Главная
страница 1
Муниципальное образовательное учреждение

Средняя школа № 51



ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ

речи, интереса, памяти, мотивации, внимания

на уроках русского языка в 9 классе

Методическое пособие.


Работа выполнена учителем русского языка и литературы

Жилкиной Раисой Николаевной
Научный руководитель Тасимова Т.С.

Директор школы Терехина З.Ф.

Зам. директора по науке Старостина В.И.

г.Ульяновск


1998 год.
-2-
СОДЕРЖАНИЕ

1. Предисловие стр. 3-4

2. Программа "Речь" стр. 5-17

3. Программа "Интерес" стр. 18-20

4. Программа "Память" стр. 21-27

5. Программа "Мотивация" стр. 28-30

6. Программа "Внимание" стр. 31-34

7. Технологические карты - прилагаются

8. Список литературы стр. 35

-3-


Предисловие

Основное назначение "Программ развития речи, интереса, памяти, мотивации, внимания учащихся на уроках русского языка в 9 классе" состоит в том, что он должен содействовать систематизации и обобщению изученного в 5-8 классах, закреплению и усилению интереса к русскому языку, развитию лингвистических способностей учащихся, изучению синтаксической теории.

Но главный акцент "Программ" делается на развитие учащихся. Содержание обучения должно не только отражать современный уровень научного и общественного прогресса, но и нацеливать проектирование урока на более эффективное развитие личности ребенка. Это возможно лишь при условии, когда средства, содержание, технология обучения разработаны с учетом психологических закономерностей возрастного и индивидуального развития, а не только опираются при этом на уже имеющиеся возможности, способности, умения учащихся.

В традиционных методических пособиях отсутствует упоминание психологических параметров.

Авторская педагогическая технология В.М. Монахова позволяет при изучении любого школьного предмета, в том числе и русского языка, более активно и целенаправленно опираться на развитие таких личностных качеств учащихся, как познавательная мотивация, самооценка. "Встраивание" в учебный процесс "Программ развития" способствует более успешному формированию памяти, мышления, внимания, достижению идеи речевого развития учащихся.

Осваивая педагогическую технологию В.М. Монахова, я поняла, что работа по психическому развитию учащихся должна проводиться не эпизодически, а систематически.

Поскольку специальной литературы по проблеме психического развития учащихся средствами предмета не имеется, мне пришлось в свободной форме, отражающей информационный опыт работы, изложить "Программы развития". Это пока мой замысел, который я планирую осуществлять в течение 1999-2000 учебного года в 9 классе, постоянно диагностируя результативность этой работы.

Аналитическая справка будет сделана лишь через будущий учебный год, где будут описаны результаты моей экспериментальной деятельности, проведена коррекция разработанных психологических программ.


Настоящее методическое пособие, разработанное мною, включает в себя атлас технологических карт по изучению русского языка в 9 классе, по программе 68 часов, из них : технологическая карта № 1 по теме " Вводные уроки. Повторение изученного в 5-8 классах" - 8 часов; технологическая карта № 2, 3 по темам "Сложносочиненное предложение" - 6 часов, "Сложноподчиненное предложение" - 18 часов; технологическая карта № 4 по теме "Бессоюзные сложные предложения"- 8 часов; технологическая карта № 5 по теме "Усложненные синтаксические конструкции"- 8 часов; технологическая карта № 6 по теме "Предложения с чужой речью. Цитирование. Общие сведения о языке."- 8 часов; технологическая карта № 7 по теме "Повторение."- 12 часов.

На уроках, указанных в технологических картах № 1,2,3,6,7, проводилась работа по внедрению программы "Речь".

В методическом инструментарии любого учителя достаточно средств для достижения целей по развитию речи учащихся. Однако технология В.М. Монахова позволяет на отдельных уроках "встраивать" в учебный процесс

-4-


специально подобранные задания, с точки зрения учителя дополнительно "работающие" на развитие речи учащихся. На выполнение таких заданий в течение урока выделяется определенное количество времени: от пяти до пятнадцати минут. Особое внимание в 9 классе обращается на развитие письменной речи. Поскольку именно в этом классе заканчивается изучение строя языка, последнего курса языковой системы,- синтаксиса, программе "Речь" уделяется большое внимание в системе "Программ развития".

На уроках, указанных в технологических картах № 4,5 проводится работа по внедрению программ "Речь", "Интерес", "Память", "Мотивация", "Внимание".

При "встраивании" программы "Интерес" на уроках русского языка прежде всего обращается внимание на наиболее интересные моменты и положения, которые могли бы "затронуть" учащихся данной возрастной группы. Учащиеся вовлекаются в ситуацию поиска, выполняют задания, которые снимают психологическое напряжение, возникающее при изучении сложных тем.

"Встраивание" заданий по программе "Память" направлено на совершенствование умений обобщать, классифицировать, запоминать, осознавать соответственно возрасту. В 9 классе постепенно развивается словесно- логическая память, специально подобранные упражнения насыщены отвлеченными понятиями. Выполнение таких упражнений побуждает учащихся к смысловой обработке учебного материала, помогает овладевать приемами анализа, выделения существенного.

Уроки русского языка в 9 классе представляют собой благодатную почву для формирования педагогически обоснованных мотивов старшеклассников. При подборе заданий к программе "Мотивация" учитываются следующие структурные элементы, формирующие мотивы к учению: четкое планирование, организация действий, самоконтроль, анализ результатов усвоения.

Программа "Внимание" имеет целью развивать преднамеренное сосредоточенное и распределенное внимание девятиклассников как психологический аспект высокой степени интенсивности.

Каждая технологическая карта сама по себе включает в себя целепологание, диагностику, дозирование домашних заданий и коррекцию. Целепологание указывает учащимся на то, что предстоит им усвоить в процессе изучения данной темы. Диагностика проводится в виде самостоятельных работ, контрольных срезов. Термин "дозирование" домашнего задания наглядно показывает свою практическую цель: ученик сам вправе выбирать себе домашнюю работу ( три задания трех уровней сложности в зависимости от оценки, на которую он в данный момент претендует). В органической связи с "Целеполаганием" и "Диагностикой" блок "Дозирование" служит гарантированному усвоению учеником необходимых знаний и умений.

"Коррекция"- это блок, замыкающий технологическую карту. Он рассчитан на учащихся, которые не получили "зачет" по диагностике. Здесь учитель предусматривает индивидуальную работу с отстающими учениками.

-5-

Программа "Речь"

Речь и ее значение в развитии личности учащегося.
Речью называется процесс практического применения человеком языка в целях общения с другими людьми.

Основными свойствами речи являются ее содержательность, понятность, выразительность и воздейственность.

В современном учебно- методическом обеспечении традиционной школы формированием языка учащегося и его речи занимаются в первую очередь предметы родной язык и литература.

Согласно требованиям федерального стандарта на уроках русского языка в 9 классе проводится систематизация и обобщение сведений о тексте, теме и основной мысли высказывания, о стилях и типах речи. Учащиеся осваивают особенности устного и письменного публицистического высказывания, задачи речи, типы речи, характерные языковые и речевые средства. Проводится работа по совершенствованию написанного, то есть по исправлению речевых недочетов и грамматических ошибок. Изучается синтаксис сложного предложения и усложненных синтаксических конструкций, способы прямой и косвенной речи, цитирование.

