Главная Другое
Экономика Финансы Маркетинг Астрономия География Туризм Биология История Информатика Культура Математика Физика Философия Химия Банк Право Военное дело Бухгалтерия Журналистика Спорт Психология Литература Музыка Медицина |
страница 1страница 2 ... страница 4страница 5 Петрозаводский государственный университет Факультет политических и социальных наук Организация практики студентов специальностей "социология" и "социальная работа" Учебно-методические рекомендации Составители: к.ф.н., доцент Кислов С.А. к.ф.н., доцент Милюкова И.А. к.ф.н., доцент Гнидина Ю. А. Петрозаводск 2005 Введение Учебно-методические рекомендации предназначены для студентов специальностей "социология" и "социальная работа" факультета политических и социальных наук, для преподавателей - руководителей производственной и педагогической практик и для специалистов организаций, принимающих студентов для практического обучения. Основными целями составления учебно-методических рекомендаций являются ознакомление студентов с нормативными и организационными основами практики как особой формы учебного процесса, знакомство руководителей практики с требованиями, которые предъявляются к работе практикантов и руководству ею, упорядочение требований и методологических подходов ко всем видам студенческих практик по кафедре социологии и социальной работы. Организационно-методический разделПрактики студентов специальностей "социология" и "социальная работа" регламентируются следующими базовыми нормативными актами:
Специальность «СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА»1. Общие положения характеризующие прохождение практики студентами специальности "социальная работа" Прохождение практик обязательно для всех студентов, обучающихся по направлению и специальности "социальная работа". Практики являются неотъемлемой частью профессиональной подготовки специалиста по социальной работе и выступают как одно из средств формирования у будущих специалистов знаний, умений и навыков, необходимых для успешной и эффективной профессиональной деятельности. Цели и задачи, виды и сроки проведения практик определяются в соответствии с государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования по направлению и специальности "социальная работа". Сроки практики студентов каждого года обучения определяются учебными и рабочими планами обучения и доводятся до сведения студентов не позднее, чем за 2 недели до начала практики. Программа каждого вида практики разрабатывается преподавателями кафедры социологии и социальной работы, доступна для ознакомления всем желающим. Ответственность за прохождение студентами практик несут студенты, а также руководители практик от кафедры и от базового учреждения. Перечень и краткая характеристика учреждений, организаций и социальных служб, составляющих базу для прохождения производственной практики студентов, представлена в Приложении №1. Для непосредственного руководства, организации и контроля за прохождением практики студентами кафедрой социологии и социальной работы назначается преподаватель, имеющий достаточный педагогический опыт. В обязанности руководителей практик от кафедры входит:
Обязанности студентов в части прохождения практик представлены следующими положениями. С момента зачисления студентов на рабочие места в качестве практикантов на них распространяются правила охраны труда и правила внутреннего распорядка, действующие в организации. Дополнительные условия прохождения практики, требующие специального урегулирования, регламентируются договорами и соглашениями, заключенными между заинтересованным учреждением и кафедрой (факультетом, университетом). Студентам, имеющим стаж практической работы по профилю подготовки (в том числе в рамках проектной деятельности, волонтерских и иных видов работ) по решению кафедры на основе промежуточной аттестации может быть зачтена практика за исключением преддипломной. На преддипломную практику все студенты направляются в установленном порядке. В случае прохождения практики за пределами г. Петрозаводска студент обязан предоставить на кафедру вызов на практику от приглашающего учреждения не позднее, чем за 2 недели до начала практики. В вызове подтверждается обязательство приглашающего учреждения организовать и контролировать прохождении практики студентом в соответствии с программой и индивидуальным заданием, утвержденным руководителем практики от кафедры. К вызову должно прилагаться личное заявление на имя заведующего кафедрой о разрешении прохождения практики по месту, указанному в вызове.
