Главная
страница 1

Введение


Тема курсовой работы - праздник как средство воспитания и социализации в культурно-досуговой сфере.

Без праздников немыслима жизнь. Чем она труднее, тем необходимее праздники как потребность в положительных эмоциях, потребность быть вместе.

Целесообразность применения в образовательной и воспитательной работе праздников определяется доступностью средств осуществления и творческой реализацией основных педагогических задач умственного, эстетического, нравственного, духовного развития ребёнка, возможностью широкого привлечения положительного потенциала родителей в совместной работе по воспитанию и обучению детей.

В последние годы, насыщенные различными праздничными торжествами, проблема праздника стала особенно актуальной. В связи с развитием научно-технического прогресса, а также с улучшением условий быта у человека появилось больше свободного времени, которое требует рационального использования.

В 21 веке в условиях переориентации российского общества на Запад, так называемой «вестернизации», снижения общего уровня культуры, смены идеалов, роль праздника в жизни общества приобретает большое значение. Возникают новые и претерпевают серьезную трансформацию старые праздники. Переход современной России к новой парадигме образования, качественные изменения в социальной сфере влияют на характер как будничного, так и праздничного времени, реформируют локальную и национальную идентичность миллионов россиян. Праздник как социальный феномен несет особую функциональную нагрузку в переходные периоды развития социума. Сегодняшнее состояние российского общества актуализирует социальный заказ на систематизацию новых данных, проведение социально-философского исследования феномена праздника.

Цель исследования – изучить праздник как средство воспитания и социализации в культурно-досуговой сфере.

Объект исследования - праздник как средство воспитания и социализации.

Предмет исследования - рациональная организация культурно – досуговой деятельности участников праздника, процесс подготовки и организации праздников.

Задачи исследования:


  1. Изучить понятие и характеристику праздника.

  2. Изучить праздник как средство воспитания и социализации.

  3. Обобщить опыт работы по проведению, организации и подготовке праздника как средства воспитания и социализации в культурно-досуговой сфере.

Анализ феномена праздника носит сложный многоаспектный характер. Зарубежные исследователи данной проблемы К. Жигульский, Н. Мизов осмысливают праздник в русле культурологии; Д. Марк, Э. Тайлор, Д. Фрэзер - этнографии и социокультурной антропологии. Они рассматривают праздничную культуру в связи с ритуалом и мифом. Весомый вклад в изучение социальной роли ритуала внесли представители французской социологической школы: Р. Бенедикт, Р. Барт, Э. Дюркгейм, Б. Малиновский, М. Мид, М. Мосс, А. Радклифф-Браун. Теоретическое осмысление праздника как игры представил И. Хейзинга. Большой интерес представляют труды зарубежных философов.

Р. Генона, Г. Кокса, Й. Пипера, Р. Стронга, Д. Томпсона, Г. Янга и др., занимавшихся исследованием различных аспектов праздника.

Изучение праздника в отечественной научной традиции ведется достаточно давно. Начало этому было положено еще в XIX в, а затем продолжилось в 20-е годы XX в. В этот период появилось немало интересных идей относительно природы праздника. Однако ни в 20-е годы, ни в последующий период не была создана сколько-нибудь обоснованная методология научного изучения праздников. По мнению О. Л. Орлова, в 40-е и 50-е годы ученые не проявляли инициативы в разработке своих представлений о празднике.

Глава 1. Понятие и характеристика праздника

1.1. Понятие праздника


Слово «праздник» в широком обиходе, в популярной и научной литературе имеет множество различных значений, порой противоречащих друг другу. Термин «праздник» часто употребляется для характеристики эмоциональных состояний (праздник чувств, эмоций, души, сердца). Отождествление праздника с чувствами показывает лишь одну его грань: праздничное, эмоционально окрашенное состояние, вызванное особым приподнятым настроением.

В научной литературе сложилась довольно пестрая картина подхода к понятию «праздник». Первые попытки научного определения праздников появились на рубеже 19 – 20 вв.