В методическом инструментарии любого учителя более чем достаточно средств для достижения целей по развитию речи учащихся. Однако технология В.М. Монахова позволяет на отдельных уроках при изучении некоторых тем "встраивать" в учебный процесс специально подобранные задания, с точки зрения конкретного учителя дополнительно "работающие" на развитие речи учащегося. На выполнение таких заданий в течение урока выделяется определенное количество времени : от 5 до 15 минут.

Характер заданий, упражнений по развитию речи в специально отведенное для этой цели время обусловлен видами речи и ее функциями, а также программным материалом.


Виды речи можно представить в следующей схеме:
Речь

звучная


устная монологическая беззвучная

внутренняя письменная диалогическая


Речь выполняет в основном три функции:

1) Служит средством обмена информацией;

2) Выражает мысли и чувства говорящего;

3) Используется для управления познавательными процессами и поведением.

"Встраивая" в учебный процесс программу "Речь", выделяем особо следующие компоненты: обогащение словарного запаса учащихся, совершенствование

-6-


пунктуационных навыков, формирование системы понятий, умение оперировать этими понятиями. При этом используем самые различные традиционные методы обучения: словарно - лексическую работу, структурный анализ предложения, определение стиля и типа речи, редактирование текста, сопоставительный анализ предложений, обучение разным типам конспектов, устное сообщение по теме и т.д. Акцент в 9 классе делается на развитие письменной речи. Программе "Речь" уделяется наибольшее внимание в системе других программ развития.

-7-


Задания к технологической карте № 1
( Тема: Вводные уроки. Повторение материала, изученного в 5 - 8 классах)

"30" № 1 (5-6 минут)
Цель: обучение работе с "Толковым словарем", обогащение словарного

запаса учащихся; развитие письменной речи.


Задание: уточнить по "Толковому словарю" семантику слов тезисы, план,

конспект. Составить предложения сданными словами.
"30" № 4 ( 5 минут)
Цель: обучение структурному анализу предложения;

развитие устной речи.


Задание: провести структурный анализ предложения, подумать , насколько

деепричастный оборот влияет на темп произнесения фразы,

обратить внимание на то, что предложения с деепричастными

оборотами отличаются большой легкостью и живостью звучания.


Кажется, что небо все ниже наклоняется

д. об. д.об.

над морем,/ желая понять то/, о чем шепчут неугомонные волны,/сонно

___ .___ . ___. ____ . __. ___ .

всползая на берег/.

___ . ____. ____. __


"30" № 8 ( 7 минут)
Цель: повторение сведений об обособленных членах предложения; развитие

письменной речи.


Задание : Вставить недостающие обособленные члены предложения в

творческом диктанте, объяснить знаки препинания,

сформулировать пунктуационное правило.
Творческий диктант
1. С отрадой ... я вижу полное гумно, избу ... с резными ставнями окно.

( М. Лермонтов).

2. .... Столетов повел плечами, ... поежился. ( М. Лермонтов).
Обороты для вставки: 1) многим незнакомой; покрытую соломой;

2) ошеломленно, словно пробуждаясь; зажмурив глаза.


"30" № 12 ( 15 минут)

-8-


Цель: повторение стилей и типов речи, развитие устной,

монологической речи.


Задание: Определить стиль и тип речи текста, выяснить его композиционную

схему по заданному плану:

1) экспозиция; 2) завязка; 3) развитие действия; 4) кульминация;

5) развязка.


Текст "Лунная соната" проектируется на доске, см. пособие А.А. Семенюк "Уроки углубленного изучения русского языка", 9 кл., М., "Просвещение", 1994 г., стр. 55-56.

Задания к технологической карте № 2

(Тема: Сложносочиненные и сложноподчиненные предложения).


"30" № 2 (7-8 минут)
Цель : продолжить обучение работе с "Толковым словарем", обогащение

словарного запаса учащихся; развитие письменной речи.


Задание : пользуясь "Толковым словарем", составить сложносочиненное

предложение с однородными членами, употребляя слова гуманизм



- милосердие. Составить схему предложения.
( Гуманизм - отношение к людям, проникнутое любовью к человеку, заботой о его благе, а милосердие - готовность оказать помощь, проявить снисхождение из сострадания, человеколюбия. Гуманизм и милосердие - положительные качества).
"30" № 5 ( 15 минут)
Цель: Совершенствование пунктуационных навыков учащихся, уточнение

смысловых отношений между простыми предложениями, входящими

в состав сложного; обучение устной и письменной речи.
Задание: выписать 5-6 сложносочиненных предложений из произведений

А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова, где дается описание портрета

или природы, прочесть их выразительно и сделать пунктуационный

разбор; определить смысловые отношения между простыми

предложениями, входящими в состав сложного.
"30" № 9 ( 3-4 минуты)

Цель: обучение нормам литературной речи.


Задание : Отредактировать предложения, исправив ошибки, связанные с

нарушением норм литературной речи.

1. Прошло уже два года, и брат еще не вернулся из экспедиции.
-9-

2. Только мы стали купаться, как вдруг раздался удар грома.


"30" № 12 ( 8-9 минут).

Цель : совершенствование навыков различения видов придаточных

предложений; развитие письменной речи.
Задание : к данному предложению добавить придаточное определительное,

используя союзное слово который в разных падежах.


Уже несколько раз принимался идти крупный, благодатный дождь.

1) ... который так дорог истосковавшейся по нему земле.

2) ... после которого на глазах растет молодая трава и вытягиваются новые побеги. И т.д.
"30" № 15 ( 7-8 минут).
Цель : совершенствование навыков различения видов придаточных

предложений, повторение типа речи - рассуждение; развитие

монологической речи.
Задание : заменить придаточное определительное придаточным

местоименно - определительным, обосновать, какой вариант

выразительней и почему, выдвинув тезис : "Местоименно -

определительные предложения служат средством выражения

обобщений и приобретают форму афоризмов".
Популярность санного спорта растет в нашей стране не по дням, а по часам... Здесь сегодня тренируются парни и девчата, которые неоднократно добивались призовых мест ( те, кто). Ведь сани - олимпийский вид спорта.
"30" № 18 ( 6 минут)
Цель : обучение сопоставительному анализу предложений, наблюдение за

различием стилей: научного и художественной литературы; развитие

внутренней речи.
Задание: сопоставить сравнительные обороты и придаточные сравнительные

предложения, расставив недостающие знаки препинания, провести

наблюдение за использованием подобных конструкций в худ.

произведении и научной речи.


1. И я был страшен в этот миг :

Как барс пустынный , зол и дик.


Я пламенел, визжал, как он ... и т.д.

"Мцыри", М.Ю. Лермонтов

-10-

2. Впадающая в море Волга приносит много пресной воды, поэтому в северной части оно менее соленое, чем на юге. С наступлением осени вода начинает охлаждаться, а содержащиеся в ней избытки соли осаждаются на дне залива, так как в холодной воде солей растворяется меньше, чем в теплой.