Студенты, не выполнившие программы практик по уважительной причине, направляются на практику вторично, в свободное от учебы время. Студенты, не выполнившие программы практик без уважительной причины или получившие отрицательную оценку руководителя практики от кафедры или от учреждения, могут быть отчислены из университета как имеющие академическую задолженность. 2. Содержание конкретных видов практик по специальности «социальная работа» 2.1. Рабочая программа ознакомительной практики Цель данного вида практики: содействие профориентации (профессиональному самоопределению) студента как будущего работника системы социальной работы; формирование возможно более полного и целостного представления о ней. Задачи:
Ознакомительная практика проводится в рамках первого года обучения в учреждениях и организациях социальной работы первоначального и/или организационно-управленческого звена. За период практики студенты должны ознакомиться и сформировать общее представление о ведущих социальных учреждениях города, их местонахождении, о группах клиентов, находящихся в поле зрения данных учреждений, об особенностях и формах взаимодействия указанных учреждений друг с другом, о специфике управления и организационного взаимодействия в системе социальной работы. Примерное задание на практику:
Содержание задания может корректироваться по согласованию с преподавателем кафедры, ответственным за практику, по инициативе студентов, руководителей практики от учреждения. Примерными формами итогового контроля являются следующие:
По итогам защиты материалов практики проставляется зачет. 2.2. Рабочая программа учебной практики Цель практики: углубление знаний студентов о деятельности учреждений системы социальной работы, приобретение и закрепление ими начальных навыков и элементов практической профессиональной деятельности. Задачи:
Содержание и сопровождение учебной практики предполагает участие преподавателей кафедры, ведущих соответствующие задачам практики дисциплины - психология, этика и психология делового общения, основы медицинских знаний в социальной работе и др., - те, в содержание которых уже входят необходимые для специалиста по социальной работе профессиональные навыки и умения. Примерное задание на практику (каждый его пункт конкретизируется при участии руководителей практики от кафедры и учреждения, при участии студента в зависимости от специфики принимающего учреждения):
Примерные формы итогового контроля совпадают с положениями ознакомительной практики:
По итогам защиты материалов практики проставляется зачет. 2.3. Рабочая программа производственной практики Цель практики: совершенствование и усложнение навыков практической профессиональной деятельности. Задачи:
Для прохождения производственной практики студент направляется в одно учреждение (организацию). К моменту направления на производственную практику третьекурсниками освоены программы дисциплин общепрофессиональной подготовки (теория и технология социальной работы, организация, управление и администрирование в социальной работе, патронатное воспитание и др.). Положениями программ указанных дисциплин может конкретизироваться задание на практику. К его формулированию привлекаются преподаватели общепрофессиональных дисциплин. Примерное задание на практику:
Примерные формы итогового контроля:
Исходя из специфики поставленных перед производственной практикой задач, индивидуальных заданий студентов, представляется целесообразным требовать в качестве обязательной формы отчета заполненного дневника прохождения практики. По итогам защиты материалов практики проставляется зачет. 2.4. Рабочая программа специализированной практики Цели и задачи специализированной практики совпадают с целями и задачами производственной. Но существенное значение имеют следующие ее отличия. Во-первых, специализированная практика предполагает направление студента в другое учреждение (другое подразделение) системы социальной работы по сравнению с производственной практикой. Это связано с тем, что студенту необходимо освоить профессиональные навыки социальной работы в каком-либо другом направлении (либо с другой социальной группой). Ведь для сознательного выбора специализации, темы выпускной квалификационной (дипломной) работы и направления последующего трудоустройства необходима возможность сравнения, по крайней мере, двух направлений деятельности специалиста по социальной работе. Во-вторых, необходимо постепенно усложнять и разнообразить навыки деятельности специалиста по социальной работе, и в рамках специализированной практики степень сложности навыков должна быть, несомненно, больше. Например, если во время производственной практики студент практически учится устанавливать контакт с клиентом, работать с устной и иной информацией о его проблеме, формулировать саму проблему и способы ее решения (консультирование) со взрослыми людьми, то на четвертом курсе ему предлагается работать с детьми, где те же самые технологические этапы работы и методологические приемы требует большей внимательности, наблюдательности, информированности, четкости действий и мышления и т.