Главная
страница 1

Журнал « Национальные интересы: приоритеты и безопасность»,

6(63) - 2010 март, с.38-44

А.А. Гретченко


УДК 001.895


Ис­следование ресурсов инновационной диверсификации экономики России на основе ЗАРУБЕЖНОГО ОПЫТА применения нанотехнологий
В статье раскрываются экономические отношения, возникающие в процессе проведения инновационной дивер­сификации экономики России на основе приоритетного развития наноин­дустрии в инновационном реформировании экономики, необходи­мости ее ус­коренного развития с учетом высокой эффективности внедре­ния нанотехно­логий в промышленность и разработке рекомендаций по со­вершенствованию управления научно-инновационной деятельностью и инфраструктуры НИС России. Исследуются стартовые позиции и ресурсы реформирования отечественной эконо­мики на начало ХХI века и обосновывается в качестве безальтерна­тивной ин­новационная стратегия развития страны, основанная на дос­тижениях науки и техники с учетом действующих тенденций развития ми­ровой экономики и положений постиндустриальной научной парадигмы.

A.A.Gretchenko
RESEARCH OF RESOURCES OF THE INNOVATIVE DIVERSIFICATION OF ECONOMY OF RUSSIA ON THE BASIS OF FOREIGN EXPERIENCE OF APPLICATION OF NANOTECHNOLOGIES

In the article the economic relations arising in the course of carrying out of an innovative diversification of economy of Russia on the basis of priority development nanoindustry in innovative reforming of economy, necessity of its accelerated development taking into account high efficiency of introduction of nanotechnologies in the industry and working out of recommendations about perfection of management by scientific-innovative activity and infrastructures of Russian NIS reveal. Launching sites and resources of reforming of domestic economy on the beginning of the XXI-st century are investigated and innovative strategy of development of the country, based on achievements of science and technology taking into account operating tendencies of development of economic and positions of a postindustrial scientific paradigm is proved as uncontested.

В XXI веке важнейшим, ключевым условием ускоренного прогресса социально-экономического развития является эффективная национальная инновационная политика - деятельность, конечной целью которой является внедрение основанных на достижениях научно-технического прогресса (приоритетных фундаментальных и прикладных НИР и ОКР, изобретательства) новых, передовых, “прорывных” техники и технологий, форм организации труда и управления, пионерских и крупных изобретений. Технологический фактор является ключевым, но далеко не единственным.

Длительный и затяжной для мирного времени общесистемный кризис, поразивший Россию (как и другие постсоветские страны) в 90-е годы, многогранен и неоднозначен. Его материально-техническая основа - нарастающее технологическое отставание; резкое сокращение, а в отдельных секторах (особенно в военно-промышленном комплексе) потеря научно-технического потенциала в результате многократного сокращения заказов и финансирования как со стороны государства, так и частного сектора; технологическая деградация экономики, сокращение примерно втрое доли современного пятого технологического уклада, вымывание наукоемкой продукции при повышении доли ранне- и доиндустриальных укладов; уменьшение в 2,5 раза производства машиностроительной продукции и свертывание ряда производств. Как неминуемое следствие - резкое падение конкурентоспособности отечественной продукции, вытеснение ее с внутреннего и внешнего рынков, недогрузка производственных мощностей, рост полной и частичной безработицы. В этих условиях центр тяжести государственной политики должен быть перенесен в научно-техническую и инновационную сферу, на обеспечение технологического прорыва, на широкое применение нанотехнологий. Мир вступает в новую эпоху развития, связанную с разработкой и практическим использованием достижений науки в области нанотехно­логий.1

Важно понимать, что нанотехнологии – это не одна конкретная отрасль. Спектр их применения многократно шире. Речь, по сути, идет о способности конструировать на уровне атомов и молекул. И хотя на первый взгляд подобное умение может показаться лишь экзотической теоретической задачей, некоторые продукты, которые по своей сути вполне могут рассматриваться как нанотехнологичные, выпускаются уже сейчас. Фактически, нанотехнологиям присущи надотраслевые функции – на практике нанотехнологии связаны с самым широким кругом отраслей, от микроэлектроники до медицины.