( Из учебника географии)
"30" № 21 ( 7-8 минут)
Цель : наблюдение за стилем художественной литературы, знакомство с

приемом нанизывания придаточных предложений с союзным словом



который; развитие устной и письменной речи.
Задание : объяснить, с какой целью, на ваш взгляд, авторы употребили в

своих произведениях подобные предложения. Кому эти слова

принадлежат, по поводу чего они сказаны? Подумать над тем, что

придает предложению комический эффект и при помощи каких

слов авторская речь приближена к речи персонажей.
1. Вот пес без хвоста, который за шиворот треплет кота, который пугает и ловит синицу, которая ловко ворует пшеницу.... ( С. Маршак).

( С. Маршак использовал прием нанизывания придаточных предложений с союзным словом который для создания комического эффекта).


2. Собакевич так сказал утвердительно, что у него (Чичикова) есть деньги, что он вынул еще бумажку. ( Н. Гоголь).

( Н. Гоголь употребил в построении предложения дважды союз что, чтобы приблизить авторскую речь к речи персонажей).



"30" № 22 ( 6 минут)

Цель : обучение конструированию предложений; развитие беззвучной речи.


Задание : из двух простых предложений, записанных на доске, составить сложноподчиненные предложения разных типов, схематично показав их различие.
Наступили каникулы. Я с друзьями поехал отдыхать на Байкал.

прид. времени

( Образец: Когда наступили каникулы, я с друзьями поехал отдыхать на Байкал).

-11-


Задание к технологической карте № 3
(Тема : Сложноподчиненные предложения).
"30" № 3 ( 15 минут)

Цель : обучение составлению конспекта; развитие беззвучной речи.


Задание : Составить плановый конспект 215

"Придаточные обстоятельственные" ( стр. 220-224, "Рус. яз.", теория,

5-9 кл., М., "Просвещение", 1992 год).
"30" № 6 ( 7 минут)

Цель : обучение пунктуационному разбору, составлению схемы

сложноподчиненного предложения с несколькими придаточными;

развитие внутренней речи.


Задание : провести пунктуационный разбор СПП с несколькими

придаточными, составить схему данного СПП.


[ Каждый раз, (когда приближается осень), начинались разговоры о том],

( что многое в природе устроено не так), ( как бы нам хотелось.)


[ ]

( когда) (что)


( как )
"30" № 8 ( 10 минут)
Цель : обучение лингвистической работе с текстом художественного

произведения; развитие устной и письменной речи.


Задание : Выписать 5-6 предложений с разными видами придаточных

из романа М.Ю. Лермонтова "Герой нашего времени",

обозначить в них грамматические основы, определить вид

придаточных предложений.


"30" № 11 ( 5-6 минут)
Цель : обучение устному высказыванию мыслей на грамматическую тему;

развитие устной монологической речи.

Задание : подготовить устное сообщение по теме "Как определить вид

придаточного по значению" ( С приведением примеров из

упражнений).

-12-


Задания к технологической карте № 4

(Тема : Бессоюзные сложные предложения)


"30" № 4 (12 минут)
Цель : отработка навыков правописания семантических и орфорграфически

трудных слов; обогащение словарного запаса учащихся; развитие

письменной речи.
Задание : записать под диктовку слова, устно объяснить их лексическое

значение.


Аккомпонировать, аккомпонимент, будующее, ветеран, витрина, воплощение, газификация, гравюра, идеал, конспект, карнавал, комментатор, комментировать, мозаика, навигация, околица, патриотизм, патриот, популярный, реферат, традиция, фестиваль, эксперимент, эмоциональный, эффект.


"30" № 5 ( 7 минут)
Цель : обучение сопоставительному анализу предложений, отработка

навыков постановки запятой и двоеточия в сложных предложениях;

развитие внутренней речи.
Задание : записать два простых предложения, из них составить сначала

сложноподчиненное, затем бессоюзное. Сформулировать правило

постановки знаков препинания в полученных предложениях.
Утро великолепное. В воздухе прохладно.

"30" № 6 (5-6 минут)
Цель : обучение умению обосновывать постановку двоеточия в бессоюзных

предложениях; развитие устной и письменной речи.


Задание : записать предложения, обосновать постановку знаков препинания,

составить схему 2 предложения.


1. Старший политрук молчал : не надо мешать командиру принимать решение.

2. Видимо пулеметчик распознал в темноте разведчиков, карабкающихся по скале: пули застучали по камням.

3. Трус не любит жизни : он только боится ее потерять.

-13-


"30" № 7 ( 5-6 минут)
Цель : обучение синтаксическому разбору бессоюзного

сложного предложения; развитие внутренней речи.


Задание : записать предложения, обосновать постановку знаков

препинания, сделать синтаксический разбор.


1. Без изучения прошлого нельзя наметить столбовой дороги и в наше завтра: Человеческий опыт опирается на память о содеянных ошибках.

2. Алексей лежал и думал : в Камышине мутные ручьи бегут вдоль раскисших от грязи тротуаров по сверкающим булыжникам мостовой, пахнет отогретой землей, свежей сыростью.


"30" № 8 ( 5-6 минут)
Цель : обучение умению оперировать полученными теорет. сведениями о

бессоюзном сложном предложении; развитие монологической речи.


Задание : Прочесть 216, пункт 3 по учебнику 5-9 кл. и подготовить устный

развернутый ответ на вопрос о том, какова роль смысловых

отношений между частями бессоюзного сложного предложения,

насколько от этого зависит постановка соответствующих знаков

препинания.
Задания к технологической карте № 5
( Тема : Усложненные синтаксические конструкции)
"30" № 10 ( 15 минут)
Цель : обучение составлению структурной модели текста; развитие

внутренней речи.


Задание : составить структурную модель текста по трем параметрам:

логическому, смысловому, структурно - грамматическому

( языковому).
1 группа учащихся анализирует отрывок из повести "Бэла" от слов :

" Послушайте, Максим Максимович ..." до слов : "Тогда мне стало скучно..."

2 группа учащихся - текст из той же повести со слов : "Его звали Григорием Александровичем Печориным" до слов : "Да-с, с большими странностями ..."

3 группа учащихся - отрывок из повести "Княжна Мери" со слов : " Да, такова была моя участь с самого детства!" до слов : "Я сделался нравственным калекой".

( М.Ю. Лермонтов "Герой нашего времени").

-14-


Модель текста может быть примерно следующей:
1. Логический анализ 2. Смысловой анализ. 3. Языковый анализ.

Тезис "У меня несчастный Связь между частями

характер..." БСП - пояснение.

____________

Аргумент " ...удовольствия..." Следствие.

" ... большой свет..." _____________

Вывод "Тогда мне стало скучно..." Следствие

______________




"30" № 11 (5-6 минут)

Цель : отработка пунктуационных навыков в предложениях усложненной

синтаксической конструкции; развитие письменной речи.
Задание : исправить ошибки, связанные с неумелым употреблением сложных

синтаксических конструкций.


