Главная
страница 1
МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 2

г. Шебекино Белгородской области»


СЦЕНАРИЙ ЧАСА ИСТОРИИ



«Полководец Великой Победы»




Подготовил:

члены детского объединения

«Активисты школьного музея»

Руководитель:



Косенко Павел Иванович,

учитель истории



Шебекино, 2013



Пояснительная записка

В рамках патриотического воспитания подрастающего поколения, в соответствии с областной программой «Патриотическое воспитание граждан Белгородской области на 2006 – 2010 гг.», в рамках цикла школьных мероприятий, проводимых под девизом «Твои, Отечество, сыны» целесообразно провести с учащимися 7-8 классов тематический час истории по теме «Полководец Великой Победы», посвящённый 105-летию со дня рождения Героя Советского Союза Николая Фёдоровича Ватутина.

Подготовка и проведение тематического мероприятия позволяет приобщить детей к активному творческому переосмыслению истории родного края и родной страны, к сохранению памяти о жизни и подвиге участников Великой Отечественной войны, привлечь учащихся к исследовательской деятельности.

Ожидаемым результатом проведения данного мероприятия является повышение интереса у школьников к изучению истории родного края, формирование представлений о жизненном пути и воинском подвиге выдающегося земляка Н.Ф.Ватутина, развитие нравственной сферы личности ребёнка.



Цели и задачи мероприятия:

  1. Воспитывать патриотизм, любовь и уважение к богатейшей истории родного края, благодарность за подвиги старшего поколения.

  2. Развивать нравственную сферу личности ребёнка, формировать национальное и историческое самосознание.

  3. Обобщить представления школьников о выдающихся людях своей малой родины.

  4. Углубить и скорректировать представления учащихся о жизни и воинском подвиге Н.Ф.Ватутина, познакомить с малоизвестными фактами его биографии.

Форма проведения: коллективное творческое дело, круглый стол

Методы проведения: беседа, диалог, использование наглядных пособий, тестирование, демонстрация аудио- и видеодокументов.

Литература:

  1. Ратная доблесть белгородцев. – Белгород, 1995

  2. Дорогой ратной славы: Сборник статей. – Белгород, 2003

  3. Полководцы и военачальники Курской битвы. Южный фас. – Белгород, 2003

  4. Куличкин С.П. Ватутин: К 100-летию генерала армии Н.Ф.Ватутина. –М., 2001

  5. Осыков Б. Белгородский алфавит (Краткий краеведческий справочник). – Воронеж, 1990

  6. Белгородоведение: Учебник для общеобразовательных учреждений / Под ред. В.А.Шаповалова. – Белгород, 2002

  7. Города Белгородской области. – Воронеж, 1973

  8. Захаров Ю.Д. Генерал армии Н.Ф. Ватутин. – М., 1985

  9. Герои Советского Союза. Краткий биографический словарь. - М., 1988

Подготовительная работа педагога:

  1. Подобрать литературу о жизни и воинском подвиге Н.Ф. Ватутина

  2. Разделить класс на творческие группы, дать творческие задания группам, распределить роли, назначить ответственных.

  3. Найти фотоматериал по теме, видеозапись документального фильма «Битва на Огненной Дуге», аудиокассету с записями песен военных лет.

  4. Подготовить выставку краеведческой литературы, посвящённую 105-летию со дня рождения Героя Советского Союза Н.Ф.Ватутина.

  5. Провести тематическую экскурсию в зале военной истории Шебекинского историко-художественного музея.

Оборудование:

  1. Оформление доски плакатами времён Великой Отечественной войны.

  2. Выставка краеведческой литературы, посвящённая 105-летию со дня рождения Героя Советского Союза Н.Ф.Ватутина.

  3. Раздел «Великая Отечественная война» школьного музея.

  4. Разнообразный фотоиллюстративный материал по теме классного часа.

  5. Видеотехника, видеокассета с записью документального фильма «Битва на Огненной Дуге»

  6. Аудиотехника, аудиокассета с записями песен военных лет

  7. Карточки с вопросами

  8. Свечи по количеству участников.

Содержательная часть:

Вступительное слово учителя:

Движение времени неумолимо. С каждым годом, с каждым часом и минутой мы все дальше отодвигаемся от рокового рубежа ХХ столетия, заключенного в трёх словах – Великая Отечественная война. Они, такие короткие, принесли так много горя нашему народу, но они же и навсегда окружили его бессмертным величием, вписав подвиг русского солдата в историю всего человечества.