Следует отметить, что последние годы ознаменовались бурным ростом интереса к нанотехнологиям и ростом инвестиций в них во всем мире. И это вполне понятно, учитывая, что нанотехнологии обеспечивают высокий потенциал экономического роста, от которого зависят качество жизни населения, технологическая и оборонная безопасность, ресурсо- и энергосбережение. В настоящее время практически во всех развитых странах действуют национальные программы в области нанотехнологий. Они имеют долговременный характер, а их финансирование осуществляется за счет средств, выделяемых как из государственных источников, так и из других фондов. Россия планирует инвестировать в развитие нанотехнологий около 8 млрд. долларов до 2011 года. Эксперты полагают, что уже в самые ближайшие годы специалист по нанотехнологиям станет одной из десяти самых востребованных профессий в России.

Анализ глобальной инвестиционной среды и зарубежного опыта использования нанотехнологий свидетельствует о следующей структуре финансирования нанотехнологий. 2

В 2007 г. государственное финансирование в размере 6,2 млрд. долл. составило 46% от общей суммы финансирования нанотехнологий. Среди развитых стран лидирует Европа, где расходы на нанотехнологии составили 2,2 млрд. долл. Но если сравнить суммы затрат с учетом паритета покупательной способности, то страны Азии опережают и Европу и Северную Америку, поскольку в пересчете на паритет покупательной способности расходы в Азии составляют 2,8 млрд. долл. Типичным примером может служить Национальная нанотехнологическая инициатива правительства США, которая распределяет средства, выделяемые рядом правительственных агентств, в сумме превышающие 1,4 млрд. долл. Финансирование в рамках данной инициативы идет на поддержку нанотехнологических научно-исследовательских центров в университетах и национальных лабораториях. Она также оказывает поддержку в области нанотехнологий путем предоставления грантов в рамках Программы инновационных исследований малого бизнеса (SBIR - Small Business Innovation Research). Другие страны используют модели, которые больше ориентированы на коммерческую составляющую, например, такие как Тайвань. Тайваньская национальная научно-технологическая программа в области нанонауки и нанотехнологий, оказывает поддержку ряду центров по всей стране, имеющих соответствующие условия и оборудование для развития новых проектов в области электроники.

В 2007 г. корпоративное финансирование в размере 6,6 млрд. долл. составило 49% от общей суммы финансирования нанотехнологий. Самая значительная доля пришлась на корпорации в Соединенных Штатах, которые потратили 2,4 млрд. долл., следом идет Япония, вложения которой составили 2 млрд. долл. и Германия с 561 млн. долл. инвестиций. Например, компания General Electric (GE) создала команду для разработок в области нанотехнологий в своем Глобальном исследовательском центре в г. Нискаюна, штат Нью-Йорк, для проведения исследований в ряде перспективных инновационных отраслей от наноструктурированных металлов до датчиков на основе углеродных нанотрубок. Компания BASF заявила, что нанотехнологии вошли в число ее пяти крупнейших областей исследования на следующие пять лет, потратив 180 млн. евро на развитие технологии с 2006 по 2008 гг., в дополнение к инвестициям в такие проекты как SDCmaterials через венчурную компанию BASF Venture Capital.

В 2007 г. венчурный капитал в размере 702 млн. долл. составил 5% от общей суммы финансирования нанотехнологий. Объем инвестиций в нанотехнологии, привлеченных со стороны венчурного капитала понизился на 5% по сравнению с показателем 2006 г., равным 738 млн. долл. Заметим, что венчурный капитал прежде всего инвестировался в компании, прошедшие ненадежный этап первоначального развития – вложения в предприятия на более поздних стадиях составили 68% от всего объема венчурных вложений в сфере нанотехнологий.

Анализ структуры финансирования нанотехнологий свидетельствует о том, что в ХХI веке наноиндустрия будет определять прогресс и состояние дел во всех областях человеческой деятельности. Наноиндустрия является одним из перспективных и востребованных направлений развития науки, технологий и промышленности в экономически развитых странах, таких как США, государства ЕС, Япония и Китай. В настоящее время происходит формирование мирового рынка в сфере наноиндустрии. По оценкам экспертов завершение процесса разделения мирового рынка в сфере наноиндустрии ожидается к 2015 г. При этом его объем возрастет до 1,2–1,5 трлн. долл.3

Обобщая мировую практику формирования национальных инновационных экономик в условиях развития нанотехнологий, следует отметить, что научно-техническая политика и государственное регу­лирова­ние инновационной деятельностью, участие государства в развитии иннова­ционной экономики и формировании национальныой инновацион­ной сис­темы, применявшиеся в США, странах ЕС, Японии, КНР и респуб­лике Корея имеет свои особенности.