Несмотря на большие трудности, которые встретились нам в туристическом походе, который состоялся во второй половине июня, когда закончились все экзамены, мы провели его с успехом, так как все участники были подготовлены к тому, чтобы не смущаться лишениями, которые неизбежны в каждом походе.

"30" № 12 ( 3 минуты)
Цель : обучение составлению схемы предложения усложненной

синтаксической конструкции; развитие внутренней речи.


Задание : составить схему предложения.
Он [Чехов] знал, где лежит дорога к человеческому благородству и счастью, и оставил нам все приметы этой дороги. ( К. Паустовский).
[ - = , ( где = -) , и = ]

-15-


Задания к технологической карте № 6

( Тема : Прямая речь. Цитирование. Общие сведения о языке.)


"30" № 3 ( 10 минут)
Цель: обучение составлению предложений по заданным схемам, правильной

расстановке знаков препинания в предложениях с прямой и косвенной

речью; развитие диалогической речи.
Задание : составить предложения по схемам;

" П ",- а. " П ? " - а. А : " П ". " П , - а , - п ? "

Включить полученные предложения в диалог на тему "Разговор

с другом о прочитанной книге ".


"30" № 5 ( 10 минут)
Цель : обучение разным способам цитирования, развитие умения

подкреплять собственные мысли необходимой цитатой;

развитие устной и письменной речи.
Задание : подобрать из романа М.Ю. Лермонтова "Герой нашего времени"

цитату, раскрывающую внутреннее состояние героя, оформить ее

разными способами, использовать для подкрепления собственного

мнения по поводу внутреннего состояния героя.



"30" № 9 ( 7 минут)
Цель : развитие словарного запаса, устной и письменной речи.
Задание : объяснить, какую новую стилистическую окраску в последнее время

получили слова бизнес, светлое будующее. Составить с ними два

предложения, используя прямую речь и слова автора.
"30" № 12 ( 5-6 минут)
Цель : развитие словарного запаса, устной и письменной речи.
Задание : По "Толковому словарю" выяснить значение слов : континент,

античность. Составить с ними два сложноподчиненных

предложения.


-16-


Задания к технологической карте № 7

( Тема : Повторение изученного в 5-9 классах)


"30" № 2 ( 5-6 минут)
Цель : обучение работе с дополнительной литературой на лингвистическую

тему; развитие устной речи.


Задание : подготовить устное сообщение об ученых Д.Н. Ушакове и

Л.В. Щербе, воспользовавшись информацией, которая содержится

в "Энциклопедическом словаре юного филолога".
"30" № 6 ( 5 минут)
Цель: проведение орфоэпической работы, совершенствование культуры

речи; развитие устной и письменной речи.


Задание : расставить ударения в словах, составить 2-3 предложения с

любыми из них.


Шедевр, навзничь, ксерография, звонят, кафе, диспансер, договор, каталог, колосс (великан), некролог, мышление, симметрия, феномен.
"30" № 9 ( 7-8 минут)
Цель: повторение правописания О и Е после шипящих и ц в корне, суффиксе,

окончании; систематизация знаний о составе слова; развитие

грамотной письменной речи.
Задание : выписать слова в три столбика, вставив пропущенные буквы:

в корне ; в суффиксе ; в окончании ; сформулировать правило.

Расческа, поджег (склада), мажор, ключом, борцов, камышовая (крыша), дешевая (ткань), заросшего, стережет, речонка, парчовая, вооруженный, убеждающе.
"30" № 12 ( 10 минут)

Цель : систематизация знаний о правописании приставок пре-, при- ;

обучение аргументированному высказыванию; развитие письменной

и устной речи.

Задание : запишите слова с приставками пре -, при - в два столбика ( по пять

слов в каждом), объясните условия выбора приставок пре -, при- .

Запишите высказывание К. Чуковского : " Приставки придают

русской речи столько богатейших оттенков. Чудесная выразитель-

ность речи в значительной мере зависит от них. В разнообразии

приставок таится разнообразие смысла ". Докажите прав ли

К. Чуковский.
"30" № 15 ( 5 минут)

-17-


Цель : систематизация знаний по теме "Имя числительное"; развитие

диалогической речи.


Задание : один учащийся рассказывает другому ( соседу по парте), что

называется числительным, каковы морфологические и

синтаксические признаки числительного; другой учащийся

рецензирует ответ первого.


"30" № 18 ( 5 минут)
Цель : развитие словарного запаса учащихся, их внутренней речи.
Задание : под диктовку записать слова, выделив в каждом из них

орфограмму, требующую особого внимания.


Безымянный, бесстрастный, бирюзовый, благоговейно, благородный, вестибюль, жернов, комфорт, континент, мятежный, ретивый, реферат.

-18-


Программа " Интерес"

Психологи рассматривают интерес как реальную причину социальных и учебно - познавательных действий, лежащую в основе непосредственных побуждений (мотивов, идей, и т.д). Вместе с тем интерес рассматривается и как отношение личности к предмету, к деятельности, как к чему-то для нее привлекательному. Интерес органично связан с мотивами, потребностями учащегося, а также с характером форм и средств освоения учебно- познавательной деятельности.

Многочисленными исследованиями показано, что интерес способствует развитию интеллекта, стимулирует волю, внимание, помогает более легкому и прочному запоминанию.

Прогрессивные русские педагоги, писатели, публицисты ( К.Д. Ушинский, А.И. Герцен, В.Г. Белинский, Н.Г. Чернышевский, Н.А. Добролюбов) отмечали огромное влияние интереса на качество учения, а плохое усвоение знаний прямо связывали с отсутствием интереса к учению и неумением педагогов его разбудить.

Интерес во всех его видах и на всех этапах характеризуется тремя обязательными моментами :

1) положительной эмоцией по отношению к деятельности ;

2) наличием познавательной стороны этой эмоции, т.е тем, что называется радостью познавания и познания ;

3) наличием непосредственного мотива, идущего от самой деятельности, т.е деятельность сама по себе привлекает и побуждает ее заниматься.

Создавая программу "Интерес" на уроках русского языка в 9 классе, прежде всего проводим анализ содержания учебного материала, выявляем наиболее интересные и привлекательные моменты и положения, которые могли бы "затронуть" учащихся данной возрастной группы.

Сколь-нибудь целостной методической системы об обучении русскому языку в 9 классе с интересом до сих пор не создано. Имеются лишь "крупицы" методических находок и разработок по данной проблеме.

При изучении сложных тем " Бессоюзные сложные предложения" и "Усложненные синтаксические конструкции" проведено "встраивание" программы "Интерес" на шести уроках (тридцатиминутках). На выполнение заданий по развитию "Интереса" выделяется от 5 до 15 минут на каждом из этих уроков, что позволяет, возможно, фрагментарно решать проблему поддержания интереса девятиклассников к данному учебному материалу.
Задания к технологической карте № 4

( Тема : Бессоюзные сложные предложения)



"30" № 2 (5 минут)
Цель : вовлечение учащихся в поисковую деятельность, обучение умению

размышлять, делать выводы из фактов ; воспитание познавательной

активности учащихся; отработка пунктуационных навыков.

