Главная
страница 1страница 2 ... страница 6страница 7
Правительство Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

высшего профессионального образования
«Национальный исследовательский университет
«Высшая школа экономики»

Факультет права

Кафедра уголовного права


ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

на тему «Уголовно-правовая охрана сферы размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»

Студент группы № 5УП

Ларин Даниил Сергеевич

Руководитель ВКР

доцент, к. ю. н. Энгельгардт Артур Августович

Москва, 2013 г.


Оглавление


Введение 3

Гл. 1. Правовое и организационное обеспечение уголовно-правовой охраны сферы  размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных и муниципальных нужд. 7

Пар. 1.1 Сфера размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных и муниципальных нужд как объект уголовно-правовой охраны. Цели и задачи уголовно-правовой охраны. 7

Пар. 1.2. Криминологическая характеристика сферы размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных и муниципальных нужд. 15

Гл. 2. Уголовно-правовая характеристика преступлений, совершаемых в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных и муниципальных нужд. 24

Пар. 2.1 Преступления против законной конкуренции. 24

Таким образом, комиссии Ростовского УФАС России удалось доказать наличие устного соглашения между ООО «ЭнергоСтрой», ООО «Стронг», ООО «Югтеплопроект», ООО «КОНТРФОРС» и ООО «ЭкспертЭнерго», что позволило последней компании стать победителем аукциона с минимальным снижением максимальной цены контракта.[11]. 26

Вторым способом является «отзыв заявок». Согласно этому способу, все участники, кроме заведомо известного победителя, в день торгов отзывают свои заявки и в силу ч. 5 ст. 27 и ч. 11 ст. 41.9 ФЗ № 94, единственный оставшийся участник заказа, если он признается участвующим в конкурсе или аукционе. В этом случае процедура признается несостоявшейся и заказчик обязан заключить контракт с этим участником на условиях, предусмотренных заявкой и документацией. 27

Пар. 2.2. Преступления против собственности. 32

Пар. 2.2. Коррупционные преступления. 41

Размеры откатов могут поразить обывателя. Так, Заместитель председателя правительства Волгоградской области Павел Крупнов задержан по подозрению в получении многомиллионной взятки. Вместе с еще двумя чиновниками он подозревается в махинациях во время ремонта онкологического диспансера. Речь идет о получении суммы в размере 17 миллионов рублей. Схема была простой: Крупнов дал указание своим подчиненным найти строительную фирму, которая в случае заключения с ней государственного контракта на сумму 170 миллионов рублей готова передать в качестве "отката" 10 процентов от общей стоимости сделки. В результате чиновник практически сразу получил взятку в размере 17 миллионов рублей [9]. 44

Однако существует проблема квалификации «отката». С одной стороны можно считать откат получением взятки, т.е. «получение должностным лицом какого либо имущества или имущественных прав за совершение действий (бездействий) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц», с другой стороны его можно квалифицировать присвоением или растрата, то есть хищение чужого имущества, вверенного виновному. Верховный суд РФ недавно представил проект Постановления, разъясняющую квалификацию «откатов». 44

Заключение 49

Список использованных нормативно-правовых актов 51

Список использованной литературы 52


Введение


Одним из важнейших функций государственной и муниципальной власти является предоставление значимых товаров, работ и услуг. Также и самим органам власти и публичным учреждениям требуется обеспечение определенными товарами, услугами для реализации своих полномочий. Ими используются средства бюджетов различных уровней.

Основой обеспечения публичной власти является размещение заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, при этом в целях соблюдения прав экономических субъектов данные процедуры производятся по строгим правилам, установленным законом. Предполагается, что данная процедура по выбору поставщика государственного или муниципального заказа должна быть прозрачной и доступна любому хозяйствующему субъекту. Так, в Российской Федерации базовым законом в данной сфере является ФЗ № 94 от 21.07.2005 «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»(Далее – ФЗ № 94). Целями данного закона являются обеспечения единства экономического пространства на территории Российской Федерации при размещении заказов, эффективного использования средств бюджетов, развития добросовестной конкуренции, обеспечения гласности и прозрачности размещения заказов, предотвращения коррупции в сфере размещения заказов. Однако, как показала практика, вышеуказанные цели не выполняются.