Определение праздника имеется почти во всех толковых словарях. Еще в русском энциклопедическом словаре библиографического общества «Гранат» дано определение праздника, но лишь в связи с религиозными мотивами. Переизданный несколько раз словарь традиционно уделял внимание разъяснению социальной и культурной сущности праздника. Более развернутая характеристика праздников была дана в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона. Составители уже различали религиозные и светские праздники. В.И. Даль вывел понятие «праздник» из понятия «праздность», праздный – порожний, свободный (если речь идет о месте) и «праздное время» - период, когда можно быть праздным (если речь идет о времени).1

Есть мнении, что понятие «праздник» в русском языке произошло от древнеславянского «праздь», означающего безделье, отдых. Но в современном языке смысловое значение понятия «праздник» отделилось от понятия «праздный», которое многие авторы толкуют как бесцельный, бессодержательный.

Исследователь Снегирев И.М. в своей работе так сформулировал понятие «праздник»: «Самое слово праздник, - писал он,- выражает упразднение, свободу от будничных трудов, соединенную с весельем и радостью. Праздник есть свободное время, обряд – знаменательное действие, принятый способ совершения торжественных действий».2

Таким образом, слово «праздник» означает определенный период времени (час, день или дни), когда не занимаются делами. Оно характеризует такое свободное время, когда что – то отмечают, к примеру определенное событие, которое необходимо выделить из потока других событий. Последнее достигается в праздничном обряде или ритуале, т.е. в определенном символическом действии, которое художественно – выразительно оформлено, а к тому же всегда связано с чем - то необычайно радостным или торжественным. Праздник нуждается в особой душевной или психологической настроенности, в стремлении, настроенности к нему (назрела определенная праздничная ситуация), он же усиливает ее, причем значение этой настроенности сводиться к тому, чтобы осуществить в структуре сознания некие превращения, невозможные в обыденные, занятые трудом дни.

«Праздник, если определять его не традиционно, есть свободная жизнедеятельность, протекающая в чувственно обозримых границах места и времени и посредством живого контакта людей, собравшихся добровольно».3

Праздновать – значит свободно общаться, коллективно переживать. Жизнедеятельность в ситуации праздника дает людям удовлетворение в той его избыточной форме, какая в будничных условиях подавляется или игнорируется. Благодаря этому она приносит людям разрядку от той неприятной напряженности, которая накапливается в них в результате действий обыденного характера.


1.2. Функции праздников


Праздничное мероприятие имеет свои функции:

–обучающая функция – сочинение сценариев, сценическое движение, упражнения для дикции, вокальные, танцевальные занятия, работа над декорациями, пантомима, правильное использование жестов и мимики, искусство диалога, перевоплощения, экспромта;

– воспитательная функция – проявление личности в игровых моделях жизненных ситуаций;

– развивающая функция – гармоническое развитие личностных качеств при подготовке выступления, расширение кругозора, развитие интеллекта, создание условий для самоутверждения и самореализации;

– коммуникативная функция – объединение в коллектив, общение между сверстниками в процессе подготовки праздника, установление эмоциональных контактов с применением упражнений по общению, организация творческого сотрудничества с другими детскими коллективами;

– эстетическая функция – развитие вкуса, умение видеть прекрасное в обыденном;

– просветительская функция – развитие интереса к окружающей действительности, телевидению, кинофильмам, радиопередачам, чтению;

– развлекательная функция – создание благоприятной атмосферы на репетициях и во время игры, превращение занятия в увлекательное путешествие, проведение мини игр и экспромтов;

– релаксационная функция – снятие напряжения, вызванного повышенной учебной нагрузкой, с помощью игровых приемов и самой игры.

В «чистом» виде эти функции не встречаются, они взаимосвязаны, взаимодополняют друг друга. Реализация данных функций обеспечивает решение следующих направлений:

- Объединение педагогических усилий: создание триединого союза: учитель–ученик–родители. При подготовке праздника необходимо привлекать потенциал родителей. Подобные мероприятия позволяют им лучше узнать своих детей, открыть для себя ещё неизвестные стороны: интересы, увлечения, таланты.