Задание : Может ли данное предложение иметь два смысла? Отчего это

зависит ? Как перераспределяются при этом члены предложения?

Пролетали мимо города, села и хутора.


(Ответ. В зависимости от ударения однородные члены города, села и хутора

-19-


могут восприниматься или как подлежащее, или как дополнение. От этого зависит смысл предложения, который может быть двояким).
"30" № 6 ( 3 минуты)
Цель : вовлечение учащихся в ситуацию поиска, снятие психологического

напряжения, возникающего при изучении сложной темы " Сфера

употребления БСП с двоеточием".
Задание : Какая ошибка допущена в предложении :

Заниматься ему ничего не мешало.


(Ответ. В предложении неверная форма дополнения : оно должно выть выражено местоимением в винительном падеже. Заниматься ему ничто не мешало).

"30" № 9 ( 2 минуты)
Цель : развитие познавательного интереса учащихся путем наблюдения над

значением интонации в предложении.


Задание : Как изменится роль выделенных слов в предложении, если при

чтении делать паузу : а) перед ними ; б) после них. Обратить

внимание на влияние интонации на синтаксический строй простого

предложения.


На встречу с нашими друзьями из Москвы приехали выпускники школы. В день возвращения брата из Одессы было получено интересное письмо.

( Ответ. Эти слова будут или обстоятельствами, или определениями).



Задания к технологической карте № 5

( Тема : Усложненные синтаксические конструкции).



"30" № 3 ( 7 минут)
Цель : стимуляция учащихся к активной деятельности методом собственного

выбора предложений на изучаемое правило пунктуации.


Задание : выписать наиболее подходящие три предложения с разными

видами связи из романа М.Ю. Лермонтова "Герой нашего времени"

составить схемы этих предложений.

-20-


"30" № 9 ( 7 минут)

Цель: обучение поиско - дискуссионному методу при синтаксическом разборе

предложения.
Задание : Сделать синтаксический разбор сложноподчиненного предложе-

ния несколькими способами.


Ветер выл с такой свирепой выразительностью, что казался одушевленным.
( Ответ. Данное предложение можно разобрать как предложение с придаточным определительным или придаточным следствия, или придаточным степени. В школьной практике подчиненные предложения данного типа рассматриваются как придаточные разных видов).

"30" № 10 ( 10 минут)
Цель : обучение умению экспериментировать и фантазировать с пунктуаци-

онными правилами; развитие воображения, способности построить

образ целого ( в данном случае - предложения).
Задание : Какой пунктуационный знак вы поставите вместо косых линеек

между двумя частями бессоюзного сложного предложения ?


Молодежь ушла // в клубе стало скучно.
( Ответ. Возможны разные знаки : запятая, точка с запятой, двоеточие, тире -в зависимости от смысловых отношений, которые установим между обеими частями.

Последовательность. Молодежь ушла, в клубе стало скучно.

Причинность. Молодежь ушла : в клубе стало скучно.

Следствие. Молодежь ушла - в клубе стало скучно.

Отдаленная связь. Молодежь ушла; в клубе стало скучно).

-21-


Программа "Память"
В своей жизни человек практически пользуется следующими видами памяти: зрительной, слуховой, осязательной, обонятельной, вкусовой, двигательной, рациональной, эмоциональной, кратковременной, оперативной, долговременной, генетической, непроизвольной, произвольной, непосредственной, опосредствованной. Все перечисленные виды памяти частные. В процессе обучения в школе разные виды памяти действуют вместе, взаимодополняя друг друга.

Работа разных видов памяти школьника подчиняется некоторым общим законам.

Психологи понимают под памятью психическую деятельность, заключающуюся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении человеком своего опыта. Различаются следующие основные составляющие процесса памяти :

1) запоминание

2) сохранение

3) забывание

4) восстановление

При проектировании учебного процесса на уроках русского языка эти четыре составляющие, взаимосвязанные и во времени, и по объему запоминаемой учебной информации, являются постоянным критерием для учителя.

Последовательность чередования видов учебной деятельности при изучении любого предмета, в том числе и русского языка, можно показать в следующей схеме:

Освоение нового материала------ его практическое закрепление ------ применение ----- учет возможности забывания ----- постоянное восстановление при повторении ----- контрольные срезы.

Схема показывает традиционное основное содержание учебно-познавательной деятельности учащегося.

Чем старше становится школьник, тем больше он использует всевозможные вспомогательные средства для запоминания.

Учитывая особую сложность тем "Бессоюзные сложные предложения", "Усложненные синтаксические конструкции", учитель проводит "встраивание" в канву урока заданий по развитию программы "Память", направленные на совершенствование умений обобщать, классифицировать, запоминать, осознавать соответственно возрасту.

Поскольку в среднем и старшем школьном возрасте постепенно развивается словесно - логическая память, специально подобранные упражнения по программе "Память" насыщены отвлеченными понятиями, побуждают учащихся к смысловой обработке учебного материала перед его заучиванием, учат овладевать приемами анализа, выделения более существенного. Упражнения по программе "Память" побуждают учащихся чаще пользоваться при заучивании схемами, диаграммами, другими вспомогательными средствами.


-22-

Задания к технологической карте № 4

( Тема : Бессоюзные сложные предложения).



"30" № 1 ( 15 минут)

Цель: Научить выделять смысловые опоры, на которых держится весь

учебный материал 216 "Значение сложных бессоюзных предло-

жений"; совершенствование осмысленного запоминания.


Задание : Самостоятельно прочесть 216, учебник 5-9 класс, составить

опорный конспект.

Опорный конспект может быть составлен следующим образом.
Опорный конспект. 216
1. Улетели птицы за море, миновало время жатв.
[ = - ], [= - ]----- значение одновременности и последовательности.

Одно предложение от другого отделяется запятой.


2. Мир строит - война разрушает. В таких случаях

[ - = ] - [- = ] ----- значение противопоставления. ставится тире

а

Совесть потеряешь - другой не купишь.



[ = ] __ [ = ] ---- значения условия и времени

если


когда

3. Предметы теряли свою форму : все сливалось в одну массую

[ - = ] : [- = ] ----- значение пояснения.

а именно
Я доверяю любящим : они великодушны. В таких

[ - = ] : [ - = ] ----- значение причины. случаях

так как ставится

двоеточие

Я вот что заметил : возле иных домов тополя сохнут.

[ - = ] : [ - = ] ----- значение дополнения.

Что


4. Слабо шурша, падали шишки; вдыхая, шумел лес.

д.о. д.о.

[ / - . - . /, = - ] ; [ / - . - /, = - ] ----- части бессоюзного сложного предложения

осложнены, в этом случае ставится точка с запятой.


"30" № 2 ( 5 минут)

Цель : использование приема смысловой группировки, или мыслительной

обработки; обучение умению определять зависимость знаков

препинания от смысловых отношений между простыми предложени -

ями в составе сложного.
-23-

Задание : расставить знаки препинания в сложном предложении, состоя -

щем из восьми простых. Учесть, что между 1 и 6 предложениями

связь временная, а между 6 и7 причинная.