Так, США и страны ЕС использовали модель создания инновационных эко­номик, базирующуюся на сугубо западных принципах. Уже в начале 70-х го­дов правительства этих стран приступили к выработке принципов федераль­ной научно-технической политики с целью реализации долго­срочных и высо­корисковых технологических исследований. Были приняты правовые акты по государственному финансированию создания базовых технологий. Для при­влечения частных инвестиций в сферу науки и техно­логий использо­вались налоговые стимулы и механизмы внешнетор­говой политики: кредито­вание и страхование экспорта, прямое субсидиро­вание и т.п. Регулированием инновационной деятельности в этих странах занимаются несколько государ­ственных органов, пользующихся для этой цели исключительно бюджетными средствами. В этих странах существует практика бесплатной вы­дачи лицензий на коммерческое ис­пользование изобретений, запатентован­ных в ходе бюджетных исследова­ний и являющихся собственностью госу­дарства.

США первыми обеспечили са­мую широкую поддержку развитию наноиндустрии. Резкий рост нанотехнологических исследований начался 10 лет назад, когда в США стали готовить государственную программу National Nanotechnology Initiative (Национальная Нанотехнологическая Инициатива), одобренную конгрессом США в 2000 году и затем утвержденную правительством на ближайшее десятилетие, которая стала моделью подобных про­грамм почти для 50-ти стран мира. На долю нанотехнологических расхо­дов США приходится не менее четверти мировых расходов (табл.1). Среди других стран следует отметить и Европейский Союз (более 25%) и Японию (15%).

Таблица 1

Государственные нанотехнологические расходы в 2008 году


Страна

Расходы
млрд. долл.

Европейский Союз

2440

США

1821

Япония

1128

Россия

1076

Остальные страны

510

Китай

510

Южная Корея

350

Индия

50

Всего:

7885

Источник: http://www.cientifica.eu/images/Whitepapers/nor-sample.pdf

По оценкам специалистов ежегодные инвестиции в нанотехнологии, выделяемые правительством США на развитие нанотехнологий, постоянно росли (рис.1.).





Рис.1. Годовые затраты из госбюджета США на развитие нанотехнологий

В США за период с 2001 по 2008 г.г. расходы на развитие нанотехнологий со стороны государства составили около 9 млрд. долл., причем частные инвестиции в нанотехнологии примерно в 10 раз превысили правительственные, а число ученых, участвующих в нанотехнологических исследованиях, превысило 100 000 чел. Таким образом, за прошедшие десять лет государственное финансирование нанотехнологического проекта в США выросло в 10 раз. В 2008 г. государственное финансирование нанотехнологических исследований в США составило 1,4 млрд. долл., что соответствует примерно 35 млрд. руб., из которых около 1/3 выделены на научные исследования, столько же на оборону и чуть меньше на энергетические проекты.

В Европейском Союзе программа развития нанотехнологий включает множество проектов, направленных на установление лидирующих позиций на ряде критических направлений, начиная с разработки наноантенн и наноустройств, и заканчивая разработкой нанороботов, способных восстанавливать больные человеческие органы. В 2007 год на тематическое направление «Нанонауки, наноматериалы и новые технологии» в ЕС было выделено 3,5 млрд. евро.

Заслуживает внимания инновационное развитие Японии. В стране с 1999 г. действует японская «Национальная программа работ по нанотехнологиям». Особенностью японской модели инновацион­ной экономики является использование традиций японского общества: привычка к подчине­нию своему «клану» и беззаветное служение своей фирме. Другой особенно­стью Японии является четкая ориентация на дос­тижение научно-техниче­ского превосходства в наиболее приоритетных от­раслях. Следует отметить, что японские компании предпочитают вербо­вать ученых из стран непосред­ственно в местах их проживания, в отличие от США, которые создают необ­ходимые условия для «утечки мозгов» из самых разных стран. Правительство Японии постоянно увеличивает госу­дарственные расходы на НИОКР, до­ведя их в 2008 году до 3,8% ВВП. Японский Банк развития представляет кредиты для развития приори­тетных направлений сроком до 30 лет со сни­женной платой за кредит.