От нас с вами эту мировую бурю отгораживают уже не годы и не десятки лет, а значительно более полувека. Стирается память о годах лишения и сиротства, незаметно уходят в Вечность воины Великой Победы… Но остаются еще в строю живые свидетели величайшего прошлого России, те, кто не жалея себя, четыре года изо дня в день доказывал – ничем не сломить, не купить, не уничтожить силу русского духа. Остаётся память народная о той кровавой бойне, унёсшей миллионы жизней, остаются воспоминания свидетелей и участников…

А наша задача – сохранить эту память, сберечь в своём сердце пепел давно минувшей войны, вечно помнить имена тех, кому мы обязаны жизнью.

И именно поэтому сегодня мы собрались здесь для того, чтобы поговорить об одном из таких людей – Николае Фёдоровиче Ватутине – Герое Советского Союза, подвижнике Победы, нашем земляке.

О его жизненном и воинском подвиге и пойдёт сегодня речь. Но сначала мне хотелось бы, чтобы вы заполнили карточки, лежащие перед вами, ответив на три вопроса.



Вопросы:

  1. Что ты знаешь о Ватутине как о человеке?

  2. Что ты знаешь о Ватутине как о полководце?

  3. Как ты думаешь, как личность Ватутина отразилась на современной истории твоего родного края?

Слово учителя:

При подготовке к нашей встрече мы с вами разделились на творческие группы: биографы, историки, односельчане, однополчане. Каждый из вас узнал о Ватутине с определённой точки зрения. Я хочу, чтобы вы поделились с товарищами своими творческими находками.



Биограф:

Николай Фёдорович Ватутин родился 16 декабря 1901 года в деревне Чепухино (современный Валуйский район Белгородской области) в семье крестьянина. У Фёдора Григорьевича и Веры Ефимовны Ватутиных, кроме Николая, было ещё четыре сына и четыре дочери. В селе Ватутиных считали середняками.



Историк:

В своей автобиографии в 1939 году Ватутин пишет: «До Октябрьской революции родители занимались земледелием, причём до 1911 года отец жил в общей семье со своими двумя братьями и несколькими сёстрами. Возглавлял семью мой дедушка. Семья в тот период по численности достигала до 25-26 человек и имела одно общее хозяйство – зажиточное, состоявшее из одной хаты, надворной постройки, ветряной мельницы, конной молотилки и трёх-четырёх лошадей. Наёмный труд не применялся. В 1911 году отец отделился от общей семьи и продолжал заниматься сельским хозяйством, имея середняцкое хозяйство, состоявшее из одной лошади, одной коровы и десяти десятин земли».



Односельчанин:

Так уж испокон веков ведётся в настоящих крестьянских сёлах, что каждый на виду, каждый знает, кто и чем занят в любое время. Так и Колю – маленького, крепкого паренька с вихрастой головой, носом пуговкой и весёлыми глазами - заприметили сразу. Из всей ребятни семьи Ватутиных вскакивал он раньше других. Занятие его ежедневное было самым обыкновенным – выгон ватутинского стада за село.



Биограф:

С юности Николай Ватутин проявлял большое усердие в учении. В 1913 году он успешно окончил начальную сельскую школу, в 1915 – двухклассное сельское училище города Валуйки и поступил в третий класс коммерческого училища в посёлке Уразово. Но из-за грянувшей Октябрьской революции успел закончить лишь четвёртый его класс, и вплоть до 1920-го года жил и работал в хозяйстве отца. В неполные 19 лет Ватутин был призван в Красную армию. Началась суровая жизнь военного.



Историк:

Своё первое боевое крещение Ватутин принял в составе 113-го запасного стрелкового батальона под городом Луганском, где вступил в схватку с махновцами. В 1922 году назначен командиром отделения, в 1923 – командиром взвода, затем помощником командира роты, в 1926 году – командиром роты и начальником полковой школы. Походы и бои с контрреволюционными соединениями перемежались с учёбой на курсах, постоянным повышением военной квалификации.



Однополчанин:

В первый раз уехал учиться на курсы краскомов – красных командиров – Ватутин далеко, под Полтаву. Ужасы гражданской войны, разрухи, голода, братоубийства тяжело подействовали на него и его спутников. Чтобы немного отвлечься, Ватутин начинает обучать своих малограмотных попутчиков арифметике. На этом чуть было не закончилась жизнь нашего земляка: услышав устные вычисления и счёт один из «бдительных» революционеров принял их за шпионов и чуть было не приказал арестовать. Лишь вмешательство начальства спасло неосторожных «арифметиков»



Биограф:

В 1929 году Ватутин окончил Военную академию имени М.В.Фрунзе и служит на различных должностях старшего офицера. Есть в биографии нашего земляка интересный факт – участие в установлении конституционного порядка в Чеченской автономной области в феврале-марте 1932 года и подавлении контрреволюционного восстания. С 1939 года Ватутин назначен начальником штаба Киевского особого военного округа, а в 1940-м – заместителем начальника Генерального штаба Красной армии. 38-летний генерал в феврале 1941 года за заслуги в деле строительства вооружённых сил был награждён орденом Ленина.