Уж небо осенью дышало,

Уж реже солнышко блистало,

Короче становился день,

Лесов таинственная тень

С печальным шумом обнажалась,

Ложился на поля туман,

Гусей крикливых караван

Тянулся к югу : приближалась

Довольно скучная пора;

Стоял ноябрь уж у двора.


"30" № 3 ( 10 минут )

Цель : используя прием воспроизведения, показать учащимся на конкрет-

ном примере, что БСП отличаются от союзных предложений менее

четким выражением смысловых отношений и что именно смыслом

определяются знаки препинания и интонация.
Задание : вспомнить теоретические сведения о сложных союзных предло-

жениях ( ССП, СПП ); записать предложения, выяснить смысло-

вые отношения между частями, обосновать постановку точки с

запятой, затем вставить союзы, определить произошедшие

изменения.

1. Раз, осенью, пришел транспорт с провиантом; в транспорте был офицер, молодой человек лет двадцати пяти.

2. По обеим сторонам дороги торчали голые, черные камни; кой-где из под снега выглядывали кустарники.

3. Сакля была прилеплена одним боком к скале; три скользкие, мокрые ступени вели к ее двери.


"30" № 7 ( 7-8 минут )

Цель : создание ситуации, обеспечивающей автоматическое непроизвольное

воспроизведение изученного теоретического материала; обучение

умению видеть главное в ассоциациях по сходству.


Задание : Провести синонимическую замену : составить из двух простых

предложений сначала союзные ( ССП с противительным союзом

и СПП с союзами если или так что ), а потом бессоюзные сложные

предложения. Обратить внимание на то, что предложения со знаком



тире обладают краткостью и четкостью, в отличие от предложений

со знаком двоеточие.

1. Дрова все вышли. Топить нечем.

2. В кино хотел сходить. Времени не оказалось.

3. Придешь поздно. Никого не будет дома.

-24-


"30" № 8 ( 5 минут )

Цель : обучение мнемотехнике, облегчающей процесс запоминания поста-

новки знака тире в бессоюзном сложном предложении.
Задание : сделать таблицу "Тире в БСП", выполнить ее цветными каранда-

шами. Пользуясь таблицей, воспроизвести правило о том, когда

ставится тире в бессоюзном сложном предложении.
Таблица может быть такой :
" Тире в БСП "
[ время ] - [ ]. [ ] - [ ] ------ противопоставление.
[ условие ] - [ ]. [ ] - [ вывод, следствие ].
"30" № 9 ( 7 минут )

Цель : создание ситуации припоминания ранее изученного; оказание помощи

учащимся в прочном освоении постановки знаков препинания в БСП.
Задание : к данному началу подобрать его конец.
1. Еще взмах весла -...

2. Удар ногой по мячу - ...

3. Спортсмен с силой отталкивается от трамплина - ....

4. Резкий удар грома - ...

5. Последние, самые трудные километры пути - ...

6. Судейский свисток - ...



"30" № 11 ( 15-20 минут )
Цель : обучение осмысленному запоминанию изучаемого материала,

систематизация сведений о постановке знаков препинания в БСП.


Задание : составить тезисы на тему "Общие и отличительные признаки

сложносочиненных, сложноподчиненных и бессоюзных предло-

жений".

При составлении тезисов можно использовать план:



1. Общие признаки в строении сложных предложений.

2. Общие пунктуационные правила в сложных предложениях.

3. Различие в семантике.

4. Различие в структуре.

5. Особенности пунктуации бессоюзных предложений.

6. Выводы об общих и отличительных признаках сложных предложений.


-25-

"30" № 12 ( 15 минут )
Цель : обучение составлению схем, диаграмм, графиков, таблиц, способ-

ствующих более прочному запоминанию изучаемого материала.


Задание : выполнить в форме схемы, диаграммы, графика или таблицы

пунктуационное правило на тему "Знаки препинания в БСП ".


Возможный вариант выполнения задания :

Значение

Знаки препинания

Как проверить?

. одновременность и последовательность

а) при противопоставлении

б) в 1 предл. - время и условия;

в) во 2 предл. - следствие;

а) во 2 предл.- причина;

б) 2 предл. поясняет первое

в) 2 предл. дополняет первое


,

_

_



_

:

:



:

по смыслу

союзами а, но и др.

союзами когда, если

союзом так что

союзом потому что

союзами а именно, то есть

союзом что.


-26-


Задания к технологической карте № 5

( Тема : Усложненные синтаксические конструкции )


"30" № 7 ( 10 минут )
Цель : обучение приему смысловой группировки, способствующему проч-

ному усвоению изучаемого материала.


Задание: конструирование предложений. Из простых предложений составить

СПП с придаточными или распространить придаточным. Составить

схемы. Выполняя задание, подумать на какие "кусочки" можно раз-

делить его, чтобы получилась "осмысленная мозаика".


1. Тучи с самого утра кружились над городом. Тучи к вечеру заволокли небо. Стало темно. Было совсем не поздно.

2. Стадион заполнился зрителями, и игра в футбол началась. Совещание судей окончилось, и победители взошли на пьедестал.

(Ответ. [ Тучи, ( которые с самого утра кружились над городом), совсем заволокли небо], и [стало темно ], ( хотя было еще не поздно).
"30" № 8 ( 10 минут )
Цель : обучение составлению предложения по схеме как наиболее сложному

действию при изучении данной темы; использование мнемотехники.


Задание : составить предложение по данной схеме; сделать его синтаксичес-

кий разбор.


[ 1 ], и [ 3 ] ,
( 2 ), ( 4 ).
"30" № 9 ( 15 минут )
Цель: обучение осмысленному запоминанию изучаемого материала методом

восстановления текста по заданной схеме.


Задание : восстановить отрывок из стихотворения О. Фокиной по заданной

схеме: СПП, БСП, сложное предложение с разными видами связи,

СПП, простое предложение.
1. Я испугалась, оглянулась, и песенка моя споткнулась, а папоротники молчали, а ели головой качали.

2. И- ни тропинки, ни следочка !

3. Тот день был не совсем обычен : десяток первых земляничен несла я в кулаке зажатом на радость маленькому брату.
-27-

4. А ландыши растут на круче, где папоротники дремучи, где ели хмуры, бородаты, где заблудилась я когда-то.

5. Десяток земляничен первых несла и потихоньку пела, и птицы надо мною пели, пока не обступили ели.

"30" № 11 ( 10 минут )
Цель : использование инструкции (установки), оказывающей благоприятное

действие на запоминание правила о расстановке знаков препинания.


Задание : исправить недочеты в построении текста. Подумать где уместно

воспользоваться однородными членами, обособленными приложе-

ниями, сложным предложением с разными видами связи или СПП

с осложненным главным предложением.


А.С. Грибоедов был талантливым дипломатом. Он был историком, поэтом, драматургом. Он - человек прогрессивных идей своего времени. Он оставил после себя неизгладимый след в русской литературе. Он написал комедию "Горе от ума". В комедии он показал жизнь русского дворянства.