- Формирование межличностных отношений. Задача учителя начальных классов заключается в том, чтобы сформировать детский коллектив, сплотить родителей, то есть выстроить систему отношений: посредством активного вовлечения детей и родителей в общую творческую деятельность.


1.3. Методика организации праздника


Методика организации праздников заслуживает отдельного рассказа о себе. Каждый праздник, как известно, представляет собой очень важное и долгожданное событие. От наилучшего решения данного вопроса зависит, как пройдет праздник, понравится ли он детям, какие чувства и эмоции вызовут участники праздника у детей и их родителей.

Методика организации праздников может быть абсолютно разной. При составлении примерного плана необходимо знать следующие этапы и азы, опираясь на которые возможно организовать праздник, который понравится всем его участникам и зрителям.

Организация праздника:

I этап. Организационный. Подготовка к празднику должна начаться заблаговременно. Создается Совет праздника (Совет дела). Составляется подробный план подготовки к празднику, выпускается первый плакат-объявление, яркая афиша о предстоящем событии, призывающий участников праздника.

Поступившие предложения в Совете праздника обсуждаются, а когда станет ясным, каким хотят его видеть, самостоятельный выбор художественного материала, артистическое проникновение в образ и воспитательные задачи определены, составляется сценарий праздника, утверждается Советом.

Распределяются поручения с учетом индивидуальных интересов и способностей и начинаются репетиции. В то же время решаются вопросы о месте, времени, материальном и техническом обеспечении праздника.

II этап. Предпраздничный. Проверяется готовность всех участников, составляется четкий график репетиций. Проводится генеральная репетиция (работа над отдельными эпизодами, их стыковкой, отрабатываются сложные моменты), несколько прогонов всего представления. Организованность и порядок для массового праздника — основа основ. Однако недопустим и жесткий регламент, который может привести к заорганизованности и лишить задуманное праздничных чувств и непосредственности.

III этап. Сам праздник. Самое главное в начале его — настроение ожидания, волнения и предвкушения успеха праздника: все получится хорошо.

Ответственные за ход праздника готовы. Они на своих местах. Звучат фанфары, стихи, музыка, песни; увлекают детей танцы, сценки, яркие плакаты. Кульминацией праздника является точка наивысшего эмоционального подъема, момент наибольшей яркости и торжественности. Финал праздника должен закрепить в душе, в памяти детей главную мысль его. Эта "изюминка" в каждом празднике своя.

IV этап. Обсуждение итогов.

Условия успеха праздника:


  • продумать замысел, основную идею праздника и способ ее художественного выражения, центральный образ представления;

  • создать постановочный план праздника, в котором реализуется замысел, главные события праздника, эпизоды;

  • опираться на принципы музыкального, декоративного оформления, костюмы, реквизит;

  • создать сценарий (пролог, завязка, развитие действия, кульминация, финал). Строго отобрать информацию, стихи, песни;

  • использовать приемы объединения исполнителей со зрителями (коллективное пение, речевки, минута молчания, массовые игры, состязания, игровые средства и т.п.);

  • завязка — эпизод, "запускающий" в движение сюжет праздника — старт праздника;

  • иметь продуманную композицию;

  • каждый фрагмент должен обладать сюжетной логикой, быть связанным в смысловую цепочку фрагментов, не повторяя однообразный набор выразительных средств;

  • использование юмора, шутки, смеха, спортивной программы.

1.4. Классификация праздников


Праздник – многообразное, сложное социальное явление, в связи с чем необходимо его изучение в различных аспектах (философском, социологическом, педагогическом, этнографическом, искусствоведческом и др.), это позволяет говорить о возможности существования различных оснований для его классификации. Ключом для нее могут служить слова Гегеля: чем «… богаче определяемый предмет, т.е. чем больше различных сторон представляет он для рассмотрения, тем более различимыми могут быть выставляемые на основе их определения».