Односельчанин:

В один из таких тяжёлых и трудных годов, совмещающий службу и учёбу Ватутин побывал в родном селе со своей женой Татьяной. Помогал отцу и братьям по хозяйству. Радостно было вспомнить телу военного полузабытый труд простого крестьянина. Работящая супруга не уступала ему в сноровке и умении. Но не долго продолжалась крестьянская идиллия. Срочный вызов в штаб, сулящий новые назначения а с ними и новые учебные курсы. Расстроенная супруга полушутя упрекнула: «Всё учишься и учишься, так скоро и до генерала дорастёшь!». Знала бы она, как скоро это всё сбудется…



Звучит запись песни «Священная война»

Однополчанин:

Первый день войны повёрг в шок и ужас не только мирное население, но и весь круг приближённых к власти генералов и командиров. Никто не знал точного положения дел на фронте, не мог предсказать, куда повернёт военная машина Гитлера. Неразбериха и хаос сжирали драгоценные минуты, стоявшие каждая сотни жизней советских людей. Растерянность Сталина и его командиров вылилась в немыслимую директиву, которая должна быть разослана по всем приграничным округам, на свой страх и риск сражавшихся с наступающим врагом. В ней говорилось, что советские войска должны собрать все силы, перейти в наступление, мощными контрударами отбросить врага за пределы границ СССР. И это тогда, когда сил уже не осталось, приграничные заставы горели в огне, полчища гитлеровцев шагали по нашей земле! Получивший эту директиву из рук самого Сталина Н.Ф.Ватутин возмутился и, желая возразить, посмотрел Верховному в лицо. Увидев его глаза, остановился и смолчал – единственный поступок в своей жизни, за который до конца жизни его мучила совесть…



Историк:

В годы Великой Отечественной войны с особой силой проявился полководческий талант и знания Н.Ф.Ватутина. Он последовательно занимал должности: начальник штаба Северо-Западного фронта, уполномоченный Ставки Верховного Главнокомандования на Брянском фронте, командующий войсками Воронежского, Юго-Западного и 1-го Украинского фронтов. В октябре 1941 г. он руководил ударной группировкой войск Северо-Западного фронта, нанесшей врагу неожиданный удар в районе Новгорода и Калинина. За проявленное при этом личное мужество и решительность генерал-лейтенант Ватутин был награждён орденом Красного Знамени.



Историк:

Будучи командующим Воронежским фронтом, Н.Ф. Ватутин организовал стойкое сопротивление частей и соединений летом 1942г. Благодаря этому уже в июле 1942 г. наступление фашистских войск в районе Воронежа было приостановлено, и противник вынужден был перейти к обороне.



Биограф:

В период подготовки советских войск к контрнаступлению под Сталинградом Н.Ф.Ватутин был назначен командующим войсками вновь сформированного Юго-Западного фронта. Этот фронт совместно с Донским и Сталинградским во время Сталинградской битвы окружили вражескую группировку численностью 330 тысяч человек и разгромили её. За умелое руководство войсками Ватутин был награждён орденом Суворова I степени, а 12 февраля 1943 года ему было присвоено звание генерала армии.



Однополчанин:

Личный адъютант Ватутина впоследствии рассказывал, что в это время он всерьёз опасался за жизнь своего командира. Нет, за ним не охотились немецкие снайперы и не расставляли ловушки диверсанты. Но напряжение боёв под Сталинградом достигло такого накала, настолько велика была ответственность, легшая на плечи Николая Фёдоровича, что тот практически перестал есть и спать. Круглые сутки Ватутин был в разъездах на самых различных участках фронта, если не там, то на совещаниях с начальством, подчинёнными, командирами смежных соединений, на телефонных переговорных пунктах и тому подобном. Спать умудрялся на так называемом «спальном месте» в автомобиле во время коротких переездов от фронтового участка в кабинет для совещаний. Ел там же, причём питался исключительно консервами…



Историк:

Наивысший талант полководца Н.Ф.Ватутин проявил во время Курской битвы, в ходе которой он командовал Воронежским фронтом.



Показ фрагмента фильма «Битва на Огненной дуге»

Биограф:

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 27 августа 1943 года генерал армии Ватутин был награждён орденом Кутузова I степени.



Односельчанин:

В мае 1943 года Ватутин смог на несколько часов заглянуть в родительский дом. Ведь долгое время он не знал о судьбе своих близких, попавших под немецкую оккупацию. Вера Ефимовна рассказала ему, что немцы так и не узнали о том, что в селе Чепухино живут родственники советского генерала. Хотя среди односельчан нашёлся предатель – конюх Конюк, который пошёл на службу немцам. Он выдал председателя колхоза, которого сразу же расстреляли фашисты за то, что он загнал в реку перед их приходом два колхозных трактора. Конюк угрожал выдать семью Ватутина немцам, но очень скоро был убит партизанами.