"30" № 12 ( 5 минут )
Цель: повторение сведений о типе речи - рассуждение; обучение составлению

предложения - аргумента, способствующего лучшему запоминанию

пунктуационных правил в усложненных синтаксических конструкциях.
Задание : Записать доказательство, почему слово заведующий требует поста-

новки зависимого слова в творительном падеже. Предложение -

аргумент должно быть усложненной синтаксической конструкции.
Слово заведующий по происхождению причастие, которое образовано от глагола ... , а так как глагол ... управляет ... падежом, образованное от него слово сохраняет ту же норму...

-28-


Программа "Мотивация "
Потребности человека формируются в течении всей его жизни.

Забота о правильном формировании мотивов при изучении русского языка является важным компонентом в деятельности любого учителя - словесника.

Уроки русского языка в 9 классе представляют собой благодатную почву для формирования педагогически обоснованных потребностей, мотивов старшеклассников.

Программный материал дает огромный потенциал для возникновения самых различных потребностей и интересов учащихся.

Конечно, мотивация возникает, формируется и используется в учебном процессе естественно, по своим методическим закономерностям. Однако процесс развития и укрепления потребностей иногда происходит стихийно, без надлежащего руководства со стороны учителя.

"Встраивание" программы "Мотивация" в учебный процесс позволяет уделять большее внимание мотивам учения, использовать мотивационную сферу как непрерывный фактор, направленный на развитие способностей учащихся на уроках русского языка.

При изучении особо сложных тем "Бессоюзные сложные предложения"

( техн. карта № 4) и "Усложненные синтаксические конструкции" ( техн. карта № 5) перед учителем стоит задача - активизировать желание, интерес девятиклассников сознательно и целенаправленно изучать, осваивать теоретический материал, а затем превратить постепенно интересы в мотивы, когда конечным результатом должен явиться грамотный современный молодой человек.

В личностном развитии девятиклассников следует особо выделить основные структурные элементы, формирующие мотивы к учению:

а) четкое планирование задач и способов деятельности;

б) организация действий;

в) самоконтроль;

г) итоговый анализ результатов усвоения.

Формируя интересы учащихся при изучении учебного материала, учитель подбирает специальные задания приблизительно по такой схеме:

стимул ---- установка ---- поведение.

Таких заданий всего четыре. Это, разумеется, лишь "проба". В дальнейшем планируется система заданий, направленных на расширение мотивационных факторов при изучении русского языка.


-29-


Задания к технологической карте № 4

(Тема : Бессоюзные сложные предложения).


"30" № 1 ( 6-7 минут )
Цель : Знакомство учащихся с целями и задачами по изучению темы

"Бессоюзные сложные предложения", показать значение изучаемого

теоретического материала в системе понятий о синтаксисе сложного

предложения; наметить программу действий на предстоящих уроках

по изучению "БСП"; формировать мотивы долга и ответственности.
Задание : записать тезисы к лекции учителя.

( Примерные тезисы к лекции учителя :


1. Бессоюзные сложные предложения (БСП) - важнейший и трудный раздел грамматики, имеющий большое значение для развития навыков устной и письменной речи.

2. БСП многообразны по семантике и интонации, что затрудняет выбор знаков препинания.

3. БСП бывают синонимичны или сложносочиненному предложению (ССП), или сложноподчиненному предложению (СПП).

4. При изучении БСП следует обращать особое внимание на интонационную окраску предложения, на сферу употребления подобных предложений.

5. Грамматические аналогии: БСП ---- ССП ---- СПП -помогут научиться правильно расставлять знаки препинания).

"30" № 10 ( 10 минут)
Цель : организовать и провести взаимопроверку заданий по вариантам;

обучение самоконтролю.


Задание : Доказать, что возможны разные знаки препинания: запятая,

1 в. точка с запятой, двоеточие, тире.

Молодежь ушла в клубе стало скучно.
2 в. Дать анализ предложения.

Федул твердил, что Фока - плут его позорит и ругает; но я не вижу толку тут: кто уголь сажею марает ?

Провести взаимопроверку.
-30-

Задание к технологической карте № 5

( Тема. Усложненные синтаксические конструкции).


"30" № 1 ( 15 минут )
Цель : дать задание повышенной сложности; обучать умению проводить

наблюдение и анализ предложений усложненной синтаксической

конструкции; стимулировать интерес к изучаемой теме.
Задание : Из рассказа Л.Н. Толстого "Два гусара" выписать текст со слов : "В 1800-х годах, в те времена, когда не было еще ни железных, ни шоссейных дорог ..." до слов : "в губернском городе К. был съезд помещиков и кончались дворянские выборы."
Данный отрывок является классическим образцом усложненной синтаксической конструкции : он состоит из одного предложения и занимает 0,5 стр. печатного текста.

Найдите в предложении все придаточные и определите их тип.



"30" № 2 ( 5 минут)
Цель : обучение итоговому анализу собственной деятельности.
Задание : записать два предложения, расставить знаки препинания, объяс-

нить различия в пунктуации между двумя предложениями с одним

и тем же лексическим составом; сверить свой ответ с ответом,

записанным на доске.


Предоставленные сами себе дети могут оказаться в трудном положении.

- Предоставленные сами себе, дети могут оказаться в трудном положении.

(Ответ. Второе предложение имеет не толко определительное, но и добавочное обстоятельственное значение, поэтому в нем нужна запятая).

-31-


Программа "Внимание"
Общеизвестно, что при наличии внимания психическая деятельность протекает с большей интенсивностью, чем при его отсутствии.

Из большого количества "раздражителей", действующих на учащихся в процессе урока, они воспринимают наиболее четко то, что имеет отношение в данный момент к их деятельности.

Таким образом, внимание - это прежде всего сосредоточие психической деятельности на определенных объектах и одновременно отвлечение от других объектов.

При изучении синтаксиса сложного предложения в 9 классе важное значение имеет воспитание способности к преднамеренному сосредоточенному и распределенному вниманию. Сосредоточенное внимание отличается высокой степенью интенсивности, что необходимо при изучении особо сложного теоретического материала, например "Бессоюзные сложные предложения" и "Усложненные синтаксические конструкции".

В ходе урока девятиклассники достаточно много записывают, слушают и анализируют одновременно. Это требует больших усилий и затрат нервной энергии. Распределенное внимание - необходимое условие успешного выполнения многих видов деятельности на уроке.

В условиях новой технологии, проектируя реальный учебный процесс, учитель имеет возможность дополнительно использовать управление вниманием ученического коллектива. С этой целью проводится "встраивание" заданий, способствующих развитию максимального внимания класса.

-32-

Задание к технологической карте № 4

(Тема. Бессоюзные сложные предложения).


"30" № 5 ( 15 минут )
Цель : закрепление навыков постановки знаков препинания в союзных и

бессоюзных сложных предложениях; развитие наблюдательности;

воспитание способности к сосредоточенному вниманию.
Задание : Описать по памяти школьную библиотеку, употребив два предло-

жения сложных союзных (ССП, СПП) и два-три предложения

сложных бессоюзных (БСП), обозначить в них грамматические

основы, обосновать (устно) знаки препинания.



Задания к технологической карте № 5

( Тема. Усложненные синтаксические конструкции).