д. В-третьих, в рамках специализированной практики студенту необходимо отрабатывать навыки и приемы социального моделирования, проектирования, прогнозирования, т.е. осваивать не только фактическую практическую деятельность, но и уметь встраивать ее в более широкий социальный контекст, видеть возможности социальных инноваций. Для реализации указанных требований студенты 4-го курса направляются на практику в подразделения администрации г. Петрозаводска, Министерства здравоохранения, социального развития и спорта республики Карелия, Министерства образования и по делам молодежи РК, отделы и комитеты Законодательного Собрания Республики Карелия, Департамент Федеральной государственной службы занятости населения по РК и другие учреждения. Для прохождения специализированной практики студенты могут быть также направлены в негосударственные учреждения, специализирующиеся на социальной защите и социальной помощи населению. В г. Петрозаводске сеть негосударственных организаций достаточно развита с количественной точки зрения (по охвату всех групп клиентов) и не менее интенсивно развивается с точки зрения внедрения все более эффективных форм работы, методик деятельности, проектных исследований и пр. Общественные организации принимают студентов на практику весьма охотно, предоставляют им значительную свободу действий, что способствует развитию профессионального любопытства и инициативы. Цель практики: совершенствование и усложнение навыков практической профессиональной деятельности. Задачи:
Эти же принципы должны характеризовать и индивидуальные задания на практику. Примерное задание на практику:
Примерные формы итогового контроля:
На защите материалов практик рекомендуется уделять внимание инновационной деятельности студентов во время практики, обсуждению возможных направлений, форм, способов развития системы социальной работы в Российской Федерации. По итогам защиты материалов практики проставляется зачет. 2.5. Рабочая программа преддипломной практики Цель практики: завершение подготовки к самостоятельной профессиональной деятельности. Задачи:
Примерное задание на практику:
Примерные формы итогового контроля:
Целесообразным представляется присутствие на защите материалов практики научных руководителей дипломными работами пятикурсников. Дополнительным требованием к защите возможно предоставление для обсуждения на конференции части дипломного исследования (главы, параграфа, рабочих материалов). Такая форма отчетности демонстрирует степень проработанности дипломной работы за период практики, а также выполняет функцию предварительной защиты работы. Для наиболее успешного прохождения преддипломной практики стоит ориентироваться на то, чтобы к ее началу теоретическая часть работы должна быть уже готова, по крайней мере, на уровне концепции и основного содержания текста. Это необходимо для того, чтобы студент как можно более четко формулировал и задачи практики и тот материал, который должен войти в дипломную работу. Целесообразно, чтобы темы дипломных работ были бы выбраны студентами еще в конце четвертого курса.
Таким образом, конечной целью социологической практики является повышение профессиональной компетентности, развитие деловых, организаторских и личных качеств студентов в целях создания предпосылок для более рационального их использования в будущей профессиональной деятельности по избранной специальности. Продолжительность практики и ее календарные сроки определяются действующими учебными планами. Студенты проходят социологическую практику на базе государственных, коммерческих и общественных социологических служб, научных центров и социальных учреждений г. Петрозаводска. С этой целью целесообразно заключение договоров о сотрудничестве между ПетрГУ и внешними организациями, где планируется прохождение практики студентами. С учетом того, что студенты получают широкую профессиональную подготовку, они могут направляться также на практику в социальные отделы промышленных предприятий или учреждения, связанные с социальной и культурной деятельностью. Перечень и краткая характеристика организаций, учреждений и исследовательских центров, составляющих базу для прохождения социологической практики студентами представлена в Приложении №1. Практика может быть организована как индивидуально, так и в качестве группового исследования. В случае совместного проведения эмпирического социологического исследования устанавливаются