Перед отъездом Николай Федорович встретился с односельчанами, рассказал о положении на фронтах, поинтересовался ходом восстановления колхоза и пообещал помочь. Вскоре, после его отъезда, по улицам села прошли 2 артиллерийских тягача. Верный своему слову, Ватутин направил землякам технику, чтобы помочь колхозникам вытащить из реки и отремонтировать те два довоенных колхозных трактора. Какой человек был! И фронтом командовал, и о нуждах односельчан помнил!

Историк:

Преследуя врага, преодолевая его сопротивление, войска I-го Украинского (бывшего Воронежского) фронта под командованием Н.Ф.Ватутина форсировали Днепр, проявив при этом исключительный героизм. К утру 6 ноября 1943 года гитлеровские войска были разгромлены в районе Киева и столица Украины очищена от фашистских захватчиков. Советскими войсками был захвачен важнейший плацдарм на правом берегу Днепра. Продолжая победное наступление, войска под командованием Н.Ф.Ватутина во взаимодействии со II-м Украинским фронтом (командующий И.С.Конев) окружили и уничтожили крупную вражескую группировку в районе Корсунь-Шевченковского.



Биограф:

29 февраля 1944 года во время одной из поездок по фронту в Ровеньской области генерал армии Н.Ф.Ватутин был тяжело ранен. Врачам не удалось спасти жизнь нашего земляка. В ночь на 15 апреля после тяжёлой операции он скончался в одном из военных госпиталей Киева.

17 апреля 1944 года на высоком берегу Днепра в городе Киеве состоялись похороны генерала армии Николая Фёдоровича Ватутина. В час погребения в Москве прозвучал салют из 24-х орудий…

Минутка нравственности:

Слово учителя:

Вот так, на излёте, оборвалась жизнь нашего великого земляка, гражданина своей страны, талантливого полководца, чей гений внёс огромный вклад в общее дело Великой Победы. Генерал Ватутин по заслугам снискал общее признание и всенародную любовь. Его имя сохранилось не только в учебниках истории, но и на карте нашего Отечества, в честь него названы города, посёлки, улицы, колхозы.



В память об этом человеке я хочу, чтобы каждый из вас зажёг свечу, стоящую перед портретом полководца, вспоминая его славный жизненный и героический путь…

Заключительное слово учителя:

  • Сейчас, когда мы с вами поговорили о судьбе Николая Фёдоровича Ватутина, я хочу, чтобы вы снова вернулись к карточкам и вновь ответили на те же самые вопросы.

В конце учитель предлагает учащимся разработать и провести ряд мероприятий для популяризации имени Н.Ф.Ватутина среди учащихся школы.

Примерный план работы:

  1. Выступления с рассказами о жизни и деятельности Н.Ф.Ватутина перед учащимися младших классов.

  2. Создание в школе уголка, посвящённого 105-летию со дня рождения Н.Ф.Ватутина

  3. Подготовка исследовательской работы о Н.Ф.Ватутине и её защита на районной краеведческой олимпиаде.

  4. Планирование экскурсии в музей имени Н.Ф.Ватутина (Валуйский район) на зимних каникулах.


Смотрите также:
Сценарий часа истории «Полководец Великой Победы»
112.9kb.
1 стр.
Сценарий конференции (классного часа) «оружие победы»
160.91kb.
1 стр.
Сценарий классного часа «Маленькие солдаты большой войны»
94.93kb.
1 стр.
«Величальное России и Великой Победы» Chapter "Cheering Of The Russia And The Great Victory"
1350.06kb.
16 стр.
«Шаги Великой Победы»
200.91kb.
1 стр.
В приложении к данной разработке приведены вопросы по истории Знамени Победы, которые могут использоваться в различных интеллектуальных проектах
120.28kb.
1 стр.
Причины поражения Красной Армии в начале Великой Отечественной Войны
273.45kb.
1 стр.
Митинг, посвящённый Дню Победы 9 мая 2009 г
99.16kb.
1 стр.
Цель: Формирование у школьников патриотической позиции. Воспитывать любовь к Родине, гордость за победу русского народа в Великой Отечественной войне
84.6kb.
1 стр.
Программа мероприятий, посвященных 68-летию Победы в Великой Отечественной войне
50.47kb.
1 стр.
Сценарий театрализованного вечера,посвященного 65-летию Великой Победы. Медсестра: Далеко ли ты, солдат, направился?
235.22kb.
1 стр.
Урок истории в 11 классе. Тема урока- исследования «Судьба человека» (2 часа) Сценарий урока разработан учителем истории
129.48kb.
1 стр.