"30" № 4 ( 10 минут )
Цель : обучение целенапрвленному чтению и запоминанию теоретического

материала; воспитание способности к сосредоточенному и устойчиво-

му вниманию.
Задание : изучить 209 "Сложноподчиненные предложения с несколькими

придаточными" ( стр. 215-217) и 216 ( только последний абзац,

стр. 226, по учебнику В.В. Бабайцевой, " Р.яз", 5-9 кл., М., "Просве-

щение", 1993 г.) по следующему плану:

1. Ознакомиться с материалами 209 и 216.

2. Усвоить логику доказательств.

3. Подумать, как этот материал связан с предыдущим.

"30" № 5 ( 12 минут )

Цель : Воспитание способности видеть существенные особенности сложных

предложений; развитие распределенного внимания.
Задание : В каком порядке нужно записать предложения, чтобы они соответ-

ствовали указанным схемам.


1. Нет ничего такого в окружающей нас жизни и нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом : и звучание музыки, и блеск красок, и шум садов, и сказочность сновидений, и тяжелое громыхание грозы, и детский лепет, и заунывный ропот прибоя, и гнев, и великую радость, и скорбь утраты, и ликование победы. ( К. Паустовский).

2. Холмы все еще тонули в лиловой дали, и не было видно их конца.

(А.П. Чехов).

3. Ему казалось в эти дни, что у нее должно быть какое - нибудь необыкновенное, звучное имя, а когда узнал от того же студента, что ее зовут Машенька, вовсе не


-33-

удивился, словно знал наперед,- и по-новому, очаровательной значимостью, зазвучало для него это простенькое имя.

( В. Набоков).
Схемы предложений.
1. [ = ] , ( что = - ) , а ( когда = ) , ( что = - ) , [ = ] , ( словно = ) , - и [ = - ] .
2.[ =] , ( чего = . : и -- , и -- , и -- , и -- , и --, и -- , и -- , и -- , и -- , и -- , и -- ).
3. [ - = ], и [ = ].

Ответ. 1 схема соответствует третьему предложению;

2 схема - первому;

3 схема - второму.


"30" № 6 ( минут)
Цель : обучение выполнению программированного задания; воспитание

способности к сосредоточенному вниманию.


Задание : ( групповое).

Для группы 1 (цель: тренировка в структурном анализе предложения).

Расставить знаки препинания, обозначить грамматические основы.

Наш русский язык ... способ приблизиться к языкам классическим по своему богатству, силе, свободе расположения, обилия форм. Но, чтобы воспользоваться всеми его сокровищами, нужно хорошо знать его, нужно владеть им. ( Н. Добролюбов).
Для группы 2 (цель: привести в систему знания, умения и навыки по всем ви-

дам сложного предложения).

Простые предложения соединить в сложные различными способами, расставить знаки препинания, провести синтаксический разбор одного сложного предложения.

Далеко за Доном громоздились тяжелые грозовые тучи. Чуть слышно погромыхивал гром.


Для группы 3 ( цель : отработка пунктуационных навыков в предложениях

усложненной синтаксической конструкции).

Предложения напечатаны на листочках.

Укажите тип предложения : 1) простое; 2) ССП ; 3) СПП ; 4) БСП ;

5) сложные с несколькими придаточными; 6) сложное с разными видами союзной и бессоюзной связи.

Для этого запишите только порядковый номер предложения, а далее поставьте один из номеров :

1), 2), 3), 4), 5), 6).

-34-


1. Язык ( русский ) вмещает в себя все : и характер народный, и опыт, и историю, и философию. ( В. Распутин).

2. Пока жив язык - жива нация. ( В. Распутин ).

3. Но грустно думать, что напрасно была нам молодость дана, что изменяли ей всечасно, что обманула нас она. ( А. Пушкин).

4. Скоро весь сад, согретый солнцем, ожил, и капли росы, как алмазы, засверкали на листьях. ( А. Чехов).

5. Смотри : из-за дремлющих сосен как будто пожар встает. ( А. Фет).

6. Я думал ... не помню, что думал; я слушал таинственный хор, и звезды тихонько дрожали, и звезды люблю я с тех пор. ( А. Фет).


[ Ответ: 1. 1); 2. 3) ; 3. 5 ; 4. 2) ; 5. 4) ; 6. 6) . ]
Резюме. Свойством, противоположным внимательности, считается рассеянность. Групповые задания, во-первых, предоставляют право выбора учащимся, во-вторых, требуют интенсивного внимания и сосредоточенности, позволяют бороться с невнимательностью, рассеянностью при изучении учебного материала.

-35-


Список литературы
1. В.В. Бабайцева, Л.Д. Чеснокова. Русский язык, теория, 5-9 кл. - М. : Просвещение. 1993.

2. Я.Л. Коломинский. Человек :психология. - М.: Просвещение. 1986.

3. В.М. Монахов. От традиционной методики к новой технологии обучения. - М. : Тула. 1993.

4. Методические программы. Развитие учащихся: первый опыт проектирования. - ч.1, ч.2. Ульяновск. 1997.

5. В.П. Озерская. Изучение морфологии на синтаксической основе. - М.: Просвещение. 1989.

6. Ю.С. Пичугов. Русский язык. Практика 9 кл. / науч. ред. В.В. Бабайцева. - М.: Дельфин. 1996 .

7. З.А. Потиха. Д.З. Розенталь. Занимательно о русском языке. - Л.: Просвещение. 1990.

8. И. Н. Рейнке В.И. Шапкин О трудном в орфографии и пунктуации. - Л.: Просвещение. 1971.



9. Сборник текстов для изложений с лингвистическим анализом. 5-9 кл. - М.: Просвещение. 1991.

10. А.А. Семенюк. Уроки углубленного изучения русского языка. 9 кл. - М.: Просвещение. 1994.


Смотрите также:
Уроках русского языка в 9 классе Методическое пособие. Работа выполнена учителем русского языка и литературы Жилкиной Раисой Николаевной
507.08kb.
1 стр.
Уроках русского языка и литературы". В "Концепции модернизации российского образования"
131.17kb.
1 стр.
Методическое объединение учителей русского языка и литературы
311.96kb.
1 стр.
Использование топонимического краеведческого материала на уроках русского языка и литературы
85.36kb.
1 стр.
Использование информационных технологий на уроках русского языка и литературы
52.88kb.
1 стр.
Словарная работа на уроках русского языка
595.56kb.
3 стр.
Проект школьного праздника «День Матери»
124.1kb.
1 стр.
Петрановская Л. Гт30 Игры ни уроках русского языка: Пособие для учителя
1402.93kb.
9 стр.
Урок русского языка в 6 классе с использованием здоровьесберегающих технологий: «Имя числительное как часть речи»
100.46kb.
1 стр.
План проведения предметной методической недели кафедры учителей русского языка и литературы
61.75kb.
1 стр.
Урок литературы в 7 классе. Разработан учителем русского языка и литературы сош №16 Стрижовой Е. Г. Рязань 2011
115.29kb.
1 стр.
Исследовательских работ школьников томаровского школьного округа
2089.54kb.
11 стр.