принципы разделения труда между всеми соисполнителями студентами (в проблемно-тематическом, методически-инструментальном, исследовательско - технологическом плане). Руководство практикой со стороны вуза осуществляется преподавателями и доцентами кафедры социологии и социальной работы факультета политических и социальных наук и ведущими специалистами тех организаций, где студенты проходят практику. Руководитель практики от кафедры контролирует ход практики, следит за выполнением студентами программы практики и установленных заданий. Конкретное содержание практики определяется Индивидуальным заданием студенту, которое составляется при совместном участии руководителя практики от кафедры, руководителя практики от принимающей организации и самого практиканта. Образец возможного Индивидуального задания представлен в Приложении 2. Кафедра социологии и социальной работы
Студент-практикант обязан:
Во время прохождения социологической практики студентам рекомендуется направить свои усилия на решение следующих задач:
Студент-практикант должен помнить, что, находясь на практике в организации, он представляет свои знания и умения, полученные во время учебы на факультете политических и социальных наук ПетрГУ, по нему судят не только о нем, как о личности будущего специалиста и возможного коллеги, но также и о факультете в целом. Нужно стремиться проявлять свои лучшие качества и способности, постараться заинтересовать организацию в своих услугах, в услугах кафедры и факультета. Формы отчетности. В ходе прохождения практики студент должен регулярно вести записи в Дневнике, в котором фиксируется по датам ход выполнения студентом конкретных видов деятельности, возникающие при этом трудности, конкретные результаты наблюдений. По итогам практики студент составляет в свободной форме письменный Отчет об основных результатах практики, где он должен отразить все виды деятельности, в которых принимал непосредственное участие, кратко указать объем и качество выполнения поручений, указанных в его Индивидуальном задании, описать, какие практические навыки и умения он получил в ходе прохождения практики. По итогам практики руководитель по месту ее прохождения составляет Отзыв о работе практиканта, который должен отражать степень подготовки студента, его активность и компетентность в выполнении возложенных функциональных обязанностей, программы практики, эффективность участия в деятельности организации. (Образец Отзыва см. в Приложении №3). По окончании сроков прохождения практики студент в недельный срок обязан сдать на кафедру Отзыв руководителя от принимающей организации, Дневник практики и индивидуальный Отчет. Руководитель практики со стороны кафедры на основе предоставленных документов должен проанализировать и оценить качество выполнения студентом программы практики, уровень усвоения им практических навыков и умений, организаторских способностей, деловых личных качеств. Не позднее, чем через две недели после окончания практики (с учетом графика учебного процесса) проводится Итоговая конференция, во время которой заслушиваются и защищаются индивидуальные Отчеты студентов. На нее, как правило, приглашаются руководство кафедры, руководители практик со стороны кафедры и принимающих организаций. В результате защиты студент получает зачет по практике. Зачет выставляется с учетом фактического выполнения программы и заданий практики, содержания и правильности оформления Дневники и Отчета по практике, отзывов руководителей практики, ответов на вопросы в ходе защиты Отчета. В случае невыполнения требований, предъявляемых к практиканту, он может быть отстранен от прохождения практики. Студент, отстраненный от практики или работа которого признана неудовлетворительной по итогам практики, считается не выполнившим учебный план данного семестра. По решению Совета факультета ему может назначаться повторное прохождение практики без отрыва от учебных занятий в университете. В исключительных случаях решается вопрос об отчислении из университета. 2. Содержание конкретных видов социологической практики по специальности «социология» 2.1. Рабочая программа ознакомительной практики Цель данного вида практики: содействие профессиональному самоопределению студента как будущего социолога; формирование возможно более полного и целостного представления о профессии. Задачи:
2.2. Рабочая программа исследовательской практики Цель данного вида практики: закрепление у студентов практических навыков организации и участия в конкретном социологическом исследовании на одном из его основных этапов в качестве социолога-исследователя Задачи:
2.3. Рабочая программа производственной (преддипломной) практики Цель данного вида практики: сбор и анализ студентами эмпирического материала для написания практической части своего дипломного исследования Задачи:
ПРОГРАММА КОМПЛЕКСНОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ студентов специальности «Социология» Цель и задачи педагогической практики Комплексная психолого-педагогическая практика студентов организуется с целью выработки у практикантов навыков самостоятельного проведения учебных занятий (лекций, семинарских и практических занятий) по социологическим дисциплинам, а также приобретения опыта организационной и воспитательной работы. Включает в себя посещение семинарских занятий, проводимых руководителем-методистом, самостоятельное проведение семинарских занятий и предоставление текстов лекций» Практика проводится на V курсе преимущественно в высших учебных заведениях в течение 7 недель. Задачи:
Общая организация педагогической практики осуществляется кафедрой социологии и социальной работы, теоретическое и методическое руководство практикой – кафедрой социологии и социальной работы совместно с кафедрой педагогики и психологии. Практикант организует свою деятельность в соответствии с действующим законодательством и требованиями Устава вуза, подчиняется правилам внутреннего распорядка, выполняет распоряжения администрации и руководителей практики. Студенты-практиканты имеют право по всем вопросам, возникающим в процессе прохождения практики, обращаться к руководителям практик, администрации и преподавателям базовых учебных заведений, вносить предложения по совершенствованию организации практики. Содержание педагогической практики Программой комплексной педагогической практики предусматриваются следующие основные направления в работе студентов-практикантов:
1 неделя практики
2-6 недели практики
7 неделя практики
Оценка деятельности студентов по педагогической практике Общая оценка за практику выставляется с учетом оценок методистов по социологии, психологии и педагогике. При оценивании деятельности студентов на практике учитываются:
На кафедру социологии и социальной работы предоставляются: отчет о выполнении Индивидуального задания (см. Приложение 4), текст лекции, конспекты проведенных учебных занятий, методический анализ двух учебных занятий однокурсников. На кафедру педагогики и психологии предоставляются: социально-психологический паспорт группы; психологический анализ урока практиканта; педагогический (комплексный) анализ урока практиканта; отчет о воспитательной работе (см. Приложение 5,6). Письменная отчетная документация предоставляется не позднее, чем через неделю после окончания сроков практики. По окончанию практики студент получает общую оценку, которая выставляется в зачетную книжку факультетским руководителем практики. В случае невыполнения требований, предъявляемых к практиканту, он может быть отстранен от прохождения практики. Студент, отстраненный от прохождения практики или работа которого на педагогической практике признана неудовлетворительной, считается не выполнившим учебный план данного семестра. По решению Совета факультета ему может назначаться повторное прохождение практики без отрыва от учебных занятий в университете. Смотрите также: Организация практики студентов специальностей "социология" и "социальная работа" Учебно
488.98kb.
5 стр.
Учебно-методическое пособие для студентов всех специальностей Ялта 2009 ббк удк социология: Учебно-методическое пособие для изучения курса. Для студентов всех специальностей /
924.63kb.
5 стр.
Учебно-методическое пособие для студентов неязыковых специальностей Витебск уо «вгу им. П. М. Машерова»
1613.05kb.
14 стр.
Организационные основы системы семейной медицины: опыт планирования и внедрения 14. 00. 33 социальная гигиена и организация здравоохранения
365.21kb.
1 стр.
Учебно-методическое пособие для студентов юридических специальностей Павлодар 2008 удк ббк ж
1434.29kb.
6 стр.
Учебно-методическое пособие для студентов всех специальностей Павлодар
726.15kb.
3 стр.
Исследовательская работа студентов
72.19kb.
1 стр.
Рекомендуемая тематика научно-практической работы для студентов, обучающихся по направлению 040400. 62 «Социальная работа» Перейти к образовательной траектории Образовательная траектория «Социальная работа в системе социальных служб»
58.42kb.
1 стр.
Учебно-методическое пособие для студентов неязыковых специальностей Витебск Издательство уо "вгу им. П. М. Машерова"
1862.55kb.
23 стр.
Методические рекомендации для студентов всех специальностей и форм обучения Санкт-Петербург 2006 (076. 6)
459.61kb.
5 стр.
Также студентами, обучающимися по специальности «Социология», проводящими исследования в рамках производственной практики, курсовых и дипломных работ
75.5kb.
1 стр.
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Социология и политология» для студентов очной формы обучения 423.74kb.
6 стр.
|