Праздник вообще – такое сложное, многостороннее явление, что очевидно, единой, всесторонней классификации его для всех времен и народов создать невозможно, так же сложность классификации состоит в том, что одни и те же праздники можно включить как в одну группу, так и в другую. Сделать исчерпывающую классификацию праздников практически не возможно.

Одним из первых классификацию массовых праздников еще в 19 веке предложил Снегирев И.М. Он делил праздники на подвижные, и неподвижные (имеющие или не имеющие точной даты), исключительные, т.е связанные с особым событием, сельские и городские, отечественные и заимствованные. Эта классификация не имеет методологической основы, однако отражает самые первые шаги науки о празднике, содержит в себе истоки многих, более поздних классификаций.

Польский философ Жигульский К. в своей работе «Праздник и культура», предложил несколько принципов классификации праздников.

Во – первых он делил праздники на периодически отмечаемые и непериодические, обусловленные моментом.

Классическим примером периодического праздника, весьма часто наблюдаемого у первобытных обществ, является праздник, связанный с культом луны, отмечаемый в начале двух ее фаз – новолуние и полнолуния. Там, где каждое новолуние и полнолуние считается праздником, а календарь, как правило, основан на лунном месяце, периодичность праздника зачастую рассматривается празднующей группой как естественная периодичность, обусловленная характером окружающего мира, высшей механикой космоса. Установление даты праздника, в основе которого лежит историческое событие, например победа народа в войне, так же придает ему ритм, превращает его в периодически отмечаемый праздник, торжественную годовщину. К такому типу праздника относиться 9 мая – Праздник Победы российского народа в Великой Отечественной войне. Подобные примеры можно привести из календарей других стран, где празднуются, скажем 14 июля – дата взятия Бастилии во время Великой французской революции 1789 г.

Гораздо реже встречаются непериодические праздники, обусловленные моментом. К таким можно отнести, например, праздники, отмечаемые по случаю необычайного события в общественной жизни: победы в войне, прекращения эпидемии, начала какого – либо крупного предприятия, важного события при дворе государя, рождения наследника престола или его бракосочетания. В хрониках минувших эпох встречаются упоминания о таких порой весьма торжественно отмечаемых праздниках; лишь незначительная часть их часть попадала в календарь в виде праздничных годовщин.

Происходящие в процессе исторического развития, часто весьма резкие, политические, социальные и культурные изменения, которые иногда сопровождались сменой летоисчисления, введением нового календаря и новых периодических праздников, по мнению Жигульского К., являются обоснованием для деления праздников на старые и новые, праздники старой и новой веры, старого и нового режима, старого и нового строя. Удачные примеры с этой точки зрения дает история деколонизации территорий, длительное время находившихся под властью европейских капиталистических государств; в странах расположенных на этих территориях, отмечались, по крайней мере официально, праздники, значившиеся в календарях метрополий, праздники королевских дворов или республик. Отделение от метрополии, образование самостоятельного, независимого государства везде означало также разрыв с этой традицией, отмену таких праздников и введение собственных государственных праздников, нередко устанавливаемых как раз ради того, чтобы отметить дату завоевания независимости.

Так же как и Снегирев И.М., Жигульский К. делит праздники на подвижные и неподвижные, только он именует их постоянными и не постоянными. Эти два класса праздников разграничиваются с точки зрения даты, времени, на которое они приходятся. Постоянные праздники имеют в календаре точно определенное время, как, например, христианский праздник Рождество Христова, приходящийся на 7 января, или Международный женский день 8 марта. По природе своей к этой категории праздников относятся годовщины, праздники, увековечивающие определенные события и приходящиеся на одно и то же календарное время. Непостоянные праздники не имеют точно определенного времени, выпадают на разные дни в рамках определенного интервала, соответственно принципу их вычисления. Примером может служить христианская Пасха, приходящаяся в календаре на разные воскресенья, в зависимости от первого весеннего полнолуния или языческий праздник Масленица, который является неделей, предшествующей Великому посту.