В КНР крутой поворот к инновационной экономике начался в рамках авторитарной стратегии «четырех модер­низа­ций», упор в которой сделан на развитие частного бизнеса, привлече­ние ка­питала китайцев, живущих за границей, и проникновения через них китай­ского бизнеса в другие страны, прежде всего в США. В Китае пятилетний план 2001 - 2005 включал выделение 300 млн. долл., что позволило стране выйти на мировой уровень разработок. Одним из факто­ров, обусловивших ус­пехи в инновационной деятельности, является способность государствен­ной машины использовать огромную числен­ность населения, низкую зар­плату и обеспечить жесткий контроль со стороны государства за целенаправ­ленным использованием денеж­ных ресур­сов.

Южная Корея обладает одной из наиболее динамично развиваю­щихся экономик. Как и в развитых странах, государство играет чрезвы­чайно актив­ную роль в инновационном развитии страны, главным обра­зом, в сферах био­технологии, информационной техники и техники связи. В стране создается сеть круп­ных наукоградов и технопарков, в частности, извест­ный наукоград «Долина Даедук», технопарк «Поханг» и др. В 2008 г. рас­ходы на НИОКР составили 2,53% ВВП.

По прогнозам до 2010 г. на развитие нанотехнологий в мире будет потрачено 3 трлн. долл. США. Лидерами по объему инвестиций в нанотехнологии в период с 2006 по 2010 гг. станут Япония (6 млрд. долл.), США (5,6 млрд. долл.) и страны Евросоюза (4,6 млрд. долл.). К 2014 г. объем рынка наноиндустрии может увеличиться до 3 трлн. долл., и эти товары составят около 20% от всех товаров, имеющихся на рынке.

Таким образом, в процессе создания инновационных экономик правительствами вы­ше­указанных стран совместно с наукой и бизнес-сообществом были по­строены национальные инновационные системы (НИС). Основные черты национальных инно­вационных систем – открытость и включенность в международные сети, отсутствие раз­рывов в инженерно-производственной, бизнес-инновацион­ной цепочке, раз­витая юридическая система, менеджмент, консалтинг. В рамках НИС госу­дарство формирует и осуществляет свою политику с це­лью достижения и поддержания высокого уровня технологической конку­рентоспособности и эффективности экономики страны. Развитые страны широко используют пре­имущества кооперации в научно-технической сфере («техноглобализм») – важный инструмент инновационной активно­сти.

Диверсифицировать российскую экономику, перевести ее на принципиально новую технологическую базу4 невозможно без создания прочной наноиндустрии, функционирующей в рамках национальной нанотехнологической сети, создания системы управления научно-инновационной деятельностью.

В президентской инициативе «Стратегия развития наноиндустрии», предусматривающей достижение лидерских позиций России в направлении научного прогресса, создание передовых производств, выхода на мировые рынки, сформулированы задачи трех этапов развития наноиндустрии в стране и обозначены основные результаты их реализации. Развитие отечественной наноиндустрии предполагает создание современных кадровой, приборно-инструментальной, технологической и информационной баз, осуществление эффективной координации в этих областях, ликвидацию избыточных экономических, институциональных и правовых барьеров. Стратегия определяет основные инструменты государственной политики в сфере наноиндустрии Устанавливается необходимость и этапы формирования национальной нанотехнологической сети и определяется ее состав. Запущен ряд целевых программ, в том числе, ФЦП «Развитие инфраструктуры наноиндустрии в Российской Федерации на 2008-2010 годы», направленных на формирование необходимой инфраструктуры, проведение исследовательских работ, подготовку кадров. 5

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р утверждена «Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года»,6 опреде­ляющая пути, способы и сроки перевода российской экономики на инно­вационный путь развития. Впервые в концепции на государственном уровне определены приоритетные направления развития работ в области нанотехнологий. Концепция предусматривает рывок в повыше­нии глобальной кон­курентоспособности экономики на основе её перехода на новую технологиче­скую базу, её структурную диверсификацию на ос­нове применения информа­ционных, био и нанотехнологий. Образована Правительственная комиссия по высоким технологиям и инновациям, которая, в том числе, ведет вопросы развития наноиндустрии. Начала свою деятельность госкорпорация «Роснанотех».7 Развивающаяся в России индустрия нанотехнологий – уникальная по возможностям отрасль для воплощения передовых инновационных идей, реализации амбициозных инвестиционных проектов.