Заказы для государственных и муниципальных нужд являются «лакомым» кусочком не только для предпринимателей, но и для нерадивых чиновников, так как в государственных закупках используются колоссальные бюджетные средства. В последнее время, в этой сфере фиксируется увеличение преступлений коррупционной направленности, недобросовестной конкуренции и других преступлений. Неслучайно, все большее внимание на это обращают руководители государства, правоохранительные органы, средства массовой информации. Так, требование об усилении надзора за соблюдением законодательства в сфере размещения заказов для государственных и муниципальных нужд отражено в Национальный план противодействия коррупции на 2012–2013 годы. Генеральным прокуратурой было дано Указание № 355/7 «Об усилении надзора за исполнением законодательства в сфере размещения заказов», которым подтверждается увеличившееся количество преступлений, совершаемых в закупочных процедурах. Также о серьезности вопроса свидетельствует, прошедшие скандалы, широко освещаемые в СМИ. Например, факты масштабной коррупции при закупки некондиционных водопроводных труб в Санкт-Петербурге, дело Росагролизинга, где сумма хищений достигла 39 млрд рублей. Представим теперь, сколько менее значимых преступлений совершается в регионах. Остается только догадываться о количествах, так как общероссийского подсчета преступлений в сфере размещения заказов не велось. Конечно, борьба с криминалом в этой области ведется, Так, с 1 января 2014 г. в силу вступает в силу Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (Далее - ФЗ о ФКС). Однако, пока неясно как этот закон будет работать и сможет ли он достойно предотвращать коррупционные и иные преступления.

Между тем, наука обращала на данную тему внимания на отдельные моменты в государственных закупках. Отдельные аспекты этой крупной криминологической и уголовно-правовой проблемы в своих работах рассматривали Г.А. Аванесов, Ю.М. Антонян, , А.И. Долгова, А.Э. Жалинский, Н.Ф. Кузнецова, A.M. Яковлев, П.С. Яни. Проблему преступлений в сфере размещения заказов обращались в своих диссертациях Павлов Д. Г. ( 2006 г.), а также Скосырская Ю. В. (2011 г.). Однако, первая работа рассматривает проблему больше в экономическом ключе, вторая же уделяет внимание только коррупционным проявлениям в сфере государственных закупок. Тем не менее, можно утверждать, что в при размещении заказов для государственных и муниципальных нужд, существует возможности совершения различных преступлений. Например, таковыми являются недобросовестная конкуренция, мошенничество.

Стоит отметить, что данная тема в данном контексте является актуальной, однако недостаточно научно разработанной. Гипотезой работы является предположение о том, что новый ФЗ о ФКС снизит уровень преступности в сфере государственных закупок, в том числе, однако пробелы для мер уголовно-правового воздействия остаются.

В качестве цели дипломного исследования ставилось установление особенностей и тенденций преступлений в сфере размещения заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд в связи со значительной криминализацией сферы государственных закупок.

Достижение указанных целей осуществлялось посредством решения следующих задач:

- исследование объекта уголовно-правовой охраны в сфере размещения заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, целей и задач уголовно-правовой охраны;

- исследование криминологического характеристики сферы размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных и муниципальных нужд;

- исследование особенностей против законной конкуренции в сфере размещения заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд;

- исследование преступлений против собственности в сфере размещения заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд;

- исследование коррупционных преступлений в сфере размещения заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд;

В качестве объекта диссертационного исследования определены социально-экономические отношения, в сфере размещения заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд. Предметом исследования являлись меры криминологического и уголовно-правового характера, способные обеспечить безопасность социально-экономических отношений от преступлений, посягающих на сложившуюся систему размещения заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.

Теоретической основой исследования явились фундаментальные положения уголовного, гражданского, предпринимательского, а также криминологии, социологии, имеющих значение для изучения тенденций преступной деятельности должностных лиц и предпринимателей, а также выработке мер противодействия такой деятельности. В процессе научного исследования были обобщены и проанализированы работы отечественных и зарубежных авторов по исследуемой проблеме.



Нормативной базой исследования послужили Конституция РФ, Уголовный кодекс РФ, Гражданский кодекс РФ, Федеральный закон от 21.07.2005 года № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» , Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и иные нормативные акты, регламентирующие различные аспекты системы государственных закупок, а также иные законы и подзаконные нормативно-правовые акты.



следующая страница >>
Смотрите также:
«Уголовно-правовая охрана сферы размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»
606.35kb.
7 стр.
Закона от 21 июля 2005 года №94-фз «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»
218.33kb.
1 стр.
Закон РФ №94-фз от 21. 07. 2005 г. «0 размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»
172.21kb.
1 стр.
Закон от 21. 07. 2005 n 94-фз (ред от 02. 07. 2013) "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд"
3722kb.
12 стр.
Закон от 21. 07. 2005 n 94-фз (ред от 07. 06. 2013) "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд"
3786.25kb.
12 стр.
Закон от 21. 07. 2005 n 94-фз (ред от 07. 06. 2013) "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд"
4419.74kb.
11 стр.
Закона от 21. 07. 2005 №94-фз «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»
73.85kb.
1 стр.
Закон от 21. 07. 2005 №94-фз «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»
76.53kb.
1 стр.
Департамент государственных закупок кировской области служебная записка
31.74kb.
1 стр.
Закона №94-фз от 21. 07. 2005 г «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»
23.21kb.
1 стр.
О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд
41.38kb.
1 стр.
Закона №94-фз на оказание комплекса услуг, выполнение комплекса работ. Эпиграф
421.57kb.
3 стр.