Не все исследователи праздника в своих работах дают развернутую, подробную классификацию праздников, например Бенифанд А.В. в своей работе «Праздник: сущность, история, современность» писал так: «Классификация праздника строится по религиозным и безрелигиозным, личностным и групповым, массовым, семейным и общественным основаниям. В качестве одного из принципов классификации можно взять общечеловеческий и классовый характер праздника, тогда к одному типу следует отнести праздники связанные с природой, временами года, с сельскохозяйственными и городскими профессиями, семейно – личностные, физкультурно – спортивные, а так же празднование юбилеев деятелей искусства, культуры, науки, миротворческого характера, фестивали, форумы, дни культуры и т.д. В другую группу нужно включить праздники политические, партийные, общественные».4

Наиболее распространенная в 20 веке система классификации исходит из распределения праздника по временам года, сезонам, календарю. Этот принцип чрезвычайно узок, ограничен, так как носит местный характер. Широкое распространение получило также деление праздников на религиозные и нерелигиозные. В этом случае за принцип классификации принимается отношение праздника и религии, подчеркивается его первоначально религиозное, мистическое направление и последующее разделение на две линии, что совершенно не приемлемо.

Исследователь Брудный В.И., показывая неправомочность такого деления, справедливо утверждает, что такое деление ошибочно, так как оно не соответствует материалистической, трудовой теории происхождения праздника.

Интересно то, что очень часто праздники классифицируют по аналогии с театральными жанрами. В этом случае за основу классификации принимаются либо сценарно – режиссерские формы его реального воплощения (массовое представление, театрализованный митинг, карнавальное шествие и т.д.) либо площадка действия (площадь, парк, улица, стадион, клуб).

К такой классификации склонны многие сценаристы, искусствоведы, режиссеры. Но эта классификация так же не совершенна, ибо праздник всегда представляет собой комплекс разнообразных действий.

По мнению болгарского исследователя Мизова Н. нужно разделять две линии праздников.

Первая линия исходя из основных сфер общественной жизни, включает в себя политические, культурные, бытовые, религиозные праздники.

Вторая линия, идущая от личности и общественных групп, включает в себя личные, семейные, племенные, народно – национальные, классово – партийные, международные праздники.

Но и эта классификация не совершенна, ибо она «разрывает» общественную жизнь и конкретные социальные общности людей.



Глава 2. Роль праздника как средства воспитания и социализации в культурно-досуговой сфере





1 Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка, т. 3. - М., 2008 - С. 380 -381.

2 Снегирев И. М. Русские простонародные праздники и суеверные обряды, т.1. - М., 2007 - С.5.

3 Мазаев А.И. Праздник как социально – художественное явление. - М., 2008 - С.11.

4 Бенифанд А.В. Праздник: сущность, история, современность. - Красноярск, 2006. - С. 34.



Смотрите также:
Тема курсовой работы праздник как средство воспитания и социализации в культурно-досуговой сфере
130.24kb.
1 стр.
Из опыта работы Дубининой Е. Н. учителя музыки, истории
48.34kb.
1 стр.
В. П. Астафьева Проблемы социализации подростков в современной России
413.8kb.
3 стр.
Проект о порядке реализации переданных органам местного самоуправления внутригородского муниципального образования Вешняки в городе Москве отдельных полномочий города Москвы в сфере организации досуговой, социально-воспитательной
119.47kb.
1 стр.
Методические указания по выполнению курсовой работы Содержание и объем курсовой работы
119.44kb.
1 стр.
Культурно-досуговая деятельность
406.19kb.
1 стр.
Особенности культурно-досуговой деятельность во время Второй мировой войны
64.64kb.
1 стр.
Методика построения военно-геральдических знаков
197.06kb.
1 стр.
«Теория и методика культурно-досуговой деятельности»
1901.89kb.
10 стр.
Кадровое обеспечение культурно-досуговой деятельности
618.6kb.
5 стр.
План курсовой работы Введение
215.31kb.
1 стр.
"игра как средство гендерной социализации дошкольников"
32.99kb.
1 стр.