kb.
6 стр.
Викторина по обж. И четвертый последний, где задавались вопросы, это была «Визуальная викторина»
65.55kb.
1 стр.
Урок Веры, Надежды, Любви». «Эхо войны». «Ребёнок педагога удача или проблема?»
176.66kb.
1 стр.
Грачевка Имяславцы на Ставрополье в ХХ в и их роль в сохранении и исповедании веры в период массовых репрессий
111.13kb.
1 стр.
Суфизм ﴿الصوفية﴾ ] Русский – Russian – روسي [ Абдурахман Мурад 2010 1431 ﴿الصوفية﴾ «باللغة الروسية»
133.27kb.
1 стр.