Министерством образования и науки России разработана и внесена в Правительство РФ Программа развития наноиндустрии в РФ до 2015 года, которая позволит сконцентрировать и скоординировать имеющиеся финансовые и организационные ресурсы на решении системных проблем развития наноиндустрии, создании конкурентных преимуществ России на мировом рынке высоких технологий и формировании научно-технического потенциала, адекватного современным вызовам мирового технологического развития.

В результате реализации программы ожидается, что к 2015 году объем продаж российской продукции наноиндустрии составит около 900 млрд. руб., а доля отечественной продукции наноиндустрии в общем объеме такой продукции, реализованной на мировом рынке высоких технологий, – около 3%; доля исследователей, проводящих исследования в области наноиндустрии, в общей численности исследователей до 39 лет возрастет до 50%; стоимость лицензионных платежей при введении в хозяйственный оборот объектов интеллектуальной собственности в области наноиндустрии составит 27 млрд. руб. 8



Наноиндустрия должна стать мощным инструментом интеграции отечественного комплекса в международный рынок высоких технологий, надежного обеспечения конкурентоспособности наукоемкой продукции. Это позволит России восстановить и поддерживать паритет с ведущими государствами в ряде ключевых областей науки и техники, ресурсо- и энергосбережении, в создании экологически адаптированных производств, в здравоохранении и производстве продуктов питания, в повышении качества и уровня жизни населения, а также обеспечит необходимый уровень обороноспособности и безопасности государства.

В перспективе достижения в области нанотех­нологий позволяют решать ключевые проблемы ци­вилизации: энергетическую, экологическую, продовольственную, качества жизни, обра­зования, борьбы с бедностью, болезнями и терроризмом. Без учета ресурсов нанотехнологий нельзя решать задачи структурной дивер­сификации эконо­мики, повышения её технологической конкурентоспособ­ности, реализации концепции инновационного развития экономики. Суще­ственное значение при этом имеет анализ мирового опыта использования нанотехнологий в страте­гии развития наукоёмких отраслей производства, государственного регулиро­вания инновационной деятельности. Именно этот опыт должен быть обобщён для создания наноиндустрии в качестве приоритетной отрасли экономики России.

Россия располагает достаточным научным и кадровым потенциалом для ускоренного развития работ в области наноиндустрии. Фундаментальные, поисковые исследования и разработку нанотехнологий осуществляют более 150 научных организаций с численностью около 20 тыс. исследователей. Около 75 российских организаций производят и реализуют продукцию наноиндустрии в объеме более 7 млрд. руб. в год.

Так, институтом им. Борескова СО РАН изготовлены реакторы с на­нопористыми структурами, которые позволяют перерабатывать две трети по­путных газов и получать дополнительной продукции на сумму до 200 млрд.руб. в год. Другой прорывной разра­боткой является изготовление светодиодов для замещения ламп накалива­ния (разработка ФТИ им. Иоффе), что позволит значительно сократить рас­ход электроэнергии на освещение в стране. Институтом биологии им. В.А.Энгельгардта РАН разработаны тест­системы на биочипах, позволяю­щие идентифицировать возбудителей тубер­кулеза, ВИЧ, гепатитов, онко­заболеваний и др. Экономический эффект от внедрения биочипдиагно­стики для каждого больного составляет от 22 до 72 тыс. руб., при этом ежегодно требуются 30 миллионов таких анализов. ФГУП «Прометей» разработал технологию производства уникальных марок сталей с исполь­зованием нанопокрытий, которая позволяет вдвое повысить эксплуа­таци­онные характеристики (свариваемость и хладостойкость). Объем рынка этой продукции может составить 200-250 млрд. руб. в год. Высокий эконо­ми­ческий эффект даст внедрение термогенераторных модулей компании «ТЕРМИОНА» на базе наноструктурных материалов для создания альтер­на­тивных источников энергии.

В настоящее время разрабатываются нормативно-правовые акты в области наноиндустрии. Среди них Положение о национальной нанотехнологической сети Российской Федерации, Программа стандартизации в сфере наноиндустрии, нормативно-правовые акты, направленные на создание и стимулирование внутреннего спроса на продукцию, произведенную с использованием нанотехнологий, и Порядок предоставления льгот и преференций для участников ННС и организаций, создающих крупные научно-производственные объекты наноиндустрии.

В качестве первоочередных мер для диверсификации экономики России на основе применения нанотехнологий, инновационного реформиро­ва­ния экономики страны и формирования эффективной инфраструктуры НИС необходимо:

- во-первых, обеспечить постоянное государственное финансирование приори­тет­ных отраслей науки и техники, в первую очередь, наноиндустрии; рас­смот­реть вопрос о создании «Национального банка развития» под патро­нажем президента для долгосрочного финансирования базовых инноваци­онных про­ектов; эффективно использовать Федеральные целевые про­граммы для под­держки приоритетных проектов и их коммерцеализации в ключевых секторах экономики; обеспечить государственное финансирова­ние исследований на патентную чистоту прорывных отечественных техно­логий, не имеющих ми­ровых аналогов;

- во-вторых, внедрять в практику метод «Форсайт» с целью опре­деления приоритетов научно-технического развития, активно созда­вать «Национальные исследовательские центры» (по аналогии с Нацио­нальными лабораториями США), Центры трансферта технологий, бизнес-инкубаторы;

- в-третьих, продолжить реализацию программ развития венчурного бизнеса и расширения сети технопарков, техноградов, технополюсов, и ОЭЗ, разме­щая определенную часть их в дотационных субъектах Федерации с целью их ин­теграции в экономическое пространство СНГ, увеличить объем госу­дарст­венного финансирования венчурных проектов, решать задачу обеспе­чения технопарков инженерами и научными кадрами;

- в-четвертых, принять меры по предотвращению оттока российских ученых и спе­циалистов за рубеж; разработать программу по адресному возвращению из-за рубежа российских ученых за счет бюджетных средств;

- в-пятых, шире использовать международную кооперацию – важный инстру­мент инновационной активности и развития экономики:

- в-шестых, решить в законодательном порядке: вопросы передачи государст­вом прав на интеллектуальную собственность и технологии, профинанси­рованные из бюджета научным учреждениям-разработчикам; предостав­ления оте­чественным ВУЗам права учреждать малые предприятия с при­влечением биз­нес-спонсоров; передачи ряда Федеральных целевых программ на аут­сорсинг частному капиталу; запре­щение вывода активов в иностранную юрисдикцию по про­ектам, финанси­руемым государством; правовой защиты инновационной системы в сфере нано­технологий с учетом их междисциплинарности. Это потре­бует реализации концепции единой го­сударственной законотворческой по­литики, адапта­ции отечественной сис­темы охраны национальной инновационной системы к международным тре­бованиям, в частности, требованиям Соглашения ТРИПС, подготовки соот­ветствую­щих изменений и дополнений в раздел VII части четвертой Граж­данского кодекса.

Реализация указанных предложений позволит, на наш взгляд, разрабо­тать и реализовать инновационную стратегию долгосрочного раз­вития, обес­печить формирование эффективной национальной инновационной системы, в рамках которой должны быть осуществлены высокий рост ВВП и изменение его структуры, активные фундаментальные исследова­ния, резкое повышение рентабельности приоритетных отраслей промыш­ленности и инновационное преобразование экономики России в целом, ба­зой которой будет являться отечественная наноиндустрия.

Продолжение мирового экономического и финансового кризиса не должно стать основанием для сокращения программы развития нанотех­ноло­гий. Именно кризис должен стать стимулом для инновационного рывка рос­сийской экономики, в первую очередь, наноиндустрии и выхода страны на новый технологический уровень.


Литература


  1. Федеральный закон от 2 августа 2009 г. № 217-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности». http://www.garant.ru/hotlaw/doc/141765.htm

  2. Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 N 1662-р «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» (вместе с "Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года") // "Собрание законодательства РФ", 24.11.2008, N 47, ст. 5489

  3. Стратегия развития науки и инноваций в Российской Федерации на период до 2015 года. Утверждена Межведомственной комиссией по научно-инновационной политике (протокол от 15 февраля 2006 г. N 1) Министерство образования и науки Российской Федерации Файл с текстом документа (формат MS Word DOC, размер 1.2 Мб). Архивированный файл (ZIP, размер 180 Кб)

  4. Распоряжение Правительства РФ от 8.08.2009 г. N 1121-р «О внесение изменений в Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 N 1662-р» (не опубликован)

  5. Приказ Ростехрегулирования от 08.11.2007 N 3071 "О первоочередных мероприятиях по реализации президентской инициативы "Стратегия развития наноиндустрии" // "Вестник Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии", N 12, 2007

  6. Распоряжение Президента Российской Федерации от 24.04.2007 Пр-688 Президентская инициатива «Стратегия развития наноиндустрии». http://nano.extech.ru/nanoindustry/strateg.php

  7. Постановление Правительства РФ от 02.08.2007 N 498 (ред. от 22.10.2008). "О федеральной целевой программе "Развитие инфраструктуры наноиндустрии в Российской Федерации на 2008 - 2010 годы" // "Собрание законодательства РФ", 13.08.2007, N 33, ст. 4205; «Собрании законодательства РФ", 27.10.2008.

  8. Глазьев С.Ю. Развитие российской экономики в условиях глобальных технологических сдвигов. Научный доклад. Москва, 2007.

  9. Доклад Министра А.Фурсенко на заседании Правительства РФ о научном и организационном обеспечении развития наноиндустрии в Российской Федерации. Москва, 17 января 2008 г.

  10. Кузык Б.Н., Яковец Ю.В. Россия — 2050: стратегия инновационного прорыва М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2004. — 632 с.

  11. Федосов Е.А. Инновационный путь развития как магистральная мировая тенденция // Вестник Российской Академии Наук, 2006. №9




1 По оценкам зарубежных экспертов мировой рынок нанотехнологий растет в геометрической прогрессии. Если в 2007 году объемы продаж здесь составляли 50 млрд. долл., в 2008 году – уже 150 млрд., то прогноз на 2010 год – 800 млрд., к 2015 году – свыше 2 трлн.  долл. То есть за восемь лет ожидается рост в сорок раз.

2 Глобальная инвестиционная среда в сфере нанотехнологий. http://www.rusnano.com/Publication.aspx?publicationid=1097

3 http://www.nanonewsnet.ru/blog/nikst/obem-proizvodstva-produktsii-nanoindustrii-v-rossii-k-2015-g-dolzhen-prevysit-900-mlrd-ru

4 Россия отстает в обновлении технологической базы. Доля наукоемкой продукции России на глобальном рынке не превышает 0,5% (для сравнения:  США – 36%, Япония – 30 %). Объем высокотехнологичной компоненты в российском экспорте не превышает 5% (для сравнения: Китая — 22,0%, Южная Корея — более 38%).

5 Общий объем финансирования работ по реализации Стратегии до 2015 года (с учетом задействованных федеральных, ведомственных и других целевых программ, а также средств, выделяемых специализированными фондами) составляет порядка 318 млрд. рублей и предполагает поддержку всего инновационного цикла от фундаментальных исследований до непосредственного производства нанотехнологической продукции. http://nano.extech.ru/nanoindustry/strateg.php

6 http://www.rosnation.ru/index.php?D=458

7 В 2009 г. корпорация «Роснанотех» отслеживала более 450 проектов, ориентированных на развитие конкретных производств. В данном году корпорация планирует утвердить 50 проектов с общим бюджетом в 80 млрд. руб. Согласно планам, закрепленным в Стратегии деятельности РОСНАНО, к 2015 г. объем продаж всей российской продукции наноиндустрии должен достичь 19 млрд. евро, объем экспорта – почти 4 млрд. евро. Это масштабные цифры, сопоставимые с нынешними объемами всей инновационной экономики страны.

8 http://www.nanonewsnet.ru/blog/nikst/obem-proizvodstva-produktsii-nanoindustrii-v-rossii-k-2015-g-dolzhen-prevysit-900-mlrd-ru





Смотрите также:
Гретченко, А. А. Формирование экономики знаний на национальном
184.85kb.
1 стр.
Гретченко А. А. Международный опыт государственных фондов поддержки активизации научной и инновационной деятельности
274.64kb.
1 стр.
А. А. Гретченко
193.77kb.
1 стр.